Увеличение прогрессии в налоговой системе россии

Увеличение прогрессии в налоговой системе россии Аналитика

Основные направления налоговой политики

Основные направления налоговой политики: каких поправок ждать в НК РФ?

Законопроект Минфина России, подготовленный для реализации положений основных направлений налоговой политики (ОННП), одобрен на Правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Далее он будет рассмотрен на заседании Правительства РФ (Информация Минфина России от 11 марта 2024 года).

Среди планируемых поправок:

  • предоставление возможности физлицам, не являющимся ИП, в налоговых документах указывать вместо ИНН или персональных данных свой номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ;
  • оптимизация количества «нулевой» налоговой отчетности. Единую декларацию нужно будет сдавать один раз — до 20-го числа, следующего за месяцем, в котором последний раз было движение на счетах в банках (в кассе организации) и в котором по декларируемым налогам последний раз были объекты налогообложения;
  • сокращение «пороговых» требований к участникам налогового мониторинга: в части оборота и активов с 1 млрд рублей до 800 млн рублей, а по уплаченным налогам — с 100 млн рублей до 80 млн рублей;
  • исключение из состава ЕНП сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей гражданских воздушных судов, работников организаций угольной промышленности;
  • обеспечение централизованной передачи сведений о многодетных семьях в ФНС с целью предоставления льгот по имущественным налогам в беззаявительном порядке.

  • уточнение предусмотренных при увольнении видов выплат, которые освобождаются от налогообложения НДФЛ;
  • освобождение от налогообложения доходов в виде жилого помещения (земельного участка), полученного из государственной или муниципальной собственности с частичной оплатой;
  • предоставление законодательным органам субъектов РФ права уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимости независимо от оснований их приобретения;
  • распространение соцвычета на расходы по оплате медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту;
  • для вкладов со сроком действия более 1 года — предоставление возможности учета суммы необлагаемого процентного дохода, определенного в периодах, за которые начислены проценты по вкладу.
Дополнительный анализ:  Освобождение от доказывания в налоговом споре и понятие «ущерб»

Налог на прибыль организаций:

  • исключение требования о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории РФ) в отношении операций по реализации небольших пакетов обращающихся акций для применения нулевой ставки;
  • учет доходов в виде санкций, присужденных после 05.03.2022 судом к взысканию с иностранных организаций, расположенных в недружественных странах, а также с российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих иностранных организаций, по мере поступления денежных средств. Норму предлагается установить до 31.12.2026;
  • для применения пониженных ставок — ограничение круга лиц, входящих в одну группу лиц с той или иной организацией, российскими лицами для стимулирования деятельности в области IT, а также в сфере радиоэлектронной промышленности непосредственно российских организаций.

Определение правил перерасчета ранее исчисленных физическим лицам имущественных налогов, а также сроков уплаты налогов, рассчитанных по результатам перерасчета. Налог необходимо будет уплатить не позднее, чем через 3 месяца после формирования нового уведомления.

Специальные налоговые режимы

Исключение из доходов сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (при применении ЕСХН и УСН).

  • уточнение сроков направления плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты взносов (в срок не позднее трех лет с даты возникновения права на освобождение от уплаты страховых взносов).
  • для ИП, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой размер дохода, с которого уплачиваются страховые взносы, уменьшается на профессиональные налоговые вычеты (за исключением страховых взносов на ОПС и на ОМС).

Теги:
государственный контроль (надзор),
ЕНП,
ЕСХН,
законопроекты,
инициативы,
налог на прибыль,
налоги, сборы, взносы,
налоговая ответственность,
налоговый контроль,
НДФЛ,
страхование,
УСН,
Минфин России,
Правительство РФ

Дополнительный анализ:  Профессия аналитик данных

Документы по теме:

Информация Минфина России от 11 марта 2024 г. «Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила налоговые поправки в части реализации ОННП«

В 2024 году ожидается рост налоговых поступлений в российский бюджет на 12%, до 52,5 трлн руб.

На расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы России глава ведомства Даниил Егоров, сообщил, что в нынешнем году ожидается рост поступлений налогов в бюджетную систему на 12%, или на 5,7 трлн руб., до 52,5 трлн руб. При этом плановые показатели федерального бюджета за последние зимние месяцы 2024 года исполнены на 104%, консолидированных бюджетов субъектов – на 118%, страховых взносов – на 113%.

За прошедший год в бюджет страны поступило 46,8 трлн руб., а это на 4,8 трлн руб. или 11%, больше, чем в 2022 году. Налог на прибыль (+25%) показал самые высокие темпы роста, затем идет НДФЛ (+14%) и НДС (+11%).

Также в 2023 году в России был введен Единый налоговый счет (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации«). Это позволило избежать зачетов между налогами, а сумма невыясненных платежей сократилась в 23 раза. Таким образом, ЕНС доказал свою эффективность. Об этом сообщается на сайте ФНС России.

Кроме того, на заседании рассказывали о планах расширить с 1 апреля функционал личного кабинета индивидуального предпринимателя: отчетность по 20 формам пользователи смогут сдавать онлайн. Более того, до конца года ФНС России планирует запустить мобильное приложение, с помощью которого можно будет получить квалифицированный сертификат электронной подписи без посещения удостоверяющих центров и подписывать любые электронные документы.

Заместитель министра финансов России Алексей Сазанов, рассуждая о ближайших перспективах, призвал продолжить повышать качество налогового администрирования и обратить внимание на применение схем в интернет-торговле. Был также отмечен успех проведенных в прошлом году совместных контрольных мероприятий двух ведомств: ФНС и ФТС России. По итогам их сотрудничества взыскания в бюджет выросли на 35%.

Власти начали публичное обсуждение изменений налоговой системы. О чем говорили представители правительства, бизнеса и экспертного сообщества в Госдуме — в материале РБК

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

В понедельник, 20 мая, на экспертном совете комитета Госдумы по бюджету и налогам был дан старт публичному обсуждению изменений налоговой системы. Корректировки затронут налоги как граждан, так и бизнеса. Конкретные параметры изменений (в том числе ставки, пороги по НДФЛ, их количество) на экспертном совете не были названы. Однако базовые направления были изложены, например:

  • у большинства граждан ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) останется на уровне 13%;
  • преобразования не будут фискально нейтральными, то есть принесут дополнительные бюджетные доходы;
  • дополнительные доходы будут перераспределяться через федеральный бюджет.

Основной задачей правительства, парламентариев и бизнеса на этой встрече, как заявил председатель налогово-бюджетного комитета Андрей Макаров, было «сверить часы» и оценить, насколько у всех участников дискуссии совпадают взгляды на то, что такое «справедливая налоговая система». Предполагается, что корректировки будут приняты Госдумой в весеннюю сессию, то есть до 4 августа 2024 года. Главное из двухчасового обсуждения — в материале РБК.

Изменения для среднего класса

В выигрыше должны оказаться семьи с детьми и другие категории, нуждающиеся в господдержке, сказал Силуанов. А дополнительные налоговые поступления пойдут на решение «важнейших для общества проблем», в том числе в социальной сфере и экономике.

На вопрос РБК о том, коснется ли корректировка налоговой системы малоимущих граждан, замглавы Минфина Алексей Сазанов ответил, что налоговая нагрузка для них «изменится только в лучшую сторону». «В любом случае меры поддержки социально незащищенных слоев и семей с двумя и более детьми в рамках тех изменений, которые сейчас предлагаются, будут реализованы», — сказал он РБК.

В настоящее время вычеты по НДФЛ для семей с детьми есть, но они невелики: за первого и второго ребенка освобождается по 1400 руб. дохода (экономия — 182 руб. в месяц), за третьего и каждого последующего ребенка — еще по 3000 руб. (экономия — 390 руб. в месяц), вычеты прекращаются при достижении зарплаты 350 тыс. руб. с начала года.

Партнер Б1, член экспертного совета думского комитета по бюджету и налогам Марина Белякова отмечает, что для ультрабогатых налогоплательщиков существует арсенал налогового планирования, в том числе паушальный налог на контролируемые иностранные компании (КИК) в размере 5 млн руб. вне зависимости от дохода КИК, поэтому прогрессия в основном затронет средний класс.

Антон Силуанов

Направления расходов

«Граждане, в том числе те, у кого будет изменен порог ставки НДФЛ, будут видеть, на что идут уплаченные ими дополнительные налоги», — указал Силуанов, отметив, что такой опыт уже есть — дополнительные доходы бюджета от повышенной ставки НДФЛ 15%, введенной с 2021 года, зачисляются через федеральный бюджет в фонд помощи детям «Круг добра».

В этот раз спектр расходов, на которые пойдут собираемые налоги, будет шире: это и нацпроекты «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», и повышение социальных выплат, продление материнского капитала, поддержка здоровья женщин, отметил Силуанов.

Вероятно, в прогрессии будет учитываться только фактор годового дохода, а не иные моменты (количество детей, например), предполагает Белякова. При этом поддержка материнства может осуществляться не дифференцированной ставкой, а прямыми выплатами. «Плюс в таком подходе есть — он прост. Но и минусов немало: в мировой практике прогрессия работает в рамках адекватной и сложной системы расчета базы и налоговых вычетов (в США, например, можно считать налог по домохозяйству), у нас этого нет, а вычеты ограничены очень низкими лимитами», — указывает она.

В России субъектом — плательщиком НДФЛ является физическое лицо. Поэтому человек, живущий один и зарабатывающий, например, 200 тыс. руб. в месяц, и отец — глава семейства из пяти человек, зарабатывающий столько же, заплатят один и тот же НДФЛ (не считая стандартных вычетов на детей). В США супружеская пара может подавать совместную декларацию по налогу на прибыль. У такой опции есть целый ряд преимуществ, включая зачастую более низкую ставку, вычеты на детей и т.д.

Бюджет аккумулирует деньги и расходует «котловым методом», от «окрашивания» их больше не станет, говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Поэтому целевое назначение — условность, скептичен он.

Но когда ввели 15-процентную ставку НДФЛ, «негатива было не так много» именно по той причине, что было определено целевое назначение платежей, напоминает партнер Kept Михаил Орлов. По его мнению, параметры увеличения НДФЛ необходимо рассматривать в увязке с качеством государственных услуг, которые налогоплательщики будут получать взамен. «Если качество будет достаточно высоким, то, наверное, и негативное восприятие повышения налоговой нагрузки будет меньше», — указывает эксперт.

Углубление прогрессии

При обсуждении прогрессии НДФЛ в воздухе «незримо витает» вопрос, какая справедливость нам нужна — уравнивающая или распределяющая, отметила на экспертном совете секретарь Общественной палаты Лидия Михеева. «В обществе, основанном на частной собственности, уравнивающей справедливости быть не может, потому что она представляет собой равенство неимущих», — указала Михеева, напомнив, что в последние 30 лет в России многие люди стремились накопить благосостояние, много работали, чтобы «добиться общего блага».

Кроме того, важно учитывать и региональную специфику, говорит Михеева. «Возьмем высококвалифицированного специалиста, быть может, хирурга-онколога. Очевидно, что в городе Барнауле он за год заработает меньше, чем его коллега в Москве. Кто из них подпадет под новый режим?» — задалась вопросом она, отметив, что средняя зарплата в столице и ряде регионов различается в разы.

Углубление прогрессивной шкалы позитивно повлияет на предпринимательскую деятельность и станет фактором, выравнивающим конкуренцию крупных и малых компаний, сказала на совете основательница Wildberries Татьяна Бакальчук. «Мы на самом деле очень рады этой инициативе, потому что уже неоднократно выступали за то, что нужно дифференцированно подходить к системе налогообложения», — отметила она.

Деятельность бизнеса должна быть прозрачной, а собираемые налоги — соответствовать масштабу компании, пояснила Бакальчук. «Эта мера позволит участникам рынка с более низкими оборотами эффективно конкурировать с крупным бизнесом, что в целом создает благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса в стране», — оптимистична она.

Есть риск того, что повышение ставки НДФЛ увеличит теневой сектор экономики, предупредил глава «Опоры России» Александр Калинин. «В последние годы зарплаты существенно обелились, в этом, кстати, заслуга и Федеральной налоговой службы. Но ведь может ситуация откатиться, поэтому мы просили бы очень внимательно посмотреть по ступенчатой шкале НДФЛ, чтобы не перегнуть палку, чтобы не загнать зарплаты в серую зону», — обратился он к Силуанову. Его позицию разделяет и Зарипов: «Небольшая часть доходов уйдет в тень, но если пороги будут слишком низкими или прогрессия будет слишком резкой, а ставки высокими, то это будет уже заметная часть», — прогнозирует он.

У правительства «достаточно инструментов» для предотвращения схем ухода от налогов, по крайней мере в отношении «богатых» налогоплательщиков, заверил Силуанов. «Уравнивание условий для налогообложения и недопущение ухода в тень — это одно из важнейших условий конкуренции», — подтвердил он.

Изменения для бизнеса

Налоговые корректировки должны обеспечивать стабильные предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, заявил Силуанов, не называя конкретных ставок и видов налогов. «Если инвестор приходил в те или иные проекты под условия инвестиционной стабильности — для него они должны сохраниться. Это касается всех преференциальных режимов, в том числе СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР», — сказал он.

Собранные средства государство направит на инфраструктуру, жилье, дороги, развитие наукоемких отраслей и различные меры поддержки бизнеса, перечислил Силуанов. В том числе по ряду приоритетных направлений государство возьмет на себя гарантирование спроса, от чего бизнес тоже в результате выиграет. Но помощь государства будут получать не все компании, следует из заявления главы Минфина.

«Считаем, что поддержка должна оказываться прежде всего тем, кто не выводит полученную прибыль в офшоры, не откладывает ее в дивиденды на проедание, а направляет ее на расширение производства, инновации, вкладывая ее в инфраструктуру в первую очередь тех регионов, где они работают. Видим, что иногда это не происходит», — констатировал министр.

Для малого бизнеса налоговой реформой будет предусмотрен переходный режим, который должен «создать стимулы для малого бизнеса расти и становиться средним», рассказал Силуанов.

«Действующий спецрежим для малого бизнеса необходимо донастроить таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись большей части этого бизнеса (считаем, 95% таких предпринимателей), а с другой — чтобы компании, созданные для оптимизации налогового обложения путем дробления крупного бизнеса (знаем, что такие есть и создаются), платили справедливые налоги», — сказал Силуанов.

Андрей Шубин

«Нельзя резать курицу с золотыми яйцами»

В новой налоговой системе бизнес прежде всего интересует, даст ли она возможности для развития или же она его притормозит, сказал бизнесмен, основатель «Уралхима» Дмитрий Мазепин. «Мы надеемся, что дискуссия по изменению налоговой системы приведет к тому, что будут заложены основы и стимулы для развития разного бизнеса», — отметил он.

По словам Мазепина, предприниматели разделяют идею более справедливого распределения налоговой нагрузки «в зависимости от положения дел в конкретных отраслях», понимают, что ставки налогов могут зависеть от того, кто сколько зарабатывает, получает дивидендов и извлекает прибыли. «В то же время, как справедливо говорят, нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца», — сказал Мазепин.

Согласно национальным целям развития, к 2030 году необходимо увеличить инвестиции в основной капитал на 60%, обеспечить рост затрат бизнеса на НИОКР. «Для этого у промышленников должны быть тупо ресурсы», — отметил бизнесмен и попросил предусмотреть дифференцированный подход к предприятиям, которые имеют большую долговую нагрузку, не платят дивиденды, но продолжают реализацию крупных инвестиционных проектов.

«Эти проекты уже через 3–5 лет принесут дополнительные налоговые доходы, увеличат валовой внутренний продукт, позволят сохранить наше место на мировом рынке», — аргументировал Мазепин.

Три «дохлых» налога

Понятие справедливости актуально не только для граждан, но и для регионов и муниципалитетов, чьи бюджеты формируются за счет налогов, сказал Силуанов. Он напомнил о том, что по поручению президента субъектам будет списано 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, в результате чего эти средства будут направлены на важные для страны проекты.

«Вопросы самодостаточности, расширения возможностей, мотивации к развитию решаются в том числе посредством закрепления дополнительных налоговых отчислений», — возразил мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. С целью наполнения муниципальных бюджетов он предложил масштабировать туристический налог в России.

«Туризм, безусловно, является одним из драйверов развития муниципалитетов. Расширение возможностей местных бюджетов, на наш взгляд, могло бы быть осуществлено за счет полномасштабного и полноценного внедрения туристического налога», — сказал он.

Идею поддержал мэр Мурома Евгений Рычков. «Город Муром — столица семьи, любви и верности, родина Ильи Муромца, много чего есть посмотреть, поэтому турпоток возрастает на десятки процентов каждый год. Но, к сожалению, это никак не сказывается на поступлениях в бюджет — нет такой зависимости, абсолютно безразличный получается поток», — отметил он. Сегодня в России туристический налог или курортный сбор действует в некоторых населенных пунктах Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев и на федеральной территории «Сириус».

Возникновение и развитие налоговой системы напрямую связано с зарождением государства и его институтов. Налоги представляют собой экономические отношения между государством и налогоплательщиками и пронизывают все сферы жизни общества.

Государству необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих основных функций. Налоги в свою очередь являются главной составляющей доходов государственного бюджета. За счёт налогов государство оплачивает услуги по поддержанию государственной безопасности, инфраструктуры, предоставление услуг образования и здравоохранения, строительство и ремонт дорог, а также обеспечивает сохранение исторических памятников, объектов культурного наследия, поддержку социально незащищенных слоёв населения и решает экологические проблемы, обеспечивая общество необходимыми благами.

С развитием государства увеличились функции налогов, а, следовательно, и финансовые нужды, то есть из разового платежа налоги заняли место регулярно взимаемых платежей по пополнению государственных доходов.

Понятие налогов многообразно, так как это экономическая, политическая и социальная категория. В соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Систему налогообложения РФ трудно назвать простой. По данным международных рейтингов лучших систем налогообложения позиции РФ постоянно меняются, так в 2009 году — 134 место, в 2020 году – 58 место. Исследователи ставили перед собой задачу оценить уровень удобства налоговых систем различных стран мира. Компания Tax Foundation один из мировых лидеров в сфере изучения налоговых систем мира, в 2023 году опубликовал очередной Индекс международной налоговой конкурентоспособности – International Tax Competitiveness Index 2023 (индекс международной налоговой конкуренции), по итогам которого лидирующие позиции заняли такие страны, как: Эстония, Латвия, Новая Зеландия, Швейцария. Система налогов и сборов России не попала в данный рейтинг. Такой результат говорит о недостатках и проблемах в действующей налоговой системе  нашей страны. Для выявления этих недостатков проведём сравнительный анализ между системой налогообложения разных стран, в том числе лидирующих, с отечественной системой.

Для анализа за основу были взяты системы налогообложения России, Эстонии, Германии и Италии.

Система налогообложения РФ представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и местным.

Система налогообложения Эстонии является двухуровневой и состоит из государственных налогов и местных. Эстония уже десятый год возглавляет рейтинг ITCI, составляемый аналитическим центром Tax Foundation. Главный плюс налоговой системы государства заключается в том, что юридические лица не платят подоходный налог на нераспределённую прибыль, что позволяет им реинвестировать её. Ставка НДС составляет 20%, в отношении некоторых товаров и услуг действует пониженная ставка-9%. Здесь отсутствует ежегодный налог на недвижимость, а граждане и резиденты платят только налог на землю, его ставка зависит от региона и составляет до 2,5% от кадастровой стоимости участка. В среднем на погашение всех налогов гражданам Эстонии требуется около 50 часов

Налоговая система Германии, которая занимает в международном рейтинге 18 место. В этом государстве принята сложная и разветвлённая налоговая система. Бюджет Германии подразделяется на три уровня (федеральные, центральные, местные). На долю центрального (государственного) уровня приходится 48% всех налоговых поступлений. Ставка НДС в Германии составляет 19%, налог на прибыль — около 30%, НДФЛ — от 15 до 45%. На погашение всех налогов требуется истратить около 218 часов.

Фискальная система Италии многоуровневая, поскольку платежи в бюджет бывают общегосударственными, региональными (по отношению к некоторым налогам) и местными. Италия относится к государствам с довольно высоким уровнем налогов. Здесь бизнесмен обязан платить 76,20% своего дохода, чтобы к нему не было налоговых претензий со стороны правительства. Италия требует оплатить 15 налогов, на погашение которых необходимо в среднем истратить 360 часов. Система налогообложения Италии на 2023 год занимает 37 место в международном рейтинге налоговых систем.

Проанализировав системы налогообложения этих стран, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, налоговые системы Италии и Эстонии схожи между собой, не смотря на принципиальные различия в количестве уплачиваемых налогов и их структурной организации.

Во-вторых, налоговые системы России и Германии являются не менее сложными и имеют трехуровневую структуру установления и изъятия налогов, которая присуща странам с федеративным устройством, к которым они и относятся

Перейдём к подробному анализу отечественной налоговой системы в целях выявления  проблем её формирования.

По состоянию на 2022 год налоговые сборы в консолидированный бюджет РФ увеличились относительно предыдущего года на 17,7%, до 33,6 трлн руб.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2021-2022 гг., млрд рублей 

В том числе

В том числе

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

НДС    на товары (работы, услуги), реализуемые на территории    Российской Федерации

акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

Налоги на имущество

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

По итогам таблицы 1 можно сказать, что объем налоговых поступлений в 2022 г. уменьшился на 14536,2 млрд. рублей по сравнению с 2021г. и составил 33582,2 млрд. рублей. При этом в отчётном году налоги на прибыль организаций, НДФЛ, НДС и налоги на имущество превысили результаты базисного года. Обратная ситуация наблюдается с акцизами по подакцизным товарам, где сумма изменилась с отметки 675,3 до отрицательной -984,8. Существенно увеличилась сумма налогов и сборов за пользование природными ресурсами. Разница составила 4 305,8 млрд. рублей.

По данным Минфина сумма доходов федерального бюджета за 2022 год на 2 802 487,8 млн рублей, или на 11,2%, превысила прогнозную сумму доходов на 2022 год. При этом фактические поступления в федеральный бюджет налоговых доходов за 2022 год превысили прогноз на 2 077 353,0 млн рублей, или на 10,4%, и составили 22 044 811,0 млн рублей (79,2% от общего объема доходов).

Увеличение прогрессии в налоговой системе россии

Рисунок 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2022 год

По данным рисунка 1 наибольший удельный вес в составе общего объема доходов занимают НДПИ (включая ненефтегазовую часть) — 32,0%, НДС — 19% и налог на прибыль – 18%. Доля НДФЛ составила 16,0, доля имущественных налогов-7%, доля остальных налогов и сборов – 5%. При этом на структуру доходов существенное влияние оказывает возвратный акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку, доля которого составила (-)3%.

Ставка налога на прибыль в России составляет 20%, НДФЛ-13%, НДС-20%, имущественные налоги — от 0,1 до 2%. Общее количество налогов в Российской Федерации – 14, на уплату которых гражданам в среднем понадобится истратить 159 часов.

На основе проведённых исследований мы выявили следующие проблемы совершенствования налоговой системы России:

Во-первых, одной из проблем, ведущей к сокращению налоговых поступлений, является слабый контроль за сбором налогов, что приводит к уклонению от уплаты налогов. Для совершенствования системы налогообложения РФ необходимо исключить ситуации, при которых одни налогоплательщики выполняют полную налоговую нагрузку, а другие – путём законных и незаконных действий, уклоняются от уплаты налогов. Причиной таких ситуаций, помимо слабого контроля за сбором, является также сложная структура современной налоговой системы. Большинство налогов и сборов имеют схожий характер и порой не отличаются друг от друга, из-за чего у налогоплательщиков возникают затруднения в исполнении своих налоговых обязательств. Решение этой проблемы в нашей стране можно рассмотреть на примере налоговой политики Швеции. Налоговый орган Швеции за месяц до установленного срока до подготовки отчета предоставляет компаниям бланк ежемесячной декларации о налогах на заработную плату и НДС с замечаниями налогового органы о задолженности по каждому налогу. Заполнение подобного бланка не вызывает никаких сложностей у компаний, и вместе с тем устраняет проблемы, которые могут возникнуть у компаний по поводу налоговых вычетов. А в Австралии функционирует служба связи с налогоплательщиками, для мониторинга текущего положения и обеспечения помощи в случае необходимости.

Во-вторых, основной проблемой, вследствие которой возникает уклонение от налогов, является отсутствие равноправных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, что приводит к росту доли теневой экономики. По подсчётам Всемирного банка, в РФ размеры теневой экономики достигают 49% ВВП, а по оценке Росстата России 21,1%. Разница объясняется различиями в методиках расчёта этого показателя, а истинное значение находится где-то посередине. Для решения этой проблемы необходимо не только снизить налоговые ставки, но и оптимизировать расходы бюджетных средств, сделать декларацию прозрачной и доступной для всех налогоплательщиков. Михаил Мишустин 23 марта 2023 года, выступая перед Госдумой с отчётом о работе правительства РФ за 2022 год, акцентировал внимание на том, что налоговую политику нужно осмыслить, сделать предсказуемой, а для бизнеса обязательно сделать абсолютно понятными, прозрачными правила налогового механизма.

В налоговых политиках других стран существует два основных подхода к легитимации теневого сектора – ужесточение наказания и способствование добровольного выхода из тени. Таким образом налоговая политика Великобритании публикует в открытом доступе имена крупных неплательщиков и выписывает дополнительные штрафы тем, кто уже был уличён в уклонении от своих налоговых обязательств

В-третьих, ещё одним недостатком является неравномерность распределения налоговых платежей между налогоплательщиками. В большинстве случаев внимание налоговых органов направлено на мелких и средних предпринимателей по причине того, что их легче всего проверить. Следствием этого недостатка является уход предпринимателей от уплаты налогов законным и незаконным способом, что на 2023 г. довольно актуально. В настоящее время налоговая политика РФ активно борется с этой проблемой и усиливает проверку и контроль за крупными предпринимателями.

Также к минусам системы налогообложения РФ можно отнести её нестабильность, поскольку налоговое законодательство часто пересматривается и дополняется. Необходимо установить окончательный перечень налогов и определить предельный уровень налоговых ставок.  Этот недостаток порождает возможности мошенников использовать в своих интересах налоговые нормы РФ. Решить проблему мошенничества можно с помощью повышения уровня финансовой грамотности населения.

Налоговая система является одним из важнейших инструментов регулирования экономики. В любой стране, а в Российской Федерации особенно, налоговая система была и остаётся далеко несовершенной, она требует значительных доработок. Налоговая система нашей страны большей частью заимствована с западных моделей налоговых систем, но попытки привязать её к российским реалиям экономической жизни вовсе не являются успешными.

 Важнейший принцип построения системы налогов и сборов заключается в её простоте, точности и доходчивости, однако система налогов в России не соответствует приведённым характеристикам и нуждается в доработках, учитывающих отечественные условия осуществления экономической деятельности. Все эти проблемы требуют вмешательства со стороны Федеральной налоговой службы и Правительства РФ.

За последние годы наблюдается положительная динамика в сфере налоговой системы нашей страны. ФНС России усилила контроль за сбором налогов и государственных пошлин, а также активно проводит всевозможные реформы, такие как передача налоговой отчетности в цифровой форме; применение бесконтактных платёжных терминалов для приема пластиковых карт (устройство налогового учета ФНС), а при его приобретении индивидуальный предприниматель получает от государства налоговый вычет; использование гибкого режима налогообложения для самозанятых. На встрече М. Мишустина с руководителем Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым было отмечено что за первые полгода 2023 г. в целом в бюджетную систему поступило 21,7 трлн рублей, что на 4% больше предыдущего периода и в целом ФНС выполняет все обязательства, с учетом плановых показателей.

 заключение отметим, что исследования в области системы налогообложения являются важной составляющей для развития экономической сферы страны в целом. Необходимо обратить внимание на некоторые её проблемы и предпринять необходимые меры по их устранению. В первую очередь требуется усилить контроль за сбором налогов, что позволит исключить возможность уклонения от уплаты налоговых обязательств. Так же важно пересмотреть её структуру, которая является относительно сложной, в следствие чего у налогоплательщиков возникают проблемы с уплатой налогов. Ещё одной важной составляющей частью совершенствования системы налогообложения является устранение теневого сектора экономики, путём понижения налоговых ставок и оптимизации расходов федерального бюджета. Также необходимо сделать налоговую политику прозрачной и доступной для всех налогоплательщиков, что в комплексе мероприятий и направлений деятельности государства поспособствует устойчивому экономическому росту и благосостоянию страны.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий