Общая информация о приеме на службу

Прием на службу

На службу в органы внутренних дел в добровольном порядке принимаются граждане Российской Федерации. Поступление на службу в МВД ограничено возрастными рамками от 18 до 40 лет. Гражданин также должен по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья быть способным к выполнению своих служебных обязанностей.

Прием на службу не зависит от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения гражданина, его отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, на должности среднего и старшего начальствующего состава — граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование.

Обучение в учебных заведениях системы МВД осуществляется на бесплатной основе. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься и лица, не достигшие 18 лет, при условии завершения ими среднего образования.

Критерии приема на службу в органы внутренних дел г. Москвы, какие проверки при этом проходит кандидат.

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет и не старше 40 лет независимо от пола, расы,  национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным  требованиям,  установленным настоящим Федеральным законом, способные по  своим  личным  и  деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья  выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и   младшего начальствующего состава среднего (полного) общего    образования, для должностей  среднего  начальствующего  состава  –  образования не ниже среднего профессионального, соответствующего  направлению деятельности, для должностей старшего и высшего  начальствующего  состава – высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

В случае принятия по итогам беседы с руководителем структурного подразделения, положительного решения о продолжении предварительного изучения кандидата, ему предлагается представить в подразделение по работе с личным составом следующие документы:

– паспорт;
– трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые);
– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые);
– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Подразделением по работе с личным составом организуется проверка представленных кандидатом документов, после чего кандидат направляется на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, с целью выявления ограничений в приеме на службу в ОВД, также проводится проверка общей физической подготовленности и проверка по учетам.

По окончании изучения и проверки кандидата, сотрудниками подразделения по работе с личным составом, оформляется заключение о приеме на службу в ОВД и докладывается руководителю структурного подразделения, имеющего право назначения на должность для принятия окончательного решения.

В настоящее время у поступающих на службу отмечается преобладание стремления к стабильностиполучению государственных социальных  гарантий. Многие кандидаты проявляют интерес к профессиональным аспектам служебной деятельности и возможности реализации полученных юридических знаний на практике.

Перейти в раздел “Вакансии”

По вопросам трудоустройства обращаться в УК УРЛС ГУ МВД России по телефонам:

8 (495) 694-98-45

8 (999) 011-49-88

Совершенствование информационно-аналитической работы в территориальных органах мвд россии

з0

А. Д. УЛЬЯНОВ,

доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: alex_ulyanov@inbox.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная

деятельность.

УДК 351.74

Дата поступления: 20 января 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2020 г.

Совершенствование информационно-аналитической работы в территориальных органах МВД России

Improving information and analytical work in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia

A. D. UL’YANOV,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Internal Affairs Organization of the Center for Command and Staff Exercises Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: alex_ulyanov@inbox.ru

Scientific specialty:

12.00.11 – Judicial Activity,

Prosecutor’s Activity,

Human Rights and Law Enforcement

Activity.

Аннотация

Актуальность исследования: в связи с многократным увеличением объема информационной работы и возросшими требованиями к качеству аналитических документов в системе МВД России необходимо определить основные направления совершенствования информационно-аналитической деятельности, особенно в территориальных органах внутренних дел на районном уровне.

Постановка проблемы: реально оценивая научно-аналитические возможности территориальных органов МВД России, необходимо подчеркнуть, что они не позволяют в полной мере осуществлять повседневную информационно-аналитическую деятельность на должном уровне, не говоря уже о производстве комплексных, проблемных анализов, о соблюдении принципов системности и комплексности в отборе подлежащих анализу и оценке факторов, об их профессиональной интерпретации, как этого требует ведомственная нормативная база. В планирующих документах не учитываются криминологические закономерности и тенденции состояния преступности, реальная оценка потенциальных

Annotation

The relevance of the study: due to the multiple increase of information work and the increasing quality requirements of the analytical documents in the Ministry of internal Affairs of Russia it is necessary to define the basic directions of perfection of information and analytical activities, especially in the territorial bodies of internal Affairs at the district level.

The statement of the problem: realistically assessing the scientific and analytical capabilities of the territorial bodies of MIA of Russia, it must be emphasized that they do not allow to fully carry out everyday information-analytical activity at the proper level, not to mention the production of a comprehensive, problem analyses, on compliance with the principles of consistency and comprehensiveness in the selection of subject analysis and evaluation of factors on their professional interpretation as required by departmental regulatory framework. The planning documents do not take into account criminological patterns and trends in the state of crime, or a real assessment of the potential for preventive activities that is adequate to local conditions and available re-

возможностей профилактической деятельности, адекватная местным условиям и имеющимся ресурсам. Все это отражается на планировании работы органов внутренних дел.

Цель исследования: обоснование необходимости перераспределения сил и средств подразделений, занимающихся информационно-аналитической деятельностью; упрощение характера такой работы в территориальных органах МВД России на районном уровне; избавление от избыточного массива сведений, данных, что в свою очередь компенсируется организационным, содержательным и методическим совершенствованием штабных подразделений МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ(У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО.

Методы исследования: контент-анализ нормативных правовых актов, исследование специальной литературы, индукция, дедукция, моделирование.

Основные выводы:

1. Реально оценивая деятельность территориальных органов МВД России, многофакторность и глубину всей совокупности объективных и субъективных условий, влияющих на криминогенную обстановку, необходимо отметить, что их качественный анализ и оценка нередко превосходят рамки фактических аналитических возможностей штабных подразделений органов внутренних дел.

2. Глубокий анализ и оценка криминогенной обстановки, обусловленные учетом множества разнородных факторов и криминологических детерминант, или оргдиагностика, не только не по силам большинству подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне, но и практически не пригодны им для решения сугубо прикладных задач.

3. Штабным подразделениям МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ(У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО необходимо значительно расширить сервисное информационно-аналитическое обслуживание подчиненных органов внутренних дел; принять на себя в полном объеме поиск, отбор, обобщение, анализ и группировку социальной информации о политических, экономических, демографических, иных региональных особенностях территориально-административных образований, прямо или косвенно влияющих на криминальную ситуацию; разработать стратегию и тактику упреждающего реагирования на развитие криминальной ситуации (непосредственного объекта воздействия), с учетом анализа и оценки показателей, характеризующих соотношение планируемого, прогнозируемого и фактически сложившегося состояния криминогенной обстановки на территории или по направлению деятельности.

sources. All this is reflected in the planning of the work of the internal Affairs bodies.

The purpose of the study: the rationale for the redistribution of forces and means of units of information-analytical activity; simplification of the nature of such work in the territorial bodies of the MIA of Russia at the district level; getting rid of a redundant array of information, the data, which in turn compensates organizational, substantial and methodological improvement of the staff divisions of the Ministry of internal Affairs on subjects of the Russian Federation, Main Department of the Ministry of interior in other subjects, the Management of Transport of the MIA of Russia for the Federal circuit.

The research methods: content analysis of normative legal acts, research of special literature, induction, deduction, modeling.

Main conclusions:

1. When really evaluating the activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia, the multiplicity and depth of the entire set of objective and subjective conditions that affect the criminal situation, it should be noted that their qualitative analysis and assessment often exceed the actual analytical capabilities of the headquarters units of internal Affairs bodies.

2. Deep analysis and evaluation of the crime situation, due to the consideration of many disparate factors and criminological determinants, or ordinance, not only because most of the units of territorial bodies of the MIA of Russia at the district level, but almost does not fit them for the solution of purely practical tasks.

3. Staff departments of internal Affairs on subjects of the Russian Federation, Main Department of the Ministry of interior in other subjects, Transport Department of the Ministry of internal Affairs of Russia for the Federal District needs to be extended service of information and analytical service of the subordinate bodies of internal Affairs; to take in the full search, selection, generalization, analysis and grouping of social information on political, economic, demographic, and other regional peculiarities of the administrative-territorial formation of the work, directly or indirectly affect the criminal situation; develop a strategy and tactics of proactive response to the development of a criminal situation (the direct object of influence), taking into account the analysis and evaluation of indicators that characterize the ratio of the planned, predicted and actual state of the criminal situation on the territory or in the direction of activity.

Дополнительный анализ:  Дуэт 20:14 - Встреча двух бывших одноклассников в Эрмитаже фрагмент из Камеди Клаб смотреть онлайн видео, бесплатно!

32

Ключевые слова: внешняя среда; информационно-аналитическая работа; криминогенная обстановка; оргдиагностика; штабы; управленческие решения; стратегия; тактика; методологическая культура; приоритеты.

Key words: external environment; information and analytical work; criminal situation; organizational diagnostics; headquarters; management decisions; strategy; tactics; methodological culture; priorities.

Рассматривая организацию информационно-аналитической работы в органах внутренних дел Российской Федерации на различных уровнях (окружном, межрегиональном, региональном, районном) и перспективы ее совершенствования, необходимо подчеркнуть особенность содержательных характеристик и многообразие внешней среды, которая является предметом исследования и в целом характеризуется подвижностью, многогранностью, тесной взаимозависимостью, возрастанием неопределенности, усложнением факторных детерминант, указывающих на то, что изменение хотя бы одного из них влечет изменение иных факторов, прямо или косвенно влияющих на оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел.

Если обратиться к ведомственной нормативной базе, то одним из требований, предъявляемым к работе органов внутренних дел, является гибкость, т. е. приспособляемость к всевозможным условиям, ситуациям, факторам внешней и внутренней среды [12, с. 42], что дает возможность заблаговременной перестройки форм и методов работы, определения развития криминогенной ситуации на ближайшую (отдаленную) перспективу. Это достигается глубоким системным исследованием фактического состояния криминогенной обстановки, комплекса факторов, причин и условий, влияющих на состояние правопорядка и преступности в стране и регионе (экономическая ситуация, политическая обстановка, финансовая стабильность, проблемы законодательного регулирования и правоприменения). Особого внимания в настоящее время требует обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

Основное назначение изучения криминогенной обстановки заключается в обосновании и объяснении современного состояния преступности и в возможных тенденциях ее развития, выявлении причин и условий совершения преступных деяний, конкретизации узловых проблем совершенствования организации и функционирования органов и подразделений внутренних дел на приоритетных направлениях обеспечения правопорядка, путях, формах и методах предупредительно-профилактической работы для выработки управленческих решений в сфере правоохранительной деятельности на подведомственной территории.

Понимание тенденций сопряжено с реализацией диагностического подхода как особой сферы прикладной социологии, связанной с получением некой теоретической модели реальной действительности (постановки диагноза, т. е. уяснения сложившейся ситуации) и полученной путем выявления проблемы, поиска и сбора сведений о криминогенной обстановке, об анализе данных, применении общих и частных методов аналитической работы, вероятном определении дальнейшего развития событий (прогнозе), принятии решения [4, с. 104—105]. В связи с этим цель информационно-аналитической работы состоит в диагностике (установлении) происшедших причин и прогнозировании возможных изменений тех или иных параметров криминогенной обстановки для выработки стратегии и тактики управления, разработки и реализации своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений руководителя органа или подразделения внутренних дел. Во многом это зависит от системного видения феномена преступности, ситуации с обеспечением общественной безопасности, мнения населения.

В одном из выступлений Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев подчеркивал: «Давно уже всем известно, что преступность в отдельно взятом регионе зависит от целого ряда факторов: экономических, социальных. Поэтому каждый руководитель обязан досконально знать ситуацию на территории, своевременно реагировать на нарушения правопорядка» [3]. В настоящее время к руководящему составу органов внутренних дел предъявляются высокие требования. Нынешний руководитель обязан владеть аналитическими способностями познания и оценки социальной практики, уметь выявлять специфические особенности и современные тенденции развития общества и состояния преступности как общественно-правового явления, знать основы оперативного мастерства и тактики, методологию и теорию управления, формы и способы прогнозирования, планирования и моделирования.

Штабные подразделения как органы межотраслевого управления, реализуя информационно-аналитическую функцию на уровне территориальных ОМВД России, ведут непрерывный сбор, систематизацию, обработку и выдачу

информации о зарегистрированных преступлениях и иных правонарушениях, а также происшествиях, результатах деятельности, характеристике сил и средств органа и его структурных подразделений; учитывают специфику криминогенной ситуации, национальные и конфессиональные традиции проживающего на территории обслуживания населения, миграционные потоки; прогнозируют вероятные (возможные, ожидаемые) осложнения криминальной ситуации на территории города, района; докладывают результаты анализа руководству органа, подготавливают соответствующие аналитические документы и в установленном порядке информируют о состоянии криминальной обстановки администрацию города, района, прокуратуру, подразделения ФСБ на местах, иные правоохранительные органы, вышестоящий орган внутренних дел; подготавливают и представляют необходимую управленческую информацию начальнику органа для осуществления оперативного руководства; готовят на плановой основе проекты выступлений в СМИ и на общественных форумах руководителей ведомств на всех уровнях, для проведения круглых столов, конференций, консультаций, отчетов (в том числе онлайн), а также публикации (в том числе путем размещения на интернет-сайтах) обзоров о состоянии общественной безопасности, результатах борьбы с коррупцией, наркобизнесом и экстремизмом (при соблюдении режима секретности, тайны следствия и других ограничений, установленных законодательством); корректируют объемы и содержание аналитической деятельности, осуществляемой в органе, оказывают подразделениям практическую помощь в ее организации и использовании автоматизированных и иных информационно-поисковых систем разного назначения; определяют содержание, объемы, формы и периодичность поступления сведений из подразделений органа, необходимых для анализа криминогенной обстановки и выработки управленческих решений; подготовки отчетных информационно-аналитических и справочных документов, проектов управленческих решений1.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что информационно-аналитическая работа — это не застывшее фото оперативной обстановки. Она должна обеспечивать предвидение развития основных тенденций преступности и правонарушений, результатов оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних. В этом заключается один из аспектов прогностической функции анали-

1 Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2021 г. № 623.

тической работы. Другой аспект связан с необходимостью серьезного аналитического сопровождения принимаемых управленческих решений, предвидением возможных вариантов последствий их реализации, в том числе основанных на применении методов моделирования и прогнозирования социальных процессов (факторный (factor analysis) и кластерный анализы, теория распознавания образов и другие)2. Анализ показателей преступности, связанных общими закономерностями, как верно отмечают исследователи, помогает выявлять связь прошлого, настоящего и будущего [2, с. 107].

Кроме того, для объективной оценки эффективности результатов правоохранительной деятельности предполагается вернуться к ведомственным и внешним наработкам в области оценок динамики латентной преступности, своевременности и качества реагирования полиции на заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, полноты и быстроты восстановления законных интересов потерпевших. Так, по данным Европейского Суда по правам человека, по итогам работы за 2021 г. Российская Федерация стала лидером среди европейских стран по количеству жалоб и выявленных нарушений. Из 1 014 решений 248 вынесено по делам против Российской Федерации, что составляет четверть от общего количества дел, принятых к рассмотрению Европейским Судом3. Поэтому в настоящее время особого внимания требуют решения проблемы своевременности и качества реагирования полиции на заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, соблюдения защиты прав участников административного и уголовного судопроизводства. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что должностные лица не обращают внимания на нарушения прав подозреваемых, обвиняемых, на ненадлежащие условия содержания в изоляторах временного содержа-

2 В научной литературе специалисты обоснованно предлагают достаточно подробно описанный в работах экономистов и широко используемый в управлении бизнесом СВОТ-анализ (SWOT-analysis), получивший название по первым буквам английских слов, характеризующих исследуемые группы факторов, упорядочиваемых по степени влияния на деятельность организации, который является универсальным инструментом как тактического, так и стратегического анализа, ПЕСТ-анализ, который заключается в возможности значительного снижения уровня неопределенности и повышения степени готовности системы к изменениям внешней среды, функционально-стоимостной анализ (functional-cost analysis) [11, с.4-5].

3 В 2021 г. Европейским Судом вынесено 248 решений по делам против Российской Федерации, 146 решений – по делам против Турецкой Республики, 91 решение – по делам против Украины, 82 решения – по делам против Румынии, 38 решений – по делам против Венгрии (Обзор запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации по жалобам, находящимся в производстве Европейского Суда по правам человека, а также постановлений и решений Европейского Суда по правам человека, поступивших в МВД России в 2021 году).

34

ния в специальных помещениях для лиц, задержанных за административные правонарушения. Данная проблема требует серьезного информационно-аналитического исследования не в европейских судах, а в территориальных органах МВД России.

Таким образом, реально оценивая деятельность штабных подразделений, многогранность и глубину всей совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на криминогенную обстановку, можно сделать вывод о том, что их качественный анализ и оценка значительно превосходят рамки фактических аналитических возможностей большинства территориальных органов внутренних дел. Даже на региональном уровне (МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ (У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО), не говоря уже о территориальных ОМВД России в районном звене, малочисленность аналитических подразделений, состояние теоретического и профессионального обучения должностных лиц и специалистов методам аналитической работы, криминологическое, материально-техническое обеспечение штабных аппаратов и информационных служб не позволяют в полной мере осуществлять даже повседневную информационно-аналитическую деятельность на должном уровне, не говоря уже о производстве комплексных, проблемных анализов, соблюдении принципов системности и комплексности в отборе подлежащих анализу и оценке факторов, их профессиональной корректности и интерпретации. Как справедливо заключают некоторые исследователи, районный уровень функционирования территориальных органов МВД России, как правило, лишен необходимого для правоохранительной деятельности научно-аналитического ресурса [6, с. 17—18]. Последствия этого сказываются на планировании работы органов внутренних дел. В планирующих документах не учитываются криминологические закономерности и тенденции состояния преступности, реальная оценка потенциальных возможностей профилактической деятельности, адекватная местным условиям и имеющимся ресурсам.

Ключевыми факторами внешней среды, значимыми для организации деятельности территориальных органов внутренних дел, являются преступления и в целом правонарушения, причины и условия их обусловливающие и порождающие. Но поскольку некоторые социальные в широком смысле закономерности (демографические, социокультурные, национально-этнические, государственно-правовые и др.) могут приобретать при организации деятельности органов внутренних дел заметную криминогенную роль, то необходимым становится их позна-

ние и учет. Сам этимологический смысл определения «криминогенная обстановка» в большей степени акцентирует внимание на выявлении причин и условий антиобщественного поведения, выявлении причинного комплекса совершения противоправных действий, на социальную профилактику. Именно этот термин характеризует специфический сегмент социального регулирования, управления и контроля, имеющий многоуровневое построение и преследующий цель противодействия преступности прежде всего на основе поиска и устранения ее причин, условий, иных детерминант.

В настоящее время проблема превенции преступности приобрела политическое звучание. Укрепление общественного порядка невозможно рассматривать с точки зрения решения отраслевой задачи, так как состояние защищенности граждан, общества, государства, материальных и духовных ценностей определяется многими объективными факторами, лежащими вне сферы прямого воздействия органов внутренних дел. Социальная природа преступности и причин, ее обусловивших, соответственно определяет и социальный аспект мер ее предупреждения. Закон о профилактике правонарушений в Российской Федерации4 закрепляет базовые подходы к организации превентивных мер, уточняет компетенцию субъектов профилактической деятельности, фактически завершает создание полноценной нормативной правовой базы в этой сфере. Сегодня это единственный путь снижения уровня преступности в стране. Эффективность превенции преступности зависит прежде всего от качества проведения криминологического анализа, от того, насколько удалось установить объективные детерминанты преступной деятельности, которые впоследствии станут объектом воздействия [5, с. 76].

Дополнительный анализ:  Анализ рынка: как сделать правильный анализ, виды, методы и инструменты | iteam

В связи с этим можно утверждать, что, во-первых, информационно-аналитическая работа является важнейшим элементом эффективной реализации задач, стоящих перед органами внутренних дел на современном этапе; во-вторых, полагать, что проведение аналитических исследований в органах внутренних дел — долг не только территориальных органов внутренних дел, но и обязанность научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России, которые являются полноценными субъектами ее осуществления; в-третьих, в стороне от информационно-аналитической деятельности не должен стоять научный потенциал гражданских научных и учеб-

4 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2021 г. № 182-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.12.2021).

ных учреждений, прежде всего правоведов, социологов, криминологов.

В принципе привлечение сторонних специалистов оговаривается в ведомственных нормативных актах. Так, при подготовке в территориальном органе МВД России сложных и объемных правовых документов, а также совместных правовых актов с другими органами исполнительной власти, иными госорганами и организациями решением руководителя (начальника) территориального органа МВД России формируются рабочие группы, куда могут входить, по согласованию с компетентными должностными лицами, научные работники и специалисты профильных образовательных и научных учреждений, представители иных органов государственной власти5. Однако механизм совместной работы не разработан.

В современных условиях в целях недопущения развития в регионах нашей страны кризисных ситуаций, связанных с проявлениями насильственного экстремизма и терроризма, во взаимодействии с аналитическими и экспертными центрами других государственных органов и общественных организаций становится необходимой потребностью проведение комплексного мониторинга экстремистских и террористических проявлений не только в России, но и в мире. В широком смысле слова подготовка стратегических управленческих решений в органах внутренних дел должна включать в себя работу по формированию многоуровневой системы информационно-аналитической деятельности и ее интеграции с творческими возможностями научных и учебных заведений при четкой нормативно-правовой дифференциации роли каждого субъекта.

Таким образом, речь идет не просто об информационно-аналитической работе, а об оптимизации информационно-аналитического сопровождения подготовки проектов важнейших управленческих решений в органах внутренних дел, в первую очередь — на региональном уровне. Оптимизация предполагает поиск внутренних резервов, определение региональных особенностей развития служб и подразделений, особенностей организации работы в крупных городских агломерациях и сельской местности. Она должна строиться исходя из оперативного и гибкого реагирования на складывающуюся криминогенную обстановку.

В научных исследованиях, учебно-методических изданиях при характеристике содержания и организации аналитической работы в территориальных органах МВД России отмечает-

5 Об утверждении Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 декабря 2021 г.

№ 880 (п. 16).

ся, что на штабные подразделения районного уровня, помимо аналитического сопровождения оперативного управления и повседневной организации оперативно-служебной деятельности личного состава, вменяется обязанность выявления тенденций, характерных для состояния преступности на территории обслуживания, эффективности работы органов внутренних дел при разработке долгосрочных целевых программ в сфере правоохранительной деятельности [1, с. 11]. Мы исходим из того, что принятие адекватных решений, ориентированных на эффективное противодействие преступности, в том числе различных долговременных целевых профилактических программ, стратегически ориентированных планов и т. д., не может не иметь авторитетных экспертных оценок, серьезного социологического и криминологического обоснования. Если отсутствует научное обоснование, существует вероятность того, что принимаемые решения принесут больше вреда, чем пользы. Фактически же информационно-аналитическая работа состоит в написании отчетных документов, справок, по результатам работы которые, как отмечают многие авторы, по своему содержанию лишь описывают сложившуюся ситуацию, содержат набор статистических сведений, готовятся по типовой схеме с применением давно наработанных шаблонов, сводятся лишь к общим лозунгам, дублируют подготовленные ранее документы. А самое главное — не отвечают принципу прикладной целесообразности, практической востребованности [10, с. 9-11; 9, с. 43-44].

Совершенствование деятельности в указанном направлении связано с решением ряда организационных, правовых и методических вопросов осуществления информационной и аналитической работы в органах и учреждениях внутренних дел различного уровня. В частности, специфика организации и функционирования территориальных органов МВД России на районном уровне, выражающаяся в непосредственном воздействии на преступность, исполнительском характере их деятельности, необходимости оперативного реагирования на динамично меняющуюся ситуацию, предопределяет особенности содержания, формы и видов информационно-аналитической работы, которые заключаются в достаточной конкретизации целевых установок и предписаний, обусловленных решениями вышестоящих уровней управления, ограниченности временных и информационных ресурсов для их выработки.

Отсюда можно сделать вывод, что приоритетной ориентацией деятельности всех подразделений, независимо от функциональной направленности, является их нацеленность на решение задач противодействия преступности

36

и обеспечения общественной безопасности. Однако глубокий анализ и оценка криминогенной обстановки, обусловленные учетом множества разнородных факторов и криминологических детерминант, или оргдиагностика, не только не по силам большинству подразделений территориальных органов МВД России районного уровня, но и практически не пригодны им для решения сугубо прикладных задач. Можно отметить, что информационно-аналитическая работа территориальных органов МВД России районного уровня становится основой конкретных управленческих решений, которые позволяют с учетом внутренних резервов, без дополнительных затрат и в условиях оптимизации кадрового состава повысить доступность сотрудников полиции населению.

Информационная работа и ее аналитическое сопровождение должны быть ориентированы прежде всего на выявление:

— характерных зависимостей в территориально-временном распределении девиантного поведения, сбалансированной нагрузки на личный состав для подготовки решений по внесению изменений в расстановку сил и средств в рамках единой дислокации, перераспределение сотрудников в подчиненных подразделениях, исходя из реальной криминальной ситуации;

— тенденций в уровне, динамике, структуре, территориальном распределении антиобщественных деяний, немедленное реагирование на их организованные и групповые формы, серийность преступных действий, соотношение первичной, повторной и рецидивной преступности, преступных действий коррупционной направленности6 для выводов об эффективности организации работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, обеспечению взаимодействия между подразделениями данного органа внутренних дел с сопредельными территориальными органами МВД России, иными правоохранительными органами;

— национальных и конфессиональных особенностей проживающего в зоне обслуживания населения, направлений и интенсивности внутренних миграционных потоков;

6 Так, на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 19 марта 2021 г. было озвучено, что за последние годы в структуре преступности возросла доля тяжких и особо тяжких деяний, экономических преступлений, а также совершенных лицами, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности. Отмечается рост выявленных преступлений коррупционной направленности (30,5 тыс., 3 %), а главное – раскрытых фактов взяточничества во всех его формах, деяний, совершенных организованными группами и преступными сообществами, в крупном и особо крупном размерах. Второй год фиксируется двукратное увеличение преступлений, совершенных с использованием информационных технологий [14].

— результатов сотрудничества, проведения консультаций органов полиции с общественными формированиями, гражданами в зоне от-ветственности7;

— причин и условий реальной и потенциальной текучести кадров в полицейских подразделениях;

— ненадлежащего исполнения указаний вышестоящих органов внутренних дел и своих собственных решений.

Следующим шагом в реализации задачи совершенствования информационно-аналитической деятельности становится упрощение характера ее работы в территориальных органах внутренних дел районного уровня, избавление от избыточного массива сведений, данных. Можно согласиться с научными работниками, которые утверждают, что понятие «избыточность», по сути, означает следующее: «излишество, сверхнормальность, переполненность, не соответствующие задачам и разумным потребностям» [13, с. 17—18]. Большой массив сведений приводит к дополнительным расходам во времени и пространстве при их поиске, сборе, хранении и передаче. Избыточность привносит напряженность в нормальный процесс обмена информацией, является своего рода тормозом в оперативности управления [7, с. 17—18].

Наблюдается парадоксальная ситуация, когда несмотря на внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, органы внутренних дел, особенно в самом многочисленном звене — на районном уровне, буквально захлестнул поток излишней информации для решения сугубо прикладных задач, влияющих в том числе на эффективность выполнения подразделениями органов внутренних дел своих полномочий в области охраны общественного порядка и противодействия преступности, а также оказания государственных услуг населению. Информация, предоставленная ДДО МВД России в рамках подготовки к рассмотрению на заседании коллегии МВД России вопроса «О состоянии и мерах по совершенствованию и развитию информационных систем обеспечения деятельности территориальных органов МВД России», свидетельствует об увеличивающемся в целом из года в год документопотоке, о тенденциях роста доли входящих документов, снижения доли исходящих, при одновременном росте их общего чис-

7 Посредством проведения консультаций с населением полиция должна наглядно продемонстрировать готовность учитывать проблемы, ценности и советы жителей городов, районов, поселков. Местные жители должны стать активными партнерами полиции в деле предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений (п. 2.4. Дорожной карты дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации) [8].

ла. При этом в территориальных органах МВД России на региональном уровне доля исходящих документов (51,1 %) существенно выше доли входящих документов (40,4 %). Одновременно отмечается значительная разница между долями документов, поступающих от федеральных органов государственной власти, не входящих в систему МВД России (33,2 %), и исходящих документов в их адрес (47,4 %) в органах и организациях, подчиненных территориальным органам МВД России на региональном уровне. Чрезмерно возросший документооборот оказывает негативное влияние на повседневную работу территориальных органов МВД России, отвлекает личный состав от выполнения прямых должностных обязанностей.

Отсюда вытекает вывод об оптимизации и перераспределении сил и средств подразделений, занимающихся информационно-аналитической деятельностью, что в свою очередь вызывает необходимость компенсирования ее организационным, содержательным и методическим совершенствованием штабных подразделений МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ (У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО.

Кроме того, полнота и качество анализа криминогенной обстановки прежде всего зависят от сотрудников, которые непосредственно занимаются аналитической работой. Никакие методики не могут предусмотреть готовые рецепты на различные ситуации, возникающие на практике. Методики и рекомендации могут содержать относительно общие положения и приемы, учет и применение которых вооружают аналитическую практику определенным набором принципиальных методических схем, правил, технологических процедур. Чем выше методологическая культура субъектов информационно-аналитической работы, чем богаче и разнообразнее арсенал используемых ими методических средств, тем большая вероятность получить правильные ответы на интересующие вопросы.

В этой связи должностные лица всех уровней должны обратить особое внимание на формирование профессионального ядра сотрудников информационно-аналитических подразделений штабных аппаратов территориальных органов МВД России. С этой целью целесообразно организовать и систематически осуществлять специальное обучение формам, методам, приемам информационно-аналитической деятельности, анализа и оценки криминогенной обстановки руководящего состава и специалистов-аналитиков в системе профессиональной подготовки.

И опыт такой имеется. В ГУ МВД России по Кемеровской области продолжает свою ра-

боту «Школа начинающего аналитика», созданная по инициативе руководителей для сотрудников, ответственных за информационно-аналитическое и научное обеспечение оперативно-служебной деятельности. В этом интересном и полезном проекте принимают участие сотрудники аппарата ГУВД, а также представители управлений и отделов внутренних дел по муниципальным образованиям Кемеровской области. Программа занятий довольно насыщенная и разнообразная. В процессе дистанционного обучения слушатели школы не только самостоятельно повышают уровень профессиональной компетенции, но также принимают участие в семинарах, круглых столах, практикумах и мастер-классах, которые предлагают для них организаторы. Для участия в образовательной программе организаторы приглашают также ученых, которые выступают перед слушателями с лекциями, касающимися различных сторон служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Главная задача проведения занятий – научить сотрудников думать по-новому. Ведь именно нестандартность мышления в сочетании с опытом – один из главных залогов успеха в оперативно-служебной деятельности.

Дополнительный анализ:  Cassandra: криптор, который любит держаться в тени / Блог компании Group-IB / Хабр

Среди органов внутренних дел по муниципальным образованиям Кемеровской области, управлений и отделов ГУВД проводится конкурс на лучший информационно-аналитический материал «Мы проблему видим — мы ее решим», направленный на совершенствование уровня профессиональной подготовки и творческой активности сотрудников органов внутренних дел. Штабом ГУВД с целью улучшения качества информационно-аналитических материалов и уровня их востребованности разработаны методические рекомендации по выявлению современных тенденций в развитии криминальной ситуации, анализе и оценке оперативной обстановки и оперативности реагирования на ее изменения; проведению органами внутренних дел социологических исследований.

Создание и внедрение в практику деятельности органов внутренних дел современных информационных технологий, реализованных в виде различных информационных систем, происходит быстрыми темпами, поэтому не только у простых работников, но и у специалистов не хватает времени, чтобы оценить потенциальные возможности, глубину и размах происходящих технологических процессов. Конечный результат значительных затрат, вкладываемых в информатизацию деятельности правоохранительных органов, в определяющей мере зависит от настоящего профессионализма и умения работать с «озером информации». Однако на сегодняшний день, учитывая

38

экономические возможности государства, вряд ли возможно рассчитывать на то, что в ближайшее время в системе МВД России произойдут кардинальные качественные изменения в материальном, техническом и кадровом обеспечении. В этой связи решение проблем деятельности органов внутренних дел видится в изыскании внутренних резервов, коренном улучшении управленческой деятельности, что дает возможность без дополнительного бюджетирования последовательное решение комплекса задач. Неотъемлемой частью выполнения задач оперативно-служебной деятельности является информационно-аналитическое обеспечение управления. И здесь решающим фактором становится не только повсеместное внедрение новых информационных технологий, но и всесторонняя подготовка специалистов, выработка соответствующих методик, а также вопросы организации работы8.

Подводя итог, необходимо отметить, что развитие органов внутренних дел предполагает:

— магистральные направления информационной и аналитической деятельности: обоснование концептуальных, правовых, методологических, программно-технических и технологических решений для работы с большими данными;

— проектирование и согласование единых для всех органов внутренних дел параметров и технологических условий приема-передачи автоматизированной информации с решением правовых вопросов межведомственного электронно-информационного взаимодействия;

— формирование интегрированных банков данных коллективного пользования оперативно-розыскной и справочной информации на базе современной вычислительной техники с организацией быстрого (не более одной минуты) доступа к ним сотрудников непосредственно с рабочих мест; создание по единому технологическому алгоритму отдельных вычислительных сетей в подразделениях органов внутренних дел с объединением их в локальные ИВС; выработка формализованных программно-технических стандартов по компьютеризации системы МВД; завершение технического перевооружения ИЦ МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ (У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО, оснащение территориальных ОМВД России современными средствами вычислительной техники, создание единой автоматизированной технологии обработки пофамильной и дактилоскопической картотек федерального

8 Об объявлении решения коллегии МВД России от 5 декабря 2021 года № 2 км «О состоянии и мерах по совершенствованию и развитию информационных систем обеспечения деятельности территориальных органов МВД России»: приказ МВД России от 18 января 2021 г. № 20.

и регионального уровней; завершение перехода на безбумажные процессы сбора, обработки, хранения и передачи служебной информации; обеспечение удаленного доступа к базам и банкам данных общего пользования, а также к федеральным учетам органов и подразделений МВД.

Важнейшими путями совершенствования информационно-аналитической работы в территориальных органах МВД России должны стать:

1. Подключение к аналитическим исследованиям криминогенной обстановки и разработки практических мер совершенствования оперативно-служебной деятельности на территории обслуживания органами внутренних дел научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России, которые являются полноценными субъектами ее осуществления, научного потенциала гражданских научных и учебных учреждений, прежде всего правоведов, социологов, криминологов.

2. Интеграция творческих возможностей научных и учебных заведений системы МВД России и потенциала органов внутренних дел в подготовке стратегических проектов важнейших управленческих решений в первую очередь на региональном уровне при четкой нормативно-правовой дифференциации роли каждого субъекта.

3. Инициация вопросов организационного, правового, методического характера о возможности перераспределения сил и средств штабных аппаратов МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ (У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО в части оптимизации условий работы штабных подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне, взяв на себя в полном объеме поиск, отбор, обобщение, анализ, группировку социальной информации о политических, экономических, демографических, иных региональных особенностях административно-территориальных образований, прямо или косвенно влияющих на криминальную ситуацию.

4. Решение указанной проблемы в свою очередь вызывает необходимость компенсирования ее организационным, содержательным и методическим совершенствованием штабных подразделений МВД по субъектам Российской Федерации, ГУ(У) МВД по иным субъектам, УТ МВД России по ФО, которым, в рамках управленческой деятельности по созданию необходимых условий работы территориальным органам МВД России на районном уровне, требуется:

— сформировать упорядоченную систему сбора и анализа сведений, данных о криминогенной ситуации;

— значительно расширить сервисное информационно-аналитическое обслуживание подчиненных органов внутренних дел на районном уровне;

— разработать стратегию и тактику упреждающего реагирования на развитие криминальной ситуации (непосредственного объекта воздействия) с учетом анализа и оценки показателей, характеризующих соотношение планируемого, прогнозируемого и фактически сложившегося состояния криминогенной обстановки на территории или по направлению деятельности;

— не только быть инициатором, но и непосредственным исполнителем проведения исследований актуальных проблем обеспечения правопорядка на территории обслуживания

подчиненных органов внутренних дел на районном уровне.

Рассмотренные общие вопросы совершенствования организации и технологии информационно-аналитической работы носят дискуссионный характер, но они ни в коей мере не должны быть оторваны от основного предназначения органов внутренних дел — обеспечения защищенности граждан, общества и государства от преступных проявлений. Информационно-аналитическая работа — лишь часть многоаспектной деятельности, однако она, будучи функцией управления, создает условия для успешной реализации иных функций управления, является первоосновой безусловного выполнения стоящих перед органами внутренних дел правоохранительных задач.

Список литературы:

References:

1.

2.

3.

4.

5.

7.

4.

5.

Аналитическая работа в территориальных 1. органах МВД России на районном уровне: учеб.-метод. пособ. / Л. В. Кузнецова, Е. В. Миронов, А. Б. Бояркин. Барнаул, 2021. Вакуленко Н. А, Брюхнов А. А. Актуальность 2. статистических показателей как фактической основы эффективной профилактики преступности // Юристъ-Правоведъ. 2021. № 2 (89). 3.

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева 22 мая 2021 года. URL: https://www.newsru. com/russia/22may2021/kol.html (дата обращения: 10.12.2021).

Григорьева И. Н. Информационно-диагностический подход к процессу выработки управленческих решений в органах внутренних дел // Закон и право. 2007. № 5. Касаев И. Х., Богомолова К. И. Криминологическая характеристика региональной преступности (на примере Волгоградской области и Республики Дагестан) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. № 1 (44). 6.

Мазуренко А. П., Григорьева К. С. Конституционные принципы российской правотворческой политики // Закон и право. 2021. № 12. 7. Мартынов А. В., Ляпин И. Ф. К вопросу о понятии избыточных функций государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 8. 2021. № 3.

Материалы расширенной рабочей группы при Министре внутренних дел Российской Федерации по дальнейшему реформирова- 9. нию органов внутренних дел. М., 2021. Никитин Д. Н. Эффективность аппаратов управления органами внутренних дел в ме-

Analiticheskaya rabota v territorial’nyh organah MVD Rossii na rajonnom urovne: ucheb.-me-tod. posob. / L. V. Kuznecova, E. V. Mironov, A. B. Boyarkin. Barnaul, 2021. Vakulenko N. A., Bryuhnov A. A. Aktual’nost’ statisticheskih pokazatelej kak fakticheskoj osnovy effektivnoj profilaktiki prestupnosti // Yurist”-Pravoved”. 2021. № 2 (89). Vystuplenie Ministra vnutrennih del Rossi-jskoj Federacii V. A. Kolokol’ceva 22 maya 2021 goda. URL: https://www.newsru.com/ russia/22may2021/kol.html (data obrashcheni-ya: 10.12.19).

Grigor’eva I. N. Informacionno-diagnosticheskij podhod k processu vyrabotki upravlencheskih reshenij v organah vnutrennih del // Zakon i pravo. 2007. № 5.

Kasaev I. H, Bogomolova K. I. Criminological characteristics of regional crime (on the example of the Volgograd region and the Republic of Dagestan) // Vestnik of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1 (44).

Mazurenko A. P., Grigor’eva K S. Konstitu-cionnye principy rossijskoj pravotvorcheskoj politiki // Zakon i pravo. 2021. № 12. Martynov A. V., Lyapin I. F. K voprosu o pony-atii izbytochnyh funkcij gosudarstvennogo up-ravleniya // Vestnik Nizhegorodskogo univer-siteta im. N. I. Lobachevskogo. 2021. № 3. Materialy rasshirennoj rabochej gruppy pri Ministre vnutrennih del Rossijskoj Federacii po dal’nejshemu reformirovaniyu organov vnutrennih del. M., 2021.

Nikitin D. N. Efficiency of Management Devices of the Law Enforcement Bodies in Mechanism of Elaboration and Adoption the Managerial Decisions on the Territorial Bodies of the

ханизме разработки и принятия управленческих решений в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (49).

10. Организация аналитической работы в органах внутренних дел: учеб. пособ. / А. Е Лин-кевич и др. Уфа, 2021.

11. Опальский А. П., Тырышкин В. В. Административно-правовые методы государственного управления органами внутренних дел (на примере стратегического анализа) // Алтайский юридический вестник. 2021. № 4 (24).

12. Охотский Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2021. Т. 1.

13. Старилов Ю. Н. «Избыточное» административное регулирование: способно ли оно обеспечить законность и порядок в системе публичного управления? // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. трудов / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2009. Вып. 22.

14. URL: https://www.mskagency.ru/materials/2879673 (дата обращения: 20.12.2021).

Interior Ministry of Russia on the Regional and District Levels. // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1 (49).

10. Organizaciya analiticheskoj raboty v organah vnutrennih del: ucheb. posob. / A. E Linkevich i dr. Ufa, 2021.

11. Opal’skij A. P., Tyryshkin V. V. Administrativno-pravovye metody gosudarstvennogo upravleniya organami vnutrennih del (na primere strategich-eskogo analiza) // Altajskij yuridicheskij vestnik. 2021. № 4 (24).

12. Ohotskij E. V. Teoriya i mekhanizmy sovremen-nogo gosudarstvennogo upravleniya: v 2 t. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2021. T. 1

13. Starilov Yu. N. «Izbytochnoe» administrativnoe regulirovanie: sposobno li ono obespechit’ za-konnost’ i poryadok v sisteme publichnogo up-ravleniya? // Pravovaya nauka i reforma yuridi-cheskogo obrazovaniya: sb. nauch. trudov / pod red. Yu. N. Starilova. Voronezh, 2009. Vyp. 22.

14. URL: https://www.mskagency.ru/materials/2879673 (data obrashcheniya: 20.12.2021).

Для цитирования:

For citation:

Ульянов А. Д. Совершенствование информационно-аналитической работы в территориальных органах МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 30—40.

Ul’yanov al. D. Improving information and analytical work in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 2 (54). P. 30-40.

40

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector