Анализ бухгалтерской финансовой отчетности за 2019 год

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год надо представлять по-новому: только в налоговую и только в электронном виде. Что учесть бухгалтеру коммерческих организаций и учреждений госсектора.

Бухгалтерская отчетность за 2019 год. Изменения. Актуальные вопросы

С 1 января 2020 года вступят в силу важные поправки, которые изменят порядок подготовки и способ представления бухгалтерской годовой отчетности (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ), а также федеральные стандарты для учреждений госсектора, о которых речь пойдет далее.

Изменения не затронули индивидуальных предпринимателей, которые освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет.

Состав и формы бухгалтерской отчетности за 2021 год не изменились.Она представляется на бланках, утвержденных Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н, и состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • приложений к балансу: отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений.

Некоммерческим организациям и субъектам малого предпринимательства немного проще: они сдают упрощенную годовую бухотчетность. В ее составе две сокращенные формы — баланс и отчет о финансовых результатах. Приложения и пояснения сдавать необязательно.

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, вместе с ней нужно представить аудиторское заключение. При этом компании, для которых аудит обязателен, не могут сдавать упрощенную отчетность (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Не забудьте, что обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 год могут проводить только аудиторские организации (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307‑ФЗ, ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 02.07.2021 № 359‑ФЗ).

Подписать бухотчетность может руководитель, главный бухгалтер или другое лицо, на которое возложено ведение учета. Полномочия по ее подписанию закрепляются в учредительных документах организации (Информация Минфина от 19.05.2015 № ИС-учет-2). А поскольку бухотчетность с 2021 года налоговики принимают только в электронном виде, понадобится квалифицированная электронная подпись.

С 1 января 2022 года организации подают в ИФНС только один экземпляр годовой бухотчетности в целях формирования ГИРБО (и аудиторского заключения). Другие госорганы и инстанции смогут сами получать отчеты из этого информационного ресурса.

Срок подачи — не позже 3 месяцев по окончанию отчетного года. За 2021 год — не позже 31 марта 2022.

В годовой бухотчетности чаще всего бухгалтеры допускают следующие технические ошибки:

  • наименование компании в отчетности отличается от названия организации в учредительных документах;
  • ошибки в датах: формы бухотчетности подписаны разными датами, указана дата ранее последнего дня года, дата пояснений отлична от даты составления баланса или отчета о финрезультатах и т.д.;
  • отчетность подписана лицом, не имеющим на это права;
  • проставлен неактуальный двузначный ОКОПФ;
  • выбраны некорректные настройки программного обеспечения, что ведет к неверному отражению «дебиторки» и «кредиторки», неправильному разделению активов и обязательств на долгосрочные или краткосрочные, ошибкам в показателях по строкам бухотчетности и др.

Эти, на первый взгляд несерьезные, ошибки приведут к неприятностям: отчетность или не примут, или она будет недостоверной.

Налоговики и аудиторы в первую очередь просят показать учетную политику. Правильность учета они оценивают не только по требованиям закона, но и по внутренним правилам.

Зачет показателей

При составлении отчетности нельзя определять итоговые показатели путем зачета отдельных статей активов и пассивов (п. 34 ПБУ 4/99 Приказа Минфина от 06.07.1999 № 43н).

Разберем операции, в отражении которых проверяющие чаще всего находят ошибки.

Пример

На конец года по одному из налогов образовалась переплата по пеням — 1000 рублей. По самому налогу есть задолженность в сумме 1000 рублей.

В бухгалтерской отчетности нужно отразить переплату по строке 1230 «Дебиторская задолженность», а долг по налогу — по строке 1520 «Краткосрочная кредиторская задолженность». Зачесть эти суммы нельзя.

Операции с основными средствами и НМА

Результат операций с основными средствами отражается в бухгалтерской отчетности, причем не только в бухбалансе. Основные средства фигурируют в строке 1150, а нематериальные активы — в строке 1110.

При покупке показатель в строке увеличится относительно показателя прошлого года, а при выбытии — уменьшится. Однако уменьшение может быть связано не только с продажей, но и с начисленной амортизацией. Поэтому дополнительно анализируют отчет о движении денежных средств, в котором отражаются:

  • выручка от реализации основных средств и НМА — строка 4211 «От продажи внеоборотных активов»;
  • покупка основных средства и НМА — строка 4221 «В связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов».

Факты покупки, продажи и полной амортизации основных средств и НМА должны быть отражены в пояснениях к балансу. Аналогичное требование распространяется на сдачу в аренду и передачу в залог основных средств.

Увеличение уставного капитала

Если компания увеличила уставный капитал, это отразится в нескольких формах:

  • в бухгалтерском балансе — по строке 1310 «Уставный капитал»;
  • в отчете об изменении капитала по строке 3210 «Увеличение капитала — всего»;
  • в отчете о движении денежных средств (если увеличили за счет денежных вложений) — по строке 4312 «Денежные вклады собственников (участников)».

Размещение денег на депозит

Отражение в отчетности зависит от вида депозита. Если он открыт до востребования или на срок менее трех месяцев, то остаток по депозиту отражается так:

  • в бухгалтерском балансе — по строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты»;
  • в отчете о движении денежных средств — по строке 4500 «Остаток денежных средств на конец периода».

Если депозит открыт на срок более трех месяцев, то операция уже относится к инвестиционной, а значит остаток средств по такому депозиту отражается следующим образом:

  • в бухгалтерском балансе — по строке 1170 «Финансовые вложения»;
  • в отчете о движении денежных средств — размещение по строке 4223 «В связи с приобретением долговых ценных бумаг, предоставлением займов», а возврат — по строке 4213 «От возврата предоставленных займов, от продажи долговых ценных бумаг».

Минфин разрешает относить выданные займы к денежным эквивалентам, а не финансовым вложениям, если условия договора займа позволяют это сделать — например, если предусмотрен возврат по первому требованию заимодавца (Приложение к Письму Минфина от 06.02.2015 № 07-04-06/5027).

Применение новых стандартов и другие рекомендации Минфина

С 2021 года начали действовать новые бухгалтерские стандарты, кардинально меняющие правила бухгалтерского учета, и они должны найти отражение в годовой отчетности.

ФСБУ 5/2019 «Запасы»

С 1 января 2021 года организации обязаны применять ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменил ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». На его соблюдение аудиторы будут обращать особое внимание по рекомендациям Минфина, изложенным в Письме от 18.01.2022 № 07-04-09/2185 (далее — рекомендации).

По новым правилам запасы — это активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019). Теперь к ним относятся не только сырье, материалы, готовая продукция и товары, но и незавершенное производство, объекты недвижимости и интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные для дальнейшей продажи.

Стандарт также предусматривает обязательную проверку запасов на обесценение и создание резерва под обесценение.

Кроме этого, нужно отразить в пояснениях к бухотчетности следующие данные:

Кто обязан сдавать отчетность через интернет

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и другие стандарты, обязательные с 2022 года

В 2021 году можно было досрочно применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Учет аренды». Обязательными они стали только в 2022 году. Их досрочное применение отразится и на показателях отчетности. Решение о переходе на новые ФСБУ в 2021 году должно быть отражено в учетной политике, а также в пояснениях к отчетности.

Особое внимание обратите на ФСБУ 25/2018 «Учет аренды». Он вводит понятие «право пользование активом», которое арендатор принимает у себя к учету одновременно с признанием обязательства по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018). При этом порядок его отражения в отчетности ФСБУ не определяет — компании нужно установить его самостоятельно с учетом требований МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Есть два способа отражения:

  • по строке 1150 «Основные средства» (в отношении арендованных ОС) с дополнительным раскрытием информации о включении этого права;
  • в отдельно выделенной строке.

Такой вывод следует из п. 47 МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

В рекомендациях Минфина затронуты также:

  • критерии обоснованности включения управленческих расходов в себестоимость «незавершенки» и готовой продукции;
  • учет затрат по этапам НИОКР;
  • учет НДС в составе арендных платежей;
  • признание премий, льгот, бонусов в себестоимости запасов.

Этим и многим другим вопросам посвящен раздел III рекомендаций Минфина по годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год.

1. Правовое регулирование вопросов формирования информации по статистике государственных финансов

Установление методологии порядка формирования информации по статистике государственных финансов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).

Составление и представление информации по статистике государственных финансов осуществляется Федеральным казначейством на основании статьи 166.1 БК РФ в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2016 № 221н «Об утверждении Порядка формирования информации по статистике государственных финансов», с использованием Общих подходов к обеспечению формирования Федеральным казначейством информации по статистике государственных финансов, утвержденных 31 октября 2018 г. № 02-08-09/78345 (далее – Общие подходы).

В целях формирования информации по статистике государственных финансов (далее – Информация по СГФ, СГФ) за 2019 год Министерством финансов Российской Федерации разработана и размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (https://minfin.gov.ru/ru/) справочно-информационная база, включающая таблицы соответствия показателей статистики государственных финансов показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации.

В целях расширения охвата данных для формирования Информации по СГФ разработана Дорожная карта по обеспечению использования функциональных возможностей Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц (ГИРБО).

2. Методологическое обеспечение формирования

Методологическое обеспечение работы по формированию Информации по СГФ за 2019 год осуществлялось Министерством финансов Российской Федерации в 2020 году посредством:

— формирования справочно-информационной базы, включающей переходные таблицы по формированию Информации по СГФ за 2019 год, составленные на основании бюджетной (бухгалтерской) и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с показателям СГФ согласно методологии, установленной Руководством СГФ-2014 Международного валютного фонда (МВФ);

— рассмотрения и согласования структуры данных годовой Информации по СГФ за 2019 год, раскрываемой Федеральным казначейством;

— размещения на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рубрике «Статистика государственных финансов» перечня респондентов сектора государственного управления и государственного сектора.

С целью переклассификации данных бюджетной (бухгалтерской)
и бухгалтерской (финансовой) отчетности для получения классификационных категорий, предусмотренных Руководством СГФ-2014, сформированы и утверждены таблицы соответствия (переходные таблицы), в том числе:

— таблицы соответствия показателей бюджетной классификации Российской Федерации (кодов классификации доходов, кодов классификации расходов, кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)) показателям статистики государственных финансов (СГФ) для подготовки годового отчета за 2019 год;

1) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации по доходам кодам доходов по СГФ (таблица 1 «Доходы»);

2) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации по расходам кодам расходов по СГФ (таблица 2 «Расходы»);

3) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации показателям по СГФ (в части отражения показателей по финансовым активам и обязательствам (Таблица 3 «Операции с активами и обязательствами»);

4) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации показателям по СГФ (в части отражения холдинговой прибыли и убытков по активам и обязательствам) (Таблица 4 «Холдинговая прибыль и убытки по активам и обязательствам»);

5) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации показателям по СГФ (в части изменений в объеме активов и обязательств (Таблица 5 «Другие изменения в объеме активов и обязательств»);

6) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации показателям по СГФ (в части отражения показателей по нефинансовым активам) (Таблица 6 «Баланс активов и пассивов»);

7) Таблица соответствия номеров счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Российской Федерации показателям по СГФ (в части отражения показателей по финансовым активам и обязательствам) (Таблица 6 «Баланс активов и пассивов»);

8) Таблица соответствия кодов бюджетной классификации (КБК) Российской Федерации (раздел/подраздел) кодам по функциям органов государственного управления (КФОГУ) показателям по СГФ (Таблица 7 «Расходы по функциям КФОГУ»);

— таблицы соответствия показателей СГФ для целей формирования СГФ по сектору государственных нефинансовых корпораций для подготовки годового отчета за 2019 год показателям бухгалтерской отчетности, установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»:

1) «Отчет об источниках и использовании денежных средств», увязанный с показателями «Отчет о движении денежных средств» (форма по ОКУД 0710005);

2) Таблица 1 «Доходы», увязанная с показателями «Отчет о финансовых результатах» (форма по ОКУД 0710002);

3) Таблица 2 «Расходы», увязанная с показателями «Отчет об изменениях капитала» (форма по ОКУД 0710003);

4) Таблица 3 «Операции с активами и обязательствами» (в части расшифровки показателей «Чистые операции с активами и обязательствами»), увязанная с показателями «Бухгалтерский баланс» (форма по ОКУД 0710001);

5) Таблица 4 «Холдинговая прибыль и убытки по активам и обязательствам», увязанная с показателями «Отчет о финансовых результатах» (форма по ОКУД 0710002) и «Отчет о движении денежных средств» (форма по ОКУД 0710004);

6) Таблица 5 «Другие изменения в объеме активов и обязательств» (в части расшифровки показателей «Изменения в чистой стоимости активов в связи с изменениями в объеме»), увязанная с показателями «Бухгалтерский баланс»» (форма по ОКУД 0710001);

7) Таблица 6 «Баланс активов и пассивов» (в части расшифровки показателей «Чистая стоимость активов»), увязанная с показателями «Бухгалтерский баланс» (форма по ОКУД 0710001).

3. Формирование Информации по СГФ по расширенному сектору государственного управления по итогам 2019 года

Информация по СГФ за 2019 год по расширенному сектору государственного управления сформирована в соответствии с пунктом 8 Порядка формирования информации по статистике государственных финансов, утвержденного приказом Минфина России от 30.11.2016 № 221н (далее – Порядок), на основе показателей:

— бюджетной отчетности органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) казенных учреждений;

— бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;

— бухгалтерской (финансовой) отчетности Государственной корпорации Российской Федерации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

Отбор корпоративных и унитарных юридических лиц осуществлялся в соответствии с Общими подходами по следующим показателям:

— по коду ОКОПФ;

— по коду ОКФС;

— по коду ОКВЭД по признаку основного вида деятельности;

— проверка по величине целевых субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и (или) иных целевых безвозмездных поступлений от государственных органов (органов местного самоуправления), государственных и муниципальных учреждений;

— проверка по сумме продаж в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), государственных и муниципальных учреждений.

Исходя из анализа данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, в расширенный сектор государственного управления вошли 16 корпоративных, унитарных юридических лиц (данные представлены в таблице 1).

Для расчета признака убыточности принят показатель строки 2400 «Чистая прибыль (убыток)» Отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002), а также данные, указанные в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Сравнительный анализ состава юридических лиц, включенных в расширенный сектор государственного управления по итогам анализа годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год и по итогам анализа годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, представлен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень юридических лиц, отнесенных к сектору государственного управления, по итогам анализа годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год и за 2019 год

4. Формирование Информации по СГФ за 2019 год по государственному сектору

Информация по СГФ за 2019 год по государственному сектору сформирована в соответствии с пунктом 9 Порядка на основе показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности респондентов сектора государственного управления по годовой Информации по СГФ за 2019 год, предусмотренной пунктом 8 Порядка, а также на основе показателей:

— годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных5 корпоративных юридических лиц, не указанных в подпункте «б» пункта 8 Порядка, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения;

На основании критериев, установленных пунктом 9 Порядка, исходя из анализа данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год,
с учетом положений пунктов 4 и 5 Общих подходов, показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности 37 юридических лиц включены в состав годовой Информации по СГФ за 2019 год по государственному сектору (данные представлены в таблице 2).

Сравнительный анализ состава юридических лиц, включенных
в государственный сектор по итогам анализа годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год и за 2019 год, представлен в таблице 2.

Начиная с отчетности за 2019 год в перечень респондентов государственного сектора за 2019 год внесены следующие изменения.

  • В состав респондентов государственного сектора включена вновь образованная публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», которая была учреждена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».
  • В 2019 году произошла реорганизация акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания», в результате которой было создано два юридических лица: акционерное общество «Дальневосточная энергетическая управляющая компания — ГенерацияСети» и акционерное общество «Дальневосточная энергетическая управляющая компания — ЕНЭС».

Таблица 2. Перечень юридических лиц, отнесенных к государственному сектору, по итогам анализа годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
за 2018 год и за 2019 год

5. Консолидационные правки показателей отчетности по статистике государственных финансов

Информация по СГФ за 2019 год по государственному сектору подготовлена с учетом консолидации данных.

Консолидация осуществлялась путем вычета всех взаимных требований и обязательств между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, государственными и муниципальными учреждениями, корпоративными и унитарными юридическим лицами, которые включены в состав сектора государственного управления и государственного сектора.

Консолидационные поправки сформированы с учетом:

— данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— показателей выгрузок из Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) за 2019 год;

— сведений, представленных Центральным банком Российской Федерации.

К наиболее существенным консолидационным поправкам по запасам относятся:

— доли в уставном капитале юридических лиц, находящихся во владении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

— взаимное участие корпоративных и унитарных юридических лиц, которые включены в состав сектора государственного управления и государственного сектора, в уставных капиталах;

— дебиторская и кредиторская задолженность по налогам и сборам;

— денежные средства единиц сектора государственного управления (единиц сектора государственных нефинансовых корпораций), размещенные в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях, показатели которых включены в Информацию по СГФ по государственному сектору;

— государственные облигации Российской Федерации, находящиеся
во владении единиц государственного сектора.

К наиболее существенным консолидационным поправкам по потокам относятся:

— налоги от корпоративных юридических лиц и унитарных юридических лиц, включенных в Информацию по СГФ по государственному сектору;

— проценты, уплаченные банкам, включенным в сектор государственных финансовых корпораций, по кредитным обязательствам;

— потоки, связанные с закупками товаров, работ и услуг
для государственных (муниципальных) нужд у юридических лиц, включенных в состав государственного сектора;

— доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет, иные доходы сектора государственного управления от Центрального банка Российской Федерации;

— взаимные потоки по дивидендам.

6. Анализ консолидированного «Баланса активов и пассивов» за 2019 год

Баланс активов и пассивов в системе статистики государственных финансов представляет собой отчет о стоимости активов, находящихся во владении в определенный момент времени, и финансовых требований (или обязательств) к владельцу таких активов, держателями которых являются другие институциональные единицы.

Общая стоимость находящихся во владении активов за вычетом общей стоимости обязательств определяется как чистая стоимость активов.

Сравнительная характеристика отражения показателей Информации
по СГФ в Российской Федерации за 2018 год и 2019 год
представлена в Таблице 3.

Сравнение показателей статистики государственных финансов по государственному сектору и сектору государственного управления за 2019 г. представлено в Таблице 4.

Таблица 3. Сравнительная характеристика отражения показателей

по информации по статистике государственных финансов Российской Федерации

Таблица 4. Сравнение показателей статистики государственных финансов по государственному сектору и сектору государственного управления

Структурные изменения в составе финансовых активов после перехода на формирование статистики государственных финансов по государственному сектору представлены на схеме 1. Различия в структурных характеристиках объясняются разницей в институционном охвате отчетов.

Схема 1. Структура финансовых активов статистики государственных финансов по государственному сектору за 2019 г., %

Анализ бухгалтерской финансовой отчетности за 2019 год

Структурные изменения в составе финансовых активов в 2019 году (по сравнению с показателями 2017 и 2018 годов) представлены на схеме 2.

Схема 2. Сравнение структуры финансовых активов статистики государственных финансов по государственному сектору за 2017-2019 гг., %

Анализ бухгалтерской финансовой отчетности за 2019 год

Схема 3. Структура обязательств статистики государственных финансов по государственному сектору за 2019 г., %

Анализ бухгалтерской финансовой отчетности за 2019 год

Структурные изменения в составе обязательств в 2019 году (по сравнению с показателями 2017 и 2018 годов) представлены на схеме 4.

Схема 4. Сравнение структуры обязательств статистики государственных финансов по государственному сектору за 2017-2019 гг., %

Единый государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности

У ФНС появится новая обязанность — вести Единый государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. Ресурс общедоступный. Сведения из бухгалтерской финансовой отчетности автоматически перестают быть налоговой тайной. С данными смогут ознакомиться любые пользователи — физические и юридические лица — за плату.

Изменения в бухгалтерском учете. Перспективы изменений в ПБУ

— от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

— от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;

— от 11 апреля 2016 г. № 116 «Об утверждении форм ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Правительство Российской Федерации, перечня таких форм, а также рекомендаций по формированию некоторых форм».

ЧОС рассчитывается как разница показателей «Доходы» за вычетом «Расходы»

Рассчитывается как разница показателей «Доходы» за вычетом «Расходов» и «Чистые/валовые инвестиции в нефинансовые активы»

Сдача бухгалтерской отчетности

  • Отчетность за 2019 год подавайте в ФНС. Отчитываться в Росстат больше не нужно, в его ведении останутся только формы статистического наблюдения.
  • Все отчеты отправляйте в электронном виде (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Исключение: субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно решить, в бумажном или электронном формате им сдавать бухгалтерскую отчетность.
  • Отчетность подписывайте усиленной электронной подписью.
  • Организация подлежит обязательному аудиту? Направляйте аудиторское заключение в ФНС также в электронном виде. Ранее аудиторское заключение в составе годовых форм бухгалтерской отчетности сдавалось в Росстат.
  • Ряд организаций освободили от представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в ФНС (п. 4 ст. 18 Закона № 402-ФЗ в новой редакции):
    организации государственного сектора;Центральный банк РФ;религиозные организации;организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения о гостайне;организации в случаях, установленных Правительством РФ.
  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк РФ;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения о гостайне;
  • организации в случаях, установленных Правительством РФ.

Срок сдачи отчетности прежний: не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Подготовка бухгалтерской отчетности

Сами отчеты, как и регистры учета, можно оформлять в бумажном либо в электронном виде (ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — Закон 402-ФЗ). Уже сейчас можно вести электронные регистры вместо бумажных, что сокращает трудозатраты бухгалтера. Распечатывать эти регистры нет необходимости.

Условие: электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью. Следите за сроками действия подписи. Если ее нет — приобретите в Удостоверяющем центре.

Изменения в отчетности для учреждений госсектора

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета утверждены и зарегистрированы в Минюсте в 2017–2018 годах. Применять их следует с отчетности 2019 года.

Стандарты утверждены Приказами Минфина России:

  • № 274н от 30.12.2017 «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»;
  • № 275н от 30.12.2017 «События после отчетной даты»;
  • № 278н от 30.12.2017 «Отчет о движении денежных средств»;
  • № 32н от 27.02.2018 «Доходы»;
  • № 122н от 30.05.2018 «Влияние изменений курсов иностранных валют».
Дополнительный анализ:  Кому и зачем нужна подписка telegram premium
Оцените статью
Аналитик-эксперт