Компания впервые безубыточна

Ozon (MOEX: OZON) — одна из крупнейших в России онлайн-платформ для электронной коммерции, которая по торговому обороту занимает второе место в своем секторе, уступая лишь Wildberries.

В середине августа Ozon представил отчет за второй квартал 2022 года, в рамках которого компания впервые смогла достичь операционной безубыточности. Основные моменты:

  • общий объем оборота товаров, GMV, компании во втором квартале увеличился на 92%, до 170,647 млрд рублей, на фоне сильного роста количества заказов;
  • выручка интернет-магазина в сравнении с аналогичным периодом прошлого года прибавила 58%, до 58,514 млрд рублей;
  • скорректированная EBITDA впервые в истории оказалась в положительной зоне, увеличившись до 0,188 млрд рублей, благодаря росту операционной эффективности;
  • чистый убыток во втором квартале 2022 года снизился на 53%, до −7,202 млрд рублей;
  • отрицательный результат по свободному денежному потоку увеличился на 22%, до −15,447 млрд рублей, почти двукратного роста капитальных затрат.

Компания впервые безубыточна

Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Российский онлайн-рынок

Лидеры сектора — Ozon, Wildberries и «Яндекс-маркет» — росли быстрее рынка. Из них самый большой прирост финансовых результатов продемонстрировал Ozon. Темпы роста GMV ведущей тройки игроков в первом полугодии 2022 года:

Операционные результаты

Как и прежде, основные операционные результаты онлайн-платформы демонстрируют кратные темпы роста: общее количество заказов во втором квартале 2022 года увеличилось на 121%, до 90,2 млн, на фоне повышенного спроса со стороны покупателей.

Количество активных покупателей Ozon выросло на 67%, до 30,7 млн пользователей, по сравнению с 18,4 млн на конец 30 июня 2021 года. Основная причина таких результатов — рост частоты заказов, которая, в свою очередь, объясняется более высокой лояльностью и вовлеченностью клиентов.

Ассортимент товаров интернет-магазина во втором квартале 2022 года увеличился практически в пять раз, до 130 млн SKU, то есть единиц ассортимента, благодаря росту количества активных продавцов: год к году этот показатель вырос с 50 тысяч до 150 тысяч компаний за счет большой популярности торговой онлайн-площадки Ozon.

Дополнительный анализ:  Корпоративные споры и налоговое администрирование и важные выводы для практики (март 2021 г.)

Рост количества заказов, активных покупателей, продавцов и ассортимента привел к тому, что общий объем оборота товаров, GMV, российской онлайн-платформы увеличился на 92%, до 170,647 млрд рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Финансовые результаты

Сильные операционные результаты помогли Ozon продемонстрировать впечатляющий рост продаж и валовой прибыли: во втором квартале 2022 года эти показатели увеличились на 58 и 189%, млрд и 33,238 млрд рублей. Кроме этого, дополнительно компания также зафиксировала рост рекламных и комиссионных доходов маркетплейса.

Результат по скорректированной EBITDA впервые в истории компании вышел в плюс, увеличившись до 0,188 млрд рублей, во многом это объясняется успешной работой менеджмента над повышением операционной эффективности сервиса. Показатель «скорректированная EBITDA / GMV», который менеджмент Ozon ранее часто использовал, вырос на 10,4 процентных пункта, с −10,3 до 0,1%.

Чистая прибыль и свободный денежный поток пока продолжают демонстрировать отрицательные результаты на фоне больших инвестиций Ozon в свой будущий рост. Чистый убыток сократился на 53%, млрд рублей, свободный денежный поток увеличился на 22%, до −15,447 млрд рублей, ввиду роста капитальных расходов.

Основные операционные и финансовые результаты Ozon

Общее количество заказов, млн штук

Количество активных пользователей,

Количество активных продавцов, млн компаний

Ассортимент товаров, млн SKU

Скорректированная EBITDA, млрд рублей

Чистая прибыль, млрд рублей

Что сказал менеджмент

После публикации финансовых результатов за первый квартал 2022 года менеджмент Ozon заявил о цели выйти на операционную безубыточность в течение следующих 12 месяцев за счет улучшения экономики сервиса.

«Мы очень много вкладывались в инфраструктуру, привлекали клиентов и продавцов, и это начинает работать, загружать мощности и давать лучший экономический результат», — сообщил финансовый директор онлайн-ретейлера Игорь Герасимов.

По итогу менеджмент смог достигнуть своей цели уже в текущем квартале, на девять месяцев раньше намеченного срока.

Что в итоге

Ozon продемонстрировал сильные финансовые показатели во втором квартале 2022 года: выручка выросла на 58%, скорректированная EBITDA впервые вышла в плюс. Рынок очень позитивно оценил текущие результаты: цена бумаг компании на Московской бирже увеличивается на , вплотную приближаясь к значению 1600  за 1 ADR.

Что может помешать котировкам Ozon вырасти еще сильнее? У компании имеется одна проблема, связанная с валютным долгом, выплаты по которому интернет-магазин сейчас не способен провести санкций. Тем не менее менеджмент уже практически нашел выход из ситуации: переговоры с держателями долга близки к завершению, Ozon планирует закончить процесс реструктуризации долга в течение этого года.

Как делать деньги из денег

Лучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.

Ozon продолжает показывать бурный рост операционных показателей на десятки, а то и сотни процентов:

  • Товарооборот вместе с услугами (GMV) за квартал вырос на 74%, а за 9 месяцев — на 98%.
  • Число заказов прибавило за квартал и  за 9 месяцев.
  • Количество товарных позиций (SKU) увеличилось более чем в 3 раза.
  • На 54% увеличилось число активных покупателей.
  • Число активных продавцов утроилось.

Продолжает расти доля маркетплейса как процент от GMV: за квартал она достигла 78,2%, а за 9 месяцев — 74,9%.

Ozon продолжает активно развивать бизнес по многим направлениям:

  • Бизнес компании покрывает уже более 50% населения России.
  • Объем складских помещений вырос до 1,2 млн квадратных метров.
  • Продолжается активное привлечение продавцов из других стран. В частности, для этих целей открыли офис продаж в Турции.
  • В 3 квартале запустили партнерскую доставку для товаров из Турции и Китая.
  • Продолжается развитие бизнеса Ozon в странах СНГ: Беларуси и Казахстане.
  • Растет количество пользователей финтех-сервисов компании: это уже более 17 тысяч продавцов и более 10,7 млн покупателей.

Операционные показатели Ozon

Число активных покупателей, млн человек

Хороший рост показывает выручка Ozon: за квартал она выросла на 48%, а за 9 месяцев — на 64%.

Также хорошую динамику показывает скорректированная EBITDA: второй квартал подряд компания сумела вывести в плюс этот показатель. За 9 месяцев скорректированная EBITDA все еще отрицательная, но убыток по ней сократился на 72%.

А вот чистая прибыль Ozon все в глубоком минусе, при этом убыток вырос на  за квартал и на  за 9 месяцев. Важный момент: убыток меньше, не разовый . Компания признала убыток от августовского пожара на складе в Московской области в 10,8 млрд рублей.

Свободный денежный поток Ozon за квартал вышел в положительную зону, но показатель за 9 месяцев удручает: убыток по нему вырос на

В структуре выручки компании происходят важные изменения: бурного роста маркетплейса значение продажи товаров самим Ozon становится все меньше. И если по итогам 9 месяцев эта статья все еще доминирует с долей в 51,3%, то по итогам 3 квартала доля составила только 43,5%, то есть выручка от услуг вышла на первое место. Более того, основная статья услуг — комиссии маркетплейса — по итогам 3 квартала почти догнала по доле продажу товаров, показав результат 42,1%.

Финансовые показатели по кварталам, млрд рублей

Бизнес Ozon продолжает бурно расти. Это касается как операционных показателей, так и выручки. Основным драйвером роста продолжает быть маркетплейс. Кроме того, в 3 квартале выручка компании от услуг уже превысила выручку от продажи товаров.

А вот финансовые показатели Ozon все довольно спорные: да, у компании стабильно улучшается и уже два раза подряд продемонстрировал положительное значение такой показатель, как скорректированная EBITDA. Но это не совсем стандартный финансовый показатель.

Свободный денежный поток Ozon также достиг положительного значения по итогам 3 квартала, но по итогам 9 месяцев убыток по нему только вырос.

Ситуация с чистой прибылью еще хуже: как по итогам 3 квартала, так и по итогам 9 месяцев убыток вырос. На это немало повлиял многомиллиардный убыток от пожара на складе, но даже его не было, Ozon все равно глубоко убыточным.

Также стоит упомянуть, что в октябре держатели конвертируемых облигаций компании приняли план их реструктуризации, так что по ним перестал действовать технический дефолт.

По итогам дня выхода отчетности котировки депозитарных расписок компании упали почти на 5%, но фактически все это падение произошло вечером вместе со всем рынком на фоне геополитических новостей. До этого котировки показывали околонулевую динамику — инвесторы восприняли отчет нейтрально.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий