Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц — Лидеры рейтингов » Аналитика » Полезные статьи и обзоры судебной практики » Налоговое право и налоговые споры » Судебная практика и классификация налоговых споров
По итогам выездной налоговой проверки строительная фирма (далее – Общество, налогоплательщик) получила акт с доначислениями в 0,6 млрд. руб. по налогу на прибыль организаций, НДС, штрафов и пени.
ФНС ссылалась на невозможность поставки ГСМ спорными контрагентами поставщиками и невозможность выполнения работ спорными подрядными организациями (ст. 54.1. НК РФ).
По мнению налоговой контрагенты не имели в распоряжении необходимый персонал и технику, Общество не проявило должной осмотрительности, а по некоторым объектам налогоплательщик выполнял работы своими силами.
Налоговые юристы SGC доказали, что налогоплательщик проявил осмотрительность, были представлены списки работников контрагентов, запрашиваемые Обществом перед заключением договоров подряда, коммерческая переписка и предложения, а также проведены допросы работников Общества, которые принимали ГСМ и спорные работы.
Кроме этого, по некоторым поставщикам ГСМ налоговые юристы SGC установили реальных исполнителей и применили налоговою реконструкцию по НДС и налогу на прибыль организаций исходя из рыночных цен.
Совокупность доказательств и правовая аргументация позволила снизить акт с доначислениями до 120 млн. руб.
Таким образом, юристы SGC помогли снизить сумму налоговых претензий на 480 млн. руб.
При выборе консультанта убедитесь, что он имеет достаточный опыт разрешения споров.
Юристы SGC имеют успешный опыт разрешения налоговых споров на уровне ВС РФ и ФНС РФ.
Подробности в Определении ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399
Понятие налогового спора, их виды, причины порождающие данные споры.
Налоговым является только тот спор, который вытекает:
1) из налоговых правоотношений, а именно из отношений по установлению, взиманию и введению налогов на территории РФ;
2) из отношений, вытекающих по поводу осуществления налогового контроля, включая обжалование этих действий, а также бездействие должностных лиц;
3) из отношений вытекающих из привлечения н/п к ответственности налоговой.
Во всех иных случаях возникающих между н/п и налоговым органом споры (при нарушении с кассовым оборудованием, при регистрации юр.лиц) данные споры налоговыми НЕ БУДУТ!
Налоговые споры можно разделить на несколько групп:
1) по инициатору: налоговые органы (81%), н/п – это споры о взыскании обязат. платежей, санкций, а н/п обращаются с требованием об оспаривании решения н.о., введения обеспечительных мер, возврата из бюджета излишне уплачены сумм.
2) предмет требования:
· Заявление – признание незаконным действием налоговых органов;
· Заявление об оспаривании решения налоговых органов об отказе возврата из бюджета излишне уплаченных сумм;
· Заявление об обеспечительных мерах;
· Заявление об признание незаконного действия налогового органа по результатам проверок;
· Иски об взыскании %-ов за несвоевременный возврат сумм из бюджета.
3) по предмету разногласий между н/п и налоговым органом:
— Споры по вопросам права (разногласия связанные с различными толкованиями или применением норм материального права);
— Споры по вопросам факта ( связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое и косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности н/п, пример: касающихся содержания, сущности и параметров совершенных н/п хоз-ых операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов н/о )
4) процедурные споры: н/п ссылается на допущенные налоговым органом законодательно установленные процедуры проведения налоговых мероприятий налогового контроля и производство по делам о налоговых правонарушений.
На практике обычно споры имеют комбинированный характер.
Налоговые споры рассматриваются в трех системах судебных:
1) Конституционный ;
2) Суд общей юрисдикции;
3) Арбитражный суд.
Защита прав н/п в Конституционном суде осуществляется на основе норм ФКЗ “О Конституционном суде РФ”. В Постановлении Конституционного суда № 16-П от 11.10.91 г. сформулировано впервые легальное определение налога, которое содержится в ст. 8 НК. Налог считается установленным, если определены все элементы налогообложения (впервые на все это указал Конст. суд)
Налоговый спор — это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности ст. 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой может быть:
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам. Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Также в налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Примеры иных ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов которые могут быть обжалованы:
Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 13.02.2023
Судебная практика и классификация налоговых споров
Разрешаемый в арбитражном суде налоговый спор характеризуется сразу двумя процессуальными правоотношениями — как процессуальным, так и материальным. Непосредственный налоговый спор возникает после какого-либо действия либо проявленного бездействия со стороны налоговых органов.
Как правило, до обращения заинтересованного лица в суд, образовавшийся конфликт является предметом рассмотрения государственных налоговых органов.
Но, несмотря на то что государством предусматривается возможность урегулирования возникшего спора в административном порядке, практика показывает, что большинство данных споров становятся предметом судебных разбирательств. В таких случаях, после обращения заинтересованного лица в арбитражный суд, налоговый спор становится сложным структурно-правовым отношением.
Во способу взимания налогов споры можно разделить на:
— связанные с начислением и с установленным порядком выплат прямых налогов;
— связанные с начислением и соответствующими выплатами косвенных налогов.
Данная классификация очень важна при определении предмета доказывания. Для того, чтобы обеспечить справедливое судебное разбирательство, суд должен четко представлять все особенности дела, а также понимать механизм начисления налогов и иные аспекты.
В зависимости от конкретного вида актов, которые необходимо обжаловать, налоговые споры можно разделить на споры, при которых происходит оспаривание нормативных актов и ненормативных.
Опираясь на фактическое содержание, возникающее в налоговых правоотношениях, споры можно условно разделить на:
— связанные с какими-либо противоречиями и разногласиями непосредственно в фактическом составе;
— связанные с возникшими противоречиями и конфликтом при толковании норм данной области права.
Основываясь на судебной практике, можно увидеть, что специфической особенностью налогового законодательства является достаточно большое количество различных нюансов, при которых нельзя точно установить, какие именно обстоятельства должны быть подтверждены и доказаны, для разрешения того или иного налогового спора. Именно поэтому в подобных случаях роль суда значительно усиливается для точной конкретизации существующих норм.
Налоговый спор, чтобы считаться таковым, должен обладать определенными признаками. Только при их наличии суд приступит к рассмотрению сложившегося правового конфликта по существу:
— наличие субъектного состава, в который входят налоговый орган и юридическое лицо, выступающее в роли налогоплательщика;
— основное содержание, которое заключается в наличие определенного спора, касающегося порядка уплаты налогов, оформления соответствующих бухгалтерских документов и т.д.;
— невозможность разрешения конфликта в досудебном либо ином порядке.
Налоговый спор рассматривается в судебном порядке после письменного обращения заинтересованного лица. Подать заявление может руководитель организации либо иное лицо, имеющее соответствующие полномочия на данные действия.
Поданное заявление должно быть рассмотрено арбитражным судом в течение трех месяцев с даты его поступления. По истечени данного периода, заинтересованное лицо обязательно должно получить ответ о том, что дело принято к судебному производству либо о том, что документ был отклонен.
На практике отказы происходят в основном из-за неверного определения подведомственности судебного учреждения, а также при наличии не грамотно заполненных документов. Если в течение трех месяцев обратившееся лицо не получило никакого ответа, следует приступать к составлению жалобы на бездействие судебных органов.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Виды налоговых споров
Налоговый спор – это вид спора, возникающий между государством в лице налоговых органов и организациями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами (гражданами) по вапорам уплаты или возмещения (возврата) налогов и (или) сборов.
Налоговые споры можно разделить на три основные группы:
1. Споры по недобросовестным контрагентам.
2. Споры по применению налоговых льгот (пониженные ставки налогов, освобождения от уплаты налога и пр.).
3. Споры по возврату налогов (возмещение НДС при экспорте, возврат переплат по налогу на прибыль и т.д.).
Первая категория
Споры по необоснованной налоговой выгоде возникают по итогам выездных или камеральных налоговых проверок бизнеса, которые проходят по правилам, закрепленным в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Проверяющие ориентируются на ст. 54.1. НК РФ, которой установлены пределы осуществления прав налогоплательщиков.
Другими словами, в названой статье законодатель установил «правила игры», добавив правовой определённости при проведении налоговыми органами проверок и рассмотрении судами споров по необоснованной налоговой выгоде.
В свою очередь при несогласии бизнеса с доначислениями налогов по итогам проверки, ориентируясь на нормы ст. 54.1. НК РФ предприниматель может оценить свои шансы на отмену решения налоговой в досудебном или судебном порядке.
Так, положениями статьи установлено, что уменьшение налогового бремени возможно лишь в случаях достоверности налоговой и бухгалтерской отёчности, когда нет искажения фактов хозяйственной жизни предпринимательского субъекта.
Кроме этого, законом установлена обязанность соблюдения деловой цели при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов, желающих получить вычет, применить льготу или иным образом уменьшить налоговую базу. Так, если проверяющие придут к выводу, что целью бизнеса была налоговая выгода или преимущественно действия, были направлены на уменьшение налогового бремени, то претензий не избежать.
Интересным правилом является необходимость проверки реальности контрагента по договору. Если ФНС придет к выводу, что сделку исполнил контрагент, который не являться стороной по договору, а иное лицо, которому такие права не переданы по договору, или по закону, то отказать могут и вычетах по НДС и в расходах по прибыли, если дело касается субъектов, применяющий ОСНО.
На практике случается, что поставщики товаров, работ или услуг в действительности выполняют обязательства по договору, но в силу объективных причин к моменту проведения контрольных мероприятий со стороны налоговых органов (три-четыре года) перестают вести деятельность, ликвидируются.
При таких обстоятельствах правило реальности контрагента работает против бизнеса.
Вторая категория
Споры по применению налоговых льгот, пониженных ставок. Довольно много споров возникает по вопросам применения пониженных ставок при выплате дивидендов акционерам в иностранные юрисдикции, процентов по займам, а также роялти. Как правило возникают по итогам выездных проверок.
Так, международными соглашениями об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с Кипром, Люксембургом, Нидерландами и другими странами предусмотрены льготные ставки, в том числе нулевые, что позволяло и позволяет бизнесу по сей день оптимизировать дивидендные и иные выплаты.
Однако, иногда налогоплательщики не могут доказать проверяющим, что получатели дохода в иностранной юрисдикции являются реальными, не транзитными компаниями.Это влечет отказ в применении льготной ставки по СоИДН.
Третья категория
Споры по возмещению НДС или переплаты по налогу на прибыль организации, других налогов довольно часто возникают, когда бизнес выстраивает экспортную деятельность, но по некоторым причинам в цепочках поставок в Российской Федерации АСК НДС 2 выявляет недобросовестных контрагентов, которые не уплачивают НДС в полном объём, что влечет отсутствие формирования источников для вычетов, и кончено же отказ в возмещении.
Своевременная оценка налоговых рисков, сопровождение налоговых проверок и споров профессиональными юристами позволяет существенно снизить претензии проверяющих.
Вопросы и ответы юристов
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
- ↑ 1 2 3 4 5
- Налоговые споры и особенности их рассмотрения. Все ли дороги ведут к истине? Архивная копия от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // Аргументы и факты
- О понятии налогового спора.