Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания Аналитика

Аналитика

11.11.2020

“Интерактивная карта, которая бы аккумулировала информацию по возможностям отстоя вагонов, была бы выгодна и тем, кто продает услуги по отстою, и тем, кто в них заинтересован. Владельцы вагонов и операторы могли бы планировать логистику своего отстоя под текущие возможности сети. Хотелось бы, чтобы пути как общего, так и необщего пользования были включены в интерактивную карту. Ведь у ОАО «РЖД» есть довольно большое количество путей общего пользования, которые не загружены. Есть целые ветки, которые не имеют большой грузовой базы, а также станции и тупики, которые на них расположены. Мы знаем позицию ОАО «РЖД» – предпочтительнее ставить вагоны на пути необщего пользования. Но их может просто не хватить. Возникает закономерный вопрос: почему не использовать те незагруженные участки инфраструктуры, которые есть у ОАО «РЖД», если это всем удобно?”

16.06.2020

«Подобная инициатива является дискриминационной по отношению к российским операторам, – считает исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. – Установление «Казахстан темир жолы» запретов на перевозку полувагонов всех собственников, за исключением принадлежности Казахстана, назначением на станции КТЖ не соответствует целому ряду международных договоров ЕАЭС. Если действительно существуют инфраструктурные ограничения, то они должны распространяться на всех участников рынка, независимо от принадлежности парка».

14.04.2020

Правовой статус и перевозчика, и оператора существенно изменился с 2003 года, в сегменте предоставления подвижного состава сформированы реальные рыночные отношения. И при формировании нормативной базы крайне важным является сохранение баланса интересов всех участников перевозочного процесса. Необходим тщательный просчёт экономических последствий принимаемых решений, ведь любые дополнительные нагрузки так или иначе лягут на грузоотправителя.

11.02.2020

Для операторского сообщества важны повышение технологичности перевозок, увеличение числа маршрутов и возможность влиять на принятие оперативных решений перевозчика.

26.06.2021

Мы считаем, что совместно с ОАО «РЖД» необходима дальнейшая работа, направленная на оптимизацию использования погрузочного ресурса. Нами сформулированы и представлены конкретные предложения, касающиеся как сокращения непроизводительных простоев, так и изменения нормативной базы, корректировки ряда устаревших нормативов, влияющих на сроки оборота вагона. Надеемся в течение 2021 года добиться принятия соответствующих решений.

30.06.2021

07.12.2021

Выступая пленарном заседании XIV Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», Исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин отметил, что подход операторского сообщества к мероприятиям Целевой модели можно охарактеризовать как достаточно консервативный. “Мы считаем, что не надо совсем отказываться от экспериментов в области работы частных перевозчиков, взяв за основу их работы существующую модель перевозок собственными поездными формированиями. Вместе следует сохранить базовые элементы предыдущих моделей, в первую очередь те институты рынка, которые были созданы, это относится, разумеется, и к рынку операторских услуг”, – подчеркнул Алексей Дружинин.

22.12.2021

Общее собрание членов СРО НП “Совет операторов железнодорожного транспорта” состоялось 22 декабря 2021 года.

10.12.2021

25.03.2021

27.10.2021

16.10.2021

Подробнее

11.12.2021

10.12.2021

Проблему износа тягового подвижного состава необходимо решать путем формирования конкурентного рынка перевозчиков с равной возможностью доступа к инфраструктуре в рамках исполнения Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2021 года.

21.03.2021

Доклад координатора-консультанта рабочей группы по реализации мероприятий по созданию эффективной технологии управления вагонным парком со стороны НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Афанасьева С.М. на круглом столе «Совершенствование технологической модели управления грузовыми вагонами: взаимодействие участников рынка при осуществлении перевозочного процесса в «новых реалиях»

21.11.2021

14.11.2021

21.04.2021

26 января в Комитете по транспорту Государственной Думы прошло заседание круглого стола на тему: «Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы».

08.04.2021

Некоммерческое партнерство, объединяющее операторов жд подвижного состава рассматривает итоги реформы не только через призму своей деятельности, но и серьезно учитывает интересы партнеров по бизнесу.

13.03.2021

Создание СРО на железнодорожном транспорте даст компаниям-операторам не только права, но и обязанности.

Сконцентрироваться на выходе из кризиса

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.

Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях.

Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях.

Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.

Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией.

Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.

Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов.

Дополнительный анализ:  Лабораторные дозаторы - каталог товаров в Москве. Купить недорого в интернет-магазине с доставкой

После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.

Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.

Ржд кладут на ковид погрузку и ставки. разбор «обзора работы грузового жд-транспорта по итогам первого

В первом разделе подробного исследования работы стальных магистралей России приводятся общие данные о погрузке грузов по сети РЖД, во втором — информация о грузообороте, перевозках и средней дальности. Третий посвящён анализу динамики погрузки некоторых важнейших грузов, а четвёртый — контейнерным перевозкам. В пятом разделе приведены некоторые показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, а в шестом — данные о вагонных парках (по основным родам подвижного состава). Седьмой раздел содержит краткие данные о динамике ставок аренды грузовых вагонов. (Но не менее важен, чем сам график и пояснения к нему, которые есть в тексте). Восьмой раздел посвящён динамике цен на крупное вагонное литьё. (Там не только данные за 2020 год и первое полугодие 2021, но и пара слов о том, что ждёт этот рынок в июле-августе). Ниже приведём фрагменты из этого обзора, посвящённые погрузке грузов и динамике ставок операторов.

1. Погрузка грузов по сети ОАО «РЖД»

В январе-июне 2021 г. экономика и промышленность восстанавливались после кризиса, связанного с пандемией коронавируса COVID-19. По данным Росстата, промышленное производство за первое полугодие 2021 г. на 4,4% к аналогичному периоду прошлого года. При этом производство в перерабатывающих отраслях выросло на 6,4%, а в добывающих в целом роста не было (хотя по отдельным отраслям картина разная — добыча металлических руд, нефти и газа — уменьшилась, а добыча каменного угля выросла, об этом — ниже). 

Соответственно общему росту промышленности увеличивались погрузка и грузооборот железнодорожного транспорта.

По итогам работы в I полугодии 2021 года общий объём погрузки по сети ОАО «РЖД» составил 632,7 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 4,6% (в I полугодии 2020 года — 605,0 млн тонн). 

Превышение погрузки над уровнем прошлого года было зафиксировано уже в марте-апреле (на 2,2% и 6,9% соответственно), но в мае и в июне  восстановление стало устойчивым. Темпы роста составили 110,2% в мае и 110,3% в июне к соответствующим месяцам предыдущего года. Помесячная динамика погрузки в 2021 г. на фоне показателей двух предыдущих лет приведена на рис.1.

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Помесячная динамика погрузки грузов по сети РЖД, тыс. тонн.

Рост погрузки зафиксирован по большинству важнейших номенклатурных групп грузов (см. рис.2).

Погрузка каменного угля выросла на 10,4% (или на 17,5 млн тонн) относительно аналогичного периода прошлого года, чёрных металлов — на 1,4% (на 0,5 млн тонн), лесных грузов — на 3,1% (на 0,65 млн тонн), цемента — на 7,2 % (на 0,8 млн тонн), промсырья — на 8,9% (1,4 млн тонн), химических и минеральных удобрений — на 4,7% (на 1,5 млн тонн), зерна — на 15,0% (на 1,6 млн тонн). Любопытно, что сильно выросла позиция «импортные грузы» — на 29% (или на 1,6 млн тонн). 

При этом снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов на 0,4% (или на 0,4 млн. тонн), строительных грузов — на 2,3% (или на 1,5 млн. тонн), химикатов и соды — на 1,8% (или на 0,2 млн тонн). Экспорт угля вырос даже немного сильнее (в процентах), чем общая погрузка угля — рост на 14,6% (или на 13,8 млн тонн), а вот экспорт нефти и нефтепродуктов снизился на 6,3% (на 3 млн тонн). 

В общей погрузке грузов железными дорогами, важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь и нефть и нефтепродукты.

При этом динамика долей этих грузов противоположна. Доля каменного угля постепенно увеличивается: если в первом полугодии 2020 г. она составляла 27,7%, то по итогам первого полугодия 2021 достигла уровня 29,3%. Доля нефти и нефтепродуктов постепенно уменьшается: в первом полугодии 2020 г. она составляла 17,7%, а по итогам первого полугодия 2021 снизилась до 16,9%.

Также стоит отметить поступательное увеличение доли грузов в контейнерах: если в первом полугодии 2020 г. их доля составляла 3,3% от всей погрузки по сети, то по итогам первого полугодия 2021 г. эта доля достигла 3,6%. Впрочем, стоит отметить, что подобная динамика характерна не только для рассматриваемого периода. Это долгосрочная тенденция: постепенное снижение погрузки нефти и нефтепродуктов и их доли в общей погрузке наблюдается с 2021 г., а погрузка угля и его доля в общей погрузке растёт с начала 2000-х годов (см., ).

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Структура погрузки грузов по сети РЖД по итогам первого полугодия 2021 г., %

Помимо роста показателя погрузки грузов по сети РЖД, в первом полугодии 2021 г. увеличивались и остальные показатели грузовых перевозок.

Так, грузооборот по инфраструктуре РЖД  в январе-июне 2021 года составил 1302,8 млрд т-км, что выше показателя прошлого года на 5,2%. Грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии составил 1643,0 млрд т-км, что выше показателя прошлого года на 4,6%.

Перевозки во внутригосударственном (внутрироссийском) сообщении снизились с 57,9% в первом полугодии 2020 г. до 57,0% в первом полугодии 2021 г. (снижение на 0,9 п.п.), а перевозки в экспортном сообщении немного подросли — соответственно с 35,3% до 36,0% (на 0,7 п.п.). Перевозки в импортном сообщении снизились соответственно с 5,3 % до 5,0%, а вот в транзитном выросли с 1,6% до 2,0%. Но в целом распределение перевозок по видам сообщения остаётся стабильным.

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Структура перевозок грузов по видам сообщения по итогам первого полугодия 2021 г., %

Средняя дальность перевозок всех грузов составила 1891 км, что на 1,8% выше, чем в первом полугодии 2020 г. 

Рассмотрим погрузку важнейших грузов в первом полугодии 2021 г. на фоне соответствующего периода двух предыдущих лет.

Каменный уголь 

Погрузка каменного угля в I полугодии  2021 года составила 185,5 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода предыдущего года на 10,4% или на 17,5 млн тонн, но при этом по-прежнему остаётся ниже показателя первого полугодия 2021 года (на 0,7% или на 1,3 млн тонн).                

Дополнительный анализ:  Профессия Бизнес-аналитик — Учёба.ру

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Погрузка каменного угля по сети РЖД в I полугодии 2021 г. в сравнении  с аналогичными периодами 2020 и 2021 гг., млн т

Погрузка угля традиционно сильно коррелирует с его добычей: по итогам полугодия добыча угля выросла на 8,4% к прошлому году. Рост погрузки угля связан с высокими ценами на энергетический уголь в 2021 г., которые не только более чем двукратно превысили цены 2020 г., но и побили рекорды 2021 г. Ответом на благоприятную экспортную конъюнктуру стали рекорды по добыче угля в Кузбассе. Холодная зима привела к снижению запасов газа в европейских хранилищах.

Так, по данным Bloomberg, объёмы топлива снизились на 25% по сравнению со средним уровнем за последние 5 лет, что и вынудило ряд стран ЕС вернуться к угольной генерации. В результате, вместо продолжения тренда на отказ от угольной генерации в Европе, потребление угля в первом полугодии 2021 г. выросло в Германии, Испании и Чехии. Кроме того, как отмечают отраслевые эксперты, высокие цены на уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе поддерживаются возросшим спросом со стороны Китая (из-за его отказа от австралийского угля и ряда мер технологического характера на шахтах Китая, которые привели к временному дефициту угля).

Отметим, что рост погрузки угля зафиксирован как по России ( 4,9% или рост на 3,6 млн тонн), так и на экспорт ( 14,6% или на 13,9 млн тонн).

Как известно, больше половины всего погруженного в России угля отправляется на экспорт и эта доля понемногу растёт.

Если в I полугодии 2020 г. она составляла 56,3%, то по итогам первого полугодия 2021 на экспорт было погружено уже 58,5% угля. При этом погрузка на экспорт выросла по направлениям в разной степени: на Восток прирост составил ( 6%), на Северо-Запад ( 7%), а на Юг прирост оказался рекордным: ( 64%).

Поэтому чуть подробнее остановимся на Южном направлении. Подобный рост через порты Юга связан с тем, что в 2021 г. порт Тамань начал активно переваливать уголь на экспорт (в т.ч. в связи с запуском вагоноопрокидывателей). Если в 2020 г. за 12 месяцев перевалка угля через Тамань составляла 8,5 млн тонн (а годом ранее 2,2 млн тонн), но только за 6 месяцев 2021 г.  объём перевалки составил 9,5 млн тонн (вторым по величине перевалки угля на Юге является Туапсе — 3,8 млн тонн за 6 месяцев 2021 г.). Уголь, экспортируемый через порты Юга, отправляется затем в Турцию (более половины объёма — 53%), страны Европы (29%), а также в Индию (10%) и Китай (7%). 

Нефть и нефтепродукты

Погрузка нефти и нефтепродуктов в I полугодии  2021 года составила 106,6 млн тонн, что ниже показателя аналогичного периода предыдущего года на 0,4% или на 0,4 млн тонн. По отношению к  показателю первого полугодия доковидного 2021 года погрузка составляет 92,6% (то есть снижение составляет 8,4 млн тонн). Несмотря на рост погрузки нефти и нефтепродуктов в мае и в июне ( 9,8% и 10,2% к соответствующим месяцам прошлого года), снижение погрузки, произошедшее в первом квартале, полностью не компенсировано.

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Погрузка нефти и нефтепродуктов по сети РЖД в I полугодии 2021 г. в сравнении с аналогичными периодами 2020 и 2021 гг., млн т

Как видно из рис.6, снижение погрузки наблюдалось как в 2021 по отношению к 2020, так и в соответствующий период годом ранее. 

Снижение объёмов перевозок коррелирует со снижением объёмов добычи, публикуемых Росстатом (добыча нефти и природного газа), которая в первом полугодии 2020 снизилась к первому полугодию 2021 на 4,9%, за 6 мес. 2021 снизилась к 6 месяцам 2020 на 2,4%, а нефть без учёта газа снизилась на 3,6%. Снижение добычи нефти связано с обязательствами России в рамках договора с ОПЕК .

Кроме того, вклад в снижение погрузки на железнодорожный транспорт (особенно во втором квартале) внесло то, что отгрузка нефтепроводами увеличивалась. По данным Росстата, за январь-июнь 2021 г. объём прокачки по трубопроводам вырос на 5,1% (хотя по итогам I квартала этот показатель демонстрировал снижение относительно I квартала предыдущего года). Теоретически часть этих объёмов могла быть привлечённой на железнодорожный транспорт.

Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что всё вышесказанное имеет отношение лишь к абсолютным значениям. Если учесть, что добыча и погрузка, помимо этого, зависит от количества дней в периоде, и пересчитать погрузку в среднесуточные показатели (напомним, что первом полугодии високосного 2020 г. 182 дня, в первом полугодии 2021 г.  181 день), то снижения в 2021 г. по отношению к 2020 г. не будет. Вместо снижения на 0,4% будет рост на 0,1%. Поэтому, можно считать, что погрузка нефти и нефтепродуктов в 2021 г. не отличается от погрузки в 2020 г., хотя это и не отменяет общего тренда на снижение этого показателя на горизонте последних 6-7 лет.

Чёрные металлы и руда железная

Погрузка чёрных металлов в первом полугодии 2021 г. составила 34,4 млн тонн, что выше уровня предыдущего года на 1,4% или на 0,5 млн тонн, однако по сравнению с уровнем доковидного 2021 г. восстановления не произошло — погрузка снизилась (полугодие к полугодию) на 10,1% или на 3,9 млн тонн.

Отметим, что рост погрузки в первом полугодии 2021 г. по отношению к аналогичному периоду 2020 г. происходил за счёт роста спроса на продукцию отечественной металлургии со стороны зарубежных потребителей. Внутрироссийские перевозки чёрных металлов по итогам января-июня 2021 г. немного снизились к аналогичному периоду прошлого года (на 1% или на 0,2 млн тонн), при этом погрузка на экспорт выросла на 4,6% (или на 0,7 млн тонн).

Подтверждением повышенного спроса в мире на российский металл является то, что в январе-мае 2021 г. мировые цены на металлопродукцию поступательно росли (и лишь в июне тенденция изменилась).

Вместе с тем показатели рынка металлов в июне создают неопределённость относительно ситуации во второй половине года.

По прогнозам многих аналитиков, во втором полугодии спрос на металлы в мире (включая такого крупного потребителя, как Китай) может снизиться.

Погрузка руды железной и марганцевой в первом полугодии 2021 г. составила 59,4  млн тонн, что выше уровня предыдущего года на 0,3% или на 0,2 млн тонн. По отношению к первому полугодию 2021 г. погрузка тоже прироста не сильно — на 0,4% или на 0,2 млн тонн. Внутрироссийские перевозки руды по итогам первого полугодия 2021 г. выросли к аналогичному периоду прошлого года на 2,2% (или почти на 1,0 млн тонн),  погрузка на экспорт снизилась на 5,9% (или на 0,8 млн тонн).

Дополнительный анализ:  УралВагонЗавод

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Погрузка чёрных металлов и руды по сети РЖД в I полугодии 2021 г. в сравнении с аналогичными периодами 2020 и 2021 гг., млн т

Грузы строительного комплекса

Важнейшими грузами строительного комплекса являются группы: строительные грузы, промсырьё и формовочные материалы и цемент.

Погрузка строительных грузов в первом полугодии 2021 г составила 61,7 млн тонн, что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 2,3% или на 1,5 млн тонн. Однако на фоне 2021 г. погрузка выглядит неплохо — она превышает уровень первого полугодия этого года на 2,6% или на 1,6 млн тонн.

Погрузка промсырья в январе-июне 2021 г составила почти 17,0 млн тонн, что выше аналогичного показателя предыдущего года на 8,9% или на 1,4 млн тонн. То есть погрузка вернулась примерно на уровень доковидного 2021 г., чуть превысив его. 

Погрузка цемента за 6 месяцев 2021 г. составила 12,2 млн тонн, что выше уровня прошлого года на 7,2% (на 0,8 млн тонн), однако меньше соответствующего показателя первого полугодия 2021 г. (на 2,9% или на 0,36 млн тонн).

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Погрузка строительных грузов, промсырья и цемента по сети РЖД в I полугодии 2021 г. в сравнении  с аналогичными периодами 2020 и 2021 гг., млн т

Зерно

Погрузка зерна в первом полугодии 2021 г. составила 12,3 млн тонн, что выше на 15,0% (или на 1,6 млн тонн) уровня первого полугодия 2020 г. и на 34,4% (на 3,1 млн тонн) выше уровня первого полугодия 2021 г.

Рост погрузки зерна связан с тем, что в 2020 году в России собрали 133,5 млн тонн зерновых. По сравнению с 2021 годом урожай зерна в России в прошлом году вырос на 10,1%, пшеницы — на 15,4%. Это стало вторым по величине в истории страны результатом после рекордного урожая 2021-го.

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Погрузка зерна по сети РЖД в I полугодии 2021 г. в сравнении  с аналогичными периодами 2020 и 2021 гг., млн тонн

Отметим, что перевозки зерна на экспорт растут более высокими темпами, чем внутренние перевозки ( 17,6 % прирост на экспорт против 12,0 % прироста во внутригосударственном сообщении по итогам первого полугодия 2021 г). Несмотря на принятые меры по некоторому сдерживанию экспорта зерна, по итогам первого полугодия 2021 г. доля экспорта составила 54,5% против 53,4% по итогам первого полугодия прошлого года.

Подобный рост также связан с тем, что в январе-феврале 2021 г., в ожидании введения экспортных пошлин, погрузка на экспорт росла рекордными темпами.

Соответственно, и общая погрузка по отношению к уровню прошлого года выросла на 74% в январе и на 35% в феврале. Отметим, что рост экспортных перевозок имел место за счет удалённых от портов регионов Центра и Поволжья, где был собран рекордный урожай, а не за счёт южных, где имело место существенное снижение валового сбора.

Помимо вышеуказанных, есть ещё один фактор, который необходимо отметить. Многие грузоотправители отмечают, что происходит переключение перевозок зерна с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что с апреля введены ограничения по весу для автомобильных перевозчиков. В основном, переключение с автомобильного транспорта на железнодорожный наблюдается при внутрироссийских перевозках зерна на не очень большие расстояния. Так, при перевозках на расстояния до 400 км, перевозки зерна возросли в 1,2 раза.

2. Арендные ставки

В обзоре приводятся ставки аренды различных родов подвижного состава по данным журнала «Промышленные грузы».

Средняя суточная ставка аренды полувагона в июне 2021 году составила 850 руб., что на 3% выше, чем в июне 2020, и на 55% ниже, чем в июне 2021 г. Суточная ставка аренды цистерны для нефтепродуктов в июне 2021 г. составила 1025 руб., крытого вагона — 1150 руб., а универсальной платформы — 990 руб. (см. график).

Январь – июль 2021 г. | РЖД в цифрах | Компания
Динамика ставок аренды вагонов, в 2021-2021 гг. (без НДС), рублей за вагон в сутки

УТОЧНЕНИЕ: «Промышленные грузы» с июля 2020 перестали публиковать информацию о ставках аренды универсальных платформ, поэтому данные за июль 2020 — январь 2021 приводятся по оценке экспертов СОЖТ. С февраля 2021 г. в графике ставок аренды универсальных платформ на рис.22 приводятся данные опроса журнала «РЖД-Партнёр» (т.н. «базовая ставка», т.е. ставка для большинства сделок).

Авторы обзора делают важную оговорку

Динамика ставок аренды, — отмечается в обзоре, — в долгосрочной перспективе (на горизонте полугодие или год) более-менее точно отражает динамику среднесуточной ставки доходности вагона и с учётом небольшого зазора между показателями, отражает динамику (не абсолютное значение, но динамику — рост или снижение) среднесуточной ставки предоставления вагона грузоотправителю (иногда её называют ставкой оперирования).

Однако в краткосрочном периоде, особенно в периоды роста ставок, динамика ставки аренды меняется медленнее, чем фактическая ставка предоставления вагона.

Поскольку договоры аренды обычно заключаются как минимум с ежеквартальной корректировкой ставок, или с пересмотром раз в полугодие, тогда как ставка предоставления, особенно на спотовом рынке, может меняться более быстро.

Поэтому в такие периоды, когда ставки растут, динамика показателя ставки аренды будет некоторое время отставать от фактического роста ставок (в частности, по сравнению со спотовым рынком), но постепенно, через три-шесть месяцев (когда будут пересмотрены условия действующих договоров у большого числа участников рынка) “нагонит” фактическую ставку. При снижении ставки тот же процесс протекает в обратном направлении — ставки на рынке снижаются быстрее, чем публикуемые ставки аренды.

Полный текст Обзора доступен на сайте СОЖТ, в разделе «Аналитика» — .

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале

Фарид Хусаинов, специально для analitik-expert.ru

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий