Досудебные налоговые споры составляют существенную часть всех споров, связанных с обжалованием действий или актов должностных лиц органов ФНС. Досудебный порядок рассмотрения споров имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил. Рассмотрим, как это происходит, в нашей статье.
Разрешение налоговых споров, осуществляемое в соответствии с правилами налогового и процессуального законодательства, призвано защищать права юридических лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или устанавливать правоту действий и решений инспекций ФНС. Рассмотрим основные правила формирования и направления документа об обжаловании, подведомственности и подсудности споров данной категории, порядок их рассмотрения и вынесения решения по существу.
Налоговые споры в суде составляют большой массив дел. Одними только арбитражными судами (т. е. с участием хозяйствующих субъектов) ежегодно рассматриваются десятки тысяч дел по искам предпринимателей или юридических лиц об оспаривании действий или актов ненормативного характера налоговой службы и ее служащих. В целях защиты прав предпринимателей от неправомерных действий налоговой службы необходимо знать порядок составления и направления судебной жалобы, сроки ее рассмотрения, принимаемые по результатам рассмотрения решения.
- Судебный порядок разрешения налоговых споров
- Причины налоговых споров
- Виды налоговых споров
- Досудебный порядок урегулирования спора
- Документ об обжаловании
- Досудебное урегулирование налоговых споров
- Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?
- Принятие документа об оспаривании
- Куда обращаться с жалобой?
- Рассмотрение налоговых споров в суде
- Процедура досудебного урегулирования налоговых споров
- Что понимают под термином «налоговые споры»?
- Налоговые судебные споры
- Рассмотрение жалобы по существу
- Подведомственность и подсудность
- Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС
- Решение налоговых споров в суде
- Итоги разрешения налоговых споров
Судебный порядок разрешения налоговых споров
Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:
- рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
- срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
- отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
- бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.
По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.
Причины налоговых споров
Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.
- незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
- незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
- взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
- возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
- возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.
Вас интересует вопрос, связанный с налоговыми спорами? На Правовед.ru вы всегда сможете найти ответ. Обширная база вопросов с ответами, а также лучшие специалисты в данной сфере в вашем распоряжении.
При недостатке информации со страниц портала спросите наших специалистов. Юристы проанализируют ваш вопрос и с учетом всех тонкостей и деталей ситуации дадут вам советы и рекомендации простым и доходчивым языком.
Онлайн консультация или телефонный звонок — выберите нужный формат. Сотни профессионалов, отлично разбирающихся в налоговых спорах, готовы прийти к вам на помощь. Неважно, где вы живете, какое у вас время суток, насколько сложна ваша проблема — задайте вопрос прямо сейчас и в ближайшие 15 минут вы получите первый ответ минимум от одного из наших юристов!
Правильно ли исчислен налог на имущество?
Добрый день, я имею две долевые собственности, одна комната в подселении и вторая доля в маминой квартире на троих с братом. Брат платит 266 руб в год за свою долю т.к кадастровая стоимость 266000 его доли и соответственно ставка 0,1%. А у меня кадастровая стоимость подселения 266000 моей доли и так же маминой квартиры доля тоже 266000. В налоговой сложили эти стоимости т.е 266000+266000 и уже получившаяся сумма подходит под другую налоговую ставку 0,374%. Соответственно я плачу 995 за одну и 995 за другую, соответственно брат за такую же долю платит 266 руб. Правомерно ли такая большая переплата из за того что на меня оформлено 2 объекта недвижемости?
08 августа 2018, 14:49, вопрос №2073422, Наталья, г. Волгоград
Начисление налога за дарение доли квартиры, если договор был оформлен в 2015 году
Свекр подарил мне 1/3 доли в квартире в 2015 году.Я не знала что нужно платить налог и заполнять декларацию.Получается я ее проскочила.В январе 17 года мне пришло письмо от инспектора,когда я пришла мне зачислили налог не с инвентаризационной стоимости а с кадастровой. Законно ли это,если уплата налога с кадастровой стоимости начисляется только с января 2016 года
04 апреля 2017, 21:27, вопрос №1597321, Ольга, г. Муром
Как платить налоги с прибыли, заработанной на Upwork в 2017 году?
Выступаю в качестве фрилансера программиста. Год на УСН 6%
1. Не понятно нужно ли платить агентский НДС
2.1 Если нет, то как это доказать налоговой если она начнет артачиться.
2.2 Если да, то как оформить каждую комиссию по курсу на день транзакции без возни с документами (до сих пор весь документооборот генерировала автоматом Эльба на основе входящих транзакций в Точке)
2.3 Если да, то не понятно, можно ли это делать оставаясь на старом договоре
https://habrahabr.ru/post/319566/
https://toster.ru/q/353307
04 апреля 2017, 17:00, вопрос №1597038, Дмитрий, г. Белоусово
Как убрать задолженность, если срок давности прошел?
Добрый день! У меня задолженность по налогу на имущество 2009-2011г. Начисляются пени постоянно. Налоговая должна ли убрать задолженность (три года прошло) и перестать начислять пени и убрать пени.? Спасибо.Жду ответа. Елена
08 декабря 2016, 09:47, вопрос №1467042, Елена, г. Москва
Куда обратиться чтобы вернуть излишне уплаченные налоги?
24 ноября 2016, 16:52, вопрос №1452226, Оксана, п. Горноправдинск
Внезапно обнаружилась задолженность в налоговую аж с 2008 года
В текущем году подключили систему для электронной отправки отчетности в налоговую. В августе получаем в системе извещение и требование об уплате штрафа за несдачу отчетности. Помимо штрафа там в поле «Справочно» присутствует задолженность 60000 р, из них 20000 р по налогам (сборам). Для нас такая задолженность была огромной неожиданностью.
Сходили в налоговую, там дали список с налогами и суммами «Состояние расчетов». Выяснилось, что 20000 долг по налогам, а 40000 пени по ним. Самая большая часть суммы это «Налог с продаж». Но там была еще куча налогов по мелочи (старых и давно отмененных).
Возникают вопросы, каким путем можно избавиться от этих выдуманных задолженностей:
1) Налог с продаж отменили еще в 2004 году. Имеет ли право налоговая требовать уплаты налога через 12 лет? Ведь мы даже не обязаны хранить документы за такой срок.
2) Мы все оплачивали ровно и в нужный срок, никаких долгов быть не должно. На это у налоговой есть ответ, что у них в базе долг висит на состояние 01.01.2008, всего что было раньше в базе нет (что-то говорили, что это старый налог с 6-ти значным кбк, а в базе только с 20 значными). Соответственно, если даже мы принесем все документы и они еще не полностью выцвели, ничего сверить нельзя, так как у налоговой уже нет данных. По словам налоговика единственый выход для нас — платить! Налоговая нарушает свою прямую обязанность, информирование о налогах, законно ли это?
3) Мы перешли на УСНО году в 2007, и тогда никто не известил нас о долгах. За все время мы не получили ни одного письма из налоговой с требованием! О существовании задолженности мы узнали по сути случайно, подключив систему электронного оборота. В 2015 году с нас списали такой же штраф за несдачу отчетности прямо со счета, опять же не было каких-либо писем-уведомлений. Никаких доказательств, что они нас извещали быть не может, сверка давно отменена. Есть ли какая-то норма, что в случае отсутствия законных требований от налоговой (т.е. опять отсутствие выполнения ею своей прямой функции), долги можно отменить?
Территориально Москва, ифнс 43.
01 октября 2016, 09:16, вопрос №1394007, Геннадий, г. Москва
Может ли налоговое резидентство определяться местом прописки?
16 сентября 2016, 13:47, вопрос №1379915, Дмитрий, г. Москва
Защита прав работодателя
Обжалование наложения штрафа по ст 17 27-ФЗ за несвоевременно сданный отчет СЗВ-М
В соответствии с действующим законодательством с апреля 2016 г. страхователь обязан ежемесячно представлять в органы ПФР сведения о застрахованных лицах СЗВ-М. 10 мая 2016 нашей организацией были направлены сведения СЗВ-М за апрель 2016 г. по системе ТКС. При проверке органами ПФР было выявлено, что в сведениях ошибочно указан отчетный период «май». 13 мая 2016 г. были отправлены повторно сведения за апрель 2016 г.
10.08.2016 г. в ходе камеральной проверки ПФР выявило нарушение срока предоставления сведений в соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и определило применение финансовых санкций в размере 73000 рублей , предусмотренных п.2.2. статьи 11 настоящего Федерального закона.(на 146 застрахованных лиц ).
Наше предприятие написало письмо-возражение на это решение с просьбой принять во внимание смягчающие обстоятельства( ст.44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.), такие как:
— нарушение срока представления отчетности в ПФР допущено впервые (организация к штрафным санкциям не привлекалась, задолженности по страховым взносам не имеется);
— нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР;
— незначительный период просрочки;
— отсутствие умысла в нарушении.
Территориальный орган ПФР отказал в смягчении своего решения.
Каков порядок подачи иска в суд на обжалование решения ПФР? И какие шансы на положительный для нас результат?
29 августа 2016, 06:28, вопрос №1359870, Ирина, г. Лениногорск
Как решить налоговый спор по определению кол-ва добытого полезного ископаемого?
Организация занимается добычей драгоценных металлов из коренных (рудных) месторождений методом выщелачивания — добыча руды на карьере и переработка ее на фабрике Конечной продукцией является лигатурное золото (сплав Доре).
Вопрос: Какой вид ПИ будет являться «базой» для расчетного количества добытого ПИ в рамках применения п. 3 ст. 339 НК РФ при прямом методе расчета количества добытого ПИ, (руда или лигатурное золото?)
09 июня 2016, 11:20, вопрос №1279855, Наталия, г. Новосибирск
Налоговая не может найти мое заявление о переходе на УСН
Я зарегистрировал ИП через стороннюю организацию В Санкт-Петербурге. Они послали мое заявление почтой в налоговую по месту моей регистрации. В конверте были заявление на регистрацию ИП, квитанция, копия паспорта и заявление о переходе на УСН.
Я работал год и платил налоги по УСН и подал декларацию по УСН.
На днях мне позвонили из налоговой и сказали что не могут найти мое заявление на переходе на УСН.
То есть получается, что я все это время был на ОСНО, но по факту я думал что я на УСН и таким образом платил авансовые платежи итд.
Сейчас у меня на руках есть опись документы которые были в конверте.
Мой вопрос заключается в том, что мне, собственно, делать?
В случае если налоговая не найдет мое заявление на переход на УСН, мне подавать в суд?
Что я должен буду заплатить если добровольно соглашусь на то, что я ошибочно платил налоги?
Опишите, пожайлуйста чем мне грозит эта ситуация? Как вести себя в налоговой? Что спрашивать?
05 июня 2016, 12:05, вопрос №1275149, Артем, г. Санкт-Петербург
Спор с налоговой по поводу ККМ
13 марта 2016, 08:46, вопрос №1177816, Дмитрий, г. Москва
Виды налоговых споров
Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:
- стороне-инициатору;
- предмету обжалования;
- содержанию требований;
- порядку рассмотрения.
В зависимости от инициатора спора выделяют:
- споры от имени налогоплательщиков;
- споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
- споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.
По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц.
По стадиям рассмотрения все споры делятся на:
- досудебные;
- судебные.
Досудебный порядок урегулирования спора
Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:
Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
- вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
- уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
- предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
- запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
- непосредственное рассмотрение;
- вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
- вручение письменного решения заявителю.
Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.
Документ об обжаловании
В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:
- жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
- апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
- заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
- в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.
Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.
Досудебное урегулирование налоговых споров
Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.
Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
- Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).
С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:
- выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
- заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
- обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- обжаловать действия и бездействие налоговых органов.
Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.
Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:
- Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
- Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
- Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
- Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.
Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:
отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.
Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.
Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.
Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.
Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?
Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:
- граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
- организации;
- их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).
Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.
Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.
Принятие документа об оспаривании
При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:
- решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
- отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
- отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.
Куда обращаться с жалобой?
При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:
- разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
- в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
- если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
- налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.
Рассмотрение налоговых споров в суде
Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:
- налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
- правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
- срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
- жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.
Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.
Процедура досудебного урегулирования налоговых споров
Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).
Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.
Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.
При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:
- Вступление ненормативного акта в законную силу.
- Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.
Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.
Что понимают под термином «налоговые споры»?
Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):
Характером спорного правоотношения
Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
Юридическим неравенством участников
Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.
Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).
Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.
Налоговые судебные споры
Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:
- положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
- правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
- законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.
В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.
Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:
несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.
Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:
- получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
- составление заявления;
- подача его в арбитражный суд;
- участие в судебном рассмотрении дела;
- получение на руки решения суда по предмету спора.
Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.
Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:
- отмена полностью или частично решения налогового органа;
- признание действия иди бездействия незаконным;
- возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.
По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.
Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.
Рассмотрение жалобы по существу
Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.
Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).
Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:
- об отказе в удовлетворении требований заявителя;
- о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
- о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
- об изменении или отмене решения органа в определенной части.
Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Подведомственность и подсудность
В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.
Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.
Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС
Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:
- рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
- лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
- пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
- участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
- уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
- общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
- если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
- в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.
Решение налоговых споров в суде
После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:
Эксперты КонсультантПлюс собрал подборку налоговых споров ИП с налоговиками. Есл у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Обзорный материал.
Итоги разрешения налоговых споров
Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:
- ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
- ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
- п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.
При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:
- об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
- о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
- о признании решения незаконным и подлежащим отмене.
Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.
- правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
- оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
- налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
- в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
- решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.
Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.
Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.
Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.
См. также: «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».