Что будет, если применить к магии научный метод? В романе «Гарри Поттер и методы рационального мышления», переведенном на русский язык коллективом переводчиков, рационалист Элиезер Юдковский рассказывает альтернативную историю Гарри Поттера. К 11 годам мальчик, воспитанный университетским профессором, овладел современным научным методом, знаниями о квантовой механике, когнитивной психологии, теории вероятностей и многом другом. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, в котором Гарри использует слепой метод, чтобы исследовать природу магии, и получает неожиданный результат.
Библиотеки и победители некоторых олимпиад могут бесплатно получить бумажные копии романа. С декабря 2022 года книги получили около 1200 олимпиадников, в том числе 130 медалистов международных олимпиад. А в ближайшее время мы разыграем 11 копий «Гарри Поттера и методов рационального мышления» среди подписчиков N + 1.
Следите за нашими социальными сетями!
- Рэдклифф надеется на подробную экранизацию книг в сериале по «Гарри Поттеру»
- VII. Одержимость национальной безопасностью
- II. Пренебрежение к общепризнанным правам человека
- IX. Защита корпораций
- IV. Преимущественное положение вооруженных сил
- Научный метод
- VI. Контроль над средствами массовой информации
- XIV. Фальсификация выборов
- V. Безудержный сексизм
- VIII. Переплетение религии и власти
- X. Притеснение профсоюзов
- XIII. Необузданное кумовство и коррупция
- I. Мощный и непрекращающийся национализм
- III. Выявление врагов / козлов отпущения для объединения общества
- XI. Презрение к интеллигенции и искусству
- «По Фрейду» — неудачная драма, в которой Зигмунд Фрейд и Клайв Стейплз Льюис спорят о боге
- 👎 Божественный вопрос раскрыт поверхностно
- 👍 В фильме здорово проработаны личные переживания героев
- XII. Навязчивая идея неизбежного наказания
Рэдклифф надеется на подробную экранизацию книг в сериале по «Гарри Поттеру»
Дэниэл Рэдклифф (Фото Slaven Vlasic / Getty Images for The Roku Channel)
По словам исполнителя главной роли в серии фильмов «Гарри Поттер» Дэниэла Рэдклиффа, он надеется, что создатели нового сериала по серии книг включат в проект все второстепенные линии из произведений Джоан Роулинг, которые не появились в фильмах. Ранее актер заявил, что не планирует появляться в проекте от НВО Max даже в эпизодической роли
Дэниэл Рэдклифф — исполнитель главной роли в серии фильмов «Гарри Поттер» по произведениям писательницы Джоан Роулинг — надеется, что зрители смогут увидеть более подробную экранизацию книг в сериале-ремейке франшизы, чем в кинокартинах. Об этом актер рассказал в интервью изданию Variety.
О том, что студия Warner Bros. Discovery и стриминг HBO Max начали работу над сериалом по книгам о Гарри Поттере, стало известно в апреле этого года. Создатели проекта описывают его как «сериал длиной в десятилетие», в котором задействуют новый актерский состав. Роулинг станет исполнительным продюсером сериала вместе с Нилом Блэром, работавшим над фильмами «Фантастические твари», и Рут Кенли-Леттс, продюсировавшей сериал «Страйк» по другой серии книг писательницы. Дата релиза проекта пока неизвестна.
Ранее сообщалось, что актер не планирует появляться в сериале-ремейке франшизы даже в качестве камео. Во время интервью его спросили, может ли он появиться в эпизодической роли в шоу. Рэдклифф ответил, что для него «было бы странно» появиться в сериальном перезапуске франшизы, ведь создатели «хотят начать с чистого листа».
С февраля 2023 года все части фильмов по сериям «Гарри Поттер» и «Фантастические твари» исчезли из российских онлайн-кинотеатров «Амедиатека» и «КиноПоиск». Киностудия Warner Bros. Discovery отказалась от проката своих премьер в России и лицензирования своих проектов в стране 1 марта 2022 года «в свете гуманитарного кризиса на Украине».
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кэри.
В 1919 году
Имя при рождении
Генри ДеУитт Кэри-второйHenry DeWitt Carey II
Место смерти
, , ,
Медиафайлы на Викискладе
Кэри-младший успел побывать ковбоем, железнодорожным супер-интендантом, юристом (некоторое время учился в Нью-Йоркском университете) и писателем-драматургом, но в возрасте 31 года впервые снялся в кино и остался в кинематографе на всю жизнь. В 1911 году друг Кэри, Генри Вольтхолл, познакомил его с известным режиссёром Дэвидом Гриффитом, Кэри и Гриффит плодотворно сотрудничали после этого много лет.
Гарри Кэри успешно перешёл из эры немого кино в век звукового, в 1940 году номинировался на «Оскар» в категории «Лучший актёр второго плана» за роль в фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон», но не выиграл награды.
Гарри Кэри был женат дважды или даже трижды, но достоверная информация есть только о его последнем браке: с актрисой Олайв Кэри, с 1920 года и до самой смерти актёра в 1947 году. От этого брака у пары родилась дочь Элена и сын Гарри Кэри-младший, как и отец ставший известным актёром.
На постере фильма Human Stuff (1920)
В фильме «Ангел и злодей» (1947)
С полной фильмографией актёра можно ознакомиться в статье Фильмография Гарри Кэри
За свою кино-карьеру длиной 38 лет Гарри Кэри снялся в 270 фильмах (около половины из них — короткометражные), в 1913—1925 годах стал сценаристом к 20 лентам, в 1914—1920 годах — продюсером 9 картин, а в 1914—1916 годах стал режиссёром четырёх фильмов.
Не все фашисты вторгаются в Польшу и носят черепа на фуражках. Чтобы определить, является ли тот или иной режим фашистским, можно посмотреть, присущи ли ему ключевые особенности этой идеологии. О характеристиках фашизма и о том, можно ли считать Волан-де-Морта и его последователей фашистами, — в отрывке из книги Марка Брейка «Наука Гарри Поттера. Завораживающие знания, лежащие в основе магии, гаджетов, зелий и многого другого»
Популяризатор науки и бывший преподаватель университета Гламоргана в Южном Уэльсе Марк Брейк известен среди прочего тем, что организовал в Великобритании серию лекций российских космонавтов Александра Волкова и Александра Мартынова. Он также участвует в турах «научного рэпера» Джона Чейза и пишет такие книги как «Наука Звездных войн», «Наука Джеймса Бонда» и «Наука Парка Юрского периода».
В книге «Наука Гарри Поттера. Завораживающие знания, лежащие в основе магии, гаджетов, зелий и многого другого», которая выходит в марте в издательстве «Бомбора», Брейк рассказывает о том, можно ли с научной точки зрения создать плащ-невидимку, как работает маховик времени и что собой представляет идеология Пожирателей смерти. Forbes публикует отрывок.
«Является ли Волан-де-Морт фашистом? И не существует ли в самом деле науки для выявления фашистов? Это была бы очень полезная отрасль, которой непременно стоило овладеть. Ведь тогда ее можно было бы использовать в качестве оружия, чтобы избегать фашистов любой ценой, Пожиратели смерти это или кто-то еще. Насколько можно судить по эмпирическим наблюдениям, наименее изощренных фашистов легко классифицировать: они могут щеголять усами, носить униформу от Hugo Boss или проводить митинги с факелами под покровом темноты. Но наша таксономия должна также включать и менее бравирующих представителей — тех, кто прячется на виду. Они могут даже показаться притягательными темной стороне вашей натуры, если вы не будете критически оценивать свое восприятие. Короче говоря, не все фашисты вторгаются в Польшу, носят черепа на своих фуражках или без умолку говорят о строительстве стен.
Итак, что насчет Волан-де-Морта и его Пожирателей смерти — были ли они фашистами? Они казались похожими. Но можно ли декларировать их приверженность к фашистской идеологии с уверенностью? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно рассмотреть определение фашизма из четырнадцати тезисов, которое было разработано в результате тщательного социально-политического изучения режимов за последнее столетие. Эти тезисы были разработаны исследователем Лоуренсом Бриттом, который проанализировал фашистские режимы Гитлера (Германия), Муссолини (Италия), Франко (Испания), Салазара (Португалия), Пападопулоса (Греция), Пиночета (Чили) и Сухарто (Индонезия). По результатам своего исследования Бритт выделил 14 объединяющих признаков. Итак, давайте изложим их ниже и рассмотрим через эту призму Волан-де-Морта и его Пожирателей смерти.
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
VII. Одержимость национальной безопасностью
Страх используется как мотивационный инструмент правительства для давления на массы.
Вселенная Гарри Поттера подает перспективную идею для организаций типа АНБ. В «Дарах Смерти» Министерство накладывает своего рода следящие чары, известные как Табу, на имя Волан-де-Морта — если кто-то произносит это имя, все окружающие защитные заклятия разрушаются подобием магических помех и Министерство немедленно уведомляется о нарушении. Власть, стоящая за Табу, логично предположила, что большинство волшебников будут слишком напуганы, чтобы произносить имя Темного Лорда, а вместо этого будут послушно и малодушно использовать эвфемизм Тот-Кого-Нельзя-Называть. Действительно, как Дамблдор сказал Гарри в начале цикла, «страх перед именем усиливает страх перед тем, кто его носит». Позже, вопреки властям, члены Ордена Феникса начали произносить настоящее имя Волан-де-Морта.
II. Пренебрежение к общепризнанным правам человека
Фашисты культивируют острый страх перед врагами и иррациональную потребность в безопасности. Убеждают людей в том, что права человека могут в определенных случаях игнорироваться, по «необходимости». Население побуждают «смотреть по-другому» на пытки, казни, убийства и продолжительные сроки заключения для осужденных или даже одобрять все это.
IX. Защита корпораций
В подтверждение афоризма Эптона Синклера, Лоуренс Бритт обнаружил, что промышленная и деловая аристократия фашистского государства очень часто являются теми, кто приводит лидеров к власти, создавая взаимовыгодные отношения между бизнесом и политической элитой.
Мы очень мало знаем о корпоративной власти в магическом мире. И все же идеология чистокровных Пожирателей смерти тесно связана со «старыми деньгами» и аристократическими семьями. И Блэки, и Малфои — примеры чрезвычайно богатых аристократических родов. Мы могли бы легко приписать чистокровкам выбор идеологии, подобной фашистской, как способа защитить семейные деньги, а также свои безукоризненные родословные.
Несомненно, такой подход к аристократической власти, опирающейся на деньги аристократов, резко контрастирует с мировоззрением Гарри и семьи Уизли. Денежное влияние Люциуса Малфоя нависает как над советом управляющих Хогвартса, так и над Министерством магии. Малфои постоянно привлекают внимание к своему богатству в противовес Уизли, на которых смотрят свысока как на «предателей чистокровных». Семья Джеймса Поттера, отца Гарри, была вполне обеспеченной, но в то же время щедрой и доброй, не выказывавшей никакого пренебрежения к маглорожденным волшебникам и полукровкам. Можно вспомнить здесь и о Сириусе Блэке, которого вышвыривают из родного дома за отказ соответствовать идеологии Пожирателей смерти, с которой согласны остальные члены семьи.
Также к вопросу о корпоративной власти и деньгах можно вновь упомянуть и статью в The New York Times, в которой Кристофер Хитченс отмечает, что «предубеждение против гоблинов, владеющих банковской монополией, в большей или меньшей степени схоже с антисемитизмом, а скверное обращение с эльфами призвано напомнить нам о рабстве».
IV. Преимущественное положение вооруженных сил
Даже при наличии острых экономических проблем военным выделяется непропорционально большой объем государственного финансирования, а внутренние трудности игнорируются. Пропаганда навязывает привлекательный образ военных и военной службы.
Очевидно, что волшебникам не требуется никакого специализированного военного подразделения. И все же, столкнувшись с деятельностью Комиссии по учету магловских выродков, мы отмечаем вновь возникшее присутствие дементоров на устраиваемых ею судебных разбирательствах. Прежде дементоры существовали под строгим контролем и исключительно в темных башнях тюрьмы Азкабан. Но по мере того, как укрепляется власть Волан-де-Морта, Министерство постепенно теряет контроль над дементорами, которые, например, появились в Литтл-Уингинге, напав на Гарри и Дадли Дурсля.
К событиям, описываемым в «Дарах Смерти», дементоры уже на 100% связаны с Волан-де-Мортом и постоянно находятся в Министерстве. Они — символ безнадежности и угнетения, и их соседство держит в подчинении напуганное волшебное сообщество. Ведь дементоры больше, чем просто угроза, они — ударные отряды темной магии, и согласно своей природе одним лишь присутствием высасывают из окружающих надежду и радость.
Второй квазивоенной магической силой были так называемые егеря. Они ловили маглорожденных в бегах и передавали тех за вознаграждение Пожирателям смерти. Егеря захватили скрывающихся Гарри, Рона и Гермиону и отвезли в поместье Малфоев.
Научный метод
Основой стратегии является не выбор какого-то одного пути к Дж. К. Роулинг, а создание таких условий, чтобы все пути вели к Дж. К. Роулинг.
Мнения персонажей данной истории необязательно совпадают с мнением автора. Мысли Гарри в его «теплой» ипостаси — обычно хороший пример для подражания, особенно в тех случаях, когда он может подтвердить свои размышления цитатами из научных трудов. Но не всегда то, что делает или думает Гарри, — хорошая идея. Иначе это была бы плохая история. Менее положительным персонажам тоже свойственно преподносить ценные уроки, которые, впрочем, могут оказаться палкой о двух концах. — Прим. авт.
Маленькая комната недалеко от спален Когтеврана, один из многих заброшенных классов Хогвартса. Серый каменный пол, красные кирпичные стены, потолок из темного мореного дерева, четыре светящихся стеклянных шара на стенах. Круглый стол — широкая плита из черного мрамора о четырех мраморных же ножках — оказался очень легким и по весу, и по массе: при необходимости его несложно было поднять и передвинуть. Два мягких кресла, на первый взгляд намертво прикрученных к полу в неудобных местах, подскакивали к человеку, едва тот делал вид, что собирается сесть.
Как на первый, так и на второй взгляд по комнате носились летучие мыши.
Именно в этот день, как когда-нибудь запишут будущие историки — конечно, если весь проект на самом деле приведет хоть к чему-то, — два первокурсника Хогвартса начали научное исследование магии.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес, теоретик.
И Гермиона Джин Грейнджер, экспериментатор и объект исследования.
Гарри теперь лучше справлялся с уроками, по крайней мере с теми, которые он считал интересными. Он читал много книг, причем не только учебники для первокурсников. Каждый день он тратил один из своих дополнительных часов на трансфигурацию, другой же час посвящал окклюменции. К стóящим предметам он подходил серьезно — не только выполнял ежедневную домашнюю работу, но и посвящал свое свободное время внеклассным занятиям и чтению, пытаясь освоить предметы досконально, а не просто вызубрить ответы к экзаменам. За пределами Когтеврана такой подход встречался редко. И даже внутри Когтеврана его единственными соперниками теперь оставались Падма Патил (чьи родители происходили не из англоговорящей среды и поэтому привили ей уважение к труду), Энтони Голдштейн (относящийся к небольшой этнической группе, которая получает 25 процентов Нобелевских премий) и, конечно, Гермиона Грейнджер, которая выделялась среди прочих учеников, как Гулливер среди лилипутов.
Для выполнения этого эксперимента требовался объект исследования, способный выучить шестнадцать новых заклинаний самостоятельно, без посторонней помощи. То есть Гермиона Грейнджер. Без вариантов.
Стоит также упомянуть, что в данный момент ни одна из летавших по комнате летучих мышей не светилась.
Гарри было трудно принять выводы, которые из этого следовали.
— Угели бугели! — опять произнесла Гермиона.
На конце палочки Гермионы снова возникла летучая мышь. Никаких промежуточных состояний. Секунда — пусто, следующая секунда — летучая мышь. И похоже, когда она появилась, ее крылья уже двигались.
И она тоже не светилась.
— Может, хватит? — поинтересовалась Гермиона.
— Ты уверена, — произнес Гарри сдавленным голосом, — что еще немного попрактиковавшись, ты все равно не сможешь заставить ее светиться?
Он нарушал заранее записанную процедуру эксперимента, что было грехом, и нарушал ее из-за того, что ему не нравились получаемые результаты, что вообще было грехом смертным. За это можно попасть в Научный Ад, но сейчас это казалось несущественным.
— Что ты изменил на этот раз? — немного устало спросила Гермиона.
— Длительности звуков «у», «е» и «и». Они должны соотноситься как 3 к 2 к 2, а не как 3 к 1 к 1.
— Угели бугели! — произнесла Гермиона.
У появившейся летучей мыши было только одно крыло. Она печально опустилась по спирали на пол и начала ползать кругами.
— А на самом деле? — переспросила Гермиона.
— 3 к 2 к 1.
В этот раз у летучей мыши вовсе не было крыльев, и она плюхнулась на пол словно обычная мертвая мышь-полевка.
— 3 к 1 к 2.
Очередная летучая мышь взлетела к потолку, здоровая и сияющая зеленым светом.
Гермиона удовлетворенно кивнула.
— Замечательно, что дальше?
Последовала длительная пауза.
— Что, правда?! Ты в самом деле должна сказать «Угели бугели» с длительностями звуков «у», «е» и «и», относящимися как 3 к 1 к 2, или мышь не будет светиться? Почему?! Почему?! Во имя всего святого, почему?!
Бум. Бум. Бум.
Поразмыслив о природе магии, Гарри разработал ряд экспериментов, основанных на предположении, что практически все представления волшебников о магии неверны.
На самом деле вовсе не обязательно правильно говорить «Вингардиум левиоcа», чтобы заставить предмет взлететь. Не думаете же вы, что вселенная проверяет, насколько точно кто-то произносит «Вингардиум левиоса», и если результат ей не нравится, то перо не взлетает?
Нет. Для здравомыслящего человека это очевидно. Кто-то, вполне возможно, дошкольного возраста, но в любом случае англоговорящий волшебник, когда-то подумал, что «Вингардиум левиоcа» звучит довольно летуче, и произнес эти слова, используя заклинание в первый раз. А потом всем рассказал, что для левитации необходимо произнести именно такую фразу.
Но (рассудил Гарри) фраза эта не обязательна, она не может быть встроена во вселенную, всё это человеческие заморочки.
Среди ученых ходит старая поучительная история о Блондло и N-лучах.
Вскоре после открытия рентгеновского излучения выдающийся французский физик, Проспер-Рене Блондло — именно он первым измерил скорость радиоволн и показал, что она равна скорости света, — объявил об открытии нового замечательного явления, N-лучей, которые вызывают слабое свечение экрана. Свечение было сложно заметить, но оно было. N-лучи обладали всевозможными интересными свойствами. Они преломлялись в алюминии. Если собранный с помощью алюминиевой призмы поток лучей пересекал нить, обработанную сульфидом кадмия, нить начинала слабо светиться в темноте.
Вскоре множество других ученых — особенно из Франции — подтвердили результаты Блондло.
Но был и ряд других, из Англии и Германии, которые сообщили, что не совсем уверены, что наблюдали слабое свечение.
Блондло отвечал, что, возможно, они неправильно собрали опытную установку.
И вот однажды он устроил демонстрацию N-лучей. Свет был выключен, Блондло проводил манипуляции со своим аппаратом, а его ассистент объявлял о свечении или затемнении экрана.
Все прошло как по маслу, все результаты совпали с ожидаемыми.
Даже несмотря на то, что американский ученый по имени Роберт Вуд незаметно вытащил алюминиевую призму из центра механизма Блондло.
Так N-лучам пришел конец.
Как однажды сказал Филип К. Дик, реальность — это то, что не исчезает, когда вы прекращаете в нее верить.
С современной точки зрения ошибка Блондло очевидна. Ему не следовало сообщать ассистенту, что он делает. Перед тем как просить ассистента описать яркость экрана, Блондло должен был убедиться, что тот не знает, когда и каких результатов ожидает ученый. На этом вся история и закончилась бы.
Сейчас такой способ называется «слепым методом», и современные ученые считают его чем-то совершенно естественным. Если вы проводите психологический эксперимент, чтобы узнать, будут ли люди сердиться больше, если их бить по голове красным молотком, а не зеленым, то вы не должны сами смотреть на испытуемых и решать, насколько они сердиты. Вам нужно сфотографировать их после удара и отослать фотографии экспертной группе, которая оценит по десятибалльной шкале, насколько сердитым выглядит каждый человек, причем эксперты не должны знать, молотком какого цвета ударили каждого конкретного человека. Более того, нет никакого смысла сообщать оценивающим, в чем суть эксперимента. И уж конечно нельзя сообщать испытуемым, что они, по вашему мнению, должны сердиться больше, если их ударят красным молотком. Вы просто предлагаете им 20 фунтов, заманиваете в комнату, где проводится эксперимент, бьете молотком, случайно выбирая его цвет, и фотографируете. Кстати, удар молотком с фотографированием следует поручить ассистентам, которые не знают о гипотезе, чтобы у них не было стремления в каком-то случае бить сильнее или выбирать лучший момент для фотографирования.
Но история с N-лучами произошла задолго до этого, в 1904-м, и потребовались месяцы, прежде чем Роберт Вуд сформулировал очевидную альтернативную гипотезу и придумал способ, как ее проверить. Десятки же других ученых оказались обманутыми.
Даже через двести с лишним лет после появления науки подобные, очевидные сейчас, ошибки еще встречались.
Поэтому вполне можно было предположить, что в маленьком мире волшебников, где, судя по всему, о науке и слыхом не слыхивали, никто даже не пытался проверить простейшую идею, которая пришла бы в голову любому современному ученому в первую очередь.
Но что если человек вообще не знает, как работает исходное заклинание?
Что если взять в библиотеке Хогвартса книгу глупых заклинаний для розыгрышей, которую Гермиона еще не читала? При этом у части из них сохранить инструкции в правильном, исходном варианте, а в других изменить один жест или одно слово? Что если сохранить последовательность необходимых действий неизменной, но сказать, что заклинание, которое должно создавать красного червя, создает синего?
Не то чтобы вера вообще не имела отношения к делу. Роль играли не только слова и движения палочкой.
Если дать Гермионе полностью неверную информацию о том, что заклинание должно делать, оно переставало работать.
Если ей вовсе не сказать, что заклинание должно делать, оно переставало работать.
Если Гермиона представляла себе действие заклинания очень смутно, или лишь слегка неверно, заклинание работало именно так, как описано в книге, а не так, как ей было сказано.
В настоящий момент Гарри в буквальном смысле бился головой о стену. Не сильно. Он не хотел повредить свои ценные мозги. Но ему было необходимо как-то выпустить свое разочарование, иначе бы он взорвался.
Похоже, вселенной и впрямь позарез необходимо, чтобы люди произносили «Вингардиум левиоса», причем строго определенным способом, и ее не волнуют чьи-то мысли на тему, какую вообще роль может играть произношение в вопросе преодоления гравитации.
Самым неприятным во всей ситуации был ехидный вид развеселившейся Гермионы.
Ее не устроило просто сидеть и выполнять команды Гарри, если она не знает, зачем это делать.
Поэтому Гарри объяснил, что они проверяют.
Гарри объяснил, почему они это проверяют.
Гарри объяснил, почему ни один волшебник скорее всего не пытался проделать что-то подобное ранее.
Гарри объяснил, что на самом деле в некоторой степени уверен в результатах.
Потому что, сказал Гарри, немыслимо, чтобы вселенная действительно хотела, чтобы кто-то говорил «Вингардиум левиоса».
Гермиона указала, что книги, которые она прочла, говорят иное. Гермиона спросила, действительно ли Гарри думает, что в одиннадцать лет, проучившись в Хогвартсе всего месяц, он умнее, чем все волшебники в мире, которые с ним не согласны.
Гарри ответил одним словом: «Конечно».
И теперь Гарри смотрел на красный кирпич стены непосредственно перед ним и размышлял, как бы ему удариться головой так, чтобы получить сотрясение, которое исказит его долговременную память и позволит больше не помнить о произошедшем. Гермиона не смеялась, но Гарри чувствовал, как она излучает желание засмеяться. Это ощущение давило, словно осознание того факта, что тебя преследует серийный убийца, только еще сильнее.
— Ладно, выскажись, — сдался Гарри.
— Я не собиралась, — вежливо ответила Гермиона Грейнджер. — Это нетактично.
— Забудь о такте, — сказал Гарри.
— Хорошо! Итак, ты прочитал мне длиннющую лекцию о том, как сложно заниматься основами науки, и что нам придется потратить на эту задачу около тридцати пяти лет, но при этом ожидал, что мы сделаем величайшее открытие в истории магии в первый же час совместной работы. Ты не просто надеялся, ты действительно этого ждал. Это глупо.
— Я прочла все книги, которые ты мне дал, и я даже не знаю как это назвать. Самоуверенность? Ошибка планирования? Супердуперэффект озера Вобегон? Это должны назвать в твою честь. Предвзятость Гарри.
— Но это очень мило. Так по-мальчишески.
— О, как романтично.
— И что дальше? — спросила Гермиона.
Гарри прислонил голову к стене. Его лоб начал побаливать от ударов.
— Ничего. Мне нужно все переосмыслить и придумать другие эксперименты.
Весь прошедший месяц Гарри тщательно разрабатывал серию экспериментов, которые должны были длиться до декабря.
Это был бы просто грандиозный цикл экспериментов, если бы самый первый из них не опроверг основную гипотезу.
Гарри не мог поверить, что оказался таким идиотом.
— Поправка, — добавил он. — Мне нужно придумать всего один новый эксперимент. Я дам тебе знать, когда я это сделаю, мы проведём его, и потом я придумаю следующий. Похоже на план?
— Похоже, что кое-кто впустую потратил огромное количество усилий.
Бум. Ой. Он ударился немного сильнее, чем планировал.
— Итак, — произнесла Гермиона. Она откинулась на спинку кресла, и на ее лице опять появилось ехидное выражение. — Что мы сегодня выяснили?
— Я выяснил, — ответил Гарри сквозь зубы, — что, когда проводятся исследования самых основ по-настоящему запутанной проблемы, где у тебя нет ни малейшего представления о чем-либо, мои книги по научной методологии нихрена не стоят.
— Выбирайте выражения, мистер Поттер! Некоторые из присутствующих — невинные юные девушки!
— Ладно. Если бы мои книги стоили хотя бы редьки — это просто овощ, ничего такого, — они бы дали мне следующий важный совет: если есть запутанная проблема, и ты только начал изучать ее, и у тебя есть фальсифицируемая гипотеза, проверь ее каким-нибудь простым способом. Не занимайся разработкой детально продуманного цикла опытов, который бы произвел впечатление на комиссию, распределяющую гранты. Просто как можно быстрее проверь, какие идеи неверны, прежде чем тратить на них кучу усилий. Сойдет в качестве вывода?
Судя по всему, челюсти Гарри стиснулись слишком плотно, чтобы он мог что-то произнести, поэтому он просто кивнул.
— Великолепно! — воскликнула Гермиона. — Мне понравился этот эксперимент. Мы узнали много нового, и это заняло у меня только час времени или около того.
VI. Контроль над средствами массовой информации
Очень часто СМИ контролируются фашистским правительством напрямую. Но они также могут и действовать под маской свободы, находясь под косвенным контролем государственного регулирования через сочувствующих властям представителей корпоративных монополий. Как однажды сказал американский писатель Эптон Синклер: «Фашизм — это капитализм плюс убийство». В таком варианте распространение получает цензура, особенно в военное время.
Единственным настоящим волшебным средством массовой информации в поттериане служит газета «Ежедневный Пророк» (если не принимать в расчет «Придиру» — журнал, издаваемый Ксенофилиусом Лавгудом, статьи в котором, хоть и серьезные по тону, явно носят «желтый» или юмористический характер). По мере того как от книги к книге история развивается, на наших глазах растет сила Волан-де-Морта и его влияние на Министерство. Описываемая политическая эволюция находит отражение и в том, как деятельность Дамблдора и личность Гарри освещаются в «Пророке».
После «Кубка огня» министр магии Корнелиус Фадж оказал давление на газету, дабы не допустить распространения заявления Гарри и Дамблдора о возвращении Волан-де-Морта. К концу «Ордена Феникса», однако, когда Темный Лорд не скрываясь появился в Министерстве, «Пророк» наконец-то озвучил их историю. Затем, после падения Министерства в начале «Даров смерти», волшебное СМИ снова изобразило Дамблдора сумасшедшим старым дураком, а Гарри стал «нежелательным лицом №1».
XIV. Фальсификация выборов
В фашистских странах выборы очень часто превращаются в фарс. Нередко их результатами манипулируют с помощью клеветнических кампаний или даже убийств кандидатов от оппозиции. Другими тактиками являются использование законодательства для контроля числа избирателей или границ политических округов, а также давление на СМИ. Фашистские страны также обычно используют судебную систему для подтасовки данных или контроля над выборами.
Два последних тезиса взаимосвязаны, особенно в небольшом волшебном сообществе, где кажется, что все друг друга знают. Чем-то похожие на представителей британской аристократии в реальной магловской жизни, Пожиратели смерти формируют кровосмесительную и кумовскую сеть, поскольку большинство и в жизни, и в школе вращаются в одном и том же обществе. Так, например, чистокровные кланы Блэков и Малфоев, представители которых заканчивали преимущественно факультет Слизерин, тесно связаны. Министерство магии Великобритании было официально учреждено в 1707 году, и тогда должность первого министра занял Улик Гэмп. Впоследствии каждый действующий министр избирался путем всенародного демократического голосования волшебников. Не существовало никаких фиксированных ограничений на срок полномочий министра, однако очередные выборы проводились с интервалом не более семи лет. Чтобы подорвать этот демократический процесс, захватив Министерство, Волан-де-Морт поставил на ключевые официальные посты волшебников, находящихся под заклятием Империус.
Одним из них был Пий Толстоватый, назначенный министром магии после переворота, когда Пожиратели смерти проникли в Министерство и убили его предшественника. Фактически являясь марионеткой нового режима, Толстоватый не осознавал своих действий и вследствие этого был позже исключен из большинства официальных списков в качестве министра».
V. Безудержный сексизм
В фашистских правительствах доминируют почти исключительно мужчины. При таких режимах традиционные гендерные роли становятся более жесткими. Разводы, аборты и гомосексуальность замалчиваются или запрещаются, а государство представляется как верховный хранитель института семьи.
Во вселенной Гарри Поттера нет откровенного сексизма. Однако есть четкое указание на то, что Волан-де-Морт и Пожиратели смерти являются хранителями института семьи по отношению к тем, в ком есть магические способности и в чьих жилах течет правильная кровь. Новые власти были одержимы защитой традиционных чистокровных семей и устранением «пятнающих родословные» маглорожденных волшебников. На допросе миссис Кроткотт Долорес Амбридж не проявила ни малейшего участия к детям Реджа и Мэри, поскольку их мать была маглорожденной. Но Уизли по-прежнему разрешалось работать и жить в волшебном сообществе (хотя было известно, что они являются членами Ордена Феникса и союзниками Дамблдора) — они были чистокровной семьей и находились под защитой, поскольку еще могли быть обращены к «правому делу».
VIII. Переплетение религии и власти
Фашистские власти склонны использовать самую распространенную национальную религию в качестве инструмента манипулирования общественным мнением. Религиозные риторика и терминология используются лидерами страны, даже когда главные принципы религии диаметрально противоположны действиям или политике правительства.
Религии волшебников как таковой не существует. И все же риторика Волан-де-Морта и Пожирателей смерти была пропитана консервативной одержимостью историей и легендами мира магов. Жестокое правление держалось на страхе и запугиваниях, достойных методов святой инквизиции в Испании.
Предметы, выбранные Волан-де-Мортом для превращения в крестражи, также в значительной степени напоминают реликвии, равнозначные религиозным по своей сути. Его одержимость Бузинной палочкой, одним из Даров Смерти и древней легендой волшебного мира, имеет судьбоносное значение.
И пусть сами Дары Смерти не являются атрибутами власти, вера в окружающие их легенды — самое близкое к религии мировоззрение, существующее в мире волшебников.
X. Притеснение профсоюзов
Поскольку организованные трудящиеся являются единственной реальной угрозой фашистскому правительству, профсоюзы либо ликвидируются, либо серьезно ущемлены в правах.
Упоминание рабочей силы в книгах косвенное, но все же представляет интерес. Очевидно, что в Министерстве, небольших предприятиях Косого переулка и Хогсмида, в «Ежедневном Пророке» и «Придире», а также в больнице Святого Мунго работали волшебники. Но отношение Пожирателей смерти к честному труду по-настоящему проявилось, когда Темный Лорд пришел к власти, и мы увидели, какую злобу Волан-де-Морт, Долорес Амбридж и им подобные питали к магическим существам, например к кентавру Флоренцу, презрение, с которым большинство аристократических семей относилось к гоблинам и домовым эльфам. До известной степени подобное отношение к волшебным существам переносилось и на семьи волшебников с небезупречной родословной.
Когда в «Кубке огня» Барти Крауч дурно обращается с Винки, домовым эльфом, Гермиона заявляет, что подобная жестокость сродни рабству. И даже Рон возразил, что домовым эльфам нравится, когда с ними так обращаются, и они получают удовольствие от тяжелой работы. Гермиона была единственной, кто желал бороться с подобными предрассудками, пока режим Волан-де-Морта не начал относиться к маглорожденным точно так же, как остальная часть волшебного сообщества всегда относилась к магическим существам.
XIII. Необузданное кумовство и коррупция
Фашистские режимы, как правило, управляются кланами приятелей и единомышленников, которые назначают друг друга на ответственные посты. Затем они используют государственную власть и авторитет для защиты членов своего клана от ответственности. Зачастую национальные ресурсы и сокровища присваиваются — или даже прямо разворовываются — правительственными лидерами.
I. Мощный и непрекращающийся национализм
Фашистские режимы имеют обыкновение постоянно использовать патриотические девизы, лозунги, символы, песни и прочую подобную атрибутику. Знамена вездесущи, а символы флага можно постоянно видеть на одежде и в общественных местах.
В «Дарах Смерти» Волан-де-Морт и Пожиратели смерти подчинили Министерство магии. И после этого фонтан у его главного входа сменила колоссальная устрашающая статуя из черного камня. На цоколе изваяния был выбит лозунг «МАГИЯ — СИЛА», призванный напоминать о мощи чистоты волшебного рода. Пропаганда этим не ограничивается, и позже, когда Гарри идет обыскивать кабинет замминистра Долорес Амбридж, он натыкается на волшебников, создающих с помощью магии брошюры под названием «Грязнокровки, и чем они опасны для мирного чистокровного сообщества». А кто сможет забыть символ Пожирателей смерти, Черную метку — череп с торчащей изо рта змеей, образованный чем-то наподобие изумрудных звезд, пылающий в облаке зеленоватой дымки и выделяющийся на небе, будто новое созвездие? Пожиратели смерти наносили Черную метку на внутреннюю часть левого предплечья. Она проявлялась в виде ярко-красной татуировки, а при активации становилась угольно-черной.
Британо-американский писатель Кристофер Хитченс в статье, опубликованной в The New York Times, отметил значимость символа в виде молнии, форму которой имел шрам, полученный Гарри в результате проклятия Волан-де-Морта. Молния практически стала символом поттерианы, но подобный знак, заключенный в круг, также был эмблемой Британского союза фашистов сэра Освальда Мосли, известной группы сторонников нацизма в 1930-х. Нацистское подразделение СС использовало эмблему в виде сдвоенных рун «зиг», также символизирующих молнии.
III. Выявление врагов / козлов отпущения для объединения общества
В едином патриотическом безумии население фашистской страны часто объединяет необходимость устранить предполагаемую общую угрозу или врага. Опасность, как правило, исходит от расовых, этнических или религиозных меньшинств. А если угрозы носят политический характер, на них наклеивают ярлык либеральных, коммунистических, социалистических или, все чаще, террористических.
Во вселенной Гарри Поттера появляется Комиссия по учету магловских выродков. Пробравшись в Министерство, Гарри, Рон и Гермиона становятся свидетелями деятельности этой Комиссии. Установленная Волан-де-Мортом власть декларировала, что только чистокровные волшебники достойны доступа к магии и места в волшебном сообществе. Мы узнаем, что маглорожденных или волшебников-полукровок допрашивают и регулярно сажают в Азкабан. Например, Мэри Кроткотт допрашивают в присутствии дементоров, требуя признаться, у кого из волшебников она отняла палочку, ведь не могла же палочка сама выбрать нечистокровного. В других фрагментах книги мы видим группы маглорожденных волшебников, скрывающихся от Министерства, а также узнаем о похищении и убийстве в логове Пожирателей смерти преподавательницы магловедения из Хогвартса Чарити Бербидж.
Джоан Роулинг отмечала, что термины «чистокровный», «полукровка» и «маглорожденный» можно соотнести с «диаграммами, которые использовали нацисты, показывая, что представляет собой арийская или еврейская кровь. Я видела такую в музее Холокоста в Вашингтоне, когда уже придумала эти термины, и была поражена, заметив сходство».
XI. Презрение к интеллигенции и искусству
Фашистские нации склонны поощрять открытую враждебность к высшему образованию и академическим кругам. Как правило, профессора и другие ученые подвергаются цензуре или даже арестам. Точно так же свобода самовыражения в искусстве подвергается открытым нападкам, а прогрессивное искусство запрещено. Например, нацисты использовали термин «дегенеративное искусство» для описания современного искусства на том основании, что оно было не немецким, еврейским или коммунистическим. Вместо этого они пропагандировали искусство, которое возвеличивало расовую чистоту и послушание.
Лучшим примером такого презрения может служить пребывание Долорес Амбридж в должности генерального инспектора Хогвартса. На этом посту она делала все возможное, чтобы ограничить свободомыслие учеников, подвергала цензуре или наказывала любых студентов и профессоров, выходивших за рамки дозволенного. Хотя прямо не указывается, была ли Амбридж Пожирателем смерти, она в конечном итоге стала одним из самых ярых сторонников идеологии Волан-де-Морта в Министерстве и широко известна как символ мракобесия и один из наиболее презираемых персонажей поттерианы.
Под поток оскорблений попали курсы прорицания и ухода за магическими существами. В Хогвартсе нет курсов изящных искусств как таковых, и поэтому эти второстепенные предметы, их эксцентричные и неортодоксальные профессора подверглись нападкам со стороны новоявленного генерального инспектора, что привело к увольнению Хагрида и Трелони. Амбридж также контролировала и подвергала цензуре другие лекции в Хогвартсе, запретила все собрания и внеклассные мероприятия. Относительно незатронутой осталась трансфигурация, хотя это больше связано лично с Макгонагалл, ставившей Амбридж на место при любом подвернувшемся случае и не выказывавшей никакого страха перед ней.
«По Фрейду» — неудачная драма, в которой Зигмунд Фрейд и Клайв Стейплз Льюис спорят о боге
О чём говорят мужчины перед Второй мировой.
18 апреля в российский прокат вышла разговорная драма «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом и Мэттью Гудом. Это фильм о вымышленной встрече основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и автора «Хроник Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, которые сутки спорят друг с другом.
Кажется, сценарий написан скорее для театра, чем для проката на широких экранах, и вот почему.
https://youtube.com/watch?v=hPJM9lEMyV4%3Fsi%3DtJA59xWsKOZBms6l
👎 Божественный вопрос раскрыт поверхностно
3 сентября 1939 года. Два дня назад немецкие войска вторглись в Польшу — скоро начнётся Вторая мировая война. В Лондоне уже неспокойно: люди взволнованы и ждут новых объявлений по радио. Тем временем основатель психоанализа Зигмунд Фрейд приглашает к себе на беседу Клайва Стейплза Льюиса — профессора из Оксфорда.
Фрейд хочет подискутировать с Льюисом о боге, на существование которого у них диаметрально противоположные взгляды. Психоаналитик увлекается религиозной культурой, но остаётся убеждённым атеистом. Писатель же, напротив, человек верующий и занимается теологией.
Кадр из фильма «По Фрейду»
Синопсис представляет «По Фрейду» как эталонное разговорное кино. Так оно и есть: картина на 90% состоит из диалогов. Озвучивают их яркие умы XX столетия, а обсуждается нечто вечное и возвышенное: религия, любовь, секс и смысл жизни.
Вот только интеллектуальность ленты создана будто бы не для большого экрана — и у этого есть объяснение. Фильм основан на пьесе «Последний сеанс Фрейда», а она написана по мотивам книги «Проблема Бога: К. С. Льюис и Зигмунд Фрейд дискутируют о Боге, любви, сексе и смысле жизни». В ней профессор психиатрии из Гарвардской медицинской школы скомпилировал своеобразный диалог Фрейда и Льюиса, сопоставив их письма, высказывания и работы.
Если в формате лекции, книги и даже театральной постановки диалог героев мог бы получиться органичным, то в картине Мэтта Брауна он в лучшем случае пресный.
Как всегда прекрасный Энтони Хопкинс и в 86 увесисто бьёт оппонента каждой репликой, но какого-то принципиально нового или интересного взгляда на вопрос бога при этом не предлагает. Из почти двухчасового диалога запоминаются разве что сокрушения психоаналитика о том, что якобы милосердный всевышний забрал его дочь и маленького внука.
В остальное время Фрейд в картине преимущественно смеётся над своим гостем, кашляет, корчится от боли из-за последствий рака ротовой полости и печально смотрит в окно — как бы демонстрируя, что невероятный ум доставляет ему только неприятности.
«По Фрейду» во многом похож на другую разговорную драму с Энтони Хопкинсом — «Два Папы», которая в 2019 году номинировалась на сценарный «Оскар».
История о встрече Бенедикта XVI и будущего Папы Франциска запомнилась, например, исповедью героя Хопкинса — в ней он признался, что долгое время замалчивал сексуальные скандалы священника Марсьяля Мастела. Или тем, как Папа из Германии и Папа из Аргентины вместе смотрят финал Чемпионата мира по футболу 2014 года. В «По Фрейду» таких находок практически нет — только куда более возвышенные рассуждения о религии.
👍 В фильме здорово проработаны личные переживания героев
Действительно интересной картина становится, когда снимает сложную маску и снисходит до личных проблем героев. Например, до ПТСР, которое К. С. Льюис получил на полях Первой мировой.
Писатель с трудом рассказывает, как во время атаки погиб его боевой товарищ. А ещё вспоминает детский подарок брата, который развил его фантазию и приучил скрываться от реальности в вымышленных мирах.
Фрейд в этой картине показан с непривычной стороны. Это не суровый психоаналитик с сигарой, а увядающий и эгоистичный мужчина на 83-м году жизни. Иногда он теряется в галлюцинациях и воспоминаниях, иногда немотивированно злится или смеётся.
Постоянно Фрейд делает только две вещи: потешается над верующими и манипулирует дочерью — основательницей детского психоанализа Анной. По ходу картины зрители больше погружаются в личную жизнь Фрейдов и понимают, что отец всячески ограничивал свободу Анны, потому что боялся остаться один.
Религиозные взгляды героев и их видение мира личные истории раскрывают куда лучше, чем безыдейные диалоги. Но режиссёр Мэтт Браун всё же решает заполнить хронометраж вторыми. Это отчасти печально: вместо интересной драмы с Фрейдом, Льюисом и Толкином зрителям предлагают поверхностный и претенциозный религиозный подкаст.
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
XII. Навязчивая идея неизбежного наказания
При фашистских режимах полиция наделена практически безграничными полномочиями для обеспечения соблюдения законов. Ожидается, что люди во имя патриотизма во многих случаях предпочитут не замечать полицейских злоупотреблений, даже нарушения своих гражданских свобод. Нередко создается национальная полиция с практически неограниченной властью.
Наказания согревали сердце прямо-таки образцовой фашистки Долорес Амбридж. Она заставила Гарри выводить «исправительное» сообщение пером, которое оставляло шрамы на его собственной плоти и использовало вместо чернил его кровь. Когда позже Гарри проник в кабинет Амбридж в Министерстве, он нашел свою фотографию с прикрепленной запиской, в которой навязчиво указывалось: «Подлежит уголовному наказанию».
До того как возглавить Комиссию по учету магловских выродков, Амбридж во время событий, описываемых в «Ордене Феникса», организовала в Хогвартсе Инспекционную дружину из лояльных Министерству учеников. Противостояние, разыгравшееся тогда в Хогвартсе, послужило своего рода прелюдией того, что случилось позже, в «Дарах Смерти» в Министерстве магии. В этот момент повествования дементорам, обычно ограниченным пределами Азкабана и являющимися признанными преступниками, позволяют свободно бродить среди волшебников во имя торжества закона, а маглорожденных отправляют в Азкабан за «кражу магии».