Письмо протеста по налогам

Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам

Не всегда получается найти общий язык с государственными органами. Особенно ярко это проявляется при «общении» с ФНС, которая будет добиваться удовлетворения собственных интересов даже в случае обжалования. Если никакие методы воздействия не имели результата, то остается только один вариант — суд с налоговой инспекцией.

Содержание
  1. Порядок обращения
  2. Куда и что?
  3. Причины налоговых споров
  4. Наиболее частые вопросы от налоговой
  5. В какой форме приходит требование
  6. Порядок действий при получении требования
  7. Как поступить, когда требование налоговой несправедливо
  8. Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений
  9. Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений
  10. Какие формы нарушений могут быть обжалованы
  11. Что должно быть в документе
  12. На чье имя составлять
  13. В какой форме подается
  14. Составные части жалобы
  15. Рекомендации по заполнению описательной части
  16. Время рассмотрения
  17. Возможные ошибки
  18. При каких условиях и ситуациях можно подать в суд на налоговую?
  19. Порядок действий по подаче заявления в суд и решения спора с налоговой инспекцией
  20. Что понимают под термином «налоговые споры»?
  21. Что нужно подготовить для суда?
  22. Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?
  23. Досудебное урегулирование налоговых споров
  24. Шпаргалка
  25. Виды налоговых споров
  26. Кто может быть инициатором?
  27. Пришло требование от налоговой инспекции. Что делать?
  28. Как проходит судебное разбирательство?
  29. Сколько длится разбирательство?
  30. В каких случаях налоговая инспекция может направить требование
  31. Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог
  32. Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы
  33. Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, так как вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым
  34. Налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки
  35. Права налогоплательщика при камеральной проверке
  36. Налоговые судебные споры
  37. Представлять или нет документы, если налоговики превысили свои полномочия
  38. Откуда возникают претензии налоговой инспекции
Дополнительный анализ:  Налоговый совет

Порядок обращения

Порядок обращения в налоговую достаточно прост, но есть свои подводные камни. В налоговую инспекцию лучше всего направлять документы заказными письмами с уведомлением о вручении. Так же можно подать документы лично, явившись в налоговую инспекцию, либо через своего представителя по доверенности. Оба варианта одинаково хорошо работают.

В настоящий момент есть возможность физическому лицу обращаться в налоговую инспекцию через личный кабинет, но мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда запрос не обрабатывался или по какой-то причине оставался без ответа. Именно поэтому, на наш взгляд, вне зависимости от того, какой запрос вы получили (жалоба, ответ) лучше пользоваться именно почтовой корреспонденцией или услугами личного представителя, который по доверенности привезет и отдаст под роспись документы.

Куда и что?

Подавать документы нужно в ту инспекцию, из которой Вы получили жалобу, запрос документов или решение, которое Вы желаете оспорить. Обычно это инспекция, в которой Вы встали на налоговый учет, где физическое лицо учитывается налогоплательщиком, по месту своей регистрации.

Что касается формы обжалования, то она не установлена, но, со временем, сложилась некая практика, которая предъявляет особые требования. Если человек не знаком с особенностями, мы рекомендуем доверить это дело профессионалам, дабы избежать негативных последствий для себя.

Вернуться в раздел “Проблемы с налоговой”

Причины налоговых споров

Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

Дополнительный анализ:  Анализ финансовой отчетности строительной компании и отчетности строительных организаций

Письмо протеста по налогам

  • незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  • Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  • Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  • Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  • После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.
    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.
  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.

Какие формы нарушений могут быть обжалованы

Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:

  • неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
  • вынесение разнообразных штрафов без права на это;
  • задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
  • неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.

Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.

Что должно быть в документе

Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.

Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.

На чье имя составлять

Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.

Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.

В какой форме подается

Жалоба может быть подана:

  • лично в руки, при очном общении;
  • через факс;
  • путем пересылки по почте или через службу доставки.

Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.

Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.

Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.

Составные части жалобы

В правом верхнем углу указывается два основных момента:

  • Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
  • Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.

После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.

Рекомендации по заполнению описательной части

Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:

  • номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
  • аргументы в свою защиту;
  • ссылки на соответствующие случаю законы;
  • бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.

Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.

В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:

  • разобраться в ситуации;
  • отменить какое-либо принятое решение;
  • начислять денежные средства;
  • изменить часть принятого документа;
  • принять новое решение по обжалуемому делу и пр.

Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.

Время рассмотрения

Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.

В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Возможные ошибки

При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.

Письмо протеста по налогам

Споры с налоговыми органами у компании могут возникать достаточно часто. Причины налоговых споров могут быть разными: штрафы, доначисления налогов, нарушения при проведении проверок, безосновательная блокировка счетов и т. д. Многие конфликты можно уладить в досудебном порядке, однако часть споров не удается решить путем жалоб и переговоров. В таком случае налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд. Но как правильно подготовить и подать исковое заявление, что предпринять, чтобы налоговые споры в арбитражном суде разрешались в вашу пользу, а также какие нюансы нужно знать, чтобы повысить вероятность судебного вердикта в вашу пользу.

При каких условиях и ситуациях можно подать в суд на налоговую?

Существует ряд требований, которые должны соблюдаться, чтобы налогоплательщик мог обратиться с исковым заявлением к налоговой в суд. Вот основные из требований:

  • со стороны налоговиков есть нарушения законодательства или интересов компании – главным условием для обращения в суд является конкретный факт нарушения ваших законных интересов или требований законодательства. К таким нарушениям могут относиться превышения должностных полномочий сотрудниками ФНС, безосновательные штрафы, доначисления налогов, нарушения во время налоговых проверок, блокировка расчетных счетов, невыполнение своих должностных обязанностей, игнорирование обращений и т. д. Важно, чтобы нарушение имело документальное подтверждение было зафиксировано в установленном порядке, в противном случае будет сложно доказать в суде, что сам факт нарушения имел место;
  • предпринимались попытки урегулировать спор в досудебном порядке – Гражданский кодекс РФ, который регламентирует в том числе и порядок разрешения подобных споров, предусматривает обязательное соблюдение сторонами претензионного (досудебного) урегулирования конфликта перед обращением в суд. Это означает, что налогоплательщик, чьи интересы были нарушены, не может сразу же обратиться в арбитражный суд, вначале он должен воспользоваться другими инструментами: подать жадобу в отделение ФНС или вышестоящий орган, обратиться в прокуратуру или полицию, если в действиях налоговиков усматривается уголовное правонарушение и т. д. И только в случае, если все эти меры не возымели должного результата, дальнейшее решение налоговых споров возможно в арбитражном суде.

Если оба из этих требований соблюдены, компания может готовить и подавать исковое заявление в арбитражный суд, и дальнейшее урегулирование конфликта будет происходить в судебном порядке.

Порядок действий по подаче заявления в суд и решения спора с налоговой инспекцией

Для того чтобы добиться справедливости в суде, вначале нужно правильно подготовить и подать исковое заявление. Для этого существует определенный алгоритм, и если ему следовать, можно всё сделать в рамках требований закона. Порядок действий следующий:

  • подготовка подтверждения о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора – для подачи иска обязательно понадобится какое-то доказательство, что вы пытались уладить спор в досудебном порядке перед обращением в арбитражный суд. Это может быть копия жалобы, которая направлялась в ФНС, ответ налоговой о рассмотрении жалобы и невозможности ее удовлетворения и т. д. Подтверждение обязательно должно быть в документальном виде, по возможности – оригинал с печатями и подписями, но при невозможности получения оригинала можно использовать и копию;
  • сбор документов, которые будут выступать аргументами в суде – для того чтобы добиться положительного судебного вердикта, не обойтись без ряда документов, которые бы доказывали вашу правоту. Перечень необходимых бумаг зависит от характера спора и может включать в себя такие документы как акт проведения налоговой проверки, решение ФНС о взыскании штрафа или требования уплатить доначисленные налоги, постановление о блокировки счета, акт изъятия документов или техники для дальнейшего изучения и т. д., если в них содержатся ошибки или нарушения действующего законодательства. Также часто аргументами выступают первичные бухгалтерские документы, платежки, тексты договоров, выписки со счетов, таможенные документы и т. д. Чтобы иметь представление о том, какие документы вам понадобятся в ходе судебного рассмотрения спора, рекомендуется проконсультироваться с профессиональным юристом, специализирующимся на налоговых спорах;
  • составление искового заявления – основным документом при обращении в суд является иск. Он включает в себя ряд обязательных элементов, таких как указание истца и ответчика, наименование суда, общие сведения о споре (когда и при каких обстоятельствах он возник, как развивался, что предпринимали стороны и т. д.), попытки досудебного урегулирования. Также в исковом заявлении указывается позиция истца, аргументы в ее пользу, а также исковые требования, например, отменить постановление ФНС, пересмотреть сумму штрафа, разблокировать счета компании и т. д. В конце искового заявления указывается перечень документов, которые прилагаются к иску, также прилагается квитанция об оплате судебного сбора. Составление искового заявления лучше доверить профильным юристам – так можно быть уверенным, что документ будет составлен в соответствии с требованиями законодательства.

Когда вся подготовка закончена, остаётся только передать иск на рассмотрение в арбитражный суд. Обычно это суд по месту регистрации компании. Подать иск можно заказным письмом, непосредственно в канцелярии суда или через интернет если данный суд поддерживает такую подачу. Помните, что арбитражные суды рассматривают налоговые споры довольно долго, потому будьте готовы к продолжительным разбирательствам. Чтобы ускорить процесс и повысить шансы на успех, рекомендуется привлечь к урегулированию спора юриста по налогам.

Если налоговый спор не удалось решить в досудебном порядке, можно обратиться в арбитражный суд и добиваться справедливости там. Для успешного судебного решения необходимо правильно подготовить документы, в также заручиться поддержкой профильного юриста.

Что понимают под термином «налоговые споры»?

Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):

Письмо протеста по налогам

Характером спорного правоотношения

Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.

Письмо протеста по налогам

Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.

Письмо протеста по налогам

Юридическим неравенством участников

Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.

Письмо протеста по налогам

Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.

Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).

Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.

Что нужно подготовить для суда?

Базовый пакет документов включает:

  • заявление для суда на налоговую инспекцию;
  • квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей для граждан, 2000 рублей для организаций);
  • копию паспорта;
  • обжалуемое решение (акт, бездействие);
  • жалобу (если ранее уже предпринимались попытки оспаривания с ФНС);
  • приложения к заявлению.

Приложениями к заявлению выступают доказательства вашей правоты в споре. Так как конфликт связан с налогообложением, то необходимо предоставить факты, подтверждающие неправомерное взыскание долгов, исчисление налоговых сумм, непредоставление льгот и другие обстоятельства.

Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Арбитражный суд с налоговой возможен, когда решения органа затронули права и интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Обжаловать можно следующие деяния:

  • незаконное возложение обязанностей;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • действия и бездействие, которые нарушают права и интересы лиц в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сквозь призму налоговых обязательств речь идет, в первую очередь, про незаконные штрафы в результате проверок, неправомерное начисление налогов или отказ в предоставлении различных преференций.

Как и в случае разбирательства в суде общей юрисдикции, рассмотрение спора с налоговой инспекцией в арбитражных судах подразумевает участие компетентного представителя. В конфликтах между коммерческими структурами и налоговыми органами нередко затрагиваются большие суммы и интересы бизнеса, поэтому важно заручиться поддержкой юриста, который знаком со спецификой арбитражных разбирательств.

Не рекомендуется затягивать с судебным рассмотрением. Если вы не подали заявление самостоятельно, то в случае больших сумм налоговых долгов ФНС сама начнет разбирательство с вами.

Вернуться в раздел “Судебная практика”

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Письмо протеста по налогам

Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  • Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).

С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
  • заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • обжаловать действия и бездействие налоговых органов.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:

  • Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
  • Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
  • Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
  • Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.

Письмо протеста по налогам

Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:

Письмо протеста по налогам

отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;

вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;

отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;

признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.

Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.

Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.

Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Виды налоговых споров

Письмо протеста по налогам

Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

  • стороне-инициатору;
  • предмету обжалования;
  • содержанию требований;
  • порядку рассмотрения.

В зависимости от инициатора спора выделяют:

  • споры от имени налогоплательщиков;
  • споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
  • споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.

По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц.

По стадиям рассмотрения все споры делятся на:

  • досудебные;
  • судебные.

Кто может быть инициатором?

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Пришло требование от налоговой инспекции. Что делать?

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:

  • Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичку по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и пр. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.
  • Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики должны запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.

Сколько длится разбирательство?

Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

В каких случаях налоговая инспекция может направить требование

Все права налоговых органов по направлению требований представить документы и пояснения регламентирует Налоговый кодекс. Это в полной мере относится не только к налогам, но и к страховым взносам (п. 2.1 ст. 31 НК РФ).

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.

Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог

Это один из самых распространенных случаев.

Что может налоговая инспекция: запросить пояснения либо предложить налогоплательщику самостоятельно исправить ошибку и представить уточненную декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:

  • Его обязанность: представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил ошибку, и представить уточненную налоговую декларацию.
  • Его право, но не обязанность: приложить к пояснениям документы.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

Что может налоговая инспекция: при камеральной проверке налоговая вправе потребовать не только пояснения, а именно документы. Но только в случаях, указанных в ст. 88 НК РФ:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия;
  • проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов, — запрашиваются документы, связанные с исчислением этих налогов;
  • установлены противоречия сведений деклараций по НДС (единой, УСН, ЕСХН) и данных по прослеживаемым товарам — можно истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Способы вручения требования (п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ):

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверок:

  • при выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ);
  • при камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.

Обратите внимание, что указано в требовании: в требовании о представлении документов в связи камеральной проверкой декларации по налогам должна быть ссылка только на ст.  93 НК РФ.  Она указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что документы нужны в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

  • временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
  • перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ.

Если есть еще и ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине: налоговой нужна информация в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Что делать налогоплательщику, который получил такое требование: представить истребуемые документы в течение 10 дней.

Специальные сроки представления документов по требованиям:

  • для консолидированной группы налогоплательщиков — 20 дней;
  • для иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, — 30 дней;
  • по декларации, в которой заявлена ставка НДС 0%, — 30 дней (кроме услуг tax-free, по которым установлен срок 20 дней).

Если налогоплательщик не может представить документы в срок: уведомьте об этом налоговый орган не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, это не гарантирует, что вам продлят сроки. Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать вам. Это правило действует и в нижеприведенных случаях.

Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, так как вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым

Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме приложения № 17. Требование направляет налоговая инспекция, в которой организация состоит на учете. Она действует по поручению той инспекции, которая проводит проверку плательщика, по которому и запрашиваются документы.

Особенность: в требовании будет две ссылки — на ст. 93 НК, где установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для запроса документов.

Форма требования предполагает, что налоговая должна указать, по какой конкретно проверке запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на конкретное контрольное мероприятие носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

Что делать налогоплательщику, который получил такое требование: исполнить требование в пять дней. Если направите уведомление, что невозможно исполнить требование в установленные сроки, сроки могут продлить.

Налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки

Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая. Можно запрашивать документы, когда «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам, когда надо представить документы: в течение 10, а не 5 дней.

Пункты 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусматривают еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

  • Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.
  • Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Права налогоплательщика при камеральной проверке

Комментирует Юлия Шиляева, налоговый юрист, руководитель налогово-правового направления АБ «ЮРКОМПЭКС», ведущая программы повышения квалификации в Контур.Школе по теме «Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС»:

Ниже в разделе «Шпаргалка» вы найдете полезную подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.

  • Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.
  • Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.

Налоговые судебные споры

Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:

  • положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
  • правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.

В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.

Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:

несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;

нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;

возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;

создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.

Письмо протеста по налогам

Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:

  • получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
  • составление заявления;
  • подача его в арбитражный суд;
  • участие в судебном рассмотрении дела;
  • получение на руки решения суда по предмету спора.

Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

Письмо протеста по налогам

Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:

  • отмена полностью или частично решения налогового органа;
  • признание действия иди бездействия незаконным;
  • возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.

По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.

Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.

Представлять или нет документы, если налоговики превысили свои полномочия

Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

1. Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.

2. Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

  • запросить у этой инспекции пояснения по действиям;
  • обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.

Наиболее эффективное действие — официально направить жалобу в порядке ст. 139 НК РФ.

Бесплатные вебинары в Контур.Школе

Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п. 1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить показатели своей деятельности.

3. Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию. Будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.

Откуда возникают претензии налоговой инспекции

Налоговые органы обладают большим объемом информации, которая поступает из внешних источников и от самих налогоплательщиков. Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет анализировать отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.

Распространена практика, когда ИФНС проводит налоговый контроль удаленно: через интернет запрашивает пояснения по выявленным фактам, истребует необходимые документы, предлагает налогоплательщикам самостоятельно исправить ошибки и представить уточненную декларацию.

Со временем количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

  • развивается дистанционный контроль деятельности налогоплательщиков;
  • ФНС хочет ввести в автоматизированные системы контроля данные онлайн-касс и сведений, получаемых из банков;
  • автоматизировано будут обрабатываться дополнительные данные, получаемые из других органов.
Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий