Выездной аудит и анализ финансовой отчетности

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.

1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.

3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Дополнительный анализ:  Вертикальный анализ финансовой отчетности выполняется для анализа как горизонтального, так и вертикального баланса

7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

См. «Уточненка, поданная после вручения акта КНП, не предотвратит решения по ней».

8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).

Выездной аудит и анализ финансовой отчетности

По налогу на прибыль между налогоплательщиками и ФНС часто возникают споры. Как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, узнайте из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал беплатно.

Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий

Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.

В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.

Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.

2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.

3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.

В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:

  • Наличия доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль (например, при безвозмездной передаче имущества).
  • Осуществления организацией операций, не облагаемых НДС. В этом случае налогоплательщик не должен забывать о необходимости заполнения в декларации по НДС раздела 7, в котором отражаются данные об операциях, не подлежащих налогообложению НДС.
  • Осуществления организацией операций, облагаемых по ставке НДС 0%. Здесь надо быть готовым к систематической даче пояснений по расхождениям из-за того, что при применении ставки 0% период подтверждения права на применение этой ставки не всегда совпадает с периодом отгрузки. Как правило, есть остаток с неподтвержденным правом применения на начало сравниваемого периода, имеются расхождения из-за подтверждения в течение периода и, как следствие, есть расхождения на конец сравниваемого периода. Это обстоятельство (с приложением налоговых регистров, отражающих реализацию с разбивкой по ставкам НДС, и расчетов распределения НДС в зависимости от факта подтверждения права на ставку 0%, из которых становится понятной различие в объемах реализации) необходимо будет пояснить налоговым органам.
  • Во внереализационных доходах организации имеют место доходы, подлежащие обложению НДС, но в декларации по прибыли не попадающие в строки расшифровки выручки от реализации. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по прибыли. Это также потребует пояснений с приложением налоговых регистров.

4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).

К декларациям с убытком налоговики относятся с повышенным вниманием. Чтобы не привлекать внимание контролеров, многие налогоплательщики не показывают убытки в декларации. Как правильно избавиться от налогового убытка узнайте в материале КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Образец пояснений по убыткам вы можете найти в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.

См. также материал «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.

7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.

8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о прибылях и убытках по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах.

9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:

  • правильности расчета долей налоговой базы;
  • соответствию суммы налоговых баз подразделений общей налоговой базе по организации;
  • расчету авансовых платежей на следующий период, сумма которых для каждого обособленного подразделения определяется умножением общей суммы начисленных на следующий период авансовых платежей по организации на долю налоговой базы подразделения.

В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Как самостоятельно проверить декларацию перед отправкой в инспекцию поэтапно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите материал.

Итоги

Чтобы без проблем пройти камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, заранее проверьте арифметические ошибки и основные контрольные соотношения. Кроме того, будьте готовы представить налоговикам пояснения и документы, если применяете льготы по этому налогу, получили целевое финансирование и др.

Налоговый кодекс РФ

Понятие, предмет, правовая основа

Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основе представленных им декларации (расчета) и имеющихся у налогового органа данных / документов. Проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции (в отличие от выездной налоговой проверки, в рамках которой проверяющие выезжают в офис проверяемого налогоплательщика).

Глубина камеральной проверки строго ограничиваются данными представленной декларации / расчета как в отношении проверяемого налога, так и в отношении периода проверки. Инспекция ни при каких обстоятельствах не сможет попутно проверить иной налог (не тот, по которому представлена декларация) или охватить период за пределами того, по которому отчитался налогоплательщик.

Полномочия инспекции в ходе проведения камеральной проверки также существенно ограничены законодательством. Подробнее об этом мы поговорим ниже.

Когда проводится камеральная проверка?

Камеральная налоговая проверка проводится по факту подачи организацией, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом налоговой декларации (налогового расчета) в инспекцию. Никаких дополнительных условий для начала проверки не требуется.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел также, что камеральная налоговая проверка не проводится по декларациям (расчетам) за налоговые (отчетные) периоды, в которых был проведен налоговый мониторинг (новая форма удаленной проверки отчетности налогоплательщика). Однако есть исключение. При досрочном прекращении налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления отчетности, камеральная проверка будет проведена. При этом срок ее проведения будет исчисляться со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга (п. 1.1. ст. 81 НК РФ). Указанное исключение распространяет свое действие на налоговые декларации (расчеты) как первичные, так и уточненные, представленные за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 1 июля 2021 года.

В отношении налоговых проверок деклараций (расчетов), в том числе уточненных, за налоговые периоды до 1 июля 2021 действует более широкий перечень исключений, при наличии которых инспекция вправе провести камеральную налоговую проверку несмотря на проведение налогового мониторинга. В частности, речь идет о случаях представления декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению или представления уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее отраженной в налоговой отчетности (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ, п. 1.1 ст. 88 НК РФ в ред., действующей до 01.07.2021).

К сведению! Компания «Правовест Аудит» оказывает услуги по подготовке документов для вступления в налоговый мониторинг.

Итак, вы отчитались по налогу или взносам, и камеральная налоговая проверка началась.

Срок проверки отсчитывайте с момента получения декларации (расчета) инспекцией.
В рамках проверки условно можно выделить два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

Первый этап осуществляется автоматически информационной системой налоговых органов, без участия сотрудников инспекции. Декларации / расчеты проверяются по контрольным соотношениям (сопоставимость данных, внесенных в различные строки декларации, или соответствие данных нормативно закрепленным показателям (например, соответствие средней зарплаты в организации средней зарплате в регионе, зарплаты сотрудников размеру МРОТ и пр.), показатели сопоставляются с другими данными отчетности самого налогоплательщика или его контрагентов (Письмо ФНС от 16.07.2013 №АС-4-2/12705).

Если система обнаружит расхождения, несоответствия, инспекция перейдет к углубленному этапу проверки, к которому уже подключаются сотрудники инспекции. На этом этапе проверяющие запрашивают у налогоплательщика пояснения или документы, используют иные способы налогового контроля, разрешенные Налоговом кодексом РФ.

Однако к декларациям по НДС и Расчету по страховым взносам особые требования.

О несоответствии декларации контрольным соотношениям инспекция сообщит по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации. Если в течение 5 рабочих дней налогоплательщик представит правильно заполненную декларацию, то она будет считаться представленной в день представления «неформатной» декларации (п.5.4 ст.174 НК РФ).

На устранение несоответствий в Расчете по страховым взносам (например, если показатели по физическим лицам не совпадают с общей суммой) страхователю тоже дается 5 рабочих дней с даты получения от налогового органа уведомления об ошибках (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет с ошибками не считается представленным. Но при своевременном их устранении датой представления Расчета будет день подачи «ошибочного» Расчета.

Полномочия налогового органа при проведении камеральной проверки

Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • истребование у проверяемого лица документов исключительно в прямо установленных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 7 ст. 88 НК РФ);
  • истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);
  • «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);
  • осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);
  • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

Истребование пояснений

Инспекция отправляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений в следующих случаях:

Обратите внимание! Направление требования о представлении пояснений до составления акта налоговой проверки, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом искажений и ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Истребование документов

Перечень случаев, когда инспекция, проводя камеральную проверку, вправе запросить у вас документы, закреплен в ст. 88 НК РФ. Список является закрытым. Выйти за его пределы, проверяющие не могут.

Обратите внимание! В определенных случаях Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщика представить документы вместе с декларацией (т.е. без какого — либо требования от инспекции). К примеру, при подтверждении нулевой ставки НДС при экспорте товара вместе с налоговой декларацией нужно подать документы по перечню, установленному п. 10 ст. 165 НК РФ.

Ситуации, когда проверяющие вправе потребовать у налогоплательщика представить документы, приведены в таблице.

Требование о представлении документов инспекция вправе направить в любой день в пределах срока камеральной проверки. Если вы получили требование в последний день срока, на него все равно необходимо ответить.

Обратите внимание! Если вы понимаете, что не можете собрать и представить все запрошенные документы, информацию в обозначенный в требовании срок (например, в связи с их большим объемом), направьте в инспекцию не позднее следующего дня после получения требования соответствующее уведомление. В нем укажите причины невозможности представить документы в срок, а также обозначьте срок, в который вы сможете документы направить. Получив уведомление налоговый орган вправе продлить срок, однако это не является его обязанностью. Поэтом даже направив уведомление, целесообразно стараться представить документы (или хотя бы их часть в определенный в требовании в срок). Решение о продлении или отказе в нем инспекция принимает в течение двух рабочих дней со дня получения уведомления. При этом отказ в продлении налоговый орган не должен каким-либо образом аргументировать (п. 5 ст. 93.1, ФНС России от 04.12.2015 №ЕД-16-2/304).

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Важно помнить, что полномочия налоговой инспекции в рамках проведения камеральной проверки, в том числе по истребованию документов, ограничены. В частности, пункт 7 ст. 88 НК РФ прямо закрепляет, что при проведении камеральной налоговой проверки «налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено нормами НК РФ».

Поэтому при получении требования от инспекции в рамках проведения проверки, в первую очередь, проверьте, находится ли оно в пределах, установленных законом или налогоплательщик вправе его не выполнять. Особенно важно это выяснить, если объем истребуемых документов велик и вы не успеете их представить, если захотите выполнить «незаконную просьбу» налоговой инспекции. Для оценки требований налогового органа лучше обратиться к налоговым юристам.

Подробно о нарушениях, допускаемых на практике налоговыми органами при проведении камеральной проверки, мы писали в статье.

Осмотр помещений, документов, предметов

Проведение данного мероприятия возможно только при проведении камеральной проверки декларации по НДС, а также деклараций неплательщиков НДС (по УСН, ЕСХН, единой (упрощенной) декларации) в следующих ситуациях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению;
  • выявлены противоречия декларации по НДС или расхождение показателей с данными отчетности контрагентов, которые приводят к занижению налога к уплате или завышению налога к возмещению;
  • выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации (отчете об операциях с прослеживаемыми товарами), и сведениями в отчете об операциях с такими товарами, представленном другим налогоплательщиком.

Перед проведением осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление о проведении осмотра, а также служебное удостоверение (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Перечень оснований для проведения осмотра в ходе камеральной налоговой проверки является закрытым. Ни в каких других случаях налоговый орган произвести осмотр не вправе. Если все же вопреки запрету инспекция проведет осмотр вашей территории без наличия законных оснований и использует доказательства, полученные в ходе такого осмотра, при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы имеете право требовать исключения полученного доказательства из пула доказательств, положенных в обоснование выводов решения. При этом если это доказательство является ключевым, то его исключение может привести к отмене решения налогового органа и отраженных в нем доначислений. Так произошло, к примеру, в споре, рассмотренном в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 26.12.2017 по делу №А54-223/2017). Суд установил, что в основу оспариваемого решения инспекции по результатам камеральной налоговой проверки декларации по ЕНВД было положено доказательство, полученное в ходе осмотра. При этом при проведении камеральной проверки налоговой декларации ЕНВД осмотр в порядке ст. 92 НК РФ недопустим. Следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности является недействительным как основанное на доказательстве, полученном с нарушением закона.

Подробно о проведении осмотров территорий налоговыми органами мы уже писали.

Срок проведения камеральной проверки

По общему правилу срок проведения камеральной налоговой проверки — 3 месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключение предусмотрено для деклараций по НДС, которые мы рассмотрим ниже.

Отметим, что по общему правилу (кроме проверки деклараций по НДС) ни продление, ни приостановление сроков проверки не допускается.

Момент начала исчисления срока определяется датой поступления налоговой декларации/ расчета в инспекцию (п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705, письмо Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955).

Обратите внимание! При определении соблюдения налогоплательщиком срока подачи декларации, установленного НК РФ, во внимание принимается не срок ее поступления в инспекцию, а дата отправки налогоплательщиком. Иными словами, если вы отправили декларацию по почте в последний день срока, она будет считаться поданной в срок. При этом срок камеральной проверки начнет течь с даты ее представления в инспекцию.

Если дата окончания придется на выходной (нерабочий) день, то днем окончания проверки будет ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В частности, это может быть актуально для ситуаций, когда в налоговой декларации заявлен НДС к возмещению и прошло больше трех месяцев со дня представления декларации (т.е. максимальный срок на проведение камеральной проверки даже с учетом права налогового органа на продление), однако инспекцией не принято решение о возмещении НДС или решение об отказе в возмещении НДС.

Другая ситуация: за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, инспекция направляет организации требование о представлении документов / пояснений. В этом случае, вы также можете обжаловать такие действия инспекции в вышестоящий налоговый орган. Отметим, что при получении требования за пределами проверки, налогоплательщик также вправе не отвечать на него. Более того, документы, истребованные за пределами сроков проверки, не могут быть учтены при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Также инспекция не сможет сослаться в решении по результатам проверки на отсутствие документов, которые были ей истребованы за пределами сроков. Получив требование за пределами срока проверки, в целях фиксации допущенного инспекцией нарушения целесообразно направить в инспекции мотивированный отказ от представления документов в связи с незаконностью направленного требования.

Внимание! В некоторых случаях инспекция может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение принимается, если при рассмотрении материалов проверки инспекции недостаточно доказательств для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Отметим, что при проведении камеральных проверок дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются очень редко, тем не менее важно помнить, что, если документы запрашиваются в рамках дополнительных мероприятий, налогоплательщик обязан их представить. К примеру, в деле №А55-7123/2018, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, налогоплательщик отказался представить документы по требованию инспекции (договор, счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг), акты сверки расчетов, доверенность), сославшись на истечение срока камеральной проверки. В то же время, суд встал на сторону налогового органа, установив, что документы были истребованы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем было вынесено соответствующее решение.

Поэтому при получении требований, которые кажутся вам необоснованными, как можно скорее следует обратиться к налоговым юристам, чтобы не потерять деньги, оплачивая штраф, или время, представляя «необязательные бумажки».

Обратите внимание! Если до окончания камеральной налоговой проверки будет представлена уточненная декларация, то камеральная проверка и, соответственно, срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Особенности исчисления сроков камеральной проверки декларации по НДС

Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности.

Во-первых, для нее установлен сокращенный срок — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). У инспекции есть право его продлить до 3-х месяцев в случае выявления признаков налоговых нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, если в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то у «благонадежных» налогоплательщиков проверка может быть проведена в сжатые сроки — за один месяц. Для этого должен быть соблюден ряд условий. Условия и порядок проведения такой сокращенной проверки закреплены Письмом ФНС России от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129.

Среди обязательных условий:

  • не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
  • налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному уровню риска (по данными ПП «Контроль НДС»);
  • в предшествующий период подтверждено возмещение НДС более 70 % от суммы налога, заявленной к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы заявленных вычетов приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного уровней риска, при этом не менее 50% суммы налоговых вычетов относится к контрагентам, указанным в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • сумма уплаченных налогов за три года (36 месяцев), предшествующих периоду проверяемой декларации, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации (расчет суммы налогов осуществляется с учетом письма ФНС России от 23.07.2010 №АС-37-2/7390).

Если все эти условия соблюдены и не выявлены признаки налоговых нарушений, решение о возмещении НДС может быть принято в месячный срок. При этом данный месячный срок определяется со дня истечения предельного срока, установленного для представления декларации (т.е. 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом), а не с даты фактического представления или получения декларации инспекцией.

Если по истечении одного месяца налоговым органом будут выявлены ошибки, противоречия, признаки нарушений налогового законодательства, то срок проверки будет увеличен до общего срока — 2 месяца с правом продления до 3-х месяцев.

Вы можете прочитать подробную Инструкцию по возмещению НДС из бюджета.

В-третьих, для иностранных организаций, которые являются плательщиками «налога на Google» (оказывающей услуги в электронной форме) установлен специальный увеличенный срок — 6 месяцев со дня представления такой иностранной организацией налоговой декларации НДС.

Результаты камеральной налоговой проверки

Если по результатам проверки нарушений не выявлено, то об окончании проверки налогоплательщику не сообщат, т.к. составление каких-либо документов по нерезультативным «камералкам» не предусмотрено. Исключением является ситуация, когда по результатам проверки инспекция сама должна совершить какие-либо действия, например, возместить НДС. В таком случае выносится соответствующее решение (о возмещении налога).

Если же проверяющие установят нарушения налогового законодательства, они фиксируют их в Акте камеральной налоговой проверки. Акт составляет в течение 10 рабочих дней после окончания проверки.

Налогоплательщик, в свою очередь, наделен правом представить возражения на акт в месячный срок после его получения и впоследствии лично принять участие в рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 5 ст. 88, п. п. 1, 6 ст. 100 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений инспекция, как правило, принимает окончательное решение по проверке (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности). В исключительных случаях, инспекция может предварительно назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если проверяющим не хватает данных для принятия итогового решения. Срок таких мероприятий не может превышать месяц. Как уже говорилось, на практике по камеральным проверкам такое решение принимают редко.

Итоговое решение налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Как и зачем обжаловать решения налоговых органов читайте в статье.

В ряде случаев проведение камеральной проверки прекращается из-за признания поданной декларации (расчета) непредставленной. В частности, это может случиться при установление следующих обстоятельств (п. 4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация на момент подписания декларации физического лицо, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика, или внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об указанном лице;
  • смерть физического лица ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
  • неустранение в пятидневный срок несоответствий показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям, утвержденным ФНС (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года).
  • неустранение в пятидневный срок ошибок в расчете по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ);

Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления вам соответствующего уведомления (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если непредставленной будет признана уточненная декларация инспекция возобновит проверку ранее представленной первичной декларации.

Как пройти камеральную проверку без опасений

С проведением камеральной налоговой проверки сталкивается каждый налогоплательщик, когда представляет налоговую декларацию (расчет). Для того чтобы проверка прошла легко, важно не только корректно и внимательно заполнять отчетность, но и понимать свои права как налогоплательщика, а также ограничения полномочий налогового органа. Аудиторы и налоговые юристы «Правовест аудит» всегда готовы помочь составить безупречную отчетность, при которой не стоит опасаться камеральной проверки.

Идеальным решением для минимизации налоговых рисков будет проведение системного комплексного аудита со страховкой от налоговых претензий и юридической поддержкой проверенного периода или проведение налогового аудита.

Аудит проводится в несколько этапов в течение года, что позволяет сразу исправлять возможные ошибки, без представления «уточненок». А это экономит:

  • деньги, которые компания не тратит на штрафные санкции, если налоговые органы сами обнаружат ошибки и сделают доначисления по результатам камеральной проверки;
  • время на представление пояснений и документов, а также на составление возражений по акту камеральной проверки;
  • нервы руководителей и работников финансовой службы компании.

Кроме того, аудиторы подскажут, какими преференциями НК РФ может воспользоваться налогоплательщик и как.

Довольно часто компании не хотят использовать льготы и другие варианты законной оптимизации (например, амортизационную премию по налогу на прибыль, возмещение НДС из бюджета и т.п.), опасаясь пристального внимания налоговых органов в рамках камеральной проверки. Иногда бухгалтер идет на встречу просьбе инспектора, самостоятельно доначисляя своей компании налог на прибыль или НДС, соблюдая в т.ч. безопасную долю вычетов или норму рентабельности в отрасли. Как правило, такое случается, когда нет юридической поддержки и уверенности в отсутствии ошибок в учете. Т.е. излишняя осторожность может обернуться для компании потерей оборотных средств, которые были изъяты в бюджет в виде «излишне уплаченных» налогов.

При проведении системного комплексного аудита и следовании представленным рекомендациям, можно не опасаться налоговых органов и проведения налоговых проверок. Идеальная отчетность не интересует инспекторов, а при применении законных преференций «трудности» камеральной проверки будут ограничены формальным представлением пояснений и документов.

Если же после проведения системного комплексного аудита или налогового аудита налоговые органы обнаружат основания для доначисления налогов, наши налоговые юристы будут оспаривать такие решения. При неудачном исходе дела, компания «Ингосстрах» заплатит клиенту пени и штрафы — компенсирует действительный ущерб.

Налоговые юристы «Правовест Аудит» имеют большой опыт защиты прав налогоплательщиков. Мы оказываем услуги по сопровождению камеральных и выездных налоговых проверок, представляем интересы компаний в налоговых органах и судах, помогаем возместить НДС. При проведении аудита налоговые юристы и эксперты в области налогообложения могут подключиться к проверке для решения сложных вопросов.

Также «Правовест Аудит» оказывает консалтинговые услуги и услуги по проверке контрагентов.

Разделите ответственность с аудиторами, юристами и экспертами. Получите мощную налоговую и юридическую поддержку!

Выездной аудит и анализ финансовой отчетности

Из нашей статьи вы узнаете:

Камеральная налоговая проверка — это контрольное мероприятие ФНС, которое проводится налоговиками после получения любой декларации и любого расчёта.

Отчётность проверяют на соблюдение сроков сдачи, соответствие правилам заполнения декларации, а также сверяют с данными из других деклараций и расчётов самого налогоплательщика и с отчётностью его контрагентов. Кроме этого, сведения, указанные в декларации или расчёте, сопоставляются с данными из различных источников: например, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Основная цель камерального контроля — сделать так, чтобы налогоплательщики самостоятельно исправили ошибки, устранили нарушения и доплатили суммы налогов.

Расскажем о том, как назначается и проводится камеральная проверка в 2022 году, как оформляется результат и как его оспорить в случае необходимости.

Порядок назначения камеральной проверки

Порядок назначения и проведения камеральных проверок регулирует статья 88 НК РФ.

Камеральная проверка проводится на территории инспекции. Для её проведения не требуется никаких специальных приказов. Представленная в налоговую первичная или уточнённая декларация уже является основанием для проверки.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Порядок проведения камеральной проверки

Проверка деклараций происходит автоматически по контрольным соотношениям. Для этого используются специальные программы. С их помощью данные сопоставляются внутри декларации с данными другой отчётности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.

Для сравнения данных с декларациями контрагентов используется система АСК НДС. При обнаружении расхождений она может автоматически отнести налогоплательщика к группе риска по НДС — высокой, средней или низкой.

В этом случае, а также если обнаружатся другие расхождения, налоговики попросят представить пояснения и документы, подтверждающие совершение сделок.
Ответ налогоплательщика на требование ФНС зависит от того, что необходимо предоставить — пояснения или документы.

Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточнённую декларацию. Документы на основании такого требования представлять необязательно.

Запросить документы могут в следующих случаях:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
  • представлена уточнённая декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для её подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчёте страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • обнаружены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учёта полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Налогоплательщики могут подготовиться к ответу на запрос ФНС заранее. Например, если у компании есть регулярные расхождения между РСВ и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нём только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы.

На запросы ФНС проще всего отвечать в электронном виде. В сервисе 1С-Отчетность — удобная система работы с требованиями. Отвечайте на требования ФНС напрямую из сервиса: сформируйте ответ, прикрепите необходимые документы и отправьте на проверку в налоговую.

Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.

Срок на исполнение требования — 10 рабочих дней.

Но перед тем как готовить запрашиваемые документы, проверьте:

  • Не закончился ли срок проверки. Можно не представлять документы за пределами этого срока, кроме случаев проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
  • Не представляли ли вы ранее указанные в требовании документы. Если да — достаточно сообщить об этом проверяющим. Отправлять документы повторно не нужно (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Камеральная проверка может включать в себя и другие мероприятия:

  • осмотр помещений (ст. 92 НК РФ);
  • истребование документы у контрагентов проверяемого лица;
  • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).

Осмотр помещений допустим только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях:

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в декларации или её данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
  • выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Особые сроки у камеральной проверки декларации по возмещению НДС. Срок зависит от того, когда сдана декларация.

По декларациям НДС, поданным до 4 сентября 2018 года, срок проверки составляет три месяца. Если декларация представлена после 4 сентября 2018 года, то её проверяют два месяца. Если за два месяца инспекторы обнаружат нестыковки между сведениями в декларации и документах, они вправе продлить проверку до трёх месяцев.

У иностранных организаций, которые оказывают электронные услуги, камеральные проверки налоговой отчётности по НДС длятся до полугода (п. 2 ст. 88 НК).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.

Если выявлены нарушения, то:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Во взаимодействии с налоговой нет ничего страшного. Но налогоплательщик должен чётко знать свои права и права налоговых органов при проведении проверок.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий