Основы анализа бюджетной отчетности

Содержание
экономического анализа заключается в
глубоком всестороннем изучения его
предмета, с целью выработки управленческих
решений для перевода экономики учреждений
в новое качественное состояние.

Анализ
буквально
означает – расчленение изучаемого
объекта на составные части, элементы,
присущие этому объекту составляющие.

Анализ
на
основе плановой и фактической информации
дает количественную и качественную
оценку изменений, происходящих в
бюджетной организации относительно
заданной программы. Перерабатывая
массивы плановой и учетной информации
при помощи специальных приемов и методов,
анализ формирует данные, при помощи
которых вырабатываются варианты
управленческих решений, направленных
на устранение причин отрицательных
отклонений от запланированных показателей
развития бюджетной организации.

Содержание
анализа хозяйственной деятельности
включает в себя элементы, которые
обеспечивают ему выполнение своей роли
и решений поставленных задач, а именно:

1.Постановка
конкретной задачи анализа.

2.Выявление
факторов и выбор методов их измерения.

3.Установление
направления и размера (степени) влияния
факторов на изменение и образование
результативного показателя.

4.Выявление
условий благоприятствующих действию
факторов.

5.Выработка
вариантов устранение отрицательных
факторов и создание условий для
положительных.

Цель
анализа финансово-хозяйственной
деятельности, такая же как и цель анализа
в системе управления – обеспечение
эффективного функционирования изучаемого
объекта.

Бюджетные
организация имеют свои специфические
особенности, обусловленные законодательством
о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе, инструкцией по бухгалтерскому
учету в учреждениях и организациях,
состоящих на бюджете. Бухгалтерская
отчетность бюджетного учреждения
представляет собой систему экономических
показателей, отражающих имущественное
и финансовое положение бюджетной
организации на отчетную дату, а так же
финансовые результаты ее деятельности
за отчетный период.

Пунктом
2 ст.13 Федерального закона от 21.11.96г. №
129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено,
что состав бухгалтерской отчетности
бюджетных организаций определяется
Минфином России. Бюджетные учреждения
при составлении отчетности руководствуются
приказом Минфина России от 23.12.2010 г.
№191н «Об утверждении Инструкции о
порядке составлении и представления
годовой, квартальной и месячной отчетности
об исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации». источников

Анализ
бюджетной отчетности формирует данные
при помощи, которых вырабатываются
варианты управленческих решений,
направленных на устранение причин
отрицательных отклонений от запланированных
показателей развития бюджетной
организации.

Таким
образом, анализ является неотъемлемой
частью процесса принятия решений в
системе управления бюджетной организацией.

Целью
дипломной работы является особенностей
формирования бюджетной отчетности по
данным отчетности по данным отчетности
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в РБ в Иволгинском районе»

Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:


изучить особенности ведения бухгалтерского
учета и отчетности в бюджетных
организациях;


провести анализ деятельности бюджетной
организации на примере МУ «Комплексный
центр социального обслуживания населения
Заводского района» по данным годовой
отчетности;


проанализировать основные показатели
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в РБ в Иволгинском районе».

Предмет
исследования – бухгалтерская отчетность
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в РБ в Иволгинском районе».

Объектом
исследования является ФФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в РБ в Иволгинском
районе».

Методологической
основой для написания выпускной
квалификационной работы послужили
законодательные и нормативно-правовые
акты по регулированию бюджетного учета
и отчетности в Российской Федерации,
Федеральные законы РФ, кодексы РФ
(Гражданский, Бюджетный, Налоговый),
нормативно-правовые документы ФФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в
Иволгинском районе», отчеты и данные,
предоставляемые учреждением, формированию
законодательной базы организации
бухгалтерского учета в бюджетных
учреждениях, а также труды отечественных
ученых. Наибольшее внимание проблемам
совершенствования бюджетного учета
уделяют такие авторы как Алексеева И.
В, Бреславцева Н.А., Ильина А.Ю., Кондраков
Н.П., Самонин А.И., Сергеева К.С. и др. по
теме исследования.

В
дипломной работе применялись стандартные
методы исследования: сравнительный,
факторный, вертикальный и горизонтальный
анализ.

  • Все
  • Аудит
  • МСФО
  • Финансы
  • Оценка
  • Кадры
  • Софт
  • Прочее
  • Аттестат главного бухгалтера

Основы анализа бюджетной отчетности

Проводим проверку достоверности показателей форм бюджетной отчетности

При проведении внешней проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения одним из объектов проверки являются показатели годовых форм бюджетной отчетности. Отчетность должна содержать достоверные сведения о деятельности учреждения. За искажение (предоставление недостоверных) сведений предусмотрена административная ответственность. Каковы этапы проверки? Какие виды нарушений выявляются в ходе проверки?

Цели и задачи проверки

Цель внешней проверки – установление достоверности годовой отчетности, подтверждение соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности нормам Инструкции № 191н.

Основными задачами проведения внешней проверки являются:

  • проверка соблюдения требований к порядку составления в части полноты и достоверности годовой отчетности;
  • выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Методы, используемые при проверке

В ходе контрольного мероприятия используется сплошной или выборочный метод проверки. В рамках выездной проверки, как правило, применяется выборочный метод проверки. Сплошной метод проверки используется в рамках проведения выездного контрольного мероприятия в отношении отдельных операций (например, при проверке остатков по отдельным счетам бюджетного учета).

Информационная основа для проведения проверки

Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информация), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам из внешних источников, а именно:

  • годовая бухгалтерская отчетность проверяемого учреждения;
  • акт о проведении инвентаризации, которая проводилась перед составлением годовых отчетных форм;
  • реестр государственных (муниципальных) контрактов;
  • реестр закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов;
  • реестр расходных обязательств;
  • информация о проведенных внешних контрольных мероприятиях, суммах выявленных нарушений и недостатков и принятых мерах по их устранению;
  • уведомления по расчетам между бюджетами;
  • иная информация, необходимая для проведения контрольного мероприятия.

Приступая к проведению проверки, контролеры запрашивают все необходимые для ее проведения документы. Далее они осуществляют анализ отраженных в документах и в формах отчетности данных. Проводя документальную проверку, ревизоры могут прерваться и осуществить фактическую проверку заинтересовавшего их вопроса. Например, проверяя достоверность показателей, отраженных в сведениях (ф. 0503168), проверяющие установили, что показатели графы отражения увеличения материальных запасов меньше показателей кредитовых оборотов по счетам 302 34 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов», 208 34 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов», 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», 401 01 000 «Доходы текущего финансового года». Исходя из данных бухгалтерского учета приобретенные материальные ценности находятся на складе. В связи с вышеописанным было принято решение о проведении проверяющими инвентаризации (то есть фактической проверки) материальных ценностей, находящихся на складе учреждения.

Этапы документальной проверки показателей отчетных форм

Контрольные процедуры, проводимые в отношении проверки годовой бюджетной отчетности, условно можно разделить на несколько этапов:

1. Проверка соответствия заполненных форм годовой бюджетной отчетности нормативным актам, регулирующим порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (по полноте и форме).

Цель проведения процедуры – подтверждение соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности установленным требованиям.

Ниже в форме таблицы отобразим возможные нарушения в отношении состава отчетности:

2. Проверка соответствия показателей форм отчетности остаткам и оборотам по счетам, отраженным в главной книге. Цель этого этапа контрольной процедуры – проверка достоверности показателей бюджетной отчетности путем сопоставления показателей отчетности с данными главной книги.

В ходе проверки осуществляются:

  • сопоставление показателей форм бюджетной отчетности и данных главной книги;
  • суммирование оборотов по КОСГУ на основании главной книги.

При проведении контрольных мероприятий устанавливаются факты искажения показателей деятельности учреждения. Напомним, что искажение (ошибка) в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности означает неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

К преднамеренным искажениям в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности можно отнести:

  • манипуляцию учетными записями – использование неправильных бухгалтерских проводок или сторнировочных записей в целях искажения данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • фальсификацию бухгалтерских документов и записей – оформление заведомо ложных неправильных или фальшивых документов и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих показатели бухгалтерской отчетности;
  • уничтожение результатов хозяйственных операций – составление сторнировочных записей, аналогичных по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам;
  • неадекватные записи в учете – отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме;
  • необычные операции – разовые сделки и хозяйственные операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрезмерными.

Вне зависимости от того, совершено нарушение при заполнении отчетных форм преднамеренно или нет, виновные в противоправном деянии лица привлекаются к административной ответственности. Напомним, что в силу норм ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Так, из Решения Пермского краевого суда от 29.08.2017 по делу № 7-1607/2017(21-1008/2017) следует, что должностное лицо (исполняющий обязанности главного бухгалтера) пыталось прекратить производство по делу, указывая на отсутствие доказательств своей вины в умышленном совершении правонарушения. Правонарушение было установлено должностным лицом Управления Федерального казначейства и выражалось в недостоверности отраженных в отчетных формах показателей и представлении отчетности с нарушением установленного срока. Судом было установлено, что работник учреждения своими действиями нарушил положения ч. 2 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции № 191н, п. 4, 11 Инструкции № 157н.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и вина должностного лица работника учреждения в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которые были оценены должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с правилами, установленными ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в правильности произведенной оценки доказательств не имеется.

Должностные лица проверяемого учреждения несут ответственность:

  • за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;
  • за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;
  • за неустранение или несвоевременное устранение последствий искажений.

Ниже в форме таблицы приведем примеры искажения показателей отчетности при построчном сравнении данных, указанных в отчетных формах, и показателей главной книги:

* Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

** Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

При выявлении отклонений между показателями главной книги и формами отчетности для установления причины отклонения изучаются операции, отраженные в журнале операций.

3. Проверка соблюдения контрольных соотношений между показателями форм отчетности. Цель проведения – установление достоверности бюджетной отчетности путем сверки соотношений между показателями форм отчетности.

  • анализ показателей между формами бюджетной отчетности;
  • анализ показателей внутри отчетной формы;
  • арифметический подсчет соотношения показателей по установленным проверочным формулам.

Ниже в форме таблицы приведем примеры несоблюдения контрольных соотношений отчетных форм:

Рекомендуйте статью коллегам

КомментироватьОбсудить на форумеПоследние статьи по теме:Горячие темы. Эти статьи обсуждают:

Отключить мобильную версию

Задачи анализа

1.Выявления
потребностей общества в услугах и
продукции бюджетных организаций в
нужном объёме.

2.Изучение
полноты удовлетворения потребностей
общества в услугах и работах бюджетных
организаций и проверка соблюдения
установленных нормативов.

3.Оценка
эффективности использования резервов.

4.Выявление
и измерения факторов, отклонений
фактических показателей хозяйственной
деятельности от нормативных ими плановых
и выявления резервов.

Под
финансовым анализом понимают систему
исследования хозяйственных процессов
финансового положения организации и
финансовых результатов её деятельности,
складывающихся под воздействием
объективных и субъективных факторов.

Финансовый
анализ, основанный на использовании в
качестве информационный базы только
финансовую отчетность, приобретает
характер внешнего анализа.

-множественность
субъектов анализа и пользователей
информации о деятельности организации.

-разнообразие
целей и экономических интересов субъектов
анализа.

-наличие
типовых методик и процедур.

-ориентация
анализа только на внешнюю отчетность
организации.

-максимальная
открытость результатов анализа для
пользователей о деятельности организации.
Кроме результатов анализа финансовой
отчетности при внешнем анализе используют
и другую информацию: политическую и
общеэкономическую, отраслевую и
информацию о контрагентах.

-дескриптивный
– модель описательного характера

-предикативный
– модель прогнозного характера,
используется для прогнозирования
будущего финансового состояния
организации и результатов ее деятельности

-нормативный
– это модель, которая позволяет сравнивать
фактические показатели и результаты с
запланированными, предусмотренными
соответствующим бюджетом.

Эти
модели используются во внутреннем
финансовом анализе, предполагают
определение нормативов по каждой статье
расходов и выявление расхождений
фактических значений от нормативных.

1 Особенности бюджетной отчетности и предъявляемые к ней требования

Бюджетный
учет представляет собой упорядоченную
систему сбора, регистрации и обобщения
информации в денежном выражении о
состоянии финансовых и нефинансовых
активов и обязательств Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований и операциях,
приводящих к изменению вышеуказанных
активов и обязательств.

Финансовая
отчетность — это единая система данных
о финансовом положении организации,
финансовых результатах ее деятельности
и изменениях в ее финансовом положении.
Она составляется на основе данных
бухгалтерского учета.

Бюджетная
отчетность состоит из:


Бухгалтерского
баланса (форма № 1);


Отчета
о прибылях и убытках (форма № 2);


Отчета
об изменениях капитала (форма № 3);


Отчета
о движении денежных средств (форма №
4);


Приложения
к бухгалтерскому балансу (форма № 5);


Аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности организации,
если она подлежит обязательному аудиту.

В
соответствии с положениями статьи 161
Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

Если
при составлении бюджетному отчетности
исходя из правил положения по бухгалтерскому
учету ПБУ 4/99 организацией выявляется
недостаточность данных для формирования
полного представления о финансовом
положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении, то в бюджетная
отчетность организация включает
соответствующие дополнительные
показатели и пояснения.

Если
при составлении бюджетной отчетности
применение правил положения по
бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 сформировать
достоверное и полное представление о
финансовом положении организации,
финансовых результатах ее деятельности
и изменениях в ее финансовом положении,
то организация в исключительных случаях
(например, национализация имущества)
может допустить отступление от этих
правил.

При
формировании финансовая отчетности
организацией должна быть обеспечена
нейтральность информации, содержащейся
в ней, т.е. исключено одностороннее
удовлетворение интересов одних групп
пользователей бухгалтерской отчетности
перед другими.

Информация
не является нейтральной, если посредством
отбора или формы представления она
влияет на решения и оценки пользователей
с целью достижения предопределенных
результатов или последствий.

Финансовая
отчетность организации должна включать
показатели деятельности всех филиалов,
представительств и иных подразделений
(включая выделенные на отдельные
балансы).

Организация
должна при составлении бухгалтерского
баланса, отчета о прибылях и убытках и
пояснений к ним придерживаться принятых
ею их содержания и формы последовательно
от одного отчетного периода к другому.

Баланс
включает Актив и Пассив, итоги которых
равны. Актив Бухгалтерского баланса
состоит из двух разделов:

внеоборотные
активы (активы, которые используются
более 1 года: оборудования, здания,
нематериальные активы, долгосрочные
вложения и т.п.);

оборотные
активы(активы, которые используют
менее 1 года: сырье, материалы, краткосрочная
дебиторская задолженность, денежные
средства и т.п.).

Оборотные
активы считаются более ликвидными, чем
внеоборотные, т.е. могут быть быстрее
обращены в деньги.

Если
Актив баланса показывает, каким имуществом
владеет предприятие, то Пассив раскрывает
источники формирования этого имущества.
Пассив Бухгалтерского баланса состоит
из трех разделов:

капитал
и резервы (собственные средства владельцев
компании);

долгосрочные
обязательства (займы, кредиты и прочая
задолженность со сроком погашения более
1 года);

краткосрочные
обязательства (текущая задолженность
перед работниками, поставщиками и др.
долги, подлежащие выплате в течение 1
года).

По
каждому числовому показателю бухгалтерской
отчетности, кроме отчета, составляемого
за первый отчетный период, должны быть
приведены данные минимум за два года –
отчетный и предшествующий отчетному.

Если
данные за период, предшествующий
отчетному, несопоставимы с данными за
отчетный период, то первые из названных
данных подлежат корректировке исходя
из правил, установленных нормативными
актами по бухгалтерскому учету. Каждая
существенная корректировка должна быть
раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках
вместе с указанием причин, вызвавших
эту корректировку.

Статьи
бухгалтерского баланса, отчета о прибылях
и убытках и других отдельных форм
бухгалтерской отчетности, которые в
соответствии с положениями по
бухгалтерскому учету подлежат раскрытию
и по которым отсутствуют числовые
значения активов, обязательств, доходов,
расходов и иных показателей, прочеркиваются
(в типовых формах) или не приводятся (в
формах, разработанных самостоятельно,
и в пояснительной записке).

Показатели
об отдельных активах, обязательствах,
доходах, расходах и хозяйственных
операциях должны приводиться в
бухгалтерской отчетности обособленно
в случае их существенности и если без
знания о них заинтересованными
пользователями невозможна оценка
финансового положения организации или
финансовых результатов ее деятельности.

Показатели
об отдельных видах активов, обязательств,
доходов, расходов и хозяйственных
операций могут приводиться в бухгалтерском
балансе или отчете о прибылях и убытках
общей суммой с раскрытием в пояснениях
к бухгалтерскому балансу и отчету о
прибылях и убытках, если каждый из этих
показателей в отдельности несущественен
для оценки заинтересованными пользователями
финансового положения организации или
финансовых результатов ее деятельности.

Для
составления бюджетной отчетной датой
считается последний календарный день
отчетного периода.

При
составлении бюджетной за отчетный год
отчетным годом является календарный
год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым
отчетным годом для вновь созданных
организаций считается период с даты их
государственной регистрации по 31 декабря
соответствующего года, а для организаций,
созданных после 1 октября, – по 31 декабря
следующего года.

Каждая
составляющая часть бюджетной отчетности,
предусмотренная пунктом 5 положения по
бухгалтерскому учету ПБУ 4/99, должна
содержать следующие данные: наименование
составляющей части; указание отчетной
даты или отчетного периода, за который
составлена бухгалтерская отчетность;
наименование организации с указанием
ее организационно – правовой формы;
формат представления числовых показателей
бюджетная отчетности.

Бюджетная
отчетность должна быть составлена на
русском языке.

Бюджетная
отчетность должна быть составлена в
валюте Российской Федерации.

Бюджетная
отчетность подписывается руководителем
и главным бухгалтером (бухгалтером)
организации.

В
организациях, где бухгалтерский учет
ведется на договорных началах
специализированной организацией
(централизованной бухгалтерией) или
бухгалтером – специалистом, бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем
организации и руководителем
специализированной организации
(централизованной бухгалтерии) либо
специалистом, ведущим бухгалтерский
учет.

обеспечение
информацией, необходимой внутренним и
внешним пользователям бухгалтерской
отчетности для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации
при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их
целесообразностью, наличием и движением
имущества и обязательств, использованием
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов в соответствии с утвержденными
нормами, нормативами и сметами;

предотвращение
отрицательных результатов хозяйственной
деятельности организации и выявление
внутрихозяйственных резервов обеспечения
ее финансовой устойчивости.

Бюджетный
учет в бюджетных организациях имеет
специфические особенности, обусловленные
законодательством о бюджетном устройстве
и бюджетном процессе, Инструкцией по
бюджетному учету, а также другими
нормативными документами по учету и
отчетности в бюджетных организациях,
отраслевой их спецификой. К этим
особенностям нужно отнести: организацию
учета в разрезе статей бюджетной
классификации; контроль исполнения
сметы расходов; переход на казначейскую
систему исполнения бюджетов; выделение
в учете кассовых и фактических расходов;
отраслевые особенности учета в учреждениях
бюджетной сферы (здравоохранения,
образования, науки и др.).

Бюджетным
Кодексом Российской Федерации выделяются
следующие участники бюджетного процесса:

  • Высшее
    должностное лицо субъекта Российской
    Федерации, глава муниципального
    образования;
  • Законодательные
    (представительные) органы государственной
    власти и представительные органы
    местного самоуправления;
  • Исполнительные
    органы государственной власти
    (исполнительно-распорядительные органы
    муниципальных образований) – Министерство
    финансов, Федеральное казначейство
    Российской Федерации
  • Центральный
    банк Российской Федерации;
  • Органы
    государственного (муниципального)
    финансового контроля – Счетная палата
    Российской Федерации, Федеральная
    служба финансово – бюджетного надзора;
  • Органы
    управления государственными внебюджетными
    фондами;
  • Главный
    распорядитель бюджетных средств –
    орган государственной власти, орган
    управления государственным внебюджетным
    фондом, орган местного самоуправления,
    орган местной администрации, а также
    наиболее значимое учреждение науки,
    образования, культуры и здравоохранения,
    указанное в ведомственной структуре
    расходов бюджета, имеющие право
    распределять бюджетные ассигнования
    и лимиты бюджетных обязательств между
    подведомственными распорядителями и
    (или) получателями бюджетных средств;
  • Распорядитель
    бюджетных средств – орган государственной
    власти, орган управления государственным
    внебюджетным фондом, орган местного
    самоуправления, орган местной
    администрации, бюджетное учреждение,
    имеющие право распределять бюджетные
    ассигнования и лимиты бюджетных
    обязательств между подведомственными
    распорядителями и (или) получателями
    бюджетных средств;
  • Получатель
    бюджетных средств – орган государственной
    власти, орган управления государственным
    внебюджетным фондом, орган местного
    самоуправления, орган местной
    администрации, находящееся в ведении
    главного распорядителя (распорядителя)
    бюджетных средств бюджетное учреждение,
    имеющие право на принятие и (или)
    исполнение бюджетных обязательств за
    счет средств соответствующего бюджета.
  • Администратор
    доходов бюджета – орган государственной
    власти (государственный орган), орган
    местного самоуправления, орган местной
    администрации, орган управления
    государственным внебюджетным фондом,
    Центральный банк Российской Федерации,
    бюджетное учреждение, осуществляющие
    в соответствии с законодательством
    Российской Федерации контроль за
    правильностью исчисления, полнотой и
    своевременностью уплаты, начисление,
    учет, взыскание и принятие решений о
    возврате излишне уплаченных платежей,
    пеней и штрафов по ним, являющихся
    доходами бюджетов бюджетной системы
    РФ;
  • Главный
    администратор доходов бюджета –
    определенный законом о бюджете орган
    государственной власти, орган местного
    самоуправления, орган местной
    администрации, орган управления
    государственным внебюджетным фондом,
    Центральный банк Российской Федерации,
    иная организация, имеющие в своем
    ведении администраторов доходов бюджета
    и (или) являющиеся администраторами
    доходов бюджета.

В
соответствии с тем, каким именно
участником бюджетного процесса является
учреждение, Инструкцией по бюджетному
учету предусмотрены вариации в
особенностях, как ведения бюджетного
учета организации, так и в формах
представляемой отчетности.

Причем
следует отметить, что любой из участников
бюджетного процесса, в соответствие с
новыми положениями Бюджетного Кодекса
может быть администратором доходов
бюджета, если занимается деятельностью,
приносящей доход.

В
бюджетных учреждениях для бухгалтерского
учета операций по исполнению смет
доходов и расходов по бюджетным средствам
и средствам, полученным за счет
внебюджетных источников, а также операций
по централизованному снабжению
материальными ценностями применяется
План счетов, утвержденный Минфином
России в составе Инструкции по бюджетному
учету.

Органам
государственной власти, органам
управления государственных внебюджетных
фондов, органам управления территориальных
государственных внебюджетных фондов,
органам местного самоуправления
разрешается введение в код аналитического
счета Плана счетов разрядов для получения
дополнительной информации, необходимой
внутренним пользователям.

В
связи с контролем вышестоящих органов
бюджета над нижестоящими, а также
организацией планирования доходов
бюджета Российской Федерации возрастает
роль бухгалтерской отчетности участников
бюджетного процесса.

Составление
бюджетной отчетности является завершающим
этапом бухгалтерского учета в бюджетных
учреждениях. Данные бюджетной отчетности
позволяют регулировать процесс исполнения
бюджета, осуществлять контроль за
целевым и эффективным использованием
бюджетных и внебюджетных средств
учреждений, обоснованно планировать
расходы бюджетных учреждений на следующий
финансовый год.

Значение
бюджетной отчетности в бюджетных
учреждениях состоит в том, что данные,
представляемые в отчетности, позволяют
регулировать процесс исполнения бюджета,
обоснованно планировать расходы
бюджетных учреждений на следующий
финансовый год, а также позволяет
своевременно влиять на подведомственные
учреждения с целью осуществления
контроля за целевым и эффективным
использованием бюджетных и внебюджетных
средств учреждений.

Общие
требования к бюджетной
отчетности определены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская
отчетность организации». К ним относятся:


достоверность (означает, что сведения,
приводимые в отчетности, должны быть
обоснованы и документально подтверждены);


своевременность (предполагает
представление отчетности в соответствующие
инстанции в установленный срок);


полнота (отчетность должна включать
все значимые показатели финансово-хозяйственной
деятельности организации);


доступность (отчетность должна быть
доступна всем заинтересованным
юридическим и физическим лицам);


тождественность (данные синтетического
и аналитического учета должны
подтверждаться первичной документацией,
на основе которой составляется
бухгалтерская отчетность);


сопоставимость отчетных показателей,
отражаемых в отчетности.

Требования,
предъявляемые к составлению бюджетной
отчетности, в целом соответствуют
требованиям, предъявляемым к формированию
текущего бухгалтерского учета бюджетного
учреждения, которые определены Инструкцией
о порядке составления и представления
годовой, квартальной и месячной отчетности
об исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации отчетности,
утвержденной приказом Минфина России
от 09 ноября 2009 г. № 115н.

При
этом следует иметь в виду, что значение
бюджетной отчетности в бюджетных
учреждениях состоит не только в выполнении
установленных требований соответствующих
нормативных актов по бухгалтерскому
учету и отчетности в РФ, но и порядке ее
представления в разрезе таких особенностей,
именно бюджетного учета, как: точное
исполнение утвержденного бюджета,
соблюдение финансово-бюджетной
дисциплины, мобилизация средств в бюджет
и выявление дополнительных доходов,
учитывая и отраслевые особенности
бюджетной сферы.

Состав
бюджетной отчетности установлен в
ст.264.1 БК РФ, согласно которой бюджетная
отчетность включает:

Таблица 1- Перечень форм
бюджетной отчетности

Инструкцией
о порядке составления и представления
годовой, квартальной и месячной отчетности
об исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации отчетности,
утвержденной приказом Минфина России
от 09 ноября 2009 г. № 115 н, установлены
формы, по которым составляется и
представляется годовая, квартальная и
месячная отчетность об исполнении
бюджетов бюджетной системы РФ. Наряду
с этим определена сфера полномочий
различных участников бюджетного процесса
в части введения дополнительных форм
отчетности для их представления в
составе месячной, квартальной, годовой
бюджетной отчетности

Таблица
2 – Разграничения полномочий различных
участников бюджетного процесса

То
есть положения, внесенные изменениями
в Бюджетный Кодекс РФ, раскрываются в
требованиях к бухгалтерской отчетности
бюджетных учреждений, установленных
новой Инструкцией № 128н.

Дополнительный анализ:  Используя данные бухгалтерской отчетности проведите анализ рентабельности
Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий