И зачастую причина пропущенного срока подачи жалобы заявителем кроется в позднем получении решения налогового органа, направленного по почте.
Напомним, что в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 рабочих дней после дня его вынесения.
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Как указал Минфин РФ (Письмо от 02.06.2008 г. №03-02-08-12), исходя из норм НК РФ следует, что одним из способов передачи налогоплательщику решения налогового органа является направление этого решения по почте заказным письмом. При этом решение налогового органа считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма (абз. 1 п.6 ст.69 НК РФ).
Так, в одном из налоговых споров налогоплательщик не смог своевременно обжаловать решение налоговой инспекции, поскольку корреспонденция отправлялась по юридическому адресу, по которому фактически не находился заявитель (Решение арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2015 г. №А40-66417/2014).
Судом было установлено, что решение налоговой инспекции было направлено в адрес постоянно действующего исполнительного органа общества сопроводительным письмом, о чем свидетельствует почтовый реестр (почтовый идентификатор). Согласно данным с сайта www.russianpost.ru указанное письмо поступило на почту по юридическому адресу компании и через месяц почта возвратила письмо с указанием причины возврата – «иные обстоятельства».
В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 г. №221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).
При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
(их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. Согласно п. 36 правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу:
а) по заявлению отправителя;
б) при отказе адресата (его законного представителя) от его получение;
в) при отсутствии адресата по указанному адресу;
г) при невозможности прочтения адреса адресата;
д) при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.
Сотрудниками почты доставлялись два извещения, согласно указанным правилам, однако заявитель на почту не явился. На основании этого, суд поддержал позицию налогового органа о нарушении сроков подачи заявителем жалобы без уважительной причины. А поэтому вынесенные решения налоговых органов соответствуют процедуре, установленной налоговым законодательством и не нарушают права и законные интересы заявителя, а также не противоречат действующему законодательству.
, обязанность по обеспечению получения почтовой корреспонденции и извещений почты лежит на юридическом лице (Решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.06.2015 г. №А22-1362/2015) и неполучение обществом корреспонденции по адресу его государственной регистрации является риском самого общества, которое несет все неблагоприятные последствия (Постановления ФАС Московского округа от 06.03.2014 г. № Ф05-1020/2014, от 16.09.2013 г. №А40-167990/12-106-819, от 02.07.2013 г. №А40-91745/12-108-130).
Налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документы направляются по почте: налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. А невручение требования налоговым органом руководителю лично под расписку, а также не передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не является существенным нарушением порядка вручения налоговым органом документов налогоплательщику. В рассматриваемых случаях налоговый орган исполнил свою обязанность путем направления решения по почте заказным письмом, что НК РФ не противоречит (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.02.2015 г. №А65-25986/2013).
Иное дело, если контролирующие органы направляют корреспонденцию, указав неверный адрес и не получив возражений, принимают решение. В этом случае суды отмечают, что извещение налогоплательщика о назначении рассмотрения материалов проверки в одно и тоже время по разным адресам, при указании в уведомлении также и третьего адреса места нахождения налоговой инспекции, не может быть признано надлежащим и обеспечивающим право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2012 г. №А78-6393/2011).
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что при осведомленности в проведении налоговой инспекцией камеральной проверки, заявителю необходимо принять меры по выяснению ее результатов. Кроме того, если местонахождение компании либо бухгалтерии компании отличается от адреса, указанного в ЕГРЮЛ, то целесообразно направить в налоговую инспекцию письмо о том, куда направлять всю корреспонденцию.
Дефекты в жалобе заявителя
Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.
На основании п. 1 ст. 139.3 НК РФ налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;
5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Статьей 139.2 НК РФ в качестве одного из обязательных требований к жалобе (апелляционной жалобе) предусматривается, что в случае ее подачи уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя. В случае несоблюдения данного требования при обращении в вышестоящий налоговый орган на основании пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ жалоба (апелляционная жалоба) подлежит оставлению без рассмотрения.
И пренебрегая установленными требованиями к жалобе, заявитель дает повод вышестоящему налоговому органу оставить его жалобу без рассмотрения в виду не соответствия формы жалобы установленному действующему законодательству.
Так, вышестоящий налоговый орган оставляет жалобы без рассмотрения, в связи с тем, что жалоба подписана лицом, не указанном в ЕГРЮЛ, а иных документов, подтверждающих полномочия, лица, подписавшего жалобу заявителем к жалобе не представлено. В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2011 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. А в обязанности налогового органа не входит проверка таких сведений в иных источниках (Определение арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2015 г. №А40-189695/2014).
Однако в другом решении при схожих обстоятельствах дела (жалоба оставлена без рассмотрения по причине того, что подписана неуполномоченным лицом заявителя), судьи отметили, что рассмотрению спора не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды, в частности, усложненные или формализованные процедуры принятия и рассмотрения исковых заявлений. На основании этого, суд признал действия УФНС РФ незаконными, поскольку налоговый орган исходил лишь из формального основания, не запросив уточняющей информации и документов, в связи с чем, не достиг целей досудебного урегулирования спора (Решение арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2015 г. №А19-6177/2015, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2014 г. №А81-3603/2013).
При этом оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 п.1 ст. 139.3 НК РФ (п.3 ст.139.3 НК РФ).
В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик вновь подает жалобу по иным основаниям, не затронутым ранее, является ли это поводом для отказа в рассмотрении жалобы на основании пп.4 п.1 ст.139.3 НК РФ?
Как отмечают суды, апелляционная жалоба налогоплательщика не является идентичной по отношению к ранее поданной апелляционной жалобе, а содержит самостоятельные основания для отмены решения нижестоящего налогового органа в этой части. Поэтому отказ от рассмотрения такой жалобы вышестоящим налоговым органом признается неправомерным (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 г. №А12-922/2013).
Положительные и отрицательные моменты досудебного обжалования
У процедуры досудебного обжалования есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сразу отметим, что подавать апелляционную жалобу (т.е. на не вступившее в силу решение налогового органа) выгоднее, чем жалобу (т.е. на вступившее в силу решение налогового органа). В первом случае налогоплательщик отодвигает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.
Механизм досудебного рассмотрения жалоб, по замыслу его создателей, должен разгрузить работу судов. Кроме того, в результате введенного административного порядка обжалования, налогоплательщики смогут сэкономить на судебных издержках.
Но, как показывает личный опыт, после досудебного порядка обжалования налогоплательщику все равно приходится обращаться в суд для обжалования решения вышестоящего налогового органа.
Так, например, чтобы добиться права на перерасчет земельного налога за прошлые периоды (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2015 г. №A76-26131/2014), пришлось затратить немалое количество времени на составление апелляционной жалобы («Судебная практика по перерасчету земельного налога»). Причем итог рассмотрения апелляционной жалобы УФНС РФ был очевиден (решение налоговой инспекции, вынесенное по итогам камеральной налоговой проверки, оставлено в силе), поскольку нижестоящая налоговая инспекция руководствуется позицией в отношении тех или иных вопросов вышестоящего налогового органа.
И налогоплательщик вынужден впустую тратить время на процедуру досудебного урегулирования спора (на обжалование результатов проверки, на рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом, вынесение решения).
Конечно, в отношении одиозных, явно проигрышных в суде решений нижестоящих налоговых органов, досудебный порядок обжалования, имеет преимущества по сравнению с судебными баталиями.
- Новости и аналитика
- Аналитические статьи
- Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись
- Досудебное разрешение налоговых споров
- «РосКо» — грамотное ведение досудебных споров
- Фибробетон
- Verbatim
- Kassbohrer
- MNG GROUP
- RYSTAD ENERGY
- LECO
- АТЕКСИС
- DEKORAL Aluminium
- Преимущества досудебного порядка урегулирования спора
- На что можно жаловаться
- Порядок обжалования
- Апелляционное обжалование
- Общий порядок обжалования
- Куда подавать жалобу
- Этапы досудебного порядка обжалования решений налоговых органов
- Как подать жалобу
Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись
14 августа 2013
Беседу провела Екатерина Валуева, эксперт по финансовому законодательству
В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.
Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес
Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?
Для налогоплательщиков при обжаловании актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц, действительно, самыми первыми и важными вопросами оказываются: «что возможно обжаловать?» и «в какие сроки и куда?». Ответы на эти вопросы будут понятны, когда мы обратимся к структуре налоговых органов. В ее основу заложен принцип федеративного устройства Российской Федерации: территориальные налоговые инспекции ведут учет и налоговое администрирование на местном уровне (инспекции по городу, району, межрайонные инспекции); вышестоящими по отношению к ним являются Управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ. В свою очередь, вышестоящим налоговым органом для них, а также для межрегиональных инспекций, в которых состоят на учете крупнейшие налогоплательщики, является Федеральная налоговая служба России. Жалобы на решения налоговых инспекций подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственная разница заключается в том, что жалобы на решения по налоговым проверкам подаются в инспекцию, чье решение обжалуется, а все иные жалобы (в том числе на решения по налоговым проверкам, которые уже вступили в законную силу) подаются напрямую в вышестоящий налоговый орган. Туда же следует направлять и жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Исходя из этих положений и нормативных актов, регламентирующих функции налоговых органов, жалобу необходимо подавать только в вышестоящий налоговый орган, а не напрямую в ФНС России. В случае если налогоплательщик все же обратится с жалобой на акты территориальных налоговых органов или на действия (бездействие) их должностных лиц в ФНС России, то такая жалоба будет направлена по подведомственности в Управление по субъекту РФ. Хотелось бы обратить внимание, что в настоящее время уже принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров, которым устанавливается единый порядок подачи жалоб в налоговый орган, акт, действия или бездействие которого обжалуется. Это упростит процедуру подачи жалобы, не будет вызывать сложности у организаций, предпринимателей и физических лиц и сделает процедуру обжалования последовательной. При этом жалоба с материалами дела будет направляться налоговым органом в вышестоящий налоговый орган, который будет рассматривать жалобу.
При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо
Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?
Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.
В текущей редакции Налогового кодекса такое полномочие у налогового органа отсутствует, но необходимо понимать, что в ряде случаев рассмотрение жалобы по существу невозможно. Например, налогоплательщик отозвал жалобу или есть уже обязательный для исполнения судебный акт. Иногда в налоговый орган поступает жалоба от лица, полномочия которого в установленном порядке не подтверждены. Все приведенные примеры свидетельствуют о невозможности рассмотрения жалобы и необходимости оставления ее без рассмотрения. Это было учтено при подготовке законопроекта. При формировании предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс мы каждый случай оставления жалобы без рассмотрения продумывали на предмет, не будет ли это нарушать права налогоплательщиков. Оставленные в законе случаи, действительно, не позволяют налоговому органу рассмотреть жалобу в следующих случаях: отсутствие подтверждения полномочий на подачу жалобы, пропуск срока на подачу того или иного вида жалобы, последующий отзыв жалобы, повторная подача жалобы по тем же основаниям. При этом увеличенный до одного года срок на подачу жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов предоставляет достаточно времени на исправление недостатков ранее поданной ненадлежащим образом жалобы.
В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?
В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.
Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России
В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?
Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.
Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий
Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?
Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.
В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса
В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?
Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.
Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов
Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?
Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.
ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски
Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?
В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.
С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой
Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?
Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?
Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.
Досудебное разрешение налоговых споров
Хозяйствующие субъекты в своей практике постоянно
сталкиваются с различными моментами, связанными с решениями налоговых инспекторов, и зачастую бывают несогласны
с ними или желают оспорить.
Если владельцы бизнеса решают провести самостоятельное досудебное разрешение налоговых споров, цена ошибок в
формулировках и ведении процесса может быть очень велика. «РосКо» поможет избежать неприятного развития событий.
Мы предлагаем вниманию заказчиков профессиональное сопровождение в процессе:
- Проверок по налогам различного типа.
- Подготовительной работы по возражениям на решения актов проверок и апелляций-жалоб в
вышестоящие налоговые инстанции. - Представления заказчика и его интересов в налоговых органах.
«РосКо» — грамотное ведение досудебных споров
Разрешение налоговых споров в Москве при участии консультантов из нашей компании поможет
понизить размеры налоговых до- и начислений, которые были вынесены по результатам работы
проверяющих мероприятий. Также мы поможем избежать пени и штрафов, предотвратить судебное
урегулирование споров с налоговиками.
Наши консультанты отслеживают разрешение налоговых споров, стоимость реализации при
возмещениях и вычетах НДС (при экспортно-импортных операциях, которые часто становятся
предметом споров) и помогают во многих других случаях, например:
В нахождении процессуальных ошибок налоговых сотрудников-инспекторов.
В предоставлении всей нужной документации для оспаривания решений, в т. ч. писем-возражений.
В нахождении корректного ответа на вопросы налоговых работников.
В возврате/зачете НДС, в т. ч. при наличии негативного решения по ним или в случае отсутствия отклика от
налоговых учреждений и др.
Наши эксперты оказывают поддержку при проведении проверок как камерального, так и выездного
типов. При выездных проверочных мероприятиях, которые проводятся у налогоплательщика, изучается
как единственный вид налогов, так и несколько, за период не больше трех лет от момента, в котором
осуществляются действия.
При таких проверках наши консультанты проводят разрешение налоговых споров, стоимость которого
включает рекомендации по составлению деклараций, содержащих размер налогов к возмещению из бюджета.
С помощью «РосКо» заказчики могут серьезно сэкономить, учитывая, что сумма возвращенных средств составляет 10–18 % (размеры НДС).
Такая проверка обычно проводится на протяжении трех месяцев, и помощь специалистов нашей компании
позволяет не отвлекать персонал заказчика от работы все это время.
Отмена моратория на проверки ККТ: к чему готовиться бизнесу?
Единый налоговый платеж в 2023 году
Как заполнить уведомление в ИФНС об исчисленных суммах налогов для ЕНП?
Наши ведущие специалисты
Руководитель юридического отдела
Материалы по теме
Принудительное изъятие единственного жилья
Налоговая проверка при ликвидации
Если не сдавать нулевую отчетность: фирму налоговики ликвидируют?
Расходы, которые не признают налоговики
Налоговый кодекс РФ: поэтапная перезагрузка (2 часть)
Налоговый кодекс РФ: поэтапная перезагрузка (1 часть)
Фибробетон
Настоящим письмом Представительство фирмы ФИБРОБЕТОН в России сообщает, что за время сотрудничества с аудиторской компанией ООО «РосКо» успела зарекомендовать себя как профессиональный и надежный партнер.
Специалисты ООО «РосКо» оперативно и высокопрофессионально выполняют все работы и поставленные задачи, руководствуясь статьями российского законодательства и положениями Налогового кодекса.
Деятельность компании ООО «РосКо» мы оцениваем на «отлично» и рекомендуем ее для привлечения в решениях многих консалтинговых задач
Verbatim
Компания Verbatim выражает благодарность «РосКо – Консалтинг и аудит» за плодотворное и успешное сотрудничество.
Мы начали взаимодействие 9 сентября 2014 и продолжаем его по сей день. Оказывая нам всестороннюю юридическую поддержку, компания «РосКо» выполняет свои контрактные обязательства с высочайшим качеством и точно в срок. Специалисты «РосКо» отличаются своей компетентностью и внимательным отношением к клиенту.
«РосКо» ведет дела честно и крайне ответственно: сотрудники всегда находятся на связи, оперативно решают поступающие вопросы, предотвращают возникновение нежелательных и обременительных ситуаций.
Мы выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и рады порекомендовать «РосКо – Консалтинг и аудит» всем компаниям, нуждающимся в партнере в правовой сфере, в том числе, в качестве верного помощника при взаимодействии с государственными органами в рамках административных процедур.
Глава представительства Габриелла Качина.
Kassbohrer
Решение вопросов бухгалтерского учета, налогообложения, договорных отношений мы всегда поручаем сотрудникам компании «РосКо». С ними мы заключили договор о сотрудничестве три года назад и еще ни разу не разочаровались. Юристы, бухгалтеры «РосКо» прекрасно знают свою работу, своевременно ее выполняют, никогда не срывают сроков сдачи в налоговую отчетных документов, а также непрерывно следят за изменениями в российском законодательстве. Это способствует решению многих конфликтных ситуаций с различными контролирующими организациями.
MNG GROUP
Российское представительство Группы компаний MNG – «МАПА Иншаат ве Тиджарет Аноним Ширкети» рекомендует своего поставщика услуг – компанию «РосКо – Консалтинг и аудит» в лице генерального директора Талаш А.А. – в качестве высокопрофессионального, компетентного и надежного бизнес-партнера. Наше сотрудничество началось с подписания контракта на юридическое сопровождение представительства с середины 2014 года.
В данной рекомендации хотим отметить множество преимуществ этого сотрудничества: это и прекрасно отлаженный механизм работы организации «РосКо», и высокий уровень дисциплины и профессионализма сотрудников, и просто по-человечески внимательное отношение к нуждам клиентов. Специалисты «РосКо – Консалтинг и аудит» обладают превосходной степенью стрессоустойчивости, грамотностью и оперативностью в решении срочных задач, а также отличным знанием норм российского законодательства.
Искренне благодарим компанию «РосКо – Консалтинг и аудит» за высокое качество юридических услуг. Желаем непрерывного развития, роста, финансового благосостояния и расширения базы, состоящей из благодарных клиентов.
RYSTAD ENERGY
Компания RYSTAD ENERGY AS заключила с «РосКо» договор на оказание комплекса консалтинговых услуг – ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и юридическую поддержку российского представительства.
Выражаем благодарность коллективу «РосКо – Консалтинг и аудит» за высокий профессионализм сотрудников, отличное качество оказываемых услуг и своевременность принимаемых управленческих решений. Наше сотрудничество показало, что «РосКо» – это сплоченный коллектив, интеллектуально развитые и доброжелательные специалисты, проявляющие крайне внимательное отношение к пожеланиям клиента.
В вашем лице представительство RYSTAD ENERGY AS обрело надежного и ответственного партнера, максимально чуткого к пожеланиям и требованиям заказчика. Надеемся, что в дальнейшем не возникнет прецедентов, которые разрушат наше взаимное доверие.
Компания RYSTAD ENERGY AS готова к продолжению успешно начатого сотрудничества. Со своей стороны обещаем оказывать «РосКо» всяческое содействие в достижении наших общих целей.
Глава Представительства, Россия и СНГ Rystad Energy As А.А. Сунгуров.
LECO
Коллектив компании «РосКо – Консалтинг и аудит», примите нашу искреннюю благодарность за возможность успешно и юридически грамотно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на территории РФ. С вашей помощью российское представительство LECO обрело твердую базу для продвижения фирменной продукции, возможность солидных инвестиций в российскую экономику и эффективных инноваций в сфере разработки аналитического оборудования.
Мы полагаем, что высококлассная юридическая поддержка – один из ключевых факторов в развитии компании на иностранном рынке. Нельзя пренебрегать важностью выбора ответственного и благонадежного консультанта. Именно такого партнера мы нашли в лице коллектива компании «РосКо» и очень довольны своим выбором.
Нам также известен многолетний вклад «РосКо» в развитие и укрепление международных деловых отношений. LECO полностью солидарна с вами на этом нелегком пути – вместе мы можем многое.
Генеральный директор ЗАО «ЛЕКО ЦЕНТР-М» М.Е. Кирпичников.
АТЕКСИС
ООО «АТЕКСИС» благодарит «РосКо — Консалтинг и аудит» за успешное сотрудничество и высокое качество услуг в области корпоративного права. Наше представительство в России стало клиентом ведущей консалтинговой организации не так давно – в начале 2016 года, но уже по достоинству оценила деловые качества сотрудников «РосКо».
Мы приятно удивлены тем, что в РФ существуют компании, предоставляющие услуги европейского уровня. Специалисты «РосКо» постоянно демонстрируют ответственность, пунктуальность, профессионализм и внимательное отношение к клиентам.
За отличную деловую этику сотрудников и четкую организацию рабочего процесса отдельную благодарность приносим руководителю «РосКо – Консалтинг и аудит»: только грамотный руководитель справится с непростой задачей формирования сплоченной команды настоящих профессионалов.
Рекомендуем «РосКо» в качестве надежного партнера, готового оказать квалифицированную помощь по любому вопросу ведения бизнеса на территории Российской Федерации.
Генеральный директор ООО «АТЕКСИС» Доган Энвер.
DEKORAL Aluminium
Настоящим письмом компания ООО «ДЕКОРАЛ» сообщает, что за время сотрудничества с ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит» данная компания успела зарекомендовать себя как профессиональный и надежный партнер. Отличительной чертой работы ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит» является оперативность и высокая организованность сотрудников организации, готовность быстро реагировать на обстоятельства.
В течение всего периода совместной работы компания показала способность ответственно подходить к поставленным задачам, решать возникающие вопросы своевременно и оперативно, справляться с работой любого объема и сложности. Сотрудники компании ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит» профессионально, четко и грамотно организовывают свою деятельность.
Исходя из вышесказанного, компания ООО «ДЕКОРАЛ» хотела бы отметить высокий потенциал компании ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит», нацеленность на дальнейшее успешное развитие и процветание деловых отношений.
Генеральный директор ООО «ДЕКОРАЛ» Ширам Хюсейин Джем.
Вас также может заинтересовать
Акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в двух порядках: во внесудебном и судебном.
Внесудебный порядок также называют досудебным, так как этот этап обжалования является обязательным перед непосредственным обращением налогоплательщика в суд за защитой своих прав. Однако до суда не всегда может дойти дело. Часто разрешить налоговый спор получается уже в досудебной стадии.
Досудебным порядком урегулирования налоговых споров является подача жалобы в вышестоящий налоговый орган. В этой статье рассмотрим, как урегулировать налоговый спор в досудебном порядке и когда все-таки придется прибегнуть к суду.
Преимущества досудебного порядка урегулирования спора
Не редко на практике бывают такие ситуации, когда, например, налогоплательщик категорически не согласен с решением налогового органа по результатам его проверки. В этом случае у него есть лишь один вариант — обжаловать акт налогового органа в целях защиты своих прав и законных интересов.
Обжалование начинается с досудебной процедуры и в случае, если она не приносит желаемого для налогоплательщика результата, то после спор разрешается уже в суде.
В целях досудебного урегулирования в системе налоговых органов было создано специализирующееся на этом вопросе подразделение. Это подразделение и занимается внутриведомственным рассмотрением налоговых споров.
Работа специального подразделения по урегулированию налоговых споров позволяет государственному органу своевременно и надлежащим образом реагировать на различные нарушения, не допуская вмешательства суда в ход рассмотрения спора.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества досудебного порядка урегулирования споров с налоговыми органами:
- Жалобы налогоплательщиков рассматриваются в течение 15 дней, в то время как судебное производство со всеми его стадиями может длиться несколько месяцев;
- Бесплатная подача жалоб для внутриведомственного рассмотрения;
- Оперативность действия сотрудников ФНС по урегулированию разногласий, так как они напрямую заинтересованы во внесудебном разрешении спора.
На что можно жаловаться
Обжаловать можно любой ненормативный акт, вынесенный налоговым органом, а также действия или бездействие его должностных лиц.
Таким образом можно обжаловать:
- Отказы в предоставлении налоговых вычетов;
- Отказы в возврате излишне уплаченных налоговых платежей;
- Отказы в принятии деклараций;
- Неправомерное досудебное взыскание налогов;
- И все остальное, что нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Порядок обжалования
В случае необходимости досудебного урегулирования спора соответствующая жалоба подается в адрес органа ФНС, являющегося вышестоящим по отношении к тому, который спорное решение вынес.
Налоговый кодекс предусматривает две разные процедуры досудебного обжалования.
Апелляционное обжалование
Апелляционный порядок обжалования используется тогда, когда решение, вынесенное налоговым органом, еще не вступило в законную силу, но в виду тех или иных причин налогоплательщик считает, что данное решение нарушает его права и законные интересы.
Апелляционная жалоба может быть подана к рассмотрению до момента вступления соответствующего решения налогового органа в законную силу.
Так, например, решения органов о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца с момента вручения его лицу, в отношении которого данное решение было вынесено.
В случае, если после подачи апелляционной жалобы орган выносит решение, которое все равно не устраивает заявителя, обжаловать его можно в течение следующих трех месяцев.
Образец апелляционной жалобы
Общий порядок обжалования
Если говорить о решениях, которые в свою законную силу уже вступили, их также можно обжаловать. Вступившие в силу решения обжалуются в общем порядке.
Так, например, подать жалобу на решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности, которое не обжаловалось в апелляционном порядке, можно в течение одного года с даты его вынесения.
Жалобы же на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов можно подавать в течение одного года с момента, когда лицо, чье право нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении.
Досудебная стадия урегулирования спора обязательна
В целях досудебного урегулирования налогового спора необходима подача жалобы. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган по отношении к тому, чье решение, действие или бездействие должностных лиц обжалуется. Обжаловать акт можно в общем или апелляционном порядке. В апелляционном порядке обжалуются решения, не вступившие в законную силу. В общем порядке обжалуются действия или бездействие должностных лиц налогового органа, а также вступившие в законную силу решения. Жалобу можно подать лично, через электронную почту, с помощью Почты России, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или ГосУслуги.
Куда подавать жалобу
Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.
Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:
- Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;ИФНС РФ межрайонного уровня. - ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
- ИФНС РФ межрайонного уровня.
- ФНС России будет вышестоящим органом для:
Управлений ФНС РФ по субъектам;Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения. - Управлений ФНС РФ по субъектам;
- Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
- Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.
Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.
Этапы досудебного порядка обжалования решений налоговых органов
Процесс рассмотрения жалоб унифицирован и предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации. Выделяются следующие этапы:
- Подача жалобы заявителем в орган ФНС, вынесший спорное решение;
- Передача жалобы «первой инстанцией» в вышестоящий орган в трехдневный срок;
- Вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в принятии;
- Уведомление сторон о месте, дате и времени рассмотрения спора;
- Рассмотрение спора;
- Вынесение решения по рассмотрению спора в досудебном порядке.
Жалоба в налоговую инспекцию
Как подать жалобу
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.
Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.
Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:
- Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
- Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
- Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
- Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
- Требование заявителя;
- Указание на способ получения ответа на жалобу.
Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.