Поступление налогов в 2018 году составило 772,5 млрд рублей | ФНС России | 16 Республика Татарстан

Поступление налогов  в  2018 году составило 772,5 млрд рублей |  ФНС России  | 16 Республика Татарстан Аналитика

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль. 

    Расчетный пример,  а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К , получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  3. Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  4. Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  5. Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  6. Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
Дополнительный анализ:  Эксперты рассказали, на что менять свободные рубли - Газета.Ru

Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Система аналитической поддержки фнс россии

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, что представляют собой программные средства поддержки информационно-аналитической деятельности ФНС России?

Антонина Новикова: Программные средства, о которых идет речь в нашем разговоре, представляют собой единый программно-аналитический комплекс «Аналитика», содержащий в своем составе различные инструменты для решения задач мониторинга, анализа, планирования и прогнозирования налоговых поступлений. Данный комплекс был разработан и функционирует на технологической платформе АК ПРОГНОЗ.

Комплекс содержит средства формирования информационного ресурса, импорта и обработки разного рода данных, формирования аналитических показателей, инструменты OLAP, средства формирования регламентных отчетных форм с поддержкой продвинутой деловой графики, а также моделирования и прогнозирования.

TAdviser: Как давно специалисты Федеральной налоговой службы работают с ПАК «Аналитика»? Какие задачи ставились перед разработчиками комплекса изначально?

Антонина Новикова: Первые работы по реализации отдельных компонент комплекса начались в 2002 году. Тогда перед разработчиками стояла задача создания информационного ресурса, который должен был обеспечивать формирование сопоставимых динамических рядов данных на базе регулярной налоговой отчетности. Для задач анализа налоговых поступлений важно было отслеживать динамику данных, но, в связи с постоянно изменяющимися методиками сбора и формирования налоговой отчетности, возникала проблема сопоставления показателей за разные периоды времени. Очевидно, если данные несопоставимы, то и результаты анализа будут недостоверными. К счастью, эту задачу разработчики «Прогноза» успешно решили.

Дополнительный анализ:  Аналитик Ян Арт оценил идею России отказаться от доллара | Политика | Селдон Новости

TAdviser: Получается, что комплекс эксплуатируется в подразделениях ФНС России уже почти 7 лет. За такой период времени естественным процессом является расширение состава элементов информационной системы, круга решаемых задач. Не могли бы Вы описать структуру комплекса, которая существует на сегодняшний день?

Антонина Новикова: Сегодня комплекс представляет собой сложную многофункциональную систему. Перечень решаемых задач в сравнении с первоначальным уровнем увеличился многократно. Если остановиться на структуре комплекса подробнее, то в нем можно выделить два крупных блока: комплекс модулей информационного обеспечения и комплекс модулей аналитических задач.
Комплекс модулей информационного обеспечения предназначен для интеграции и консолидации сведений из различных источников данных в едином информационном ресурсе. В практике налогового администрирования используется разного рода информация: регулярная сводная налоговая отчетность, сведения о социально-экономическом положении субъектов РФ и России в целом, сведения Управлений ФНС России и Межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, прогнозы макроэкономических показателей и многое другое.

Комплекс модулей аналитических задач представляет собой совокупность функциональных компонент, которые решают отдельные аналитические задачи. В качестве примера можно привести такие модули, как модуль федерального анализа, регионального анализа, анализа и планирования налоговых поступлений, модуль формирования стандартизированных аналитических справок, модуль моделирования и прогнозирования налоговых поступлений и налоговой базы. Если все перечислять, то получится достаточно большой список.

TAdviser: Какие ключевые аналитические задачи Вы бы выделили?

Антонина Новикова: Я бы не стала говорить о наиболее важных или менее значительных задачах, которые решаются средствами комплекса. Все задачи затрагивают ту или иную сторону налогового администрирования, что в совокупности позволяет эффективно работать нашим специалистам. Другое дело, что все задачи можно разбить на несколько групп: задачи сводного мониторинга и анализа, экспресс-анализа информации, формирования типовых аналитических материалов, анализа деятельности налоговых органов, моделирования и прогнозирования, планирования.

TAdviser: В чем особенности и специфика задач экспресс-анализа информации, сводного мониторинга и анализа?

Антонина Новикова: Задача сводного мониторинга и анализа в ФНС России предполагает, во-первых, комплексный мониторинг и анализ ключевых показателей социально-экономического развития РФ и ее регионов. Осуществление анализа текущей экономической ситуации в стране немаловажно для налоговой сферы. Во-вторых, ведется непосредственно мониторинг и анализ динамики и структуры поступлений по основным видам налогов и сборов. Рассматриваются поступления по уровням бюджета, в разрезе секторов экономики, в региональном разрезе. Необходимо проводить анализ структуры показателей налоговой базы, их изменений. Наряду с поступлениями, мы осуществляем мониторинг и анализ изменения задолженности, недоимки. Важным направлением является анализ исполнения федерального бюджета в части администрируемых ФНС России доходов.

В задаче сводного мониторинга и анализа основу составляют различные регламентные отчеты, которые позволяют формировать аналитические таблицы, графики нужного вида. Все отчеты настроены под конкретные потребности специалистов, имеют определенный набор параметров. В нашей практике требуются аналитические формы с большим разнообразием таблиц, графиков, диаграмм, электронных карт, а также их комбинаций. Разработчики «Прогноза» выполняют все наши запросы, в результате чего комплекс содержит достаточное количество самых разных форм для нужд аналитиков.

Экспресс-анализ информации предполагает оперативный мониторинг и анализ различных сведений, которые размещаются в информационном ресурсе комплекса. В основе экспресс-анализа лежит OLAP-технология работы с данными. Пользователь может формировать произвольные выборки данных из имеющихся источников, настраивать структуру табличного, графического представления информации, применять различные аналитические функции. Это могут быть: фильтрация данных, группировка, расчет итогов и т. п.

Но хотелось бы отметить, что задачи экспресс-анализа и сводного мониторинга и анализа нельзя рассматривать как альтернативы. Наоборот, они органично дополняют друг друга. Специалист помимо стандартизированных форм может использовать средства OLAP, в результате решаемая аналитическая задача будет раскрыта более глубоко и точно. Кроме того, в условиях постоянного изменения экономической ситуации все стандартизировать и регламентировать не удается.

TAdviser: Вы упоминали, что комплекс позволяет формировать типовые аналитические материалы. Скажите, пожалуйста, о какого рода материалах идет речь?

Антонина Новикова: Например, недавно закончилась опытная эксплуатация модуля формирования ежемесячных стандартизированных справок, которые содержат информацию о налоговых поступлениях по основным видам налогов. Справки предоставляются руководству Федеральной налоговой службы, выкладываются на сайт, используются на различных коллегиях и совещаниях. Комплекс позволяет формировать аналитические справки в автоматизированном режиме.
Одной из давних задач является задача формирования налоговых паспортов субъектов РФ. Налоговый паспорт представляет собой сводный аналитический документ, который содержит информацию о социально-экономическом положении и налоговой системе региона. Налоговые паспорта после их формирования в налоговой службе рассылаются в управления ФНС России по субъектам РФ и затем передаются в администрации регионов.

Дополнительный анализ:  Психолог, юнгианский аналитик Ирина - запись на прием, образование, опыт

Еще одним примером типовых документов являются материалы для информационно-аналитического обеспечения руководства ФНС России. Реализован большой блок типовых таблиц, графиков и диаграмм с данными о социально-экономических показателях, поступлениях и задолженности по налогам и сборам, исполнении федерального бюджета, которые ежемесячно актуализируются и предоставляются руководству Службы.

TAdviser: Насколько актуальна задача моделирования и прогнозирования налоговых поступлений? Какие инструментальные средства предоставляет комплекс?

Антонина Новикова: Актуальность задачи моделирования и прогнозирования обусловлена тем, что Федеральная налоговая служба, как администратор налоговых доходов федерального бюджета, обязана обеспечивать поступление утвержденных сумм. Соответственно, важной становиться функция оценки текущего состояния налоговых поступлений, прогноза развития ситуации. Что касается инструментальных средств, то в составе комплекса реализован специальный модуль моделирования и прогнозирования. Этот модуль предназначен для решения задач факторного анализа налоговых поступлений, многофакторного моделирования и статистического прогнозирования поступлений налогов и сборов по уровням бюджета. Программные средства поддерживают широкий набор экономико-математических методов и моделей: регрессионные трендовые, авторегрессионные и другие модели. В комплексе реализована система факторных моделей, описывающих динамику основных бюджетообразущих налогов с использованием сценарных переменных.

TAdviser: Комплекс представляет собой сложную систему, которая предназначена для решения задач разного профиля. Насколько просто работать с его средствами? Нужна специальная подготовка?

Антонина Новикова: При всей сложности комплекса специалисты Аналитического управления ФНС России могут работать с большинством модулей без предварительной подготовки. Достаточно навыков работы в среде Windows. Правда, такие модули как факторный анализ, моделирование и прогнозирование требуют соответствующих знаний и квалификации. Сотрудники «Прогноза» оказывают своевременную и качественную консультационную помощь, постоянно работают с нашими специалистами.

TAdviser: В каком направлении будет дальше развиваться комплекс?

Антонина Новикова: Экономическая среда постоянно изменяется, в соответствии с этим происходят изменения в налоговом законодательстве, практике налогового администрирования, появляются новые задачи. Также очень быстро развивается и ИТ-отрасль, появляются новые технологии, которые позволяют решать существующие задачи более эффективно. Радует, что компания «Прогноз» развивает свой технологический потенциал в соответствии с современными требованиями. В результате, в частности, для нужд налоговой службы предлагаются и внедряются в комплекс новые функциональные возможности.

Можно выделить два направления развития комплекса. Первое – предметное, т.е. появляются новые задачи, в которых хотелось бы максимально использовать возможности программных средств. Например, в этом году у нас реализуется задача мониторинга и анализа кредитных организаций. В связи с кризисными явлениями акцент анализа сместился и на банковский сектор, в результате чего мы запланировали разработку соответствующего программного обеспечения.

И второе направление развития комплекса – технологическое. Например, сейчас все более актуальными становятся web-приложения. Хотелось бы, чтобы данная практика распространилась на Аналитическое управление ФНС России.

Утверждены новые формы и форматы документов, используемые при проведении налогового мониторинга

Налоговая служба обновила формы документов, применяемых при проведении налогового мониторинга,  а также их форматы для представления в электронном виде (приказ Фнс России от 11 мая 2021 г. № ЕД-7-23/476@). Приказ вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (с 16 августа). Это означает, что уже в этом году налогоплательщики, планирующие перейти на налоговый мониторинг  должны будут их использовать.

Так, утверждены следующие документы:

  • форма и формат представления заявления о проведении налогового мониторинга;
  • форма и формат регламента информационного взаимодействия, а также требования к нему;
  • форма и формат представления информации об организациях, о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • форма учетной политики для целей налогообложения организации;

требования к формату представления учетной политики для целей налогообложения организации в электронной форме, и другие.


Об особенностях перехода на налоговый мониторинг, читайте в Энциклопедии решений “Налоги и взносы” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Необходимость обновления форм обусловлена внесением поправок в налоговое законодательство в части изменения критериев для перехода на налоговый мониторинг, а также уточнения сроков и порядка его проведения (Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ).

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector