Знание налоговых споров в арбитражном процессе

Подведомственность
налоговых споров определяется в ст. 138
НК РФ. В частности в ней предусмотрено,
что акты налоговых органов, действия
или бездействие их должностных лиц
могут быть обжалованы в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу) или в суд. При этом подача жалобы
в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу) не исключает права
на одновременную или последующую подачу
аналогичной жалобы в суд.

Судебное
обжалование актов (в том числе нормативных)
налоговых органов, действий или
бездействия их должностных лиц физическими
лицами, не являющимися индивидуальными
предпринимателями, производится путем
подачи искового заявления в суд общей
юрисдикции в соответствии с законодательством
об обжаловании в суд неправомерных
действий государственных органов и
должностных лиц. Судебное же обжалование
актов (в том числе нормативных) налоговых
органов, действий или бездействия их
должностных лиц организациями

и
индивидуальными предпринимателями
производится путем подачи искового
заявления в арбитражный суд в соответствии
с арбитражным процессуальным
законодательством.

При
объединении нескольких связанных между
собой требований, из которых одни
подведомственны суду, а другие –
арбитражному суду, все требования
подлежат рассмотрению в суде общей
юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

Подсудность
налоговых споров определяется в
соответствующих статьях гражданского
процессуального и арбитражного
процессуального законодательства.

По
общему правилу, дела, подведомственные
судам общей юрисдикции, рассматриваются
районными (городскими) народными судами
(ст. ИЗ ГПК РСФСР). Однако республиканский,
краевой, областной, городской суд, суд
автономной области и суд автономного
округа вправе с согласия сторон изъять
любое гражданское дело из районного
(городского) народного суда, находящегося
на территории соответственно края,
области, города, автономной области,
автономного округа, и принять его к
своему производству в качестве суда
первой инстанции (ст. 114-115 ГПК РСФСР).

Дополнительный анализ:  Налоговые споры

Верховный
Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР,
рассматривает по первой инстанции дела
об оспаривании нормативных актов
федеральных министерств и ведомств,
касающихся прав и свобод граждан.

Дела,
подведомственные арбитражным судам,
согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются
арбитражными судами республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов.

В 2015 году ИП Иван Николаев* занял у ИП Петра Сидорова* 8,4 млн руб. Но вернул только 7,5 млн руб. В 2018-м Сидоров пошел в Красноармейский районный суд Краснодарского края с требованием 920 000 руб. (дело № 2-464/2018~ М-194/2018). Суд с этим согласился и взыскал с Николаева сумму долга. Краснодарский краевой суд не принял эту позицию, отменил решение и прекратил дело (№ 33-21117/2018). Апелляция отправила Сидорова в арбитражный суд, потому что стороны договора займа являются предпринимателями и их отношения носят коммерческий характер.

В этом сюжетеЮристы раскрывают секреты: 10 правил подведомственности21 марта, 11:31Тонкости подведомственности или злостный механизм смены суда1 июня, 13:09

Сидоров пожаловался на решение Краснодарского краевого суда в Верховный суд, который отменил акты нижестоящих судов (определение Верховного суда от 18 февраля 2020 года).

ВС указал, что арбитражные суды рассматривают экономические споры, связанные с ведением бизнеса. Сидоров и Николаев заключили договор займа не как предприниматели и не для коммерческих целей. Краснодарский краевой суд не учел, что статус индивидуальных предпринимателей не относит спор автоматически к подсудности арбитражных судов.

«Критериями отнесения гражданских дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора».

С таким обоснованием Верховный суд направил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Коллизии подсудности

Суды иногда сталкиваются с проблемами в определении подсудности. Схожую ситуацию уже обозревало «Право.ru» (см. «Верховный суд решил вопрос подведомственности споров»). Гражданская коллегия ВС указала на то, что нужно учитывать не только характер спора, но и субъектный состав (определение от 26 августа 2014 года, дело № 18-КГ14-69). Если стороны действовали как физические лица и не указывали в документах свой предпринимательский статус, тогда и спор не будет являться коммерческим. «Но если при этом отношения возникли в рамках предпринимательской деятельности, то надо идти в арбитражный суд», – уточнила экономколлегия в своем определении от 24 января 2017 года (дело № 308-ЭС16-15109). Суд объяснил, что ключевое значение при определении подсудности имеет характер спора. Если стороны не указали в документах свой коммерческий статус, но отношения между ними возникли в рамках предпринимательской деятельности, то это не основание относить спор к подсудности СОЮ. Закон нигде не устанавливает обязанность указывать свои предпринимательские данные. Если отношения связаны с бизнесом, то спор арбитражный.

Практика последних лет соответствует новой позиции суда. Вот примеры: постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2018 года (дело № А40-146186/17), постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2018 года (дело № А07-34271/2017), постановление президиума Самарского областного суда от 19 октября 2017 года (дело № 4Г-2933/2017).

Определение экономической коллегии послужило относительному единообразию судебной практики, уточнило правила определения подсудности. Противоречия, которые возникли в деле Сидорова и Николаева, встречаются не так часто. Почему они возникают, рассказывают эксперты «Право.ru».

Знание налоговых споров в арбитражном процессе

Сложность в том, что правила определения подсудности могут содержаться в судебном акте или разъяснении Верховного суда, но при этом отсутствовать в процессуальном кодексе.

старший юрист судебной практики

Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры – mid market)

Михаил Степкин

Суды общей юрисдикции из-за высокой нагрузки не всегда успевают ознакомиться с соответствующими разъяснениями ВС, а отсюда проблемы, подтверждает Надежда Макарова, руководитель юридического департамента
. «Примерами подобных споров могут служить взыскание долга с должника и поручителя в СОЮ, когда должник уже находится в процедуре банкротства, а долг не является текущим; проблемы, возникающие при оспаривании конкурсными кредиторами решений СОЮ, касающихся имущества (прав требования) должника для целей наполнения конкурсной массы», – рассказывает Макарова.

Степкин поддерживает позицию ВС и рекомендует обращать внимание на субъектный состав лиц, участвующих в деле, существо спора, относимость специальных правил для некоторых категорий споров.

* – имена и фамилии изменены редакцией.

Новые разъяснения Пленума позволят юристам лучше подготовиться к арбитражному процессу в первой инстанции. Верховный суд научил правильно определять подсудность спора и объяснил, в какой момент можно заявлять дополнительные требования к иску. Юристам разрешили не представлять суду заверенную копию диплома, а вот от нормы, что их помощники без образования пользуются теми же процессуальными правами, решили отказаться. Подробный разбор самых интересных правил — в нашем материале.

Проект постановления впервые обсудили на заседании Пленума 14 декабря. Ко «второму чтению» редакционная комиссия учла пожелания президентского правового управления и внесла целый ряд значительных поправок. Так, ВС разрешил не заверять копию диплома о высшем образовании, но запретил одновременно менять и основание, и предмет иска.

Новое постановление полностью заменяет разъяснения Пленума ВАС, которые приняли еще в октябре 1996 года.

1. Правила подсудности

ВС напомнил, что иск можно подать по месту нахождения любого из соответчиков. Арбитражный суд не вправе вернуть иск лишь на том основании, что его можно было заявить по месту нахождения другого соответчика. При этом обязательно нужно заявить какое-либо требование к соответчику, по которому выбирается подсудность, иначе иск вернут.

Еще стороны могут указать в договоре, в каком суде будет разрешаться их возможный спор. Соглашение об изменении подсудности не зависит от других условий договора. Поэтому, в случае признания договора недействительным, эта оговорка продолжит действовать, если, конечно, весь договор не был сфальсифицирован.

В итоговую версию постановления включили новое разъяснение. Определение в соглашении места исполнения обязательства не может рассматриваться как место исполнения договора для изменения подсудности. «Место фактического исполнения обязательства не является достаточным основанием для предъявления иска по месту исполнения договора», — подчеркивает ВС.

2. Принятие иска

Если суд вернул иск из-за неподсудности дела судам общей юрисдикции, заявитель может обратиться в арбитражный суд и приложить к иску акт первого суда. В таком случае арбитражный суд обязан принять и рассмотреть такое требование по существу. При этом он должен зачесть госпошлину, заплаченную заявителем при обращении в суд общей юрисдикции.

Из финальной версии документа убрали разъяснение о необходимости отказывать в принятии искового заявления в случае, если такой спор не подлежит рассмотрению в судах.

3. Можно без диплома

Согласно правилам АПК представители в арбитражных судах должны иметь высшее юридическое образование. Но диплом нужен не всем.

Адвокаты могут подтвердить право на участие в деле только доверенностью. Удостоверение или его копия не потребуются, ведь информация об их образовании подтверждается информацией из реестра адвокатской палаты.

Юристы тоже могут не приносить в суд диплом о высшем образовании. Заверенная у нотариуса копия не потребуется: если у суда возникнут сомнения в квалификации представителя, он может попросить его представить оригинал документа об образовании.

Арбитражные управляющие и представители по делам о банкротстве не должны подтверждать свою квалификацию в суде.

4. Но нельзя без доверенности

Согласно разъяснениям диплом о высшем юридическом образовании не потребуется при совершении действий, не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи. «ВС тем самым преодолел порочную практику сотрудников судов, которые требовали сведения об образовании, в частности, при ознакомлении с материалами дела», — рассказывает юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Анжелика Догузова.

Эксперт отмечает, что при этом Пленум включил «неясную формулировку», что наличие доверенности необходимо для «подачи в суд заявлений и ходатайств». Может закрепиться практика, в рамках которой у курьеров при подаче документов в некоторые суды через канцелярию требовали доверенность, предупреждает юрист.

5. Суд не будет ждать почту

Если арбитражный суд оставил иск без движения, он предложит заявителю представить дополнительные документы или информацию. Суд должен указать срок, на который он обездвиживает иск, с учетом времени, необходимого для устранения недостатков заявления. Здесь надо принять во внимание и время, которое уйдет на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности лиц, участвующих в деле.

Но и стороны должны учитывать «нормативы доставки и контрольные сроки пересылки почтовой корреспонденции». Нужно все отправить так, чтобы до суда документы дошли в срок. Ведь требования считаются исполненными в день приема документов судом, а не в день их отправки.

6. Помощникам не дали полномочий

Первоначальная редакция постановления содержала пункт, что помощники юриста или адвоката могут не подтверждать свое образование, но пользоваться теми же процессуальными правами, что и «основной» представитель. Но в итоговую версию документа эта норма не попала: помешали возражения президентского правового управления. «Редакционная комиссия согласилась, что эти разъяснения выходят за рамки АПК», — рассказал судья Анатолий Першутов.

7. Прокурор в банкротстве

Ко «второму чтению» Пленум дополнил разъяснения новым пунктом. Он предусматривает право арбитражного суда привлекать в дело о банкротстве прокурора, если решается вопрос о жилищных правах должника или его несовершеннолетних детей.

8. Неизвестный ответчик

В случае если истцу не известны дата и место рождения ответчика и ни один из его идентификаторов, суд может сделать запрос в налоговые органы, МВД или Пенсионный фонд.

Суды часто возвращали исковые заявления без указания года рождения или адреса места жительства ответчиков-физлиц либо просили истцов заявлять ходатайства о судебном истребовании соответствующих сведений у компетентных органов, отмечает юрист ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры Андрей Колбун. Это значительно затягивало и усложняло процесс принятия иска.

9. Сам виноват

Арбитражный суд может истребовать необходимые для разрешения спора доказательства у любого лица, в том числе и у процессуального оппонента. Поводом для этого может стать ходатайство одной из сторон, но заявитель должен объяснить, для чего нужны эти доказательства и почему он не может получить их самостоятельно.

Пленум выделяет уважительные причины, по которым сторона может не представить доказательства. Это, например, введение режима повышенной готовности в регионе. Внутренние организационные проблемы лица, у которого просят доказательства, уважительными причинами не признают. Например, смену руководителя, отсутствие в штате юриста или необходимость согласования отправки доказательств с начальством или вышестоящим органом.

Если лицо, у которого истребовали доказательства, проигнорировало запрос суда, его могут оштрафовать по правилам ч. 9 ст. 66 АПК. Но документы все равно придется представить даже после штрафа.

В случае неисполнения обязанности представить доказательства суд может отнести на участника спора все судебные расходы, а также мотивировать свое решение объяснениями другой стороны.

Практика по вопросу истребования доказательств имела неоднородный характер, рассказал партнер Orchards Алексей Станкевич. Нередко суды отказывали в удовлетворении подобного ходатайства по мотиву того, что сторона свободна в представлении доказательств и истребование у стороны спора невозможно. «Пленум справедливо снял это ограничение, поскольку заинтересованная сторона может иметь обоснованный мотив не раскрывать критически важные для справедливого и объективного разрешения спора доказательства», — отметил эксперт.

11. Вдумчивые изменения

Арбитражный процессуальный кодекс дает истцу право изменить основание иска. Например, переквалифицировать требование со взыскания убытков на взыскание неосновательного обогащения.

Еще одна доступная опция — изменить предмет иска. Например, попросить не о взыскании убытков, а о замене товара ненадлежащего качества.

«Но одновременное изменение предмета и основания иска недопустимо», — объяснил Першутов. Так, суд не примет изменения требования о признании сделки недействительной в связи с нарушениями, допущенными при ее заключении, на требование о расторжении договора со ссылкой на нарушения, которые были допущены при исполнении сделки.

12. Встречные иски

Арбитражный суд может принять встречное исковое требование, если оно направлено к зачету первоначального. Непосредственная связь между встречным и первоначальным исками может отсутствовать. Например, в одном деле могут быть рассмотрены носящие встречный характер требования об оплате по нескольким различным договорам, если имеются основания зачета требований из этих договоров.

Суд должен принять встречный иск и в случае, если его удовлетворение полностью или в части исключает удовлетворение первоначального иска. «Например, в случае предъявления требования о взыскании долга по договору может быть заявлено о признании этого договора недействительным», — объясняет Пленум.

13. Без «досудебки», но и без злоупотреблений

По новым правилам ответчик может заявить встречный иск без соблюдения досудебного порядка урегулирования споров. Сейчас суды полностью «переносят» правила подачи «обычного» иска на процедуру подачи встречного, отмечает Колбун. Теперь ВС делает исключение для таких требований.

Пленум рекомендует подавать встречный иск «своевременно». Если такое действие «со всей очевидностью» направлено на затягивание процесса, встречный иск вернут. При этом у ответчика останется право на подачу отдельного иска.

Границы «своевременности» и «очевидности» при этом лежат исключительно в плоскости судебного усмотрения, полагает Станкевич. «Учитывая, что предъявление иска непосредственно связано с исковой давностью, такое положение постановления может быть крайне чувствительным для оборота», — отметил юрист.

14. Фальсификация доказательств

Стороны вправе заявлять о фальсификации доказательств по делу. При этом суд вправе отклонить заявление о фальсификации в отношении документа, чье доказательственное значение, по мнению суда, никак не повлияет на исход дела.

«Хотя суд должен обосновать свою позицию, это разъяснение оставляет место для судебного усмотрения, которое в отсутствие объективных причин может сложиться не в пользу заявителя», — предупреждает Догузова.

При этом в финальную версию документа не вошло требование, что со стороны, заявившей о фальсификации, потребуют подписку об осведомленности о возможных уголовно-правовых последствиях такого заявления.

15. Спам ходатайствами

Суд вправе не рассматривать ходатайство, заявленное повторно тем же лицом и по тем же основаниям, напоминает Пленум. Неоднократное немотивированное заявление одного и того же ходатайства при рассмотрении дела может стать основанием для удаления из зала суда или судебного штрафа.

Постановление Пленума Верховного суда от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»

«Подведомственность и подсудность арбитражных дел»

1.
Понятие, критерии и виды подведомственности
дел арбитражным судам

Правила
подведомственности дел арбитражному
суду

Арбитражные
суды с точки зрения их компетенции не
являются специализированными, она
наделены общей компетенцией по разрешению
большинства экономических споров.

Существуют
терминологические различия между
действующим и предыдущим АПК. Если гл.
3 АПК 1995 г. называлась “Подведомственность
и подсудность”, то гл. 4 нового АПК —
“Компетенция арбитражных судов”.
Под компетенцией понимается полномочие
арбитражного суда на рассмотрение и
разрешение одновременно подведомственного
и подсудного ему дела.

Органы,
осуществляющие юрисдикцию в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности

Для
правильного понимания подсудности и
подведомственности важно иметь
представление об органах, осуществляющих
юрисдикцию в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности

Предпринимательской
деятельностью является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое
получение при­были от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в
установ­ленном законом порядке (ст.
2 ГК РФ).

Экономические
споры, возникающие из гражданских,
административных и иных правоотношений
(связанных с предпринимательской и иной
экономической деятельностью), разрешаются
различными органами гражданской
юрисдикции:

Во-первых,
государственными органами судебной
власти — в основном арбитражными судами,
а также судами общей юрисдикции.

Во-вторых,
государственными органами исполнительной
власти, в основном в предварительном
внесудебном порядке, например налоговыми
органами, когда последним предоставлено
право бесспорного взыскания.

В-третьих,
в частноправовом порядке: в согласительном
порядке сторонами (при наличии
установленного федеральным законом
обязательного претензионного порядка
разрешения спора), а также третейскими
судами, международными коммерческими
арбитражами как органами частноправового
применения.

Возможно
также использование института
посредничества для разрешения
экономических споров, однако такая
частноправовая деятельность не имеет
достаточной нормативной основы.

Критерии
подведомственности дел арбитражным
судам

Подведомственность
дел
арбитражному суду – это правило, в
соответ­ствии с которым разграничивается
компетенция арбитражных судов и иных
органов. Она определяется характером
отношений, явившихся при­чиной
обращения в суд, и особым кругом
участников.

В
новом АПК окончательно сформировалось
понимание основного критерия
подведомственности как характера
спорного правоотношения и содержания
спора (дела) — связан ли предмет спора
с предпринимательской либо иной
экономической деятельностью или нет.

Указанные
критерии сформулированы в § 1 гл. 4 АПК,
ст. 22 ГПК и других федеральных законах,
а также разъясняются и конкретизированы
в судебной практике, прежде всего в ряде
совместных постановлений Пленумов
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ.

На
указанной основе можно выделить несколько
таких критериев:

1) характер
или предмет дела (экономический и
связанный с предпринимательской или
иной экономической деятельностью);

4) спорность
или бесспорность права;

5) характер
нормативного акта (по признаку
нормативности и предмета его регулирования).

Первый
и основной критерий — спор либо иное
дело должны носить экономический
характер и быть связаны с предпринимательской
либо иной экономической деятельностью.
Данный критерий экономического спора
носит основной характер определения
подведомственности поскольку прямо
сформулирован и закреплен одновременно
в двух процессуальных кодексах.

Согласно
п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на
свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установленном законом
порядке. При этом экономический характер
спора проявляется не только в осуществлении
предпринимательской деятельности, но
и в доступе к этой деятельности, а также
в предъявлении иных имущественных
требований.

К
экономическим спорам относятся споры
из гражданских и публичных правоотношений.

Согласно
ч. 3 ст. 27 АПК круг дел, отнесенных к
подведомственности арбитражных судов,
не является закрытым и может расширяться
путем принятия новых федеральных
законов.

Второй
критерий — субъектный состав сторон.
Согласно ч. 2 ст. 27 АПК арбитражные суды
разрешают экономические споры и
рассматривают иные дела с участием
организаций, являющихся юридическими
лицами, граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и имеющих
статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном законом
порядке (далее — индивидуальные
предприниматели), а в случаях,
предусмотренных АПК и иными федеральными
законами, — с участием Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных
образований, государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, образований,
не имеющих статуса юридического лица,
и граждан, не имеющих статуса индивидуального
предпринимателя (далее — организации
и граждане).

Субъектный
состав спора, а именно юридический
статус сторон, также наряду с характером
дела позволяет более точно разграничить
подведомственность между двумя органами
судебной власти: судами общей юрисдикции
и арбитражными судами. К числу субъектов
споров, которые рассматриваются
арбитражными судами, относятся следующие.

Во-первых,
юридические лица, т. е. организации,
которые имеют в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество и
отвечают по своим обязательствам этим
имуществом, могут от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде (ст. 49 ГК).

Следует
иметь в виду, что не все споры между
организациями подведомственны
арбитражному суду.

Во-вторых,
граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица и имеющие статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в
установленном законом порядке.

Для
подведомственности экономического
спора арбитражному суду необходимо,
чтобы спор возник между
гражданами-предпринимателями либо
между организацией и гражданином-предпринимателем.
Правило о подведомственности спора
арбитражному суду сохраняется до тех
пор, пока гражданин не утратит статус
индивидуального предпринимателя.

С
момента прекращения действия
государственной регистрации гражданина
в качестве индивидуального предпринимателя,
в частности в связи с истечением срока
действия свидетельства о государственной
регистрации, аннулированием государственной
регистрации и т. п., дела с участием
указанных граждан, в том числе и связанные
с осуществлявшейся ими ранее
предпринимательской деятельностью,
подведомственны судам общей юрисдикции,
за исключением случаев, когда такие
дела были приняты к производству
арбитражным судом с соблюдением правил
о подведомственности до наступления
указанных выше обстоятельств.

Споры
с участием нотариусов арбитражным судам
не подведомственны, поскольку в
соответствии со ст. 1 Основ законодательства
РФ о нотариате нотариальная деятельность
не является предпринимательством и не
преследует цели извлечения прибыли.
Поэтому такое дело подведомственно
суду общей юрисдикции в порядке гл. 37
ГПК.

В-третьих,
Российская Федерация, субъекты РФ,
муниципальные образования, когда они
выступают в качестве участников отношений
гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК)
или публично-правовых отношений, споры
из которых отнесены к подведомственности
арбитражных судов.

В-четвертых,
государственные органы (например,
Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг и ее территориальные органы), иные
органы, должностные лица, прокуроры,
когда им предоставлено право участия
в арбитражном процессе с целью защиты
имущественных интересов государства
и представляемых ими органов.

В-пятых,
в случаях, установленных АПК и другими
федеральными законами, арбитражному
суду подведомственны дела с участием
образований, не являющихся юридическими
лицами, и граждан, не имеющих статуса
индивидуального предпринимателя в
соответствии с правилом специальной
подведомственности (ст. 33 АПК).

В-шестых,
иностранные организации, международные
организации, иностранные граждане, лица
без гражданства, осуществляющие
предпринимательскую деятельность,
организации с иностранными инвестициями
(ч. 5 ст. 27 АПК), если иное не предусмотрено
международным до­говором Российской
Федерации.

Помимо
указанных критериев — экономического
характера (предмета) спора и его связи
с предпринимательской и иной экономической
деятельностью, а также субъектного
состава — в процессуальном законодательстве
используются иные дополнительные
критерии подведомственности: наличие
договора между сторонами спора, спорность
либо бесспорность права, а также характер
нормативного акта (по признаку
нормативности и предмета его регулирования).

Наличие
договора
(арбитражного соглашения) между сторонами
спора разграничивает подведомственность
между арбитражными и третейскими судами,
включая международные коммерческие
арбитражи.

Критерий
спорность
либо бесспорность
права разграничивает подведомственность
юридических дел между арбитражными
судами и органами исполнительной власти,
осуществляющими регистрацию юридических
фактов.

Таким
же образом разграничивается
подведомственность между создаваемыми
органами по регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и судами. При
наличии бесспорности права такая
регистрация производится учреждением
юстиции, а при возникновении спора —
на основании решения суда или арбитражного
суда (п. 3 ст. 165 ГК) с учетом субъектного
характера спора.

По
признаку нормативности и предмета его
регулирования
при определении подведомственности
дел следует исходить из необходимости
прямого указания закона о возможности
оспаривания нормативных правовых актов.
Для определения подведомственности в
сфере нормоконтроля в качестве
дополнительных критериев должны
учитываться:


орган, который принял оспариваемый
нормативный акт;


нормативный правовой акт, которому не
соответствует оспариваемый нормативный
акт.

Виды
подведомственности дел арбитражным
судам

В
зависимости от того, относит ли закон
разрешение определенной категории дел
к ведению исключительно каких-либо
одних органов или нескольких различных
органов, подведомственность подразделяется
на исключительную
(специальную) и множествен-ную.

Специальная
(исключительная) подведомственность
дел арбитражным судам определяется
только характером отношений, послуживших
причиной обращения в суд. Дела специальной
подведомственности рассматриваются
независи­мо от правового статуса лиц,
участвующих в деле и других критериев.

Указанные
дела рассматриваются арбитражным судом
независимо от того, являются ли участниками
правоотношений, из которых возникли
спор или требование, юридические лица,
индивидуальные предприниматели или
иные организации и граждане.

Правила
множественной
подведомственности позволяют разрешать
определенные категории дел как
государственным (общей юрисдикции,
арбитражным), так и третейским судам.
Множественная подведомственность в
зависимости от способа выбора из
нескольких юрисдикционных органов,
которым дело подведомственно по закону,
может быть подразделена на договорную,
императивную и альтернативную.

Договорной
является подведомственность, определяемая
взаимным соглашением сторон. Например,
при наличии соглашения сторон принимается
к рассмотрению третейского суда спор,
возникший из гражданских правоотношений,
между организациями.

Императивной
называют подведомственность, при которой
дело рассматривается несколькими
юрисдикционными органами в определенной
законом последовательности. Императивной
подведомственностью охватываются
следующие случаи:

1) дело
до передачи в арбитражный суд подлежит
рассмотрению в соответствии с федеральным
законом или договором сторон в обязательном
претензионном порядке;

2) федеральным
законом предусмотрен предварительный
внесудебный порядок разрешения дела в
административном порядке, включая
возможность бесспорного списания
средств либо обращения взыскания на
имущество (налоговыми органами и т. п.).

Претензионный
порядок установлен федеральным законом.

Правовая
возможность
досудебного
порядка разрешения конфликтов установлена
федеральными законами, в основном по
спорам, связанным с уплатой налоговых
и обязательных неналоговых платежей.

Альтернативной
называют подведомственность по выбору
лица, ищущего защиты своих прав. В
соответствии с традиционно принятой
трактовкой правил альтернативной
подведомственности заинтересованное
в разрешении спора лицо вправе обратиться
по своему усмотрению к любому из органов,
названных в законе. Такой выбор может
быть между судом либо органом
административной юрисдикции, в т.ч.
органом местного самоуправления. По
действующему законодательству
заинтересованное лицо, обратившись за
разрешением спора в несудебном порядке
в соответствии с правилами альтернативной
подведомственности, не лишается права
на обращение в суд. Такое понимание
правил альтернативной подведомственности
вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно
которой каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и
иных законодательных актов.

Иногда
правила подведомственности формулируются
таким образом, что создается впечатление
о наличии правил альтернативной
подведомственности, однако это исключено
действующим законодательством.

Коллизии
подведомственности и порядок их
разрешения

По
общему правилу подведомственность дела
определяет соответствующий юрисдикционный
орган, в том числе и арбитражный суд.

Поэтому
реальны случаи незаконного отказа в
судебной защите за неподведомственностью,
о чем свидетельствует судебная практика,
в том числе по применению новых АПК и
ГПК.

Полностью
избежать возникновения споров о
подведомственности вряд ли возможно в
силу динамизма развития частноправовых
отношений, сложности самой юрисдикционной
системы, что определяет неизбежность
таких случаев (коллизий).

На
практике могут встречаться случаи
пересечения компетенции различных
органов по рассмотрению одного дела
(положительная коллизия подведомственности)
или когда конкретное юридическое дело
не подведомственно ни одному из судебных
органов в связи с их отказом принять
его к своему рассмотрению (отрицательная
коллизия подведомственности).

Разрешение
спорных вопросов подведомственности
возможно различными способами. Так,
направления разрешения коллизий
подразделяются на нормотворческие,
правоприменительные и организационные.

Основные
категории дел, подведомственные
арбитражным судам

Для
удобства правоприменительной деятельности
законодатель приводит в ст. 28—32 АПК
основные категории дел, которые подлежат
рассмотрению арбитражными судами.

1. Подведомственность
экономических споров и иных дел,
возникающих из гражданских правоотношений
(ст. 28 АПК, п. 3 ст. 426 ГК, п. 5 ст. 429 ГК).

2. Подведомственность
экономических споров и других дел,
возникающих из административных и иных
публичных правоотношений (ст.
29 АПК
).

3. Подведомственность
дел об установлении фактов, имеющих
юридическое значение
для возникновения, изменения и прекращения
прав организаций и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности (ст. 30 АПК, гл. 27 АПК)

4. Подведомственность
дел об оспаривании решений третейских
судов
по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности; о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов по спорам,
возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности (ст. 31 АПК)

5. Подведомственность
дел о признании и приведении в исполнение
решений иностранных судов
и иностранных арбитражных решений по
спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности (ст. 32 АПК)

2. 
Подсудность дел арбитражным судам

Институт
подсудности разграничивает подведомственные
арбитражным судам дела между различными
звеньями судебно-арбитражной системы.

Подсудность
дел арбитражному суду – это правило, в
соответствии с

которым разграничивается
компетенция между арбитражными
судами

внутри единой системы
арбитражных судов. Для арбитражного
процесса характерны два вида подсудности
— родовая и территориальная.

Родовая
подсудность разграничивает дела между
арбитражными судами различного уровня.

По
общему правилу родовой подсудности все
споры (дела), подведомственные арбитражному
суду, рассматриваются в первой инстанции
арбитражными судами субъектов РФ, за
исключением споров, отнесенных к
подсудности Высшего Арбитражного Суда
РФ (ч. 2 ст. 34 АПК).

Территориальная
подсудность разграничивает компетенцию
арбитражных судов одного уровня, т. е.
практически краевых, областных и
приравненных к ним арбитражных судов
субъектов РФ. По общему правилу
территориальной подсудности, иск
предъявляется в арбитражный суд субъекта
РФ по месту нахождения или месту
жительства ответчика.

Территориальная
подсудность может быть нескольких
видов:

=
Общая (по месту нахождения или жительства
ответчика);

=
альтернативная (по выбору истца),

=
по связи дел;

В
соответствии с правилами общей
территориальной подсудности иск
предъявляется в арбитражный суд субъекта
РФ по месту нахождения или месту
жительства ответчика (ст. 35 АПК). Дела о
несостоятельности (банкротстве)
юридических лиц и граждан рассматриваются
по месту нахождения должника —
юридического лица или по месту жительства
гражданина (ст. 33 Федерального закона
“О несостоятельности (банкротстве)”).

Согласно
п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического
лица определяется местом его государственной
регистрации, если в соответствии с
законом в учредительных документах не
указано иное. Наименование и место
нахождения юридического лица указываются
в его учредительных документах.

Правила
альтернативной подсудности по выбору
истца установлены ст. 36 АПК.

В
частности, иск к ответчику, место
нахождения или место жительства которого
неизвестно, может быть предъявлен в
арбитражный суд по месту нахождения
его имущества либо по его последнему
известному месту нахождения или месту
жительства в Российской Федерации.

Иск
к ответчикам, находящимся или проживающим
на территориях разных субъектов РФ,
предъявляется в арбитражный суд по
месту нахождения или месту жительства
одного из ответчиков и др.

Подсудность
по общему правилу, а также альтернативная
подсудность могут быть изменены по
соглашению сторон до принятия арбитражным
судом заявления к своему производству.

Исключительная
подсудность характеризуется тем, что
дело должно быть рассмотрено только
строго определенным в АПК арбитражным
судом (ст. 38 АПК).

Например,
иски о правах на недвижимое имущество
предъявляются в арбитражный суд по
месту нахождения этого имущества.
Заявление о признании должника банкротом
подается в арбитражный суд по месту
нахождения должника.

Подсудность
по связи дел характеризуется тем, что
независимо от территориальной
принадлежности спор подлежит
разбирательству в арбитражном суде,
где рассматривается другое дело, с
которым связан спор. Так, встречный иск
независимо от его подсудности предъявляется
по месту рассмотрения первоначального
иска (ч. 10 ст. 38 АПК). В этот же арбитражный
суд предъявляется исковое заявление
третьего лица, заявляющего самостоятельные
требования относительно предмета спора
(ст. 50 АПК).

В
соответствии с правилами договорной
подсудности (ст. 37 АПК) общая территориальная
и альтернативная подсудность, установленная
в АПК, могут быть изменены по соглашению
сторон (пророгационные соглашения).

Договорная
подсудность может быть изменена по
соглашению сторон до принятия арбитражным
судом заявления к своему производству.

Дело,
принятое арбитражным судом к своему
производству с соблюдением правил
подсудности, должно быть рассмотрено
им по существу, хотя бы в дальнейшем оно
стало подсудным другому арбитражному
суду.

Дело,
направленное из одного арбитражного
суда в другой, должно быть принято к
рассмотрению судом, в который оно
направлено. Споры о подсудности между
арбитраж­ными судами в Российской
Федерации не допускаются.

Передача
дела из одного арбитражного суда в
другой

Заявление,
принятое арбитражным судом к своему
производству с соблюдением правил
подведомственности, должно быть
рассмотрено им по существу, хотя бы в
даль­нейшем к участию в деле будет
привлечен гражданин, не имеющий статуса
индивидуаль­ного предпринимателя, в
качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требо­ваний относительно
предмета спора.

Арбитражные
суды рассматривают подведомственные
им дела с участием россий­ских
организаций, граждан Российской
Федерации, а также иностранных организаций,
международных организаций, иностранных
граждан, лиц без гражданства, осуществляю­щих
предпринимательскую деятельность,
организаций с иностранными инвестициями,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации.

Арбитражные
суды рассматривают в порядке искового
производства возникающие из гражданских
правоотношений экономические споры и
другие дела, связанные с осуще­ствлением
предпринимательской и иной экономической
деятельности юридическими ли­цами и
индивидуальными предпринимателями, а
в случаях, предусмотренных АПК РФ и
иными федеральными законами, другими
организациями и гражданами.

Арбитражные
суды рассматривают в порядке особого
производства дела об уста­новлении
фактов, имеющих юридическое значение
для возникновения, изменения и пре­кращения
прав организаций и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономиче­ской
деятельности.

Споры
о подсудности между арбитражными судами
в Российской Федерации не допускаются.

При
понимании правил подсудности необходимо
исходить из ст. 47 Конституции РФ, согласно
которой никто не может быть лишен права
на рассмотрение его дела в том суде и
тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом. Таким образом,
произвольная передача дела из одного
арбитражного суда в другой при отсутствии
согласия сторон является недопустимой.

Здесь
следует иметь в виду также постановление
Конституционного Суда РФ от 16 марта
1998 г., которым признаны не соответствующими
ст. 46 и 47 (ч. 1) Конституции РФ ст. 44 УПК и
ст. 123 ГПК в той мере, в какой они допускают
передачу дела из одного суда, которому
оно подсудно, в другой суд без принятия
соответствующего процессуального
судебного акта и при отсутствии указанных
в самом процессуальном законе точных
оснований (обстоятельств), по которым
дело не может быть рассмотрено в том же
суде и тем судьей, к подсудности которых
оно отнесено законом, и, следовательно,
подлежит передаче в другой суд. Аналогичная
практика недопустима и в арбитражном
процессе.

Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.

В
административном (внесудебном) порядке
рассматриваются налоговые споры,
возникшие в результате подачи
налогоплательщиком (налоговым агентом)
жалобы на незаконные решения или действия
(бездействие) налоговых органов и их
должностных лиц в вышестоящий налоговый
орган (вышестоящему должностному лицу).

Административный
(внесудебный) порядок рассмотрения
налоговых споров основывается на подаче
налогоплательщиком (налоговым агентом)
или иным лицом жалобы в вышестоящий
налоговый орган или вышестоящему
должностному лицу.

По
общему правилу жалоба в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу) подается в течение 3 месяцев со
дня, когда налогоплательщик узнал или
должен был узнать о нарушении своих
прав. К жалобе могут быть приложены
обосновывающие ее документы.

Жалоба
подается в произвольной письменной
форме соответствующему налоговому
органу или должностному лицу. Лицо,
подавшее жалобу, до принятия по ней
решения может ее отозвать на основании
письменного заявления.

По
итогам рассмотрения жалобы на ненормативный
акт налогового органа вышестоящий
налоговый орган (вышестоящее должностное
лицо) вправе:


отменить акт налогового органа и
назначить дополнительную проверку;


отменить решение и прекратить производство
по делу о налоговом правонарушении;


изменить решение или вынести новое
решение.

По
итогам же рассмотрения жалобы на действия
или бездействие должностных лиц налоговых
органов вышестоящий налоговый орган
(вышестоящее должностное лицо) вправе
вынести решение по существу.

Решение
налогового органа (должностного лица)
по жалобе принимается в течение месяца.
О принятом решении в течение трех дней
со дня его принятия сообщается в
письменной форме лицу, подавшему жалобу
(ст. 140 НК РФ).

74.
Рассмотрение налоговых споров в судах
общей юрисдикции и арбитражных судах.
Постановление Конституционного Суда
РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ- как источники
разрешения налоговых споров.

Законодательством
РФ предусмотрены следующие способы
судебной защиты прав налогоплательщиков:

признание
неконституционным законодательного
акта полностью или в части Конституционным
Судом РФ;

признание
судом общей юрисдикции закона субъекта
РФ, противоречащим федеральному закону
и, следовательно, недействующим или не
подлежащим применению;

признание
арбитражными судами или судами общей
юрисдикции недействительным нормативного
либо ненормативного акта налогового
органа, иного государственного органа
или органа местного самоуправления,
противоречащего закону и нарушающего
права и законные интересы налогоплательщика;

неприменение
судом нормативного либо ненормативного
акта государственного органа, органа
местного самоуправления или иного
органа, противоречащего закону;

пресечение
действий должностного лица налогового
органа или иного государственного
органа, нарушающих права или законные
интересы налогоплательщика;

принуждение
налоговых органов, иных органов
государственной власти или их должностных
лиц к выполнению законодательно
установленных обязанностей, от выполнения
которых они уклоняются;

признание
не подлежащим исполнению инкассового
поручения (распоряжения) налогового
или другого органа на списание в
бесспорном порядке сумм недоимок, пени,
штрафов за нарушения налогового
законодательства с банковского счета
налогоплательщика;

возврат
из бюджета необоснованно списанных в
бесспорном порядке сумм недоимок, пени,
штрафов;

взыскание
процентов за несвоевременный возврат
излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм налога, сбора, пеней;

возмещение
убытков, причиненных незаконными
решениями, действиями или бездействием
налоговых органов или их должностных
лиц.

Одновременно
названные способы судебной защиты
являются предметами исковых требований
налогоплательщиков.

Статья
138 Налогового кодекса устанавливает,
что дела по обжалованию нормативных и
ненормативных актов налоговых органон,
а также действия или бездействия их
должностных лиц организациями и
индивидуальными предпринимателями
подведомственны арбитражным судам, а
физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями, —
судам общей юрисдикции.

Нормы
Налогового кодекса о судебном порядке
защиты нарушенных прав налогоплательщиков
нашли развитие в совместном постановлении
Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня
1999 г. № 41/9. В постановлении разъясняется,
что налоговые споры подлежат рассмотрению
арбитражными судами на общих основаниях
в соответствии с АПК РФ и судами общей
юрисдикции в порядке, предусмотренном
гл. 24.1 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан».

Арбитражными
судами рассматривается значительная
часть дел, возникающих из налоговых
правоотношении. Статьей 29 АПК РФ к
подведомственности арбитражных судов
отнесено рассмотрение экономических
споров и других дел, возникающих из
административных и иных публичных
правоотношений.

Арбитражные
суды рассматривают следующие категории
дел, связанных с осуществлением
организациями и гражданами
предпринимательской и иной экономической
деятельности:

об
оспаривании нормативных правовых актов,
затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;

о
взыскании с организаций и граждан,
осуществляющих предпринимательскую и
иную экономическую деятельность,
обязательных платежей, санкций, если
федеральным законом не предусмотрен
иной порядок взыскания;

об
оспаривании ненормативных правовых
актов органов государственной власти
РФ, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления, решений и действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов и должностных лиц, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;

другие
дела, возникающие из административных
и иных публичных правоотношений, если
федеральным законом их рассмотрение
отнесено к компетенции арбитражного
суда.

Деятельность
арбитражных судов по защите нарушенных
прав налогоплательщиков шире, чем
деятельность судов общей юрисдикции.
так как количественный состав субъектов,
обращающихся в данные суды, намного
больше.

Кроме
того, подлежат восстановлению арбитражным
судом конституционные права
налогоплательщиков, нарушенные
неправильным применением закона.

ВАС
РФ в информационном письме от 21 июля
1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения
споров, связанных с взиманием подоходного
налога» указал, что «споры между
индивидуальными предпринимателями и
налоговыми органами, возникшие в связи
с исчислением подоходного налога,
подведомственны арбитражным судам
независимо от основании возникновения
спора».

В
соответствии с ст. 35 АПК РФ иск предъявляется
по месту нахождения налогового органа,
акты, действия или бездействие которого
обжалуются. Иски, вытекающие из налоговых
правоотношений к государственным
органам и органам местного самоуправления,
предъявляются в арбитражный суд
соответствующего субъекта РФ, а не по
месту нахождения органа, принявшего
оспариваемое решение.

Статьей
138 Налогового кодекса устанавливается
правило судебного рассмотрения налоговых
споров принцип определения нагл ежащего
ответчика. В соответствии с ним, по делу
об обжаловании акта налогового органа
ответчиком налоговый орган следует
привлекать независимо от того, кем
именно он подписан руководителем
налогового органа, его заместителем
или иным должностным лицом. По делу об
обжаловании действий или бездействия
должностных лиц налогового органа
ответчиком будет именно то должностное
лицо, которое осуществило оспариваемые
действия или которое бездействовало.

Анализ
правоприменительной практики рассмотрения
налоговых споров показывает, что судебным
процессом неизбежно рассматриваются
вопросы:

применения
материальных норм законодательства о
налогах и сборах;

применения
процессуальных норм, послуживших поводом
для обращения налогоплательщика в суд:
порядок проведения налоговой проверки,
производство по делу о налоговом
правонарушении, порядок взыскания
недоимки, пени и т.д.;

юридической
квалификации статуса, характера
финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика в целях выявления
налоговых последствий этих операций.

Составной
частью судебного порядка защиты прав
налогоплательщиков является исполнение
судебных решений. Общие правила исполнения
судебных решении установлены Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве».

В
соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового
кодекса сумма излишне взысканного
налоговым органом налога и проценты,
начисленные на эту сумму, подлежат
возврату налоговым органом в течение
одного месяца после вынесения судебного
решения. Важной гарантией реальности
восстановления нарушенных прав
налогоплательщиков является положение
о начале течения срока возврата денежных
средств — один месяц со дня вынесения,
а не вступления в законную силу решения
суда. Соответствующие денежные суммы,
присужденные к возмещению налогоплательщику,
выплачиваются за счет бюджетных средств,
что также гарантирует реальность
исполнительного производства.

В
практике деятельности налоговых органов
возникают ситуации. когда у налогоплательщика
имеется недоимка по уплате налогов и
сборов или задолженность по пеням,
причитающихся тому же бюджету, из средств
которого подлежат возмещению излишне
взысканные налоги и пени. В таких случаях
п. 1 ст. 79 Налогового кодекса предписывает
сначала произвести зачет в счет погашения
недоимки. а затем возвратить
налогоплательщику оставшуюся разницу
по излишне взысканным денежным суммам.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий