Основная статья: Образование в России
- Каталог продуктов и проектов Систем дистанционного обучения
- Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации (СЦОС)
- Технологии дистанционного обучения
- Онлайн-образование (мировой рынок)
Школьники Башкортостана и некоторых других регионов, например на Дальнем Востоке, пользуются электронным дневником «Элскул».
В личном кабинете родители могут следить за оценками и оплачивать школьное питание. Дети — просматривать расписание и домашние задания. А еще платить в столовой и буфете специальной картой и экономить на проезде по городу.
Расскажу о проекте подробнее, а еще добавлю, почему родители и учителя часто его ругают.
- Что такое электронный дневник «Элскул»
- J’son & Partners Consulting
- 2020: Половина родителей в России недовольны онлайн-обучением своих детей во время самоизоляции
- Подробные результаты — по ссылке .
- J’son & Partners Consulting
- Дмитрий Медведев выступил за развитие онлайн-образования
- Рост количества студентов, обучающихся удаленно, на 21,9% до 2,78 млн человек
- Объем инвестиций в российский edtech-рынок снизился в 3,5 раза до 4 млрд рублей
- Российский EdTech-рынок вырос на 17,4% до 87,8 млрд рублей
- В России запустили аналог зарубежных образовательных онлайн-платформ
- Как войти в личный кабинет «Элскул»
- Недостатки электронного дневника «Элскул»
- Как пользоваться электронным дневником
- Системы управления обучением (LMS) (рынок России)
- Как оплатить детское питание
- Объем рынка 20 млрд руб
- Сегменты B2C и B2B
- Родителям на заметку
- J’son & Partners Consulting
Что такое электронный дневник «Элскул»
«Элскул» — это проект министерства земельных и имущественных отношений Башкирии и банка «Уралсиб». Электронная платформа позволяет родителям контролировать учебный процесс.
Пропуск в мир «Элскул» — карта школьника, которую бесплатно по месту обучения получает ребенок. Карта дает возможность оплачивать питание в столовой и буфете, входить в школу и выходить из нее, а также льготный проезд, правда, он доступен только в общественном транспорте Уфы и Стерлитамака. В некоторых магазинах Башкортостана по карте делают скидки.

В личном кабинете родители могут видеть, когда ребенок пришел на уроки и покинул здание, сколько денег потратил на завтрак, обед и перекусы, какие оценки получил и что ему задали на дом. При необходимости — пообщаться с учителями.
Я подробно остановлюсь на двух главных функциях «Элскул» — электронном дневнике и школьном питании.

Так выглядит карта школьника «Элскул»
J’son & Partners Consulting
- экспертная оценка J’son & Partners Consulting рынка в денежном выражении 2014г. ~ 400 млн руб.;
- общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
- рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. – 70-100%;
- число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
- по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
- стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации;
- на рынке присутствует более 50 площадок;
- 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд руб. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.
По данным IPOboard , объем рынка e-learning в России оценен в 9,3 млрд по итогам 2014 года, среднегодовой темп роста составил 16,9%. По оценкам экспертов российский рынок электронного образования отстает от западных рынков на 5-7 лет. Однако участники рынка прогнозируют, что среднегодовой темп роста рынка e-learning в России достигнет 20-25%. Потребителями электронного образования в РФ являются компании, которым необходимо регулярно проводить семинары о продуктах и услугах компании для большого количества сотрудников, или компании, имеющие широкую сеть филиалов, а также учащиеся, получающие индивидуальное дистанционное обучение.
Крупными поставщиками e-learning в России для корпоративных клиентов являются WebSoft (ВебСофт Девелопмент), Competentum, REDLAB/REDCENTER, «Новый Диск», «Гиперметод», «Прометей (Prometey)», CCSE Train. Среди компаний, предоставляющих услуги для индивидуальных пользователей, выделяются: обучающий центр Cybermarketing, НОУ ИНТУИТ, «Мультимедиа Технологии», College.ru, «Нетология-групп», Uniweb (Унивеб), LinguaLeo.
2020: Половина родителей в России недовольны онлайн-обучением своих детей во время самоизоляции
7 августа 2020 года стало известно, что компания Avast, представитель в области цифровой безопасности и решений защиты, в июне-июле 2020 года провела опрос среди родителей на тему дистанционного и домашнего обучения. В России в опросе приняли участие 503 респондента. Кроме России, исследователи опросили родителей из США, Англии, Японии, Словакии, Бразилии, Австралии, Чехии, Германии, Франции, Мексики и Аргентины.
Родителей расспросили, насколько они удовлетворены качеством онлайн-образования ребенка во время самоизоляции, с какими преимуществами и недостатками они столкнулись во время обучения.
Более половины опрошенных родителей из России признались, что они недовольны качеством онлайн-обучения: 31% ответили, что они просто недовольны, а 20% — что крайне недовольны обучением во время самоизоляции. Это один из самых высоких показателей недовольства среди опрошенных стран.
Меньше всего недовольных оказалось в Австралии – только 19% родителей. Австралийским родителям также больше всех понравилось онлайн-обучение –почти 63% родителей высоко его оценили. На втором и третьем местах США (55%) и Словакия (54%) соответственно.
Среди достоинств такого формата обучения российские родители отмечали безопасность для ребенка, возможность проводить больше времени вместе, увидеть пробелы в образовании, научить ребенка самостоятельности.
Главные негативные моменты, на которые жаловались родители, –– неумение правильно объяснить материал, большая ответственность, возложенная на родителей, слишком длительное время, проводимое ребенком за компьютером, меньше внимания к детям со стороны учителей.
Родители также рассказали, как во время дистанционного обучения преподаватели обеспечивали кибербезопасность. Значительное количество респондентов (41%) отметили, что учителя не говорили о правилах конфиденциальности в отношении электронного обучения. В то же время, по словам родителей, 41% учителей в России уважали личную информацию своих учеников: например, без разрешения они не делились работами студентов с другими детьми или родителями на веб-платформах. Только 21% родителей отметили, что работы детей были видны остальным ученикам и родителям на общей веб-платформе.
Онлайн-обучение – тяжелое испытание для многих родителей, – соглашается Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ. – Не все родители могут тратить часы на помощь своему ребенку, и не все могут доступно объяснить материал. Тем не менее, такое время вместе –– хороший шанс научить ребенка базовым правилам кибербезопасности, узнать, какие инструменты (приложения, программы) используют дети, и более внимательно последить за их онлайн-активностями. Но важно помнить, что школы и учителя также несут ответственность за информирование детей и родителей по вопросам кибербезопасности и конфиденциальности в Интернете, особенно когда они обучают детей в дистанционном формате. |
Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру» (выпускник «Сколково») провела исследование о репетиторстве в школьном обучении, в котором приняли участие больше 21 тыс. учителей, учеников и родителей. Оказалось, свыше 50% школьников пользуются услугами репетиторов. Об этом сообщили сами ученики и их родители — причем больше 51% из них убеждены, что школьной программы недостаточно для успешной учебы. Примечательно, что с такой позицией согласны и педагоги — 67% считают репетиторство необходимым, а 37% сами проводят дополнительные занятия в свободное время.
Самые популярные аргументы респондентов связаны с тем, что все дети очень разные, а обеспечить индивидуальный подход школа не может. Особенно когда переполнены классы и не хватает часов на изучение некоторых предметов и тем. Участники опроса также отметили несовершенство школьной программы, которая часто расходится с контрольно-измерительными материалами, и сложность экзаменов. В среднем 37% опрошенных оценили уровень школьной программы на 3 балла из 5, 30% на 4 балла, максимальную оценку дали всего 14%.
Юрий Бойко, директор по развитию Дневник.ру:
«Педагоги также посетовали на большое количество внеурочной деятельности, отвлекающей учеников и учителей от сути учебного процесса. А родители подчеркнули, что объем школьной программы слишком велик, из-за чего дети не успевают усвоить материал на уроках полностью и его приходится наверстывать дома или с репетитором. Ученики обратили внимание на то, что многое зависит от конкретного преподавателя: действительно ли ему важно, чтобы все поняли тему, доходчиво ли он объясняет материал, мотивирует ли заниматься, не слишком ли загружает домашними заданиями и проверочными работами».
Чаще всего родители нанимают репетиторов по английскому (25%), математике (19%) и русскому языку (16%). По их мнению, репетитор уделяет внимание и время одному ученику, останавливается на тех моментах, которые вызывают затруднения, углубляется в детали, создает комфортную обстановку и доброжелательную атмосферу. Такие занятия помогают детям лучше усваивать учебный материал, повышать успеваемость и уверенность в своих знаниях. Так, порядка 40% опрошенных школьников отметили, что чувствуют себя увереннее и подготовленнее благодаря занятиям с репетитором. Это подтверждают и педагоги — больше половины учителей заметили повышение успеваемости учеников по тем предметам, которые они закрепляют с репетиторами. Однако учителя видят и минусы в таких занятиях, связанные с дополнительной нагрузкой и переутомлением детей, а также расслабленностью на школьных уроках и даже их пропуском в надежде на репетитора.
Основные критерии, по которым родители выбирают репетитора: образование, стаж, подход к ребенку, отзывы, стоимость занятий и результаты работы. Для них также важна возможность удобно и быстро добраться до учителя, поэтому многие вместе с офлайн-занятиями или вместо них дополнительно занимаются еще и онлайн. Так, 56% родителей, прибегающих к репетиторам, и 68% не прибегающих к репетиторам, ответили, что их дети пользуются онлайн-сервисами для улучшения школьных знаний (в среднем 21% отметили, что их ребенок входит в эти сервисы через Дневник.ру). Среди педагогов 69% используют дополнительные онлайн-сервисы в работе с учениками (20% заходят в них через Дневник.ру).
Большинство респондентов, которые не считают репетиторство необходимым, аргументировали это тем, что школьной программы достаточно и, если ребенок мотивирован учиться, не ленится, то такой необходимости нет. При этом 17% родителей отметили, что пользовались услугами репетитора ранее, но отказались от них. Чаще всего из-за высокой стоимости или в связи с тем, что ранее педагог требовался для подготовки к конкретному экзамену или по определенной теме.
Подробные результаты — по ссылке.
В феврале 24 г я серьезно задалась вопросом о том, чего я действительно хочу от своей карьеры. Пришла к этому после выгорания на прошлой работе. Проанализировала свои сильные стороны, интересы и существующие профессии, в точке пересеч-я оказалась профессия Product Manager. Я просмотрела сайты с вакансиями, составила список необходимых hard и soft skills
Мои критерии выбора школы: онлайн-формат; поддержка менторов; широкая и объемная программа; современный материал; наличие лицензии; возм-ть получить диплом гос образца; много практики; возм-ть сформировать портфолио; наличие консультаций по трудоустройству; не растянутый срок обучения.
Изначально сравнивала 6 курсов. Наиболее серьезно рассматривала Яндекс и ProductStar. Отзывы на все школы очень противоречивые, меня это не сильно смущает, все люди разные. В основном отзывы скорее положительные, но большинство отмечает хорошую работу карьерного центра в ProductStar. Для меня большое количество отзывов о помощи с трудоустройством+очень подробная учебная программа стали решающим фактором в пользу PS. Я для себя решила, что самостоятельно смогу подтянуть недостающие навыки, но мне точно нужна помощь с обновлением резюме, поиском работы и прохождением собеседований. Все то, что меня волновало из негативных отзывов, я выписала себе и позже задала все эти не очень удобные вопросы менеджеру. Хочу отметить отличную работу менеджера Игоря, он выдержал мой допрос длиною в час, ответил абсолютно на все вопросы, даже касающиеся профильных вопросов профессии продакта, помог разобраться в организации процесса обучения
Что я хочу сказать после трех месяцев обучения в PS
— Нужно быть готовым взять на себя 100% ответственности за обучение. Нет дедлайнов как в Практикуме, поэтому при недостаточной мотивации легко забить на учебу. В момем тарифе включена поддержка кураторов в процессе обучения: я ставлю себе план по кол-ву пройденных уроков и дз, куратор это фиксирует и раз в 2 недели мы созваниваемся на 10 мин, чтобы сверить план/факт и обсудить, если что-то помешало выполнить план. У меня достаточно желания и дисциплины, но такие созвоны дополнительно мотивируют держаться ритма.
— Инф-ции очень много. Домашки — еще больше. Надо выделить много времени на обучение, на изучение доп материалов к каждому блоку, и самостоятельный поиск инф-ции для ответов на вопросы, которые всегда появляются при выполнении дз. Не все получается сдать с 1 раза. Если я ошибаюсь, ментор всегда направляет на верное решение и дает конструктивную обр. Связь. В основном дз проверяются оперативно в течение 1-2 дн, проверка объемных дз занимает до 3 дней. Я прошла почти 5 модулей, 95% уроков очень интересные, спикеры дают потрясающий полезный материал, качество уроков и презентаций на высоком уровне. Особенно радует окошко для оценки и комментариев после каждого урока. Я всегда отмечаю, что мне нравится или не нравится, и вижу, что школа реагирует на обратную связь от учеников, берет в работу и обновляет уроки. Это очень здорово
— Программа очень классная. Особенно понравились уроки по Figma, CustDev. Нет урока по Jira, был мини экскурс, но для работы этого недостаточно. Надеюсь, что добавят отдельный воркшоп
— PS Регулярно проводит вебинары, при желании можно присутствовать на воркшопах для других направлений и расширять свои компетенции. Я принимала участие в нетворкинг сессиях, где мы знакомились со всеми студентами со всех направлений, помимо профильных воркшопов была на мероприятиях для data science и разработчиков, для погружения в мир it — супер
— Я уже начала работу с карьерным центром и это действительно потрясающая опция PS. Огромная благодарность карьерному консультанту Лизе! Очень тактичный специалист, мягко направляет и помогает. Мы уже обновили мое резюме, сопр. Письмо и составили портфолио. Сейчас я в поиске стажировки, параллельно прохожу практику в реальном стартапе. Очень нравится.
Я уверена, что наконец сделала правильный выбор профессии и места обучения. Обязательно дополню отзыв после прохождения курса!
Зачем нужны электронные дневники
«Электронные дневники внедряются посредством использование цифровой образовательной платформы «Дневник.ру». На ее основе мы делаем в целом региональную государственную информационную систему, которая будет интегрирована в федеральную государственную информационную систему «Моя школа». В последующем планируется создание цифровых помощников в этой системе. Т.е. это будет такая комплексная система, где будет осуществлен доступ, как к электронным дневникам и журналам, так и к электронным образовательным ресурсам и сервисам. Электронные дневники и журналы могут использовать, как онлайн, так и в офлайн формате. Как только ребенок получает оценку, родителю приходит уведомление на телефон. Также придет уведомление, если ребенок пропустит занятие. Теперь не надо проверять дневник ребенка и сразу можно связаться с учителем через чат Дневник.ру. Родитель всегда в курсе успеваемости своего ребенка», — рассказал заместитель министра образования и науки ЧР Ахмед Усманов.
Учитель математики Гимназии №1 Грозного Луиза Бараева признается, что введение электронного дневника облегчило ее работу, как классного руководителя.
«Мне не приходится проверять дневники, выставлять текущие и итоговые оценки. Вся работа ученика и учителя с дневниками теперь выполняется автоматически, что немаловажно, если учитывать с каким трудом учителю приходилось заставлять учеников заполнить его и записать домашнее задание, не говоря о том, что было почти невозможным получить от ученика дневник, если он получал плохую оценку», — отметила она.
Луиза Бараева добавила, что ученику не нужно больше носить с собой бумажный дневник и заполнять его.
Утрата «души» учебного процесса
Родительница двоих школьников Айша Кадиева отметила удобство электронных дневников, но также выразила беспокойство об утрате «души» школьной жизни.
«Я, честно говоря, немного расстроилась, когда узнала, что у детей теперь не будет традиционных школьных дневников. Из своего детства помню, что дневники были важным инструментом для мотивации. Мы, будучи школьниками, стремились получить как можно больше «пятёрок» в дневник и гордились, когда уже не оставалось места для отметок на странице. Особенно волнительным был момент, когда родители просили принести дневник на проверку, или, когда приходили гости, и поощряли за хорошие оценки деньгами или сладостями. Конечно, мир сегодня стремительно развивается, и мы должны идти в ногу с ним. Также нельзя не отметить удобство электронных дневников в плане того, что я могу отслеживать успеваемость своих детей в режиме онлайн. Но все равно хотелось бы, чтобы в учебном процессе оставалось чуть больше «души»», — поделилась родительница.
Ученики об электронном дневнике
«Теперь мои оценки приходят раньше меня домой. Это, конечно, не всегда хорошо. Придется учиться еще лучше и не пропускать», — ученица 10 класса Эльмира Алиева.
«В любой момент я могу посмотреть рейтинг успеваемости. Посмотреть свой средний балл и, если будет необходимость, исправить свою оценку», — ученица 6 класса Амина Темишева.
«Электронный дневник удобен тем, что я его точно не забуду и не потеряю. Если пропущу урок, всегда смогу посмотреть домашнее задание и подготовиться к урокам», — ученик 6 класса Сайфулла Арсанов.
«Мне нравятся современные технологии и решения, а электронный дневник как раз из этого разряда. У него больше плюсов, чем минусов. Оценки выставляются сразу и не нужно беспокоиться, что забыла записать домашнее задание», — ученица 7 класс Амнат Мусаева.
Для создания профиля на «Госуслугах» нужно указать данные ученика — паспорт, СНИЛС и др., после чего дождаться подтверждения личности.
Чтобы попасть в электронный дневник через сайт «Госуслуги», в первую очередь необходимо уточнить у преподавателя — привязана ли система к порталу. Если да, то можно заходить в систему, предварительно авторизовавшись в разделе «Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». Затем в открывшейся форме выбрать заявителя: родитель или обучающийся, далее — указать школу, ФИО ученика и интересующую информацию (расписание, оценки и т.д.).
Тут всё просто, детям и родителям вникать в инструкции и что-то настраивать не придётся — это прерогатива школьной администрации. Единственное, что вы можете настроить сами, — поменять фото профиля, а также включать или отключать звук, когда приходят оповещения.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
По данным EduMarket, в 2016 году объем российского рынка онлайн-образования составил 20,7 млрд руб., или 1,1% от всего объема рынка.
Наиболее востребовано дистанционное образование в сфере языкового обучения и получения дополнительных профессиональных навыков – здесь его доля составляет около 7% от всех имеющихся на рынке программ. Достаточно популярно оно и среди школьников, но опять же как дополнительная возможность изучения тех или иных предметов (2,7% всех программ). В сфере высшего образования онлайн-курсы занимают всего 1,8%. По мнению экспертов, рост интереса государства к онлайн-обучению и принятие программы СЦОС будет способствовать повышению доверия образовательных организаций к инновационной форме получения знаний и может привести к более широкому распространению дистанционного образования в России.
J’son & Partners Consulting
- Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП – как государственных, так и частных (2,4% ВВП).
- Всего существует более 50 активных площадок по всем тематикам.
- * Лидеры в сегменте платных прикладных курсов – Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Из успешных новых площадок в 2015 запустился Courson, российский аналог Udemy.
- * Лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов – Универсариум и Лекториум. При этом Универсариум переходит на модель Coursera: продает дополнительные платные услуги в виде сертификации, доп. материалов и планирует монетизацию через развитие партнерств с корпорациями.
- * Лидеры в школьном образовании – Интернет Урок и ЯКласс. Также Фоксфорд, входящий в Нетология Групп является одним из лидеров на данном рынке.
- * Лидеры в изучении языков – LinguaLeo с 13 млн пользователей
- * Лидер в детском обучении – BabyStep, привлекший $3 млн в 2015 г и быстро растущий на китайском рынке.
- * Лидер в программировании – GeekBrains, >1 млн пользователей, куплен в 2016 Mail.ru Group.
- На русском языке уже есть курсы на международных площадках – Coursera сотрудничает с ВУЗам, на Udemy размещаются российские инструкторы. Таким образом, российские площадки ожидает усиление конкуренции со стороны мировых лидеров.
Практика создания курсов
- Востребован качественный контент, произведенный на базе студии со съемочной командой, режиссером и методистом. Любительские записи лекций и вебинаров не представляют интереса для пользователей.
- Цена курса может быть от 500 до 5000 руб, программы – в среднем от 5000 до 30 000 руб.
- Продолжительность курса – 1-3 часа, при этом материал должен быть разделен на короткие (5-10 мин) ролики, дополнен тестами и заданиями.
- Возможна продажа отдельных курсов, целых программ, подписки, доп.услуг по сопровождению и менторингу, а также заработок на рекламе и рекомендации тематических товаров для специализированных курсов (детские или спортивные товары).
- Интересны курсы, помогающие со стажировками и дающие шанс получить работу в конкретной компании. Кроме того, важны сертификаты, экзамены и набор портфолио.
- Стоимость создания курса очень сильно зависит от его продолжительности и наполнения – от 50 т.р. до 1 млн руб. В западной практике цифры выше – MOOC-курсы могут стоить >$150 тыс.
- Срок создания курса – от 1 до 6 мес.
- Чтобы повысить эффективность и популярность курса, нужно делать его в партнерстве с экспертами компаний отраслевых лидеров, добавить социальное обучение (обсуждение, групповые задачи, вебинары), менторинг, ввести временные ограничения.
- Получение дипломов и удостоверений гос.образца – полезная опция для российских слушателей, однако она не является популярной и востребованной. Платформы идут по пути повышения узнаваемости собственных брендов и котируемости их дипломов.
Дмитрий Медведев выступил за развитие онлайн-образования
В России существует дефицит качественного образовательного контента, необходимо создать специальный ресурсы онлайн-образования и встроить их в университетские программы, заявил премьер Дмитрий Медведев летом 2016 года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, посвященном развитию образования.
«Нет никаких гарантий, что полученная в сети информация является достоверной и безопасной. Существует реальный дефицит качественного образовательного контента. Поэтому нужно создать специальные ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы», – сказал Медведев. По его словам, такие ресурсы уже есть, но их немного. «Ими будут пользоваться студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и за рубежом», – добавил премьер. По его словам, на решение этой задачи нацелено четвертое направление этого национального проекта – современная цифровая образовательная среда.
По мнению главы правительства, самое сложное – совместить онлайн-курсы с реальными образовательными программами, определить, что является результатом получения такого интернет-образования, как проверить адекватность полученных знаний.
Общий объем рынка онлайн-образования по данным независимых участников рынка составляет 21 млрд руб. Приведенные данные отражают данные 31 онлайн-школы России: 4 из них — онлайн-платформы крупнейших российских вузов и 27 — независимые образовательные онлайн-платформы.
- 1 389 127 733 рублей — общая стоимость онлайн-курсов, оплаченных россиянами через интернет в 2018 году.
- 38% — доля рынка бизнес-курсов в общей структуре затрат на онлайн-обучение в России.
- 14% — доля рынка курсов по программированию в общей структуре затрат на онлайн-обучение.
- 5850 рублей — средняя стоимость одного профессионального курса
- Самые дорогие курсы — по маркетингу, средняя стоимость одного курса — 32,7 тыс. рублей.
- Среди россиян популярны курсы в сфере финансов и медицины, также россиянам нравятся живопись, бьюти-курсы и курсы личностного роста.
- Самое необычное увлечение россиян — курсы по ландшафтному дизайну, средняя стоимость которых составляет 21,7 тысяч рублей.
Алексей Макаров, основатель компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс
«Наиболее популярное направление обучения среди россиян — это бизнес. Более 38% платежей за обучение, обработанных АТОЛ Онлайн, пришлось на различные курсы профессиональных образовательных центров. Они занимаются подготовкой и переквалификацией в области ведения бизнеса и работы с финансами.Мы также обнаружили интересную тенденцию: доля любительских курсов выросла с 19% в начале года до 27% в IV квартале 2018 года. Россияне увлекаются не только бизнесом и финансами, но и находят время на занятия медициной, живописью и проходят бьюти-курсы.
Наиболее удивительным является тот факт, что курсы по маркетингу в среднем стоят значительно дороже курсов по программированию — 32,7 тыс. рублей и 9,9 тысяч рублей соответственно, хотя обучение последним открывает доступ к вакансиям с существенно более высокими зарплатами».
Доля онлайн-курсов «для себя» за год выросла в 1,5 раза
В ходе исследования аналитики разделили рынок онлайн-образования на две группы: профессиональные онлайн-курсы, которые пользователи проходят, чтобы повысить профессиональную квалификацию, и любительские — то есть курсы, связанные с хобби участников.
Россияне хотят стать бизнесменами и программистами
Как показали результаты исследования, самое популярное направление онлайн-обучения — бизнес-курсы. На них пришлось 38% затрат в 2018 году. К ним относятся курсы про то, как открыть своё дело, как им управлять или как повысить его эффективность.
Вторыми по популярности стали профессиональные курсы по программированию, на них пришлось 14% трат в 2018 году. Это неудивительно: зарплаты в этом сегменте одни из самых высоких. Так, по данным сервиса «Мой круг» IT-специалисты в среднем зарабатывают более 100 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата в России составляет всего 42,6 тыс. руб.
Третье место делят курсы по повышению квалификации в сфере финансов и медицины: на них пришлось по 4% затрат на онлайн-обучение в 2018 году.
Репетиторы уходят в онлайн
Среди курсов, не связанных с профессиональной квалификацией, наиболее востребованными оказались уроки по школьной программе: на них пришлось 9% от общего числа трат. Репетиторы зачастую совмещают традиционные очные занятия с онлайн-уроками. Растёт запрос на дистанционное школьное образование, тем более что теперь удаленно можно не только учиться, но и сдавать экзамены.
За курсами по общеобразовательной программе следуют курсы живописи: на них пришлось 6% трат на онлайн-образование в 2018 году. Третье место заняли бьюти-курсы, которые обеспечили 3,5% платежей, четвёртое — курсы личностного роста (1,7%).
Самые дорогие курсы — по маркетингу и ландшафтному дизайну
Как показали результаты исследования, в среднем россияне тратят на профессиональное обучение в 4 раза больше денег, чем на курсы, связанные с их хобби. Средний чек составляет 5 850 и 1 360 руб. соответственно.
Дороже всего стоят профессиональные курсы по маркетингу: в среднем, это 32,7 тыс. руб. Аналитики АТОЛ связывают высокую стоимость обучения с востребованностью маркетологов на рынке: предприниматели часто используют интернет-маркетинг как недорогой и эффективный инструмент продвижения в бизнесе.
Вторая по стоимости сфера профессионального образования — медицина, где средний чек равен 30,2 тыс. руб. За ней следует курсы по управлению, которые стоят в среднем 22,6 тыс. руб. В то же время более популярные программы часто обходятся в несколько раз дешевле: один бизнес-курс стоит в среднем 8,8 тыс. руб., а курс по программированию — 9,9 тыс. руб.
Обучение «для себя» обходится пользователям тоже недёшево: так, курсы ландшафтного дизайна стоят в среднем 21,7 тыс. руб. Что касается более популярных категорий, то цена онлайн-занятия с репетитором составляет в среднем 1,7 тыс. руб., а урока по обучению живописи — всего 740 руб. Средний чек за бьюти-курс равен порядка 2,6 тыс. руб., а курсы личностного роста стоят дороже: в среднем 3,4 тыс. руб.
Рост количества студентов, обучающихся удаленно, на 21,9% до 2,78 млн человек
К концу 2022 года в России насчитывалось 2,78 млн студентов, получающих профессиональное образование дистанционно. Это на 21,9% больше в сравнении с 2021-м, подсчитали аналитики BusinesStat, чьи данные были опубликованы в октябре 2023 года.
По словам исследователей, в 2022 году основной приток учащихся пришелся на аудиторию дополнительного онлайн-обучения (+21,6%), а наиболее популярным направлением профессионального обучения дистанционно по итогам 2022 года стала ИТ-сфера. Возросшему интересу к получению технологических профессий онлайн в России способствовали следующие факторы:
- повышенный спрос на ИТ-специалистов;
- высокий уровень зарплат в этой сфере;
- возможность трудоустройства в аккредитованные ИТ-компании;
- наличие формата удаленной работы.
Как отмечают в BusinesStat, большему наращиванию клиентской базы российских учреждений профессионального онлайн-образования в 2022 году препятствовало снижение покупательской способности и инвестиционной активности потенциальных клиентов, а также спроса на курсы по интернет-маркетингу, поскольку некоторые программы обучения стали неактуальны из-за блокировки социальных сетей и рекламных инструментов.
В 2021 году численность студентов профессионального онлайн-обучения практически не изменилась относительно 2020-го (2,28 млн) из-за сохранения докризисного уровня учащихся по программам дополнительного образования.
Объем инвестиций в российский edtech-рынок снизился в 3,5 раза до 4 млрд рублей
Объем инвестиций в сервисы онлайн-образования в России по итогам 2022 года составили 4 млрд рублей, снизившись в 3,5 раза относительно показателя годичной давности, равного 14 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные агентства Smart Ranking, опубликованные в конце февраля 2023 года.
Как пишут «Ведомости», до 2022 года российский EdTech-рынок развивался крайне быстрыми темпами. Так, в 2019–2021 гг. инвестиции в онлайн-образование в России росли в среднем в 2,5 раза ежегодно, в 2017–2019 гг. среднегодовой темп роста составлял порядка 70%.
Объем инвестиций в российский EdTech уменьшился на 10 млрд рублей
Существенное снижение инвестиций в EdTech может быть обусловлено окончанием эффекта всплеска инвестиций в активы, считает руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Она уверена, что после пандемии активно развивалась цифровизация бизнеса, что тоже оказало влияние. Также на сокращение инвестиций повлияла геополитическая ситуация, указывает генеральный директор образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирева. Инвесторы не понимают, какие у рынка перспективы, есть ли реальный срок окончания политической напряженности, добавила эксперт.
В начале июня 2022 года эксперты «Нетологии» прогнозировали падение инвестиций в онлайн-образование в России за год на 80%. Изначально компания ожидала рост на 50%.
Российский EdTech-рынок вырос на 17,4% до 87,8 млрд рублей
В 2022 году суммарная выручка 100 крупнейших в России EdTech-компаний достигли 87,8 млрд рублей, увеличившись на 17,4% в сравнении с показателем годичной давности. Об этом свидетельствуют данные агентства Smart Ranking, которые были обнародованы 13 февраля 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на это исследование, рост рынка онлайн-образования в РФ сильно замедлился — в 2021 году темпы роста измерялись 70%. При этом, как отмечают в Smart Ranking, в третьем квартале 2022 года ожидались еще более снижение темпов по итогам года — примерно на 10-15%.
Кроме того, в условиях кризиса упал спрос на бизнес-образование из-за стремления людей держаться за более стабильную работу, говорит руководитель Edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Снижение выручки в этом сегменте составило 21,7% (до 9,7 млрд рублей).
В то же время существенный рост наблюдался в направлениях детского образования (увеличение выручки на 28,9%, до 26,8 млрд рублей), дополнительного профессионального образования (ДПО, на 25,8%, до 30,8 млрд рублей) и изучения иностранных языков (плюс 10,9%, до 9,4 млрд рублей). С этой оценкой Smart Ranking согласились и другие участники рынка, в частности «Нетология», Ultimate Education, «Учи.ру», «Интернетурок» и Maximum Education.
Ключевым фактором роста сегмента детского образования стало то, что родители даже в кризисные периоды отказываются экономить на обучении детей, сказал гендиректор Maximum Education Михаил Мягков. Для рынка ДПО драйвером выступили курсы по ИТ, отмечают в Skillbox, «Яндекс.Практикуме» и «Нетологии». Курсы по программированию стали самым динамично растущим тематическим направлением в онлайн-школе Skillbox за январь–ноябрь 2022 года: выручка от их продажи выросла на 18%. Повышение спроса на курсы по программированию подтверждает и Снигирёва: в «Нетологии» по итогам 2022 года он составил 43%.
Лидером российского EdTech-рынка в 2022 году осталась Skillbox Holding (включая Geekbrains и SkillFactory), показавшая, по оценке Smart Ranking, годовой объем выручки 10,6 млрд рублей. На втором месте — объединенная группа Skyeng (+Skysmart, Skypro) с 9,7 млрд рублей, на третьем — «Яндекс Практикум» с 5,5 млрд рублей (все данные — оценка SR).
Из топ-10 компаний лидерами роста итогам года стали:
- Novakid (Новакид Рус) (+111,3%);
- Компьютерная академия TOP (+83,6%);
- «Яндекс Практикум» (+83,2%).
В России запустили аналог зарубежных образовательных онлайн-платформ
28 апреля 2022 года стало известно о том, что российские разработчики создали платформу онлайн-образования, которая станет более развитым аналогом приостановивших работу в стране зарубежных сервисов (Coursera и edX). Система позволит пользователям выстраивать персональные образовательные траектории развития и будет поддерживать функции сетевого взаимодействия организаций. Подробнее здесь.
Как войти в личный кабинет «Элскул»
Есть два способа попасть в личный кабинет.


Недостатки электронного дневника «Элскул»
Сайт часто виснет, тормозит и выдает ошибку — это главный недостаток «Элскул». самое с приложением. Сотни комментариев на сторонних ресурсах, в том числе от учителей, это подтверждают. У меня тоже не всегда получалось попасть даже на главную страницу.
Вот что пишут пользователи:
«Из всех журналов, которыми пользовались, этот самый ужасный. Постоянно висит, не работает, глючит».
«Зла уже не хватает. Зачем вообще тогда создавался этот сайт, если не работает почти весь учебный год?»
«Как домашнюю работу смотреть и какие занятия — без понятия. было все как раньше, без всяких приложений».

По статистике сервиса проверки работоспособности сайтов Downradar лишь каждая пятая попытка входа на «Элскул» в мае 2023 года была успешной

Как пользоваться электронным дневником
Родителям. В личном кабинете несколько разделов:
- Дневник. Здесь можно посмотреть расписание ребенка, домашние задания, текущие, четвертные и итоговые оценки. Также доступна информация о посещаемости — учителя вносят данные о пропусках и их причинах.
- Новости. Например, школьные события, важные родительские собрания и другие мероприятия.
- Питание. Тут можно проверить или пополнить баланс лицевого счета для оплаты питания. Как это сделать — расскажу дальше.
- Карты. Можно заблокировать карту, которая была утеряна.
- Проходы. Здесь есть информация о том, во сколько ребенок пришел на занятия и во сколько покинул школу.

Кроме того, в личном кабинете есть возможность узнать об успехах школьника в олимпиадах и конкурсах, а также написать учителю.
Детям. Школьники видят в личном кабинете самое, что и родитель. Но детям интересны в основном дневник и чат с учителями своего класса.
Системы управления обучением (LMS) (рынок России)
Основная статья: Системы управления обучением (LMS) (рынок России)
Как оплатить детское питание
В личном кабинете указан номер лицевого счета, привязанный к карте. Пополнить его можно двумя способами.
Через личный кабинет. Откройте вкладку «Питание» и нажмите «Оплатить». Подойдет любая карта российского банка, но за это возьмут комиссию — 2,5% от суммы платежа.

Через интернет-банк. Доступно только в Сбербанке и «Уралсибе». В Сбербанке нужно найти услугу «Школьное питание в РБ» и провести платеж, комиссия составит от 1% через интернет-банк до 3% с оплатой через оператора. В «Уралсибе» услуга называется «Горячее питание школьника (БРСК)» — комиссия 0,75%.
Важно не перепутать лицевой счет с номером карты, которые указаны на ее обороте, иначе платеж не пройдет.


Объем рынка 20 млрд руб
Российский рынок онлайн-образования составил в 2017 году более 20 млрд рублей, по оценке «Ведомостей». Из них 3 млрд пришлись на сегмент корпоративного обучения – и, по данным участников рынка образовательных услуг, в России в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в 2 раза быстрее, чем за рубежом.
Сегменты B2C и B2B
- сегмент MOOCs, массовых открытых онлайн-курсов с интерактивным участием, предназначенных для неограниченного количества слушателей;
- видеоролики, в т.ч. в YouTube, соцсетях и т.д.;
- skype-обучение;
- мобильные приложения
- корпоративные MOOCs предназначены для обучения или повышения квалификации сотрудников;
- индивидуальные образовательные решения.
Родителям на заметку
- Главные функции проекта «Элскул» — электронный дневник и оплата школьного питания.
- Дневник полезен и детям, и родителям: можно посмотреть расписание, домашние задания, оценки.
- Оплатить школьное питание можно через личный кабинет или интернет-банк — эта услуга доступна только в Сбербанке и «Уралсибе».
- Сайт и приложение работают не всегда — с доступом часто бывают проблемы.
J’son & Partners Consulting
Ключевые цифры и факты:
- более 50 площадок;
- 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:
- Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
- Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
- UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.