Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Разрешение налоговых споров, осуществляемое в соответствии с правилами налогового и процессуального законодательства, призвано защищать права юридических лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или устанавливать правоту действий и решений инспекций ФНС. Рассмотрим основные правила формирования и направления документа об обжаловании, подведомственности и подсудности споров данной категории, порядок их рассмотрения и вынесения решения по существу.

Налоговые споры в суде составляют большой массив дел. Одними только арбитражными судами (т. е. с участием хозяйствующих субъектов) ежегодно рассматриваются десятки тысяч дел по искам предпринимателей или юридических лиц об оспаривании действий или актов ненормативного характера налоговой службы и ее служащих. В целях защиты прав предпринимателей от неправомерных действий налоговой службы необходимо знать порядок составления и направления судебной жалобы, сроки ее рассмотрения, принимаемые по результатам рассмотрения решения.

Судебный порядок разрешения налоговых споров

Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

  • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
  • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
  • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
  • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.
Дополнительный анализ:  Зарплата провизора и фармацевта не может выплачиваться из средств омс

По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

Ежегодно вносятся десятки изменений в налоговое законодательство РФ. К примеру, за 2019 год их было свыше 30, включая такие ощутимые, как повышение НДС до 20% и ввод особого налогового режима для самозанятых граждан. Отслеживать эти изменения, а также своевременно, безошибочно и в полном объеме подавать отчетность и оплачивать налоги, увы, получается не всегда.

Даже когда бизнесмен уверен, что все сделал правильно, у налоговой на этот счет может быть совершенно иная точка зрения. Так появляются налоговые споры — расхождение в финансовых данных и их трактовке у налогоплательщика и фискального органа.

Как корректно выйти из ситуации и цивилизованно решить возникший налоговый спор? Какие вообще бывают спорные ситуации в сфере налогового учета? Кто и как их инициирует? Разберемся в данной статье.

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Налоговые споры и их причины

Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.

Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.

Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.

В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.

В самом общем виде налоговый спор возникает, когда плательщик не согласен с мнением налогового органа относительно выписанного «бремени» — взыскания, штрафа, пени. Зачастую подобные споры возникают в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.

В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.

К первому виду причин относятся:

  • необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
  • спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
  • приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
  • отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.

Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.

Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Иллюстрация: Право.Ru/Оксана Острогорская

Если добавить в дизельное топливо немного керосина, оно будет лучше храниться зимой. Много лет Минфин подтверждал, что такие смеси не облагаются акцизом, а в прошлом году передумал. Теперь он по-новому определяет подакцизное производство. Ангарская компания не смогла оспорить этот подход ни в первой инстанции, ни в апелляции Верховного суда. На заседании директор истца заявил, что все может закончиться банкротствами нефтебаз. Что об этом думает ФНС, читайте в нашем репортаже.

Акциз — косвенный налог, который платят производители товаров. В п. 3 ст. 182 НК сказано: подакцизное производство — любое смешение товаров в местах их хранения и реализации, при котором получается подакцизный товар с более высокой ставкой, чем у товаров, используемых в качестве сырья. Эта норма направлена на то, чтобы не облагать акцизом смеси, которые не являются новыми товарами, объясняет Галина Акчурина, партнер

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Недвижимость, земля, строительство

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Фармацевтика и здравоохранение

Антимонопольное право (включая споры)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

в России и СНГ.

У Минфина были разные подходы к толкованию фразы «ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья». Начиная с 2009 года он указывал в своих письмах, что смесь — это подакцизный товар, если ставка на нее выше ставок на каждый подакцизный компонент. В 2020-м министерство начало применять другой подход. Норма НК при этом оставалась неизменной.

По словам Акчуриной, налоговые органы уже доначисляют предпринимателям акциз и за то время, когда новой позиции Минфина еще не было. И Верховный суд занял ту же точку зрения, что может говорить об изменении вектора судебной практики по этому вопросу.

Просто разъяснения, а не новые правила

В мае 2021-го три письма Минфина за предыдущий год оспорило ангарское ООО «Байкалнефтецентр» (дело № АКПИ21-416). Свою заинтересованность компания объяснила тем, что на основании этих разъяснений ее могут признать производителем нефтепродуктов и привлечь к налоговой ответственности за неуплату акциза. Возможно, «Байкалнефтецентр» (БНЦ) и не пошел бы в Верховный суд, если бы в апреле 2021-го не получил письмо из ИФНС. Та сослалась на новую позицию Минфина и попросила отчитаться о производстве нефтепродуктов на предприятии.

Иск «Байкалнефтецентра» строился на старом подходе Минфина. Акциз за смесь нужно платить, только если ставка на нее выше, чем на каждый из компонентов, настаивало общество. Финансовое ведомство утверждало, что его новые разъяснения соответствуют Налоговому кодексу и не обладают нормативными свойствами. Генпрокуратура и Минюст тоже выступили против удовлетворения иска. Судья ВС Вячеслав Кириллов согласился с госорганами. Письма не меняют Налоговый кодекс и соответствуют ему, сказано в решении.

Для применения акцизов на нефтепродукты-смеси нужно, чтобы:

  • смешивались разные товары;
  • после смешения появился новый подакцизный товар;
  • ставка на смесь должна быть выше, чем ставка на любой из ее компонентов.

В итоге Кириллов отказался признать письма недействующими в том числе потому, что не увидел в них нормативных признаков. Это просто разъяснения, которые не создают новые правила, считает судья.

«10 лет были одни разъяснения, а теперь другие»

21 октября дело рассмотрела апелляционная коллегия ВС во главе с Галиной Манохиной. «Байкалнефтецентр» представляли юрист Александр Никифоров и директор Сергей Пушкарев. От Минфина пришел Алексей Шиляев, а от ФНС — Михаил Денисаев и Александр Водовозов.

У директора БНЦ нет юридического образования, но позицию компании раскрывал именно он, второй представитель выступать не стал. Пушкарев подчеркнул, что, согласно п. 3 ст. 182 НК, смешение — подакцизное производство только в том случае, если получается новый товар, ставка на который превышает ставки на все товары-ингредиенты, а не один из них, как решила первая инстанция. БНЦ работает 10 лет, были налоговые проверки, и никогда не стоял вопрос об исчислении акцизов на смесь дизеля и керосина, рассказал директор.

— 10 лет Минфин разъяснял, что при смешении дизельного топлива с керосином новый товар не получается. В нашем случае керосин — это присадка. Если мы смешиваем дизельное топливо с керосином, ставка акциза на смесь не становится больше. Объем увеличивается, но новый объект налогообложения не появляется, — объяснял Пушкарев.

Он обратил внимание апелляции на то, что первая инстанция не стала оценивать изменение позиции Минфина.

— Норма не менялась, 10 лет были одни разъяснения, а теперь другие! — возмутился директор. — Если норму можно понимать двояко, то толковать ее нужно в пользу налогоплательщика.

Керосин превращается в дизельное топливо

Представитель Минфина Шиляев объяснил: когда истец добавляет в дизельное топливо керосин, объем увеличивается. Получается, что компания продает топливо, за часть которого акциз никто не платил:

— Как объяснял истец, на севере нужно добавлять в дизельное топливо керосин. Так оно не сгущается при низких температурах, его легче передавать по трубопроводам, и в то же время облегчается воспламенение в двигателе внутреннего сгорания. Поэтому в любом случае новый продукт в результате смешения приобретает новые физико-химические свойства.

— Физико-химические свойства меняются только в том, что снижается температура замерзания, — парировал директор «БНЦ».

Следующими выступили представители ФНС. У акциза много объектов налогообложения, но основной — реализация произведенного подакцизного товара, это около 90% доходов государства от этого налога, рассказал Водовозов.

— В основном дизельное топливо производят на заводах. За 100 тонн дизельного топлива производитель платит 918 000 руб. акциза. Что делает наш налогоплательщик: приобретает 60 тонн дизельного топлива, 550 000 руб. акциза на которое заложены в цене, и 40 тонн авиационного керосина, который акцизом не облагается. Дальше он смешивает два этих продукта и получает 100 тонн того же дизельного топлива с теми же самыми физико-химическими характеристиками. Но свое производство не облагает налогом, и общая сумма акциза получается 550 000 руб., а не 918 000 руб., — пояснил логику государства Водовозов.

ФНС не нужно двойное налогообложение, настаивал Водовозов. Она хочет, чтобы производитель смеси заплатил только за ту часть, которую сделал сам.

Кроме того ГОСТ 26098–84 на нефтепродукты прямо говорит, что смешение — это производство, заметил Водовозов. Новый подход Минфина защищает интересы не только государства, но и добросовестных производителей, утверждал представитель ФНС. Кто-то продает чистое дизельное топливо и платит акциз за весь объем, а кто-то добавляет в него керосин и снижает налоговую нагрузку, пояснил он.

«Прискорбно, что наши компании обанкротятся»

Когда председательствующий разрешила директору БНЦ вставить реплику, тот еще раз отметил: за все время рассмотрения дела никто так и не ответил, почему позиция министерства вдруг изменилась.

— В п. 3 ст. 183 Налогового кодекса нет ни слова об увеличении объема смеси. Ее можно обложить акцизом, только если это новый товар, но в нашем случае нового товара нет, — подчеркнул Пушкарев.

Если практика пойдет по пути Минфина, многие предприятия обанкротятся, считает директор БНЦ:

— 42% арктического дизельного топлива (с примесью керосина. — Прим. ред.) используется при северном завозе (ежегодных государственных мероприятиях по обеспечению северных регионов России жизненно важными товарами перед зимним сезоном. — Прим. ред.). Если таким образом толковать норму, обанкротятся все, кто работает таким образом, и северный завоз встанет.

— Прискорбно, что наши компании обанкротятся, если основная их маржа формируется только за счет незаконно неуплаченного акциза, — отметил Водовозов.

— Это не незаконно неуплаченный акциз, это 10 лет другого толкования Минфина! — возразил директор БНЦ.

Судьи в итоге не стали удовлетворять жалобу, то есть поддержали толкование Минфина. Причины станут известны, когда акт опубликуют в полном объеме.

1. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 — 191 настоящего Кодекса.

2. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 — 191, 205.1 настоящего Кодекса.

3. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

4. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, нефтяным сырьем, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно по нефтепродуктам, нефтяному сырью и отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

5. Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 182 настоящего Кодекса, дата совершения которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

6. Сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров в соответствии с пунктами 1 — 3 настоящей статьи.

7. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров, указанных в пункте 1 статьи 190 настоящего Кодекса, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

8. Организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин (кроме крепленых (ликерных) вин), виноматериалов (кроме крепленых вин наливом), плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением плодовых сброженных материалов, виноградного сусла, плодового сусла), обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (далее — авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзац утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 326-ФЗ.

В случае использования производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) для дальнейшего производства в структуре одной организации ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, авансовый платеж акциза уплачивается до закупки (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза) этилового спирта-сырца и (или) до совершения с этиловым спиртом-сырцом операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса. При этом в целях настоящей статьи дата приобретения (закупки) этилового спирта, произведенного на территории Российской Федерации, определяется как дата отгрузки этого спирта поставщиком. Дата ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза определяется как дата оприходования этилового спирта покупателем — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) и (или) ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 настоящего Кодекса в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период исходя из общего объема этилового спирта, закупаемого у каждого продавца, и (или) при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.

Уплата авансового платежа акциза осуществляется в порядке и сроки, которые установлены статьей 204 настоящего Кодекса.

9. Налогоплательщики, осуществляющие на территории Российской Федерации производство сигарет, и (или) папирос, и (или) сигарилл, и (или) биди, и (или) кретека, исчисляют суммы акциза по указанным подакцизным товарам за налоговые периоды, начинающиеся в период с 1 сентября (включительно) каждого календарного года по 31 декабря (включительно) того же года, с учетом коэффициента T, определяемого в следующем порядке:

в случае, если совокупный объем реализованных организацией за налоговый период подакцизных товаров (Vнп), указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает среднемесячный совокупный объем реализованных указанных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (Vср), то значение коэффициента T = 1 + 0,3 x (Vнп — Vср) / Vнп (значение коэффициента T округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления);

Коэффициент T принимается также равным 1 для лиц, впервые ставших налогоплательщиками по основаниям, предусмотренным настоящей главой, в отношении указанных подакцизных товаров в календарном году текущего налогового периода или в году, предшествующем году текущего налогового периода.

10. Налогоплательщики, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию сигарет, и (или) папирос, и (или) сигарилл, и (или) биди, и (или) кретека, исчисляют суммы акциза по указанным подакцизным товарам в период с 1 сентября по 31 декабря (включительно) каждого календарного года с учетом коэффициента Tв, определяемого в следующем порядке:

в случае, если совокупный объем в натуральном выражении ввезенных в Российскую Федерацию налогоплательщиком с начала календарного месяца подакцизных товаров (Vвнп), указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает среднемесячный совокупный объем ввезенных в Российскую Федерацию налогоплательщиком указанных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (Vвср), значение коэффициента Tв = 1 + 0,3 x (Vвнп — Vвср) / Vвнп (значение коэффициента Tв округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления);

Коэффициент Tв применяется налогоплательщиком самостоятельно при исчислении подлежащей уплате суммы акциза в отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в отношении которой произошло превышение, предусмотренное абзацем вторым настоящего пункта, и каждой последующей партии товара, ввозимой в Российскую Федерацию в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта календарного месяца.

Для подтверждения объемов подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, ввезенных в Российскую Федерацию в период с 1 сентября по 31 декабря (включительно) каждого календарного года, налогоплательщик обязан представлять в таможенный орган отчет об объемах ввезенных в Российскую Федерацию подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на бумажном носителе или в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Отчет представляется в таможенный орган, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров (уплата акциза в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза), одновременно с подачей таможенной декларации на товары (заявления об уплате акциза в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза).

Налоговые судебные споры

После безрезультативных досудебных попыток урегулирования налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение ФНС в суде. Порядок подачи и рассмотрения обращения регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ (глава 2, статьи 208–217.1) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (глава 24).

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Основанием для заявления налогоплательщика в арбитражный суд могут быть:

  • нарушения его прав и законных деловых интересов;
  • отказ в предоставлении льгот и возврата излишне уплаченных сборов;
  • незаконное наложение налоговых санкций, финансовых ограничений и каких-либо обязанностей на физическое или юридическое лицо, создание иных препятствий для ведения бизнеса или исполнения трудовых обязанностей.

В общем порядке арбитражный суд принимает к рассмотрению заявления в течение трех месяцев со дня, когда заявителя уведомили о нарушении его прав. Такой же период времени отводится суду для рассмотрения дела и вынесения решения. Указанный срок может быть продлен до полугода (например, в связи с особой сложностью дела).

Согласно статье 259 АПК РФ до вступления в силу решение арбитражного суда первой инстанции можно обжаловать в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба подается в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом первой инстанции.

Решение апелляционной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба подается в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

К преимуществам судебного решения налогового спора можно отнести объективность суда, повышающую шанс налогоплательщика отстоять свою правоту.

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Недостатком является расход материальных и временных ресурсов (оплата госпошлины и многомесячное ожидание решения).

В то же время допускается обращение к процедуре медиации или передача ведения дела юристу по налоговым спорам, что обеспечивает компетентную защиту, а также экономию сил и времени заявителя.

Досудебные и судебные споры

В досудебном урегулировании налогового спора, как правило, заинтересованы обе стороны. Как было сказано выше, для налогового органа статистика по снижению количества судебных обращений служит показателем эффективной работы. А для налогоплательщиков доведение до судебного разбирательства невыгодно с материальной точки зрения: оно оборачивается дополнительными тратами на оплату издержек судопроизводства (по статистике, 70% дел проигрываются). Не избежать и потери времени: рассмотрение может занять до трех месяцев.

Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров существенно снижает нагрузку на саму судебную систему (ежегодно в арбитраж поступают десятки тысяч исков, связанных с применением налогового законодательства). Согласно официальным данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15–20% и более.

Рассмотрим основные принципы досудебного и судебного урегулирования разногласий.

Досудебное разрешение споров

Досудебное разрешение споров имеет две основные формы. Во-первых, это рассмотрение жалоб на действия, бездействие или решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ФНС. Данная процедура имеет самостоятельное правовое регулирование и подчиняется ряду внутренних правил (статья 138 НК РФ). Во-вторых, это процедура завершения налогового спора с привлечением стороны-посредника. Она проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ).

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Первый путь предлагает сама фискальная служба. В данном случае жалоба налогоплательщика адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подавать ее следует непосредственно в то налоговое отделение, чьи действия или решения оспариваются. Оттуда она уже будет направлена в вышестоящую инстанцию.

К преимуществам досудебного разрешения спорных налоговых ситуаций через ФНС относятся отсутствие госпошлин, простота подачи жалобы, быстрые сроки рассмотрения и принятия решения по жалобе.

Среди минусов данного способа урегулирования налогового спора — низкий процент решений в пользу налогоплательщиков. В ситуации, когда первичное и повторное обжалование в самом налоговом органе не принесло положительного результата, можно прибегнуть к «плану Б» или сразу обратиться в суд.

Второй вариант (он же «план Б») — обращение за помощью в компанию, которая готова выступить посредником (медиатором) в споре налогового агента и плательщика налогов. Согласно статье 1 Закона № 193-ФЗ, таким образом могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений (главным образом в сфере предпринимательской и других форм экономической деятельности), а также споры на почве трудовых (за исключением коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений. Процедура медиации проводится по взаимному согласию сторон с гарантией конфиденциальности информации и независимости посредника. Сторона-медиатор обязуется быть беспристрастной в рассмотрении фактов налогового спора. В то время как в случае с жалобой, поданной в ФНС, вышестоящий налоговый орган, выносящий решение по жалобе, подобных обязательств на себя не берет.

Рассматриваемые арбитражными судами налоговые споры связанные с исчислением и уплатой акцизов

Процесс альтернативного досудебного разрешения налогового спора включает анализ причин конфликта и имеющейся документации. Далее следуют разработка стратегии примирения сторон, подготовка пакета необходимых документов, продумывание реакций на возможные вопросы и возражения сторон спора. После этого наступает главный этап — переговоры с участниками конфликта и принятие решения, удовлетворяющего все стороны. Наконец, решение фиксируется в виде медиативного соглашения и направляется участникам налогового спора для согласования.

К услугам медиатора можно обратиться как до, так и в ходе судебного процесса, но строго до вынесения судом решения. К другим преимуществам метода относятся поиск приемлемого для всех сторон решения, поддержание деловой этики и сохранение уважительных партнерских отношений между участниками спора.

Единственным минусом является то, что услуга платная. При взаимном согласии расходы могут быть разделены либо оплачены полностью одной из сторон.

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Между участниками налоговых правоотношений довольно часто возникают разногласия. Чаще всего сторонам не удается договориться и споры разрешаются в арбитражном суде. Условно можно выделить три категории дел:

  • обжалование нормативных правовых актов,
  • оспаривание решений  и действий налоговых органов,
  • взыскание налогов, сборов, пени.

Все вышеуказанные споры на практике называют «налоговые споры в арбитражном суде».

Вследствие того, что российское законодательство несовершенно, налоговое судопроизводство основано на прецеденте.  При принятии решений арбитражные суды всех уровней руководствуются судебными актами вышестоящих инстанций. Последние и являются основой нормативно-правового регулирования налоговых споров.

Арбитражная практика

Если раньше арбитражные суды принимали сторону налогового органа, сегодня правоприменительная практика кардинально изменилась. Высший Арбитражный суд вынес несколько постановлений, которыми права налогоплательщика окончательно закреплены.

Налоговые споры в арбитражном суде решаются на основе принципа состязательности. Специальными нормами этот принцип ограничен в пользу налогоплательщика. В частности, обязанность доказывать правомерность принятого решения возложена на налоговый орган. При этом не важно, кто является инициатором процесса. Тем не менее, сложившаяся практика показывает, что отменить незаконное решение налогового органа довольно сложно.

При обжаловании решения налогового органа обязателен досудебный претензионный порядок урегулирования спора в виде апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. В арбитражном суде срок обжалования составляет три месяца,  причем он отсчитывается с момент утверждении оспариваемого решения вышестоящим налоговым органом.

Статьи по теме:

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами. *минимальная стоимость ответа 2500 р.

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите  в Готовое решение.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Подведомственность и подсудность

В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

  • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
  • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Можно ли избежать доначислений?

Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.

Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.

Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.

Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.

Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.

Консультации по налоговым спорам

Основная задача бизнеса — развиваться и приносить прибыль. Но чем успешнее идут дела бизнесмена, тем более пристальный интерес ощущает он со стороны налоговой службы, которая преследует иную цель — пополнение федерального бюджета за счет налоговых отчислений.

Иногда фискальный орган усматривает в действиях налогоплательщика желание сокрыть реальные доходы или неверно отразить их в отчетности. Чтобы отстоять свое честное имя и не переплатить, имеет смысл обратиться к экспертам в области налогового арбитража.

В решении налоговых споров верным союзником может стать аудиторско-консалтинговая компания «КСК групп», уверенно занимающая лидирующие позиции в сфере юридического и налогового сопровождения (по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА»).

«КСК групп» придерживается ROI-подхода и предоставляет клиенту не просто консультирование, а реальное решение задачи с прогнозом результативности. Специалисты компании с высокой степенью достоверности подсчитывают, какую сумму клиент сможет обжаловать, а значит, и сохранить на своих счетах.

Кроме того, юристы «КСК групп» могут выступить медиаторами в налоговом споре и посодействовать взаимовыгодному досудебному примирению между налоговой и налогоплательщиком. За 25 лет работы на рынке юридических и консалтинговых услуг компания накопила огромный практический опыт: авторитет и профессионализм специалистов «КСК групп» оценили уже более 800 крупных организаций, многие из них стали постоянными клиентами.

Рассмотрение налоговых споров в суде

Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
  • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
  • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

Эксперты КонсультантПлюс собрал подборку налоговых споров ИП с налоговиками. Есл у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Обзорный материал.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

См. также: «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий