Ольга Викторовна Свекольникова
Эксперт по предмету «История»
Задать вопрос автору статьи
Развитие законодательства
Правовая система Византии складывалась на основе римского права. В VI веке в Византии прошла кодификация классического римского права с учетом обновлений, вызванных императорской политикой и реалиями строя империи. В византийской редакции римское право получило новые черты, приобретя непривычный огосударствленный вид: единственным доминирующим источником права стал императорский закон. Многое было почерпнуто из греко-египетского права. К изменениям также подтолкнули запросы христианской морали.
После реформы Юстиниана императорское законодательство стало единственным источником права. Завершив кодификацию, император запретил ссылаться на ранние законы, а также заниматься толкованием постановлений Свода. Юристам разрешалось лишь переводить тексты кодификации, составлять индексы и особые систематические указатели. В остальном же следовало ограничиться учебными руководствами и разъяснениями. Судебная практика отныне могла основываться только на законах.
Китайский язык для начинающих
Научись писать, понимать и воспроизводить текстовую информацию
В связи с государственным развитием, новыми целями политики, жизненными реалиями законодательство не могло оставаться лишь в рамках Свода Юстиниана. Новеллы Юстиниана реформировали многое в институтах административного, церковного, наследственного права. Также сохранились специальные 13 эдиктов Юстиниана.
На первом этапе византийской истории законодательное значение имели эдикты префектов. Они могли издаваться в развитие императорских конституций и имели силу в пределах претория. Они посвящались регулированию пошлин и налогов, деятельности магистратов, провинциальному управлению.
Новую законодательную реформу предприняли первые императоры Исаврийской династии — Лев и Константин. По их инициативе был разработан новый правовой свод — Эклога. В Эклоге отображались изменения законодательства, введенные в VI–VII веках, исправлены ошибки и злоупотребления в истолковании права, внедрен «дух большего человеколюбия». Эклога заменила Юстиниановы «Институции» и была построена на новеллах императоров VII века и на законах Льва и Константина.
«Судебно-правовая система Византийской империи» 👇
На протяжении VIII века Эклога дополнилась Военным и Морским законами, регулировавшими правила военной и морской службы. Составной частью стал «Земледельческий закон».
Правление Македонской династии сопровождалось реформой законодательства. Согласно принципам реформы, следовало отменить устаревшие нормы, уничтожить противоречия в законах, ревизовать право и подготовить новое руководство правоведам и судьям. В результате всеобъемлющая систематизация законов заменила Свод Юстиниана.
Кратким руководством по правоприменению стал Прохирон, или Ручная книга законов (870–878). На его основе было составлено новое руководство по праву Эпанагога.
Главное место заняли Василики, систематизировавшие все императорское законодательство. Сохранялось лишь действующее право, хотя многие нормы записывались в архаических редакциях.
Важное значение в изменениях брачного права и порядка приобретения земельной собственности приобрели новеллы Константина Багрянородного (X век). Новшества в законы о статусе церковнослужителей и императорской власти внесли постановления императоров из династии Палеологов (XIII век).
Суд и судопроизводство
Юстиция была неразделима с администрацией. В этом была одна из особенностей судоустройства и его отличие от римской традиции.
Императору принадлежала высшая судебная власть. В силу своих полномочий, он мог принять к рассмотрению любое дело гражданской или церковной юрисдикции. Постепенно узаконились ограничения поводов обращения к суду императора: разбирались дела, представленные при обращении должностного лица, затруднявшегося в решении дела из-за противоречий в законах; принимались апелляции на важные дела; дела лиц высших сословий.
Центральной юстицией занимался широкий круг высших должностных лиц, причем их компетенция не была строго определена. Компетенцию определяли род дел, место жительства, сословная принадлежность, профессия, вероисповедание участвующих лиц. Широкими судебными полномочиями обладал столичный эпарх: полицейские нарушения, все дела жителей столицы, совершенные в столице преступления, некоторые торговые и профессиональные споры.
Основной массив дел разбирали низшие суды. В Константинополе это были обладавшие специальными знаниями чиновники. В провинции дела от имени правителя разбирали особые дефенсоры. Позднее в руководстве фемов были выделены фемные судьи.
Особое место имела церковная юстиция. Ее роль основывалась на привилегиях, предоставленных императором Константином, и составляла неотъемлемую часть роли церкви в государстве. Епископский суд признавался равным государственному. Если дело решалось при участии или арбитраже епископа, апелляция на решение не допускалась. С VI века в компетенцию церковных судов вошли гражданские дела, если стороны соглашались на это. Исключительно церковному суду подлежали священно- и церковнослужители, подвластные и зависимые от церкви люди. Нарушения церковных правил также подлежали рассмотрению в церковных судах.
На постановления низших судов было возможно приносить апелляцию. По установленному Юстинианом правилу дело могло быть рассмотрено не более чем в двух инстанциях. За необоснованную апелляцию жалобщика могли оштрафовать.
Судопроизводство в судах первой инстанции было письменным. Суд подразделялся на три стадии: определение предмета спора (при участии судьи), доказательства, приговор или решение. Византийское право выработало новые требования к надежности доказательств. Оценка свидетельских показаний находилась в зависимости от сословного статуса. Показания бродяг, рабов или неизвестных принимались, лишь если были даны под пыткой и не оспаривались прочими показаниями. В отличие от западной розыскной процедуры, византийское право признавало своеобразную презумпцию невиновности:
«Никто не может быть принуждаем приводить свидетелей против себя самого».
Суд был платным. Дело рассматривали судьи единолично или коллегиально. В силе было мнение большинства. При расхождении каждый судья выносил собственный приговор. В судопроизводстве решения не содержали ссылок на закон, тем более конкретную норму. Судьи свободно выносили решение, но в целом судебная практика придерживалась Василик. В работе судьи использовали совокупность многовековых постановлений, включая наиболее авторитетных судов или персонально судей.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Русь и Византия
Раздел Римской империи на две части произошел после смерти императора Рима, Феодосия, – в результате, в 395 г. нашей эры появилось два государства — «Старый Рим» и «Новый Рим».
Западная часть Рима через 80 лет пала под давлением варваров, а Восточная часть – Византия, осталась наследницей Древнего Рима.
Рисунок 1. Византия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Повышение квалификации для учителей
Получите официальное удостоверение государственного образца и пройдите аттестацию
Византия существовала в течение тысячелетия пока в 1453 г не пала под напором турок-османов.
С первых дней своего образования она постоянно подвергалась нападениям со стороны арабов, «русов», да и христиане иногда приходили.
Византия нуждалась в крепкой и сильной армии для защиты своей территории. Держать крупную армию и платить жалование солдатам позволяла торговля между Западом и Востоком – Византия контролировала причерноморские торговые пути, а Константинополь был посредником в этом деле.
Император, с целью укрепления своего влияния в регионе, выдавал своих дочерей за руководителей, примыкавших к Византии государств.
Аристократы, скупавшие землю у военных поселенцев, становились властителями (сеньорами) и имели свои собственные военные отряды.
Во время борьбы аристократии с императором, опорой для него становился простой народ.
В изданном указе устанавливалось право покупки земли, если хозяин продавал её. Приоритетное право принадлежало родственникам, затем соседям и односельчанам.
«Взаимоотношения Руси и Византии» 👇
Для защиты личной собственности прописаны были и другие меры. Находясь между двумя агрессивными народами, соседями булгарами и русами, Византии приходилось лавировать, периодически стравливая их между собой.
Русы переплывали Черное море на больших ладьях в огромном количестве и осуществляли опустошительные набеги на Византию.
Летописи тех времен рассказывают о свирепых русах, которые своими набегами сотрясали волжско-камских булгар, Поволжье, хазар, прикаспийские владения халифата.
Русские в Константинополе впервые появились в 838 г, в это время к василевсу Феофилу прибыла делегация от народа росс, а затем она в составе Византийской делегации оказалась в Западной Европе при дворе Людовика Благочестивого.
Византийцев в Киевской Руси воспринимали как торговых важных партнеров, однако все вопросы торговли решались только через военные походы.
Киевские князья Аскольд и Дир совершили первый поход в 860 г, а второй поход, как говорит летопись, состоялся под началом князя Олега в 911 г.
В результате этого похода был заключен договор с Византией. По договору между Киевом и Византией устанавливались дружественные отношения, определялся порядок выкупа пленных, наказания за преступления.
Договор создавал благоприятные условия для взаимной торговли и давал возможность русским купцам жить в Византии, посещать общественные бани, что было большим доверием к иностранцам.
Политическое и правовое влияние Византии на Русь
Отношения Византии с Русью были обусловлены традиционализмом идеологических установок, заключавшихся в римском имперском универсализме.
Византийская дипломатия была довольно гибкой, она балансировала между традиционной теорией и реальностью.
Во взаимоотношениях с Русью византийская дипломатия использовала принципы и методы, которые включали в себя установление межгосударственных договорных отношений.
Эти отношения вводили международную политику в правовое русло и препятствовали оказанию военного давления, разгрому городов, неожиданным набегам.
Особенно это влияние проявилось в период формирования великорусского государства в XIV-XVI веках.
Важное место в межгосударственных отношениях уделялось церемониям приемов, торжественным обедам, официальным и неофициальным беседам. В русской истории было важное событие, связанное с браком князя Ивана III Васильевича и племянницы последнего императора Византии Софьи, при которой утвердились обычаи и порядки византийского двора.
Это отразилось и на Великом князе, который вдруг возвысился в глазах современников и одним своим видом стал внушать страх.
Положение Древней Руси на международной арене браком князя и Софьи было укреплено.
Иван III очень хочет показать, что Москва является преемницей Константинополя во всех отношениях и с этой целью вводит обряд венчания на царство, объединяет московский герб с византийским.
На гербе красуются московский Георгий Победоносец, убивающий змея, и византийский двуглавый орел. Позже, Иван IV Грозный по аналогии с византийским императором, называет себя царем.
На Руси стали возникать монастыри, и церковь превращается в богатую организацию, а митрополит на Руси назначается с согласия византийского императора.
Что касается правового влияния Византии, то русские познакомились с византийским правом до принятия христианства, а греко-русские договоры X века проникнуты элементами византийского права.
Церковные и светские византийские права греческим духовенством были внесены после принятия христианства.
Между государствами торговые и политические отношения регулировались договорами, которые заключались в ходе многих походов, а их содержание представляло собой нормы византийско-русского права.
Поскольку договоры были международными, то и фиксировали межгосударственные нормы. По договору 945 г. Русь взяла на себя обязательство не претендовать на крымские владения Византии.
После поражения русских войск в болгарском Доростоле между Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием в 971 г. был заключен ещё один договор, правда, его условия были для Руси неприятны – Русь должна была прекратить нападения на Византию.
Рисунок 2. Отношения Византии и Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важную роль в международных отношениях в это время, судя по договорам, играли купцы. За границей они не только торговали, но, имея связи с иностранными дворами, ещё выступали в роли дипломатов.
Отношения Византии и Руси
Византии сегодня не существует, но именно она, в свое время, оказала большое влияние на культурную и духовную жизнь Древней Руси.
Византия и Древняя Русь граничили через Черное море и контактировали друг с другом с IX века. Контакты сначала были враждебные, русы часто совершали набеги, но постепенно вражда закончилась.
После уничтожения Хазарского каганата, угрожавшего Константинополю, обе страны наладили торговые и дипломатические связи. Были и династические браки, например, Мария, мать Владимира Мономаха, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
Византия дала Руси христианскую религию. От византийцев были унаследованы особенности церковного пения, иконописи, православного подвижничества.
Из Византии в XII веке на Русь была привезена икона Божией Матери, одна из величайших христианских святынь – сегодня она известна как Владимирская.
После принятия христианства на Руси между странами окрепли торговые связи. На Русь из Византии шли ткани, вино, пряности, а уходили меха, рыба, икра.
Шло развитие и культурного обмена, например, знаменитый иконописец Феофан Грек, писал иконы в новгородских и московских храмах.
Менялась и архитектура – на Руси впервые началось строительство каменных зданий – Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Новорожденным младенца на Руси давали при крещении греческие имена – Александр, Андрей, Софья, Галина, Петр, Георгий, Андрей.
Из Византии на Русь привозили первые книги, которые позже переводили на русский язык, например, жития святых. Кроме духовных произведений, были и художественные.
Основой славянской письменности является греческое уставное письмо и этим русские обязаны деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию.
После крещения Руси во многих городах, в частности, в Киеве и Новгороде, по византийскому образцу открывали школы. В Москве в 1685 г по просьбе патриарха Иоакима была открыта славяно-греко-латинская академия. В русской столице эта академия стала первым высшим учебным заведением.
Все учебные заведения в свою программу включали греческий язык, потому что основная часть священных текстов была написана на греческом языке. Изучение истории, культуры и искусства Византии – родины православия, было в России престижной и важной областью гуманитарного знания.
Византия прекратила свое существование в 1453 г после захвата Константинополя османами, но, несмотря на это, Россия не забыла о Византии.
Елена Александровна Смыслова
Эксперт по предмету «История России»
Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.
Древняя Русь входила в сферу влияния византийской цивилизации. Именно Византия дала славянам православную веру. На первых порах греческие священники составляли основу клира, своей деятельностью заложив фундамент русской православной культуры, книжности, искусства, архитектуры. Византия дала Руси первые уроки законодательства, международных договоров, учения о верховной власти.
Первые контакты с Византией
В Византии о «росах» заговорили в IX века, когда они начали из-за Черного моря совершать на византийские города набеги. Принято считать первым упоминанием известие в «Житии Георгия Амастридского» о нашествии на город Амастриду в Малой Азии. Некоторые ученые его датируют временем до 842 года, другие в этом известии видят позднюю вставку, отражающую события 860 года или 941 года. Точные сведения относятся к 860 году, когда впервые «народ рос» напал на Константинополь. В дальнейшем киевские князья приводили войско под стены Византийской столицы еще несколько раз.
Профессия «Продакт менеджер»
Научись управлять командой, запусти свой первый проект, прокачай Hard и Soft skills
Византия – это средневековое государство, возникшее в IV веке в восточной части Римской империи при ее распаде и существовавшее до середины XV века.
Русские летописи содержат подробный рассказ о походе Олега в 907 году, после которого он прибил на врата Царьграда свой щит. Греки сдались и подписали выгодный Руси договор, помещенный в «Повести временных лет». Этот договор принято считать первым международным соглашением Древнерусского государства. Проблема заключается в том, что византийские источники не содержат сведений об осаде Константинополя в 907 году, капитуляции города перед русами, заключении договора 911 года.
Однако не стоит преувеличивать факт умалчивания византийских источников о делах славян. Византийцы в своих источниках умудрились «не заметить» Крещение Руси в 988 году, так как они считали русов христианами после крещения Ольги, и отправка на Русь священников в 988 году показалась византийским историкам недостойной упоминания. Такая же ситуация могла быть с событиями 907–911 годов. Летописный текст договора содержит несомненные византийские юридические формулы X века, находит параллели в современной ему документации, и поэтому считается подлинным. Византийские источники содержат свидетельства о походе Игоря в 941 году, хотя греческий текст договора также не сохранился.
«Русь и Византия» 👇
Договоры регулировали права русских купцов, проблемы пленных, вопросы юрисдикции по совершаемым иностранцами уголовным преступлениям и пр. Тематика указывает на ключевую сферу отношений: в первую очередь русов волновал статус в чужой стране.
Это подтверждает факт масштабного проникновения славян в византийское общество.
Важным событием в отношениях был визит княгини Ольги в Константинополь (946 год или 957 год) и оказанный ей прием. Ольга приняла крещение, однако это не привело к крещению Руси.
Отношения Византии и Руси в конце X- начале XI веков
Символом налаживания отношений стало участие войск русов в византийских войнах второй половины X века в качестве союзников или наемников. Вместе с византийцами русы воевали на Кипре и Сицилии против арабов. В 988–989 годах дружина Владимира участвовала в гражданской войне в Византии, оказав императору Василию II помощь в подавлении мятежа Варды Склира и Варды Фоки. В конце X – первой половине XI века в византийской армии действовал русский корпус, участвовавший во многих сражениях византийцев. При его участии император Василий II вернул Сирию, подчинил западную Болгарию, Армению и Грузию, удержал Южную Италию. Он умер в 1025 году при подготовке похода в Сицилию. Войско, включавшее и русских воинов, стояло в Реджио. Для Руси этот корпус был средством влияния на правительства государств, участвующих в политике на Средиземном море и в Передней Азии. Следовательно, несколько преувеличенным является мнение о неучастии Руси в европейском крестоносном движении.
Русь знала круг земель, куда Византия могла направить корпус. Эти страны не изменились и при Ярославе Мудром, в годы упадка Византии, когда ее начали теснить турки и норманны, когда в византийском войске резко выросла роль наемников. В 1030 году русские были в числе тех, кто под Алеппо спасал императора Романа III от арабского плена. На следующий год они входили в войско Георгия Маниака, овладевшего Эдессой. Корпус служил также императору Михаилу IV– сперва стоял во фракийской феме, а затем участвовал в отвоевании у арабов Сицилии, а когда в Италии французские норманны в 1041 году вышли из повиновения Византии, русский отряд участвовал в сражении с ними при Малфи. С 1036 года печенеги вторгались во владения Византии через Дунай; их противоречия с Византией оказались сильнее, чем с Русью, а в 1043 году произошел и русско-византийский разрыв.
Военный этап противостояния Византии и Руси закончился русско-византийской войной 970–971 годов. Борьба развернулась за земли Болгарии. Князь Святослав хотел здесь основать Дунайскую Русь. Византию не устраивал захват русами Придунайвья, и греки приложили все военные и дипломатические усилия, чтобы этого не произошло. И хотя в 971 году был заключен мирный договор, на обратном пути в 972 году Святослав погиб из-за византийских интриг, в результате нападения печенегов на его отряд.
Последняя русско-византийская война случилась в 1043 году, после чего стало окончательно ясно, что походы на Константинополь организовать невозможно: слишком много трудов и риска. В 1046 году был заключен мир, скрепленный браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Константина Мономаха.
Во второй половине XI века продолжается русское военное присутствие в армии Византии в качестве наемников. Они воевали против сельджуков в Грузии в 1053 и 1074 годах, в Армении в 1057 и 1071 годах. Однако русское участие в византийских войнах постепенно уменьшается. Ученые этот факт обычно связывают с завоеванием норманнами Англии в 1066 году, после чего в Византию начинают в большом количестве приезжать наемники из Скандинавии и Англии.
Византия и Русь после Крещения Руси
Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.
Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.
В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).
Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.
Примерный план работы:
1. Развитие законодательства.
2. Суд и судопроизводство.
3. Изменения в частном праве.
4. Уголовное право и процесс.
Первый вопрос. Развитие законодательства необходимо рассматривать по нескольким направлениям:
— императорское законодательство, указав, что оно являлось единственным официальным источником права после кодекса Юстиниана;
— эдикты префектов, имеющие большое значение в первый период истории Византии;
— законодательная реформа императоров Льва и Константина, охарактеризовав правовой свод Эклога (с точки зрения структуры и содержания), Морской и Военный законы (VIII в.);
— реформа императоров Василия, Льва и Александра (правление Македонской династии), рассказав о Прохироне (Ручной книге законов);
— главное место в новом законодательстве заняли Василики — обширный (в 6 томах, 60 титулах) свод, который заново систематизировал все императорское законодательство, начиная с кодекса Юстиниана;
— реформирование правовой основы отдельных правоотношений. В качестве примера студент может привести новеллы императора Константина Багрянородного (X в.), касающиеся изменений брачного права и порядка приобретения земельной собственности; постановления первых императоров династии Палеологов (XIII в.), вносящие новеллы в законы об императорской власти, статусе епископов и служителей церкви и др.
Второй вопрос уместно начать с выявления основных особенностей судоустройства империи, подчеркнув, что юстиция была неразделима с общей администрацией и носила достаточно рассредоточенный характер. Затем студент должен рассмотреть систему органов власти, осуществляющих судебные полномочия и рассмотреть их правовой статус. В частности, исследованию подлежат:
— император как высшая судебная власть;
— суд командующего флота (великого друнгария), суд председателя административной (чиновной) юстиции, суд первого секретаря императора, которые считались наиболее вышестоящими судами. Примечательно, что судебная компетенция определялась родом дел, местом жительства, сословной принадлежностью, профессией, вероисповеданием участвующих в деле лиц и другими обстоятельствами;
— столичный эпарх, рассматривающий дела жителей столицы, полицейские нарушения, совершенные в Константинополе преступления, профессиональные и торговые споры;
— этериарх и протовестиарий, разрешающие дела служащих дворцового ведомства;
— логофет геникона, рассматривающий налоговые споры;
— низшие суды (в столице — назначенные чиновники, обладавшие специальными знания, в провинции — дефенсоры, а позднее — особые фемные судьи);
— церковная юстиция, подчеркнув, что она занимала особое место в судебной организации.
Далее исследованию должны быть подвергнуты принципы и стадии судопроизводства, носившие условный характер:
1. определение предмета спора (при активном участии судьи),
2. рассмотрение доказательств,
3. вынесение приговор или решение.
Третий вопрос. Изменения в частном праве следует рассматривать в зависимости от сферы правоотношений:
— выравнивание правоспособности свободных и несвободных, исчезновение резкого противоположных категорий граждан и неграждан;
— упрощение приобретения статуса вольноотпущенника;
— изменения в брачно-семейных отношениях (например, утрата практического значения институт главы семейства, изменение условий и порядка заключения брака, введение института обручения, повышение статуса жены и др.);
— упрощение в области права собственности;
— снижение формализма обязательственного права и др.
В четвертом вопросе студент должен дать понятие преступления («как проявления греховной природы человека») и рассказать об его основных видах, подчеркнув, что одним из самых тяжких считалось посягательство на власть. Затем необходимо рассказать о системе наказаний, перечислив основные новеллы византийского права в данной сфере (например, широкое введение членовредительных наказаний).
Судебно-правовая система Византийской империи сложилась на основе римского права. Уже в VI веке в Византии была проведена всеобщая кодификация. Кодификационные работы были выполнены в рекордно короткий срок (с 529-534 гг.).
Единственно доминирующим источником права стал государственный императорский закон – Свод законов Юстиниана, что придало византийскому праву непривычный для классического права огосударствленный вид.
Руководителем кодификационных работ был избран юрист, начальник столицы государства Трибониан, в помощь которому было предоставлено только 15 сотрудников и уже через три года были готовы первые две части кодекса – Дигесты (составлены из сочинений римских юристов и комментируют действующее римское право) и Институции (учебник для студентов византийских юридических учебных заведений), а позднее вышла в свет третья часть – собственно сам «Кодекс Юстиниана» (включающий собрание императорских постановлений). Все остальные дополнения и изменения вошли в четвертую часть «Новеллы».
Значение Свода законов Юстиниана двоякое. Во-первых, Свод дает систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции в целом. Во-вторых, служит основным источником рецепции (принятия) римского права в средние века, а также восприятие многого из греко-египетского права.
Законодательство Юстиниана преследовало различные цели: стремление привести старое право, унаследованное из Рима, в общую систему; надежда укрепить монархию; желание придать блеск правлению императора Юстиниана, который мечтал воскресить былое некогда величие Рима, объединив под одной властью бывшие владения и будучи высшим судьей, проявлял не характерный обычно для императоров интерес к праву и судебной деятельности.
Новая законодательная реформа была предпринята первыми императорами Исаврийской династии – Львом и Константином, по инициативе которых в 726 г. был разработан и введен в действие новый правовой свод – Эклога («Избранные законы»), которая состояла из 18 титулов-глав. Эклога заменила собой Юстиниановы «Институции» и была посвящена семейному праву, дарениям, опеке, отпуску рабов на волю, разделам собственности, преступлениям и наказаниям, договорам и условиям их записи, свидетелям и соглашениям. Впоследствии Эклога дополнилась особыми Военными и Морскими законами, регулирующими правила морской и военной службы и использования флота в империи.
«Земледельческий закон», хорошо известный в славянских государствах, стал составной частью «Эклоги». Данный закон санкционировал существование сельских общин в Византии и регламентировал их правовой быт.
В 870-878 гг. вышла в свет Ручная книга законов «Прохирон», которая вкратце излагала все существующие законы того времени, состояла из 40 титулов-глав.
Возвратили Византийскую империю в законодательство Юстиниана «Василики» (888-889 гг.) императора Льва VI. Они состояли из 60 титулов-глав, объединенных в шесть томов. К концу XII в. Василики стали единственным действующим в Византии сводом права и до нашего времени полный текст Василиков так и не дошел.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда возникла Византия как самостоятельное государство?
2. Какова роль идеи преемственности Византии по отношению к Римской империи в становлении ее государственности?
3. В чем состоит сущность феодальных отношений Византийского государства?
4. Каковы были особенности института императорской власти в Византии?
5. Раскройте государственное устройство Византии.
6. Какую роль в укреплении Византийской империи сыграло христианство?
7. Назовите основные органы власти Византийского государства.
8. Перечислите и охарактеризуйте основные источники права Византии.
9. Что стало причиной распада Византийской империи?
В эпоху гонений приговоры епископов, недействительные в государственном праве, не имевшие исполнительной силы в гражданском обществе, опирались исключительно на их духовный авторитет. После издания Миланского эдикта обычай христиан судиться у своих епископов получил государственную санкцию, а судебные решения архиереев стали опираться на исполнительную силу государства. Константин Великий предоставил христианам право переносить любые тяжбные дела на суд епископов, приговор которых признавался окончательным. Причем для такого переноса достаточно было желания одной стороны. Безапелляционный епископский суд, наделенный официально-государственным статусом, по мере христианизации империи с успехом стал конкурировать с юрисдикцией гражданских магистратов. Это привело к тому, что епископы оказались перегруженными массой дел, весьма далеких от духовной области. Архиереи тяготились этим. И позднейшие императоры, чтобы сузить судебные права Церкви, обусловили компетенцию епископского суда в решении гражданских тяжбных дел обоюдным согласием сторон. Но помимо дел, по которым епископский суд имел характер полюбовного разбирательства, по взаимному согласию сторон, некоторые дела уже по самому характеру своему подлежали в Византии архиерейскому церковному суду.
Исключительно церковному суду подлежали гражданские тяжбы между клириками, т.е. когда истец и ответчик были духовными лицами. Отцы Халкидонского Собора по этому поводу изрекли в 9-м правиле: «Аще который клирик с клириком же имеет судное дело, да не оставляет своего епископа, и да не перебегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего епископа, или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит, да подлежит наказаниям по правилам. Аще же клирик со своим, или со иным епископом имеет судное дело, да судится в областном соборе». Все определения Халкидонского Собора были утверждены императором Маркианом и тем самым получили статус государственных законов.
В Византийской империи подсудность клириков своим архиереям по гражданским делам признавалась безусловной канонической нормой. Но по характеру своему такие дела могли бы разбираться и государственными судебными инстанциями. Иначе обстоит дело с делами собственно церковными, которые, хотя и имеют тяжбный характер, но по самой природе своей не могут быть подсудны нецерковным судебным учреждениям. Например, споры епископов о принадлежности прихода к той или иной епархии, тяжбы клириков о пользовании церковными доходами. Византийские императоры неоднократно подтверждали, что юрисдикция по этим делам принадлежит исключительно Церкви, и такие подтверждения с их стороны не носили характер уступки, а были лишь признанием неотъемлемого права Церкви.
нормативные документы.docxЛабораторная работа №1 Пищеварительная система (для группы 0201259-Образцы наградных документов.pdfАСУНО Аукционная документация Курская область.docxНормативные документы по ПРГ.pdfПрактическая работа Документирование.docxКР Система экспортного контроля.docx83428 Деньги и денежная система РФ. Сущность, функции, виды и роМОДЕЛИ ОПЛАТЫ ТРУДА ТАРИФНАЯ СИСТЕМА И БЕСТАРИФНЫЙ ПОДХОД.docНовый документ в формате RTF.rtf
Судебная система Византии
Юстиция в византийском государстве была неразделима с общей администрацией. В этом заключалась одна из главных особенностей судоустройства империи и его общее отличие от традиций римской юстиции. Не только юридически управленческая власть была едина с судебной – как на центральном, так и на уровне провинций. Но и жизненно судопроизводство вели те же чиновники, что входили в административный или финансовый аппарат.
Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих полномочий, он мог принять к рассмотрению любое дело гражданской или церковной юрисдикции. Постепенно узаконились ограничения поводов обращения к суду императора: разбирались дела, представленные при обращении должностного лица, затруднявшегося в решении дела из-за противоречий в законах; принимались апелляции на важные дела; дела лиц высших сословий.
Суды высших чиновников(Центральная юстиция)
Центральная юстиция была рассредоточена. Ею занимался широкий круг высших должностных лиц империи, причем их компетенция не была как-нибудь определена. Компетенция определялась родом дел, местом жительства, сословной принадлежностью, профессией, вероисповеданием участвующих в деле лиц и многими другими обстоятельствами. Наиболее вышестоящими (не считая императорского) считались суд великого друнгария, суд председателя административной (чиновной) юстиции, суд первого секретаря императора. Широкими судебными полномочиями располагал столичный эпарх: ему были подведомственны все дела жителей столицы, полицейские нарушения, совершенные в Константинополе преступления, даже профессиональные и торговые споры. Дела служащих дворцового ведомства разбирали этериарх и протовестиарий. Споры по налогам, в том числе нарушение налоговых законов, – логофет геникона. Дела по морскому ведомству, преступления моряков разбирались друнгарием флота. В той или иной степени судебной властью обладали и другие руководители центральных ведомств.
Местные суды дофемного и фемного строя
Основную массу дел разбирали низшие суды. В столице это были назначенные чиновники, обладавшие специальными знаниями. В провинции от имени правителя (в ранний период – префекта претория) дела разбирали особые дефенсоры. Позднее были выделены в руководстве фемов также особые фемные судьи
Особенности судебного процесса
В отличие от распространившейся на Западе розыскной процедуры, византийский суд признавал своего рода презумпцию невиновности обвиняемого: «Никто не может быть принуждаем приводить свидетелей против себя самого» («Эклога», XIV, 63).Суд был платным. Дело рассматривалось судьей единолично или коллегиально (в коллегии могло быть и более десятка судей). В силе было мнение большинства по делу. При расхождении каждый из судей выносил свой собственный приговор. В практике судопроизводства приговоры и решения не заключали ссылок на определенный закон, тем более совершенно конкретную норму. Судьи выносили решение свободно. Но закон подразумевался, упоминался общий институт, имевший отношение к делу, законодательное правило. В целом практика придерживалась и духа, и буквы Василик. В конкретной работе судьи использовали как бы всю совокупность имевшихся многовековых постановлений, в том числе наиболее авторитетных судов или даже персонально судей. В этом они опирались на особые обзоры состоявшихся судебных решений, тематические справочники по законодательству, разного рода схолии (пояснения). Византийская юридическая наука была тесно связана с практикой, хотя большинство сохранившихся юридических сочинений и комментариев законов составлены профессорами юридических школ.
И. П. Медведев