Транзактный анализ, В.Е.Гусаковский

Транзактный анализ, В.Е.Гусаковский Аналитика

Транзактный анализ, в.е.гусаковский

 Транзактный анализ В Е Гусаковский

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ В.Е.Гусаковский

Определение транзактного анализа

По определению Международной ассоциации транзактного анализа он «представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности».

Основатель транзактного анализа — американский психиатр и психотерапевт Эрик Берн определил его как «теорию личности и социальных взаимодействий и клинический метод психотерапии, основанный на анализе всех возможных транзакций между двумя или более людьми».

Современный транзактный анализ определяют как «психотерапевтический метод, который характеризуется творческой комбинацией когнитивной и психодинамически ориентированной психотерапии, обогащенной аспектами коммуникативной терапии (обучения людей конструктивной коммуникации) и гештальт-терапии» (Леонард Шлегель, 1998).

Краткая история возникновения и развития транзактного анализа Основатель транзактного анализа и автор его ключевых идей — американский психиатр и психотерапевт Эрик Берн (1910-1970). Основные работы, заложившие основы метода, опубликованы им в конце пятидесятых – шестидесятых годах ХХ века. Важную роль в развитии и распространении идей транзактного анализа сыграл еженедельный Семинар социальной психиатрии в Сан-Франциско, основанный Эриком Берном в 1958 году. На его базе в 1965 году была создана Международная ассоциация транзактного анализа (ITAA). После смерти основателя разработка метода продолжилась. В 1971 году была учреждена Мемориальная премия Эрика Берна, которая присуждается ежегодно за большой вклад в развитие теории и практики транзактного анализа и за его интеграцию с другими психологическими направлениями. Лауреатами премии стали уже около 30 авторов. Сложилось несколько школ транзактного анализа, признающих основополагающий вклад Эрика Берна, но различающихся теоретическими моделями и практическими подходами.

Среди них наиболее известны школа перерешения Гулдингов и школа катексиса Шиффов. С 80-х годов транзактный анализ быстро распространяется в странах Европы. В организационном плане развиваются национальные объединения, составляющие основу Европейской ассоциации транзактного анализа, которая становится самостоятельной организацией, по численности в настоящее время заметно превышающей Международную ассоциацию. В плане теории и практики в транзактном анализе развиваются интегративные тенденции с целью вписать метод в общую линию развития психологической мысли. В частности, был преодолен разрыв с психоанализом, определенный первоначальной бунтарской установкой Берна. Большое влияние на развитие практики современного транзактного анализа оказала аналитическая школа объектных отношений, рассматривающая отношения между людьми как основной источник психологических проблем, а также – как инструмент их решения. При этом изменились и практические подходы, используемые в психотерапии. Если в раннем транзактном анализе акцент ставился на клиенте и его видимых поведенческих изменениях, то теперь в центре внимания все больше находятся терапевтические  отношения между психотерапевтом и клиентом, их осознанное построение и развитие. Ярким образцом этого подхода является интегративная психотерапия Ричарда Эрскина, получившая широкое распространение в 90-е годы. В последнее время в транзактном анализе насчитывается более 10 различных направлений, ведутся обширные дебаты относительно идентичности метода, которая значительно изменилась со времени Берна.

Области применения транзактного анализа Международной ассоциацией транзактного анализа определены 4 основные области применения транзактного анализа:

1. Психотерапия транзактного анализа используется для решения широкого спектра проблем от трудностей повседневной жизни до серьезных психических нарушений. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психотерапии определяется содержанием контрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многолетней регулярной работы. Психотерапия транзактного анализа применяется как в клинических условиях, так и в немедицинской форме частнопрактикующими психологами и другими специалистами.

2. Консультирование с использованием транзактного анализа направлено на решение непосредственных задач «здесь и теперь» и выработку способов эффективных действий в проблемных ситуациях. Сфера применения консультирования транзактного анализа весьма широка, особенно в ситуациях, связанных с межличностной коммуникацией.

3. Образовательное применение транзактного анализа предлагает гибкий и творческий подход к пониманию и организации процесса обучения. Освоение транзактного анализа преподавателями и учащимися повышает эффективность их взаимодействия. Образовательный транзактный анализ выполняет как профилактическую, так и восстановительную функцию. Цель состоит в том, чтобы увеличить автономию личности, поддержать людей в развитии их собственных усилий к психологическому здоровью и росту.

4. Организационное применение транзактного анализа направлено на понимание процессов, происходящих в организациях, развитие стратегии достижения целей организаций и построение функциональных отношений сотрудников.

Основные положения теории транзактного анализа Теоретически транзактный анализ возник на основе психоаналитических концепций, постепенно развивая в себе элементы коммуникативной терапии и поведенческого подхода, а также включая теоретические аспекты клиент-центрированной, системной, телесной, гештальт-терапии, теории объектных отношений и селф-психологии. Наиболее важные теоретические разработки, сделанные в области транзактного анализа, следующие:

1. Теория личности, базирующаяся на модели эго-состояний Берна.

Модель эго- состояний позволяет провести четкое различие между адекватным восприятием реальности (Взрослый) и проигрыванием интроецированных образов (Родитель) и собственного опыта из прошлого (Ребенок), что в классическом психоанализе обозначается как перенос. Кроме того, разработана функциональная модель эго- состояний, показывающая, как вышеупомянутые возможности отражаются в категориях поведения.

Дополнительный анализ:  ООО "Аналитик" Абакан (ИНН 1901033363)

2. Теория социальных взаимодействий, основанная на концепции транзакций. Концепция транзакций (Эрик Берн) отражает закономерности межличностной коммуникации из различных эго-состояний. В дальнейшем она была развита в 131 модель процесса коммуникации (Тайби Калер и др.), определяющую возможные каналы эффективной коммуникации людей в зависимости от типа их личности.

3. Концепция психологических «голодов» (Эрик Берн), определяющая психологические потребности личности, играющие ведущую роль в межличностной коммуникации – в стимуляции, признании и структуре. Изучены также способы, которыми люди удовлетворяют эти потребности (поглаживания, структурирование времени).

4. Концепция эмоционального рэкета (Эрик Берн, Фанита Инглиш, Ричард Эрскин, Мерилин Зальцман), определяющая природу неосознанного эмоционального манипулирования в процессе коммуникации.

5. Концепция эмоциональной грамотности (Клод Стайнер), позволяющей осознанно управлять эмоциональными проявлениями личности с учетом возможных последствий для самого человека и его взаимоотношений.

6. Концепция психологических игр (Эрик Берн, Стивен Карпман), определяющая природу повторяющихся неаутентичных взаимодействий со скрытым подтекстом.

7. Концепции обесценивания и пассивного поведения (Джекки Шифф и др.), показывающие механизм навязывания симбиотических ролей в межличностном взаимодействии.

8. Концепция жизненного сценария (Эрик Берн), как неосознанного плана жизни, принятого в детстве под влиянием родителей и определяющего поведение человека в решающие моменты жизни. Многими авторами были разработаны различные методы анализа и изменения жизненного сценария (Эрик Берн, Клод Стайнер, Роберт и Мери Гулдинг, Тайби Калер и др.).

9. Концепция циклов детского развития (Памела Левин, Джин Илсли-Кларк), определяющая основные стадии психологического развития детей, задачи, решаемые детьми на этих стадиях, оптимальное поведение родителей, а также закономерности повторения стадий развития во взрослом возрасте.

10. Теория развития групп и организаций (Эрик Берн, Петрушка Кларксон), описывающая структуру и динамику процессов в группах, роль и оптимальную стратегию лидера. Разработана совокупность методов анализа проблем групп и организаций для выработки рекомендаций по организационному развитию.

11. Теория психопатологии, определяющая как характер нарушенияфункционирования личности, так и причины его возникновения. Продолжает развиваться большим количеством авторов, начиная с Эрика Берна (структурные патологии эго-состояний – контаминации и исключения), как для общей оценки функционирования личности, так и для отдельных диагностических категорий по МКБ-10 (DSM-IV).

Теория транзактного анализа непрерывно развивается, проявляя тенденцию к интеграции с другими модальностями психотерапии и включая современные научные разработки в области психологии, медицины, социологии и других наук. Психотерапевтическая практика транзактного анализа Эрик Берн видел результатом транзактного анализа – достижение автономии личности, которое выражается в раскрытии или восстановлении способностей человека к осознанию, спонтанности и интимности. Это означает полный разрыв с теми частями сценария жизни, написанного в детстве, которые ограничивают возможности личности. При этом психотерапевтический процесс происходит по стадиям, определяемым  терапевтическим контрактом – соглашением психотерапевта и клиента о целях психотерапии, выполнение которого является практическим критерием ее успешности. Транзактный анализ, как комбинация когнитивной и психодинамически ориентированной психотерапии, творчески сочетает в себе методы этих направлений. Первым шагом процесса психотерапии является структурный анализ, цель которого «установить главенство связанных с реальностью эго-состояний и освободить их от засорений архаичными и чужеродными элементами» (Берн, 1961). На этом шаге, соответствующем когнитивной психотерапии, клиент вырабатывает в себе реалистичное восприятие действительности (эго-состояние Взрослого), способность пересматривать свои взгляды, чтобы быть готовым принимать решения и действовать, набирает практический опыт сохранения «Взрослой» позиции в трудных ситуациях, перед лицом проблем. С усилением эго-состояния Взрослого и передачей ему исполнительной власти над поведением – стадии, определяемой Берном как «социальный контроль» или «контроль симптомов», – цель психотерапии может быть достигнута. Однако, в тех случаях, когда нарушения восприятия или поведения вызваны запутанными чувствами внутреннего Ребенка, тогда усиление Взрослого недостаточно. В этом случае Берн предлагал «следовать психотерапевтическому плану ортодоксального психоанализа». В транзактном анализе это соответствует сценарному анализу, объясняющему нарушения функционирования личности в настоящем как результат персональной истории человека. Концепция сценария предполагает, что происходящие события интерпретируются человеком в соответствии со сценарием, даже если это приводит к очевидному искажению реальности. Обычно человек неосознанно ищет ситуации, которые подтверждают сценарий. Кроме того, ситуации, подтверждающие сценарий, могут быть организованы самим человеком (например, с помощью манипулятивных игр). Отказ от сценария означает для человека изменение мировосприятия, что может вызвать тревогу. Однако, выход из сценария возможен в обстановке поддержки и безопасности, которую создают отношения с психотерапевтом или психотерапевтическая группа. В дальнейшем план психотерапевтического процесса в транзактном анализе был развит и конкретизирован целым рядом авторов, а также предложен большой набор практических методов, применимых на отдельных стадиях психотерапии.

В одном из наиболее полных вариантов структура психотерапевтического процесса описана (…) так:

1. Установление рабочих отношений

Начинается с момента первого контакта с клиентом и направлено на установление рабочего альянса, определяющего успех дальнейшей работы. Транзактный анализ, как коммуникативная технология, обладает широким набором средств для успешного проведения этого этапа.

Дополнительный анализ:  Мнимый мир образного мышления — Арийская аналитика

2. Заключение контракта

 процесс в транзактном анализе базируется на терапевтическом контракте, соглашении психотерапевта и клиента о целях психотерапии, в рамках которого они становятся сотрудничающими партнерами. Транзактный анализ отличается особым вниманием к сознательным решениям клиента, который, в конечном счете, и принимает ответственность за то, чтобы решить продолжать ли жить по старому сценарию или выйти из него.

3. Очищение эго-состояния Взрослого

(деконтаминация) Очень часто проблемы, которые представляет клиент, определяются наличием существенных искажений в его мировосприятии, таких как предрассудки – предвзятые мнения о реальности, скопированные у значимых людей без осознавания, и иллюзии – мнения о себе, основанные на своем прошлом, часто травматическом опыте. Помощь  клиенту в построении адекватного представления о себе, других людях и своей жизненной ситуации является важным этапом психотерапии транзактного анализа.

4. Прояснение эго-состояния Ребенка

В соответствии с концепцией жизненного сценария человек склонен поддерживать и неосознанно проводить в жизнь решения, принятые в раннем детстве в условиях недостатка информации и жизненного опыта. Если эти решения не будут осознаны и прояснены, есть вероятность, что человек будет следовать устаревшим стратегиям, даже если он сознательно выбрал другую линию поведения. Эта стадия психотерапии соответствует подходу классического психоанализа.

5. Развитие внутреннего Заботливого Родителя

Очень часто источник проблем клиента лежит в неадекватных действиях его родителей в критических ситуациях его детства. При этом деструктивный интроецированный образ родителя продолжает храниться в памяти клиента и проявляться в схожих проблемных ситуациях. Значимой частью психотерапии транзактного анализа является обучение клиента способам самоподдержки.

6. Эмоциональная свобода

Обучение осознанно управлять своими эмоциональными проявлениями в широком спектре эмоций является важным условием решения проблем взаимоотношений и межличностной коммуникации клиента.

7. Перерешение

После того, как клиент осознал ограничивающие решения, принятые им в ситуации из детства, он имеет возможность изменить их, привлекая свои теперешние взрослые ресурсы и возможности. Это часто включает воображаемое возвращение в терапевтической ситуации в прошлую травматическую сцену. Различные техники такой работы были разработаны Робертом и Мери Гулдингами.

8. Работа с эго-состоянием Родителя

Принятое решение о новой жизненной стратегии нарушает психическое равновесие клиента. Это ощущается часто, как внутренний запрет следовать новой стратегии или как наказание за попытку следовать этой стратегии, даже если она представляется эффективной в решении проблемы клиента. Разработаны техники (родительское интервью, перевоспитание родителя и др.), в которых клиент актуализирует внутренний образ родителя и психотерапевт получает возможность влиять на содержание его внутреннего диалога с целью преодолеть сопротивление.

9. Повторное вхождение в состояние ребенка (речайлдинг)

В ряде случаев клиенты не имели позитивного прошлого опыта в своем детстве, необходимого для решения их актуальных проблем. Тогда предусматривается получение ими такого опыта с помощью специально организованных регрессивных психотерапевтических ситуаций.

10. Переориентация

Психотерапия транзактного анализа может способствовать существенному изменению личностной структуры клиентов, которое должно быть закреплено в соответствующем изменении их образа жизни. Часто это связано со значительными изменениями в профессиональном, семейном и общественном статусе клиентов, осуществление которых требует профессионального сопровождения специалистами.

11. Переучивание

Для осуществления намеченных изменений клиентам могут потребоваться жизненные навыки, которые они по тем или иным причинам не смогли приобрести в прошлом. Для их приобретения в курсе психотерапии могут быть запланированы соответствующие тренинги. Этот этап может также успешно проходиться в психотерапевтической группе при соответствующем подборе участников.

12. Завершение 

Критерием успешного завершения психотерапии в транзактном анализе считается выполнение контракта. Практические примеры успешной психотерапии транзактного анализа разнообразны – от поддержки в решении повседневных проблем, вплоть до полного излечения некоторых случаев шизофрении. Этот этап имеет и самостоятельное значение для того, чтобы гарантировать устойчивость достигнутых изменений без поддержки специалиста. В ряде случаев результатом работы может стать заключение нового контракта для достижения более глубоких и масштабных целей. Тогда этапы вышеприведенного плана будут повторяться с новым содержанием.

Структура работы в психологическом консультировании с применением транзактного анализа может включать некоторые этапы из вышеприведенного плана в соответствии с заявленной проблемой. Содержание и методы работы при образовательном и организационном применении транзактного анализа определяются многосторонними контрактами между заказчиками, исполнителями и участниками работы. Основные школы и направления транзактного анализа

В современном транзактном анализе сложился целый спектр школ и направлений, признающих основополагающий вклад Эрика Берна, но различающихся теоретическими моделями и практическими подходами:

1. Классическая школа транзактного анализа, основанная собственно Эриком Берном и его последователями – Стивеном Карпманом, Клодом Стайнером, Джеком Дюсеем, Фанитой Инглиш. Она базируется на сочетании методов психоанализа и когнитивного поведенческого подхода. Основное направление работы – приведение к осознанию и анализ эго-состояний, транзакций, психологических игр, жизненных сценариев с целью достижения автономии личности.

Дополнительный анализ:  ООО АН "Золотой Час" Нижневартовск (ИНН 8603206380)

2. Школа Катексиса, основанная семьей Шифф в их Институте Катексиса. В этой школе разработаны практики регрессивной работы в терапевтических сообществах, чтобы создать новые структуры Ребенка и Родителя клиента (реперентинг). Достигнуты положительные результаты по излечению тяжелых психических расстройств, включая клинический диагноз шизофрении.

3. Школа перерешения, основанная Робертом и Мери Гулдингами в сочетании методов транзактного анализа и гештальт-терапии, а также психодрамы. Работа направлена на изменение патологических решений, принятых в травматических ситуациях, при терапевтическом проигрывании этих ситуаций в техниках 2 стульев и подобных ей.

4. Направление конструктивизма, развиваемое в работах Джеймса и Барбары Аллен, Брюса Лории, основано на идеях нарративной терапии о переоценке фактов прошлого с целью построения новой субъективной реальности в настоящем.

5. Телесное направление в транзактном анализе оперирует с понятием телесного сценария с целью освобождения от его ограничений и достижения организмической свободы (Билл Корнелл). Опирается на соответствующие разработки Райха, Лоуэна, Александера, Фельденкрайца.

6. Направление процесса коммуникации,развиваемое в работах Тайби Калера, Поля Вара, Вэнна Джойнса и Яна Стюарта, как для психотерапевтического, так и для других применений транзактного анализа. Целью работы является эффективный само-менеджмент, достигаемый за счет анализа и нахождения способов успешной коммуникаций с людьми различного личностного стиля.

7. Направление взаимоотношений, представленное в работах Ричарда Эрскина, Ребекки Траутман (интегративная психотерапия), Шарлотты Силлс, Хелены Харгаден и других авторов. Основано на представлениях английской психоаналитической школы объектных отношений и селф-психологии и 135 направлено на организацию для клиента корректирующего опыта контакта посредством настройки и вовлеченности психотерапевта.

8. Направление развития основано на практическом применении концепции циклов детского развития (Памела Левин, Джин Илсли-Кларк) для диагностики источников проблем клиентов и организации корректирующего опыта для клиента. Направление также широко используется в детской психотерапии и при консультировании и обучении родителей.

9. Транзактный психоанализ, развитый в работах итальянских авторов Карло Мойзо и Мишеля Новеллино, представляет сочетание представлений и методов работы транзактного анализа и традиционного психоанализа для достижения инсайта и распутывания эго-состояния Ребенка клиента.

10. Духовное направление в транзактном анализе, развиваемое Мюриэл Джеймс, Кеном Меллором, Джоржем Кандафил, направлено на продвижение за пределы эго- состояний к сердцевине человеческого духа.

Организационная структура транзактного анализа Первой организацией транзактного анализа стал еженедельный Семинар социальной психиатрии в Сан-Франциско, основанный Эриком Берном в 1958 году. На его базе в 1965 году была создана Международная ассоциация транзактного анализа (ITAA). Европейская ассоциация транзактного анализа (ЕАТА) существует с 1976 года сначала как филиал ITAA, а затем как независимая организация. ЕАТА имеет филиалы в большинстве европейских стран. Среди международных объединений существует также Западно- Тихоокеанская ассоциация транзактного анализа (WPTA). Целью ассоциаций транзактного анализа является содействие распространению знаний и исследовательской деятельности в области транзактного анализа, развитие его теории и контроль над соблюдением принятых стандартов профессиональной практики. Также они поддерживают взаимодействие специалистов транзактного анализа разных государств.

В России первые филиалы ЕАТА образованы: в 1993 году – Санкт-Петербургское объединение транзактного анализа (СОТА) и в 1995 году – Рязанская ассоциация транзактного анализа (РАТА). Недавно образовалась также Кавминводская ассоциация транзактного анализа (КАТА). Международная, Европейская, а также крупные национальные ассоциации транзактного анализа ежегодно проводят конференции, в которых участвуют сотни специалистов разных стран, а также встречи тренеров и международные коллоквиумы. Подготовка специалистов транзактного анализа Система обучения и сертификации в транзактном анализе разработана, как на уровне транзактных аналитиков – практиков, так и на уровне тренеров и супервизоров. Стандарты подготовки специалистов разработаны и согласованы для всех организаций и специалистов, входящих в ITAA, ЕАТА, WPTA. Правила обучения и сертификации транзактных аналитиков в Европе описаны в Руководстве по обучению и экзаменам ЕАТА, которое в русском переводе представлено на интернет-сайте СОТА, а в английском варианте – на сайте ЕАТА. Получение квалификации подразумевает выполнение определенных требований по наличию соответствующего количества часов обучения, супервизии и практического опыта, и успешную сдачу экзаменов, подтверждающих профессиональную и личностную компетентность специалиста…

Литература  Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. С-Пб., Братство, 1992. – 224 с.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., Прогресс, 1985. – 400 с.  Берн Э. Групповое лечение. Екатеринбург, ЛИТУР, 2003. – 352 с.  Гулдинг М и Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М., Класс, 1997. – 288 с.  Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., Социально – психологический центр, 1996. – 330 с.  Clarkson, P. Transactional analysis psychotherapy, London, Routledge, 1992

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector