Вечно развивающаяся отрасль права, с противоположной практикой по одним и тем же вопросам в разных регионах России. Все новшества обкатываются на бизнесе путем «выпуска» писем ФНС и Минфина с пояснениями и только спустя годы закрепления сложившейся практики в действующем законодательстве РФ.
- Что такое Налоговые споры
- Субъекты правоотношений
- Наиболее распространенные споры
- Стадии налогового спора
- Право на ознакомление материалов проверки
- Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях:
Ежегодно вносятся десятки изменений в налоговое законодательство РФ. К примеру, за 2019 год их было свыше 30, включая такие ощутимые, как повышение НДС до 20% и ввод особого налогового режима для самозанятых граждан. Отслеживать эти изменения, а также своевременно, безошибочно и в полном объеме подавать отчетность и оплачивать налоги, увы, получается не всегда.
Даже когда бизнесмен уверен, что все сделал правильно, у налоговой на этот счет может быть совершенно иная точка зрения. Так появляются налоговые споры — расхождение в финансовых данных и их трактовке у налогоплательщика и фискального органа.
Как корректно выйти из ситуации и цивилизованно решить возникший налоговый спор? Какие вообще бывают спорные ситуации в сфере налогового учета? Кто и как их инициирует? Разберемся в данной статье.
- Что такое Налоговые споры
- Налоговые споры и их причины
- Классификация налогов рф.
- Налоговые судебные споры
- Право на ознакомление материалов проверки
- Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки
- Право свидетеля на получение протокола допроса
- Срок ответа на запрос налоговой, в т. ч повторный
- Повторный запрос
- Наиболее распространенные споры
- Доначисление налогов
- Налоговый вычет
- Можно ли избежать доначислений?
- Консультации по налоговым спорам
- Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Защита прав налогоплательщиков.
- Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России
- Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц
- Производство в арбитражном суде первой инстанции
- Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов
- Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях
- Стадии налогового спора
- Досудебная стадия
- Субъекты правоотношений
- Досудебные и судебные споры
- Досудебное разрешение споров
Что такое Налоговые споры
Данные споры представляют собой последствия взаимодействия организаций с фискальными государственными органами при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В случае разногласий и выявленных нарушений ФНС, спор возможно разрешить только путем судебного урегулирования.
К них относятся вопросы возникающие между плательщиками налогов и официальными инстанциями в ряде ситуаций:
- неправомерном определение базы исчисления;
- невозможности вернуть излишне выплаченные суммы.
Из-за частых смен законов, несовершенства законодательной базы претензии контролирующих инстанций могут быть необоснованными. В данном случае опытный специалист может защитить интересы бизнеса, сэкономить значительные суммы, помочь избежать административной и уголовной ответственности.
В данной рубрике мы подобрали ряд ответов на вопросы с которыми сталкивались наши клиенты и партнеры
Работа фискальных органов, как известно, заключается в пополнении государственного бюджета денежными средствами. Для этого они широко применяют предоставленные законом полномочия, причем далеко не всегда правомерно.
Споры с фискальными органами являются одними из самых сложных видов дел, потому что в спорах с государственными органами трудно убедить суд встать на сторону частной компании.
Участниками
налоговых правоотношений выступают
субъекты хозяйственной деятельности
и государственные органы. Права и
обязанности составляют основу правового
статуса участников налоговых правоотношений
и являются основанием для выделения их
категорий.
Налогоплательщик
(субъект налогообложения) – это лицо,
на ко тором лежит юридическая обязанность
уплатить налог за счет собствен ных
средств.
Налоговый
кодекс Российской Федерации устанавливает,
что на логоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и
физическое лица, на которых в соответствии
с Кодексом возложена обя занность
уплачивать налоги и сборы (ст. 19 части
первой НК РФ
Под налогоплательщиками и плательщиками сборов физическими лицамипонимаются:
•
граждане РФ; иностранные граждане; лица
без гражданства.
Налогоплательщик
(субъект налогообложения) —
лицо, на котором лежит юридическая
обязанность уплатить налог за счет
собственных средств.
1)
организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ налогоплательщиками
или плательщиками сборов;
2)
организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ налоговыми
агентами;
3)
Государственная налоговая служба РФ и
ее территориальные подразделения в РФ;
4)
Государственный таможенный комитет РФ
и его территориальные подразделения;
5)
государственные органы исполнительной
власти и исполнительные органы местного
самоуправления и другие уполномоченные
ими органы и должностные лица, которые
осуществляют прием и взимание налогов
и (или) сборов, а также контроль за их
уплатой налогоплательщиками и
плательщиками сборов;
6)
Министерство финансов РФ, министерства
финансов республик, финансовые управления
(департаменты, отделы) администраций
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, автономной области,
автономных округов, районов и городов,
иные уполномоченные
органы — при решении вопросов об отсрочке
и о рассрочке уплаты налогов и сборов
и других вопросов, предусмотренных НК
РФ.
Права
налогоплательщиков —
гарантии точной реализации налогового
законодательства. В ряде стран вопрос
о правах налогоплательщиков поднят на
особую высоту.
1)
получать от налоговых органов по месту
учета бесплатную информацию о действующих
налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и об иных актах,
содержащих нормы законодательства о
налогах и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц;
2)
получать от налоговых органов письменные
разъяснения по вопросам применения
законодательства о налогах и сборах;
3)
использовать налоговые льготы при
наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
4)
получать отсрочку, рассрочку, налоговый
кредит или инвестиционный налоговый
кредит в порядке и на условиях,
установленных Налоговым кодексом РФ и
т. д.
Обязанности
налогоплательщиков можно условно
разделить на две группы:
1)
основные — связаны с формированием
налоговой базы, исчислением и уплатой
налогов. Основной обязанностью
налогоплательщика является конституционная
обязанность платить налоги и сборы;
2)
факультативные — предъявляемые
налогоплательщикам требования по
обеспечению условий контроля за
выполнением основных обязанностей.
Налоговые споры и их причины
Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.
Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.
Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.
В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.
В самом общем виде налоговый спор возникает, когда плательщик не согласен с мнением налогового органа относительно выписанного «бремени» — взыскания, штрафа, пени. Зачастую подобные споры возникают в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.
Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.
В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.
К первому виду причин относятся:
- необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
- спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
- приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
- отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.
Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.
Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.
Классификация налогов рф.
По
способу взимания налогов различают
прямые и косвенные налоги. Прямые налоги
взимаются в процессе накопления
материальных благ непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщиков.
В этом случае размер налогового оклада
точно известен налогоплательщику или
его возможно рассчитать.
В
качестве примера можно привести
подоходный налог, уплачиваемый физическими
лицами, налог на прибыль предприятий и
организаций, налог на имущество,
переходящее в порядке наследования или
дарения, и др.
Косвенные
(иначе – адвалорные) налоги взимаются
через цену товара. Это своеобразные
надбавки, включаемые государством в
цену товаров и услуг (акцизы, налог на
добавленную стоимость, налог с продаж,
налог с оборота, специальный налог на
поддержание основных отраслей народного
хозяйства и др.).
По
субъекту-налогоплательщику выделяются
следующие группы налогов: налоги с
физических лиц (подоходный налог с
физических лиц, налог на имущество
физических лиц, налог на имущество,
переходящее в порядке наследования и
дарения, курортный сбор и др.); налоги с
предприятий и организаций (налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость,
акцизы, налог на пользователей
автомобильных дорог, налог на имущество
предприятий и организаций, сбор за
использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных
на их основе слов и словосочетаний и
др.).
Смешанные
налоги, которые уплачивают как физические
лица, так и предприятия и организации
(госпошлина, некоторые таможенные
пошлины, налог с владельцев транспортных
средств и др.).
По
органу, который устанавливает и
конкретизирует налоги Действующие в
Российской Федерации налоги можно
разделить на три группы в зависимости
от того, какой орган их вводит и имеет
право изменять и конкретизировать:
федеральные налоги, региональные налоги
и местные налоги.
Федеральными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом Российской Федерации
и обязательные к уплате на всей ее
территории.
Региональными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации, вводимые в действие
законами субъектов Российской Федерации
и обязательные к уплате на территории
соответствующих субъектов Российской
Федерации. Устанавливая региональный
налог, представительные органы власти
субъектов Российской Федерации определяют
следующие элементы налогообложения:
налоговые льготы, налоговую ставку в
пределах, установленных налоговым
законодательством, порядок и сроки
уплаты налога, а также форму отчетности
по данному региональному налогу.
Местными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
и вводимые в действие в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации
нормативными правовыми актами
представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате
на территории соответствующих
муниципальных образований.
К
федеральным налогам и сборам относятся:
К
региональным налогам и сборам относятся:
- налог
на имущество организаций; - налог
на игорный бизнес;
К
местным налогам и сборам относятся:
- налог
на имущество физических лиц; - налог
на наследование или дарение;
По
уровню бюджета, в который зачисляется
налоговый платеж налоговые платежи
можно подразделить на закрепленные и
регулирующие (разноуровневые).
Закрепленные
налоги непосредственно и целиком
поступают в конкретный бюджет или
внебюджетный фонд. Среди закрепленных
налогов выделяют налоги, которые
поступают в федеральный бюджет, в
региональный бюджет, в местный бюджет,
во внебюджетный фонд.
Регулирующие
(разноуровневые) налоги поступают
одновременно в бюджеты различных уровней
в пропорции согласно бюджетному
законодательству.
В
современных условиях в налоговой системе
России действуют такие регулирующие
налоги, как налог на прибыль с предприятий
и организаций и подоходный налог с
физических лиц.
По
целевой направленности введения налога
можно выделить налоги абстрактные
(общие) и целевые (специальные).
Абстрактные
(общие) налоги вводятся государством
для формирования бюджета в целом, тогда
как целевые (специальные) налоги вводятся
для финансирования конкретного
направления затрат государства
К
специальным относятся, например, сбор
на нужды образовательных учреждений,
взимаемый с юридических лиц, целевые
сборы на содержание милиции, на
благоустройство территорий и другие
цели.
Как
правило, для целевых налоговых платежей
создается специальный фонд (внебюджетный)
или в самом бюджете для подобного вида
налогов вводится специальная статья.
Налоговые судебные споры
После безрезультативных досудебных попыток урегулирования налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение ФНС в суде. Порядок подачи и рассмотрения обращения регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ (глава 2, статьи 208–217.1) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (глава 24).
Основанием для заявления налогоплательщика в арбитражный суд могут быть:
- нарушения его прав и законных деловых интересов;
- отказ в предоставлении льгот и возврата излишне уплаченных сборов;
- незаконное наложение налоговых санкций, финансовых ограничений и каких-либо обязанностей на физическое или юридическое лицо, создание иных препятствий для ведения бизнеса или исполнения трудовых обязанностей.
В общем порядке арбитражный суд принимает к рассмотрению заявления в течение трех месяцев со дня, когда заявителя уведомили о нарушении его прав. Такой же период времени отводится суду для рассмотрения дела и вынесения решения. Указанный срок может быть продлен до полугода (например, в связи с особой сложностью дела).
Согласно статье 259 АПК РФ до вступления в силу решение арбитражного суда первой инстанции можно обжаловать в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба подается в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом первой инстанции.
Решение апелляционной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба подается в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.
К преимуществам судебного решения налогового спора можно отнести объективность суда, повышающую шанс налогоплательщика отстоять свою правоту.
Недостатком является расход материальных и временных ресурсов (оплата госпошлины и многомесячное ожидание решения).
В то же время допускается обращение к процедуре медиации или передача ведения дела юристу по налоговым спорам, что обеспечивает компетентную защиту, а также экономию сил и времени заявителя.
Право на ознакомление материалов проверки
Налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и допмероприятий до момента их рассмотрения в органе ФНС. Это поправка была принята для того, чтобы налоговые инспекторы больше не могли знакомить налогоплательщиков с документами по проверке непосредственно в день рассмотрения ее материалов.
В результате этого у налогоплательщиков нет возможности подготовить свои возражения и аргументы на доказательства налоговиков, заблаговременно до их рассмотрения. Теперь такое время у налогоплательщиков будет, в том числе для исследования всех материалов детально. Новый порядок также распространяется на все налоговые проверки, завершенные после 3 сентября 2018 года.
Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки
С 3 сентября 2018 года налоговики должны будут оформлять дополнения к акту налоговой проверки в отношении каждого дополнительного мероприятия налогового контроля:
- запроса документов;
- допроса свидетелей;
- проведения экспертиз.
Налогоплательщик должен будет получить такое дополнение к акту в течение 5 рабочих дней со дня его оформления. К документу должны быть приложены копии всех материалов, полученных по результату контрольных мероприятий. В течение 15 рабочих дней налогоплательщик сможет представить в орган ФНС свои возражения на дополнение к этому акту.
Право свидетеля на получение протокола допроса
С 3 сентября 2018 года Налоговики должны вручать копию протокола допроса свидетелю. До сих пор сотрудники ФНС России не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола допроса, в том числе при условии просьбы об этом с его стороны. И адвокат не поможет. В НК РФ прописано, — копию протокола будут выдавать обязательно. Это очень нужный документ, ведь с его помощью можно подготовиться к разрешению разногласий с налоговой инспекцией, в том числе и в суде.
Срок ответа на запрос налоговой, в т. ч повторный
Для представления документов и информации по конкретной сделке в орган ФНС у бухгалтеров дано по закону не 5 рабочих дней, а 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования ФНС России. Об отсутствии требуемых документов и информации необходимо известить налоговиков в тот же срок.
Повторный запрос
Если документы запрашиваются повторно, то у вас есть право их не предоставлять, а сообщить проверяющим, что запрашиваемые документы (информацию) уже один раз подавали.
Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении нужно будет указать, куда были направлены запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым их направили.
Наиболее распространенные споры
- споры по поводу налогового вычета,
- о возврате или зачете излишне уплаченных,
- об уклонении от уплаты и доначислении,
- о привлечении к налоговой ответственности, наложении штрафов и пеней.
Существует два способа разрешения конфликтов между субъектами хозяйствования и налоговыми организациями:
- досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
- рассмотрение спора в арбитражном суде.
Отстоять свои интересы в суде самостоятельно – практически невыполнимая задача для плательщака налогов. Необходимо знать особенности расчета ставок для разных категорий плательщиков налогов, уметь предвидеть возможные действия оппонентов. Адвокат обычно работают сообща, поэтому вероятность успешного результата высока.
Доначисление налогов
В ходе проверки инспекция может установить занижение налоговой базы, создание налогоплательщиком искусственного документооборота, заключение фиктивных договоров и другие правонарушения. Тогда по результатам проверок будут доначислены суммы и наложен штраф. Хуже всего, если инспекция заподозрит уклонение от их уплаты. В этом случае должностным лицам организации грозит уголовная ответственность.
Но предприниматели, обращаясь в суд за защитой свои прав, нередко добиваются отмены неправомерных решений (Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2016 по делу № А21-2994/2015, Постановление арбитражного суда Московского округа от 30.12.2016 по делу № А41-24794/2016). В качестве аргументов можно:
- говорить о недоказанности фактов, установленных инспекцией по причине недостаточности, недопустимости или неотносимости к делу представленных доказательств,
- ссылаться на анализ налоговой отчетности контрагента,
- приводить свои доказательства (договоры, декларации, выписки банка, платежные поручения и т.д.),
- приводить объяснения должностного лица налогоплательщика, не отразившего в учете поступившую выручку,
- проводить опросы других лиц по делу.
Налоговый вычет
Согласно п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая может признать выгоду необоснованной при доказанности следующих обстоятельств:
- невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, складов, транспорта и прочего;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.
Так, в одном деле суд установил, что исчисленная к возмещению сумма завышена, поскольку контрагент по сделке не поставлял товар проверяемому налогоплательщику, который фактически напрямую поставлял производитель товара. Относительно другого контрагента суд выяснил, что движение денежных средств имеет транзитный характер. Кроме того, при больших оборотах отчисления на налоги и заработную плату были минимальны. Таким образом, организация имела признаки технической фирмы, а налаженная схема купли-продажи угля работала с целью искусственного увеличения цены на него.
Кроме того, налогоплательщиком был заявлен вычет по договору оказания услуг по сортировке угля.
Однако налоговая представила доказательства отсутствия технической возможности оказать данные услуги, т.к. у организации отсутствовала техника и необходимый персонал.
Суд отказал налогоплательщику в иске о признании недействительными решений инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу № А27-11764/2016).
Можно ли избежать доначислений?
Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.
Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.
Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.
Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.
Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.
Консультации по налоговым спорам
Основная задача бизнеса — развиваться и приносить прибыль. Но чем успешнее идут дела бизнесмена, тем более пристальный интерес ощущает он со стороны налоговой службы, которая преследует иную цель — пополнение федерального бюджета за счет налоговых отчислений.
Иногда фискальный орган усматривает в действиях налогоплательщика желание сокрыть реальные доходы или неверно отразить их в отчетности. Чтобы отстоять свое честное имя и не переплатить, имеет смысл обратиться к экспертам в области налогового арбитража.
В решении налоговых споров верным союзником может стать аудиторско-консалтинговая компания «КСК групп», уверенно занимающая лидирующие позиции в сфере юридического и налогового сопровождения (по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА»).
«КСК групп» придерживается ROI-подхода и предоставляет клиенту не просто консультирование, а реальное решение задачи с прогнозом результативности. Специалисты компании с высокой степенью достоверности подсчитывают, какую сумму клиент сможет обжаловать, а значит, и сохранить на своих счетах.
Кроме того, юристы «КСК групп» могут выступить медиаторами в налоговом споре и посодействовать взаимовыгодному досудебному примирению между налоговой и налогоплательщиком. За 25 лет работы на рынке юридических и консалтинговых услуг компания накопила огромный практический опыт: авторитет и профессионализм специалистов «КСК групп» оценили уже более 800 крупных организаций, многие из них стали постоянными клиентами.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Защита прав налогоплательщиков.
Существуют
две формы вины лица в совершении
налогового правонарушения:
Умысел
в действиях лица усматривается в том
случае, если лицо, совершившее
правонарушение, осознавало противоправный
характер своих действий (бездействия)
и желало либо сознательно допускало
наступление вредных последствий таких
действий (бездействия).
Правонарушение
признается совершенным по неосторожности,
если лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера своих действий
(бездействия) либо вредного характера
последствий, возникших вследствие этих
действий (бездействия), хотя должно было
и могло это осознавать.
Вина
организации в совершении налогового
правонарушения определяется в зависимости
от вины ее должностных лиц либо ее
представителей, действия (бездействие)
которых обусловили совершение данного
налогового правонарушения.
Вина
в форме умысла в качестве квалифицирующего
признака предусмотрена лишь в составе
одного налогового правонарушения,
предусмотренного пунктом 3 статьи 122 НК
РФ — «неуплата или неполная уплата сумм
налога в результате занижения налоговой
базы, иного неправильного исчисления
налога или других неправомерных действий
(бездействия), совершенные умышленно».
В
части первой НК РФ (раздел VI «Налоговые
правонарушения и ответственность за
их совершение») содержатся иные составы
правонарушений, размеры, основания и
порядок применения ответственности.
Отсутствие
хотя бы одного из квалифицирующих
признаков является освобождения
налогоплательщика от ответственности.
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которых
в соответствии с НК РФ возложена
обязанность уплачивать соответственно
налоги и (или) сборы.
Налоговая
ответственность — это применение
финансовых санкций за совершение
налогового правонарушения уполномоченными
на то государственными органами к
налогоплательщикам и лицам, содействующим
уплате налога.
Глава
15 НК РФ устанавливает общие положения
об ответственности за совершение
налоговых правонарушений. Физ лицо
может быть привлечено к нал ответственности
с 16 лет. За совершение нал правонарушений
индивидуальные предприниматели могут
быть привлечены к административной и
налоговой ответственности. Однако НК
РФ закрепил общее правило, согласно
которому никто не может быть привлечен
повторно к ответственности за совершение
одного и того же нал правонарушения.
Физ лицо не может быть привлечено
одновременно к нали администр
ответственности в том случае, если нал
и администрответственность наступают
в результате совершения одного и того
же нарушения, то есть когда совпадает
состав правонарушений, предусмотренных
налоговым и административным
законодательством.
Предусмотренная
настоящим Кодексом ответственность за
деяние, совершенное физ лицом, наступает,
если это деяние не содержит признаков
состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством РФ.
Привлечение налогоплательщика к
ответственности за совершение нал
правонарушения не освобождает его от
обязанности уплатить причитающиеся
суммы налога и пени. Лицо, привлекаемое
к ответственности, не обязано доказывать
свою невиновность в совершении нал
правонарушения. Обязанность по доказыванию
обстоятельств, свидетельствующих о
факте налправонарушения и виновности
лица в его совершении, возлагается на
налоговые органы. Неустранимые сомнения
в виновности лица, привлекаемого к
ответственности, толкуются в пользу
этого лица. Лицо не может быть привлечено
к ответственности за совершение нал
правонарушения при наличии хотя бы
одного из следующих обстоятельств:1)
отсутствие события налогового
правонарушения;2) отсутствие вины лица
в совершении налогового правонарушения.
Статья
111 НК РФ предусматривает обстоятельства,
исключающие вину лица в совершении
налогового правонарушения:1) совершение
деяния, содержащего признаки налогового
правонарушения, вследствие стихийного
бедствия или других чрезвычайных и
непреодолимых обстоятельств;2) совершение
деяния, содержащего признаки налогового
правонарушения, налогоплательщиком —
физическим лицом, находившимся в момент
его совершения в состоянии, при котором
это лицо не могло отдавать себе отчета
в своих действиях или руководить ими
вследствие болезненного состояния; 3)
совершение деяния, содержащего признаки
налогового правонарушения, физическим
лицом, не достигшим к моменту совершения
деяния шестнадцатилетнего возраста;4)
истечение сроков давности привлечения
к ответственности за совершение
налогового правонарушения. Лицо не
может быть привлечено к ответственности
за совершение налогового правонарушения,
если со дня его совершения либо со
следующего дня после окончания налогового
периода, в течение которого было совершено
это правонарушение, истекли три года
(срок давности).
Также
НК РФ (статья 112) предусмотрены
обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность за совершение налогового
правонарушения:1) совершение правонарушения
вследствие стечения тяжелых личных или
семейных обстоятельств;2) совершение
правонарушения под влиянием угрозы или
принуждения либо в силу материальной,
служебной или иной зависимости;
3)
иные обстоятельства, которые судом
могут быть признаны смягчающими
ответственность; Обстоятельством,
отягчающим ответственность, признается
совершение налогового правонарушения
лицом, ранее привлекаемым к ответственности
за аналогичное правонарушение. Лицо, с
которого взыскана налоговая санкция,
считается подвергнутым этой санкции в
течение 12 месяцев с момента вступления
в силу решения суда или налогового
органа о применении налоговой санкции.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие
ответственность за совершение налогового
правонарушения, устанавливаются судом
и учитываются им при наложении санкций
за налоговые правонарушения. При наличии
хотя бы одного смягчающего ответственность
обстоятельства размер штрафа подлежит
уменьшению не меньше, чем в два раза.
При наличии отягчающих обстоятельств
размер штрафа увеличивается на 100
процентов. При совершении одним лицом
двух и более налоговых правонарушений
налоговые санкции взыскиваются за
каждое правонарушение в отдельности.
Налоговые санкции взыскиваются с
налогоплательщиков только в судебном
порядке. Статья 22. Обеспечение и защита
прав налогоплательщиков (плательщиков
сборов) 1. Налогоплательщикам (плательщикам
сборов) гарантируется административная
и судебная защита их прав и законных
интересов. Порядок защиты прав и законных
интересов налогоплательщиков (плательщиков
сборов) определяется настоящим Кодексом
и иными федеральными законами.2. Права
налогоплательщиков (плательщиков
сборов) обеспечиваются соответствующими
обязанностями должностных лиц налоговых
органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей по обеспечению прав
налогоплательщиков (плательщиков
сборов) влечет ответственность,
предусмотренную федеральными законами
Сущность
административного порядка защиты прав
и законных интересов налогоплательщиков
состоит в том, что вся процедура разрешения
споров происходит исключительно в
налоговых органах без вынесения дела
в суд. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. Согласно ст.118
Конституции РФ правосудие в РФ
обеспечивается только судом. Поэтому
налогоплательщик может обратиться в
суд не прибегая к административной
процедуре разрешения споров.
Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России
Оспаривание нормативных правовых актов ФНС России осуществляется в судебном порядке в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов ФНС России.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (п. 1 ст. 208 КАС РФ).
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).
При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.
Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ.
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов ФНС России рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (п. 1 ст. 213 КАС РФ).
Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц
Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Обращение в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 АПК РФ осуществляется в форме:
- искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
- заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
- жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.
Производство в арбитражном суде первой инстанции
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):
- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;
- создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов
Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ).
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 273 АПК РФ).
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено (ст. 276 АПК РФ).
Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.
Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях
- существует решение о привлечении налогоплательщика к какому-либо виду ответственности;
- необходимо оспорить размер наложенных санкций;
- наблюдается бездействие инспекции по поводу необходимости вернуть излишне выплаченные суммы.
В рамках комплексных услуг мы выполняем следующие мероприятия:
- даем консультации;
- готовим обжалования уведомлений, решений налоговых органов;
- осуществляем обжалование актов проверок, наложения штрафных санкций;
- сопровождаем интересы клиентов в ходе проведения проверок;
- обеспечиваем защиту от необоснованного уголовного преследования.
За период своей деятельности мы наработали прочные партнерские отношения с представителями контролирующих органов. Свой авторитет мы используем для того, чтобы изменить мнение налоговой инспекции о нашем клиенте в лучшую сторону, но разрешаем конфликты исключительно в рамках правового поля.
Обратившись вюридический кабинет Андрея Суворова, вы получите надежную и правомерную защиту в самых сложных конфликтах с контролирующими органами.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Стадии налогового спора
Налоговый спор, как правило, начинается с того, что одна из сторон правоотношений выявляет нарушение ее прав или неисполнение обязанностей другим участником отношений. Иными словами, должен иметь место юридический факт, с которого и начинается процесс спора.
Досудебная стадия
Потерпевшая сторона предъявляет свои претензии второму участнику конфликта и ждет ответа на возражения. Начинается так называемая досудебная стадия, суть которой заключается в том, что сторонам дается возможность разрешения всех противоречий до обращения в суд.
На этой стадии потерпевшая сторона направляет исковое заявление в суд — арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от характера правоотношений. К заявлению в этом случае необходимо приложить все доказательства и процессуальные документы, которые указаны законодателем в качестве обязательных. Стадия заканчивается вынесением решения суда, в котором спорный вопрос решается.
В подобных спорах с налоговой важным фактором является высокая квалификация юриста по налоговым спорам. В нашей компании услуги специалиста по налогам постоянно востребованы и имеют высокий показатель успешного ведения дел данного направления.
Субъекты правоотношений
Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:
- таможенные органы;
- налогоплательщики;
- организации — налоговые агенты;
- налоговые органы.
Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.
Досудебные и судебные споры
В досудебном урегулировании налогового спора, как правило, заинтересованы обе стороны. Как было сказано выше, для налогового органа статистика по снижению количества судебных обращений служит показателем эффективной работы. А для налогоплательщиков доведение до судебного разбирательства невыгодно с материальной точки зрения: оно оборачивается дополнительными тратами на оплату издержек судопроизводства (по статистике, 70% дел проигрываются). Не избежать и потери времени: рассмотрение может занять до трех месяцев.
Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров существенно снижает нагрузку на саму судебную систему (ежегодно в арбитраж поступают десятки тысяч исков, связанных с применением налогового законодательства). Согласно официальным данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15–20% и более.
Рассмотрим основные принципы досудебного и судебного урегулирования разногласий.
Досудебное разрешение споров
Досудебное разрешение споров имеет две основные формы. Во-первых, это рассмотрение жалоб на действия, бездействие или решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ФНС. Данная процедура имеет самостоятельное правовое регулирование и подчиняется ряду внутренних правил (статья 138 НК РФ). Во-вторых, это процедура завершения налогового спора с привлечением стороны-посредника. Она проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ).
Первый путь предлагает сама фискальная служба. В данном случае жалоба налогоплательщика адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подавать ее следует непосредственно в то налоговое отделение, чьи действия или решения оспариваются. Оттуда она уже будет направлена в вышестоящую инстанцию.
К преимуществам досудебного разрешения спорных налоговых ситуаций через ФНС относятся отсутствие госпошлин, простота подачи жалобы, быстрые сроки рассмотрения и принятия решения по жалобе.
Среди минусов данного способа урегулирования налогового спора — низкий процент решений в пользу налогоплательщиков. В ситуации, когда первичное и повторное обжалование в самом налоговом органе не принесло положительного результата, можно прибегнуть к «плану Б» или сразу обратиться в суд.
Второй вариант (он же «план Б») — обращение за помощью в компанию, которая готова выступить посредником (медиатором) в споре налогового агента и плательщика налогов. Согласно статье 1 Закона № 193-ФЗ, таким образом могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений (главным образом в сфере предпринимательской и других форм экономической деятельности), а также споры на почве трудовых (за исключением коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений. Процедура медиации проводится по взаимному согласию сторон с гарантией конфиденциальности информации и независимости посредника. Сторона-медиатор обязуется быть беспристрастной в рассмотрении фактов налогового спора. В то время как в случае с жалобой, поданной в ФНС, вышестоящий налоговый орган, выносящий решение по жалобе, подобных обязательств на себя не берет.
Процесс альтернативного досудебного разрешения налогового спора включает анализ причин конфликта и имеющейся документации. Далее следуют разработка стратегии примирения сторон, подготовка пакета необходимых документов, продумывание реакций на возможные вопросы и возражения сторон спора. После этого наступает главный этап — переговоры с участниками конфликта и принятие решения, удовлетворяющего все стороны. Наконец, решение фиксируется в виде медиативного соглашения и направляется участникам налогового спора для согласования.
К услугам медиатора можно обратиться как до, так и в ходе судебного процесса, но строго до вынесения судом решения. К другим преимуществам метода относятся поиск приемлемого для всех сторон решения, поддержание деловой этики и сохранение уважительных партнерских отношений между участниками спора.
Единственным минусом является то, что услуга платная. При взаимном согласии расходы могут быть разделены либо оплачены полностью одной из сторон.