Разрешение налоговых споров, осуществляемое в соответствии с правилами налогового и процессуального законодательства, призвано защищать права юридических лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или устанавливать правоту действий и решений инспекций ФНС. Рассмотрим основные правила формирования и направления документа об обжаловании, подведомственности и подсудности споров данной категории, порядок их рассмотрения и вынесения решения по существу.
Вполне возможно, что налогоплательщик все-таки виноват, но должен бюджету меньше, чем ему доначислили. В таком случае есть все основания оспорить размер вмененной налогоплательщику недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов.
При проведении налоговой проверки инспекция обязана правильно определить налог, подлежащий уплате в бюджет, в т.ч. подлежащий уменьшению, за налоговый период. В противном случае решение о доначислении недоимки, пеней, штрафов не будет достоверным, т.е. содержать действительную обязанность налогоплательщика.
На основании судебно-арбитражной практики можно выделить несколько случаев ошибочного расчета налоговиками суммы недоимки:
1) доначисленные налоги, сборы, взносы не учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФОМС на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ (подп.1 п.1 ст.264 НК РФ).
Термин «начисленный налог» в НК РФ не определяется, но исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 7379/07, таковым является налог, отраженный налогоплательщиком в представляемых им налоговых декларациях в качестве подлежащего уплате.
Кроме того, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 (а также, например, из п. 3 ст. 40, ст. 105.18, п. 2 ст. 105.23 НК РФ), «доначисленным» является налог, предложенный к уплате в решении по результатам налоговой проверки.
Следовательно, доначислив по результатам ВНП налог, взнос или страховой взнос, налоговый орган в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, если налог на прибыль организаций входил в предмет ВНП и суммы начисленных налогов, сборов, взносов подлежат учету в составе расходов.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 и подтверждается текущей арбитражной практикой ;
2) доходы, выявленные у налогоплательщика в целях налогообложения прибыли, не уменьшены на сумму документально подтвержденных расходов.
Исходя из положений статей 31, 32, 89, 101 НК РФ, при проведении ВНП инспекция должна определить у налогоплательщика налоговую базу по налогу на прибыль в целом по всем хозяйственным операциям и на основании первичных документов.
В постановлении от 06.07.2010 N 17152/09 по делу N А29-5718/2008 Президиум ВАС РФ указал, что доначисления по налогу на прибыль организаций и НДС при переквалификации сделки не могут быть произведены без учета расходов, связанных с выявленными у налогоплательщика доходами.
Данная позиция поддерживается судебной практикой и в отношении доначислений налога на прибыль организаций и НДС, не связанных с переквалификацией сделок ;
3) при расчетном методе определения налогооблагаемой прибыли рассчитаны только доходы без учета расходов.
Подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ дает право налоговикам определить сумму налога расчетным путем в следующих случаях:
- отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- непредставление налогоплательщиком в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
- отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
- ведение налогоплательщиком учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги;
- непредставление налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
При этом расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Например, в связи с признанием неправомерным использования индивидуальным предпринимателем специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД возникает необходимость рассчитать размер НДФЛ. В этом случае налоговики должны определить расчетным методом не только сумму доходов, но и расходов ;
4) расходы по закупке товаров, реальность которой не оспаривается, сняты ввиду ненадлежащих документов и не определены расчетным методом.
Из абзаца 4 п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 следует, что расчетный метод используется как при отсутствии у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими. Это согласуется с более ранней правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 03.07.2012 N 2341/12, о том, что налоговый орган, установив недостоверность документов, представленных налогоплательщиком в обоснование понесенных им расходов при совершении реальных хозяйственных операций, обязан определить размер соответствующих расходов расчетным путем исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.
В этой связи, если представленные налогоплательщиком документы в обоснование своих затрат на приобретение товаров не подтверждают реальность операций с контрагентами, при том, что дальнейшая реализация таких товаров налоговиками не оспаривается, то налоговый орган обязан определить расходы по приобретению реализованного в дальнейшем товара расчетным путем .
В заключение отметим, что судебные разбирательства с инспекцией можно предотвратить, если указать налоговикам на их ошибки еще на стадии подготовки возражений на акт налоговой проверки или при обжаловании решения инспекции в вышестоящий орган. Однако в этом случае надо быть готовыми к назначению налоговиками дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п.6 ст.101 НК РФ или к повторной налоговой проверке вышестоящим налоговым органом в соответствии с абз.5 п.10 ст.89 НК РФ.
В этой связи раскрывать свои аргументы до обжалования решения в суд следует только в том случае, если у компании есть возможность документально подтвердить свою позицию по существу. Следует также помнить, что доводы о существенных нарушениях налоговиками процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки будут приняты впоследствии судом только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган .
Верная стратегия взаимодействия с налоговиками и судом поможет вашей компании снизить или вовсе избежать доначислений по результатам проведенной налоговой проверки.
Налоговые юристы КГ ЭТАЛОН имеют многолетнюю успешную практику сопровождения налоговых проверок и оспаривания решения налоговых органов в суде. За время нашей работы сотням наших клиентов удалось сохранить миллионы рублей.
- Что важно знать, чтобы минимизировать риски привлечения к налоговой ответственности
- Прогнозирование выездной налоговой проверки
- Риски и последствия проведения выездной налоговой проверки
- Оспаривание решения по результатам налоговой проверки
- Реализованные проекты
- Стоимость услуг
- Часто задаваемые вопросы
- А можете ли вы подготовить текст возражений?
- Как осуществляется представительство в суде? Мне или моим сотрудникам нужно будет присутствовать на заседаниях?
- Оказываете ли вы помощь на этапе самой налоговой проверки, когда решение еще не вынесено?
- Хочу обсудить с юристом свою ситуацию
- Юристы практики
- Принятие документа об оспаривании
- Документ об обжаловании
- Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС
- Куда обращаться с жалобой?
- Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным
- Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?
- Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции
- Технические тонкости оформления заявления
- Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд
- Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде
- Решение налоговых споров в суде
- Итоги разрешения налоговых споров
Что важно знать, чтобы минимизировать риски привлечения к налоговой ответственности
Юридическая практика нашей компании показывает, что под выездную налоговую проверку чаще всего подпадают организации и ИП, которые:
- Работают с фирмами, имеющими признаки фирмы – «однодневки»;
- Показывают убыток в финансовой отчетности при ведении деятельности;
- Предъявляют к возмещению (возврату) из бюджета уплаченные суммы налогов.
Если с параметрами, указанными во 2 и 3 пункте, все ясно, то касательно параметра по 1 пункту, уточним. В настоящее время существует почти 150 признаков, по которым налоговая служба может причислить организацию к фирме – «однодневке», среди них следующие:
- юридический адрес является массовым адресом регистрации;
- руководитель или учредитель компании также является руководителем или учредителем других юридических лиц;
- совмещение одним физическим лицом должностей руководителя, главного бухгалтера и учредителя;
- сдача нулевой бухгалтерской отчетности;
- расхождение подписи должностных лиц в банковской карточке с подписями на бухгалтерской отчетности и первичных документах;
- несоответствие входящих и исходящих платежей по назначению и видам деятельности, и так далее.
Налоговая служба отслеживает указанные признаки и по их совокупности и относит организации к «однодневкам».
Прогнозирование выездной налоговой проверки
Назначению выездной налоговой проверки обычно предшествуют вызов руководителя организации или индивидуального предпринимателя в налоговую службу для дачи объяснений, и/или запрос налоговой службой банковской выписки с расчетного счета за определенный период, и/или запрос документов у контрагентов компании по сделкам, заключенным с ней. Эти факторы должны насторожить и мобилизовать на подготовку к выездной налоговой проверке и устранению имеющихся недостатков в документах.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Также могут быть проверены отчетные периоды текущего года. Налоговая служба вправе истребовать только документы, относящиеся к проверяемому периоду.
Подготовка к проведению выездной налоговой проверке. Какие Вам следует принять меры?
- Провести проверку наличия первичных документов и правильности их оформления за 3 последние года, предшествующих текущему году, и отчетные периоды текущего года;
- Проверить своих контрагентов в целях выявления факторов риска во взаимоотношениях с ними, запросить у проблемных контрагентов (если это не было сделано ранее) документы, подтверждающие проявление налогоплательщиком должной осмотрительности при заключении сделок с ними;
- Подготовить подтверждение реального характера совершаемых Вашей компанией сделок.
Это не все, но наиболее важные меры, которые необходимо принять при подготовке к выездной налоговой проверке. Полный перечень мер, а также оценку налоговых рисков можно получить на бесплатной консультации налогового юриста КГ ЭТАЛОН.
Риски и последствия проведения выездной налоговой проверки
У налоговой службы есть план по сбору налогов, именно это и определяет исход любой выездной налоговой проверки. Задачей проверки является выявление недоимки по уплате налогов, доначисление налогов, пеней и штрафов. Полностью избежать налоговых доначислений, скорее всего, не получится, а вот существенно уменьшить их вполне возможно.
Консультация налогового юриста от КГ ЭТАЛОН – прекрасная возможность получить достоверную информацию по выездной проверке и узнать возможность снижения штрафов.
Оспаривание решения по результатам налоговой проверки
По результатам выездной или камеральной проверки проверки составляется акт налоговой проверки. Если Вы с ним не согласны – обжалуйте!
- Если Вы считаете действия проверяющих незаконными – прямо в ходе проверки подавайте жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру.
- Если возражения не приняты и по результатам проверки вынесено Решение о привлечении Вас к налоговой ответственности, следует обжаловать его в досудебном порядке. Так называемая Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение месяца после получения Решения. Без этого этапа, согласно ст. 138 НК РФ п 2., мы не сможем подать исковое в суд. В случае пропуска срока подачи апелляционной жалобы налогоплательщик может в течение года обжаловать Решение, уже вступившее в законную силу ( п. 2 ст. 139 НК РФ)
- В течение 3-х месячного срока после прохождения досудебного этапа, Вы можете подавать исковое заявление в Арбитражный суд. Исковое заявление составляется с учетом того, что одновременно обжалуются решения и вышестоящего и нижестоящего налогового органа.
- В случае отказа Арбитражного суда в удовлетворении Ваших требований, у Вас остается шанс на обжалование решение Арбитражного суда в Апелляционной и Кассационной инстанциях.
Чтобы успешно пройти вышеперечисленные этапы недостаточно обладать только теоретическими знаниями. Множество нюансов требуют именно практического опыта проведения и оспаривания налоговых проверок.
У налоговых юристов КГ ЭТАЛОН такой опыт есть. Мы готовы сопровождать Вашу компанию и оказывать услуги в сфере налогового права, начиная с консультации налогового юриста и оценки налоговых рисков, и заканчивая сопровождением налоговой проверки на предприятии и оспариванием решения налоговой.
Реализованные проекты
У Доверителя КГ ЭТАЛОН по отчетности за год была выявлена недоимка по налогу на сумму более 11 млн рублей. После изучения материалов налоговой проверки была подготовлена апелляционная жалоба в УФНС города Москвы. Решение налогового органа было полностью отменено в результате досудебного оспаривания в вышестоящую инстанцию.
Стоимость услуг
Оспаривание решения по результатам налоговой проверки
от 35 000 руб.
Защита на этапе предпроверочного анализа
от 18 000 руб.
Подготовка возражений на акт налоговой проверки
от 26 000 руб.
Представление интересов при рассмотрении Акта и материалов проверки в налоговом органе
от 16 000 руб.
Итоговая стоимость услуг оспаривания решения по результатам налоговой проверки формируется после предварительного бесплатного анализа ситуации и документов.
Часто задаваемые вопросы
Да, для таких случаев мы предлагаем услугу консультации налогового юриста. Она возможна на любом этапе спора с налоговой, как сразу после получения результатов проверки, так и при взаимодействии с самой налоговой, прокуратурой или арбитражным судом. Сотрудник КГ ЭТАЛОН, специализирующийся на налоговом законодательстве, изучит решение налоговой, все сопутствующие документы, выслушает ваше видение ситуации и предоставит свое экспертное мнение.
А можете ли вы подготовить текст возражений?
Юристы КГ ЭТАЛОН готовы составить текст возражений на акт, полученный по итогам налоговой проверки, для подачи его в вышестоящие инстанции, а также текст искового заявления, если вы не удовлетворены решением вышестоящего налогового органа и планируете обращаться в суд для защиты своих интересов.
Как осуществляется представительство в суде? Мне или моим сотрудникам нужно будет присутствовать на заседаниях?
Нет, присутствие сотрудников вашей компании не является обязательным. Юрист КГ ЭТАЛОН, работающий по доверенности, в полном объеме представляет ваши интересы в суде, действуя от имени и в интересах вашей компании.
Оказываете ли вы помощь на этапе самой налоговой проверки, когда решение еще не вынесено?
Да. Мы готовы представлять ваши интересы во взаимодействии с ФНС не только в ходе самой проверки, но и до ее начала, обеспечивая подготовку к визиту налоговой. Так, мы готовы проанализировать состояние документов, оценив риск привлечения к налоговой ответственности и предоставив варианты решения проблемы, если она есть.
Хочу обсудить с юристом свою ситуацию
Отправьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию. Наш специалист свяжется с Вами в течение 20 минут.
Юристы практики
Мишукова Светлана Юрьевна
Ведущий юрист, Партнер
Овчаров Виталий Сергеевич
Ведущий юрист, Старший Партнер
Вас интересует вопрос, связанный с налоговыми спорами? На Правовед.ru вы всегда сможете найти ответ. Обширная база вопросов с ответами, а также лучшие специалисты в данной сфере в вашем распоряжении.
При недостатке информации со страниц портала спросите наших специалистов. Юристы проанализируют ваш вопрос и с учетом всех тонкостей и деталей ситуации дадут вам советы и рекомендации простым и доходчивым языком.
Онлайн консультация или телефонный звонок — выберите нужный формат. Сотни профессионалов, отлично разбирающихся в налоговых спорах, готовы прийти к вам на помощь. Неважно, где вы живете, какое у вас время суток, насколько сложна ваша проблема — задайте вопрос прямо сейчас и в ближайшие 15 минут вы получите первый ответ минимум от одного из наших юристов!
Правильно ли исчислен налог на имущество?
Добрый день, я имею две долевые собственности, одна комната в подселении и вторая доля в маминой квартире на троих с братом. Брат платит 266 руб в год за свою долю т.к кадастровая стоимость 266000 его доли и соответственно ставка 0,1%. А у меня кадастровая стоимость подселения 266000 моей доли и так же маминой квартиры доля тоже 266000. В налоговой сложили эти стоимости т.е 266000+266000 и уже получившаяся сумма подходит под другую налоговую ставку 0,374%. Соответственно я плачу 995 за одну и 995 за другую, соответственно брат за такую же долю платит 266 руб. Правомерно ли такая большая переплата из за того что на меня оформлено 2 объекта недвижемости?
08 августа 2018, 14:49, вопрос №2073422, Наталья, г. Волгоград
Начисление налога за дарение доли квартиры, если договор был оформлен в 2015 году
Свекр подарил мне 1/3 доли в квартире в 2015 году.Я не знала что нужно платить налог и заполнять декларацию.Получается я ее проскочила.В январе 17 года мне пришло письмо от инспектора,когда я пришла мне зачислили налог не с инвентаризационной стоимости а с кадастровой. Законно ли это,если уплата налога с кадастровой стоимости начисляется только с января 2016 года
04 апреля 2017, 21:27, вопрос №1597321, Ольга, г. Муром
Как платить налоги с прибыли, заработанной на Upwork в 2017 году?
Выступаю в качестве фрилансера программиста. Год на УСН 6%
1. Не понятно нужно ли платить агентский НДС
2.1 Если нет, то как это доказать налоговой если она начнет артачиться.
2.2 Если да, то как оформить каждую комиссию по курсу на день транзакции без возни с документами (до сих пор весь документооборот генерировала автоматом Эльба на основе входящих транзакций в Точке)
2.3 Если да, то не понятно, можно ли это делать оставаясь на старом договоре
https://habrahabr.ru/post/319566/
https://toster.ru/q/353307
04 апреля 2017, 17:00, вопрос №1597038, Дмитрий, г. Белоусово
Как убрать задолженность, если срок давности прошел?
Добрый день! У меня задолженность по налогу на имущество 2009-2011г. Начисляются пени постоянно. Налоговая должна ли убрать задолженность (три года прошло) и перестать начислять пени и убрать пени.? Спасибо.Жду ответа. Елена
08 декабря 2016, 09:47, вопрос №1467042, Елена, г. Москва
Куда обратиться чтобы вернуть излишне уплаченные налоги?
24 ноября 2016, 16:52, вопрос №1452226, Оксана, п. Горноправдинск
Внезапно обнаружилась задолженность в налоговую аж с 2008 года
В текущем году подключили систему для электронной отправки отчетности в налоговую. В августе получаем в системе извещение и требование об уплате штрафа за несдачу отчетности. Помимо штрафа там в поле «Справочно» присутствует задолженность 60000 р, из них 20000 р по налогам (сборам). Для нас такая задолженность была огромной неожиданностью.
Сходили в налоговую, там дали список с налогами и суммами «Состояние расчетов». Выяснилось, что 20000 долг по налогам, а 40000 пени по ним. Самая большая часть суммы это «Налог с продаж». Но там была еще куча налогов по мелочи (старых и давно отмененных).
Возникают вопросы, каким путем можно избавиться от этих выдуманных задолженностей:
1) Налог с продаж отменили еще в 2004 году. Имеет ли право налоговая требовать уплаты налога через 12 лет? Ведь мы даже не обязаны хранить документы за такой срок.
2) Мы все оплачивали ровно и в нужный срок, никаких долгов быть не должно. На это у налоговой есть ответ, что у них в базе долг висит на состояние 01.01.2008, всего что было раньше в базе нет (что-то говорили, что это старый налог с 6-ти значным кбк, а в базе только с 20 значными). Соответственно, если даже мы принесем все документы и они еще не полностью выцвели, ничего сверить нельзя, так как у налоговой уже нет данных. По словам налоговика единственый выход для нас — платить! Налоговая нарушает свою прямую обязанность, информирование о налогах, законно ли это?
3) Мы перешли на УСНО году в 2007, и тогда никто не известил нас о долгах. За все время мы не получили ни одного письма из налоговой с требованием! О существовании задолженности мы узнали по сути случайно, подключив систему электронного оборота. В 2015 году с нас списали такой же штраф за несдачу отчетности прямо со счета, опять же не было каких-либо писем-уведомлений. Никаких доказательств, что они нас извещали быть не может, сверка давно отменена. Есть ли какая-то норма, что в случае отсутствия законных требований от налоговой (т.е. опять отсутствие выполнения ею своей прямой функции), долги можно отменить?
Территориально Москва, ифнс 43.
01 октября 2016, 09:16, вопрос №1394007, Геннадий, г. Москва
Может ли налоговое резидентство определяться местом прописки?
16 сентября 2016, 13:47, вопрос №1379915, Дмитрий, г. Москва
Защита прав работодателя
Обжалование наложения штрафа по ст 17 27-ФЗ за несвоевременно сданный отчет СЗВ-М
В соответствии с действующим законодательством с апреля 2016 г. страхователь обязан ежемесячно представлять в органы ПФР сведения о застрахованных лицах СЗВ-М. 10 мая 2016 нашей организацией были направлены сведения СЗВ-М за апрель 2016 г. по системе ТКС. При проверке органами ПФР было выявлено, что в сведениях ошибочно указан отчетный период «май». 13 мая 2016 г. были отправлены повторно сведения за апрель 2016 г.
10.08.2016 г. в ходе камеральной проверки ПФР выявило нарушение срока предоставления сведений в соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и определило применение финансовых санкций в размере 73000 рублей , предусмотренных п.2.2. статьи 11 настоящего Федерального закона.(на 146 застрахованных лиц ).
Наше предприятие написало письмо-возражение на это решение с просьбой принять во внимание смягчающие обстоятельства( ст.44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.), такие как:
— нарушение срока представления отчетности в ПФР допущено впервые (организация к штрафным санкциям не привлекалась, задолженности по страховым взносам не имеется);
— нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР;
— незначительный период просрочки;
— отсутствие умысла в нарушении.
Территориальный орган ПФР отказал в смягчении своего решения.
Каков порядок подачи иска в суд на обжалование решения ПФР? И какие шансы на положительный для нас результат?
29 августа 2016, 06:28, вопрос №1359870, Ирина, г. Лениногорск
Как решить налоговый спор по определению кол-ва добытого полезного ископаемого?
Организация занимается добычей драгоценных металлов из коренных (рудных) месторождений методом выщелачивания — добыча руды на карьере и переработка ее на фабрике Конечной продукцией является лигатурное золото (сплав Доре).
Вопрос: Какой вид ПИ будет являться «базой» для расчетного количества добытого ПИ в рамках применения п. 3 ст. 339 НК РФ при прямом методе расчета количества добытого ПИ, (руда или лигатурное золото?)
09 июня 2016, 11:20, вопрос №1279855, Наталия, г. Новосибирск
Налоговая не может найти мое заявление о переходе на УСН
Я зарегистрировал ИП через стороннюю организацию В Санкт-Петербурге. Они послали мое заявление почтой в налоговую по месту моей регистрации. В конверте были заявление на регистрацию ИП, квитанция, копия паспорта и заявление о переходе на УСН.
Я работал год и платил налоги по УСН и подал декларацию по УСН.
На днях мне позвонили из налоговой и сказали что не могут найти мое заявление на переходе на УСН.
То есть получается, что я все это время был на ОСНО, но по факту я думал что я на УСН и таким образом платил авансовые платежи итд.
Сейчас у меня на руках есть опись документы которые были в конверте.
Мой вопрос заключается в том, что мне, собственно, делать?
В случае если налоговая не найдет мое заявление на переход на УСН, мне подавать в суд?
Что я должен буду заплатить если добровольно соглашусь на то, что я ошибочно платил налоги?
Опишите, пожайлуйста чем мне грозит эта ситуация? Как вести себя в налоговой? Что спрашивать?
05 июня 2016, 12:05, вопрос №1275149, Артем, г. Санкт-Петербург
Спор с налоговой по поводу ККМ
13 марта 2016, 08:46, вопрос №1177816, Дмитрий, г. Москва
Принятие документа об оспаривании
При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:
- решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
- отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
- отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.
Документ об обжаловании
В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:
- жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
- апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
- заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
- в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.
Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.
Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС
Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:
- рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
- лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
- пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
- участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
- уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
- общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
- если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
- в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.
Куда обращаться с жалобой?
При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:
- разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
- в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
- если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
- налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.
Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным
В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:
- Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
- Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
- Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.
Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.
Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.
Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.
Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте правильно ли вы оформили заявление в суд. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?
Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:
- граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
- организации;
- их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).
Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.
Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.
Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции
Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).
Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ до обращения в суд налогоплательщик обязан пройти процедуру досудебного урегулирования спора. Как в таком случае правильно оформить документы и куда их нужно сдать, пошагово разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно переходите в готовое решение.
Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.
Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.
Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).
В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.
Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.
См. также «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».
Технические тонкости оформления заявления
Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:
- на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
- ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
- разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.
Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:
- обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
- смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
- обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.
Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.
Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд
К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:
1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.
Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.
3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).
Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).
Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.
Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде
Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.
В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).
3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.
Решение налоговых споров в суде
После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:
Эксперты КонсультантПлюс собрал подборку налоговых споров ИП с налоговиками. Есл у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Обзорный материал.
Итоги разрешения налоговых споров
Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:
- ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
- ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
- п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.
При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:
- об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
- о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
- о признании решения незаконным и подлежащим отмене.
Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.
- правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
- оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
- налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
- в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
- решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.
Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.
К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).
О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец».