Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 годы) утвердил Минфин

Отключить мобильную версию

Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Основные направления).

В этом документе подводятся итоги работы за 2019 – 2020 годы, а также намечаются ориентиры в области налоговой политики на ближайшие три года. Кроме того, определяются актуальные вопросы налогообложения на перспективу. Подробности – в нашем материале.

В середине октября 2021 года Министерство финансов РФ представило на суд общественности планы по изменению налоговой политики на 2022-2024 года. Документ, с которым следует ознакомиться, чтобы понимать, чего ожидать в будущем от фискальных органов называется «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 годы) утвердил Минфин

Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 годы) утвердил Минфин

Основные направления налоговой политики на 2022—2024 можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещённом на официальном сайте Минфина РФ 01.10.2021.

В документе Минфина зафиксированы изменения, которые уже вступили в силу. Некоторые из них ввели в условиях пандемии COVID-19.

С 1 января 2021 года не взимается единый налог на вменённый доход, но законодатель расширил применение ПСН и УСН на отдельные виды предпринимательства и повысил пороговые значения:

  • максимальный доход на ПСН увеличился с 150 до 200 млн руб.
  • численность работников увеличилась с 100 до 130 человек

С 2022 года, чтобы продолжать применять УСН со стандартными ставками, нужно соблюсти ряд условий. К примеру, доходы за любой отчётный период будущего года, а также за весь год не должны превышать 164,4 млн руб.

Если этот лимит превышен, но доходы составили не более 219,2 млн руб., можно остаться на упрощёнке, однако налог надо будет считаться по повышенным ставкам:

  • 20% — при объекте «доходы минус расходы» (общая ставка — 15%)
  • 8% — при объекте «доходы» (общая ставка — 6%).

До 2024 года регионы могут вводить налоговые каникулы для ИП, зарегистрированных впервые – налоговая ставка на УСН и ПСН будет нулевой.

Предпринимателям на ПСН предоставили право на налоговый вычет в размере уплаченных страховых взносов.

Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 годы) утвердил Минфин

  • Основные изменения для бизнеса
  • Совершенствование валютного контроля
  • Изменения в налоговой политике
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  • Все новости
  • Аудитору
  • Работодателю
  • Всем
  • Аттестат главного бухгалтера
Содержание
  1. Опубликованы основные направления налоговой политики на ближайшие три года
  2. Основные изменения для бизнеса
  3. Усиление борьбы с теневым сектором
  4. Создание условий, позволяющих своевременно уплачивать налоги
  5. Системный подход к дебиторской задолженности
  6. Курс на эффективность
  7. Налоговое администрирование
  8. Досудебный порядок
  9. Электронная банковская гарантия
  10. Госпошлина
  11. Международное налогообложение
  12. Другие ключевые изменения
  13. По страховым взносам
  14. Изменения в налоговой политике
  15. Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
  16. Структурный маневр в налоговой системе
  17. Снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП.
  18. Повышение эффективности льгот при добыче нефти.
  19. Повышение справедливости распределения природной ренты.
  20. Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов.
  21. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса
  22. Системные меры повышения инвестиционной активности
  23. Деофшоризация российской экономики
  24. Цифровая трансформация
  25. Поддержка малого и среднего бизнеса
  26. Как правительство вернет расходы при СЗПК налогами
  27. Каких изменений ждать россиянам в налоговой сфере
  28. Налоговый режим «УСН. онлайн»
  29. «Единый налоговый платеж»
  30. Право на освобождение от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости
  31. Букмекерские конторы и тотализаторы — налоговые агенты
  32. НДФЛ с нерезидентов
  33. Увеличение стоимости патента для ИП
  34. Бюджет на следующие два года исходно планируется профицитным
  35. Совершенствование валютного контроля
  36. Итоги 2019 – 2020 годов
  37. Борьба с пандемией
  38. Стимулирование инвестиционной активности

Опубликованы основные направления налоговой политики на ближайшие три года

Стало ясно, кому будет доступен новый налоговый режим УСН «онлайн», и другое.

Сегодня впервые появился в открытом доступе текст основных направлений налоговой (и прочей финансовой) политики на 2022-2024 годы. До этого проект документа, якобы, всплывал в редакциях различных СМИ, но не публиковался.

Исходя из «направлений», налоговые изменения будут нацелены на обеление экономики и на рост собираемости налогов. Для этого планируется:

  • дальше развивать систему прослеживаемости товаров (о расширении ассортимента «прослежки» пока что прямо не сказано);
  • вводить таможенный мониторинг;
  • разработать новый налоговый режим для микропредприятий с численностью до 5 человек – УСН.онлайн. По аналогии с самозанятыми такой микробизнес будет взаимодействовать с налоговиками без налоговых деклараций посредством мобильного приложения. Речь идет о введении такой возможности не только для ИП, но и для организаций, отвечающих названному критерию. Кроме того, в другом разделе документа указано, что лимитом дохода в этих целях будет 60 млн рублей в год;
  • ввести единый налоговый платеж для бизнеса. Напомним, что законопроект с поправками в НК на эту тему принят Госдумой в первом чтении в мае этого года. На второе чтение проект пока не был выведен. И, к сожалению, власти пока никак не продемонстрировали понимания того, что единый платеж может не столько решить одни проблемы, сколько вызвать другие, особенно, у малого бизнеса, для которого существуют механизм уменьшения сумм налогов на ряд величин, например, на страховые взносы, которые в этих целях надо платить раньше срока. Летом ФНС называла свои сроки готовности к нововведению – конец 2022 года;
  • повысить качество администрирования акцизов на табак.

Кроме того, заявлено, что налоговыми инструментами будут стимулировать привлечение денежных средств физлиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов нового типа.

Ранее заявленных в СМИ планов насчет изменений в налогообложении НДФЛ доходов нерезидентов в документе не найдено.

Рекомендуйте новость коллегам

Комментировать
Обсудить на форуме

Горячие темы. Это обсуждают:

Основные изменения для бизнеса

Минфин РФ акцентировал внимание на следующих направлениях:

  • борьба с теневым сектором
  • собираемость налогов
  • работа с дебиторской задолженностью

Усиление борьбы с теневым сектором

Минфин РФ отмечает, что в ближайшие годы планирует усиленно бороться с теневым сектором, чтобы создать честные конкурентные условия для ведения бизнеса. Усилится администрирование доходов: внедрят новые информационные технологии, чтобы сформировать единое информационное пространство.

Чтобы повысить собираемость налогов, приняты следующие меры.

  • по налогам – с 300 млн руб. до 100 млн. руб.по активам и выручке – с 3 млрд руб. до 1 млрд руб.
  • по налогам – с 300 млн руб. до 100 млн. руб.
  • по активам и выручке – с 3 млрд руб. до 1 млрд руб.

Участники мониторинга получили право возместить НДС, подав заявление. Оформление договора поручительства или банковской гарантии не требуется.

Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 годы) утвердил Минфин

Создание условий, позволяющих своевременно уплачивать налоги

Минфин РФ называет условия, которые позволят своевременно уплачивать налоги:

  • отмена сдачи деклараций по земельному и транспортному налогам (действует с 2021 года)
  • введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам
  • отмена сдачи декларации для налогоплательщиков, использующих контрольно-кассовую технику на спецрежиме УСН «доходы»
  • развитие электронного документооборота в сфере налогов

Минфин РФ отмечает: чтобы снизить административную нагрузку и повысить информационную прозрачность бизнеса, был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчётности.

Системный подход к дебиторской задолженности

В последние годы законодатель принимал меры, направленные на повышение эффективности. В результате удалось добиться:

  • расширения возможностей для проведения налоговиками зачёта независимо от вида налогов или сборов
  • построения алгоритма уплаты госпошлины и её возврата
  • уточнения случаев, когда задолженность может быть признана безнадёжной
  • отработки механизма возврата неналоговых платежей
  • отработки механизма уточнения невостребованных платежей
  • расширения института залога в налоговом праве и т.д.

Проект «Основных направлений налоговой политики» (ОННП), разработанный Минфином в бюджетном пакете на 2022–2024 годы, за исключением идеи расширения налогообложения ресурсного сектора (см. текст на этой же странице), крупных новшеств по налогообложению не содержит — налоговая нагрузка к ВВП на уровне ОЭСР остается для Минфина ориентиром. Среди новаций, предлагаемых финансовым ведомством к реализации — единый налоговый платеж, а «в длинную» — урегулирование на российской стороне проблемы трансграничных доходов в разных аспектах и стимулирование инвестиций налоговыми мерами.

Проект ОННП, по данным “Ъ”, на этой неделе продолжит обсуждаться в правительстве. Документ, составленный Минфином как часть бюджетного пакета на 2022–2024 годы, не изменил с прошлых лет своей формы, в целом он достаточно консервативен и не предполагает крупных новаций в сфере налогообложения.

Cудя по всему, неформальный «пакт о неизменении налогов» до 2024 года, оформленный заявлениями представителей правительства и президента в 2019 году, сохраняется — за вычетом вопроса о «сырьевой ренте» в отношении металлургов.

Не предполагается и отказа от идеологии «бюджетного правила» — напротив, действующий сейчас лимит по расходам Фонда национального благосостояния (ФНБ) — порядка 400 млрд руб. в год — предлагается дополнительно закрепить законом или актом правительства. Еще одна инициатива — «установление предельной суммы инвестирования ФНБ во внутренние проекты». Напомним, 1 сентября ЦБ в проекте основных направлений денежно-кредитной политики (см. “Ъ” от 6 сентября) констатировал переговоры с Минфином о финансировании из ФНБ сверх лимита проекта газохимического комплекса в Усть-Луге, позже глава ЦБ Эльвира Набиуллина признала консультации и по другим проектам этого рода — в них предполагается закупка импортного оборудования сверх лимита в 400 млрд руб., что, по мнению ЦБ, не повлияет на инфляционные ожидания и фон. В проекте ОННП Минфин уже прямо говорит о «наметившемся в последние годы переходе международных компаний на углеродную нейтральность за счет сокращения потребления угля и нефти» как о рисках обвала цен на нефть — и, соответственно, бюджетных рисках.

Отказ от существенного повышения или понижения уровня налогообложения Минфин обосновывает тем, что в целом налоговая нагрузка на экономику РФ почти неизменна в течение последних шести лет (диапазон 29–32% ВВП).

Между тем в 2020 году доходы расширенного правительства составили 35,39%, а налоговая нагрузка на экономику сократилась более чем на 2 п. п., с 32,53% до 30,44% ВВП.

Как констатируют в финансовом ведомстве, это уровень по валу близкий к среднему уровню в ОЭСР в 2019 году, а за вычетом нефтегазовых доходов бюджета он сравним с налоговой нагрузкой в США, Ирландии и Чили и ниже сопоставимой с РФ Южной Кореи. Логика Минфина достаточно проста, хотя прямо не излагается: налоговая система в РФ более или менее устоялась, системное изменение налогов рационально, только если РФ готова долгосрочно строить какую-то другую экономику, с другим характером перераспределения, обязательств и другим типом развития,— но какого-либо желания Минфина осуществлять такое движение в проекте ОННП не отражено.

Летом 2022 года опубликован законопроект Минфина России с изменениями в НК РФ в рамках Основных направлений налоговой политики на 2022-2024 годы. Новые предложения и правила по налогам и налогообложению приводим в этом обзоре. В том, что эти изменения в НК РФ будут приняты Госдумой и подписаны Президентом В. Путиным, сомнений нет.

Курс на эффективность

Для реализации отдельных положений всеобъемлющего документа под названием Основные направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 – 2024 годы Минфин подготовил проект закона, предусматривающий:

  • ряд налоговых новаций, направленных на повышение эффективности налоговой системы;
  • упрощение процедур по отдельным налогам и сборам.

При этом предлагаемые меры не предполагают увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса.

Далее детально рассмотрим, какие новшества предложил Минфин.

Налоговое администрирование

Усовершенствуют порядок учета организаций и физических лиц в налоговых органах. Причина: развитие уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере.

ФНС получит полномочия утверждать порядок постановки и снятия с учета, а также внесения изменений в учетные данные.

Кроме того, Налоговая служба будет определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков. В том числе устанавливать критерии отнесения к такой категории.

Досудебный порядок

Усовершенствуют порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

Во-первых, его действие распространят на имущественные споры.

Во-вторых, уточнят обязанности и ответственность налоговых агентов, делающих выплаты иностранным организациям. Это направлено на предупреждение их неправомерного бездействия: когда они не представляют расчеты сумм выплаченных инофирмам доходов и удержанных налогов.

Электронная банковская гарантия

Для повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, необходимых для возмещения НДС и акцизов, введут новое понятие – электронная банковская гарантия. Она будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов.

  • сократит временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов;
  • обеспечит быструю и прозрачную логистику;
  • сократит время возмещения сумм налогов.

Такой механизм уже апробирован: в рамках эксперимента на конец 2020 года было принято более 2300 электронных банковских гарантий на сумму 367 млрд рублей.

Госпошлина

Для устранения признаков барьера на внутреннем рынке ЕАЭС значительно снизят размер государственной пошлины за аккредитацию филиалов и представительств организаций государств-членов ЕАЭС, создаваемых на территории России.

Международное налогообложение

Установят механизмы противодействия размыванию налоговой базы за счет злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными компаниями при деятельности в России.

Другие ключевые изменения

  • граждане, на обеспечении которых недееспособные дети или подопечные, смогут получить стандартный вычет без ограничения по возрасту ребенка (подопечного);
  • семьи с детьми при продаже жилого помещения, приобретенного с использованием средств господдержки, при определении налоговой базы смогут учитывать понесённые одним или несколькими членами семьи расходы на его покупку пропорционально доле каждого в собственности. Право на учет таких расходов есть, если законодательством, в т. ч. региональным, в качестве условия предоставления указанной господдержки определено выделение долей членам семьи, в частности, детям;
  • облагаемый доход можно будет уменьшить на фактически имевшие место и документально подтвержденные расходы на приобретение имущественных прав вместо получения имущественного вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих имущественных прав);
  • установят нормативы освобождения от налогообложения компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов за использование ими своего или арендованного оборудования, программ, техники, средств защиты информации и иных средств;
  • выплачиваемые отечественными организациями-работодателями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами России, отнесут к доходам от российских источников;
  • на брокеров и доверительных управляющих возложат функции налоговых агентов по дивидендам от иностранных ценных бумаг, если они поступают на счет у таких профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • упростят порядок предоставления социальных налоговых вычетов.

Также см. Российский НДФЛ при удалёнке за границей.

По страховым взносам

Новшества в НК РФ такие:

  • уточнят порядок исчисления и уплаты взносов, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений и избранными членами совета, связанные с выплатой им вознаграждений за исполнение полномочий, идут через управляющую компанию;
  • для освобождения от взносов установят нормативы компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов за использование ими своего или арендованного оборудования, программ, техники, средств защиты информации и иных средств;
  • установят нормирование необлагаемых взносами суточных – не более 700 руб. в день, если постоянная работа в пути или разъездная, а также взамен суточных надбавки за вахтовый метод работы.

Использованы материалы: пресс-центр Минфина.

Изменения в налоговой политике

Минфин РФ отмечает, что на содействие уже происходящим структурным изменениям будут направлены все инструменты бюджетной политики. Это относится и к налоговой системе.

До 2024-го цель налоговой политики – обеспечить стабильные условия для развития предпринимательства. По мере борьбы с теневым сектором вырастет собираемость налогов. Однако власти обещают, что смягчат административную нагрузку.

Чтобы повысить прозрачность экономики и создать честную конкуренцию, в 2022—2024 годы законодатель предлагает:

  • развивать национальную систему прослеживаемости товаров
  • формировать правовые основы для внедрения таможенного мониторинга
  • ввести институт единого налогового платежа, который предполагает уплату налогов одним платёжным поручением с возможностью последующего зачёта в счёт обязательств, имеющихся у налогоплательщиков
  • запустить новый спецрежим – автоматизированная УСН для юрлиц и ИП с численностью работников до 5 человек (налоги будут уплачиваться через приложение, как НПД)
  • повысить качество администрирования акцизов на табачную продукцию

Налоговая политика в 2021 – 2023 годах

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Структурный маневр в налоговой системе

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

  • повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
  • повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
  • снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

Снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП.

Предусматривается снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП с 30 до 15% в отношении заработной платы работников в части превышения МРОТ. Это эквивалентно снижению налоговой нагрузки по налогам на труд на 30%, а общей налоговой нагрузки с добавленной стоимости – почти на 11%.

Помимо сопутствующего столь значимому снижению налоговой нагрузки повышения привлекательности ведения бизнеса и «высвобождения» финансового ресурса для развития, это создает благоприятные условия для обеления сферы МСП за счет снижения «налоговых издержек выхода из тени». Так, по оценкам на основе существующей дифференциации в уровнях оплаты труда между субъектами МСП и крупными предприятиями объем «серых зарплат» в секторе МСП может достигать 5 трлн руб. в год.

Повышение эффективности льгот при добыче нефти.

Повышение эффективности льгот при добыче нефти включает:

  • отмену льгот по добыче с выработанныхучастков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД (3-й тип);
  • отмену льгот по добыче и экспорту вязкой и сверхвязкойнефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр («бывших» гринфилдов);
  • предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Повышение справедливости распределения природной ренты.

Планируется повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.

Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов.

Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов включает:

  • повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в офшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в том числе с Кипром, Мальтой, Люксембургом, Нидерландами);
  • налогообложение пассивных доходов обеспеченных граждан – установление налога на процентный доход в размере 13% для граждан, чей объем сбережений в банковских вкладах и долговых ценных бумагах превышает 1 млн руб.

Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса

По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.

В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:

  • снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;
  • расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;
  • продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);
  • исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.

Системные меры повышения инвестиционной активности

Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

  • введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
  • переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
  • уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
  • повышение эффективности деятельности институтов развития;
  • реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Деофшоризация российской экономики

Продолжится деофшоризация российской экономики, которая предусматривает:

  • пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;
  • введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн руб.; без декларирования таких доходов)в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;
  • пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР;
  • сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения – развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;
  • приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в том числе посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);
  • урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Формирование справедливых конкурентных условий планируется осуществлять посредством повышения качества налогового администрирования, а именно путем:

  • развития налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;
  • введения института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
  • включения контроля за применением ККТв систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);
  • определения закрытого перечня случаев (критериев) непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;
  • введения обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;
  • развитие электронного документооборота в налоговой сфере;
  • увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырех до пяти лет, в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

Цифровая трансформация

В целях более активного использования преимуществ новых технологических решений, достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферыпланируется реализация комплекса мер, направленного на обеспечение цифровой трансформации, а именно расширение налоговых льготв целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе:

  • снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в 2 раза примерно до 5%);
  • отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.

Кроме того, планируется в том числе переход на исключительно электронный способ сдачи и хранения организациями документов первичной отчетности и подтверждающих документов исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 годы) утвердил Минфин

Минфин РФ раскрывает планы по поддержке бизнеса. Чтобы создать субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) благоприятные условия для развития, планируется:

  • запустить программу льготного кредитования
  • обеспечить бездекларационную уплату налогов и страховых взносов ИП и юрлицам на УСН с максимальной суммой годового дохода до 60 млн руб. и численностью сотрудников до 5 человек
  • обеспечить бизнесу альтернативные источники финансирования посредством запуска факторинга и краудинвестинга
  • создать промышленные, техно- и агропарки, при этом обеспечить субъектам МСП доступ к производственным помещениям и площадям
  • запустить цифровые инструменты, объединённые в одну систему и упрощающие регистрацию бизнеса и его ведение
  • создать организационные и финансовые условия для зарождения и развития стартапов в цифровой и технологической сфере с их последующим сопровождением на всех этапах
  • обеспечить поддержку самозанятых граждан посредством запуска программы предоставления микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке (не более 1,5 размера ставки рефинансирования) на 3 года

Как правительство вернет расходы при СЗПК налогами

Компенсации иностранных налогов — часть мер по повышению инвестактивности, в которых относительные новшества — инфраструктурные госгарантии на 2022–2023 годы и налоговые льготы инвестиционного характера по соглашению с правительством (и новый принцип изъятия сэкономленных налогов в случае неисполнения инвестобязательств). Прочие инвестидеи Минфина традиционны: это СЗПК, СПИК 2.0, ИИС нового типа, САРы и возвратное кредитование из ФНБ.

В области администрирования Минфин подтверждает свое стремление к расширению и усложнению систем обеспечительных мер (см. “Ъ” от 30 июля), плавный переход к экстерриториальным принципам действий налоговых органов и их дальнейшей цифровизации. Одно из обсуждаемых новшеств — автоматическое предоставление физлицам, зарегистрированным в системе госуслуг, «личного кабинета» налогоплательщика. ОННП также обсуждают возможность создания в РФ институтов специальных банковских счетов с особыми порядками взыскания с них обязательных платежей. В целом же «Направления» подтверждают на официальном уровне общее движение к единому налоговому платежу (проект о нем уже рассматривается Госдумой) и в дальнейшем к унификации налогообложения — впрочем, по крайней мере, до 2024 года вряд ли стоит ждать существенного продвижения в эту сторону.

Каких изменений ждать россиянам в налоговой сфере

Главной задачей налоговой политики на ближайшие три года является обеспечение стабильных поступлений в бюджет. Поэтому, чтобы повысить качество сбора налоговых платежей и упростить налоговое администрирование для субъектов хозяйственной деятельности, Минфин планирует внести в фискальное законодательство ряд новшеств:

  • ввести новый фискальный режим «УСН.онлайн»;
  • ввести новый инструмент «Единый налоговый платеж»;
  • введение дополнительных критериев для освобождения от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости;
  • букмекерские конторы и тотализаторы получат функции налоговых агентов по выплатам до 15 000 рублей;
  • российские компании обяжут платить НДФЛ с иностранных сотрудников, работающих удаленно;
  • привязка стоимости патента к индексу потребительских цен.

Давайте рассмотрим указанные изменения подробней, кого они коснуться в первую очередь и чего ждать от их применения в скором будущем. Хотя пока они еще не получили законодательной поддержки, однако с большой вероятностью все необходимые изменения в нормативные акты будут одобрены.

Налоговый режим «УСН. онлайн»

Указанный режим планируется ввести в рамках эксперимента целью которого является упрощение фискального администрирования. Проходить он будет в Москве и Московской области, Татарстане и Калужской области с 01.07.2022 по 31.12.2027. Основные параметры эксперимента:

  • среднесписочное количество сотрудников – не более 5, годовой доход – не более 60 млн руб;
  • режим освобождает от уплаты следующих налогов: юридические лица – на прибыль, НДС и на имущество; ИП – НДФЛ, НДС и на имущество физических лиц;
  • также не нужно платить страховые взносы в пенсионный фонд, по социальному и медицинскому страхованию. О переходе на новый режим соответствующие фонды уведомляет ФНС;
  • объектом налогообложения является: 1) доходы или 2) разница между доходами и документально подтвержденными расходами. Однако нужно учесть, что не все расходы принимаются, а часть должна быть обязательно оплачена со счета в банке или через кассовый аппарат;
  • ставка налога: «доходы» — 8%, «доходы минус расходы» — 20%;
  • налоговый период – месяц. Фискальные обязательства начисляются на основании информации, полученной через банк и по расчетам через ККТ до 5 числа следующего месяца. До 15 числа следующего месяца размер налога отображается в личном кабинете, а до 25 — его необходимо уплатить;
  • передача обслуживающему банку полномочий на информирование налогового органа о движении по счету и уведомление об этом налогового органа (перечень банков утверждается ФНС);
  • ряд компаний не смогут применять указанный режим, в частности: кредитные общества, фермерские хозяйства, юридические лица с иностранными работниками. В целом 31 категорий организаций и предпринимателей не будет доступен;
  • налоговая декларация не заполняется и не предоставляется.

Налоговый режим «УСН.онлайн» рассчитан на упрощение администрирования бизнеса микропредприятиям. Однако всем ли он подойдет за счет облегчения фискальной нагрузки следует рассчитывать индивидуально исходя из особенностей ведения деятельности.

«Единый налоговый платеж»

15 ноября 2021 года Госдума приняла в третьем чтении закон о введении института единого налогового платежа для юридических лиц и ИП. Он в порядке эксперимента вводится с 01.07.2022 по 31.12.2022 года.

Подобный инструмент для физических лиц действует с 2019 года. Граждане могут платить налоги авансом до получения налогового уведомления. Полученная сумма распределяется на НДФЛ, транспортный, земельный налоги и налог на имущество.

Изменения в законодательстве, теперь предоставляют такую же возможность и юридическим лицам. С июля 2022 года они могут делать общий платеж на счет казначейства, а уже оттуда деньги будут разнесены на разные цели: налоги, сборы, пени, проценты, авансовые платежи.

Воспользоваться единым налоговым платежом удастся только после сверки с налоговым органом. Для участия в эксперименте необходимо подать заявление с 1 по 30 апреля 2022 года, но не позднее 1 месяца после совместной сверки расчетов.

Использование единого налогового платежа дает право на возврат денег, если сформировалась переплата по всем обязательствам и налоговая не приняла решение о зачете. Также налоговый платеж осуществлен третьим лицом вместо налогоплательщика. В этом случае возврат денег не проводится.

Право на освобождение от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости

Минфин разработал ряд поправок, направленных на освобождение от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости. Воспользоваться льготой смогут семьи с 2 и более детьми, которые соответствуют таким условиям:

  • двое несовершеннолетних ребёнка или детей возрастом до 24 лет, обучающихся очно;
  • новая недвижимость должна быть куплена в том же календарном году, когда была продана старая, или не позднее 30 апреля следующего года;
  • общая площадь или кадастровая стоимость нового жилья должна превышать аналогичные параметры проданной недвижимости;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не должна превышать 50 млн руб;
  • на момент продажи у семьи налогоплательщика, в том числе у его детей не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого превышает половину новой недвижимости.

Букмекерские конторы и тотализаторы — налоговые агенты

Новые изменения в налоговом законодательстве заденут также игорный бизнес. Планируется обязать букмекерские конторы и тотализаторы удерживать налоги с выигрышей до 15 000 руб.

Сегодня они осуществляют функции налоговых агентов только, если победитель получает от 15 000 руб. Все что меньше – налоги платит игрок самостоятельно.

Ввод новых правил по мнению экспертов снизить привлекательность подобной сферы деятельности.

НДФЛ с нерезидентов

Минфин планирует увеличить налоговую нагрузку и на отдельную категорию физических лиц. Речь идет о сотрудниках российских компаний, работающих удаленно за границей и которые в связи с таким характером деятельности находятся на территории РФ менее 183 дней в году. И как результат, потеряли статус налогового резидента. Поэтому под действие налоговых изменений попадают не только иностранцы, но и россияне.

Для таких физических лиц предлагается прировнять вознаграждение за трудовую деятельность к доходу полученного из российских источников. Это означает, что компаниям придется удерживать НДФЛ с подобных выплат.

Увеличение стоимости патента для ИП

С 2022 года планируется устанавливать стоимость патента для предпринимателей в зависимости от роста цен на товары и услуги. При росте последних соответственно будет увеличиваться и стоимость патента. Право устанавливать соответствующие коэффициенты коррекции получат федеральные органы власти.

Патентным налоговым режимом пользуются ИП с годовой выручкой до 25 млн руб и среднесписочной численностью работников 25 человек, ведущие определённые виды деятельности.

В целом планируется внести в налоговое законодательство 12 поправок, которые призваны облегчить налоговое администрирование, но и при этом направлены на увеличение поступлений в бюджет. Ряд новшеств уже прошел согласование и внесены в нормативные акты, другие будут еще корректироваться.Поэтому, если вы хотите быть в курсе всех изменений в налоговом законодательстве и лучше подготовится к влиянию новшеств на бизнес и доходы, обращайтесь к нам за консультациями.

Бюджет на следующие два года исходно планируется профицитным

Нет крупных идей в этой сфере и в приложении к ОННП «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу», хотя общие тренды в нем достаточно интересны. Так, Минфин, инициировавший системный пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения, предлагает подумать о компенсациях как компаниям, так и их инвесторам. Для корпораций это компенсации по налогу на прибыль, для физлиц-инвесторов «с существенным экономическим присутствием в России» — некие спецусловия, «которые позволят зачитывать налоги таких налогоплательщиков, удержанные и уплаченные за рубежом, при уплате налогов в России».

В целом движение к разрешению трансграничных проблем налогообложения в ОННП наблюдается повсеместно.

Так, предлагается «на перспективу» уравнивание ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов, наделение иностранных юрлиц статусом налоговых агентов по НДФЛ за работу и услуги в РФ — и наоборот, уточнение налогообложения расходов работодателей на оплату «исполнения трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ»

Совершенствование валютного контроля

Минфин РФ указывает на то, что такая работа проводится, чтобы снизить административную нагрузку и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежном рынке.

В июле 2021-го законодатель отменил требование о репатриации на банковские счета валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары. Аналогичная ситуация с услугами, а также результатами интеллектуальной деятельности.

Постепенно отменяются требования о возврате рублёвой выручки для некоторых сырьевых товаров (с 2020-го в отношении суммы, не превышающей 10% от суммы контракта).

Итоги 2019 – 2020 годов

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Борьба с пандемией

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

  • острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
  • вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

Стимулирование инвестиционной активности

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

  • инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
  • предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
  • упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
  • усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

  • для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
  • для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

  • расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
  • формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
  • повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
  • создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Дополнительный анализ:  Споры о роялти с налогом
Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий