- Кто такой системный аналитик и почему эта работа никогда не бывает скучной
- Бизнес-аналитик vs системный: в чем разница
- Как правильно учиться на аналитика и получать опыт для смены профессии, если работаешь в несмежной сфере?
- Кто такой бизнес-аналитик и как помогает компаниям быть на шаг впереди
- Системное мышление
Кто такой системный аналитик и почему эта работа никогда не бывает скучной
Задача айтишников – не писать программы ради программ, а решать проблемы пользователей. С ростом уровня автоматизации и перспективами появления цифровой экономики незаменимыми становятся специалисты, которые смогут работать на два фронта: выяснять у заказчиков программного обеспечения, что им нужно, и затем переводить эти требования на «технический» язык IT-специалистов. ITMO.NEWS выяснил у аналитиков «Петер-Сервис», компании-разработчика ПО для телекоммуникационной отрасли, Марии Цветковой и Екатерины Рысевой, как именно происходит такая работа, какие навыки для нее требуются, чем им помогло обучение в Университете ИТМО. К началу отборочного тура олимпиады «Я – профессионал» специалисты компании рассказали, как они начинали свой профессиональный путь, что определило их выбор и почему их работа никогда не бывает скучной.
Кто такой аналитик в IT и чем он занимается
Мария Цветкова, аналитик в компании «Петер-Сервис»
Аналитик в IT-компании – это, по сути, переводчик с языка заказчиков на язык программистов. То есть я постоянно общаюсь и с программистами, и с заказчиками, анализирую, что нужно заказчику, и перевожу эти требования на язык, понятный программистам. Я работаю на внутренних проектах по автоматизации процессов в нашей компании, что улучшает взаимодействие пользователя с программами. Также занимаюсь интеграцией ПО, когда нужно, например, новую программу внедрить в уже работающие бизнес-процессы. Моя основная задача – это так выстроить коммуникацию, чтобы все – и заказчик, и программисты – поняли, что именно от них требуется. Также важно доносить до разработчиков обратную связь от заказчиков.
Сегодня, чтобы выполнять задачи аналитика в IT-компании, недостаточно только понимать бизнес-процессы – важно знать, как их реализовать технически, то есть понимать возможности IT-отдела, осознавать, какие можно использовать базы данных, может быть, готовые программы под те или иные задачи. Конечно, можно взять условного бухгалтера и попросить его пообщаться с программистом. Но такая коммуникация будет неэффективной, потому что у бухгалтера есть свои задачи, он не разбирается в программировании, а программист не всегда обладает нужными навыками, чтобы разобраться, что же хочет этот бухгалтер.
Екатерина Рысева аналитик в компании «Петер-Сервис»
Мои главные обязанности – это анализ требований, которые приходят от заказчика. Необходимо формализовать эти требования и перевести на язык программистов, используя знания в той области, в которой разрабатывается продукт. Я работаю в подразделении, которое занимается разработками в области Интернета вещей. Например, сейчас я участвую в развитии программного продукта, который предназначен для управления объектами и процессами, основанными на технологиях межмашинного взаимодействия (Machine-to-Machine) и Интернета вещей. Главная задача этой технологии – управление подключениями устройств со встроенными SIM-картами, а также управление расходами на услуги связи. С ее помощью оператор получает единую точку контроля и управления SIM-картами, установленными в IoT-оборудовании. Нашими программными продуктами, основанными на этой технологии, уже пользуются крупные мобильные операторы.
Например, сим-карту можно ставить в специальный модуль в автомобиле и отслеживать данные о его перемещениях, о расходе бензина, о нарушениях ПДД и подобном. Такая технология уже применяется в системе взимания платы за проезд по автодорогам «Платон». Использовать М2М можно и для упрощения обслуживания банкоматов. Например, такие «сим-карты» позволяют удаленно контролировать наличие в банкоматах средств, их исправность, при этом у специалистов не будет нужды приезжать и лично осматривать устройство. Та же технология применяется и при обслуживании вендинговых аппаратов, в целом, она очень перспективная.
Прим. редакции: технология М2М логично укладывается в концепцию цифровой экономики (робономики), в которой аппараты, приборы смогут общаться между собой, автоматически заказывать у заводов недостающие детали при поломках, связываться с дронами, которые будут доставлять эти детали и так далее. Подробнее о цифровой экономике можно прочитать в материале ITMO.NEWS.
О профессиональном пути в системную аналитику
Мария: Мой путь в системную аналитику был достаточно долгим. Я поступила в Университет ИТМО в 2007 году на кафедру технологий профессионального обучения, сейчас это кафедра информационных технологий в гуманитарной сфере. Со второго курса начала работать на кафедре лаборантом, затем инженером. Параллельно трудилась оператором «горячей линии» в телекоммуникационной компании. Так продолжалось более двух лет, после чего уволилась и оттуда, и с кафедры, и начала работать в компании по разработке сметного программного продукта.
Я ездила в компании, устанавливала это ПО и объясняла, как с ним работать. Потом вновь вернулась в ту же телекоммуникационную компанию, но уже в качестве специалиста по внутренним бизнес-процессам. Я налаживала коммуникации между разными отделами для оптимизации программных разработок, маркетинга, продаж. Затем работала еще в двух компаниях, где уже занималась системным и бизнес- анализом. В одной из них я была руководителем проекта, и этот опыт был очень ценным: я руководила командой, в которой были разработчики, тестировщики ПО, аналитики, специалисты по базам данным. Это помогло мне развить коммуникативные и творческие навыки, без которых сейчас, когда я работаю аналитиком в «Петер-Сервис», просто никуда. В «Петер-Сервис» я оказалась по рекомендации коллеги.
Екатерина: Я обучалась в Университете ИТМО на кафедре компьютерной фотоники и изначально хотела заниматься наукой и даже поступила в аспирантуру. У меня был отличный научный руководитель, который зажигал своим примером. Но через год после обучения в аспирантуре я поняла, что это не мое, такое иногда случается в жизни. Поняла, что хочется заниматься чем-то другим. Мне было интересно развиваться в сфере разработки программного обеспечения, хотя могло бы показаться, что моя специализация была очень узкой – все-таки фотоника, физика. Но это не так. Тем более на кафедре преподавали дисциплины и IT-направленности.
Я начинала работать тестировщиком программного обеспечения. Потом долгое время занималась разработкой документации для ПО. В «Петер-Сервис» я попала, просто откликнувшись на вакансию на рекрутинговом сайте, прошла несколько собеседований. Правда, сначала я работала здесь техническим писателем, то есть тоже разрабатывала документацию. Но, чтобы это сделать, нужно было уметь читать чужой код, описывать процессы разработки, а также тестировать программы. Это был большой объем аналитических задач и так, постепенно, я стала системным аналитиком.
Что побудило работать в IT
Мария: С первого курса университета мне было понятно, что будущая работа должна быть связана с программированием. Тогда мы мало знали про аналитику и не думали, что можно быть только аналитиком: считали, что можно быть либо программистом, либо еще кем-то, непонятно кем. Но на первом же курсе начались лабораторные работы, на которых кроме программирования надо было также спроектировать программный продукт. И у меня это получалось лучше, чем кодить.
Екатерина: Не могу сказать, когда я точно решила, что хочу работать в области IT. Но многие мои одногруппники начинали работать именно в IT тестировщиками, программистами, они делились своим опытом, и я понимала, что мне это интересно.
Об особенностях работы в крупной IT-компании
Мария: Когда начинаешь работать в любой компании, нужно хотя бы несколько месяцев, чтобы разобраться с внутренними процессами, понять, что ты должна здесь делать. Также требуется время, чтобы ознакомиться с внутренними программами, используемыми методами системной аналитики. Конечно, при работе с каждым новым проектом необходимо использовать новые методики, отслеживать появляющиеся технологии. Поэтому удобно, что у нас в компании есть обучение для сотрудников.
Но самая большая разница по сравнению с другими компаниями, которую я почувствовала здесь, когда устроилось – это отношение к сотрудникам. Здесь хотят, чтобы люди достигали результатов, развивались вместе с компанией, помогают им, а не относятся как к «пушечному мясу», из которого надо выжать все соки, пока человек не уволится. Важно найти свою компанию, в которой и отношение к сотрудникам будет хорошее и коллеги будут с тобой на одной волне. Я для себя ее уже нашла.
Также я знаю, что в компании есть возможность участвовать в разных проектах, так как многие сотрудники работают по совместительству над разными проектами по согласованию с руководителем, то есть они развиваются в разных интересных им областях. Я пока работаю в компании четыре месяца, поэтому еще не испытываю нужды в такой смене обстановки. Мне нравится социальная политика компании, здесь много приятных бонусов для сотрудников, например, через пять лет ты, например, можешь взять отпуск на полгода с сохранением рабочего места.
Екатерина: В компании, где я работала до «Петер-Сервис», я в какой-то момент осознала, что достигла «потолка» своего развития и двигаться дальше некуда. Поэтому стала искать новую работу. Мне было интересно попробовать свои возможности, понять, могу ли я работать в разных областях, над разными проектами. Работа аналитика позволяет мне много общаться с людьми, я развиваю свои коммуникативные навыки. Если у меня остаются вопросы, я всегда могу обратиться к коллегам за помощью, чтобы до конца разобраться в проблеме. Мои коллеги – это суперпрофессионалы, и я могу от них узнать все, что мне нужно по работе, многому научиться.
Что дало обучение в университете и почему важно начинать работать как можно раньше
Мария: Все, что нам рассказывали в вузе, я использовала в работе. В бакалавриате дают больше практических знаний в области разработки, а вот магистратура дает какое-то развитие навыков коммуникации, анализа данных, то есть более углубленные и полные знания. Оба моих диплома – и бакалаврский, и магистерский – были связаны с проектированием информационных систем, то есть, по сути, с тем, чем я занимаюсь сейчас на работе. Но, мне кажется, именно практическая деятельность формирует человека как личность.
Если ты начинаешь работать уже во время обучения в вузе, ты формируешь свой характер. Потому что в вузе ты чувствуешь себя как в семье. А вот на работе тебе приходится выстраивать коммуникацию с людьми, которые тебе ничего не должны, которые, возможно, от тебя вообще ничего не хотят и которые, бывает, совсем не настроены с тобой общаться.
По моему опыту работы со стажерами, студенты, которые приходят на практику, в принципе не знают, что такое работа. Они боятся взаимодействовать с коллегами, у них устойчивые стереотипы о дресс-коде и других уже изживших себя формальностях. Поэтому университетское образование дает прочную базу, но ее нужно развивать месяцами, годами практического опыта. В целом, нужно стараться получать максимум опыта. Я, например, пока обучалась в магистратуре, также преподавала на кафедре. И это был крутой опыт общения, я узнавала много нового от студентов, а также получала заряд эмоций на всю неделю вперед!
Екатерина: Для меня университет был, скорее, не местом для получения знаний, а институтом, который помог мне выстроить вектор моего развития. В вузе ты понимаешь, в какую сторону тебе стоит двигаться, что тебе интересно. Все же сугубо профессиональные компетенции приобретаются на практике, поэтому надо стараться искать такую работу, где ты сможешь максимально развивать себя. Я думаю, что нашла такую компанию.
Бизнес-аналитик vs системный: в чем разница
Прежде всего отметим, что обе рассматриваемые профессии очень молодые – им нет еще и 10 лет. Профессиональный стандарт «Системный аналитик» утвержден Приказом Минтруда в 2021 году [1], а «Бизнес-аналитик» – в 2021 [2].
Детальное сравнение этих стандартов показывает основную разницу между системным и бизнес-аналитиком:
- системный аналитик работает с требованиями к программному обеспечению (ПО), автоматизированной или информационной системе, тогда как бизнес-аналитик не ограничивается только этими корпоративными активами, а обеспечивает возможность проведения изменений в организации, которые принесут пользу заинтересованным сторонам (стейкхолдерам) через выявление их потребностей и обоснование оптимальных решений.
- поскольку системный аналитик фокусируется на ПО, стандарт уделяет большое внимание разработке программной документации (техническое задание, программа и методика испытаний, различные аспекты тестирования, регламенты эксплуатации системы), а бизнес-аналитик должен уметь представлять информацию стейкхолдерам комплексно, разными способами и в различных форматах с учетом цели и аудитории, о чем мы писали в этой статье;
- типичные менеджерские задачи (в смысле управления людьми) четче прописаны в стандарте «Системный аналитик» (функция «Оценка квалификации, аттестация и планирование профессионального развития системных аналитиков»), тогда как бизнес-аналитик больше сосредоточен на управлении собственной деятельностью по бизнес-анализу.
Однако, разбирая подробно каждую трудовую функцию, можно выявить множество похожих действий, умений и знаний. Например, следующие задачи в разных профессиональных стандартах отличаются лишь формулировками:
- выявление информации у стейкхолдеров;
- разработка требований к программному обеспечению, которое, в основном, и является решением для удовлетворения потребностей стейкхолдеров в терминах BABOK;
- разработка технико-экономического обоснования и расчет финансовых параметров возможных решений (окупаемость и прочие целевые показатели);
- оценка изменений;
- анализ рисков;
- наглядное представление информации для обсуждения с заинтересованными сторонами.
Таким образом, рабочие задачи системного и бизнес-аналитика пересекаются в области проектирования и внедрения программного обеспечения. Однако, деятельность бизнес-аналитика охватывает предприятие шире, включая изучение и реинжиниринг бизнес-процессов и организационной структуры, а также анализ и разработку стратегии изменений всей организации.
Как правильно учиться на аналитика и получать опыт для смены профессии, если работаешь в несмежной сфере?
Я бы порекомендовал, во-первых, посмотреть, что предлагают компании. Некоторые компании предлагают школы подготовки аналитиков с нуля, даже не из ИТ – я рассказывал, как это было в Альфе; знакомый продажник пришел, и его подготовили. Есть онлайн-курсы, в том же самом GeekBrains (факультет системной бизнес-аналитики)
, SkillFactory (курс для системных аналитиков – я автор этого курса и веду его) или SkillBox (курс для системных аналитиков с нуля). Есть еще Школа системного анализа – это серьезный проект, он стартовал в 2021 году и до сих пор существует. Можно найти курсы, можно получить образование.
Я рассказал, что был опыт подготовки системного аналитика с нуля – это реально. Мы запускали в Альфе школу, нацеленную на то, чтобы массово готовить новых аналитиков; наш пилот закончился успехом, по результатам проведения школы у нас появились аналитики, которых мы взяли на работу.
У нас было 18 учеников, которые прошли все этапы отбора. 6 из них устроились у нас в штате, то есть треть; еще один человек получил повышение в своей компании за счет новых навыков и знаний. Поэтому эта школа принесла свои плоды, и большинство ребят, пришедших в нее, не имело опыта в ИТ или смежной профессии.
Я назвал три площадки для онлайн-курсов: GeekBrains, SkillFactory, SkillBox. Я, конечно, могу порекомендовать SkillFactory, потому что являюсь автором и ведущим одного из курсов, но это было бы нечестно с моей стороны; площадок много, я до конца не знаю, что происходит на других площадках и как на них организован учебный процесс.
На мой взгляд, у GeekBrains очень большая программа; если посмотреть на сайт, ребята предлагают, в том числе, обучение анализу данных и работе на Python. Я не до конца понимаю, зачем это нужно системному аналитику. На SkillBox неплохая программа, но, судя по косвенным признакам, они больше ориентированы на подготовку именно бизнес-аналитиков; если посмотреть URL-адрес ресурса с описанием системного аналитика, там написано «business».
Есть еще отдельные онлайн-курсы, при помощи которых можно получить знания, собрать портфолио и дальше, со знанием и портфолио, пробовать устроиться в компанию. На большинстве из этих ресурсов есть свой карьерный центр, который помогает составить резюме, подготовиться к собеседованиям, и даже предлагает вакансии компаний-партнеров.
Онлайн-школы сами заинтересованы в том, чтобы их выпускники находили работу: если выпускник нашел работу и продолжает работать – значит, школа провела курс успешно и помогла ученику достигнуть цели. Поэтому, если вы планируете пойти в системный анализ, но не планируете долго обучаться (получать второе высшее), то, возможно, онлайн-курсы вам как раз подойдут.
Кто такой бизнес-аналитик и как помогает компаниям быть на шаг впереди
Дата сайентисты и системные аналитики сильнее в программировании, лучше разбираются в инструментах BI, организации системы хранения и обработки данных.
Маркетинговые аналитики работают с BI, оптимизируют маркетинговые кампании, экономику продаж.
Финансовые аналитики разбираются в финансовых инструментах, инвестициях, кредитах и займах, условиях финансирования.
Продуктовые аналитики лучше знают метрики, связанные с конкретными продуктами, и инструменты для анализа работы эффективности продуктов (performance).
Наконец, бизнес-аналитики погружаются в выстраивание процессов, экономику, финансы, исследования. Работают с BI и отчётностью, визуализируют данные.
Посмотрим, в каких командах задействованы бизнес-аналитики и какова их роль в каждой из них.
Чаще всего бизнес-аналитики работают в консалтинговом подразделении — внутреннем отделе или в консалтинговой компании. Под консалтингом подразумеваем управленческий консалтинг, среди известных представителей которого компании McKinsey, PWC, Deloitte, Ernst&Young.
Консалтинг — это проектные команды, которые решают задачи по изменению компании. Имеется в виду изменение бизнес-процессов — допустим, закупок, найма и онбординга, системы KPI — или создание и внедрение новых проектов.
Пример. Перед запуском системы для оплаты проезда «Тройка» в Московском метро консультанты просчитали экономику, затраты, ресурсы, схему работы.
Это подразделение компании, которое занимается долгосрочным планированием и развитием бизнеса. Например, аналитики решают, будет ли компания приобретать новые активы, запускать новые направления бизнеса.
Пример. Помимо «Северстали» и добывающих предприятий «Севергрупп» решила развиваться через создание цифровых активов, в частности, купив онлайн-ритейлера «Утконос».
Подразделение компании, которое внедряет цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов, повышения ценности для клиентов, разработки инноваций и улучшения организационных результатов.
Использование инструментов обмена данными, Интернета вещей позволяет получать метрики от больших производственных машин, объединять их в единую экосистему и минимизировать потери, к примеру, металла, а также оптимизировать трудозатраты.
Пример. Цифровая трансформация в металлургической или тяжёлой промышленности — это работа по внедрению ИТ-систем, в результате чего часть процессов автоматизируют, а часть оптимизируют.
Это команда, которая создаёт инструменты для сбора данных и далее для управления компанией на основе данных. Например, инструмент для сбора данных Share point для сотрудников или автоматический сбор данных.
BI — решение на собственном движке или внутри сервисов Tableau, Power BI, QlikView. Позволяет создавать автоматические отчёты, которые демонстрируют эффективность работы компании.
Аналитики в операционных командах могут посчитать финансовую модель проекта: сколько денег нужно вложить для реализации проекта, где целесообразно купить существующую компанию для выхода на рынок, а где — создать компанию с нуля.
В таких случаях это смежная с менеджментом специальность.
Пример. В Яндексе операционная команда запускает бизнес в новых городах и странах.
Функция, близкая к отчётности и стратегии. Такие команды создают системы KPI, поддерживают OKR (инструменты планирования), премии, расчёт показателей эффективности, бонусы — количественные показатели, которые крупные компании используют для сохранения конкурентоспособности и развития.
Business Intelligence (BI) — бизнес-аналитика, точнее — анализ бизнес-данных для принятия управленческих решений
Системное мышление
Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем?
Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.
Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.
Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.
Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.
Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие.
Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем.
Универсальный «инструментарий» для анализа, прогнозирования и разработки новых систем.
Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=ivTkDgJ_RVE
Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно.