Налоговое право
История налогов России
Глава 1. Налоговая система России. Налоги и сборы
1.1. Периоды становления и развития налогообложения
1.2. Теории о налогах и их эволюция. Общие теории налогов, частные налоговые теории
1.3. Понятие и признаки налога. Функции налога. Разграничение налогов и сборов. Юридическая конструкция налога, классификация элементов
1.4. Понятие налоговой системы и её элементы
1.5. Принципы налогообложения
Глава 2. Налоговое право в системе права России
2.1. Предмет и метод налогового права
2.2. Система налогового права России
2.3. Налоговое право в системе российского права
2.4. Принципы и функции налогового права
2.5. Источники налогового права
Глава 3. Нормы налогового права. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений
3.1. Налогово-правовые нормы: понятие, виды, формы реализации
3.2. Понятие и структура налогового правоотношения
3.3. Субъекты налоговых правоотношений
3.4. Виды налоговых правоотношений
3.5. Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений
Глава 4. Элементы юридического состава налога
4.1. Субъект налогообложения: понятие и виды
4.2. Объект налогообложения и налоговая база. Масштаб налога и единица налогообложения
4.3. Налоговый и отчётный периоды. Понятие налоговой декларации
4.4. Налоговая ставка. Порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога
4.5. Налоговые льготы
4.6. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов
Глава 5. Налоговое обязательство
5.1. Налоговое обязательство: понятие, экономическая функция, юридическое содержание. Существенные признаки налогового обязательства. Разновидности налогового обязательства
5.2. Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства. Исполнение налогового обязательства. Порядок и условия изменения срока исполнения налогового обязательства. Отсрочка, рассрочка уплаты налогов, инвестиционный налоговый кредит
5.3. Принудительная процедура исполнения налогового обязательства. Требование об уплате налогов, сборов, пеней
5.4. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
5.5. Зачёт и возврат излишне уплаченных и взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов
Глава 6. Правовое регулирование налогового контроля
6.1. Понятие налогового контроля
6.2. Правовой режим налоговой тайны
6.3. Учёт налогоплательщиков: порядок и основания постановки и снятия с учёта. Идентификационный номер налогоплательщика
6.4. Налоговая проверка как форма налогового контроля. Виды налоговых проверок
6.5. Оформление результатов налоговых проверок
6.6. Предоставление участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
6.7. Налоговый мониторинг
Глава 7. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность
7.1. Понятие налогового правонарушения, его юридическая природа. Характеристика юридического состава налогового правонарушения. Объект и объективная сторона налогового правонарушения. Субъекты налогового правонарушения. Формы вины при совершении налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
7.2. Налоговая ответственность: понятие, цели, функции, юридическая природа. Принципы налоговой ответственности. Налоговая санкция. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
7.3. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок исковой давности взыскания штрафов
7.4. Классификация налоговых правонарушений. Характеристика отдельных составов налоговых правонарушений. Разграничение составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ
7.5. Налоговые правонарушения, совершаемые банками
7.6. Процедура привлечения к налоговой ответственности, её стадии
Глава 8. Защита прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов
8.1. Гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов
8.2. Институт защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, его значение и место в системе налогового права. Способы защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов
8.3. Административный порядок защиты прав
8.4. Судебный порядок защиты прав
Глава 9. Правовое регулирование налогообложения в иностранных государствах. Международное налоговое право
9.1. Понятие и виды налоговых систем в зарубежном налоговом праве
9.2. Правовые основы взаимодействия государств в сфере налогообложения. Международное налоговое право. Двойное налогообложение и способы его устранения, установленные на межгосударственном уровне
9.3. Правовое регулирование налогообложения в международной региональной интеграции государств
Глава 10. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы
10.1. Общая характеристика косвенного налогообложения
10.2. Правовая характеристика налога на добавленную стоимость
10.3. Правовая характеристика акцизов
Глава 11. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
11.1. Общая характеристика НДФЛ. Налогоплательщики и их классификация
11.2. Объект налогообложения НДФЛ и его налоговая база. Налоговые вычеты
11.3. Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога
Глава 12. Налог на прибыль организаций
12.1. Общая характеристика налога на прибыль организаций
12.2. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на прибыль организаций. Классификация доходов и расходов
12.3. Налоговые ставки, налоговый и отчётный периоды по налогу на прибыль организаций
12.4. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговый учёт прибыли
Глава 13. Налог на добычу полезных ископаемых. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Водный налог. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектов водных биологических ресурсов. Государственная пошлина
13.1. Налог на добычу полезных ископаемых
13.2. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
13.3. Водный налог
13.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
13.5. Государственная пошлина
Глава 14. Региональные налоги
14.1. Налог на имущество организаций
14.2. Налог на игорный бизнес
14.3. Транспортный налог
Глава 15. Местные налоги и сборы
15.1. Земельный налог
15.2. Налог на имущество физических лиц
15.3. Торговый сбор
Глава 16. Специальные налоговые режимы
16.1. Единый сельскохозяйственный налог (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей)
16.2. Упрощённая система налогообложения
16.3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
16.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
16.5. Патентная система налогообложения
Глава 17. Страховые взносы
17.1. Общее и различия между налогами, сборами и взносами
17.2. Правила взимания взносов
17.3. Плательщики налогов, сборов и страховых взносов
17.4. Объект обложения страховыми взносами
17.5. База для начисления страховых взносов
17.6. Расчётный и отчётный периоды
17.7. Дата осуществления выплат и иных вознаграждений
Глава 18. Налоговое правоприменение
18.1. Понятие и особенности налогового правоприменения
18.2. Субъекты налогового правоприменения
18.3. Механизм налогового правоприменения
18.4. Доказывание и доказательства в налоговом правоприменении
18.5. Толкование налогового законодательства в ходе налогового правоприменения
18.6. Индивидуальные (ненормативные) налогово-правовые акты
В учебнике широко освещены теоретические основы налогового права России в условиях рыночной экономики, сформулированы определения важнейших понятий и категорий налогового права, дана характеристика процессов, происходящих в отечественной правовой системе.
Законодательство приводится по состоянию на 1 ноября 2018 г.
Учебник рассчитан не только на использование в процессе подготовки и переподготовки кадров, но и способен оказать реальную помощь в самообразовании специалистов, пришедших на финансовую работу из других областей и сфер деятельности.
Процесс совершенствования налоговой системы в нашей стране длящийся, трудно назвать отрасли законодательства, подвергающиеся столь систематическим изменениям, как законодательство о налогах и сборах. Как следствие, налоговые законы полны противоречий и несостыковок. В последние годы вышло много работ, посвящённых проблемам налогового права, как учебных, так и научных, что свидетельствует о незатухающем интересе к проблемам налогового права. Представляемый учебник является одной из попыток раскрыть «тайны» налогового права. В нём освещаются вопросы как Общей, так и Особенной части налогового права, что позволяет читателю системно подойти к изучению проблем налогового права. Представлены имеющиеся в литературе научные взгляды, а также мнения авторов, касающиеся институтов налогового права. Нормативной основой учебника послужили Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти и сложившаяся судебно-арбитражная практика.
В результате ознакомления с учебником студенты бакалавриата получат представление о налоговой системе России, о субъектах и объектах налоговых правоотношений, об основных понятиях и категориях в сфере налогообложения, правовом механизме уплаты и взыскании налогов и сборов, механизмах осуществления налогового контроля. А также они получат знания о теоретических основах налогового права, содержание и особенности осуществления деятельности налоговых органов в Российской Федерации.
Авторский коллектив с благодарностью примет замечания и предложения заинтересованных читателей.
Знание своего прошлого облегчает выбор; оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности.
Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости.
Глава 1. Основы правового регулирования налоговых отношений
1. Генезис налогового права
1.1. Возникновение и развитие налогообложения
1.2. Развитие налогообложения в России
2. Теоретическая база, принципы и основные доктрины
3. Понятие, предмет и метод науки налогового права
4. Функции налогового права
5. Место налогового права в системе российского права
6. Международное налоговое право
Глава 2. Источники налогового права
1. Понятие и виды налогово-правовых норм
2. Понятие и виды налоговых правоотношений
3. Виды источников налогового права
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами
5. Решения Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения
6. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
Глава 3. Принципы налогового права
1. Общая характеристика принципов налогообложения
2. Принцип законности налогообложения
3. Принцип равенства и всеобщности налогообложения
4. Принцип справедливости налогообложения
5. Принцип единства системы налогов и сборов
6. Принцип определения налогообложения
Глава 4. Нормы налогового права
1. Понятие и особенности норм налогового права
2. Виды норм налогового права
3. Нормы-презумпции и нормы-фикции в налоговом праве
4. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве
5. Реализация норм налогового права: понятие и основные формы реализации налогового права
6. Толкование норм налогового права: понятие и значение. Способы, виды и стадии толкования
Глава 5. Юридическая конструкция налога и сбора
1. Налог как правовая категория
2. Обязательные и факультативные элементы налога и сбора
3. Функции налога и сбора
4. Виды налогов и сборов, основания их классификации
5. Квазиналоги
Глава 6. Налоговые правоотношения
1. Понятие налоговых правоотношений
2. Структура налоговых правоотношений
3. Юридические факты в налоговом праве
4. Плательщики налогов и их группы. Права плательщиков и их обязанности
5. Налоговые агенты, их права и обязанности
6. Налоговые органы, их права и обязанности
Глава 7. Налоговая тайна
1. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации
2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники
3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны
Глава 8. Налоговая обязанность и ее исполнение
1. Понятие налоговой обязанности, основания возникновения, приостановления и прекращения
2. Общий порядок и особенности исполнения налоговой обязанности
3. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
4. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
5. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности
Глава 9. Налоговый контроль
1. Понятие и состав органов налогового администрирования
2. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды
3. Учет налогоплательщиков. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
4. Камеральные и выездные проверки. Административный налоговый контроль
Глава 10. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
1. Понятие и особенности налоговых правонарушений
2. Понятие и виды производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
3. Органы, уполномоченные осуществлять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
4. Порядок взыскания налоговых санкций
5. Производство по делам о налоговых правонарушениях и правонарушениях, содержащих признаки административных правонарушений
6. Привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления
Глава 11. Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков
1. Понятие и классификация налоговых споров
2. Способы защиты прав налогоплательщиков
3. Административный способ защиты прав налогоплательщиков
4. Судебный способ защиты прав налогоплательщиков
Глава 12. Международные аспекты налогового права
1. Налоговая юрисдикция государств
2. Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций от деятельности в России. Постоянное представительство иностранной организации
3. Разграничение юрисдикции государств в области налогообложения
4. Международное двойное налогообложение и порядок его избежания
5. Правовое регулирование специальных налоговых режимов в зарубежных странах
Глава 13. Правовое значение федеральных, региональных и местных налогов и сборов
1. Состав и правовое значение федеральных налогов и сборов
2. Состав и правовое значение региональных налогов
3. Состав и правовое значение местных налогов
4. Правовое регулирование формирования бюджетов всех уровней
Глава 14. Правовое регулирование специальных налоговых режимов
1. Система налогообложения
2. Теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения
В настоящее время для студентов юридических специальностей многих высших учебных заведений читаются учебные курсы, в которых рассматриваются проблемы налогообложения. Вопросы налогообложения изучаются также и в других смежных дисциплинах. Написаны ряд учебников и учебных пособий, а также большое количество различных брошюр и книг, научных статей, содержащихся в универсальных и специализированных периодических изданиях.
Основная трудность изучения курса «Налоговое право» состоит в его динамичности.
Налогообложение в России в последние годы меняется постоянно и кардинально. Каждую неделю публикуются новые нормативные документы и материалы по порядку исчисления и уплаты налогов.
Поэтому юрист, выбравший своей специализацией налогообложение, должен уметь быстро реагировать на частые и многочисленные дополнения и изменения действующего законодательства.
Особое внимание обратите, пожалуйста, на «Российскую газету». День публикации федеральных законов по налогообложению в этой газете считается днем их официальной публикации.
Дисциплина «Налоговое право» входит в состав цикла специальных юридических дисциплин.
Налоговое право является подотраслью финансового права и регулирует налоговые отношения, принципы и нормы налогового права, юридическую конструкцию налога и сбора, исполнение налоговой обязанности, налоговый контроль, налоговые споры и защиту прав налогоплательщиков и т.д.
Настоящее учебное пособие охватывает все основные темы курса «Налоговое право». Основой изучения данного курса является налоговое законодательство, включающее Конституцию Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, а также федеральные законы и федеральные конституционные законы и международные договоры.
Финансовое право является отраслью российского права и включает в себя ряд подотраслей, таких как бюджетное право, банковское право, налоговое право и страховое право.
Налоговое право — это подотрасль финансового права, представляющая собой систему юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, а также регулирующих иные отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением обязанности по уплате налогов и сборов.
Налоговое право — это совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Для успешного освоения курса студент должен владеть базовыми правовыми понятиями, обладать базовыми знаниями по курсам: «Административное право», «Финансовое право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Арбитражное процессуальное право», «Правовое регулирование банковской деятельности».
Учебное пособие рассчитано главным образом на студентов и аспирантов юридического факультета и тех, кто намерен посвятить себя работе в сфере налогообложения. Однако представляется, что данная работа будет интересна также всем, кто желает получить более полное представление о налогообложении в России.
В пособии анализируется сложившаяся в арбитражных судах практика рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о налогах и соборах. Представлены правовые позиции Верховного Суда РФ, отражающие сложившуюся на сегодняшний день практику применения законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы применения арбитражными судами законодательства о налогах и сборах, пути их решения. Рассчитано на судей, практикующих юристов, научных сотрудников, преподавателей юридических и экономических вузов.
Законодательство и судебная практика Верховного Суда РФ приводятся на 1 сентября 2019 г.
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 1. Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров
арбитражными судами
1.1. Виды налоговых споров, рассматриваемых арбитражными
судами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Предмет доказывания и распределение бремени доказывания
в налоговых спорах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
1.3. Виды доказательств и общие требования к ним. . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Глава 2. Особенности рассмотрения отдельных категорий налоговых споров
арбитражными судами
2.1. Споры, связанные с исчислением и уплатой налога
на добавленную стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
2.2. Споры, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы
физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
2.3. Споры, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль
организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
2.4. Споры, связанные с исчислением и уплатой страховых
взносов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
2.5. Споры, связанные с исчислением и уплатой региональных
налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
2.6. Споры, связанные с исчислением и уплатой местных налогов. . . .184
2.7. Споры, связанные с применением специальных налоговых
режимов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
2.8. Споры, связанные с исчислением и уплатой государственной
пошлины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
2.9. Споры, связанные с исчислением и уплатой налогов с участием
«иностранного элемента» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
2.10. Споры, связанные осуществлением налогового контроля . . . . . .300
2.11. Споры, связанные с привлечением к налоговой
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .324
2.12. Споры по налогy на прибыль организаций по операциям
с ценными бумагами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356
Введение
Налоги, являясь одной из форм ограничения имущественных прав
граждан и организаций, всегда были сферой, которая формирует зна-
чительную долю споров в практике как судов общей юрисдикции и ар-
битражных судов. Налоги — потенциально конфликтная среда, с одной
стороны, являясь необходимым элементом функционирования публич-
но-правовых образований, с другой стороны — бременем, возлагаемым
на налогоплательщиков, которые потенциально стремятся данное бре-
мя оптимизировать.
При этом потенциально конфликтную среду формирует не только
поведение налогоплательщиков, но и деятельность налоговых органов.
Нельзя не отметить, что до настоящего времени современная налоговая
система подвергается постоянному совершенствованию, проходящему
на фоне активного нормотворчества. Тем не менее не всякое нормотвор-
чество в сфере налогообложения достигает тех целей, которые ожидают
не только налогоплательщики, но и налоговые органы, что также соз-
даёт угрозу формирования потенциально конфликтной среды.
Следует отметить и активную деятельность налоговых органов. На-
пример, за 8 месяцев 2019 г. в консолидированный бюджет Российской
Федерации поступило более 15 трлн руб. (+10,9 %, или 1,5 трлн руб.),
в федеральный бюджет — 8,3 трлн руб. (+10,6 %, или 0,8 трлн руб.). Вы-
сокие темпы поступлений демонстрируют все основные налоги: налог
на прибыль — 3,3 трлн руб. (+20 %, или 543 млрд руб.); НДС — 2,6 трлн
руб. (+17,1 %, или 383 млрд руб.); НДФЛ — 2,5 трлн руб. (+8,4 %,
или 191 млрд руб.); НДПИ — 4,2 трлн руб. (+10,8 %, или 400 млрд руб.).
Поступления по страховым взносам также сохраняют высокие тем-
пы роста: за 8 месяцев 2019 г. поступило 4,5 трлн руб., что на 9,6 %,
или на 393 млрд руб. больше показателей прошлого года и на 2,4
п. п. опережает рост заработной платы (за январь-июль +7,2 %). В Пен-
сионный фонд поступило около 3,5 трлн руб. с ростом на 287 млрд руб.,
Введение
или на 9 %. Число выездных проверок снизилось на 35 %, при этом по-
ступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения
проверок, выросли почти в 2 раза. Вместе со снижением количества
проверок уменьшается и число жалоб по их результатам — на 47,3 %
за первое полугодие 2019 г. В судебно-правовой работе ФНС также идет
на снижение количества споров с бизнесом — на 20 %.
На 1 августа 2019 г. совокупная задолженность снизилась на 48,8
млрд руб., или на 2,3 %. Показатель отношения задолженности к по-
ступлениям, или DTI (debt to income), который используется для оценки
эффективности системы по управлению долгом, также находится на ми-
нимальном за 5 лет значении — 7 %. При этом растет эффективность мер
по взысканию — 67 % (+ 2 п. п. к 2018 г.). Результативность исполни-
тельного производства за 7 месяцев 2019 г. составила 64,9 % и возросла
к аналогичному показателю предыдущего года на 7,5 п. п. В свою оче-
редь, поступления от него возросли на 36,3 % и по состоянию на 1 июля
составили 65,6 млрд руб.
Приоритетом для ФНС России в делах о несостоятельности явля-
ются согласительные процедуры, поступления по которым выросли
в первом полугодии на 18 %, или 17,9 млрд руб. В ходе процедур бан-
кротства в бюджет поступило 55,8 млрд руб., что на 9,3 % превышает
показатель соответствующего периода 2018 г. Всего 1,4 млн налого-
плательщиков зарегистрировали более 3 млн касс. ФНС России также
разработала сервис «API Проверка чеков», к которому подключилось
более 80 организаций и ИП, создав свои бесплатные мобильные прило-
жения. Технология онлайн-касс позволила с 2020 г. отменить отчетность
для налогоплательщиков на УСН (доходы), которые их используют.
Совместно с ФТС России налоговые органы создают национальный
сегмент системы прослеживаемости импортных товаров. Она позволит
оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также
пресекать раздувание среднерыночных цен. Система позволит иден-
тифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе
будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства про-
мышленного назначения и промышленное оборудование, мониторы
и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные
и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.
Эти проекты реализуются в модернизированной архитектуре налогового
администрирования АИС «Налог-3». Объем данных системы достиг
615 Тбайт, сделав ее одной из крупнейших баз данных в мире1.
1 ФНС России URL: www.nalog.ru.
Налоговые споры: особенности рассмотрения в арбитражных судах
В представленном научно-практическом пособии рассматриваются
актуальные проблемы, возникающие в правоприменительной прак-
тике арбитражных судов, связанных с применением законодательства
о налогах и сборах. В частности, рассмотрены актуальные проблемы,
связанные с применением материально-правовых и процессуально-
правовых норм при рассмотрении налоговых споров арбитражными
судами, а именно: споры, связанные с исчислением и уплатой налога
на добавленную стоимость; споры, связанные с исчислением и уплатой
налога на доходы физических лиц; споры, связанные с исчислением
и уплатой налога на прибыль организации; споры, связанные с исчис-
лением и уплатой страховых взносов; споры, связанные с исчислением
и уплатой региональных налогов; споры, связанные с исчислением
и уплатой местных налогов; споры, связанные с применением специ-
альных налоговых режимов; споры, связанные с исчислением и уплатой
государственной пошлины; споры, связанные с исчислением и уплатой
налогов с участием «иностранного элемента»; споры, связанные осу-
ществлением налогового контроля; споры, связанные с привлечением
к налоговой ответственности.
В работе также анализируются проблемы, связанные с процессу-
альными особенностями рассмотрения налоговых споров, в частности
проблемы предмет доказывания и распределение бремени доказывания
в налоговых спорах, оценки доказательств.
И. А. Цинделиани
заведующий кафедрой
финансового права РГУП
Глава 1.Процессуальныеособенностирассмотренияналоговыхспоров
арбитражнымисудами
Ученые сходятся во мнении, что в основе налогового спора лежит
конфликт, разногласие, противоречие интересов при применении за-
конодательства о налогах и сборах (налогового законодательства);
обязательным участником правоотношений, складывающихся в связи
с возникновением налогового спора, является государство, прежде всего
в лице налоговых органов, с другой стороны выступают налогоплатель-
щики (плательщики сборов, страховых взносов), налоговые агенты,
иные лица, участвующие в налоговых правоотношениях. Налоговые
споры с участием хозяйствующих субъектов преимущественно разре-
шаются в арбитражных судах.
Хотелось бы заметить, что существует категория налоговых споров,
в которых может отсутствовать конфликт, разногласие. Это споры о при-
знании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. Основания
для признания задолженности безнадежной к взысканию установлены
в п. 1 ст. 59 НК РФ: ликвидация организации, смерть физического
лица, банкротство, вынесение судебным приставом-исполнителем
постановления об окончании исполнительного производства в связи
с невозможностью взыскания, а также принятие судом акта, которым
устанавливается утрата возможности взыскания налоговым органом
недоимки, пени, штрафа в связи с истечением срока их взыскания.
Таким образом, налоговые органы не уполномочены самостоятельно
принимать решения о признании задолженности безнадежной к взы-
сканию и исключении ее из лицевого счета налогоплательщика, даже
установив истечение сроков ее взыскания — они обязаны руководство-
ваться судебным актом.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов,
пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания
может содержаться в мотивировочной части судебного акта, вынесенного по спо-
ру, например, о признании недействительным решения налогового органа по ре-
зультатам налоговой проверки. Если такой спор не состоялся, налоговый орган
или налогоплательщик должны подать в суд заявление о признании сумм, возмож-
ность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию1.
При этом инициирование судебного разбирательства обязательно даже
в тех случаях, когда разногласия относительно возможности взыскания
задолженности между налоговым органом и налогоплательщиком от-
сутствуют — исключительно в целях получения «на руки» документа-
основания для списания задолженности.
1 См.: п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4
(2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.
1.1.Видыналоговыхспоров,рассматриваемыхарбитражнымисудами
Разновидностей классификаций налоговых споров множество. Од-
нако в целях настоящего учебного пособия целесообразно применить
классификацию налоговых споров в зависимости от их инициатора:
1) налоговые споры, рассматриваемые арбитражными судами, по за-
явлениям (искам) налоговых органов; 2) налоговые споры, рассматри-
ваемые арбитражными судами, по заявлениям (искам) налогоплатель-
щиков; 3) налоговые споры, рассматриваемые арбитражными судами,
по заявлениям (искам) третьих лиц.
1. Налоговые споры, рассматриваемые арбитражными судами, по за-
явлениям (искам) налоговых органов. Следует отметить, что налоговых
споров, инициированных налоговыми органами, существенно меньше
споров по заявлениям (искам) налоговообязанных лиц. Это связано
с тем, что законодатель возложил бремя ведения судебных разбира-
тельств на налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взно-
сов, налоговых агентов)1. Причина — в экономии трудовых ресурсов
и денежных средств государства. Налоговые органы обращаются в суд
только в отдельных случаях, предусмотренных в нормативных правовых
актах. Соответствующие полномочия налоговых органов закреплены
в налоговом и процессуальном законодательстве.
Налоговые органы уполномочены предъявлять в суды общей юрисдик-
ции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды следующие иски (заявле-
ния), связанные с исполнением полномочий по контролю за правильностью
исчисления и своевременностью уплаты налогов (п. 14 ст. 31 НК РФ,
п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах
Российской Федерации»): 1) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за на-
логовые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
2) о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному
образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных
средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения
решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых
стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности
1 Этой тенденции законодатель уверенно следует на протяжении длительного вре-
мени. Например, до 2017 г. принудительное взыскании налоговой задолженности
с любого поручителя осуществлялось налоговым органом только в судебном порядке.
С 2017 г. предусмотрено новое правило, согласно которому налоговый орган приме-
няет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспе-
чена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46–48 НК РФ,
то есть с хозяйствующих лиц во внесудебном порядке (п. 3 ст. 74 НК РФ). Изменения
внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в ча-
сти первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные зако-
нодательные акты Российской Федерации».
Глава 1.Процессуальныеособенностирассмотренияналоговыхспоров
арбитражнымисудами
по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Нало-
говым кодексом РФ; 3) о досрочном расторжении договора об инвестиционном
налоговом кредите; 4) о взыскании сумм задолженности по процентам, начис-
ленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональ-
ным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации; 5) признании должника банкротом при наличии
задолженности по обязательным платежам (ст. 7 ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)»).
Помимо этого, налоговые органы также вправе подавать в судебные
инстанции иски (заявления), которые связаны с налоговым админи-
стрированием косвенно (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1
«О налоговых органах Российской Федерации»): 1) о ликвидации органи-
зации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным
законодательством Российской Федерации; 2) о признании недействительной го-
сударственной регистрации юридического лица или государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) о признании
сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного
по таким сделкам.
Мы остановимся на рассмотрены судебных споров о взыскании на-
логовой недоимки (пеней, штрафов).
Налоговые споры о взыскании налоговыми органами недоимки (пеней,
штрафов). Это основная категория налоговых споров, инициируемых
налоговыми органами: основной задачей налоговых органов как адми-
нистраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Феде-
рации является обеспечение исполнения бюджетов в части налоговых
доходов, что в отсутствие добровольной уплаты налоговых платежей
в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ требует их при-
нудительного взыскания. Такие споры рассматриваются в порядке,
установленном гл. 26 АПК РФ.
Взыскание недоимки (пеней, штрафов) с хозяйствующих субъектов
(налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, на-
логовых агентов) осуществляется преимущественно в бесспорном по-
рядке1. Судебный порядок подлежит применению в тех случаях, когда
налоговые органы пропустили сроки в рамках процедур бесспорного
взыскания задолженности, а также в отдельных случаях, предусмотрен-
ных налоговым законодательством. Кроме того, в судебном порядке
недоимки (пени, штрафы) взыскиваются с третьих лиц.
1 См.: ст. 46, 47 НК РФ. В отличие от хозяйствующих субъектов налоговая задол-
женность с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
всегда взысквается через суд (ст. 48 НК РФ).
1.1.Видыналоговыхспоров,рассматриваемыхарбитражнымисудами
Следует отметить, что пени взыскиваются по тем же правилам,
что и недоимка; взыскание штрафов осуществляется с учетом ст. 104
НК РФ «Заявление о взыскании налоговой санкции», которой пред-
усмотрено, что в случаях, когда внесудебный порядок взыскания на-
логовых санкций не допускается, налоговый орган обращается с соот-
ветствующим заявлением в суд (п. 1)1. Рассмотрение дел и исполнение
решений о взыскании налоговых санкций осуществляется в соответ-
ствии со ст. 105 НК РФ.
Важно, что перед обращением в суд налоговый орган обязан напра-
вить должнику требование об уплате налоговой задолженности. Если
требование исполняется добровольно, заявление в суд не подается.
Налоговые споры о взыскании недоимки (пеней, штрафов) могут быть
классифицированы следующим образом: 1) налоговые споры о взыска-
нии недоимки (пеней, штрафов) с налогоплательщиков (плательщиков
сборов, страховых взносов, налоговых агентов) в случаях пропуска
налоговым органом процессуальных сроков на бесспорное взыскание
налоговой задолженности; 2) налоговые споры о взыскании налоговы-
ми органами недоимки (пеней, штрафов) с налогоплательщиков (пла-
тельщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов) в случаях,
когда судебный порядок взыскания прямо предусмотрен налоговым
законодательством; 3) налоговые споры о взыскании налоговыми ор-
ганами недоимки (пеней, штрафов) с третьих лиц.
Налоговые споры о взыскании недоимки (пеней, штрафов) с нало-
гоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых
1 Особый порядок взыскания недоимки (пеней, штрафов) предусмотрен п. 2 ст. 50
НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пе-
ней, штрафов) при реорганизации юридического лица». Согласно указанной норме,
исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица
возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли
известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) фак-
ты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реоргани-
зованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник
(правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему
обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридиче-
ского лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов,
наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до за-
вершения его реорганизации. Также особенности взыскания штрафов установлены
для случаев, когда взыскание производится с хозяйствующих субъектов через суд
на основании подп. 1–3 п. 2 ст. 45 НК РФ: заявление о взыскании штрафа может быть
подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока испол-
нения требования об уплате штрафа; пропущенный по уважительной причине срок
подачи указанного заявления может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 115 НК РФ).
Впервые в одной книге в интересной и доступной форме изложены все аспекты доказательства в судопроизводстве по налоговым спорам и приведены наиболее часто встречающиеся примеры из судебной практики.Автором выработаны критерии определения недобросовестного налогоплательщика, что делает настоящее издание интересным не только для ученых-правоведов, преподавателей, студентов юридических учебных заведений, но и для широкого круга читателей, связанных с экономической деятельностью: руководителей, бухгалтеров, юрисконсультов предприятий, налоговых адвокатов и т.п.Книга публикуется с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ и постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Презумпция незнания закона.В римском гражданском процессе вследствие недостаточности представленных доказательств часто прибегали к презумпциям.
В целом все презумпции в римском праве распадаются на три группы: презумпции, не допускающие против себя никаких доказательств; презумпции, которые чаще всего вводятся законом и считаются презумпциями до тех пор, пока против них не будут представлены доказательства: обыкновенные умозаключения от определенного факта к вероятному последствию(15).
Общепринятое в гражданском процессе требование, чтобы истец доказал фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своего иска, а ответчик — фактические обстоятельства выдвигаемых ими возражений, не имеет своего применения в отношении фактов общеизвестных и презумпций.
По английскому и французскому гражданскому процессуальному праву презумпциями юридическими (законными) являются предусмотренные правом (законом) предположения, в силу которых при наличии известных условий те или иные факты признаются установленными (16).
В Англии и Франции проводится различие между юридическими презумпциями неопровержимыми, т.е. не подлежащими оспариванию, и презумпциями опровержимыми, подлежащими оспариванию, в отношении которых допускается представление доказательств для их опровержения, иначе презумпциями условными.
Купить
.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
учебник по юриспруденции :: юриспруденция :: право :: Нагорная