Суд с налоговой инспекцией

Суд с налоговой инспекцией

Содержание
  1. Что такое Арбитражные споры
  2. Какие споры рассматривает арбитражный суд
  3. Место рассмотрения спора
  4. Примеры арбитражных споров
  5. Виды арбитражных споров
  6. Договорные споры
  7. Корпоративные спора
  8. Административные спора
  9. Таможенные споры
  10. Патентные споры
  11. Иные споры
  12. Подготовка к арбитражному процессу
  13. Досудебное урегулирование спора
  14. Что происходит после направления претензии
  15. Подготовка и направление иска в суд
  16. Протоколирование судебного заседания (аудио и видео запись)
  17. Длительность судебного заседания
  18. Этапы рассмотрения споров
  19. Этапы арбитражного разбирательства
  20. Варианты разрешения арбитражных споров
  21. Арбитражное приказное производство (глава 29. 1 АПК РФ)
  22. Упрощенное производство (глава 29 АПК РФ)
  23. Частное определение (глава 21 АПК РФ)
  24. Порядок принятия решения арбитражным судом
  25. Разрешение споров в арбитражном суде
  26. Особенности налоговых конфликтов
  27. Административный порядок разрешения налогового спора
  28. Досудебное разрешение налоговых споров
  29. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
  30. Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу
  31. Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров
  32. Преимущества досудебного решения налоговых споров
  33. Когда можно обратиться в суд
  34. Этапы судебного урегулирования налоговых споров
  35. Особенности урегулирования налогового спора в суде
  36. Можно ли избежать налоговых споров?
  37. Вопросы и ответы
  38. Что такое Налоговые споры
  39. Субъекты правоотношений
  40. Наиболее распространенные споры
  41. Доначисление налогов
  42. Налоговый вычет
  43. Стадии налогового спора
  44. Досудебная стадия
  45. Право на ознакомление материалов проверки
  46. Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки
  47. Право свидетеля на получение протокола допроса
  48. Срок ответа на запрос налоговой, в т. ч повторный
  49. Повторный запрос
  50. Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях
  51. Кто может быть инициатором?
  52. Что нужно подготовить для суда?
  53. Как проходит судебное разбирательство?
  54. Сколько длится разбирательство?
  55. Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Что такое Арбитражные споры

Арбитражные споры — это финансово-хозяйственные споры вытекающие из предпринимательских отношений разрешаемые в арбитражных судах, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности предприятий, индивидуальных предпринимателей, как между собой, так и при взаимодействии с государственными органами (например, налоговыми или таможенными).

  • Судебное рассмотрение данных споров регламентирует арбитражное процессуальное право представленное арбитражно-процессуальным кодексом (АПК РФ), постановлениями пленумов Верховного суда РФ и судебной арбитражной практикой.
  • Выбор в какой суда подавать иск происходит на основании законодательной или договорной подсудности.
  • Суды принимают к расмотрению исковые требования при условии соблюдения сроков исковой давности по арбитражным спорам.
  • Физлица могут быть участниками судебных споров в арбитражных судах в ограниченных случаях: в силу закона (к примеру при банкротстве граждан) и по корпоративным спорам (к примеру оспаривание решения исполнительного органа или стоимости действительной доли).
Дополнительный анализ:  Форма 10 га срочная

Какие споры рассматривает арбитражный суд

В данных спорах рассматриваются исключительно предпренимательские споры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, муниципальных и федеральных органов и субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Место рассмотрения спора

Любой арбитражный спор рассматривается арбитражным судом по договорной или законодательной подсудности, к примеру арбитраж Москвы для организаций зарегистрированных в Москве и арбитраж области для областных компаний.

Примеры арбитражных споров

Все виды финансово-хозяйственные споров связаны с неисполнением обязательств и по возмещению причиненного ущерба. К примеру:

  • Не исполнение обязательств по поставке оплаченного товара.
  • Отказ в передачи оплаченного товара.
  • Срыв сроков поставки авансированного товара по договору.
  • Возмещение причиненного ущерба в связи с нарушением сроков исполения контракта.

Виды арбитражных споров

Налоговое законодательство на 30% регламентируется внутренними инструкциями ФНС, судебная практика в некоторых случаях противоречит сама себе, особенно по делам касающимся госимущества и связанных с ним налогов.

Никто не застрахован, особенно средний и крупный бизнес, именно за их счет выполняется план по сбору налогов и штрафов. С 2017 года сильно начали «трясти» и малый бизнес, особенно в части заработной платы и налоговых льгот. Подробнее о наших услугах в материале налоговые споры.

Договорные споры

Крупнейший пласт судебных спором юридических лиц, это споры связанные с нарушением прав по заключенным договорам. В 99,9% случаев, нарушения и непонимание закладываются в момент подписания договоров, что в случае спора приводит к различному понимание сторонами отдельных пунктов и целых абзацев подписанного соглашения.

В связи с переходом на МСФО становится актуальным вопрос управления рисками, а именно переход права собственности на товар или услугу при различных обстоятельствах, подробнее об услугах фирмы по разрешению данных вопросам в материале договорные споры.

Корпоративные спора

Практика показывает 3 основные причины данных споров:

  • когда один работает, а другой ждет;
  • когда кто-то осознано хочет обмануть своего партнера и присвоить его долю себе;
  • вопросы наследования бизнеса.

Варианты этих причин могут быть различные, а вот методы достижения могут носить и уголовный характер. Подробнее о различных схемах и судебной практики по их разрешению читайте в корпоративные споры.

Административные спора

Даже самое успешное и выгодно взаимодействие с властью приводят к разногласиям и судебным спорам. Но даже не взаимодействуя можно получить постановление о выявленном нарушении или исправлении и приведении чего бы-то либо в соответствии с постоянно меняющемся законодательством. С 2016 года КоАП внесены изменения об увеличении штрафных санкций, и можно за небольшое нарушение получить штраф по 500 тыс. руб. Подробнее о данных спорах и способах их разрешения, в нашей статье: Административные споры.

Таможенные споры

Внешнеторговая деятельность рентабельный бизнес, но взаимодействие с таможенной службой, не стыковки в документах, нарушения срока взимания и оплаты пошлин приводят к «зависанию» товара на таможенном складе, и последствиям в виде новых штрафов за не исполнение контрактов и дополнительных затрат на хранение. Подробнее об это и не только в материале таможенные споры.

Патентные споры

Данные споры стали актуальны с развитием телевидения и интернета, ввиду огромного числа уникальных технических разработок и всех видов контента.

Вопрос регистрации и правильного оформления основное в разрешении данных спорах, подробнее в нашем блоке патентные споры.

Иные споры

Как показывает практика, данные споры характеризуются многогранностью и определенной сложностью. Поскольку споры в арбитражах нередко идут на миллионы рублей, сам процесс требует серьезного отношения и профессиональных навыков ведения дела. В связи с этим коммерсантам полезно вооружиться информацией об особенностях арбитражного судопроизводства и подготовки к судебному разбирательству.

Подготовка к арбитражному процессу

Суд с налоговой инспекцией

Представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных действий, направленных на обеспечение правильного, своевременного и положительного рассмотрения дела в суде.

Досудебное урегулирование спора

Прежде чем обратиться в арбитражный суд, будущий истец должен воспользоваться правом и соблюсти порядок досудебного урегулирования, заблаговременно составить досудебную претензию и направить ее своему оппоненту или соблюсти иной договорной обязательный досудебный порядок урегулирования разногласий (ст. 126 АПК РФ). Невыполнение этого требования закона повлечет возврат искового заявления (ст. 148 АПК РФ). Если же вы получили претензию, то вам необходимо подготовить ответ на досудебную претензию.

Что происходит после направления претензии

  • Если в течение 30 дней после направления претензии стороны не пришли к взаимному соглашению, тогда уже дело передаётся в суд.
  • Если истец проигнорировал требование об обязательном досудебном урегулировании, его иск либо возвратят, либо оставят без рассмотрения.

Подготовка и направление иска в суд

Изучение судебной практики поможет выработать позицию и оценить шансы на выигрыш в суде. Если вы решили обратиться в арбитражный суд и хотите его выиграть, составление искового заявления, ознакомление с делом и подготовку отзыва на него лучше всего переложить на плечи опытного арбитражного юриста, который определит в какой арбитражный суд подавать иск, сформирует неуязвимую судебную позицию, правильно подготовит и составит документы и соберет иную нужную для суда информацию, а так же обеспечит исполнение решения суда и соблюдение сроков исковой давности.

Если в исковом заявлении суд обнаружит формальные недостатки, оно будет оставлено без движения (ст. 128 АПК РФ), а это, в свою очередь, задержит сроки разрешения ситуации. Общий срок исправления ошибок в иске определяется судом но не более 30 календарных дней, при этом общие сроки принятия иск арбитражным судом остается неизменным.

Протоколирование судебного заседания (аудио и видео запись)

В ходе судебного заседания осуществляется протоколирование судебного заседания и аудио запись, также этим правом обладают и участники сторон. Для получения данного права необходимо обратиться с ходатайством к суду о проведение видео, аудио и фотосъемки.

Длительность судебного заседания

Арбитражные суды составляя свое расписание предоставляют на каждое дело максимум 15 минут, практика показывает, что только ожидание составляет порядка 40 минут. Само заседание может длиться и 20 и 30 и 40 минут, далее суд назначает дату нового заседания или объявляет перерыв.

Этапы рассмотрения споров

Судебное разбирательство проводится в строгой последовательности, предусмотренной АПК РФ, и включает 3 стадии:

  • подготовительную часть;
  • рассмотрение дела по существу (исследование доказательств и судебные прения);
  • постановление и объявление решения.

Этапы арбитражного разбирательства

  • Суд первой инстанции.
  • Суд апелляционной инстанции.
  • Суд кассационной инстанции.
  • Верховный суд РФ.

Варианты разрешения арбитражных споров

Арбитражно-процессуальный кодекс позволяет в упрощенной форме судиться по спорам удовлетворяющим следующие требования:

Арбитражное приказное производство (глава 29. 1 АПК РФ)

Глава 29.1 АПК РФ позволяет при обращении в арбитражный суд в соответствии  со статьей 229,1 получать судебный приказ вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя не превышающим 400 000 (четыреста тысяч) рублей, а также в иных случаях.

Госпошлина при подаче заявления о выдаче судебного приказа составит 50% госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера (пп. 4.1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Упрощенное производство (глава 29 АПК РФ)

Если сумма долга не превышает 800 000 (восемьсот тысяч) руб от юридических лиц и 400 000 (четыреста тысяч) руб от индивидуального предпринимателя, то возможно применение упрощенного производства. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 2 (двух) месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Верховный суд указал на недопустимость рассмотрения спора в порядке упрощенного производства, если в деле нет доказательств того, что ответчик получил копию определения суда о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела. Если же таких доказательств нет, судья не может применять упрощенный порядок и должен вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Частное определение (глава 21 АПК РФ)

Арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных АПК РФ, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.

Протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. В случае, если дело рассматривается в коллегиальном составе, судьи совещаются по вопросам, связанным с вынесением такого определения, на месте, в зале судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В протокольном определении должны быть указаны вопрос, по которому выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по результатам рассмотрения вопроса.

Порядок принятия решения арбитражным судом

Суд принимает решение, основываясь в основном на представленных сторонами спора доказательствах (ст. 168 АПК РФ). Поэтому второе главное условие успешного ведения дела

подкрепление позиции надежными доказательствами, в первую очередь, письменными (ст.ст. 64, 75 АПК РФ). Самыми важными документами являются договоры, сопровождающие их и подтверждающие исполнение документы (акты приема-передачи, акты сверки и т.д.).

Суд также примет переписку сторон, в том числе по электронной почте, если можно достоверно установить отправителя и адресата. Результаты экспертизы особенно востребованы в спорах, возникающих из договоров строительного подряда. Все представленные доказательства должны иметь непосредственное отношение к установлению обстоятельств судом по делу (статья 67 АПК РФ). При этом отсутствие необходимых документов или неверное их оформление, незафиксированность исполнения обязательств существенно затрудняют ход дела.

Завершающей ступенью ведения процесса можно назвать умение выступать в суде:

  • уверенно и не смущаясь,
  • говорить и задавать каверзные вопросы оппоненту,
  • давать правильные ответы судье и противной стороне.

Поражение в споре можно потерпеть по объективным причинам (например, из-за судебной ошибки или неблагоприятного стечения обстоятельств) или по вине самого участника процесса. Недобросовестное поведение, как в досудебный период (например, уклонение от принятия должного исполнения), так и в период судебного разбирательства (например, намеренное затягивание процесса) чревато различными негативными последствиями, включая проигрыш.

Проиграть можно также из-за неправильно подобранных доказательств или их отсутствия, безграмотно составленных документов, неспособности убедительно выступить в процессе и по другим подобным причинам. И наоборот, юридическая грамотность, хорошая подготовка к борьбе, психологический напор и решительность большей частью приводят к победе над противником.

Разрешение споров в арбитражном суде

Решение споров в арбитражном суде очень эффективный, но все же крайний способ выяснения взаимоотношений. Лучше всего постараться урегулировать проблемы мирными способами, которые минимизируют потери сторон и обеспечат сохранение партнерских отношений.

Такая возможность есть на любой стадии спора: от момента возникновения конфликта до исполнительного производства.

Обращение в суд, как правило, это единственная возможность разрешить сложившуюся ситуацию и доказать свою правоту. Задаваясь вопросом как разрешить судебный спор, вы можете обратиться к нам за услугой: арбитражный адвокат, при этом обратите внимание на отзывы наших клиентов и судебную практику.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Суд с налоговой инспекцией

Поделиться с друзьями

Между физическими, юридическими лицами и государственными органами возникают споры, которые касаются налогов. Как правило, свои интересы приходится отстаивать предпринимателям и коммерческим компаниям. Такие ситуации принято называть налоговыми спорами (НС).

Порядок разрешения налоговых споров регулируется законодательством. Уладить конфликт можно в судебном и досудебном порядке, однако конфликты по поводу начисления налогов связаны для одной из сторон с трудностями. Ведь фактически спор идет между гражданином, организацией и государством.

Особенности налоговых конфликтов

Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.

Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:

  • Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
  • Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
  • Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.

Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:

  • Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
  • Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
  • Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.

Таким образом, инициировать спор могут как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Досудебное разрешение налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это альтернатива судебному разбирательству, призванная в кратчайшие сроки устранить нарушения прав российских налогоплательщиков.

Реагированием на нарушения, а также аудитом допущенных ошибок занимается специально созданное в системе Федеральной налоговой службы РФ подразделение, исключительной обязанностью которого является досудебное разрешение налоговых споров.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта защиты прав физлиц и организаций (статья 137):

  • обжалование действий и/или актов налоговых органов в суде;
  • досудебное решение спорных вопросов.

Важно знать, что федеральный закон РФ от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ определяет, что налогоплательщик может обжаловать действия и/или акты налоговиков в суде, исключительно после рассмотрения его жалобы органами налоговой службы.

Досудебное урегулирование налоговых споров для российских плательщиков налогов имеет ряд преимуществ:

  • процедура абсолютно бесплатна;
  • жалоба рассматривается в кратчайшие сроки;
  • решения исполняются достаточно оперативно.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров можно разделить на несколько этапов:

  • направление заявителем жалобы в налоговую инспекцию, которая является стороной спора;
  • перенаправление обращения из нижестоящего налогового отделения в вышестоящее в трехдневный срок;
  • принятие обращения вышестоящим органом к рассмотрению или отказ в этом заявителю;
  • уведомление всех причастных сторон о времени и дате проведения заседания;
  • запрос налоговиками дополнительных материалов, которые помогут рассмотреть дело по существу, а также самостоятельное предъявление налогоплательщиком дополнительных документальных доказательств нарушения его законных прав;
  • непосредственно само рассмотрение жалобы налоговиками и принятие по ней обоснованного решения;
  • информирование заявителя о принятом решении.

Важно знать, что жалоба подается не позднее одного года с момента, когда физлицу или организации стало известно о нарушении их законных прав и интересов, а апелляция — до вступления акта налогового органа в силу (в течение календарного месяца, начиная с даты вручения постановления налогоплательщику).

Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу

Физлица и организации, считающие, что их права нарушены, составляют и направляют жалобу в региональное отделение налоговой службы (вышестоящий налоговый орган) через местное налоговое отделение, которое является стороной спора.

Если акт о привлечении налогоплательщика к ответственности еще не вступил в силу, заявителем подается апелляционная жалоба. Во всех остальных случаях — жалоба.

Налоговый орган, действия и/или акты которого оспариваются, обязан перенаправить документ со всеми сопутствующими материалами в вышестоящее региональное отделение в течение 3-х дней, после поступления такого обращения. В этот же срок заявителю должно быть направлено окончательное решение налоговой службы.

В обращении обязательно указывается:

  • ФИО физлица-заявителя и его место проживания (соответственно, если заявителем является юрлицо, указывается его название и местонахождение);
  • акт, который оспаривается или суть действия/бездействия налоговиков;
  • название налогового органа, который является стороной спора;
  • основание для подачи жалобы — суть претензии;
  • требования заявителя;
  • способ, которым налогоплательщик хочет получить ответ на свое обращение.

Региональное управление налоговой рассматривает обращение по существу и принимает по нему финальное решение не позднее:

  • календарного месяца, если это апелляция на акт, привлекающий налогоплательщика к ответственности;
  • 15-ти рабочих дней во всех остальных случаях.
  • Налоговый кодекс РФ определяет, что урегулирование налоговых споров заканчивается одним из возможных вариантов (статья 140):
  • налоговое подразделение отказывает в удовлетворении требований заявителю в силу законодательных норм;
  • налоговики признают акт и/или действия должностных лиц неправомерными и подлежащими частичной или полной отмене.

Если налогоплательщик не удовлетворен принятым решением, он может обратиться с исковым заявлением в суд для дальнейшей защиты своих гражданских прав.

Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке. И только если это не получилось, нужно обращаться в суд. В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу. Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Преимущества досудебного решения налоговых споров

Большинство конфликтов, затрагивающих налоговое право, решают в административном порядке. Даже в этом случае не будет лишним проконсультироваться с юристами и поручить им вести дело. Досудебное урегулирование конфликта – оптимальный вариант, обладающий множеством преимуществ:

  • Короткие сроки рассмотрения жалобы. Вышестоящий орган, куда вы можете подать жалобу, будет обязан рассмотреть ваше заявление в течение нескольких дней или недель, тогда как судебная тяжба может длиться годами.
  • Отсутствие государственной пошлины и судебных сборов. Решение вопроса в судебном порядке всегда обходится дороже с финансовой точки зрения. Потому что при обращении в суд нужно сначала заплатить пошлину. Расходы на юридическое представительство в суде выше, чем за консультации и сопровождение в разрешение споров в административном порядке.
  • Простота оформления бумаг. Составить обычную или апелляционную жалобу достаточно просто, тогда как исковое заявление – задача для опытного профессионала. К тому же для суда придется собрать доказательства собственной позиции.

Рассмотрев вашу жалобу, вышестоящий налоговый орган может оставить ее без удовлетворения или вынести решение в вашу пользу. В таком случае вышестоящая инстанция имеет право отменить ненормативный акт или решение. Причем решение налогового органа могут отменить как полностью, так и частично. Также чиновники могут вынести новое решение, признать действия налоговых органов незаконными.

Но вовсе не обязательно конфликт получится урегулировать административным путем. Если решение вышестоящей инстанции вас не устраивает, вы можете составить исковое заявление в арбитражный суд. Его рассмотрят по общим правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Этапы судебного урегулирования налоговых споров

  • Получение письменной копии решения вышестоящей инстанции, в которую вы обращались с жалобой.
  • Составление иска и его подача в арбитражный суд вместе с доказательствами.
  • Рассмотрение дела судом и вынесение решение, выдача его на руки обеим сторонам конфликта.
  • Обращение в апелляционный суд, если результаты не устраивают одну из сторон.

Особенности урегулирования налогового спора в суде

У рассмотрения дела в суде есть существенное преимущество: беспристрастный взгляд на ситуацию и доводы сторон. Вышестоящая инстанция, так или иначе, не нейтральная сторона конфликта, поэтому ее решения могут быть ангажированными. И если это действительно так, обращение в суд повышает шансы налогоплательщика восстановить справедливость.

Но важно понимать и принципы, по которым проходит рассмотрение дел арбитражным судом. По сути, судебный орган будет работать с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. Он изучит спорное решение или акт налоговой инспекции, проверит доказательства. Случается, что вердикт суда при этом полностью противоположен тому, который вынесли налоговые сотрудники.

Перед обращением в суд обязательно стоит проконсультироваться с юристом. Составление иска тоже стоит доверить профессионалу, потому что он должен на 100% соответствовать нормам арбитражного законодательства. Не меньшее внимание следует уделить документам, которые прилагаются к исковому заявлению.

К иску следует приложить бумаги, которые обосновывают вашу позицию, все необходимые доказательства, а также документы, без которых исковому заявлению не дадут хода. Это квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины за рассмотрения дела в арбитражном суде, доверенность или договор, которые подтверждают полномочия юриста по представлению интересов налогоплательщика. К этой же категории принадлежит свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и выписка из реестра со сведениями об истце и ответчике.

При обращении в суд обязательно нужно подтвердить, что вы направили другим участникам дела копию иска. Наконец, к исковому заявлению прилагают бумаги, подтверждающие, что ранее вы пытались решить конфликт в административном порядке.

Можно ли избежать налоговых споров?

Статистика судебной практики показывает, что с каждым годом число инициированных судебных дел по налоговым спорам не снижается. С одной стороны, это связано с позицией налоговых органов взыскивать максимально возможное количество налогов и налоговых задолженностей. С другой стороны, несовершенство механизмов работы ФНС дает основания для подачи иска в суд со стороны частных лиц.

Чтобы снизить риски возникновения налоговых споров, необходимо следовать следующим правилам:

  • Следить за проводимыми хозяйственными операциями с точки зрения будущих налоговых проблем.
  • Содействовать налоговым инспекторам при проведении налоговой проверки.

Вопросы и ответы

Каким способом налогоплательщики могут подать жалобу в ФНС?

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе либо в электронной форме, подписывается заявителем или его представителем. Налогоплательщик может подать документ лично или отправив по почте, а также онлайн на официальном сайте налоговой службы РФ или с помощью портала Госуслуг.

Каким способом налогоплательщик получит ответ по жалобе от ФНС?

Решения по жалобе физлиц и организаций налоговики отправляют заявителю тем же способом, которым обращение поступило к ним, а именно:— на бумажном носителе по почте;— в электронном виде через личные кабинеты портала Госуслуг или официального сайта налоговой службы.

Как заявителю узнать о ходе рассмотрения жалобы?

Для более оперативного взаимодействия фискальных органов с налогоплательщиками создан онлайн-сервис «Узнать о жалобе». С его помощью заявитель, не выходя из дома может узнать следующие сведения о своей жалобе:— входящий номер и дату поступления к налоговикам документа;— финальный срок рассмотрения обращения;— статус документа на текущий момент;— сведения о результатах рассмотрения.

Как заявителю узнать результат рассмотрения жалобы?

Онлайн-сервис «Решения по жалобам» создан налоговиками специально для предоставления информации о результатах рассмотрения обращений налогоплательщиков. В сервисе информация отображается в виде решений налоговой службы в разрезе категорий налогоплательщиков, статей Налогового кодекса, названий налогов, сборов и платежей, а также тем налоговых споров.

Вечно развивающаяся отрасль права, с противоположной практикой по одним и тем же вопросам в разных регионах России. Все новшества обкатываются на бизнесе путем «выпуска» писем ФНС и Минфина с пояснениями и только спустя годы закрепления сложившейся практики в действующем законодательстве РФ.

  • Что такое Налоговые споры
  • Субъекты правоотношений
  • Наиболее распространенные споры
  • Стадии налогового спора
  • Право на ознакомление материалов проверки
  • Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях:

Что такое Налоговые споры

Данные споры представляют собой последствия взаимодействия организаций с фискальными государственными органами при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В случае разногласий и выявленных нарушений ФНС, спор возможно разрешить только путем судебного урегулирования.

К них относятся вопросы возникающие между плательщиками налогов и официальными инстанциями в ряде ситуаций:

  • неправомерном определение базы исчисления;
  • невозможности вернуть излишне выплаченные суммы.

Из-за частых смен законов, несовершенства законодательной базы претензии контролирующих инстанций могут быть необоснованными. В данном случае опытный специалист может защитить интересы бизнеса, сэкономить значительные суммы, помочь избежать административной и уголовной ответственности.

В данной рубрике мы подобрали ряд ответов на вопросы с которыми сталкивались наши клиенты и партнеры

Работа фискальных органов, как известно, заключается в пополнении государственного бюджета денежными средствами. Для этого они широко применяют предоставленные законом полномочия, причем далеко не всегда правомерно.

Споры с фискальными органами являются одними из самых сложных видов дел, потому что в спорах с государственными органами трудно убедить суд встать на сторону частной компании.

Субъекты правоотношений

Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:

  • таможенные органы;
  • налогоплательщики;
  • организации — налоговые агенты;
  • налоговые органы.

Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а  правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.

Наиболее распространенные споры

  • споры по поводу налогового вычета,
  • о возврате или зачете излишне уплаченных,
  • об уклонении от уплаты и доначислении,
  • о привлечении к налоговой ответственности, наложении штрафов и пеней.

Существует два способа разрешения конфликтов между субъектами хозяйствования и налоговыми организациями:

  • досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
  • рассмотрение спора в арбитражном суде.

Отстоять свои интересы в суде самостоятельно – практически невыполнимая задача для плательщака налогов. Необходимо знать особенности расчета ставок для разных категорий плательщиков налогов, уметь предвидеть возможные действия оппонентов. Адвокат обычно работают сообща, поэтому вероятность успешного результата высока.

Доначисление налогов

В ходе проверки инспекция может установить занижение налоговой базы, создание налогоплательщиком искусственного документооборота, заключение фиктивных договоров и другие правонарушения. Тогда по результатам проверок будут доначислены суммы и наложен штраф. Хуже всего, если инспекция заподозрит уклонение от их уплаты. В этом случае должностным лицам организации грозит уголовная ответственность.

Но предприниматели, обращаясь в суд за защитой свои прав, нередко добиваются отмены неправомерных решений (Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2016 по делу № А21-2994/2015, Постановление арбитражного суда Московского округа от 30.12.2016 по делу № А41-24794/2016). В качестве аргументов можно:

  • говорить о недоказанности фактов, установленных инспекцией по причине недостаточности, недопустимости или неотносимости к делу представленных доказательств,
  • ссылаться на анализ налоговой отчетности контрагента,
  • приводить свои доказательства (договоры, декларации, выписки банка, платежные поручения и т.д.),
  • приводить объяснения должностного лица налогоплательщика, не отразившего в учете поступившую выручку,
  • проводить опросы других лиц по делу.

Налоговый вычет

Согласно п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая может признать выгоду необоснованной при доказанности следующих обстоятельств:

  • невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, складов, транспорта и прочего;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

Так, в одном деле суд установил, что исчисленная к возмещению сумма завышена, поскольку контрагент по сделке не поставлял товар проверяемому налогоплательщику, который фактически напрямую поставлял производитель товара. Относительно другого контрагента суд выяснил, что движение денежных средств имеет транзитный характер. Кроме того, при больших оборотах отчисления на налоги и заработную плату были минимальны. Таким образом, организация имела признаки технической фирмы, а налаженная схема купли-продажи угля работала с целью искусственного увеличения цены на него.

Кроме того, налогоплательщиком был заявлен вычет по договору оказания услуг по сортировке угля.

Однако налоговая представила доказательства отсутствия технической возможности оказать данные услуги, т.к. у организации отсутствовала техника и необходимый персонал.

Суд отказал налогоплательщику в иске о признании недействительными решений инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу № А27-11764/2016).

Стадии налогового спора

Налоговый спор, как правило, начинается с того, что одна из сторон правоотношений выявляет нарушение ее прав или неисполнение обязанностей другим участником отношений. Иными словами, должен иметь место юридический факт, с которого и начинается процесс спора.

Досудебная стадия

Потерпевшая сторона предъявляет свои претензии второму участнику конфликта и ждет ответа на возражения. Начинается так называемая досудебная стадия, суть которой заключается в том, что сторонам дается возможность разрешения всех противоречий до обращения в суд.

На этой стадии потерпевшая сторона направляет исковое заявление в суд — арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от характера правоотношений. К заявлению в этом случае необходимо приложить все доказательства и процессуальные документы, которые указаны законодателем в качестве обязательных. Стадия заканчивается вынесением решения суда, в котором спорный вопрос решается.

В подобных спорах с налоговой важным фактором является высокая квалификация юриста по налоговым спорам. В нашей компании услуги специалиста по налогам постоянно востребованы и имеют высокий показатель успешного ведения дел данного направления.

Право на ознакомление материалов проверки

Налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и допмероприятий до момента их рассмотрения в органе ФНС. Это поправка была принята для того, чтобы налоговые инспекторы больше не могли знакомить налогоплательщиков с документами по проверке непосредственно в день рассмотрения ее материалов.

В результате этого у налогоплательщиков нет возможности подготовить свои возражения и аргументы на доказательства налоговиков, заблаговременно до их рассмотрения. Теперь такое время у налогоплательщиков будет, в том числе для исследования всех материалов детально. Новый порядок также распространяется на все налоговые проверки, завершенные после 3 сентября 2018 года.

Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки

С 3 сентября 2018 года налоговики должны будут оформлять дополнения к акту налоговой проверки в отношении каждого дополнительного мероприятия налогового контроля:

  • запроса документов;
  • допроса свидетелей;
  • проведения экспертиз.

Налогоплательщик должен будет получить такое дополнение к акту в течение 5 рабочих дней со дня его оформления. К документу должны быть приложены копии всех материалов, полученных по результату контрольных мероприятий. В течение 15 рабочих дней налогоплательщик сможет представить в орган ФНС свои возражения на дополнение к этому акту.

Право свидетеля на получение протокола допроса

С 3 сентября 2018 года Налоговики должны вручать копию протокола допроса свидетелю. До сих пор сотрудники ФНС России не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола допроса, в том числе при условии просьбы об этом с его стороны. И адвокат не поможет. В НК РФ прописано, — копию протокола будут выдавать обязательно. Это очень нужный документ, ведь с его помощью можно подготовиться к разрешению разногласий с налоговой инспекцией, в том числе и в суде.

Срок ответа на запрос налоговой, в т. ч повторный

Для представления документов и информации по конкретной сделке в орган ФНС у бухгалтеров дано по закону не 5 рабочих дней, а 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования ФНС России. Об отсутствии требуемых документов и информации необходимо известить налоговиков в тот же срок.

Повторный запрос

Если документы запрашиваются повторно, то у вас есть право их не предоставлять, а сообщить проверяющим, что запрашиваемые документы (информацию) уже один раз подавали.

Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении нужно будет указать, куда были направлены запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым их направили.

Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях

  • существует решение о привлечении налогоплательщика к какому-либо виду ответственности;
  • необходимо оспорить размер наложенных санкций;
  • наблюдается бездействие инспекции по поводу необходимости вернуть излишне выплаченные суммы.

В рамках комплексных услуг мы выполняем следующие мероприятия:

  • даем консультации;
  • готовим обжалования уведомлений, решений налоговых органов;
  • осуществляем обжалование актов проверок, наложения штрафных санкций;
  • сопровождаем интересы клиентов в ходе проведения проверок;
  • обеспечиваем защиту от необоснованного уголовного преследования.

За период своей деятельности мы наработали прочные партнерские отношения с представителями контролирующих органов. Свой авторитет мы используем для того, чтобы изменить мнение налоговой инспекции о нашем клиенте в лучшую сторону, но разрешаем конфликты исключительно в рамках правового поля.

Обратившись вюридический кабинет Андрея Суворова, вы получите надежную и правомерную защиту в самых сложных конфликтах с контролирующими органами.

Не всегда получается найти общий язык с государственными органами. Особенно ярко это проявляется при «общении» с ФНС, которая будет добиваться удовлетворения собственных интересов даже в случае обжалования. Если никакие методы воздействия не имели результата, то остается только один вариант — суд с налоговой инспекцией.

Кто может быть инициатором?

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Что нужно подготовить для суда?

Базовый пакет документов включает:

  • заявление для суда на налоговую инспекцию;
  • квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей для граждан, 2000 рублей для организаций);
  • копию паспорта;
  • обжалуемое решение (акт, бездействие);
  • жалобу (если ранее уже предпринимались попытки оспаривания с ФНС);
  • приложения к заявлению.

Приложениями к заявлению выступают доказательства вашей правоты в споре. Так как конфликт связан с налогообложением, то необходимо предоставить факты, подтверждающие неправомерное взыскание долгов, исчисление налоговых сумм, непредоставление льгот и другие обстоятельства.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.

Сколько длится разбирательство?

Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Арбитражный суд с налоговой возможен, когда решения органа затронули права и интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Обжаловать можно следующие деяния:

  • незаконное возложение обязанностей;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • действия и бездействие, которые нарушают права и интересы лиц в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сквозь призму налоговых обязательств речь идет, в первую очередь, про незаконные штрафы в результате проверок, неправомерное начисление налогов или отказ в предоставлении различных преференций.

Как и в случае разбирательства в суде общей юрисдикции, рассмотрение спора с налоговой инспекцией в арбитражных судах подразумевает участие компетентного представителя. В конфликтах между коммерческими структурами и налоговыми органами нередко затрагиваются большие суммы и интересы бизнеса, поэтому важно заручиться поддержкой юриста, который знаком со спецификой арбитражных разбирательств.

Не рекомендуется затягивать с судебным рассмотрением. Если вы не подали заявление самостоятельно, то в случае больших сумм налоговых долгов ФНС сама начнет разбирательство с вами.

Вернуться в раздел “Судебная практика”

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий