Споры с налоговыми органами

Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье.

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров — важный фактор, знание которого обеспечивает в том числе возможность своевременной защиты прав гражданина или организации от неправомерных действий или решений фискальных органов. При наличии претензий к налоговым органам, принятым ими решениям и иным актам (нормативного и ненормативного характера) прежде всего необходимо выяснить, в какой орган, какое его звено и на какой территории необходимо подавать жалобу, исковое заявление и пр.

Незаконное решение налоговой инспекции (ИФНС) не только можно, но и нужно обжаловать. В этом случае на выручку придет суд. Как подготовить иск, в какой срок его необходимо подать и сколько составит госпошлина, мы расскажем в нашей статье.

Однако судебные споры с государственными органами всегда тяжелы. Даже если вы будете знать, как подать в суд на налоговую службу, не факт, что самостоятельно вы сможете выиграть дело. Поэтому лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Нужного специалиста по представительству в суде по налогам вы найдете на нашем сервисе. У нас большой выбор проверенных компаний, которые квалифицированно оказывают юридическую помощь, что позволит вам сэкономить время. Кроме того, наш сервис работает в режиме безопасной сделки — мы переводим деньги юристу только после выполнения работы.

По разногласиям, возникшим в вопросах уплаты налогов, в России можно инициировать спор в суде. Законодательной базой для этого служит Кодекс административного судопроизводства (глава 21). Не следует бояться доказывать в споре свою правоту, даже если ответчиком будет налоговая служба.

Дополнительный анализ:  Значение анализа финансово отчетности

Грамотно составить претензию, иск или другой документ, который сослужит вам хорошую службу в доказательстве правильности ваших действий, будет сложно. Суды с налоговой требуют тщательной подготовки и досконального знания закона. Поэтому лучше всего обратиться к юристам.

На нашем сервисе можно заказать услугу у профессионалов — сертифицированных юристов. При этом вы сами выберете специалиста и укажете размер оплаты, которую сможете потратить на столь важное дело. Деньги поступят исполнителю только после оказания услуги. Кроме того, вам не придется тратить много времени на поиски профессионала — просто опишите свою проблему и дождитесь предложений.

Общие правила подведомственности налогово-правовых споров установлены в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса (НК), где говорится о том, что всякое действие или ненормативный акт налоговой службы либо ее должностных лиц может быть оспорен путем подачи жалобы в вышестоящий орган либо в суд.

Однако налогово-правовые споры могут вытекать и из принимаемых органами различных уровней власти правовыми актами нормативного характера, в том числе по налоговым вопросам. При обжаловании таких актов правовое регулирование процедуры осуществляется введенным в действие в 2015 году Кодексом административного судопроизводства (КАС).

В силу ст. 3 закона «О Конституционном суде» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и ч. 4 чт. 125 Конституции, если гражданин либо организация полагает, что изданным нормативным актом в области налогообложения нарушаются их конституционные права и свободы, то они вправе обжаловать законность этого акта в Конституционном суде.

Споры с налоговыми органами

Если же действиями и актами налогового органа затрагиваются права хозяйствующего субъекта в области его экономической и предпринимательской деятельности, то такое лицо вправе обжаловать соответствующие действия и акты в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).

Таким образом, налогово-правовые споры могут быть подведомственны:

  • вышестоящему органу в системе налоговой службы;
  • судам общей юрисдикции;
  • арбитражным судам;
  • Конституционному суду.

Анастасия Антонова* обратилась в Автозаводский районный суд Тольятти с иском к Министерству финансов о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных действиями налоговых органов Самарской области.

Суд первой инстанции указал, что Минфин расположен по адресу: Москва, ул. Ильинка, дом 9, поэтому заявительнице стоит обратиться в Тверской районный суд Москвы. Апелляционная инстанция с такими выводами согласилась. Шестой кассационный суд общей юрисдикции допустил возможность рассмотрения спора по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства в Самарской области. При этом судья указал, что такой орган расположен на территории, не подпадающей под юрисдикцию Автозаводского районного суда Тольятти, поэтому оснований для отмены постановлений нижестоящих инстанций не нашел.

Спецвыпуск: Литигация Когда можно поменять подсудность и как помешать это сделать

Тогда Антонова решила обратиться в Верховный суд. Она попросила отменить постановления нижестоящих судов. Коллегия по гражданским делам, изучив материалы, решила удовлетворить жалобу заявительницы.

Коллегия отметила, что по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий финансовых органов, в суде отвечает Минфин как главный распорядитель бюджетных средств. При этом ВС сослался на Постановление Пленума от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В нем говорится, что если у органа государственной власти есть территориальные органы и вред причинен гражданину действиями должностных лиц этого территориального органа, то иск о возмещении вреда должен рассматривать суд по месту нахождения такого территориального органа.

«Иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения управления Федерального казначейства в соответствующем субъекте Российской Федерации, которое представляет в судебных органах интересы Министерства финансов», — говорится в определении суда.

Коллегия по гражданским делам направила спор в суд первой инстанции.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Подведомственность
налоговых споров определяется в ст. 138
НК РФ. В частности в ней предусмотрено,
что акты налоговых органов, действия
или бездействие их должностных лиц
могут быть обжалованы в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу) или в суд. При этом подача жалобы
в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу) не исключает права
на одновременную или последующую подачу
аналогичной жалобы в суд.

Судебное
обжалование актов (в том числе нормативных)
налоговых органов, действий или
бездействия их должностных лиц физическими
лицами, не являющимися индивидуальными
предпринимателями, производится путем
подачи искового заявления в суд общей
юрисдикции в соответствии с законодательством
об обжаловании в суд неправомерных
действий государственных органов и
должностных лиц. Судебное же обжалование
актов (в том числе нормативных) налоговых
органов, действий или бездействия их
должностных лиц организациями

и
индивидуальными предпринимателями
производится путем подачи искового
заявления в арбитражный суд в соответствии
с арбитражным процессуальным
законодательством.

При
объединении нескольких связанных между
собой требований, из которых одни
подведомственны суду, а другие –
арбитражному суду, все требования
подлежат рассмотрению в суде общей
юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

Подсудность
налоговых споров определяется в
соответствующих статьях гражданского
процессуального и арбитражного
процессуального законодательства.

По
общему правилу, дела, подведомственные
судам общей юрисдикции, рассматриваются
районными (городскими) народными судами
(ст. ИЗ ГПК РСФСР). Однако республиканский,
краевой, областной, городской суд, суд
автономной области и суд автономного
округа вправе с согласия сторон изъять
любое гражданское дело из районного
(городского) народного суда, находящегося
на территории соответственно края,
области, города, автономной области,
автономного округа, и принять его к
своему производству в качестве суда
первой инстанции (ст. 114-115 ГПК РСФСР).

Верховный
Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР,
рассматривает по первой инстанции дела
об оспаривании нормативных актов
федеральных министерств и ведомств,
касающихся прав и свобод граждан.

Дела,
подведомственные арбитражным судам,
согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются
арбитражными судами республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов.

Порядок оспаривания нормативных
правовых актов ФНС России в рамках
гражданского судопроизводства (в судах
общей юрисдикции)

Порядок оспаривания нормативных правовых
актов ФНС России в рамках гражданского
судопроизводства установлен главой
24 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (далее
– ГПК РФ).

Дела об оспаривании нормативных правовых
актов ФНС России, затрагивающих права,
свободы и законные интересы граждан и
организаций рассматривает Верховный
Суд Российской Федерации в качестве
суда первой инстанции (ст.
27 ГПК РФ).

Гражданин, организация, считающие, что
принятым и опубликованным в установленном
порядке нормативным правовым актом
органа государственной власти или
должностного лица нарушаются их права
и свободы, а также прокурор в пределах
своей компетенции вправе обратиться в
суд с заявлением о признании этого акта
противоречащим закону полностью или в
части (ст.
251 ГПК РФ).

В районный суд подаются заявления об
оспаривании нормативных правовых актов,
не указанных в статьях 26 и 27 ГПК
РФ. Заявление подается в районный суд
по месту нахождения органа государственной
власти или должностного лица, принявших
нормативный правовой акт, либо по
подсудности, установленной
статьями 24, 26 и27 ГПК
РФ.

Заявление об оспаривании нормативного
правового акта должно соответствовать
требованиям, предусмотренным статьей
131 ГПК РФ, и содержать дополнительно
данные о наименовании органа государственной
власти или должностного лица, принявших
оспариваемый нормативный правовой акт,
о его наименовании и дате принятия;
указание, какие права и свободы гражданина
или неопределенного круга лиц нарушаются
этим актом или его частью. К заявлению
об оспаривании нормативного правового
акта прикладывается копия оспариваемого
нормативного правового акта или его
части с указанием, каким средством
массовой информации и когда опубликован
этот акт.

Заявление об оспаривании нормативного
правового акта рассматривается судом в
течение месяца, а Верховным Судом
Российской Федерации – в течение трех
месяцев со дня его подачи (п.
2 ст. 252 ГПК РФ).

Порядок оспаривания нормативных
правовых актов ФНС России в рамках
арбитражного судопроизводства (в
арбитражных судах)

Порядок оспаривания нормативных правовых
актов ФНС России в рамках арбитражного
судопроизводства установлен главой
23 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее
– АПК РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации рассматривает в качестве
суда первой инстанции дела об оспаривании
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти,
затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности (ст.
34 АПК РФ).

Граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением
о признании недействующим нормативного
правового акта, если полагают, что
оспариваемый нормативный правовой акт
или отдельные его положения не
соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту, имеющим
большую юридическую силу, и нарушают
их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности или создают
иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической
деятельности (ст.
192 АПК РФ).

Заявление о признании нормативного
правового акта недействующим должно
соответствовать требованиям,
предусмотренным в ст.
199, частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части
2, частью 3 статьи
125 АПК РФ.

Дело об оспаривании нормативного
правового акта рассматривается
коллегиальным составом судей в срок,
не превышающий трех месяцев со
дня поступления заявления в суд, включая
срок на подготовку дела к судебному
разбирательству и принятие решения по
делу (ст.
194 АПК РФ).

В 2015 году ИП Иван Николаев* занял у ИП Петра Сидорова* 8,4 млн руб. Но вернул только 7,5 млн руб. В 2018-м Сидоров пошел в Красноармейский районный суд Краснодарского края с требованием 920 000 руб. (дело № 2-464/2018~ М-194/2018). Суд с этим согласился и взыскал с Николаева сумму долга. Краснодарский краевой суд не принял эту позицию, отменил решение и прекратил дело (№ 33-21117/2018). Апелляция отправила Сидорова в арбитражный суд, потому что стороны договора займа являются предпринимателями и их отношения носят коммерческий характер.

В этом сюжетеЮристы раскрывают секреты: 10 правил подведомственности21 марта, 11:31Тонкости подведомственности или злостный механизм смены суда1 июня, 13:09

Сидоров пожаловался на решение Краснодарского краевого суда в Верховный суд, который отменил акты нижестоящих судов (определение Верховного суда от 18 февраля 2020 года).

ВС указал, что арбитражные суды рассматривают экономические споры, связанные с ведением бизнеса. Сидоров и Николаев заключили договор займа не как предприниматели и не для коммерческих целей. Краснодарский краевой суд не учел, что статус индивидуальных предпринимателей не относит спор автоматически к подсудности арбитражных судов.

«Критериями отнесения гражданских дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора».

С таким обоснованием Верховный суд направил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Коллизии подсудности

Суды иногда сталкиваются с проблемами в определении подсудности. Схожую ситуацию уже обозревало «Право.ru» (см. «Верховный суд решил вопрос подведомственности споров»). Гражданская коллегия ВС указала на то, что нужно учитывать не только характер спора, но и субъектный состав (определение от 26 августа 2014 года, дело № 18-КГ14-69). Если стороны действовали как физические лица и не указывали в документах свой предпринимательский статус, тогда и спор не будет являться коммерческим. «Но если при этом отношения возникли в рамках предпринимательской деятельности, то надо идти в арбитражный суд», – уточнила экономколлегия в своем определении от 24 января 2017 года (дело № 308-ЭС16-15109). Суд объяснил, что ключевое значение при определении подсудности имеет характер спора. Если стороны не указали в документах свой коммерческий статус, но отношения между ними возникли в рамках предпринимательской деятельности, то это не основание относить спор к подсудности СОЮ. Закон нигде не устанавливает обязанность указывать свои предпринимательские данные. Если отношения связаны с бизнесом, то спор арбитражный.

Практика последних лет соответствует новой позиции суда. Вот примеры: постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2018 года (дело № А40-146186/17), постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2018 года (дело № А07-34271/2017), постановление президиума Самарского областного суда от 19 октября 2017 года (дело № 4Г-2933/2017).

Определение экономической коллегии послужило относительному единообразию судебной практики, уточнило правила определения подсудности. Противоречия, которые возникли в деле Сидорова и Николаева, встречаются не так часто. Почему они возникают, рассказывают эксперты «Право.ru».

Споры с налоговыми органами

Сложность в том, что правила определения подсудности могут содержаться в судебном акте или разъяснении Верховного суда, но при этом отсутствовать в процессуальном кодексе.

старший юрист судебной практики

Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры – mid market)

Михаил Степкин

Суды общей юрисдикции из-за высокой нагрузки не всегда успевают ознакомиться с соответствующими разъяснениями ВС, а отсюда проблемы, подтверждает Надежда Макарова, руководитель юридического департамента
. «Примерами подобных споров могут служить взыскание долга с должника и поручителя в СОЮ, когда должник уже находится в процедуре банкротства, а долг не является текущим; проблемы, возникающие при оспаривании конкурсными кредиторами решений СОЮ, касающихся имущества (прав требования) должника для целей наполнения конкурсной массы», – рассказывает Макарова.

Степкин поддерживает позицию ВС и рекомендует обращать внимание на субъектный состав лиц, участвующих в деле, существо спора, относимость специальных правил для некоторых категорий споров.

* – имена и фамилии изменены редакцией.

налоговый спор – спор, не разрешенный
в административном порядке конфликт
налогового органа с налогоплательщиком
по поводу объема налоговых прав и
обязанностей в заявленный период по
видам налогообложения, применения норм
налогового права, а также установления
фактических обстоятельств и подлежащий
разрешению в порядке, предусмотренном
процессуальным законом.

Исходя из содержания ст. 9 НК РФ субъектами
налоговых правоотношений являются:

организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ налогоплательщиками
или плательщиками сборов;
– организации
и физические лица, признаваемые в
соответствии с НК РФ налоговыми
агентами;
– налоговые органы;

таможенные органы.

В качестве предмета публично-правового
или административного (в широком смысле
этого слова) спора, разновидностью
которого признается и налоговый спор,
чаще всего рассматриваются права и
обязанности участников публичных
правоотношений.

в зависимости от того, какая из сторон
спора является его инициатором, налоговые
споры могут быть распределены на споры,
возникающие по инициативе налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов
и инициируемые налоговыми или таможенными
органами.

В зависимости от факта (фактического
состава), лежащего в основании спора –
налоговые акты нормативного или
ненормативного характера, действия или
бездействие налоговых органов, их
должностных лиц либо противоправное
поведение налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, налоговые
споры можно классифицировать на следующие
виды:
– споры о законности нормативных
правовых актов о налогах и сборах,
ненормативных правовых актов налоговых
органов, действий, бездействия их
должностных лиц;
– споры об ответственности
налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, налагаемой
в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 137 НК РФ, каждый
налогоплательщик или налоговый агент
имеют право обжаловать:

– акты налоговых органов ненормативного
характера;

– действия или бездействие их должностных
лиц, если, по мнению налогоплательщика
или налогового агента, такие акты,
действия или бездействие нарушают их
права.

Кроме того, могут быть обжалованы также
и нормативные правовые акты налоговых
органов.

Подведомственность налоговых споров
определяется в ст. 138 НК РФ. В частности
в ней предусмотрено, что акты налоговых
органов, действия или бездействие их
должностных лиц могут быть обжалованы
в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу) или в суд. При этом
подача жалобы в вышестоящий налоговый
орган (вышестоящему должностному лицу)
не исключает права на одновременную
или последующую подачу аналогичной
жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе
нормативных) налоговых органов, действий
или бездействия их должностных лиц
физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями,
производится путем подачи искового
заявления в суд общей юрисдикции в
соответствии с законодательством об
обжаловании в суд неправомерных действий
государственных органов и должностных
лиц. Судебное же обжалование актов (в
том числе нормативных) налоговых органов,
действий или бездействия их должностных
лиц организациями

и индивидуальными предпринимателями
производится путем подачи искового
заявления в арбитражный суд в соответствии
с арбитражным процессуальным
законодательством.

При объединении нескольких связанных
между собой требований, из которых одни
подведомственны суду, а другие –
арбитражному суду, все требования
подлежат рассмотрению в суде общей
юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

Подсудность налоговых споров определяется
в соответствующих статьях гражданского
процессуального и арбитражного
процессуального законодательства.

По общему правилу, дела, подведомственные
судам общей юрисдикции, рассматриваются
районными (городскими) народными судами
(ст. ИЗ ГПК РСФСР). Однако республиканский,
краевой, областной, городской суд, суд
автономной области и суд автономного
округа вправе с согласия сторон изъять
любое гражданское дело из районного
(городского) народного суда, находящегося
на территории соответственно края,
области, города, автономной области,
автономного округа, и принять его к
своему производству в качестве суда
первой инстанции (ст. 114-115 ГПК РСФСР).

Верховный Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК
РСФСР, рассматривает по первой инстанции
дела об оспаривании нормативных актов
федеральных министерств и ведомств,
касающихся прав и свобод граждан.

Дела, подведомственные арбитражным
судам, согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются
арбитражными судами республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов.

Стороны, предмет и виды

Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

  • налогоплательщики — предприятия и граждане;
  • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов. При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

Споры с налоговыми органами

  • Исходя из предмета:
    дискуссии правового характера;конфликты по процедурам;споры о фактах.
  • дискуссии правового характера;
  • конфликты по процедурам;
  • споры о фактах.
  • По инициатору разбирательства — споры, начатые:
    плательщиком налоговых сборов;налоговым органом;таможенным органом.
  • плательщиком налоговых сборов;
  • налоговым органом;
  • таможенным органом.
  • Исходя из механизма разрешения налогового спора:
    в досудебном порядке;в суде.
  • в досудебном порядке;
  • в суде.

Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов.

Первые шаги

Прежде чем идти в суд, нужно подать претензию в налоговую инспекцию. Это обязательное условие, так как без попытки урегулирования спора в мирном порядке судья оставит ваш иск без рассмотрения. В претензии укажите:

  • наименование и адрес налоговой службы, которая нарушила ваши права;
  • свои ФИО (или наименование организации), место жительства/нахождения, телефон;
  • причины жалобы;
  • что вы хотите получить в итоге;
  • нормы законодательства, которые были нарушены;
  • способ получения ответа (лично, по почте или через личный кабинет на сайте Налог.ру);
  • дату;
  • подпись.

Если в претензии вы будете ссылаться не только на закон, но и на документы, то приложите их к письму. Например, если вам не вернули в положенный срок подоходный налог, то к претензии приложите копии декларации 3-НДФЛ и заявления о возврате с отметками об отправке.

Досудебное письмо вы можете направить в ИФНС по почте, через личный кабинет на сайте Налог.ру или принести им лично. Главное — сохраните себе доказательства подачи претензии.

Ответ вам должны направить в течение одного месяца. Если он не поступит или налоговая откажется удовлетворить ваши требования, то готовьте иск в суд.

Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

  • Гражданский кодекс;
  • Гражданский процессуальный кодекс;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Кодекс административного судопроизводства;
  • иные законодательные акты.

При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

  • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ» от 30.07.2013 № 57;
  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда 21.10.2015;
  • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» от 30.05.2014 № 33.

Когда возникают налоговые споры

В налоговой инспекции тоже работают люди, которые могут ошибаться — поэтому не всегда их решение оказывается правильным, и это можно доказать в судебном споре. Иногда возникает ситуация, в которой человека или организацию наказывают незаконно. Тогда составленные правовые акты и решения будут недействительны.

Гражданин (организация) может в споре опровергнуть решение налоговой инспекции, если ее действие (бездействие):

  • не отвечают требованиям закона или других нормативных актов и приводят к нарушению экономических и предпринимательских прав;
  • возлагают на фигуранта обязанности на незаконных основаниях;
  • ограничивают или препятствуют осуществлению предпринимательской, экономической деятельности.

Физическое или юридическое лицо вправе написать исковое заявление и подать в суд для защиты своих прав и интересов. Если оно сможет доказать свою правоту в процессе спора, то правовые акты, решения и действия будут признаны недействительными.

Например, акты проверок, где налоговая нашла нарушения, могут превратиться в документы, доказывающие правоту истца. Согласно статье 138 НК РФ, акты налоговых органов и должностных лиц можно обжаловать как в вышестоящем налоговом органе, так и в судебном споре.

Срок подачи заявления — три месяца с того момента, когда гражданин или организация узнали о том, что их права и законные интересы нарушены налоговой инспекцией. Суд должен рассмотреть дело опять-таки в течение трех месяцев со дня поступления иска в судебный орган.

В этот срок включено время на подготовку к разбирательству, в некоторых случаях его могут продлить — например, при споре по делу повышенной сложности или при ходатайстве самого судьи. Срок подачи иска могут продлить по уважительным причинам, а также восстановить (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Подача искового заявления в суд

Как и в любом другом деле, исковое заявление составляется индивидуально в каждом конкретном случае. Дело может касаться несправедливого назначения пени, возврата налога, отказа в предоставлении льгот и прочих вопросов. Пункты, изложенные в иске, должны быть подкреплены пунктами закона.

Однако любое заявление в суд должно содержать следующую информацию:

  • полное наименование судебного органа (с его адресом);
  • точные данные фигуранта, подающего иск (ФИО с расшифровкой, наименование компании, адрес, номер телефона);
  • суть вопроса и описание обстоятельств, в которых были нарушены права;
  • разъяснение нарушений с указанием пунктов закона;
  • требование о возмещении ущерба (морального, материального) к ответчику;
  • перечень документов, приложенных к иску;
  • дату и подпись.

Истец, пострадавший в результате действий налоговой инспекции, имеет право в споре требовать приостановления этих действий. Например, он может ходатайствовать о том, чтобы решение, вынесенное ФНС о незаконном штрафе, было приостановлено. Так всегда и происходит.

Документы, приложенные к заявлению, нужно пронумеровать. Это будут не оригиналы, а копии, заверенные вашей подписью с расшифровкой и словами «Копия верна». Всего экземпляров заявления должно быть столько, сколько в деле участников. Например, если акт о проверке, составленный налоговой инспекцией, касается не только вас, но и вашего партнера по бизнесу, то иска для спора нужно уже четыре: для вас, партнера, налоговой и суда.

К заявлению должны быть приложены: копия решения ИФНС, копия претензии к ней, доказательства отправки претензии, квитанция об оплате государственной пошлины. Кроме этих, могут быть и другие документы — в каждом конкретном случае разные. Если иск составляет ИП или организация, нужна также выписка из Росреестра с номером налогоплательщика и другими данными.

Рассмотрение налоговых споров судами

После соблюдения процедуры досудебного урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.

В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:

  • при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды (ст. 17.1 КАС);
  • в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд (ст. 29 АПК);
  • при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС, а также исходя из нормы ч. 5 ст. 218 АПК, административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются. Вопрос подведомственности и подсудности дел административного характера, к которым относятся практически все налоговые споры, в целом регулируется главой 2 КАС.

В качестве итога обозначим некоторые тезисы:

  • общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, КАС, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
  • НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
  • общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.

Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с процедурой разрешения конфликтов в сфере налогообложения. А именно:

  • Законодательная база, применяемая при решении налоговых разногласий, достаточно обширна, поэтому ограничиваться нормативными рамками Налогового кодекса нецелесообразно.
  • Досудебный порядок разрешения налогового конфликта является не только обязательным, но и разумным, так как:
    не требует уплаты госпошлины;необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
  • не требует уплаты госпошлины;
  • необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);
  • имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
  • Судебное решение спора в некоторых случаях эффективнее, хотя и невозможно без досудебных процедур. При этом особое внимание стоит уделить правильному определению того судебного органа, который будет рассматривать дело.

Таким образом, налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и в суде. В зависимости от субъектов спора и характера правоотношений порядок разрешения спорной ситуации будет различен.

Что еще нужно знать о налоговых спорах в суде

Заявление для законного спора о признании нормативного акта налоговой недействительным можно подать в течение всего времени действия этого акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ). Вопросы о признании недействительными нормативных правовых актов в спорах и действий сотрудников налоговой инспекции изложены в главе 24 АПК РФ.

Судебное производство возбуждают на основе заявления истца. После арбитражного суда первой инстанции решение может быть обжаловано в течение одного месяца в суде апелляционной инстанции. Далее судебные споры будут идти в порядке, предусмотренном законом: кассационная жалоба, пересмотр дела в порядке надзора в Верховном Суде.

Административные дела по пересмотру нормативных актов ведут только лица, имеющие юридическое образование — то есть не сами граждане, а их представители, в соответствии со статьей 55 КАС РФ. О том, как составить иск и с чего начинать при подаче в суд на налоговую, можно почитать в еще одной нашей статье.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов

Порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

Куда подавать иск и сколько составляет госпошлина?

Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.

Например, гражданин Петров Василий имеет спор по налогам с ИФНС Советского района г. Челябинска — значит, ему нужно идти в Советский районный суд г. Челябинска. А вот если бы Вася имел статус предпринимателя, то пошел бы в Челябинский арбитраж.

Перед подачей иска в суд не забудьте направить его в налоговую инспекцию. Лучше всего посылать исковое заявление с обратным уведомлением и описью вложения. Копию чека об отправке приложите к документам для суда.

Если вы хотите подавать иск как гражданин или предприниматель, то за оспаривание решения налоговой вам нужно заплатить 300 рублей. В случае отправки такого заявления организацией госпошлина выше — 2 тысячи рублей.

Подготавливая иск в суд на налоговую инспекцию, не пропустите срок давности. Он составляет 1 год с момента вынесения оспариваемого решения.

В статье мы рассказали общие условия подачи иска в ИФНС. Но в каждом деле бывают свои нюансы. Если вы хотите выиграть суд, советуем нанять опытного юриста. А заказать такие юридические услуги у проверенной компании вы можете на нашем портале.

Госпошлина за подачу иска

Обжалование по налоговым проверкам

Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.

В
административном (внесудебном) порядке
рассматриваются налоговые споры,
возникшие в результате подачи
налогоплательщиком (налоговым агентом)
жалобы на незаконные решения или действия
(бездействие) налоговых органов и их
должностных лиц в вышестоящий налоговый
орган (вышестоящему должностному лицу).

Административный
(внесудебный) порядок рассмотрения
налоговых споров основывается на подаче
налогоплательщиком (налоговым агентом)
или иным лицом жалобы в вышестоящий
налоговый орган или вышестоящему
должностному лицу.

По
общему правилу жалоба в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу) подается в течение 3 месяцев со
дня, когда налогоплательщик узнал или
должен был узнать о нарушении своих
прав. К жалобе могут быть приложены
обосновывающие ее документы.

Жалоба
подается в произвольной письменной
форме соответствующему налоговому
органу или должностному лицу. Лицо,
подавшее жалобу, до принятия по ней
решения может ее отозвать на основании
письменного заявления.

По
итогам рассмотрения жалобы на ненормативный
акт налогового органа вышестоящий
налоговый орган (вышестоящее должностное
лицо) вправе:


отменить акт налогового органа и
назначить дополнительную проверку;


отменить решение и прекратить производство
по делу о налоговом правонарушении;


изменить решение или вынести новое
решение.

По
итогам же рассмотрения жалобы на действия
или бездействие должностных лиц налоговых
органов вышестоящий налоговый орган
(вышестоящее должностное лицо) вправе
вынести решение по существу.

Решение
налогового органа (должностного лица)
по жалобе принимается в течение месяца.
О принятом решении в течение трех дней
со дня его принятия сообщается в
письменной форме лицу, подавшему жалобу
(ст. 140 НК РФ).

74.
Рассмотрение налоговых споров в судах
общей юрисдикции и арбитражных судах.
Постановление Конституционного Суда
РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ- как источники
разрешения налоговых споров.

Законодательством
РФ предусмотрены следующие способы
судебной защиты прав налогоплательщиков:

признание
неконституционным законодательного
акта полностью или в части Конституционным
Судом РФ;

признание
судом общей юрисдикции закона субъекта
РФ, противоречащим федеральному закону
и, следовательно, недействующим или не
подлежащим применению;

признание
арбитражными судами или судами общей
юрисдикции недействительным нормативного
либо ненормативного акта налогового
органа, иного государственного органа
или органа местного самоуправления,
противоречащего закону и нарушающего
права и законные интересы налогоплательщика;

неприменение
судом нормативного либо ненормативного
акта государственного органа, органа
местного самоуправления или иного
органа, противоречащего закону;

пресечение
действий должностного лица налогового
органа или иного государственного
органа, нарушающих права или законные
интересы налогоплательщика;

принуждение
налоговых органов, иных органов
государственной власти или их должностных
лиц к выполнению законодательно
установленных обязанностей, от выполнения
которых они уклоняются;

признание
не подлежащим исполнению инкассового
поручения (распоряжения) налогового
или другого органа на списание в
бесспорном порядке сумм недоимок, пени,
штрафов за нарушения налогового
законодательства с банковского счета
налогоплательщика;

возврат
из бюджета необоснованно списанных в
бесспорном порядке сумм недоимок, пени,
штрафов;

взыскание
процентов за несвоевременный возврат
излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм налога, сбора, пеней;

возмещение
убытков, причиненных незаконными
решениями, действиями или бездействием
налоговых органов или их должностных
лиц.

Одновременно
названные способы судебной защиты
являются предметами исковых требований
налогоплательщиков.

Статья
138 Налогового кодекса устанавливает,
что дела по обжалованию нормативных и
ненормативных актов налоговых органон,
а также действия или бездействия их
должностных лиц организациями и
индивидуальными предпринимателями
подведомственны арбитражным судам, а
физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями, —
судам общей юрисдикции.

Нормы
Налогового кодекса о судебном порядке
защиты нарушенных прав налогоплательщиков
нашли развитие в совместном постановлении
Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня
1999 г. № 41/9. В постановлении разъясняется,
что налоговые споры подлежат рассмотрению
арбитражными судами на общих основаниях
в соответствии с АПК РФ и судами общей
юрисдикции в порядке, предусмотренном
гл. 24.1 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан».

Арбитражными
судами рассматривается значительная
часть дел, возникающих из налоговых
правоотношении. Статьей 29 АПК РФ к
подведомственности арбитражных судов
отнесено рассмотрение экономических
споров и других дел, возникающих из
административных и иных публичных
правоотношений.

Арбитражные
суды рассматривают следующие категории
дел, связанных с осуществлением
организациями и гражданами
предпринимательской и иной экономической
деятельности:

об
оспаривании нормативных правовых актов,
затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;

о
взыскании с организаций и граждан,
осуществляющих предпринимательскую и
иную экономическую деятельность,
обязательных платежей, санкций, если
федеральным законом не предусмотрен
иной порядок взыскания;

об
оспаривании ненормативных правовых
актов органов государственной власти
РФ, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления, решений и действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов и должностных лиц, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;

другие
дела, возникающие из административных
и иных публичных правоотношений, если
федеральным законом их рассмотрение
отнесено к компетенции арбитражного
суда.

Деятельность
арбитражных судов по защите нарушенных
прав налогоплательщиков шире, чем
деятельность судов общей юрисдикции.
так как количественный состав субъектов,
обращающихся в данные суды, намного
больше.

Кроме
того, подлежат восстановлению арбитражным
судом конституционные права
налогоплательщиков, нарушенные
неправильным применением закона.

ВАС
РФ в информационном письме от 21 июля
1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения
споров, связанных с взиманием подоходного
налога» указал, что «споры между
индивидуальными предпринимателями и
налоговыми органами, возникшие в связи
с исчислением подоходного налога,
подведомственны арбитражным судам
независимо от основании возникновения
спора».

В
соответствии с ст. 35 АПК РФ иск предъявляется
по месту нахождения налогового органа,
акты, действия или бездействие которого
обжалуются. Иски, вытекающие из налоговых
правоотношений к государственным
органам и органам местного самоуправления,
предъявляются в арбитражный суд
соответствующего субъекта РФ, а не по
месту нахождения органа, принявшего
оспариваемое решение.

Статьей
138 Налогового кодекса устанавливается
правило судебного рассмотрения налоговых
споров принцип определения нагл ежащего
ответчика. В соответствии с ним, по делу
об обжаловании акта налогового органа
ответчиком налоговый орган следует
привлекать независимо от того, кем
именно он подписан руководителем
налогового органа, его заместителем
или иным должностным лицом. По делу об
обжаловании действий или бездействия
должностных лиц налогового органа
ответчиком будет именно то должностное
лицо, которое осуществило оспариваемые
действия или которое бездействовало.

Анализ
правоприменительной практики рассмотрения
налоговых споров показывает, что судебным
процессом неизбежно рассматриваются
вопросы:

применения
материальных норм законодательства о
налогах и сборах;

применения
процессуальных норм, послуживших поводом
для обращения налогоплательщика в суд:
порядок проведения налоговой проверки,
производство по делу о налоговом
правонарушении, порядок взыскания
недоимки, пени и т.д.;

юридической
квалификации статуса, характера
финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика в целях выявления
налоговых последствий этих операций.

Составной
частью судебного порядка защиты прав
налогоплательщиков является исполнение
судебных решений. Общие правила исполнения
судебных решении установлены Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве».

В
соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового
кодекса сумма излишне взысканного
налоговым органом налога и проценты,
начисленные на эту сумму, подлежат
возврату налоговым органом в течение
одного месяца после вынесения судебного
решения. Важной гарантией реальности
восстановления нарушенных прав
налогоплательщиков является положение
о начале течения срока возврата денежных
средств — один месяц со дня вынесения,
а не вступления в законную силу решения
суда. Соответствующие денежные суммы,
присужденные к возмещению налогоплательщику,
выплачиваются за счет бюджетных средств,
что также гарантирует реальность
исполнительного производства.

В
практике деятельности налоговых органов
возникают ситуации. когда у налогоплательщика
имеется недоимка по уплате налогов и
сборов или задолженность по пеням,
причитающихся тому же бюджету, из средств
которого подлежат возмещению излишне
взысканные налоги и пени. В таких случаях
п. 1 ст. 79 Налогового кодекса предписывает
сначала произвести зачет в счет погашения
недоимки. а затем возвратить
налогоплательщику оставшуюся разницу
по излишне взысканным денежным суммам.

Что сделать перед подачей иска в суд

Иск по административному делу против налоговой вправе подать граждане, в отношении которых применен нормативный акт и которые считают эту меру несправедливой. Но первым действием до начала спора должна стать подача претензии в отделение налоговой инспекции. Без попытки решить дело мирным путем выиграть его в судебном споре вряд ли получится.

В претензии должно быть указано следующее:

  • полное наименование и адрес отделения ИФНС, которое, по вашему мнению, нарушило ваши права;
  • номер и название нарушенного закона;
  • информация о человеке (организации), который подает претензию (ФИО, адрес, статус и пр.);
  • основания для подачи претензии (описание случая, действий);
  • ваши требования (каких результатов вы добиваетесь);
  • способ получения ответа (по почте, по интернету, в личном кабинете пользователя на сайте службы);
  • дата и подпись.

Обязательно нужно указать ссылки на законодательство — номер статьи, пункт, правильное название закона, на основании которого вы действуете. В этом вопросе неоценимую помощь могут оказать юристы — ведь вы сами, как бы ответственно ни подходили к делу, всех нюансов все равно не знаете.

В течение месяца налоговая инспекция должна дать официальный ответ. Но если его нет или он вас не устроил, идите к своему юристу и пишите исковое заявление. Если вы обращаетесь как физическое лицо, нужно идти в суд общей юрисдикции, если предприниматель (компания) — в арбитражный.

Отправка иска в личном кабинете будет зафиксирована на сайте. Если же иск подается в письменном виде, нужно два экземпляра — секретарь должен поставить штамп с исходящим номером на второй.

Если посылаете по почте, вложите эти два экземпляра в конверт, отправьте заказным письмом и обязательно сохраните чек. Вдруг письмо не дойдет до адресата (такое тоже бывает) — у вас останется доказательство того, что иск был отправлен.

Обжалование действий и актов налоговых органов

Досудебная процедура разрешения налоговых споров возможна в следующих формах:

  • Обжаловать решения налоговой службы о привлечении к ответственности (п. 2 ст. 138 НК РФ) можно через апелляционную жалобу (по не вступившим в силу решениям) и жалобу (по вступившим в действие актам).
  • По нормам п. 2 ст. 138 НК РФ обжалуются действия (бездействия) и ненормативные акты налоговых органов. К ним, к примеру, относятся:
    отказ в возврате налогового перечисления;решение о блокировке счета;отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.
  • отказ в возврате налогового перечисления;
  • решение о блокировке счета;
  • отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.

Особенности рассмотрения налоговых споров

С 1 июля 2016 года предварительный претензионный механизм урегулирования несогласий является непременным для большинства гражданско-правовых споров в арбитражном процессе. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом либо (в случае принятия заявления к производству) оставление его без рассмотрения. Так, обязательный претензионный механизм предусмотрен для разрешения налоговых споров следующих видов:

  • По получению задолженности по налогам с физлиц (п. 1 ст. 48 НК РФ).
  • По взысканию налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).
  • Спорные вопросы по взысканию таможенных платежей (п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
  • Обжалование документов фискальных органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Досудебный порядок разрешения налоговых споров представляет собой механизм передачи жалобы или претензии вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий госорган и рассмотрение этой претензии. При этом нормативные требования налогового законодательства четко разграничивают подведомственность направления жалобы. Так, претензия на работу налоговой службы подается в вышестоящую инстанцию, а жалоба на несоответствующее поведение должностного лица — вышестоящему должностному лицу. Длительность разбора таких жалоб в некоторых случаях прямо установлена законодательно. К примеру:

  • На рассмотрение жалобы на решения налоговой службы дается 1 месяц.
  • Жалоба на отказ в госрегистрации юрлица или ИП должна быть разобрана в течение 15 дней.

Досудебный порядок урегулирования

С 2009 года в НК в том или ином виде действует норма, предусматривающая обязательную процедуру предварительного обжалования решений и актов налоговой по ряду категорий дел в вышестоящий орган до подачи аналогичной жалобы в суд. В настоящее время обязанность досудебного обжалования практически всех ненормативных актов и действий сотрудников налоговой службы установлена п. 2 ст. 138 НК. Исключение составляют лишь акты, принятые по итогам рассмотрения различных жалоб.

Более детально данную норму прокомментировал Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 30.07.2013 № 57. Так, он пояснил, что пропуск срока, отведенного на обжалование действий или решений госорганов в досудебном порядке, является безусловным основанием для отказа в приеме жалобы судами. Но в то же время ВАС подчеркнул, что по смыслу соответствующей нормы (ранее она содержалась в ст. 101.2 НК, теперь в алогичном виде включена в ст. 138) если сам налоговый орган принял жалобу по истечении установленного на обжалование срока, то и судом такая жалоба должна быть принята.

Как составить иск?

Типовая форма иска отсутствует, так как каждый случай индивидуален. Например, возврат налога, незаконное взыскание пеней или непредоставление льгот регулируются разными статьями НК РФ и правовыми актами, которые необходимо указывать в исковом заявлении. Однако существуют и общие моменты. В иске обязательно нужно прописать:

  • наименование суда;
  • данные истца: ФИО гражданина или название организации, адрес, телефон;
  • данные ответчика: наименование и адрес налоговой службы;
  • обстоятельства дела и какие права были нарушены;
  • информацию о соблюдении претензионного порядка;
  • ссылки на законодательство;
  • требования к ответчику;
  • список документов;
  • дату и подпись.

Кроме того, прямо в иске вы можете ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств, о приостановлении решения налоговой и т.д. Ну и, конечно, не лишним будет указать судебную практику в вашу пользу по аналогичным делам.

Исковое заявление на налоговую инспекцию нужно готовить в стольких экземплярах, сколько участников в деле, плюс один для суда. Например, если в споре о налогах есть только вы и инспекция, то копий иска должно быть три. В случае, когда вы привлекаете еще одного истца, экземпляров будет уже четыре.

Документы, которые вы хотите приложить к иску, предоставляются в копиях, поэтому их нужно заверить. На каждой странице пишете «копия верна», ставите свою подпись и расшифровку. Если в суд на налоговую службу подает организация, то также заверьте бумаги печатью. Примерный список документов:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку иска ответчику и третьим лицам;
  • решение ИФНС, которое оспаривается;
  • претензия;
  • документ, подтверждающий отправку претензии;
  • письменные доказательства;
  • доверенность (если в суд для спора о налогах идет представитель).

Решение налоговых споров в суде

Важнейший вопрос, который требует прояснения присудебномразрешении налоговых споров, —подсудность. При этом следует иметь в виду, что вид налогового конфликта не имеет значения при определении суда, в который следует направлять исковое заявление.

Характеристики, по которым возможно определить подсудность налогового конфликта, следующие:

  • Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской деятельности, то рассмотрение его производится арбитражным судом. Следовательно, арбитражному суду подсудны фискальные споры, стороной которых является коммерческая компания, а также гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если разногласия связаны с коммерцией.
  • Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело должно разбираться судом общей юрисдикции. Соответственно, иск к налоговой по первой инстанции подается в районный суд. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 245 ГПК РФ, заявление может быть подано как по месту нахождения налоговой службы (ответчика), так и по месту жительства гражданина (истца). Выбирает в этом случае истец.

За подачу иска уплачивается госпошлина в размерах, установленных положениями подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ:

  • для граждан — 300 рублей;
  • для предприятий — 2000 рублей.

Необходимо обратить внимание, что досудебный механизм обжалования по фискальным спорам является обязательным.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий