Обращение в налоговый орган по налоговым спорам и апелляционная жалоба (скачать форму КНД 1110121)

Обращение в налоговый орган по налоговым спорам и апелляционная жалоба (скачать форму КНД 1110121)

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, июль 2021 г.

Порядок подачи апелляционных жалоб, поданных после 17 марта 2021 г. изменен поправками в гл. 19 НК РФ (закон № 6-ФЗ от 17.02.2021).

Содержание
  1. Причины возникновения налоговых споров
  2. Подготовка возражений на акт выездной проверки
  3. Как осуществляется рассмотрение акта налоговой проверки
  4. Сроки и порядок подачи апелляционной жалобы
  5. Как происходит рассмотрение жалобы вышестоящим органом?
  6. Истребование документов
  7. Сроки и порядок подачи обычной жалобы
  8. Примеры документов
  9. Права налогоплательщика
  10. Главные правила защиты от налоговых претензий
  11. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)
  12. Судебная практика
  13. Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки
  14. Акт налоговой проверки — не приговор
  15. Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган
  16. Чем мы можем помочь налогоплательщику?
  17. В каких случаях будут дополнительные мероприятия налогового контроля
  18. В какое время и каким образом обжаловать решение в суде
  19. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
  20. Как обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

Дополнительный анализ:  Новости спорта

При проведении выездных проверок – это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Итак, проверка прошла, организация получила акт проверки.

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений — 1 месяц с даты получения акта.

Какие доводы приводить в возражениях — решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию. И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде. Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Мы рекомендуем, очень тщательно подходить к данному вопросу и изучать обзоры судебной практики по налоговым спорам, которые регулярно публикует ФНС России. Причем следует отметить, что в этих обзорах размещены дела, которые рассматриваются в пользу не только налоговых органов, но и дела, в которых позицию налоговых органов арбитражные суды не поддержали.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Как осуществляется рассмотрение акта налоговой проверки

Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы предоставить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.

Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):

  • личное присутствие;
  • отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица итоговое решение по материалам). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектором допущено неправильное применение закона. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.

Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.

В конце рассмотрения практически никогда не объявляется «вердикт», поэтому не стоит требовать выдачи решения сразу.

Сроки и порядок подачи апелляционной жалобы

Существует несколько способов подачи апелляционной жалобы. Подробнее с перечнем можно ознакомится в ст. 139.2 НК РФ:

  • подана непосредственно в налоговый орган;
  • направлена по почте;
  • передана в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика».

Как происходит рассмотрение жалобы вышестоящим органом?

Обычно решение по апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган принимает в течение одного месяца после ее получения. При этом участие отправителя жалобы в рассмотрении не требуется (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 140 НК РФ). Но могут быть и другие ситуации.

С 17 марта 2021 года действует правило, согласно которому жалобы могут быть дополнены документами, свидетельствующими о верности использованных аргументов. Причем по ходатайству налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган рассмотрение апелляционной жалобы можно приостанавливать полностью или частично на срок до полугода (п. 1 ст. 140 НК РФ). Принять решение по ходатайству (удовлетворить или отказать в удовлетворении) уполномоченный орган должен в течение 5 рабочих дней. Затем эта информация должна быть доведена до заявителя не позднее 3-х дней, исчисляемых после принятия решения по ходатайству.

Если ходатайство было удовлетворено, то уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца после получения документов, которые послужили причиной приостановления процесса.

Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен на месяц. Это допускается если для рассмотрения жалобы требуется какая-либо документация/сведения от нижестоящих налоговых органов. Также продление сроков может быть и в ситуации, когда субъектом хозяйствования представлялись дополнительные документы к жалобе. Если срок рассмотрения жалобы пролонгировался, об этом обязательно нужно известить налогоплательщика в течение 3-х рабочих дней.

Еще одной правовой новеллой, действующей с весны 2021 года, является правило, позволяющее вышестоящему налоговому органу привлечь к процессу рассмотрения жалобы самого налогоплательщика, если это поможет получить от него необходимые пояснения относительно имеющихся в деле противоречий и несоответствий (абз. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ). В такой ситуации отправитель жалобы информируется, когда и где будет рассматриваться жалоба. При этом личное участие налогоплательщика в процессе необязательно. Можно организовать использование видео-конференц-связи.

Варианты результата рассмотрения апелляционной жалобы (решения):

  • об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.

Последнее случается тогда, когда по итогам работы с жалобой вышестоящий налоговый орган выявляет, что были нарушены существенные нормы процесса рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, эти нарушения повлекли ситуацию, когда налогоплательщик не имел возможности возразить против заключений инспекции, аргументировать свою позицию, в т.ч. путем представления каких-либо документов. При указанных обстоятельствах вышестоящий налоговый орган осуществляет отмену соответствующего решения, но рассматривает указанные материалы и принимает, учитывая их, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важно понимать, что вышестоящий налоговый орган не имеет права определять налоговые обязательства отправителя жалобы в более крупном размере, чем это сделала нижестоящая инспекция. Однако он может внести дополнения или изменение в правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, использованное нижестоящим налоговым органом. Кроме того, допускается исправление арифметических ошибок и опечаток (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Отправитель жалобы должен быть извещен о результатах ее рассмотрения (получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы), в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения по жалобе.

Истребование документов

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.

В этой ситуации необходимо предоставить не только пояснения, но и любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе и первичные документы, и регистры налогового учета.

Сроки и порядок подачи обычной жалобы

Если учреждение в месячный срок не подало апелляционною жалобу согласно п. 9 ст. 101 НК РФ у него есть возможность в дальнейшем обжаловать уже вступившее в силу решение ИФНС. В таком случае несогласие с принятым решением по проверке решается подачей обычной жалобы.

Такую жалобу можно подать учреждению в течение года, срок которого отсчитывается от даты принятия решения. Рассматриваемая жалоба подается сразу в УФНС п. 2 ст. 139 НК РФ. В случае пропуска указанного срока налогоплательщик имеет право ходатайствовать перед УФНС о восстановлении пропущенного срока. Если причины данного пропуска признают уважительными, ходатайство будет удовлетворено, то есть решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает сам УФНС п. 2 ст. 139 НК РФ.

Обычная жалоба, как и апелляционная, может быть подана в УФНС одинаковыми способами (ст. 139.2 НК РФ).

До принятия решения лицо, подавшее апелляционную жалобу, может отозвать ее полностью или частично. Для этого необходимо направить письменное заявление в налоговый орган, который ее рассматривает, то есть в УФНС п. 7 ст. 138 НК РФ, но при этом необходимо учитывать, что отзыв апелляционной жалобы лишает налогоплательщика права на повторное обращение по тем же основаниям и с такой же жалобой в том же порядке (уточнения внесены Законом № 6-ФЗ)..

Обычная жалоба не откладывает вступление в силу решения ИФНС о проверке. В связи с этим за период рассмотрения УФНС жалобы от налогоплательщика все равно будут взыскиваться начисленные по итогам проверки налоги, пени и штрафы (ст. 101.2, 101.3, п.5 ст. 138 НК РФ). Приостановка исполнения решения ИФНС происходит только при предоставлении банковской гарантии п. 4 ст. 74.1, п. 5 ст. 138 НК РФ.

Примеры документов

Апелляционная жалоба подается через налоговый орган, чье решение обжалуется, даже если к моменту подачи жалобы Ваша компания не состоит на учете в этом налоговом органе.

Получив апелляционную жалобу налоговый орган обязан в трехдневный срок направить ее вместе с материалами проверки в вышестоящий налоговый орган.

Необходимо иметь в виду, что если Вы не воспользуетесь возможностью апелляционного обжалования решения налогового органа, то его будет невозможно оспорить в судебном порядке.

По итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган может:

Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в не отмененной и/или необжалованной части. Это позволяет налоговому органу начать процедуру принудительного взыскания доначислений.

Сначала будет направлено требование к уплате налогов. Затем, в случае неисполнения требования об уплате в срок, будет выставлено инкассовое поручение и одновременно приостановлены расходные операции по счетам в банке.

Права налогоплательщика

Многие компании, увидев огромный объем документов (а в последнее время складывается практика, что при проведении выездной проверки налоговые органы запрашивают много аналитической информации), отвечают налоговому органу, что НК РФ это не предусмотрено, либо игнорируют данные требования и, соответственно, в ответ получают претензии со стороны налогового органа в виде штрафных санкций.

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

После получения уведомления налоговый орган в течение двух дней со дня получения вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Главные правила защиты от налоговых претензий

Готовьтесь к затяжной борьбе. Налоговые органы легко идут на нарушение процедурных сроков во избежание формального нарушения прав налогоплательщиков на представление своих возражений против предъявляемых претензий, а также в целях получения дополнительных доказательств совершения налогоплательщиками правонарушений.

Проверяйте расчеты инспекции и содержание документальных доказательств, положенных в основу акта налоговой проверки и решения. Нередко обнаруживаются ошибки, приводящие к завышению исчисленных сумм недоимки, пени и штрафа; «грешат» инспектора и тем, что искажают факты.

Если убеждены в своей невиновности, содействуйте налоговому органу в установлении действительной картины. Не скрывайте информацию, которая может послужить уменьшению «цены» налоговых претензий уже на ранних стадиях спора.

По возможности не уклоняйтесь от участия лично или через представителя в процедурах урегулирования спора. Живой контакт с должностными лицами налогового органа или с судьей помогает лучше понять их отношение к выдвинутым обвинениям и соответственно этому корректировать свою линию защиты.

Поручите ведение спора налоговым юристам как можно раньше. Их опыт представления интересов налогоплательщиков в налоговых органах и в судах, а также знание актуальной правоприменительной практики позволят рационально подойти к решению возникшей проблемы. Контроль со стороны налоговых юристов за соблюдением всех процедур урегулирования спора и совершение ими необходимых процессуальных действий не допустят непоправимых ошибок. Профессионально подготовленные процессуальные документы и юридически грамотное донесение позиции налогоплательщика часто оказывают положительный эффект, позволяющий привлечь внимание налогового органа или суда даже к самому, казалось бы, безнадежному для налогоплательщика делу.

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

По общим правилам жалоба рассматривается УФНС без участия налогоплательщика. Участие возможно только в отдельных случаях и на основании решения налогового органа. При этом налогоплательщик не вправе самостоятельно требовать разрешения на участие в рассмотрении жалобы.

П. 2 ст. 140 НК РФ установлено, что учреждение может быть приглашено на рассмотрение жалобы, если имеются:

  • противоречия в материалах, которые передала ИФНС;
  • противоречия между теми документами, которые поданы налогоплательщиком, и теми, которые получены от ИФНС;
  • существенные нарушения со стороны ИФНС при процедуре вынесения решения о проверке.

Согласно новым положениям п. 2 ст. 140 НК РФ с 17.03.2021 рассматривать жалобы возможно с использованием видео-конференцсвязи в порядке, утвержденном ФНС. Помимо этого по решению УФНС рассмотрение жалобы может быть приостановлено:

  • до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;
  • в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве.

В случае если УФНС приостанавливает рассмотрение жалобы об этом оно должно сообщить учреждению в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ срок рассмотрения жалобы составляет месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц.

Еще одно уточнение в п. 6 внесено законом № 6-ФЗ в котором сказано, что в случае представления дополнительных документов учреждением, подавшим жалобу, названный срок исчисляется с момента получения УФНС указанных документов.

Решение по жалобе подлежит вручению (направлению) учреждению в течение 3 дней со дня его принятия п. 6 ст. 140 НК РФ.

При несогласии с решением УФНС по жалобе учреждение имеет право обратиться с заявлением в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Подать заявление в суд необходимо в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС п. 4 ст. 198 АПК РФ.

В настоящее время обжаловать решение по налоговой проверке в УФНС учреждение может, только если оно не вступило в законную силу. При подаче апелляционной жалобы очень важно соблюдение установленного НК РФ срока. Восстановление пропущенного срока возможно только при подаче обычной жалобы и наличии уважительной причины.

Теперь УФНС имеет право приостановить рассмотрение жалобы, но только в тех случаях, которые поименованы в п. 2 ст. 140 НК РФ в редакции Закона № 6-ФЗ.

Судебная практика

Рассматривается апелляционная жалоба вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения без участия заявителя; указанный срок может быть продлен не более, чем на один месяц.

О том, что у Вас есть такое право, обязательно указывается в решении налогового органа. Вы можете ознакомиться с примером такого решения.

Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки

Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.

В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.

Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).

Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.

Акт налоговой проверки — не приговор

Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):

  • если камеральная проверка выявила нарушения;
  • при любой выездной проверке (ВНП).

Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).

Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:

  • по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
  • по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.

Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.

Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.

К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.

Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Это стадия спора — очень важная и здесь есть ряд преимуществ:

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства;
  • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
  • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
  • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям

Также хотим обратить внимание на следующие моменты:

  • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание –подпункт 2 пункта 1, пункт 4 статьи 139.3 НК РФ
  • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. (пункт 1 статьи 139 НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять одно из следующих решений:

  • отменить решение нижестоящего налогового органа,
  • оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Если организация не подавала апелляционную жалобу на решение, то по истечению месяца с даты вручения решения, оно вступит в силу.

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если организация прошла стадию досудебного обжалования и недовольна решением вышестоящего налогового органа, она может обжаловать решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

1. Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;

2. Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;

3. Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;

4. Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;

5. Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;

6. Подготовка к мероприятиям налогового контроля:

  • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
  • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
  • осмотру помещений и инвентаризации

7. Подготовка аргументов в пользу своей позиции:

  • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
  • предоставление дополнительных документов;
  • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
  • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.

8. Использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.

Чем мы можем помочь налогоплательщику?

Налоговой юристы нашей компании готовы бесплатно изучить акт налоговой проверки или решение, принятое по ее итогам, оценить перспективу успешного оспаривания налоговых претензий, а также наметить примерную стратегию защиты.

В случае заинтересованности в сотрудничестве с нами коммерческое предложение будет подготовлено исходя из предполагаемых трудозатрат, необходимых для оказания юридических услуг в объемах, обусловленных сложностью задач, текущей стадией спора, количеством подлежащих исследованию документов и др.

Заказать наши услуги можно на любой стадии спора с налоговым органом; однако, чем раньше это будет сделано, тем выше вероятность того, что приложение наших усилий будет полезно.

Почему стоит работать именно с нами?

Налоговой юристы «Правовест Аудит» имеют многолетний опыт представления интересов налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами. Сумма уменьшенных благодаря им налоговых претензий измеряется миллиардами рублей.

К решению поставленных задач мы подходим конструктивно, не суля несбыточных надежд, но стремясь к максимально возможному положительному для клиента эффекту.

Интересные с точки зрения формирования судебной практики споры мы готовы сопровождать на условиях «гонорара успеха».

В каких случаях будут дополнительные мероприятия налогового контроля

В ситуации, когда в результате первичного рассмотрения материалов налоговой проверки представители инспекции посчитают, что нужны еще доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть налоговое правонарушения могут быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. Об этом принимается специальное решение, в котором оговариваются виды мероприятий: истребование документов (кстати, не только у налогоплательщика), допросы свидетелей, экспертизы. Срок проведения не может быть более месяца (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Важно понимать, что целью этих действий может быть только сбор дополнительных доказательств по обнаруженным правонарушениям. Но никак не поиск доказательств, выявляющих иные, ранее не оговоренные правонарушения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Если указанные мероприятия проводились, то не позднее 15 дней с момента, когда они закончились, налоговая должна оформить дополнение к акту налоговой проверки. Оно должно содержать информацию о мероприятиях, которые прошли + какие дополнительные доказательства удалось обнаружить (абз. 2 п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Оформленный документ и свежие доказательства требуют вручения/направления налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней со дня, в котором были составлены дополнения. После чего у субъекта хозяйствования будет еще 15 рабочих дней для передачи своих возражений с учетом новых фактов (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Когда указанный период закончится, будет повторное рассмотрение материалов налоговой проверки. Налогоплательщик должен быть извещен об этом обязательно.

В какое время и каким образом обжаловать решение в суде

Субъекты хозяйствования правомочны оспаривать законность решения налоговой инспекции в арбитражном суде. Это можно сделать не позднее 3-х месяцев, исчисляемых со дня получения решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если вдруг решение по каким-то причинам не принято, то срок на судебное оспаривание начинает течь, когда закончится срок на принятие решения (с учетом всех возможных его продлений и приостановлений) (п. 3 ст. 138 НК РФ).

В заявлении, которое готовится для того, чтобы признать решение налоговой инспекции недействительным должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление (арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое решение);
  • наименование (Ф.И.О.) заявителя;
  • адрес места нахождения (жительства) заявителя;
  • дата и место рождения заявителя — индивидуального предпринимателя и место его государственной регистрации в этом качестве;
  • номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;
  • наименование и адрес места нахождения налогового органа, который принял оспариваемое решение;
  • название, номер и дата оспариваемого решения;
  • факты, на которых основаны требования, и доказательства в подтверждение указанных фактов;
  • права и интересы, предоставленные законом, которые, с позиции заявителя нарушаются оспариваемым решением;
  • акты законодательства, которые, как считает заявитель, не соблюдаются в оспариваемом решении;
  • информация об обжаловании оспариваемого решения в вышестоящем налоговом органе;
  • требование заявителя признать решение недействительным;
  • список документов, которые прилагаются к заявлению.

К заявлению в судебную инстанцию нужно приложить:

  • копия решения налоговой, которое оспаривается;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (300 руб. — ИП, 3 тыс. руб. — для компаний);
  • свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (копия);
  • апелляционная жалоба на оспариваемое решение (копия);
  • решение вышестоящего налогового органа по итогам рассмотрения апелляционной жалобы (при наличии) (копия);
  • документы, которые подтверждают, что в налоговую инспекцию отправлены копии заявления в суд (об этом свидетельствуют квитанция из почты и опись вложения);
  • подтверждающие направление в адрес налоговой инспекции копии заявления в суд (почтовая квитанция, опись вложения);
  • документ, который подтверждает правомочность подписывать заявление в суд (это может быть выписка из ЕГРЮЛ или доверенность — в зависимости от того, кто подписал заявление;
  • документы (копии), которые аргументируют доводы и требования, указанные в заявлении.

Заявление и приложения к нему в письменной форме направляются в канцелярию арбитражного суда. Альтернативой служит направление заявления в электронном варианте. В последнем случае требуется следовать порядку, утвержденному Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 № 252.

Надлежаще поданное заявление принимается арбитражным судом к своему производству, о чем выносится соответствующее определение, в котором зачастую сразу же видно день и время предварительного судебного заседания. Его цель — подготовить дело к судебному разбирательству. На этой стадии судебного процесса субъекту хозяйствования важно направить в материалы судебного дела доказательства правильности примененного им налогообложения и ошибочности мнения налоговой инспекции. Также рекомендуется при необходимости заявить суду ходатайства об истребовании у налогового органа документов, имеющих отношение к спору, если их представление налогоплательщику не было обеспечено в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

К судебному разбирательству, основанному на обвинении в совершении сделок с «техническими компаниями» или в необоснованном «дроблении бизнеса», по ходатайству заявителя нередко привлекаются третьи лица — контрагенты налогоплательщика и хозяйствующие субъекты, признаваемые налоговым органом подконтрольными налогоплательщику.

Стандартный срок рассмотрения судом дел об оспаривании решений налоговых органов — 3 месяца. Но возможно его продление до 6 месяцев (ч. 1 ст. 200 НК РФ).

Неудовлетворительный для субъекта хозяйствования результат разбирательства в суде первой инстанции не предопределяет исход обжалования решения суда в апелляционной и кассационных инстанциях, но существенно понижает его шансы на успех.

Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Решение выносится начальником инспекции/его замом, когда оканчивается рассмотрение материалов проверки (с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля или без таковых). Его суть: привлечение/ отказ в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Причем непривлечение означает, что не будет санкций (штрафов), т.к., например, истекли сроки давности (ст. 113 НК РФ). Но недоимки, которую выявила проверка, избежать не удастся.

Срок вручения субъекту хозяйствования вынесенного решения — 5 рабочих дней.

Что будет после вынесения решения? Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу и приобретает обязывающий характер для налогоплательщика в том случае, когда:

  • не подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы — 1 месяц после того, как решение было получено субъектом хозяйствования);
  • жалоба была направлена, однако ее не удовлетворили в полном объеме или частично. Если частичное удовлетворение имело место, то решение обращается к исполнению частично: то, что не было отменено.

При этом, даже если налогоплательщик жаловался только на часть решения, это «тормозит» исполнение всего решения (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Это значит, взыскать доначисленное налоговый орган сможет только после того, как будет принято решение по «частичной» апелляционной жалобе.

Однако осложнить (а нередко и парализовать) текущую деятельность налогоплательщика налоговая может и до того, как выйдет срок на обжалование решения. Это обусловлено возможностью принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества соответствующего субъекта хозяйствования без согласия налогового органа. Запрет применяется последовательно к:

  • недвижимому имуществу (даже если оно не задействовано в производстве продукции (работ, услуг));
  • транспортным средствам, ценным бумагам, предметам дизайна служебных помещений;
  • другому имуществу (кроме готовой продукции, сырья и материалов);
  • готовой продукции, сырья и материалов.

Также могут быть приостановлены операции по счетам в банках. Но это крайняя мера, допустимая только если совокупная стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета менее общей суммы доначислений. Приостановлением можно «обеспечить» возникающую разницу.

Возможность применить обеспечительные меры увязана с достаточными основаниями у налогового органа полагать, что без указанных мер исполнить в будущем решение и (или) взыскать недоимку/пеню/штраф может быть, как минимум, затруднительно. Как видим, законодательство оперирует оценочным суждением в части обоснованности обеспечительных мер. Это существенно увеличивает количество споров, связанных с досудебным обжалованием и судебным оспариванием обеспечительных мер (соответствующих решений, которыми вводятся меры). Даже можно говорить об отдельной категории соответствующих споров.

Как обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Глава 19 НК определяет процедуру обжалования решения налоговой инспекции, которое стало итогом выездной или камеральной налоговой проверки. Важно: до того, как оспаривать решение в суде, нужно пройти досудебный порядок — обжалование в вышестоящем налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Подача апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение осуществляется не позднее одного месяца, начинающего течь после того, как решение было вручено. Правомерна и другая «временная отметка», с которой начинает течь срок на подготовку и направление апелляционной жалобы: шестой (рабочий) день после отправки решения заказным письмом (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

В апелляционной жалобе должны быть указаны:

  • наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН и адрес места нахождения (жительства);
  • дата и номер обжалуемого решения;
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (могут быть повторены и дополнены доводы возражений по акту налоговой проверки);
  • требования лица, подающего жалобу (об отмене обжалуемого решения полностью или в части);
  • способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).

Обратите внимание, что даже если субъект хозяйствования затрудняется обосновать неправомерность принятого налоговой решения (не сформулирует все фактически имеющиеся доводы), то в дальнейшем количество использованных аргументов можно увеличить. Не будет иметь значение факт отсутствия соответствующих доводов при первичном (досудебном) обжаловании (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Апелляционная жалоба, хотя и адресуется вышестоящему налоговому органу, фактически отправляется в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Далее не позднее 3-х рабочих дней фактический адресат передает жалобу (вместе с материалами налоговой проверки) выше.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий