Централизованной бухгалтерии муниципального образования переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета Управления муниципальным имуществом муниципального образования (уполномоченного органа по распределению имущества казны). Управление муниципальным имуществом является администратором доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования. Права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, продажа с торгов). Таких договоров аренды – 2453. В данной организации имеется специализированная программа по учету аренды с формированием поступлений в разрезе договоров. Каким образом в централизованной бухгалтерии вести аналитику по 205 счету? Нужно ли вести учет в разрезе каждого договора?

Централизованной бухгалтерии муниципального образования переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета Управления муниципальным имуществом муниципального образования (уполномоченного органа по распределению имущества казны). Управление муниципальным имуществом является администратором доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования. Права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, продажа с торгов). Таких договоров аренды - 2453. В данной организации имеется специализированная программа по учету аренды с формированием поступлений в разрезе договоров.
Каким образом в централизованной бухгалтерии вести аналитику по 205 счету? Нужно ли вести учет в разрезе каждого договора? Аналитика
Содержание
  1. Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.
  2. Дополнительные основания для передачи в казну.
  3. Орган управления муниципальным имуществом приобретает жилые помещения, которые после государственной регистрации права собственности подлежат передаче в казну муниципального образования в этот же орган управления муниципальным имуществом. по прошествии пяти лет некоторые жилые помещения приватизируются гражданами.какими бухгалтерскими записями следует отражать вышеперечисленные операции? какие код вида дохода и косгу указывать?
  4. Отказ от права оперативного управления.
  5. Отчет по имуществу казны
  6. Право оперативного управления.
  7. Причины отказа органов власти от изъятия имущества в казну.
  8. Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
  9. Централизованной бухгалтерии муниципального образования переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета управления муниципальным имуществом муниципального образования (уполномоченного органа по распределению имущества казны). управление муниципальным имуществом является администратором доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования. права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, продажа с торгов). таких договоров аренды – 2453. в данной организации имеется специализированная программа по учету аренды с формированием поступлений в разрезе договоров.каким образом в централизованной бухгалтерии вести аналитику по 205 счету? нужно ли вести учет в разрезе каждого договора?
  10. Заключение.

Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.

Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество.

Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.

Дополнительные основания для передачи в казну.

В то время как в отношении собственника дополнительные издержки по содержанию имущества суды не принимают во внимание как препятствующие исполнению обязанностей собственника, несение расходов со стороны балансодержателей выступает дополнительным доводом для изъятия имущества в казну.

В частности, суды признавали основанием для возврата имущества в казну его неиспользование по назначению в соответствии с целями деятельности учреждения при одновременном возложении имущественного обременения в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (постановления АС УО от 25.10.

2021 по делу № А76-40390/2021, от 29.11.2021 по делу № А76-30632/2021, от 25.09.2021 по делу № А76-30634/2021, от 14.09.2021 по делу № А76-30631/2021, от 14.09.2021 № Ф09-4722/17 по делу № А76-30629/2021, от 22.05.2021 № Ф09-2479/17 по делу № А76-20257/2021, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу № А13-12753/2021).

Если распоряжение имуществом противоречит целям деятельности учреждения, имущество подлежит изъятию в казну. Это подтверждено на высшем уровне (Определение ВС РФ от 28.04.2021 № 306-КГ17-4810 по делу № А12-22041/2021) – на примере библиотеки, владеющей частью жилого дома.

Орган управления муниципальным имуществом приобретает жилые помещения, которые после государственной регистрации права собственности подлежат передаче в казну муниципального образования в этот же орган управления муниципальным имуществом. по прошествии пяти лет некоторые жилые помещения приватизируются гражданами.какими бухгалтерскими записями следует отражать вышеперечисленные операции? какие код вида дохода и косгу указывать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: На основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности, жилые помещения отражаются в составе муниципальной казны бухгалтерской записью по дебету счета 1 108 51 310 “Недвижимое имущество, составляющее казну” и кредиту счета 1 106 11 310 “Вложения в основные средства – недвижимое имущество”.

Выбытие жилых помещений при их приватизации (приобретении физическими лицами) на основании документов, подтверждающих снятие с государственной регистрации права собственности на эти объекты, отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 401 10 172 “Доходы от операций с активами” и кредиту счета 1 108 51 000 “Недвижимое имущество, составляющее казну”.

Обоснование вывода: Орган управления муниципальным имуществом может приобретать (создавать) имущество с целью его включения в состав казны, в т.ч. и жилые помещения. Отражение в бюджетном учете уполномоченного органа операций с объектами имущества казны производится в соответствии с положениями Инструкции N 157н, а также Инструкции N 162н.

Дополнительный анализ:  Обязанности финансового аналитика

Принятие к бюджетному учету приобретенных жилых помещений, отнесенных согласно законодательству РФ к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ), в состав имущества казны отражается по дебету счета 1 108 51 000 “Недвижимое имущество, составляющее казну” и кредиту счета 1 106 11 000 “Вложения в основные средства – недвижимое имущество” (абзац 5 п.

38 Инструкции N 162н). Согласно п. 36 Инструкции N 157н основанием для принятия к учету (так же как и последующее выбытие из учета) любых объектов недвижимого имущества, в том числе и в составе казны, являются первичные документы, к которым обязательно должны прилагаться документы, подтверждающие государственную регистрацию права или сделки.

Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы собственником, например:- в пользование по договору социального найма жилого помещения (глава 8 ЖК РФ);- в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества (ч. 1 ст.

217 Гражданского кодекса РФ).В случае заключения договора социального найма для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением имущества в бюджетном учете органа управления муниципальным имуществом следует отразить информацию о договоре на забалансовом счете 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование” с сохранением учета переданного актива (жилого помещения) на балансовом счете 1 108 51 000 “Недвижимое имущество, составляющее казну” (письмо Минфина России от 26.12.

2021 N 02-07-10/102212).В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (далее – Закон N 1541-1) граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе их приобрести.

Согласно ст. 1 Закона N 1541-1 такая передача жилых помещений может происходить без взимания платы, т.е. являться приватизацией жилых помещений. Однако, несмотря на безвозмездность передачи жилых помещений, экономическую сущность этой хозяйственной операции следует рассматривать как реализацию основного средства (жилого помещения).

Положения Инструкции N 162н не содержат конкретного порядка отражения выбытия недвижимого имущества казны при принятии решения об их приватизации, поэтому такую корреспонденцию учреждению следует определить самостоятельно и закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п.

2 Инструкции N 162н. По нашему мнению, одним из вариантов отражения рассматриваемой ситуации в бюджетном учете может быть норма, определенная по аналогии с реализацией основных средств. Например, выбытие объектов основных средств при их продаже осуществляется с использованием счета 1 401 10 172 “Доходы от операций с активами” (п.

10 Инструкции N 162н).По общему правилу для отражения финансового результата от реализации основных средств используют подстатью 172 КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка N 209н) в увязке со статьей 410 “Уменьшение стоимости основных средств” аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.2.

1 Порядка N 85н).Соответственно, рассматриваемые хозяйственные ситуации могут быть отражены в бюджетном учете казенного учреждения следующими бухгалтерскими записями:1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х (1 208 ХХ 66Х)- формирование первоначальной стоимости жилых помещений, подлежащих включению в состав имущества казны;2.

Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 106 11 310- на основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности, жилые помещения учтены в составе казны;3. Увеличение забалансового счета 26- на основании заключенных договоров найма жилого помещения;

Уменьшение забалансового счета 26- на основании расторгнутых договоров найма жилого помещения;4. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 108 51 310- на основании документов, подтверждающих снятие с государственной регистрации права собственности, отражено выбытие жилых помещений из состава муниципальной казны.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТГурашвили Георгий

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТпрофессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

25 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отказ от права оперативного управления.

Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2021 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2021, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.

Дополнительный анализ:  ЦРУ: путь от ястреба к шакалу

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.

Отчет по имуществу казны

БухгалтерскиеНалоговыеУчет ОС и НМАУчет ОС и НМАv8v8::БУv8::УФКА1БП2.0УПП1БУНУНалог на имуществоАбонемент ($m)

Отчет “Расшифровка отчета ‘Авансы по налогу на имущество’ по 2-3 разделам” предназначен для проверки и контроля правильности расчета регламентированного отчета “Авансы по налогу на имущество” в разрезе Основных средств. Предоставляет ряд дополнительных данных по состоянию ОС организации на текущий момент согласно данным хозрасчетного регистра. Написан на основании стандартных процедур заполнения регламентированных отчетов, но дополнительно показывает данные в разрезе групп ОС и каждого ОС, согласно данным 2-го и 3-го разделов стандартного отчета. Версия для обычного приложения тестировалась на УПП 1.3, но должно работать в БУ, БУ КОРП 2.0, КА, БАУ и БАУ КОРП (по крайней мере для обычных /неуправляемых/ приложений). Версия для управляемого приложения тестировалась на БП 3.0. В отчете учтены ОС, введенные в эксплуатацию после 2021 и учтены изменения, введенные в 2021 г. Предусмотрено три варианта отчета: 1. Для обычного приложения 8.1-8.3 платформ; 2. Для управляемого приложения 8.2 – 8.3 платформ; 3. Универсальный вариант, который подходит для обоих типов конфигураций: для обычного и управляемого приложений (удобно, если на предприятии используются оба типа – и обычные, и управляемые приложения).

2 стартмани

04.09.2021   
45992   
310   
vik2006   
70    

Право оперативного управления.

Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То есть АУ владеют, пользуются имуществом, а также распоряжаются им с согласия его собственника (учредителя учреждения).

Как указано в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2021 № 10/22[1], согласно п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением либо в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу ст.

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение. Имуществом, изъятым у АУ, собственник распоряжается по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Причины отказа органов власти от изъятия имущества в казну.

Причина отказа

Судебные акты

Нет потребности в имуществе со стороны других потенциальных балансодержателей

Постановление АС ВВО от 26.02.2021 № Ф01-7204/2021 по делу № А43-12391/2021; Определение ВС РФ от 14.12.2021 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2021

Неудовлетворительное состояние имущества

Постановления АС ПО:

– от 25.07.2021 № Ф06-22449/2021 по делу № А49-5902/2021;

– от 07.06.2021 № Ф06-21273/2021 по делу № А49-10935/2021

Передача имущества в казну может лишить учреждение возможности осуществлять свою деятельность

Постановления АС УО:

– от 25.01.2021 № Ф09-8767/18 по делу № А60-17625/2021;

– от 25.10.2021 № Ф09-6735/18 по делу № А76-40390/2021;

– от 29.11.2021 № Ф09-6719/17 по делу № А76-30632/2021;

– от 25.09.2021 № Ф09-4838/17 по делу № А76-30634/2021;

– от 14.09.2021 № Ф09-4721/17 по делу № А76-30631/2021

Безусловным основанием для обязания собственника осуществить принятие излишнего имущества в казну являются лишь негативные последствия для учреждения при сохранении имущества в оперативном управлении

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу № А43-8239/2021

Отсутствие перераспределения остатка бюджетных средств, выделенных учреждению на содержание объекта недвижимости

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2021 по делу № А13-10931/2021

Отсутствие согласования с собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2021 по делу № А13-15096/2021

Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления

Постановление АС УО от 25.04.2021 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2021

Предложение альтернативы изъятию имущества: списание или передача в аренду (безвозмездное пользование)

Постановление АС ВВО от 13.11.2021 № Ф01-4748/2021 по делу № А29-778/2021

Признание нецелесообразным несения затрат по содержанию и надлежащей эксплуатации имущества со стороны органа, осуществляющего полномочия собственника имущества

Постановление АС ПО от 25.07.2021 № Ф06-22449/2021 по делу № А49-5902/2021

Дополнительный анализ:  Карьера финансового или бизнес-аналитика? – Финансовая энциклопедия

Ни одна из названных причин не была расценена судом как барьер для возврата имущества в казну.

Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.

Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).

В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями.

Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом.

В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу № А13-12753/2021).

Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4].

В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций.

Централизованной бухгалтерии муниципального образования переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета управления муниципальным имуществом муниципального образования (уполномоченного органа по распределению имущества казны). управление муниципальным имуществом является администратором доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования. права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, продажа с торгов). таких договоров аренды – 2453. в данной организации имеется специализированная программа по учету аренды с формированием поступлений в разрезе договоров.каким образом в централизованной бухгалтерии вести аналитику по 205 счету? нужно ли вести учет в разрезе каждого договора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Учреждению необходимо вести аналитический учет расчетов по аренде на счете 205 00 “Расчеты по доходам” по каждому заключенному договору.

Заключение.

Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование.

Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.


[1] «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

[2] В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.

[3] Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.

[4] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2021 № 327.

Руководитель автономного учреждения, №6, 2021 год

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector