Материал из «Знание.Вики»
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
- Программа стандартизации
- Основные стандарты для организации работы по стандартизации в Российской Федерации и ЕАЭС
- Разбираемся в понятиях
- Стандартизация бизнес-процессов
- Регламентация бизнес-процессов
- В чем же различия?
- Заключение
- Это реально? Что должен уметь джуниор системный аналитик по профессиональному стандарту Минтруда России
- Как составлен профессиональный стандарт «Системный аналитик»
- Необходимые навыки по сбору данных (оставлены сложные пункты)
- Навыки по изучению задач автоматизации и работы аналогичных и интегрируемых систем (оставлены сложные пункты)
- Оформление проектной и эксплуатационной документации (оставлены сложные пункты)
- Впечатление от нового профстандарта СА, что «лохматость повысилась»
Программа стандартизации
План работы по стандартизации в ЛКМ отрасли организуется согласно Программы национальной стандартизации (ПНС), формируемой Росстандартом в соответствии с ФЗ 162 «О стандартизации», ФЗ 184 «О техническом регулировании», ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации.
План работы по межгосударственной (ЕАЭС) стандартизации в ЛКМ отрасли организуется согласно Программы межгосударственной стандартизации (ПМС), формируемой Межгосударственным Советом по метрологии и стандартизации стран СНГ (МГС СНГ) в соответствии с ГОСТ 1.6-2019 «Межгосударственная система стандартизации. Программа межгосударственной стандартизации. Правила формирования, принятия, внесения изменений и осуществления мониторинга реализации».
Любое предприятие может подать заявку на разработку стандарта по интересующей его теме. ТК 195 проводит анализ поданных заявок, текущее состояние действующих ГОСТ, ситуацию с производством и применением ЛКМ в промышленности и формирует проект плана ПНС по ЛКМ, указывает источники финансирования и согласовывает план в Росстандарт, как часть ПНС Российской Федерации.
Основные стандарты для организации работы по стандартизации в Российской Федерации и ЕАЭС
ГОСТ Р 1.14-2017 ПРОГРАММА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией.
ГОСТ 1.6-2019 ПРОГРАММА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ Правила формирования, принятия, внесения изменений и осуществления мониторинга реализации
Посмотреть годовую программу стандартизации на 2023 год Посмотреть годовую программу стандартизации на 2024 год
Стандартизация в области медицинских изделий и материалов медицинского назначения
ФГАУ «ИММ» Минпромторга России и ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора являются координаторами исполнения Программы.
ФГАУ «ИММ» осуществляет мониторинг, аналитику и оценку существующих, разрабатываемых и планируемых к разработке международных, межгосударственных национальных (в т.ч. иностранных) стандартов в области медицинских изделий, как в рамках деятельности международных и национальных технических комитетов, так и в рамках национальной Перспективной Программы стандартизации в области медицинских изделий на период 2020 – 2025 гг. и ежегодных Программ национальной стандартизации в области медицинских изделий и материалов медицинского назначения. Актуализирует Перспективную Программу стандартизации в области медицинских изделий на период 2020 – 2025 гг. с политики Минпромторга России по контролю за обращением медицинских изделий и материалов в части их производства.
Профильными техническими комитетами Росстандарта в области медицинских изделий являются:
ФГАУ «ИММ» входит в состав:
ФГАУ «ИММ» проводит работы по разработке стандартов в области медицинских изделий и их нормоконтролю в интересах производителей медицинских изделий и материалов.
2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.
2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу .
2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.
2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта .
2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее — персональные данные, разрешенные для распространения).
2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта .
2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2023 года; проверки требуют 59 правок.
Логическая единица стандарта — положение:
В рамках технического регулирования Договор о ЕАЭС предусматривает использование следующих стандартов:
В России в рамках национальной стандартизации статус стандарт имеет:
Исторически (до введения системы технического регулирования) к стандартам в России относились:
Исторически стандарты в Советском Союзе подразделялись на следующие категории:
Внутри какой-либо системы стандартизации стандарты могут подразделяться по темам:
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» базовые стандарты разрабатываются саморегулируемыми организациями, согласовываются комитетами по стандартам по соответствующим видам деятельности и утверждаются Банком России. Существует пять видов базовых стандартов:
Описание, стандартизация и регламентация бизнес-процессов являются ключевыми аспектами успешного управления предприятием. Эти понятия представляют собой основу для эффективного функционирования любого бизнеса, поскольку позволяют организации оптимизировать свои процессы, повысить эффективность и улучшить качество продукции или услуг.
В этой статье мы рассмотрим все эти понятия, выясним разницу и расскажем, почему важно использовать специальное программное обеспечение SILA Union для описания, стандартизации и разработки регламентов процессов.
Разбираемся в понятиях
Описание бизнес-процессов — это первый шаг к их улучшению и оптимизации. Этот процесс включает в себя детальное описание всех этапов выполнения конкретной задачи или процесса внутри организации. Описание бизнес-процессов позволяет четко определить цели и задачи каждого этапа, а также выявить возможные проблемы и узкие места в процессе выполнения задачи.
Описание бизнес-процессов включает в себя следующие ключевые элементы:
1. Идентификация процесса: определение цели процесса и его места в общей структуре организации.
2. Определение этапов: разбиение процесса на отдельные этапы и определение последовательности их выполнения.
3. Описание действий: подробное описание действий, которые выполняются на каждом этапе процесса.
4. Участники и роли: определение участников процесса и их ролей, а также взаимодействие между ними.
5. Инструменты и ресурсы: определение необходимых инструментов, технологий и ресурсов для выполнения процесса.
6. Контроль и оценка: установление критериев контроля выполнения процесса и методов оценки его эффективности.
На выходе описания бизнес-процесса должен быть сформирован документ, в котором изложена пошаговая инструкция о том, как именно выполнить процесс. Также описание процесса может быть представлено в форме моделей и блок-схем – подробнее о разработке моделей бизнес-процессов мы писали в этой статье.
В любом случае, корректное описание процесса станет основной для всей дальнейшей работы с бизнес-процессами, поэтому очень важно использовать для этих целей специальное программное обеспечение для бизнес-моделирования. Например, система SILA Union позволит создавать наглядные диаграммы и схемы процессов, что упрощает понимание и визуализацию последовательности действий, ролей участников, потоков информации и ресурсов. Все сотрудники смогут работать в единой цифровой среде, комментировать модели и отслеживать изменения. На базе описанных бизнес-процессов, пользователи SILA Union смогут осуществлять дальнейшую автоматизацию, оптимизацию, стандартизацию и управлять изменениями.
Рис.1 Пример комплексного описания бизнес-процесса и связей бизнес-функций с другими архитектурными доменами
Рис.2 Стандартные бизнес-процессы управления архитектурой предприятия
Стандартизация бизнес-процессов
Стандартизация бизнес-процессов – это процесс разработки и утверждения общих стандартов и правил выполнения бизнес-процессов в организации. Целью стандартизации является обеспечение единообразия и качества выполнения процессов, повышение эффективности работы, снижение рисков и ошибок, а также улучшение контроля и управления бизнес-процессами. Кроме того, стандартизация упрощает процесс обучения новых сотрудников и повышает эффективность работы.
Стандартизация процессов — это своего рода создание в компании определенной культуры работы с бизнес-процессами, способствующей исполнению процессов на системной основе в рамках установленных правил. Стандартизация – это необходимая база для внутреннего развития компании.
Для успешной стандартизации бизнес-процессов необходимо провести анализ текущих процессов, определить ключевые этапы и роли участников, разработать стандарты и процедуры выполнения задач, обеспечить обучение сотрудников и контроль за соблюдением стандартов. Важно также постоянно обновлять и совершенствовать стандарты в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних потребностей организации.
Система моделирования бизнес-процессов SILA Union способствует развитию стандартизации в организации, поскольку позволяет формировать всю регламентную базу компании в едином месте – на основе всех данных по бизнес-процессам, хранимых в системе, SILA Union автоматически формирует нормативную документацию (регламенты, паспорта, реестры бизнес-процесса и пр.). При этом, все сотрудники будут иметь доступ к информации о процессах.
Рис.3 Стандартные регламентированные бизнес-процессы
Регламентация бизнес-процессов
Регламентация бизнес-процессов — это установление четких правил, процедур и инструкций по выполнению определенных бизнес-процессов в организации. Регламентация позволяет установить строгие рамки для выполнения процессов и предотвратить возможные ошибки или недочеты. Разработка регламентов способствует повышению эффективности и качества выполнения задач.
Регламент бизнес-процесса – это документ, который содержит описание конкретного бизнес-процесса, его цели, этапы выполнения, ответственных лиц, роли сотрудников, используемые ресурсы, временные рамки, критерии качества и другие важные аспекты. Регламент подробно описывает каждый шаг процесса и устанавливает стандарты выполнения задач для обеспечения единства действий и достижения поставленных целей.
Важные элементы регламента бизнес-процесса:
1. Цель процесса: Четко определенная цель или результат, который должен быть достигнут после выполнения процесса.
2. Этапы выполнения: Последовательность шагов или этапов, которые необходимо пройти для успешного завершения процесса.
3. Ответственные лица: Указание на должности или конкретных сотрудников, ответственных за выполнение определенных задач на каждом этапе процесса.
4. Роли сотрудников: Описание функций и обязанностей каждого участника процесса, определение их вклада и ответственности.
5. Используемые ресурсы: Указание на необходимые материальные и информационные ресурсы, которые требуются для выполнения процесса.
6. Временные рамки: Определение времени, необходимого для выполнения каждого этапа процесса и всего процесса в целом.
7. Критерии качества: Установление стандартов и критериев оценки качества выполнения задач и достижения целей процесса.
Регламентация бизнес-процессов и разработка регламентов позволяют повысить эффективность работы организации, обеспечить ее стабильность и надежность, снизить риски ошибок и проблем при выполнении задач, а также улучшить контроль и управление бизнес-процессами.
В системе SILA Union после описания и моделирования основных процессов компании, орг. структуры и других сущностей, появляется возможность сгенерировать регламент процесса. Пользователи могут создавать новые и изменять существующие выходные формы и в одно действие выгружать полный комплект актуальной нормативной документации.
Рис.4 Фрагмент электронного регламента бизнес-процесса
Важно отметить, что все эти процессы — описание, стандартизация и регламентация бизнес-процессов — взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Описание бизнес-процессов необходимо для проведения стандартизации и регламентации, так как только имея четкое представление о процессах, можно установить стандарты и правила их выполнения.
В чем же различия?
Описание бизнес-процесса, стандартизация бизнес-процесса и регламентация бизнес-процесса – это три различных аспекта управления процессами, которые имеют свои особенности и цели. Давайте рассмотрим их разницу:
1. Описание бизнес-процесса:
Цель: описание бизнес-процесса направлено на детальное изучение, анализ и документирование шагов, этапов, участников и ролей в рамках конкретного процесса.
Форма: описание бизнес-процесса обычно представляется в виде диаграмм процессов (например, BPMN), текстовых описаний, таблиц, инструкций и других форматов.
2. Стандартизация бизнес-процесса:
Цель: стандартизация бизнес-процесса направлена на установление общих стандартов, правил и подходов к выполнению различных процессов в организации с целью повышения эффективности, качества и согласованности деятельности.
Форма: стандартизация бизнес-процесса может быть представлена в виде нормативных документов, методических рекомендаций, обучающих материалов, шаблонов процессов и других форматов.
3. Регламентация бизнес-процесса:
Цель: регламентация бизнес-процесса направлена на установление четких правил, процедур и инструкций выполнения конкретного процесса с целью обеспечения его эффективности, качества и соответствия требованиям.
Форма: регламентация бизнес-процесса обычно представляется в виде стандартов выполнения, рабочих инструкций, процедурных документов, чек-листов и других документов.
Таким образом, описание бизнес-процесса фокусируется на детальном изучении и документировании процесса, чтобы понять структуру и логику процесса. Регламентация бизнес-процесса сконцентрирована на установлении правил выполнения конкретного процесса, в то время как стандартизация бизнес-процесса охватывает разработку общих стандартов и подходов к управлению процессами в целом. Все три аспекта важны для эффективного управления бизнес-процессами и обеспечения их успешной реализации в организации.
Рис.5 Пример модели для детального изучения архитектурного процесса и его комплексной регламентации
Заключение
Стандартизация и регламентация процессов на базе их описания образуют основу для устойчивого и успешного развития бизнеса. Правильные модели, стандарты и регламенты бизнес-процессов позволяют организации эффективно управлять своими ресурсами, улучшать качество продукции или услуг и обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке.
Это реально? Что должен уметь джуниор системный аналитик по профессиональному стандарту Минтруда России
Время на прочтение
Нам оставили немало комментариев к статьям по подготовке к собеседованию системного аналитика (СА) о том, что примеры со сложными вопросами по SQL, REST и диаграммам — избыточны. И что СА не обязан знать, как написать код обработки запроса на Python, И даже СУБД — тоже не сфера знаний СА, как и много другое. А что же обязан знать и уметь СА? Давайте пройдемся по профессиональному стандарту «Системный аналитик» от Минтруда РФ и возьмем требования для грейда “джуниор СА”. Нам откроется немало удивительного.
Начнем с того, что для оценки кандидатов на вакансии и для аттестации действующих СА в ИТ‑отделах бюджетных организаций действительно существует профессиональный стандарт «Системный аналитик». Ранее утвержденная версия датируется 2014 годом и заметно устарела. Поэтому в 2022 году в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России подготовили новую редакцию профстандарта СА, введенную в действие в 2023 году. Документ родился в сотрудничестве с Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий в составе ООО «ИБС Экспертиза», ООО «Информационные бизнес системы» и ООО «Лаборатория системного анализа» (все — из Москвы).
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Системный аналитик» доступен всем желающим на портале «Гарант». Сам приказ Минтруда России № 367н от 27 апреля 2023 г. Об утверждении профессионального стандарта «Системный аналитик» — введен в действие на срок с 2023 по 2029 годы.
Посмотреть и составить мнение об этом документе вы можете и сами, но мы не удержались, чтобы его не прокомментировать. К слову, предыдущий профстандарт для СА от 2014 года на сегодня утратил силу.
Итак, в рамках новой версии профстандарта предусматриваются 4 грейда: младший СА, СА, а также старший и ведущий СА. Для этой статьи мы решили разобрать только знания и навыки младшего СА, которые в госконторах потребуют от этого специалиста (в более привычной для рынка формулировке, от джуниор СА). Особенность требуемого набора знаний и навыков в том, что они ожидаются от человека со средним профессиональным образованием, или «техника-программиста» в терминах Минтруда.
Как составлен профессиональный стандарт «Системный аналитик»
Список навыков и знаний СА с разным грейдом разбит в профстандарте на несколько крупных разделов по функциональным этапам разработки и сопровождения информационной системы (хотя и с пересекающимися функциями). Вот список зон ответственности, кому что доверяют:
Казалось бы, все логично, но давайте погрузимся в детали знаний и навыков, требуемых хотя бы от джуниор СА. В лучших традициях законотворчества, они поделены на несколько так называемых «трудовых функций», и начинаются с раздела сбора исходных данных. Здесь и далее для краткости исключим из рассмотрения простейшие навыки типа «Умение пользоваться электронной почтой» и сразу перейдем к «хардкору».
Необходимые навыки по сбору данных (оставлены сложные пункты)
Мы отобрали для обсуждения три пункта:
В целом, это достаточно непростые действия, требующие специальных навыков. Можно предположить, что джуниор СА потратит немало времени своего наставника или руководителя на объяснения «куда идти, кого трясти и что где получить».
Также джуниору потребуется получить необходимые доступы к разным системам (не факт, что в крупных организациях доступ вообще дадут) и понять, что именно можно взять в качестве образцов данных и кода, как их систематизировать в реестре. Кстати, ведение реестра — отдельный навык, если это специализированное приложение, а не просто дерево папок.
Здесь будет побольше пунктов для обсуждения и удивления:
Первый же пункт вызывает оторопь: «Какие деловые переговоры и с кем может вести джуниор СА?». Это функция менеджмента. Можно, конечно, предположить, что речь идет о коммуникации между джуниор СА и системным администратором. Первый просит доступ к системам, второй его посылает. Тоже своего рода деловые переговоры.
Знание двоичных редакторов и редакторов кода (типа Hex Editor и Sublime) тоже не сказать, что простое дело. Тем более сложным навыком выглядит «Читать исходный программный код», что скорее подходит для СА уровня мидла и сеньора, причем с функцией разработчика.
К спорным пунктам отнесем и знание SQL, — впрочем, в профстандарте не раскрывается уровень владения SQL, поэтому пункт сам по себе несет мало смысловой нагрузки, зато дает большой простор для оценки этого навыка на собеседовании или при годовой аттестации.
Навыки по изучению задач автоматизации и работы аналогичных и интегрируемых систем (оставлены сложные пункты)
Чем дальше углубляемся в стандарт, тем интереснее. Просьба простить за цитируемый длинный список требований, но это — вот он самый хардкор:
Согласитесь, от младшего СА требуется довольно солидный набор знаний и навыков для анализа работы систем-аналогов и сбора данных. Вот представим, что разрабатываемая система будет построена на Microsoft SQL Server, а системой-аналогом является Oracle Database 10g, 11g, или 12c. У них, как минимум, поддерживаются разные версии языка, T-SQL и PL/SQL, соответственно, — т.е. имеются ряд расширений к стандартному языку SQL.
И что, младший СА способен исследовать обе системы, форматы данных, их ограничения, делать тестовые прогоны и составлять отчеты? Да тут работы на целую команду СА (если, конечно, делать все самостоятельно, а не копипастить из прежних отчетов).
Оформление проектной и эксплуатационной документации (оставлены сложные пункты)
Когда джуниор СА успешно все сравнил, оценил, разработал и протестировал, приходит время составить документацию. Опять простите за длинное цитирование и опять оно того стоит:
Впечатление от нового профстандарта СА, что «лохматость повысилась»
Общее впечатление от профессионального стандарта «Системный аналитик» 2022 года примерно такое, что процесс его подготовки был как в мультике про приключения в Простоквашино (это частное мнение автора):
Это было бы все смешно, но подобным профстандартом будут обязаны пользоваться и руководствоваться в бюджетных организациях. Как вариант, можно предположить, что проблема не разнобое пунктов, подготовленных разными исполнителями. А дело в сознательном усложнении требований к СА, и использования профстандарта как инструмента для манипулирования на собеседованиях при приеме на работу и аттестациях действующих аналитиков (в том числе для увольнения неугодных).
А каково ваше мнение о профессиональном стандарте «Системный аналитик» от Минтруда РФ?
Автор текста: Сергей Березин