В пособии анализируется сложившаяся в арбитражных судах практика рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о налогах и соборах. Представлены правовые позиции Верховного Суда РФ, отражающие сложившуюся на сегодняшний день практику применения законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы применения арбитражными судами законодательства о налогах и сборах, пути их решения. Рассчитано на судей, практикующих юристов, научных сотрудников, преподавателей юридических и экономических вузов.
Законодательство и судебная практика Верховного Суда РФ приводятся на 1 сентября 2019 г.
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 1. Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров
арбитражными судами
1.1. Виды налоговых споров, рассматриваемых арбитражными
судами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Предмет доказывания и распределение бремени доказывания
в налоговых спорах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
1.3. Виды доказательств и общие требования к ним. . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Глава 2. Особенности рассмотрения отдельных категорий налоговых споров
арбитражными судами
2.1. Споры, связанные с исчислением и уплатой налога
на добавленную стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
2.2. Споры, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы
физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
2.3. Споры, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль
организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
2.4. Споры, связанные с исчислением и уплатой страховых
взносов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
2.5. Споры, связанные с исчислением и уплатой региональных
налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
2.6. Споры, связанные с исчислением и уплатой местных налогов. . . .184
2.7. Споры, связанные с применением специальных налоговых
режимов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
2.8. Споры, связанные с исчислением и уплатой государственной
пошлины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
2.9. Споры, связанные с исчислением и уплатой налогов с участием
«иностранного элемента» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
2.10. Споры, связанные осуществлением налогового контроля . . . . . .300
2.11. Споры, связанные с привлечением к налоговой
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .324
2.12. Споры по налогy на прибыль организаций по операциям
с ценными бумагами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356
Введение
Налоги, являясь одной из форм ограничения имущественных прав
граждан и организаций, всегда были сферой, которая формирует зна-
чительную долю споров в практике как судов общей юрисдикции и ар-
битражных судов. Налоги — потенциально конфликтная среда, с одной
стороны, являясь необходимым элементом функционирования публич-
но-правовых образований, с другой стороны — бременем, возлагаемым
на налогоплательщиков, которые потенциально стремятся данное бре-
мя оптимизировать.
При этом потенциально конфликтную среду формирует не только
поведение налогоплательщиков, но и деятельность налоговых органов.
Нельзя не отметить, что до настоящего времени современная налоговая
система подвергается постоянному совершенствованию, проходящему
на фоне активного нормотворчества. Тем не менее не всякое нормотвор-
чество в сфере налогообложения достигает тех целей, которые ожидают
не только налогоплательщики, но и налоговые органы, что также соз-
даёт угрозу формирования потенциально конфликтной среды.
Следует отметить и активную деятельность налоговых органов. На-
пример, за 8 месяцев 2019 г. в консолидированный бюджет Российской
Федерации поступило более 15 трлн руб. (+10,9 %, или 1,5 трлн руб.),
в федеральный бюджет — 8,3 трлн руб. (+10,6 %, или 0,8 трлн руб.). Вы-
сокие темпы поступлений демонстрируют все основные налоги: налог
на прибыль — 3,3 трлн руб. (+20 %, или 543 млрд руб.); НДС — 2,6 трлн
руб. (+17,1 %, или 383 млрд руб.); НДФЛ — 2,5 трлн руб. (+8,4 %,
или 191 млрд руб.); НДПИ — 4,2 трлн руб. (+10,8 %, или 400 млрд руб.).
Поступления по страховым взносам также сохраняют высокие тем-
пы роста: за 8 месяцев 2019 г. поступило 4,5 трлн руб., что на 9,6 %,
или на 393 млрд руб. больше показателей прошлого года и на 2,4
п. п. опережает рост заработной платы (за январь-июль +7,2 %). В Пен-
сионный фонд поступило около 3,5 трлн руб. с ростом на 287 млрд руб.,
Введение
или на 9 %. Число выездных проверок снизилось на 35 %, при этом по-
ступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения
проверок, выросли почти в 2 раза. Вместе со снижением количества
проверок уменьшается и число жалоб по их результатам — на 47,3 %
за первое полугодие 2019 г. В судебно-правовой работе ФНС также идет
на снижение количества споров с бизнесом — на 20 %.
На 1 августа 2019 г. совокупная задолженность снизилась на 48,8
млрд руб., или на 2,3 %. Показатель отношения задолженности к по-
ступлениям, или DTI (debt to income), который используется для оценки
эффективности системы по управлению долгом, также находится на ми-
нимальном за 5 лет значении — 7 %. При этом растет эффективность мер
по взысканию — 67 % (+ 2 п. п. к 2018 г.). Результативность исполни-
тельного производства за 7 месяцев 2019 г. составила 64,9 % и возросла
к аналогичному показателю предыдущего года на 7,5 п. п. В свою оче-
редь, поступления от него возросли на 36,3 % и по состоянию на 1 июля
составили 65,6 млрд руб.
Приоритетом для ФНС России в делах о несостоятельности явля-
ются согласительные процедуры, поступления по которым выросли
в первом полугодии на 18 %, или 17,9 млрд руб. В ходе процедур бан-
кротства в бюджет поступило 55,8 млрд руб., что на 9,3 % превышает
показатель соответствующего периода 2018 г. Всего 1,4 млн налого-
плательщиков зарегистрировали более 3 млн касс. ФНС России также
разработала сервис «API Проверка чеков», к которому подключилось
более 80 организаций и ИП, создав свои бесплатные мобильные прило-
жения. Технология онлайн-касс позволила с 2020 г. отменить отчетность
для налогоплательщиков на УСН (доходы), которые их используют.
Совместно с ФТС России налоговые органы создают национальный
сегмент системы прослеживаемости импортных товаров. Она позволит
оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также
пресекать раздувание среднерыночных цен. Система позволит иден-
тифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе
будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства про-
мышленного назначения и промышленное оборудование, мониторы
и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные
и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.
Эти проекты реализуются в модернизированной архитектуре налогового
администрирования АИС «Налог-3». Объем данных системы достиг
615 Тбайт, сделав ее одной из крупнейших баз данных в мире1.
1 ФНС России URL: www.nalog.ru.
Налоговые споры: особенности рассмотрения в арбитражных судах
В представленном научно-практическом пособии рассматриваются
актуальные проблемы, возникающие в правоприменительной прак-
тике арбитражных судов, связанных с применением законодательства
о налогах и сборах. В частности, рассмотрены актуальные проблемы,
связанные с применением материально-правовых и процессуально-
правовых норм при рассмотрении налоговых споров арбитражными
судами, а именно: споры, связанные с исчислением и уплатой налога
на добавленную стоимость; споры, связанные с исчислением и уплатой
налога на доходы физических лиц; споры, связанные с исчислением
и уплатой налога на прибыль организации; споры, связанные с исчис-
лением и уплатой страховых взносов; споры, связанные с исчислением
и уплатой региональных налогов; споры, связанные с исчислением
и уплатой местных налогов; споры, связанные с применением специ-
альных налоговых режимов; споры, связанные с исчислением и уплатой
государственной пошлины; споры, связанные с исчислением и уплатой
налогов с участием «иностранного элемента»; споры, связанные осу-
ществлением налогового контроля; споры, связанные с привлечением
к налоговой ответственности.
В работе также анализируются проблемы, связанные с процессу-
альными особенностями рассмотрения налоговых споров, в частности
проблемы предмет доказывания и распределение бремени доказывания
в налоговых спорах, оценки доказательств.
И. А. Цинделиани
заведующий кафедрой
финансового права РГУП
Глава 1.Процессуальныеособенностирассмотренияналоговыхспоров
арбитражнымисудами
Ученые сходятся во мнении, что в основе налогового спора лежит
конфликт, разногласие, противоречие интересов при применении за-
конодательства о налогах и сборах (налогового законодательства);
обязательным участником правоотношений, складывающихся в связи
с возникновением налогового спора, является государство, прежде всего
в лице налоговых органов, с другой стороны выступают налогоплатель-
щики (плательщики сборов, страховых взносов), налоговые агенты,
иные лица, участвующие в налоговых правоотношениях. Налоговые
споры с участием хозяйствующих субъектов преимущественно разре-
шаются в арбитражных судах.
Хотелось бы заметить, что существует категория налоговых споров,
в которых может отсутствовать конфликт, разногласие. Это споры о при-
знании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. Основания
для признания задолженности безнадежной к взысканию установлены
в п. 1 ст. 59 НК РФ: ликвидация организации, смерть физического
лица, банкротство, вынесение судебным приставом-исполнителем
постановления об окончании исполнительного производства в связи
с невозможностью взыскания, а также принятие судом акта, которым
устанавливается утрата возможности взыскания налоговым органом
недоимки, пени, штрафа в связи с истечением срока их взыскания.
Таким образом, налоговые органы не уполномочены самостоятельно
принимать решения о признании задолженности безнадежной к взы-
сканию и исключении ее из лицевого счета налогоплательщика, даже
установив истечение сроков ее взыскания — они обязаны руководство-
ваться судебным актом.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов,
пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания
может содержаться в мотивировочной части судебного акта, вынесенного по спо-
ру, например, о признании недействительным решения налогового органа по ре-
зультатам налоговой проверки. Если такой спор не состоялся, налоговый орган
или налогоплательщик должны подать в суд заявление о признании сумм, возмож-
ность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию1.
При этом инициирование судебного разбирательства обязательно даже
в тех случаях, когда разногласия относительно возможности взыскания
задолженности между налоговым органом и налогоплательщиком от-
сутствуют — исключительно в целях получения «на руки» документа-
основания для списания задолженности.
1 См.: п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4
(2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.
1.1.Видыналоговыхспоров,рассматриваемыхарбитражнымисудами
Разновидностей классификаций налоговых споров множество. Од-
нако в целях настоящего учебного пособия целесообразно применить
классификацию налоговых споров в зависимости от их инициатора:
1) налоговые споры, рассматриваемые арбитражными судами, по за-
явлениям (искам) налоговых органов; 2) налоговые споры, рассматри-
ваемые арбитражными судами, по заявлениям (искам) налогоплатель-
щиков; 3) налоговые споры, рассматриваемые арбитражными судами,
по заявлениям (искам) третьих лиц.
1. Налоговые споры, рассматриваемые арбитражными судами, по за-
явлениям (искам) налоговых органов. Следует отметить, что налоговых
споров, инициированных налоговыми органами, существенно меньше
споров по заявлениям (искам) налоговообязанных лиц. Это связано
с тем, что законодатель возложил бремя ведения судебных разбира-
тельств на налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взно-
сов, налоговых агентов)1. Причина — в экономии трудовых ресурсов
и денежных средств государства. Налоговые органы обращаются в суд
только в отдельных случаях, предусмотренных в нормативных правовых
актах. Соответствующие полномочия налоговых органов закреплены
в налоговом и процессуальном законодательстве.
Налоговые органы уполномочены предъявлять в суды общей юрисдик-
ции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды следующие иски (заявле-
ния), связанные с исполнением полномочий по контролю за правильностью
исчисления и своевременностью уплаты налогов (п. 14 ст. 31 НК РФ,
п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах
Российской Федерации»): 1) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за на-
логовые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
2) о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному
образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных
средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения
решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых
стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности
1 Этой тенденции законодатель уверенно следует на протяжении длительного вре-
мени. Например, до 2017 г. принудительное взыскании налоговой задолженности
с любого поручителя осуществлялось налоговым органом только в судебном порядке.
С 2017 г. предусмотрено новое правило, согласно которому налоговый орган приме-
няет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспе-
чена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46–48 НК РФ,
то есть с хозяйствующих лиц во внесудебном порядке (п. 3 ст. 74 НК РФ). Изменения
внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в ча-
сти первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные зако-
нодательные акты Российской Федерации».
Глава 1.Процессуальныеособенностирассмотренияналоговыхспоров
арбитражнымисудами
по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Нало-
говым кодексом РФ; 3) о досрочном расторжении договора об инвестиционном
налоговом кредите; 4) о взыскании сумм задолженности по процентам, начис-
ленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональ-
ным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации; 5) признании должника банкротом при наличии
задолженности по обязательным платежам (ст. 7 ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)»).
Помимо этого, налоговые органы также вправе подавать в судебные
инстанции иски (заявления), которые связаны с налоговым админи-
стрированием косвенно (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1
«О налоговых органах Российской Федерации»): 1) о ликвидации органи-
зации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным
законодательством Российской Федерации; 2) о признании недействительной го-
сударственной регистрации юридического лица или государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) о признании
сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного
по таким сделкам.
Мы остановимся на рассмотрены судебных споров о взыскании на-
логовой недоимки (пеней, штрафов).
Налоговые споры о взыскании налоговыми органами недоимки (пеней,
штрафов). Это основная категория налоговых споров, инициируемых
налоговыми органами: основной задачей налоговых органов как адми-
нистраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Феде-
рации является обеспечение исполнения бюджетов в части налоговых
доходов, что в отсутствие добровольной уплаты налоговых платежей
в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ требует их при-
нудительного взыскания. Такие споры рассматриваются в порядке,
установленном гл. 26 АПК РФ.
Взыскание недоимки (пеней, штрафов) с хозяйствующих субъектов
(налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, на-
логовых агентов) осуществляется преимущественно в бесспорном по-
рядке1. Судебный порядок подлежит применению в тех случаях, когда
налоговые органы пропустили сроки в рамках процедур бесспорного
взыскания задолженности, а также в отдельных случаях, предусмотрен-
ных налоговым законодательством. Кроме того, в судебном порядке
недоимки (пени, штрафы) взыскиваются с третьих лиц.
1 См.: ст. 46, 47 НК РФ. В отличие от хозяйствующих субъектов налоговая задол-
женность с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
всегда взысквается через суд (ст. 48 НК РФ).
1.1.Видыналоговыхспоров,рассматриваемыхарбитражнымисудами
Следует отметить, что пени взыскиваются по тем же правилам,
что и недоимка; взыскание штрафов осуществляется с учетом ст. 104
НК РФ «Заявление о взыскании налоговой санкции», которой пред-
усмотрено, что в случаях, когда внесудебный порядок взыскания на-
логовых санкций не допускается, налоговый орган обращается с соот-
ветствующим заявлением в суд (п. 1)1. Рассмотрение дел и исполнение
решений о взыскании налоговых санкций осуществляется в соответ-
ствии со ст. 105 НК РФ.
Важно, что перед обращением в суд налоговый орган обязан напра-
вить должнику требование об уплате налоговой задолженности. Если
требование исполняется добровольно, заявление в суд не подается.
Налоговые споры о взыскании недоимки (пеней, штрафов) могут быть
классифицированы следующим образом: 1) налоговые споры о взыска-
нии недоимки (пеней, штрафов) с налогоплательщиков (плательщиков
сборов, страховых взносов, налоговых агентов) в случаях пропуска
налоговым органом процессуальных сроков на бесспорное взыскание
налоговой задолженности; 2) налоговые споры о взыскании налоговы-
ми органами недоимки (пеней, штрафов) с налогоплательщиков (пла-
тельщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов) в случаях,
когда судебный порядок взыскания прямо предусмотрен налоговым
законодательством; 3) налоговые споры о взыскании налоговыми ор-
ганами недоимки (пеней, штрафов) с третьих лиц.
Налоговые споры о взыскании недоимки (пеней, штрафов) с нало-
гоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых
1 Особый порядок взыскания недоимки (пеней, штрафов) предусмотрен п. 2 ст. 50
НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пе-
ней, штрафов) при реорганизации юридического лица». Согласно указанной норме,
исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица
возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли
известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) фак-
ты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реоргани-
зованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник
(правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему
обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридиче-
ского лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов,
наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до за-
вершения его реорганизации. Также особенности взыскания штрафов установлены
для случаев, когда взыскание производится с хозяйствующих субъектов через суд
на основании подп. 1–3 п. 2 ст. 45 НК РФ: заявление о взыскании штрафа может быть
подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока испол-
нения требования об уплате штрафа; пропущенный по уважительной причине срок
подачи указанного заявления может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 115 НК РФ).
В статье поднимается вопрос о нормативно-правовом регулировании понятия «налоговый спор». На данный момент данное понятие не закреплено в законодательстве РФ, однако специфика налоговых споров свидетельствует об этой необходимости. Автор анализирует доктринальные подходы и приходит к выводу, что многие из них уже потеряли свою актуальность. В статье рассматриваются признаки налогового спора, и на основе их формулируется само понятие.
Ключевые слова:
налоговый спор, понятие, нормативно-правовое регулирование, предмет спора, субъекты спора, публичный конфликт.
The article raises the question of the legal regulation of the concept of «tax dispute». At the moment, this concept is not fixed in the legislation of the Russian Federation, but the specifics of tax disputes indicate this need. The author analyzes the doctrinal approaches, and comes to the conclusion that many of them have already lost their relevance. The article examines the signs of a tax dispute, and on the basis of them the concept itself is formulated.
Keywords:
tax dispute, concept, legal regulation, subject of dispute, subjects of dispute, public conflict.
Из перечисленных видов правоотношений вытекают соответствующие категории споров, и среди них отношения по обжалованию актов налоговых органов являются одной из самых неоднозначных категорий, предусматривающей при этом обязательный досудебный порядок разрешения спора. НК РФ посвящает порядку обжалования ненормативных актов главу 19, и без соблюдения ее положений о подаче досудебной жалобы в вышестоящий орган, суд не принимает исковое заявление к рассмотрению.
Стоит отметить, что относительно обжалования нормативно-правовых актов НК РФ даёт отсылку к процессуальным нормам гражданского, арбитражного и административного порядка судопроизводства, что свидетельствует о межкомплексном подходе в регулировании налоговых споров. Так, дело по налоговому спору, вытекающему из соответствующих отношений, будет иметь разную подведомственность, которая, как правило, связана с определением субъектов налоговых отношений. В частности, для определения подведомственности имеет значение, осуществляет ли налогоплательщик и иные лица предпринимательскую деятельность, иную экономическую деятельность, или нет. Все эти положения характеризуют специфику налоговых споров, которая, в свою очередь, выступает аргументом нормативно-правого закрепления понятия налогового спора.
В доктрине российского налогового права подход к определению понятия налогового спора также является неоднозначным, однако большинство из авторов выступают за необходимость его нормативно-правового закрепления, с чем стоит согласиться. Во многом различие предлагаемых определений заключается стадиях производства, в субъектах налоговых споров, в объекте и предмете такого спора. Неоднозначность заключается и в целом в понимании авторами сущности и природы спора.
Налоговый спор некоторые из авторов относят к разновидности публичных конфликтов. И такая точка зрения представляется наиболее аргументированной, так как одной из сторон в налоговых отношениях и в налоговых спорах всегда будет являться публичное образование в лице налогового органа. Кроме того, налоговые отношения являются императивными и включают публичный интерес. В свою очередь, спор характеризуется состязательностью, и отстаиванием сторонами своих интересов, так, в налоговых правоотношениях он основан на конфликте.
Стоит также отметить, что некоторые из авторов отмечают виды судопроизводства в качестве особенностей налогового спора. Так, например, Копина А. А. указывает, что налоговые споры могут рассматриваться в гражданском, арбитражном и конституционном производстве. Здесь представляется важным отметить, что автор выделяет конституционное производство, поскольку в НК РФ оно не упоминается, но фактически Конституционный Суд РФ выступает одной из инстанций, в которой можно оспорить нормативно-правовой акт, не соответствующий конституционным положениям. Так, Конституционный Суд РФ оказал огромное влияние на практику рассмотрения налоговых споров, и конституционное производство должно быть включено в рассматриваемый перечень. Однако в своем определении автор не отмечает административное судопроизводство, по которому на сегодняшний день суды общей юрисдикции разрешают большую часть налоговых споров. Кроме того, наряду с Конституционным, можно выделить также и производство в межгосударственных судебных органах по защите прав человека. Так, практика Европейского суда по правам человека также оказывает влияние на разрешение налоговых споров, и его решение является основанием для пересмотра судебного акта.
Исследовав нормы процессуального права, налогового права, а также мнения учёных по определению понятия налогового спора, можно выделить следующие признаки налогового спора: предмет, субъекты, основание, установленная законом форма. Представляется, что для наиболее полного и содержательного раскрытия понятия налогового спора должен быть отражён каждый из указанных признаков. Обратное будет означать неоднозначность, и может быть неверно истолковано.
Таким образом, в процессе исследования было выявлено, что в нормативно-правовом регулировании на сегодняшний день отсутствует легальное понятие налогового спора, необходимость закрепления которого обусловлена спецификой налоговых правоотношений, и возникающих на основе их споров. В литературе предлагается множество подходов к определению данного понятия, однако многие из них уже потеряли актуальность в связи с реформированием налогового законодательства, а некоторые не включают в себя основополагающие признаки. Так, было выявлено, что под налоговым спором следует понимать конфликт, возникающий на основе налогового правоотношения, и разрешаемый компетентными органами во внесудебном и судебном порядке, сторонами которого выступает государство с одной стороны, а с другой стороны налогоплательщики, или налоговые агенты, или иные лица, осуществляющие защиту налоговых прав.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998 г. N 31. ст. 3824.
- Копина А. А. Налоговые споры: понятие, их классификация и способы разрешения // Налоги. — 2016. — № 12. — С. 9–19.
- Налоговое право России: учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев,В. А. Парыгина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019–390 с.
- Первышов Евгений Анатольевич, Абрамян Диана Самвеловна К вопросу о понятии налогового спора // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1 (39). С.186–191.
- Файрузова, Ю. М. Понятие и сущность налогового спора / Ю. М. Файрузова, Н. Н. Бойко // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 9(17). — С. 480–481.
- Шинкарюк Д. А. Досудебное урегулирование налоговых споров (финансово-правовое исследование): дис. — Омский государственный университет им. ФМ Достоевского. Омск. — 2008. — 163 с.
Основные термины (генерируются автоматически): спор, орган, РФ, автор, категория дел, конституционное производство, нормативно-правовое регулирование, ненормативный характер, общая юрисдикция, прямое указание.
Библиографическое описание
Алексеева, Е. А. Налоговый спор / Е. А. Алексеева, Е. А. Багардынова, Е. Е. Ноева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42680/ (дата обращения: 21.02.2023).
В данной статье рассмотрены понятие, признаки, классификация и причины налоговых споров.
Ключевые слова: налоги, налоговый спор, налоги и налогообложение, уплата налогов, налоговые сборы
Уплата налогов является не только неотъемлемой частью существования самого государства, но и одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов. Следовательно, в таком широкомасштабном взаимодействии может возникать конфликтный характер между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государственных органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (разд. 7 НК РФ).
Налоговые споры являются разновидностью экономических споров, вытекающих из налоговых правоотношений, и могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, налоговые споры различаются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности.
В широком смысле под налоговым спором понимают ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.
Приведем основные причины возникновения налоговых споров. Они следующие: отказ налоговых органов в возмещении НДС (зачастую ничем необоснованный); привлечение юридических и физических лиц к ответственности по итогам налоговых проверок (налоговые споры возникают по причине отказа подписывать акт проверки); основания для ареста расчетных счетов юридических и физических лиц; наложение штрафных санкций; игнорирование налоговыми инстанциями запросов налогоплательщиков.
В качестве субъекта, противостоящего государству в налоговом правоотношении и соответственно налоговом споре, может выступать не только налогоплательщик, но и другое лицо, на которые возложены определенные обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов («источники доходов», банки и иные кредитные организации). Установление роли лица в конкретном налоговом отношении необходимо для правильного применения финансовых санкций.
Налоговые органы инициируют споры в тех случаях, когда возможность применения мер принуждения в отношении налогоплательщика, налогового агента или иного лица поставлена в зависимость от решения суда. Например, налоговыми органами предъявляются иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (пп. 16 п. 1 ст. 31 НКРФ).
По инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов споры возникают при их несогласии с налоговыми притязаниями государства или налоговых органов. Примером может служить предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Юридическое неравенство субъектов налогового спора представляет собой финансовые отношения, где одни субъекты имеют юридически властные полномочия по отношению к другим.
Налоговый спор протекает в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом. Как и административно-правовой спор, налоговый спор имеет место в рамках правоотношения, характеризующегося как властеотношение и возникающего в связи с управленческой деятельностью уполномоченного органа по осуществлению исполнительно-распорядительных функций. В связи с этим приведенные подходы к раскрытию понятия «административно- правовой спор» в равной мере, за теми или иными исключениями, применимы и при изучении понятия «налоговый спор».
По порядку рассмотрения налоговые споры подразделяются на те, которые рассматриваются в административном (внесудебном) порядке и в судебном порядке. В административном (внесудебном) порядке рассматриваются налоговые споры, возникшие в результате подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на незаконные решения или действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). В судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым налоговыми органами или налогоплательщиками (налоговыми агентами) или иными лицами в суды.
Из числа налоговых споров, рассматриваемых в судебном порядке, по подведомственности выделяются те, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. По подсудности выделяются налоговые споры подсудные районным, городским судам, судам субъектов РФ, Верховному Суду РФ, арбитражным судам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ.
Действующее законодательство позволяет участникам налоговых правоотношений применять административный и судебный способы защиты нарушенных прав. При этом допускается одновременное их использование. В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать: акты налоговых органов ненормативного характера; действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Кроме того, могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов.
По факту разрешения спора в суде бывают досудебные и судебные споры. В досудебных спорах налогоплательщик обязан перед подачей в суд обратиться в досудебный орган урегулирования споров. Судебные споры являются наиболее затратным и сложным вариантом урегулирования разногласий налогоплательщика с налоговым органом.
Большинство налоговых споров носят комплексный характер. В одном деле могут быть связаны между собой, например, фактический и правовой виды налогового спора. Это создает сложности в процессуальной деятельности представителей спорящих сторон. К тому же налоговое законодательство постоянно обновляется и усовершенствуется. Нередко налогоплательщик просто физически не успевает тщательно самостоятельно следить за этими обновлениями и становится добросовестным нарушителем закона.
Однако постоянные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ, заставляют столь же стремительно изменять современный бизнес, а точнее — заставляют изменять юридическую основу деятельности коммерческого сектора. Для того чтобы не запутаться в часто изменяемых статьях Налогового Кодекса РФ, стоит обратить внимание на юридические услуги, которые предоставляют кабинеты адвокатов. Профессиональные юристы непрерывно анализируют нормы и принципы налогового законодательства, что позволяет им постоянно находиться в актуальном потоке юридической информации.
- Землин А. И. Налоговое право: Учебник. — М.: Инфра-М, 2005. – 304 с.
- Крохина Ю. А. Налоговое право: Учебник. М., 2015. – 256 с.
- Сидорова А. В. Налоговые споры: понятие и признаки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России (Электронный журнал). 2015. № 4 (32).
- Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015. – 749 с.
- Янкевич С. В. Налоговые споры в Российской Федерации: понятие и источники правового регулирования // Публично-правовые исследования (Электронный журнал). 2015. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): спор, налоговый агент, орган, лицо, налогоплательщик, РФ, налоговый орган, суд, судебный порядок, уплата налогов.
О книге «Налоговые споры. От теории к практике»
Настоящее переработанное издание содержит в себе материалы теоретических исследований межотраслевых связей гражданского и налогового права, а также судебной практики Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Республики Татарстан за период 2016–2017, касающейся налоговых правоотношений, структурированные в соответствии с разделами и главами Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная практика приведена в виде тезисных выводов по наиболее актуальным судебным актам, вынесенным в 2016–2017 годах. Предложенный формат позволяет читателю свободно ориентироваться в большом объеме выносимых судебных актов и способствует формированию структурированных знаний о подходах судов к проблемным вопросам налоговых правоотношений.
Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами налогового законодательства.