Предварительный анализ

Предварительный анализ

По данным руководителя ФНС Михаила Мишустина, в 2018 году количество выездных налоговых проверок сократилось на 30 %, а вот «собираемость» налогов по их итогам возросла.

Такой избирательностью налоговики обязаны новому подходу к отбору кандидатов на выездную налоговую проверку. Так теперь вопрос о назначении проверки решается по итогам так называемого “предпроверочного анализа”. Предпроверочный анализ — это предварительное изучение данных о налогоплательщике, с помощью которого налоговые органы устанавливают, целесообразно ли назначать ВНП.

При этом, комплексная выездная налоговая проверка начинается только в том случае, если в рамках предпроверочного анализа выявлены неуплаченные налоги на сумму не менее нескольких (а то и нескольких десятков) миллионов рублей.

Это означает только одно: если налоговики пришли с проверкой в компанию, практически гарантированно, что будут обнаружены очень существенные налоговые недоимки, в существовании которых проверяющие уже не сомневаются.

В этой ситуации предпринимателем будет полезно узнать, как ФНС осуществляет предпроверочный анализ для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку.

Приведем лишь некоторые их них.

  • Компания несет меньшую налоговую нагрузку, чем другие фирмы, занимающиеся той же деятельностью.
  • Бухгалтерская или налоговая отчетность свидетельствует об убытках на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Фиксация в налоговой отчетности данных о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период.
  • Построение хозяйственных связей компанией с фирмами-посредниками без наличия на это разумной экономических причин.
  • Многочисленное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в другом налоговом органе и т.д.

Конечно, провести предпроверочный анализ исключительно вручную представители ФНС просто не в состоянии. В решении этой задачи им помогает специальная программа АСК НДС, ищущая разрывы в цепочках уплаты НДС. Налоговым инспекторам в их деятельности помогает масса других программ. Например, АИС «Налог» – это программный комплекс, объединяющий в себя такие программы как “ВНП – отбор» (позволяет автоматически фильтровать компании по критериям, установленным Концепцией планирования проверок, и выделяет проблемные); «Схемы»; «Однодневки»; «Росфиннадзор» и другие. АИС “Налог” автоматизированно помогает выявлять  “схемы” уклонения от уплаты налогов, наличие недобросовестных контрагентов, изучать движение  денежных средств по банковским счетам, наличие имущество у налогоплательщика и т.д.

Дополнительный анализ:  Отчет о финансовых результатах за 2022 год

Важно! Для повышения точности предпроверочного анализа налоговые инспекторы могут использовать и другую информацию. Например, нередко причиной повышенного внимания налоговиков к компании могут стать данные, содержащиеся на сайтах фирмы. По этой причине не стоит публиковать сведения и  заключенных контрактах, оборотах компании, денежных вложениях и т.п.

Предпроверочный анализ нередко включает в себя запросы, посылаемые в различные структуры –организации-контрагенты, коммерческие банки, ГИБДД, Росреестр, ЗАГС. Например, инспекторов может заинтересовать тот факт, что организация имеет миллиардную выручку, уплачивая в бюджет лишь сотни тысяч рублей налогов в год.

Соответственно, компания может и не узнать, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Всю необходимую информацию налоговые инспекторы могут получить из других источников.

По итогам предпроверочного анализа составляется заключение, в котором отражается:

  • Основные сведения о налогоплательщике
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
  • Оценка по критериям риска исходя из приказа ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333
  • Сведения из информационных ресурсов ФНС
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля – результаты анализа банковских выписок, встречных проверок, допросов и пр.
  • Выводы – целесообразно ли проводить выездную проверку, размер предполагаемых доначислений, реальность их взыскания с учетом имеющегося у компании  и ее собственников имущества и пр.

Как компании выяснить, что грядет выездная проверка?

Стоить отметить, что в России практически нет компаний, которые бы не соответствовали хотя бы 1 критерию, приведенному в Приказе ФНС от 30 мая 2007 года, за которыми не числилось никаких нарушенийю Следовательно, ФНС может заинтересовать почти любая фирма, вопрос остается лишь в степени вероятности проведения выездной налоговой проверки.

Как налогоплательщику понять, что его может затронуть проверка?

  • Нахождение налогоплательщика на общей системе налогообложения с оборотом от 100 млн. руб. в год.
  • Наличие у компании и их руководства (владельцев) крупных активов.
  • Наличие у налогоплательщика-компании или ИП “сомнительных” контрагентов.
  • Налогоплательщик получил требование о предоставлении информации (документов) о деятельности за несколько лет работы фирмы. Чаще всего для обоснования своих требований налоговики ссылаются на ст.93.1 НК РФ. Также компанию должен заставить задуматься запрос из полиции.
  • Налогоплательщик был вызван в ИФНС для дачи пояснений по каким-либо вопросам. Если ответы на эти вопросы вызовут подозрения, риск выездной проверки увеличится.
  • Налоговики запрашивают информацию или проводят выездную проверку в отношении партнеров фирмы.

«В 2018 к году к  нам обратилась торговая компания с просьбой проанализировать риски проведения выездной налоговой проверки, получив Требование о предоставлении документов (информации) из ИФНС. Адвокаты нашей компании в процессе налогового аудита изучили деятельность доверителя, проверили имеющиеся документы и выяснили, что с высокой долей вероятности в отношении компании ведется предпроверочный анализ. В связи с этим были даны рекомендации фирме относительно необходимых действий – запроса документов у контрагентов, подготовки бухгалтерских документов, издания соответствующих локальных актов и т.д. В ходе предоставления документов в ИФНС, участия в комиссии по налоговым рискам в ИФНС, нашим адвокатам и бухгалтерам налогоплательщика удалось убедить ИФНС, что контрагенты по которым были вопросы, являлись реальными. Проверка не состоялась».

А если компания уже получила решение о проведении выездных мероприятий, ей жизненно необходима квалифицированная защита при проверках ФНС. Адвокаты постараются сделать все возможное, чтобы проверка завершилась в максимально короткие сроки, и по ее итогам компании не начислили огромные недоимки и штрафы. Также работа опытных адвокатов будет заключаться в защите контролирующих компанию субъектов от привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.

Главное – заручиться поддержкой адвоката вовремя.

В статье автор подробно рассматривает предпроверочный анализ, как один из методов налогового контроля, результатом применения которого является повышение эффективности работы налоговых органов, и предоставлению налогоплательщику возможности устранить нарушения налогового законодательства с минимальными издержками, значительно снизив риск выездной налоговой проверки.

Ключевые слова

:

налоговый контроль, риск-анализ, предпроверочный анализ, налоговые риски, выездная налоговая проверка.

Публичной декларацией целей и задач Федеральной налоговой службы на 2020 и последующие годы, размещенной на официальном сайте ФНС РФ, заявлено восемь ключевых направлений деятельности по созданию благоприятной налоговой среды. Среди них — налоговый контроль на основе риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга, целью которых является побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств по уплате налогов и сборов.

Количество выездных налоговых проверок (ВНП) в последние годы снижается, при этом растёт их результативность. Это свидетельствует о том, что налоговые органы стали тщательней подходить к допроверочным мероприятиям.

За время карантина Covid-19 и после него, поступления в бюджеты всех уровней упали. Доходы компаний также снизились.

При этом, основной задачей деятельности налоговой службы является пополнение бюджета. Для этого она проводит мероприятия налогового контроля.

Так как ВНП — это сложное мероприятие, требующее немалых временных и финансовых затрат со стороны налоговой службы, то проведению ВНП предшествует процедура проведения предпроверочного анализа и побуждения налогоплательщика к устранению налоговых рисков, добровольной подаче уточнённой налоговой отчётности и самостоятельной уплате в бюджет причитающихся сумм налогов и сборов.

Предпроверочный анализ — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике. Его целью является принятие обоснованного решения о проведении или не проведении ВНП в отношении этого налогоплательщика.

Задачами предпроверочного анализа, являются:

– выявление высокорисковых налогоплательщиков и приобретателей налоговой выгоды, представляющих интерес для проведения ВНП;

– анализ программных налоговых рисков и рисковых операций, установленных при проведении камеральных проверок; исследование бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщика и его контрагентов; изучение их операций по расчётным счетам; анализ движения имущества и т. п.;

– истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ); проведение допросов свидетелей на основании ст. 90 НК РФ; направление письменных и электронных запросов в государственные, муниципальные и иные органы и службы в соответствии со ст. 31 НК РФ; пр.

В результате предпроверочного анализа разрешаются вопросы:

– нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство; каковы налоговые риски и их сумма; вероятность доначислений в ходе ВНП недоимки по налогам и сборам;

– возможные источники погашения доначисленных в ходе ВНП сумм налогов, пеней и штрафов.

Сам предпроверочный анализ имеет два этапа: автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ, в частности:

– ПК «ВАИ», «Фира-Про» — программы, позволяющие наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими организациями, к примеру участие его учредителей в других юридических лицах и т. п.

Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц. Остальные отрабатываются налоговым органом на втором этапе анализа — ручной проверке «рисковых» организаций.

Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике и его контрагентах.

Налоговая инспекция располагает электронной информацией из следующих органов и организаций:

– банков, в которых открыты/закрыты банковские счета налогоплательщиков, с доступом к выпискам по банковским счетам налогоплательщиков, позволяющим отслеживать движение денежных средств СПД;

– ГИБДД, с доступом к сведениям о зарегистрированных за юридическими и физическими лицами транспортных средствах;

– Росреестра, с доступом к сведениям о фактическом составе имущества, зарегистрированного на индивидуального предпринимателя, организацию, «выгодоприобретателей» и членов их семей;

– ЗАГСа, с доступом к сведениям о членах семей, позволяющим установить связанных лиц, состав физических лиц- «выгодоприобретателей».

Кроме того, анализируется общедоступная информация: сайты, социальные сети её учредителей, «выгодоприобретателей», сотрудников, членов их семей, сайт Арбитр.ру, пр.

Для налогового органа важно, чтобы проверка была результативной не только с точки зрения выявления нарушения, но и с точки зрения фактического взыскания.

В случае, если после комплексного анализа всего массива полученных в предпроверке данных налоговые риски подтверждены и собрана достаточная доказательственная база, налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и предлагается устранить их добровольно в установленный срок. Если налогоплательщик отказывается уточнить и уплатить налоговые обязательства по предъявленным налоговым органом налогам (сборам), налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, в предпроверочных мероприятиях согласовывается период и тематика выездной налоговой проверки (по одному виду налога (сбора) или комплексная — по всем налогам и сборам), состав проверяющих и необходимость привлечения в проверку сотрудников правоохранительных органов. Предварительное решение налогового органа согласовывается вышестоящей инстанцией и утверждается в планах ВНП.

Тем не менее, результаты предпроверочного анализа налогового органа можно прогнозировать, а налоговыми рисками управлять. Для этого налогоплательщику необходимо регулярно проводить мониторинг производственно-хозяйственной деятельности в пределах срока исковой давности с целью оценки налоговых рисков.

Управлять налоговыми рисками можно опираясь на анализ следующих показателей:

– величина налоговой нагрузки и средней зарплаты сотрудников организации должна быть сопоставима с другими налогоплательщиками в той же сфере;

– величина и повторяемость убытков и налоговых вычетов, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчётности;

– соотношение темпов роста расходов и доходов;

– отношения с «высокорисковыми» контрагентами и посредниками;

– частая перерегистрация компании по новым местам учета;

– надлежащее оформление операций по финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающееся соответствующими первичными документами.

В случае признания выдвинутых налоговым органом рисков и добровольном их устранении путём предоставления в Инспекцию уточнённой налоговой отчётности и уплаты сумм налогов, сборов и пеней, необходимость в проведении выездной налоговой проверки автоматически отпадает. Соблюдение налогового законодательства снижает риск налоговых проверок, но не исключает их.

Таким образом, предпроверочный анализ является эффективным инструментом налогового контроля, позволяющий при снижении финансовых и трудовых затрат налоговой службы достигнуть целей по наполнению бюджета. В тоже время налогоплательщику предоставлен эффективный механизм устранения допущенных налоговых нарушений, а также контроля своих налоговых рисков, что способствует созданию благоприятной налоговой среды.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, анализ, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговое законодательство, налогоплательщик, риск, РФ, налоговая служба, проведение.

Предварительный анализ

Предварительный анализ

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100!

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

  • Что такое предпроверочный анализ
  • Автоматический отбор
  • Работа аналитика
  • Прочие факторы, влияющие на отбор
  • Выводы аналитика
  • Подведем итоги

Что такое предпроверочный анализ

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа — установка двух обстоятельств:

  • Есть ли причины для доначисления налогов, то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  • Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Автоматический отбор

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  • Низкорисковые. Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  • Высокорисковые. Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  • Средний риск. Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Предварительный анализ

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, сопоставляет данные по сделке, указанные в отчетах покупателей и продавцов. Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса — АСК НДС-3. Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

Предварительный анализ

Работа аналитика

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3», в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа — установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа — ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

Цель работы на этом этапе — найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  • Поиск подозрительных контрагентов. Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  • Поиск подконтрольных лиц — компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса.

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Предварительный анализ

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Применение баз данных и специальных систем

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка». Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода:

Предварительный анализ

  • Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  • При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов, которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

Работа с открытыми источниками

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел. По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса — порядка 5%. А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой.

Запрос сведений у банков и госслужб

Банки активно сотрудничают с ФНС — это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что блокируют счета и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных  контрагентов. В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам. Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Предварительный анализ

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам. Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна — выяснить состав имущества, которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель — сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни. Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Работа с архивом

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3», то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Предварительный анализ

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали — это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц — подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе — о критерии трех лет. У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников. Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Выводы аналитика

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП. Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП — какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ — заключение. Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Таблица 1. Разделы заключения предпроверочного анализа

Предварительный анализ

Итак, из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:

  • Если вам назначили выездную проверку, то с вероятностью 99% у вас найдут нарушения и доначислят налоги.
  • Скорее всего, сумма доначисления будет более 5 млн рублей для крупных российских городов и 11 млн рублей для Москвы. Также эта сумма практически на 100% будет выше минимума для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
  • C большой долей вероятности налоговый орган уже знает, за счет чего сможет взыскать доначисленные суммы. Это могут быть активы не только самой организации, но и связанных с ней лиц.

Предпроверочный анализ – это одна из распространённых форм налогового контроля, к которой ИФНС обращается в настоящем довольно часто. Инспектор собирает информацию по конкретному юридическому лицу и внимательно всё анализирует. Именно проведение предпроверочного анализа позволяет выявить самые перспективные в плане доначисления налогов фирмы.

Тщательный анализ ситуации облегчается за счёт специальных программ.

Программы, используемые инспекторами ФНС

  • Инспекторы используют ВНП-отбор, чтобы сравнить компании между собой с одинаковым ОКВЭД по ряду показателей. Чем больше фирма выделяется, тем больше баллов в ходе такой автоматической проверки она зарабатывает. При превышении определённого порога рекомендовано назначение ВНП.
  • Компании также проходят через программу СУР АСК НДС-2. Она нацелена на то, чтобы обнаружить «фирмы-однодневки», уклоняющиеся от выплат НДС. После этого начинается анализ всех, с кем такая компания может быть связана. Все организации делятся на 3 группы по степени риска в зависимости от того, есть ли у них проблемы с выплатами НДС и отношения с другими подозрительными юридическими лицами.
  • Анализ информации осуществляется ещё и программой АСК НДС-2. Она отслеживает цепочки НСД и ищет разрывы. Если у вашей компании обнаружится соответствующая проблема, то риск назначения ВНП возрастает.
  • Сведения изучаются и через комплекс АИС-налог. Он позволяет буквально за несколько кликов автоматически собрать информацию о компании по разным источникам.
  • Учредителей и связь между фирмами проверяют через ПК ВАИ. Благодаря роботу-помощнику отслеживаются источники получения доходов.

В процессе этой деятельности инспектор использует огромное количество источников информации о вашей компании.

  • Отчётность непосредственно хранится в электронном виде, так что у ФНС РФ к ней есть прямой доступ. Поэтому все подразделения налоговой инспекции могут собрать по вашей компании много сведений.
  • Возможно обращение в Таможенную службу. Она предоставляет данные о внешнеэкономической деятельности компании.
  • Инспекторам также поступает информация из МВД. Там хранится информация о правонарушениях как самой компании, так и контрагентов.
  • Коммерческие банки предоставляют налоговой службе информацию о состоянии счетов фирмы, о том, какие движения по ним идут.
  • Физические и юридические лица – это ещё один источник данных. Уволенный сотрудник вполне может пожаловаться на компанию в налоговую. ФНС РФ всегда обращают внимание на такие сообщения.

В руках у инспектора сосредоточено очень много инструментов для сбора информации по вашей фирме. Поэтому если у вас есть какие-то проблемы, то предпроверочный анализ в налоговой их выявит. А это значит, что ВНП будет с очень большой долей вероятности. И готовиться к ней лучше заранее.

Учтите, что расширенное требование предоставить большое количество документов за длительный период или по сомнительному контрагенту свидетельствует о том, что по вам проходит такая вот проверка, то есть предпроверочный анализ. Следовательно, нужно уже на этапе запроса начать предпринимать меры.

У налогоплательщика доступа к вышеперечисленным программам, естественно, нет. Но он может учесть критерии отбора компаний для камеральных и выездных налоговых проверок при предпроверочном анализе (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в последней редакции) и оценить себя сам:

  • Какая у компании налоговая нагрузка? Если она ниже, чем в среднем по данному региону в рамках конкретного вида деятельности, то это плохой признак.
  • Показывает ли организация длительное время одни убытки?
  • Есть ли у вашей фирмы серьёзные суммы налоговых вычетов?
  • Не растут ли расходы быстрее доходов по отношению к проданной продукции?
  • Не ниже ли зарплата по сравнению со средними показателями рынка в конкретном регионе в данной сфере?
  • Не приближаются ли показатели компании постоянно к «границам» налоговых режимов?
  • Игнорируются ли запросы ФНС РФ?
  • Не появляются ли лишние, необоснованные с экономической точки зрения цепочки между контрагентами при осуществлении сделок?
  • Не отклоняются ли показатели рентабельности от того, что в среднем происходит на рынке?
  • Меняет ли компания часто своё местонахождение? Регулярная перерегистрация фирмы способна сама по себе стать причиной проведения проверки.
  • Не выходит ли компания постоянно в ноль?
  • Возникают ли другие ситуации налоговых рисков?

Вашу компанию можно проверить по всем этим вопросам. Однако те или иные нарушения у большинства фирм всё равно есть. Именно поэтому предпроверочный анализ, в частности, истребование документов является тревожным признаком: после поступления запроса нужно уже обращаться к специалистам.

Даже самым опытным профессионалам требуется время, чтобы просмотреть большой объём данных, отследить все цепочки и закрыть слабые места. Так что не откладывайте всё на последний момент!

Что мы можем сделать?

Наши специалисты снижают вероятность проведения выездных проверок. Они создают такую картину, которая показывает: доначислить 15 миллионов рублей или больше не получится. В итоге ФНС РФ с большой долей вероятности откажется от проведения проверки. Если же становится понятно, что показать соответствующие данные невозможно, мы сразу же начинаем подготовку к выездной проверке.

Первая консультацию адвоката абсолютно бесплатна.

Привлекая юристов, вы избегаете серьёзных ошибок. Предоставление неверных данных, выдача излишне большого количества информации о себе – всё это привлекает ненужное внимание и приводит к неприятным и дорогостоящим разбирательствам. При своевременном вмешательстве мы знаем, как помочь в принципе избежать выездной проверки. А если это не получится, то как сделать так, чтобы её провели без негативных последствий для вас. Детали оговариваем лично.

Кейсы по защите при проверках ФНС

По итогам выездной налоговой проверки был составлен Акт, в соответствии с которым была установлена неуплата налога на прибыль организаций на несколько миллионов рублей в результате получения необоснованной налоговой выгоды, путем искусственного формирования убытков от продажи ценных бумаг – векселей.

В ходе подготовки возражений удалось доказать рыночный характер и экономическую обоснованность указанных сделок, в результате чего, доначисления по итогам проверки были снижены до 500 тысяч рублей.

Особо стоит отметить, что в данном случае имело место практически полная победа Налогоплательщика, что в настоящее время встречается крайне редко.

Юристы ЮК «СКП» защищали компанию-застройщика

По итогам выездной налоговой проверки согласно Акта ВНП было доначислено около 300 миллионов рублей в связи с якобы неправильным определением суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС), определяемой согласно п. 4.1 ст. 170 НК РФ, исходя из соотношения количества и стоимости жилых и нежилых помещений на объекте застройщика, на возведение которых осуществлялись затраты.

При составлении Возражений по данному Акту, юристами «СКП» удалось доказать, что расчет соотношения жилых и нежилых помещений был неверен, повторная строительно-бухгалтерская экспертиза подтвердила выводы наших юристов.

В результате, при вынесении итогового Решения по проверке, налоговая инспекция вынуждена была убрать из суммы начислений указанный пункт, согласившись с доводами налогоплательщика и его юристов.

Доначислены суммы НДС

Крупной строительной организации в Акте ВНП по итогам налоговой проверки были доначислены суммы НДС и налога на прибыль организаций по взаимоотношениям с двумя организациями – субподрядчиками. Свои выводы налоговый орган опирал на техническую невозможность выполнения указанного в счетах-фактурах количества работ, а также на выводах о «фиктивности» указанных организаций.

Вместе с тем, в поданных Возражениях по Акту налоговые адвокаты «СКП» смогли опровергнуть доводы о фиктивности контрагентов, указав на сотни их сотрудников, факт их согласования с заказчиком, прохода на объекты. Доводы же инспекции о невыполнимости работ были опровергнуты строительной экспертизой.

Вынесенным Решением налогового органа по итогам проверки были отменены пункты Акта в части указанных контрагентов, в связи с чем сумма налоговой недоимки была снижена приблизительно в 10 раз.

Привлечение по ст. 126 НК РФ

В ходе выездной налоговой проверки Общества, оно было привлечено к налоговой ответственности за непредставление документов по ст. 126 НК РФ на сумму около 1 миллиона рублей.

Однако, юристы «СКП» обжаловали данный Акт налогового органа, доказав, что требование о представлении соответствующих документов было составлено неконкретно, без указания реквизитов запрошенных документов, представили в подтверждение совей позиции судебную практику.

В итоге, налоговые органы были вынуждены согласиться с доводами наших юристов и отменить незаконные штрафы.

Штраф по по ст. 126 НК РФ

В ходе налоговой проверки Общества, оно было оштрафовано по ст. 126 НК РФ на сумму в несколько сотен тысяч рублей.

Наши юристы смогли добиться отмены данных штрафов в суде, обратив внимание судьи на то, что Требование налогового органа было составлено неконкретно, да еще и за 1 день до приостановления срока проверки, что являлось нарушением норм НК РФ.

Данный случай стал прецедентным, так как до этого Суды в подобных случаях чаще поддерживали налоговые органы.

Доначислено 65 миллионов налога на прибыль

По результатам выездной налоговой проверки российского Общества, было вынесено Решение налоговой инспекции, в соответствии с которым Обществу было доначислено около 65 миллионов налога на прибыль организаций в связи с якобы не отражением в налоговых декларациях прибыли от оказания услуг. По мнению налогового органа, отражению в качестве прибыли подлежали ежеквартальные авансы за услуги.

Юристы «СКП» обжаловали данное Решение в вышестоящем налоговом органе, который согласился с нашими доводами о том, что база по налогу на прибыль определяется на дату реализации, то есть приемки услуги на основании акта, а не получения оплат, в том числе аванса.

Доначислены десятки миллионов рублей по НДС и налогу на прибыль

Налоговый орган вынес Решение по результатам выездной налоговой проверки, в соответствии с которым он доначислил десятки миллионов рублей по НДС и налогу на прибыль организации (отказав в праве на вычеты НДС и расходы полностью), основываясь на том, что налогоплательщик не представил на проверку утраченные первичные документы, дающие право на вычеты НДС и принятие затрат к расходам.

Наши налоговые юристы установили, что документы были не представлены по уважительной причине, налогоплательщик часть из них восстановил и представил в Инспекцию (которая не стала их учитывать). Также, было выявлено, что Инспекция неправомерно не применила при определении сумм налогов, подлежащих уплате расчетного метода. Налогоплательщик при помощи наших юристов обратились с жалобой в вышестоящий налоговый орган, который ее удовлетворил и отменил Решение Инспекции.

Неуплата 250 миллионов рублей по НДС

Общество было привлечено к ответственности за неуплату 250 миллионов рублей по НДС. Проверяющие руководствовались тем, что организации, у которых купили товар поставщики Общества являлись фирмами-«однодневками».

Однако, адвокаты «СКП» доказали, что закупки товара были произведены в реальности, что в данном случае, Общество не могло нести ответственность за нарушения контрагентов «второго звена», так как не было доказано аффилированности Общества и его поставщиков.

В итоге, по жалобе Общества, Федеральная налоговая служба России отменила указанное незаконное решение в полном объеме.

Нам доверяют

Предварительный анализ

Генеральный директор А.А. Колбас

Предварительный анализ

Костромской ювелирный завод «Топаз»

Директор Гутерман А.Л.

Предварительный анализ

Предварительный анализ

Генеральный директор Лавринец Ю.М.

Предварительный анализ

Генеральный директор Гаврилов С.В.

Предварительный анализ

Генеральный директор Дементьев С.Н.

Предварительный анализ

Генеральный директор Зерцалов Ю.В.

Предварительный анализ

ООО «ПКФ «Таврос»

Генеральный директор Суруткин А.Ю.

Предварительный анализ

ООО «УК «Мосцветторг»

Генеральный директор Гордеев А.Е.

Предварительный анализ

ООО «Лидер НК»

Генеральный директор Дрындрожик Д.Э.

Предварительный анализ

Генеральный директор Бондорин В.В.

Предварительный анализ

Адвокаты «СКП» долгое время защищают владельцев и работников АО «СпецТехКомплектСервис», прошли с ней ряд проверок контролирующих органов.
Адвокаты «СКП» успешно защитили нашу компанию, минимизировали наши проблемы с проверяющими.
Рекомендуем «СКП» для предпринимателей, которым нужна помощь эффективных, ответственных и надежных юристов.

Генеральный директор Невитов Е.А.

Предварительный анализ

Генеральный директор Сабанеева И.А.

Предварительный анализ

ООО «ЭнергоСпецКомплектСервис» благодарит Юридическую компанию «СКП» за продотворное сотрудничество.

Юристы «СКП» успешно представляли интересы нашей компании в государственных органах, оказывали услуги юридического сопровождения бизнеса.

За время работы «СКП» зарекомендовало себя как команда настоящих профессионалов, на которых всегда можно положиться.

Генеральный директор Звиняцковский И.В.

Предварительный анализ

ООО СК «ТрансМост»

Генеральный директор Волков Б.А.

Предварительный анализ

Генеральный директор Семенов В.С.

Предварительный анализ

ООО «Фирма «ГРАВИТОН»

Генеральный директор Курбацкий Л. В.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий