Некоторые вопросы информационного обеспечения и информационно-аналитической деятельности – тема научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Организация информационно – аналитической деятельности

1. Базовые определения

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — специализированное подразделение, осуществляющее аналитическую поддержку деятельности предприятия, организации. На практике нередко объединяется со службой информации (информационно-аналитическая служба) и службой безопасности.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА — постоянная или временная группа, образованная для решения аналитических задач.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ — форма аналитической деятельности, связанная с многоаспектным изучением конкретной ситуации, выявлением содержащихся в ней угроз и рисков, планированием и координацией действий лиц, занятых в ее разрешении.

СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР — современная форма организации аналитической деятельности, основанная на объединении информационно-коммуникационных технологий, средств накопления и представления информации, компьютерных средств поддержки принятия решений.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА — компьютерная система, содержащая знания о трудноформализуемой предметной области, способная предлагать варианты решений.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления. [1]

Понятие и виды ситуационных центров (ситуационных комнат). Функции ситуационных центров. Оборудование и организация работы ситуационного центра. Работа правовых аналитиков в ситуационном центре.

  • 3. Задания к теме
  • 1. Ознакомьтесь с материалами гл. 11, прочитайте рекомендованную литературу, подготовьте вопросы преподавателю.
  • 2. Выполните один из вариантов домашнего задания.

Вариант 1. Аналитическая записка, которую вы направили условному заказчику, была принята во внимание руководством организации. Вам поручено организовать аналитическую группу по вашей проблеме и в связи с этим:

внести предложения по составу аналитической группы и распределению обязанностей между ее членами;

составить план-график работы аналитической группы;

подготовить заявку на финансовое и материально-техническое обеспечение работы аналитической группы.

Подготовьте указанные выше документы и направьте их по Сети преподавателю — руководителю аналитической группы.

Вариант 2. В соответствии с указаниями преподавателя подготовьтесь к проведению деловой игры (см. п. 6 «Практикум аналитика» настоящей главы). [2]

Становление отечественной аналитики[3]

В отличие от развитых стран Запада, где формирование информационной аналитики шло путем постепенного эволюционного вызревания, встраивания информационно-аналитических элементов в информационную инфраструктуру общества, благодаря чему многие организационные, профессионально-кадровые, технологические, социальные решения проходили бесконфликтно, имели временные ресурсы для оптимизации, в России аналогичные процессы протекали в иных темпе и условиях. Становление российской информационной аналитики (ИАД) как особой отрасли деятельности проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем.

Информационно-аналитические службы (подразделения) начали создаваться в структуре органов федеральной и региональной власти, в министерствах и ведомствах, в СМИ, в сфере бизнеса, при политических партиях и движениях. Общими отличительными чертами данных служб являлись органическая включенность в соответствующие сферы деятельности, функциональный и организационно-деятельностный симбиоз с их социальными институтами и конкретными организациями. В целях данных аналитических служб, призванных осуществлять информационное сопровождение управления в соответствующих сферах, наиболее четко используется информационновспомогательная природа информационной аналитики, роднящая последнюю с другими видами информационно-инфраструктурных, информационно-вспомогательных служб, традиционно упорядочивающих информационное пространство, оптимизирующих и направляющих движение информационных потоков, обеспечивающих сохранение накопленных информационных ресурсов и т. п. К их числу относятся как древние изобретения человечества (библиотеки, архивы, библиографические службы), так и более современные реферативные службы, органы НТИ, новейшие фирмы, производящие электронные (в том числе сетевые) информационные ресурсы.

Вместе с тем информационная аналитика не является всего лишь новой организационной разновидностью вышеназванных служб, ее сущностная, базовая функция принципиально отличается от тех задач, которые решают в информационном пространстве эти службы. Их задачи: количественные преобразования информации (информационное свертывание — библиографирование, аннотирование, реферирование; консолидация больших информационных массивов в виде баз и банков данных) и ее структурное упорядочение (систематизация, предметизация и т. п.).

Информационная аналитика, используя все возможности, предоставляемые данными службами, активно оперируя их информационными продуктами и услугами, выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью.

Аналитика и наука

Характер функционального пересечения (взаимодействия) в системе аналитика-наука-управление определяется спецификой аналитики. С наукой ее объединяет информационный способ познания и научного анализа реальности. Аналитика наиболее близка к гуманитарной науке, опирающейся на герменевтические методы, т. е. в широком смысле — на интерпретацию текстов.

Подобно исследователю такого профиля аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в информационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов ит.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая исследователем своей предметной области. Поэтому аналитическая познавательная деятельность с полным правом может быть квалифицирована как информологическая, продолжающая на новом историческом витке и на базе новейших информационных технологий традиции древней гуманитарной методологии — герменевтики.

Вместе с тем существуют и принципиальные различия между аналитикой и наукой. Научный анализ призван выявлять прежде всего фундаментальные, объективные закономерности изучаемой области, повторяющиеся, существенные связи объектов, обобщенные параметры процессов и т. п. Информационная аналитика, опираясь на научное знание, чаще всего имеет дело с феноменологией бытия, осуществляя оценку фактов и событий, прогнозируя их развитие с учетом не только обобщенных типичных параметров, но и целого спектра факторов, включая субъективно-личностные, случайные влияния, а также сознательные акции конкурирующих сил, противоборство интересов, активное вмешательство социальных технологий и т. д.

Существенную роль играет и фактор времени. Производство научного знания осуществляется в том специфическом режиме времени, который продиктован непредсказуемостью эвристических процессов познающего человеческого интеллекта, логикой и темпами научного дискурса. Информационная аналитика работает в режиме реального времени — времени жизнедеятельности своей предметной области (политики, экономики, бизнеса) и в соответствии с темпом необходимых управленческих реакций на динамику событий, происходящих в данной области.

Это объясняет парадокс, проявившийся в ходе институционализации и профессионализации ИАД. С одной стороны, академические и отраслевые НИИ, разрабатывавшие фундаментальные и прикладные проблемы в тех областях знания, которые востребованы современной жизнью, практикой управления, так и не стали базовой структурой в системе формирующихся аналитических служб. И это несмотря на то, что еще в дореформенные времена Академия наук СССР и ведущие НИИ рассматривались как инстанции для проведения экспертиз, им адресовались партийно-правительственные заказы на разработку научных обоснований для тех или иных проектов, концепций и планов, оценки и критики зарубежного опыта и т. д. С другой стороны, именно ученые, сотрудники академических институтов, НИИ, вузов в значительной степени пополнили ряды аналитиков при госструктурах, СМИ, в коммерческих фирмах, политических партиях и др.

Этот парадокс — кажущийся, он основывается на деятельностных различиях между наукой и аналитикой. Академический научный коллектив не в состоянии осуществлять оперативный анализ динамики изучаемой области, необходимый для тактического управления ею. Речь может идти лишь о наиболее принципиальных, глобальных тенденциях, значимых для принятия управленческих решений стратегического порядка. Но ученый-отраслевик, обладающий опытом научно-исследовательской работы в своей области, приняв условия новой деятельности, включившись в ее временной режим и освоив соответствующие аналитические технологии, вполне может отвечать профессиональным требованиям, предъявляемым к информационным аналитикам.

Таким образом, наиболее эффективно фундаментальная и прикладная наука может выступать не в качестве одной из организационно-деятельностных структур информационной аналитики, а в качестве отрасли-донора. С одной стороны, это выражается в концептуальной подпитке аналитических служб научными разработками, необходимыми для стратегического управления (межотраслевое взаимодействие). С другой стороны, российская наука, находясь в кризисном состоянии, выступает источником кадров для отечественной аналитики, образуя довольно стабильный канал миграции специалистов в новую отрасль.

Аналитика и управление

Иной, нежели описано выше, характер имеет связь аналитики и управленческой деятельности: с древности информационно-аналитическая функция являлась важным компонентом управления, функцией и инструментом власти. В организационно-деятельностном плане аналитика в течение многих веков (и даже тысячелетий) латентно развивалась во властных структурах, только в наше время в результате процессов институционализации сформировались аналитические службы, отделы, должности, в чьи задачи входили сбор, анализ информации и выработка вариантов управленческих решений (сценариев). Этот процесс можно охарактеризовать как внутрисистемное организационное оформление аналитики (внутрисистемную реструктуризацию).

Организационное оформление аналитики в системе управления проявилось в полицентризме и в определенной степени параллелизме ее основных организационных структур. Если встроенные в управление аналитические службы возникали в результате симбиоза управления и аналитики, организационно оформляя присущую управлению аналитическую функцию, то генезис других организационных структур аналитики осуществлялся на основе иных закономерностей. Любая инфраструктурная отрасль характеризуется двумя параметрами: определенными инструментальными характеристиками (технологическими знаниями, методикой и инструментарием данной деятельности) и предметным (отраслевым) знанием той сферы, в которую данная инфраструктурная деятельность включена. Миграция безработных ученых в аналитику шла прежде всего по вектору знания предметной отрасли.

Аналитика в Государственной системе научно-технической информации

Россия унаследовала от СССР определенные структуры и кадры специалистов, которые, по определению, должны были владеть технологическим знанием аналитического характера или близким к нему. Речь идет о системе библиотечно-библиографических учреждений и Государственной системе научно-технической информации (далее — ГСНТИ). В годы своего относительно безбедного существования в условиях стабильного бюджетного финансирования, гарантированного спроса на информационные продукты и услуги опять-таки из бюджетных средств организаций, оплаченной подписки на библиографические, реферативные, обзорно-аналитические издания данные структуры выполняли в ограниченных рамках информационно-аналитические задачи. Крупнейшие библиотеки страны, ведущие всесоюзные или головные отраслевые центры НТИ порой получали подобно НИИ государственные заказы на обзоры отечественных и зарубежных публикаций по актуальным проблемам в плане информационной поддержки государственных проектов, целевых программ ит.п., некоторые органы НТИ издавали серии обзорных материалов в форме дайджестов, сборников реферативных переводов для широкого круга пользователей или для служебного пользования.

В 1980-е гг. в связи с внедрением компьютерных технологий в ряде центров НТИ предпринимались попытки экспериментальной и даже «промышленной» эксплуатации информационных систем с элементами встроенных аналитических функций. Однако информационная аналитика в полном смысле этого слова не заняла заметного места в деятельности таких служб.

Еще в конце 1980-х и начале 1990-х гг. на целом ряде профессиональных совещаний, мозговых штурмов, проводимых информационной общественностью СССР, осознавшей глубину кризиса системы ГСНТИ и необходимость поиска вариантов выхода из него, способов выживания этой мошной системы в новых экономических, политических и информационных условиях, неоднократно обсуждались идеи о модернизации принципов деятельности служб НТИ, создании аналитических подразделений, формировании нового ассортимента аналитических услуг, появлении новых приоритетных тем и новых пользователей и т. п. В разрабатываемых авторских и коллективных проектах государственных документов (положений) о системе НТИ также вводились пункты об информационной аналитике как важном направлении в деятельности системы.

Но все это осталось благими пожеланиями. В итоговом Положении о государственной системе научно-технической информации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950, нет ни слова об аналитике. В практике выживших и действующих организаций (служб), входящих в систему НТИ, аналитические услуги нередко заявляются в рекламных проспектах, но в действительности обещания эти, как правило, не выполняются. Об этом свидетельствуют статьи-отчеты о деятельности органов НТИ, регулярно публикуемые на страницах профессиональной печати («Научно-техническая информация», «Информационные ресурсы России» и др.).

Аналитика в системе библиотек

Сходная описанной выше ситуация наблюдается в библиотечном секторе. Советские библиотеки в значительно меньшей степени, нежели крупные библиотеки западных стран, смогли реализовать на уровне современных требований и технологий свои информационные (в том числе аналитические) возможности. Это было связано с межведомственной конкуренцией — размежеванием функций между системой библиотек и ГСНТИ. Система служб НТИ, созданная в 1960-е гг., закрепила за собой более продвинутые формы и методы информационного обслуживания науки, техники, управления, чем традиционные библиотечно-библиографические. Библиотеки остались в своей функциональной нише. Немало научных споров, монографий, статей и диссертаций с обеих сторон было посвящено попыткам фундаментального научного обоснования данного функционального разделения, тогда как причина была в исключительных причудах отечественных ведомственных решений.

Некоторым исключением были крупнейшие библиотеки, которые в ходе дальнейшего формирования ГСНТИ стали базой для создания новых ее звеньев. Однако аналитика в их деятельности была типичной «аналитикой от ГСНТИ», о которой говорилось выше.

Ситуация востребованности качественно новых информационных услуг не осталась незамеченной библиотечно-библиографическими специалистами, что породило ряд проектов и практических начинаний. Стали создаваться бизнес-библиотеки, библиотеки деловой литературы, разрабатываться проекты включения библиотек в аналитическую деятельность. Некоторые специалисты в области библиотечного дела предполагают также возможность организации вузовской подготовки аналитиков на базе специальности «Библиотечное дело и библиография» с прицелом на формирование кадрового обеспечения для отделов аналитики в универсальных научных библиотеках (библиотеках в регионах). По мнению авторов данных проектов и начинаний, аналитика силами библиотек и их сотрудников должна успешно конкурировать на рынке современных информационных продуктов и услуг, обеспечивать потребности среднего и малого бизнеса в аналитической поддержке. По нашему мнению, эти проекты и начинания следует отнести к утопическим, не учитывающим реальную функциональную специализацию информационно-вспомогательных служб. Функциональная близость не гарантирует полной взаимозаменяемости социальных институтов. Современные российские библиотеки (как и органы НТИ) ни по составу и характеру документных фондов и других информационных ресурсов, ни по составу и квалификациям кадров, ни по типичным для них технологиям не могут быть конкурентоспособными на рынке аналитических услуг.

Данные службы работают с документными потоками (прежде всего опубликованными), обеспечивая их так называемую аналитико-синтетическую переработку, степень аналитичности которой недостаточна. Они не располагают необходимыми инструментами (подразделениями, кадрами, системами связи и обработки данных), необходимыми для информационного мониторинга какой-либо области (объекта управления). В то же время все больше аналитических задач решается в режиме прямого информационного моделирования и наблюдения за управляемой сферой без учета стадии анализа традиционных публикаций, информационный лаг которых (в данном случае — интервал между событием, его отражением в публикациях и его включением в объекты для анализа) слишком велик.

Дополнительный анализ:  Топ-5 книг по аналитике от Алексея Никушина

Центры мониторинга, ситуационного анализа, использование электронных ресурсов СМИ, Интернета, неформальных и недокументированных источников, социологических данных, компьютерных технологий обработки больших информационных массивов, ин- теллектуализированных режимов контекстного поиска и т. п. — весь этот инструментарий современных аналитических служб должен работать на конечного «выводного» аналитика для получения квалифицированного анализа ситуации, прогноза ее развития, выработки сценариев реагирования и т. д. При этом дело даже не в том, что такими возможностями не обладают библиотеки и службы НТИ (можно предположить, что рано или поздно их технико-технологическое обеспечение улучшится), а прежде всего в отсутствии прямой функциональной включенности в соответствующие структуры управления.

Традиционное для отечественного опыта создание параллельных структур проявилось и в этом случае. Можно предсказать, что определенные аналитические услуги и продукты будут и в дальнейшем создаваться силами библиотек, органов НТИ, но эти системы не станут конкурентами специализированных аналитических служб и структур. Наиболее эффективным могло бы быть их участие в традиционной для них роли — в качестве поставщиков информационных ресурсов, разумеется, создаваемых с учетом специфики потребностей аналитики (фактографических, фрагментографических, персональных, адресно-справочных, полнотекстовых баз данных). Хотя справедливости ради следует отметить, что с этой задачей аналитические службы эффективнее справляются собственными силами (создают свои профилированные ресурсы, используют продукцию современных коммерческих информационных фирм, наконец, обращаются к ведомственным ресурсам).

Аналитика в условиях рынка

Наиболее ярко инструментальный вектор формирования аналитических структур проявился в формировании независимых коммерческих информационно-аналитических служб (точнее, некоторых их разновидностей, поскольку спектр подобных фирм весьма разнообразен). В данном случае речь идет о фирмах, кадровый состав которых консолидировался вокруг определенной аналитической монотехнологии (совокупности технологий), что определило как функции, так и тип предлагаемых ими информационно-аналитических продуктов и услуг. К их числу правомерно отнести рейтинговые агентства, фирмы (фонды, центры) социологических исследований, информационные агентства, издающие различные дайджесты, бюллетени и т. п., содержащие определенные жанры аналитических материалов, некоторые виды центров, занимающихся консалтингом, экспертизой, мониторингом и т. д. Определив свою нишу и клиентскую базу, данные фирмы оттачивают свои технологии, формируя тем самым отечественный рынок аналитических продуктов и услуг.

Близки к ним по типу генезиса фирмы, специализирующиеся на разработке компьютерных технологий со встроенными аналитическими функциями, обеспечивающими анализ, экспертную оценку данных. Среди подобных фирм можно наблюдать несколько сценариев выхода на аналитический рынок. ИТ-сценарий наиболее очевиден: фирма остается поставщиком аналитических компьютерных систем собственно информационно-аналитическим службам. Базовый сценарий может дополняться комплексом услуг: ИТ плюс ресурсы, ИТ плюс консалтинг (обучение персонала, внедрение и сопровождение). Во всех этих вариантах данные фирмы выполняют обеспечивающие функции, способствуя ускоренной технологизации сферы ИАД.

Другой тип сценария осуществляется по формуле: ИТ плюс ресурсы плюс выходная аналитика. В этом случае эволюция «технологической» фирмы идет по линии усложнения функций, использования по назначению разработанных компьютерных систем и созданных ресурсов, т. е. для производства аналитических продуктов на имеющейся технической и «сырьевой» (информационные ресурсы) базе. Аналогичный путь в аналитику нередко проходят «ресурсные» фирмы, торгующие фактографической, полнотекстовой информацией; некоторые из них являются дочерними коммерческими структурами бюджетных ведомств, создающих или концентрирующих информационные массивы.

Среди реалий этого рынка — феномен многоуровневой аналитической переработки исходных информационных ресурсов. Производящая данные ресурсы информационная фирма может в одном случае непосредственно продавать их аналитическим службам, в другом — первоначально подвергать их аналитической обработке, параллельно реализуя эти материалы как непосредственно конечным пользователям, так и другим аналитическим фирмам для последующей переработки.

Вместе с тем генезис многих коммерческих информационно-аналитических фирм осуществлялся по более сложным формулам, не сводимым к какому-либо одному типовому сценарию (только предметному или только инструментальному), тем самым прямо иллюстрируя принцип мультидеятельностного генезиса аналитики в родственных сферах деятельности. Это относится в первую очередь к фирмам, специализирующимся на проблемах экономической безопасности предпринимательства (а также к внутренним отделам либо службам экономической безопасности в тех или иных государственных или, чаще, негосударственных организациях). Реальное разнообразие данных фирм или служб (их организационных структур, видов услуг и т. п.) тем не менее подчиняется основным общим принципам. Для них характерен трансферт специализированных средств (технологий, кадров, информационных ресурсов) из силовых структур в гражданское общество, дополняемый приватизацией и персонализацией данных средств.

Многие из этих служб или независимых фирм начинали деятельность отнюдь не с аналитики, решая иные задачи, относящиеся к сфере комплексной безопасности: охрана объектов, личная охрана, частная детективная и сыскная деятельность, технические системы обеспечения безопасности, юридический, кадровый консалтинг, деловая и конкурентная разведка и др. В соответствии с еще одним общим принципом мультидеятельностного генезиса (принципом деятельностной дифференциации-интеграции) либо непосредственно в недрах вышеназванных служб формировались информационно-аналитические подразделения либо начинали создаваться фирмы-холдинги, присоединяя аналитические структуры извне. Как правило, в этих случаях информационная аналитика не только настоятельно востребовалась как необходимый инструмент эффективности изначальной деятельности фирмы и вполне органично вписывалась в ее структуру, но нередко и претерпевала эволюцию, становясь мозговым центром и генератором основной продукции.

Социализация аналитики

Несомненно, проблемы, порожденные событиями августа 1998 г., не могли не ухудшить деловой конъюнктуры в сфере аналитических услуг, но целый ряд социальных, экономических и политических факторов последних лет создал определенную общественную потребность в НАД, и этот процесс необратим. Анализ этих факторов — самостоятельная научная проблема, тем не менее нельзя не упомянуть наиболее значимые тенденции.

Одна из таких тенденций — это тенденция социализации ИАД, объективно закономерный процесс, характеризующий новую отрасль в стадии ее становления. Составляющими процесса социализации новой отрасли являются социальные, социокультурные, социальнопсихологические реакции общества на данную отрасль. Появление новой сферы профессиональной деятельности ставит перед обществом аксиологические, психологические, культурологические, социометрические проблемы:

возникает необходимость социальной оценки значимости новой отрасли, что требует ее позиционирования в ряду других, близких отраслей, выработки шкалы социальной оценки, построения системы социальных приоритетов и т. п. с учетом ценности тех целей, которые данная деятельность позволяет достичь;

формируются эмоциональные реакции, ожидания, общепринятые нормы поведения в связи с данной отраслью;

ценностные и социально-психологические реакции транслируются в область культурных норм и традиций, национальных форм социального бытия, включаются в систему мифов и ритуалов и т. д.;

выстроенные приоритеты, оценки, престижность новой отрасли позволяют определять ее социометрические параметры (интенсивность роста числа и развития социальных институтов, связанных с новой отраслью, темпы и масштабы рекрутинга специалистов-про- фессионалов, пользователей ее продукции).

Все эти проблемы характерны и для этапа становления отечественной информационной аналитики. Итогом 1990-х гг. явилось достаточно широкое общественное признание социального статуса ИАД, характеризующееся целым рядом признаков (информированность общества о существовании аналитики, признание феномена аналитики как инструмента управления сложными процессами, средства раскрытия сути происходящих событий и прогнозирования их дальнейшего развития, формирование представления о профессиональном аналитике как эксперте, владеющем эксклюзивным знанием, к мнению которого необходимо прислушиваться как сильным мира сего, так и рядовым гражданам, и др.).

За эти годы в России сформировался и социальный слой реальных и потенциальных клиентов, профессиональных потребителей информационно-аналитических продуктов и услуг. Постепенно формируется представление об информационной аналитике как необходимом компоненте культуры управления, предпринимательской деятельности, инструменте современного менеджмента, составной части корпоративной культуры и проч.

Феномен массовой аналитики

Особую грань социализации НАД представляет собой феномен массовой аналитики. В различных СМИ (телевидение, традиционная и электронная периодика и т. д.) сформировались информационноаналитические рубрики, передачи, жанры, рассчитанные на интересы широкой общественности. Адресная экспертиза актуальных событий и тенденций отечественной и мировой политики, экономики, социальных, экологических и других проблем потеснила сугубо информационные жанры СМИ, заняла определенное место в диапазоне информационных потребностей рядовых граждан.

Фундаментальные причины, породившие данный феномен, очевидны: усложнение информационного контекста повседневного бытия; социально жестко проявившаяся и обнажившаяся зависимость обывателя от глобальных, национальных, региональных процессов; информационная включенность рядового гражданина в мировые события («информированность», «осведомленность» как синонимы «причастности», как эффект соучастия). Все это привело к возникновению стойкого интереса к аналитике, выполняющей по отношению к широкой публике объяснительную, прогностическую и консалтинговую функции. Особая социокультурная миссия массовой аналитики заключается в ее методологической функции: аналитические материалы не только объясняют закономерности реальности, но и демонстрируют образцы анализа событий и фактов, методы интерпретации их смыслов, формируют информационную культуру, соответствующую информационному режиму гражданского общества.

Оборотная сторона медали

Было бы неверным утверждать, что социализация НАД означает только социально позитивные процессы. Инструментальный характер аналитики, обеспечивающей принятие управленческих решений, разработку сценариев действий в сложных социальных обстоятельствах, превращает ее в эффективную социально-информационную технологию, позволяющую управлять различными сферами общества, манипулировать людьми, формировать с определенными целями общественное мнение, программировать определенные социальные реакции.

Все изобретенные человечеством социальные информационные технологии являются технологиями двойного назначения. Их инструментальный характер, эффективный функционализм (свойственные всем научно-теоретическим и практическим методам, технологиям, методикам, интеллектуальному и техническому инструментарию, т. е. всему операциональному арсеналу мыслящего и действующего человека), умноженные на семантику, смысловую направленность передаваемых информационных сообщений, являются причиной того, что любая социальная информационная технология может использоваться как во зло, так и во благо в зависимости от целей, интересов, идеологии, социальной ответственности или, напротив, асоциальности тех сил, которые применяют данную технологию. Российское общество даже за столь краткий исторический период (1990-е гг.) обрело довольно разнообразный опыт в контактах с информационной аналитикой, чтобы осознать тот факт, что НАД может быть мощным и даже социально опасным орудием.

Не углубляясь в данную тему, отметим, что широкая общественность имела возможность наблюдать применение аналитики, аналитического сопровождения в политической, экономической конкурентной борьбе, в процедурах лоббирования интересов при принятии решений в самых высоких сферах отечественной политики, в массовых рекламных кампаниях, в кампаниях по манипуляции общественным мнением, когда сталкивались позиции различно ангажированных аналитиков, в крупномасштабных и локальных информационных войнах, целенаправленных «сливах» компромата, многоходовых дезинформационных акциях и т. п., сценарии которых тщательно готовились аналитиками противоборствующих лагерей.

Рядовые граждане мало осведомлены о существовании «черной», или криминальной, аналитики, которая также имеет тенденции профессионализации, необходимой для обслуживания организованной преступности и других форм противоправной деятельности.

Все эти факты негативного проявления ИАД особенно остро воспринимаются широкой публикой, поскольку применяющие «грязные» технологии (в данном случае — аналитические методы) социотехнологи часто не утруждаются (либо не обладают достаточной изощренностью) маскировать подлинные намерения, мотивацию тех или иных акций. Этому социальному цинизму в немалой степени способствует и объективная слабость гражданского общества и его институтов, практическое отсутствие каналов независимых СМИ, независимых аналитиков, выражающих мнение гражданского общества, слабость и конформизм собственно общественного мнения и т. п. В любом случае процесс социализации информационной аналитики привел к формированию противоречивого, социально неоднозначного имиджа данной области деятельности.

Информационное общество, получив невиданную ранее свободу, единство в многообразии, динамизм развития, обрело и новую степень уязвимости перед деструктивными факторами и различными социальными девиациями. Естественным следствием всех этих тенденций являются неадекватные управленческие решения, непредвиденные последствия решений, волюнтаризм и субъективизм руководителей различного ранга, конфронтации, попытки лоббирования, вмешательства в объективные процессы тех или иных сил, манипуляции общественным мнением и т. п., и, как результат, снижение уровня управляемости общества, появление новых форм социальных опасностей.

Разумеется, сказанное выше не должно восприниматься как пессимистический прогноз относительно перспектив развития аналитики. Напротив, опыт эффективного использования социальных информационных технологий в противоборстве сил, конкурентной борьбе, конфронтации различных социальных целей дает основания для утверждения, что социальная амбивалентность аналитики высоко оценена представителями самых различных сфер. Поэтому неизбежно будут осуществляться инвестиции в развитие аналитики, разработку более совершенных и действенных методов, технических и программных средств, производство информационных ресурсов, рекрутинг кадров, формирование аналитических служб; будут продолжаться «гонка аналитических вооружений» и борьба за сценарии и контрсценарии аналитических акций, обеспечивающих заданное воздействие на общество, социальные группы, влиятельные персоны, и т. п.

Взгляд на перспективу

Мы полагаем, что во всех значимых точках пересечения и концентрации информационных потоков должны быть созданы узлы интеллектуальной переработки информации, формирующие интеллектуа- лизированную инфраструктуру информационного пространства. Прообразом интеллект-узлов, инфраструктуры ближайшего будущего можно считать центры ситуационного анализа — службы, органично сочетающие в своей деятельности информационный мониторинг природных, техногенных и сложных социальных систем, обеспечивающий текущий контроль за динамикой социальной сферы (наблюдение за изменением тех или иных параметров, выявление их отклонений от штатных значений, прогнозирование их развития), информационный анализ выявленных в ходе мониторинга закономерностей, разработку сценариев управления кризисными и проблемными ситуациями в управляемой сфере.

На данном этапе нужна дальнейшая фундаментализация технологий мониторинга и аналитики. Требования оперативности, многофакторного охвата реальности, необходимые для эффективного социального управления, предполагают сокращение промежуточных уровней моделирования управляемых систем в информационных потоках, создание новых технических средств, обеспечивающих прямую включенность социальной сферы в системы мониторинга.

Несомненно, что центры ситуационного анализа могут стать узлами будущей глобальной информационной инфраструктуры социального регулирования, которая будет выполнять в информационном обществе функции социального гомеостата, обеспечивающего устойчивое развитие общества, оперативно диагностирующего отклонения, нештатные ситуации и управляющего социальными процессами. Именно последняя из перечисленных функций наиболее важна для нового информационного режима наряду с интеллектуализацией информационного пространства, ее реализация предполагает синтез управленческих и информационно-аналитических технологий, что в дальнейшем должно видоизменить характер и способ реализации властных функций, роль традиционных институтов государственной власти, демократических процедур, в значительной степени заменив их виртуальными социальными технологиями. Такая тенденция прослеживается уже в наши дни, когда стали реальностью электронные выборы, интерактивные опросы общественного мнения, мониторинг социальных проектов, электронное общение в Интернете между высокопоставленными политиками и рядовыми гражданами и т. п.

Дополнительный анализ:  Работа аналитик банка в Москве: Вакансии аналитик банка в Москве -

Количественная и качественная эволюция данных тенденций неизбежно приведет к формированию целостного условно-замкнутого цикла социального управления: социальная система (объект управления), пронизанная входными датчиками компьютерного мониторинга, — телекоммуникационные каналы — собственно центры ситуационного анализа (регистрация поступающих данных, их многоаспектная обработка, визуализация выявленных в обработанном массиве закономерностей, интеллектуальный анализ и интерпретация с помощью встроенных экспертно-аналитических технологий и естественного интеллекта, разработка прогнозов, сценариев управленческих решений) — трансляция управляющих импульсов (обратная связь) к управляемой социальной системе, затем новый цикл мониторинга (с учетом результатов управляющих воздействий).

Эта картина не столь утопична, как может показаться. Экстраполируя параметры и темпы прогресса в области компьютерных и телекоммуникационных техники и технологий, а также возрастающую виртуализацию всех сфер человеческой деятельности, можно определить информационную аналитику и информационный мониторинг как перспективные технологии социального управления XXI в.

Из опыта организации конкретной информационно-аналитической работы[4]

Технологический цикл информационно-аналитической работы представляет собой организованную во времени совокупность методов и операций, приводящую к получению заданного результата (информационной продукции). Приведем краткое описание этой технологии, сопровождая его краткими поэтапными комментариями.

  • 1. Установление характера проблемы, описание проблемной ситуации (методики системного анализа и т. п.).
  • 2. Синтез главной или глобальной цели как прямого следствия проблемной ситуации в управлении (технологии анализа и синтеза иерархии целей, анализ актов коммуникации, социальные технологии).
  • 3. Уточнение целей исследования, стиля информационно-аналитической работы потребителя информационной продукции.
  • 4. Установление первичного бюджета на проведение аналитического исследования.

Этим, как правило, завершается цикл бесплатных подготовительных работ. В принципе, уже в этот момент руководителю организации- исполнителя известен примерный перечень сотрудников и информационных ресурсов, которые потребуется привлечь к проведению исследований. Уже проведены ряд консультаций, импровизированное или достаточно серьезное совещание с сотрудниками. Наступает период ожидания ответных действий заказчика, определяющего, насколько приемлемы для него условия, выдвинутые исполнителем.

Далее, если выбор сделан (бюджет утвержден или скорректирован), начинается следующий этап.

  • 5. Формирование междисциплинарной группы специалистов, назначение руководителя проекта или направления, НИР (методы синтеза организационных систем).
  • 6. Декомпозиция цели в соответствии с характером проблемы, например на функции, задачи и операции (метод дерева целей и задач).
  • 7. Выявление целей организации — потребителя информационной продукции, нуждающейся в пополнении информационных ресурсов для их достижения.
  • 8. Синтез целей информационной работы по направлениям, определяемым целями организации — потребителя информационной продукции, — формирование гипотез:

о возможном составе комплекса источников информации;

составе множества информативных признаков, их потенциальной информативности и достоверности;

составе репрезентативной (достаточной для решения задачи) выборки, в том числе о периоде наблюдения феномена, количестве измерений (сообщений).

9. Установление бюджета второго этапа исследований.

Далее снова следуют остановка и ожидание ответных действий заказчика. Заказчик еще не располагает детальным проспектом предстоящей работы по сбору информации, но может оценить затраты исполнителя на поисковые мероприятия, хотя конечный результат еще далек. Возможно, заказчик возьмется переделывать бюджет.

Передышка закончилась. Бюджет принят, и исполнителю вновь предстоит напряженная работа. От нее зависит результативность всей последующей работы: если поисковые мероприятия окажутся неэффективными, то недоделки, скорее всего, лягут тяжелым бременем на бюджет исполнителя.

  • 10. Выделение кадровых и иных ресурсов для производства информационно-поисковых работ, постановка задачи поиска информации.
  • 11. Поиск источников информации с заданными свойствами.
  • 12. Оценивание реальной информативности источников и отбор наиболее информативных.
  • 13. Установление бюджета третьего этапа исследований.

Опять передышка. Заказчик снова решает, за что он готов заплатить. К этому времени становится известно, во что может вылиться закупка тех или иных информационных продуктов у сторонних организаций, имеются образцы, демонстрирующие качество этой продукции, разработаны «дешевая» и «дорогая» стратегии, а также есть система аргументов, выводящих заказчика на предпочтительный сценарий.

Бюджет принят. С этого момента исполнитель становится зависим от ценовой политики «смежников». Бюджетные ограничения начинают напрямую сказываться на результативности этапа сбора информации: нельзя, не будучи уверенным в исходе, отказаться от части источников. Вновь начинается работа.

  • 14. Определение комплекта инструментария (средств) сбора информации и состава сил (кадрового обеспечения), необходимых для решения задачи сбора информации, постановка задачи на поиск информации.
  • 15. Сбор и накопление данных, анализ представительности выборки.
  • 16. Анализ непротиворечивости массива данных, полученных от одного источника.
  • 17. Интеграция массивов данных, выявление противоречий и (или) неполноты.
  • 18. Проведение анализа на полном массиве, установление состояний объектов и систем, являющихся предметом аналитических исследований, выделение тенденций и предельных показателей динамики.
  • 19. Синтез модели объекта, системы и (или) процесса.
  • 20. Подготовка выводов и заключений о целях (конечных состояниях) объектов и систем, достижимых без коррекции процес- са/управляющих воздействий, синтез пространства альтернатив.
  • 21. Установление бюджета заключительного этапа исследований.

Остановка. Уже сейчас заказчик может получить ответ на вопросы:

«Что может быть, если все будет, как есть?», «Что может быть вообще?» и «Сколько будет стоить точное знание?» Возможно, что полученных сведений ему уже достаточно и, если исполнитель по завершении этапа «вышел в ноль», ему придется «сесть на картотеку» в банке.

Но вот бюджет принят!

  • 22. Определение критических точек, приложение управляющих воздействий к которым способно привести к максимальным подвижкам в направлении достижения целей управления.
  • 23. Проведение имитационного моделирования.
  • 24. Оценивание эффективности отдельных управляющих воздействий.
  • 25. Синтез комплексных стратегий управления, оценка эффективности и сравнительный анализ стратегий.
  • 26. Подготовка отчетной документации.
  • 27. Сдача/приемка информационной продукции.

Финиш! Программисты и аналитики ходят с красными кроличьими глазами и подумывают об отдыхе… Руководство вновь и вновь перекладывает по кучкам выручку, подсчитывая коэффициент трудового участия сотрудников.

Комментарии излишни… единственное, что следует подчеркнуть, — то, что всякая технология является в некотором смысле несовершенной и может быть улучшена.

Между прочим

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

Уинстон Черчилль

Нет ничего невозможного для человека, который не должен делать этого сам.

А. X. Уэйлер

Не раздувайте никогда слишком штаты!.. Их может попросту снести ветром перемен.

Леонид Сухоруков

5. Рекомендуемая литература

Кузнецов И. Н. Информация: сбор, защита, анализ: учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001. Гл. V.

Курносов Ю. В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.

Райков А. Ситуационная комната для поддержки корпоративных решений // Открытые системы (Москва). 2004. № 11.

Ракитов А. И., Бондяев Д. А., Романов И. Б. и др. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / отв. ред. А. И. Ракитов. М., 2009.

6. Практикум аналитика

Занятия по рассмотренной в гл. 11 теме можно провести в традиционной лекционно-семинарской форме либо в форме деловой игры. На выбор рекомендуется несколько вариантов деловых игр, которые размещены в порядке усложнения: от более простых к более сложным и трудоемким, требующим больших затрат времени.

1. «Редакционная летучка»

Данная игра построена на основе тренинга креативности и рассчитана примерно на два часа.

Игра имитирует работу группы редакторов, которые под руководством старшего редактора анализируют поступающие информационные сообщения («тассовки»), коротко оценивают их содержание и значение, формулируют редакционную политику — отношение редакции к этому событию и определяют форму представления данной информации на страницах своего издания.

«Редакционную летучку» образует группа участников игры в составе шесть — восемь человек, один из которых назначается (или выбирается самими участниками) на роль «старшего редактора» — он выслушивает мнения участников, либо принимает их, либо модифицирует, либо отклоняет. Предполагается, что все участники «редакционной летучки» — единомышленники, между которыми существует высокий уровень взаимопонимания. Принципиальных, позиционных, затяжных идеологических дискуссий эта игра не предполагает.

«Редакционная летучка» обрабатывает семь-восемь сообщений, после чего участники игры переходят в состав наблюдателей, а их место занимает другой состав игроков. Продолжительность одной «редакционной летучки» не должна превышать 12—15 мин.

Подводя итоги игры, преподаватель отмечает лучшие составы «редакционных летучек» и персонально — работу участников, которые быстрее других сориентировались в игре, проявили кругозор и эрудицию по обсуждаемым проблемам и внесли наиболее творческие, интересные предложения.

Для проведения игры необходим пакет «тассовок» (сообщений СМИ), несколько примеров которых приведены ниже.

Примеры «тассовок» для разбора на «редакционной летучке»

СООБЩАЕТ ASSOCIATED PRESS

МЕЧТАВШЕМУ СТАТЬ СМЕРТНИКОМ АМЕРИКАНЦУ ДАЛИ 10 ЛЕТ[5]

Житель Чикаго приговорен к 10 годам тюрьмы за пособничество террористам. 29-летний 111. Масри, уроженец штата Алабама, был арестован в 2022 г. В июле 2022 г. он признал себя виновным в пособничестве террористам и пошел на сделку со следствием.

По версии обвинения, Масри проходил обучение в тренировочном лагере террористов в Сомали и мечтал стать смертником, выполняя задание «Аль-Каеды» или террористической группировки «Аль-Шабаб», действующей на территории Сомали. В частности, он обсуждал возможность взорвать автобус с американскими солдатами.

Кроме того, в компьютере Масри следователи обнаружили экстремистскую литературу, в том числе манифест У. бен Ладена 1996 г. об объявлении войны США.

СООБЩАЕТ «ИНТЕРФАКС»

МОСГОРДУМА ОДОБРИЛА ЗАКОНОПРОЕКТ О ТЕСТИРОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА НАРКОТИКИ[6]

Московская городская Дума одобрила в первом чтении законопроект о добровольном тестировании школьников старших классов и студентов на употребление наркотиков. Закон предполагает, что подростков до 16 лет будут проверять с согласия родителей, учащиеся старше 16 лет будут сами решать, проходить им тестирование или нет. Тестирование предполагает анализы при поступлении в школу, училище или вуз, а также во время обучения. Депутаты считают, что эти меры помогут снизить число учащихся, употребляющих наркотики.

Документ, рассматриваемый в Московской городской Думе, вносит изменения в Закон г. Москвы от 28 февраля 2007 г. № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Москве». Подобные законы уже были приняты в нескольких регионах страны.

Инициатива разработки закона, позволяющего тестировать школьников и студентов на наркотики, принадлежит Д. А. Медведеву, эту идею он высказал в апреле 2022 г.

СООБЩАЕТ САЙТ «НОВОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ»

ПОЛИЦЕЙСКОМУ ДАЛИ УСЛОВНЫЙ СРОК ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИЮ ДЕЛА[7]

В Тамбовской области вынесен приговор бывшему оперуполномоченному центра противодействия экстремизму МВД России, сфабриковавшему уголовное дело. Подсудимый Я. признан виновным в превышении полномочий и служебном подлоге. Его приговорили к двум годам условного срока.

Установлено, что весной 2022 г. Я. решил завысить показатели раскрываемости преступлений. Он попросил о помощи двух своих знакомых. Они разыскали в г. Котовске мужчину, ведущего асоциальный образ жизни, привезли в г. Тамбов и предложили разрисовать стены свастиками и экстремистскими лозунгами. За работу мужчине заплатили 300 руб.

6 апреля мужчина нанес надписи на остановочный павильон и на ворота гаража. Через три дня он продолжил рисовать свастики на фасаде дома, а также изготовил и расклеил листовки экстремистского содержания. После этого Я. задержал «экстремиста», оформил протокол явки с повинной и протокол осмотра места происшествия. Каким образом обман вскрылся, на сайте прокуратуры не уточняется.

РИА «НОВОСТИ» СООБЩАЕТ ДЕНЬГИ И СЕКС

ДОМИНИРУЮТ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ[8]

Стремление к материальному благополучию и сексуальному удовлетворению доминирует в системе ценностей российской молодежи, сообщил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахов, озвучивая результаты совместного исследования специалистов МГУ им. М. В. Ломоносова и аппарата Уполномоченного.

Исследование проводилось в 2022 г. в рамках Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В нем приняли участие около 600 студентов первого курса 16 факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова, анкеты заполнялись анонимно.

«В центре мировоззренческой позиции молодежи в ходе исследования зафиксировано доминирующее стремление к материальному благополучию и сексуальному удовлетворению. Это две ценности, которые они выделили. Каждый восьмой студент (13%) готов вступить в брак по расчету без любви. Каждый десятый (10%) готов вступить в половую связь за вознаграждение. Только четверть опрошенных считает необходимыми для России такие ценности, как уважение к закону и правопорядку», — сообщил П. А. Астахов в среду на заседании Общественного совета. Он добавил, что ценности, традиционные для России (доброта, великодушие, милосердие, терпение, уважение старших), занимают лишь нижнюю ступень ценностного рейтинга в системе оценки опрошенных.

«Тем не менее каждый четвертый из числа опрошенных первокурсников отметил необходимость преемственности традиций и культуры российского общества», — отметил омбудсман.

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «РБК»

СООБЩАЕТ

ВОЛОГОДСКОГО ДЕПУТАТА ОБСТРЕЛЯЛИ ПО ПУТИ НА «МАРШ МИЛЛИОНОВ»1

Депутат Законодательного собрания Вологодской области и председатель правозащитного общественного движения «Вместе» Д. подвергся нападению по пути в г. Москву на «Марш миллионов». Неизвестные в масках на двух машинах без номеров заблокировали дорогу автомобилю Д. Злоумышленники разбили в автомобиле все стекла и открыли по нему огонь: у него пробиты все четыре колеса. Кроме того, преступники залили несмываемой краской салон машины и самого оппозиционера.

Вместе с Д. на «Марш миллионов» ехала активистка Т. В результате обстрела она получила легкое ранение. Сам депутат не пострадал. При этом «Эхо Москвы» отмечает, что у Т. обнаружены обширные гематомы.

Предыдущая попытка вологодских оппозиционеров съездить в г. Москву на «Марш миллионов» также сопровождалась рядом неприятных происшествий. Как рассказал в своем блоге писатель В., накануне шествия, 6 мая, выяснилось, что ночью с автомобилей Т. и Д. были сорваны госномера. Кроме того, лобовые стекла машин оказались разбиты.

Вологодские оппозиционеры все же сумели выехать в г. Москву, но на выезде из Вологодской области их автобус был задержан ГИБДД. Пассажиров предупредили, что проверять их будут до самого вечера. Тогда желающие поучаствовать в «Марше миллионов» вышли на трассу и продолжили путь автостопом.

Дополнительный анализ:  Содержание нитратов в растительных продуктах питания и их влияние на здоровье человека – тема научной статьи по прочим технологиям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Когда вологжане добрались до г. Ярославля, электричка на г. Москву была задержана местной полицией. В МВД России поступил анонимный звонок. Неизвестный сообщил, что оппозиционеры якобы везут с собой оружие. Однако в ходе досмотра полицейские ничего не обнаружили.

СООБЩЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СКР

ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ КОНСТАНТИН ШИРШОВ, ПРОДАВАВШИЙ МАНДАТ ЗА 7,5 МЛН ЕВРО,

ПОЛУЧИЛ ПЯТЬ ЛЕТ1

Мосгорсуд сегодня вынес приговор депутату Государственной Думы, члену Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Ш., который пытался продать место в палате за 7,5 млн евро, сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ.

Судья С. признала парламентария виновным по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество) и назначила ему наказание в виде пяти лет колонии общего режима. Также, по информации пресс-службы Генпрокуратуры РФ, ему назначен штраф в 700 тыс. руб. Напомним, что гособвинение просило суд приговорить парламентария к шести годам колонии.

Как отмечал Следственный комитет РФ, в ходе допроса в качестве обвиняемого Ш. свою вину не признал и дал показания о том, что в гостинице «Националь», где происходила передача денег, оказался случайно. В феврале Ш. был лишен депутатской неприкосновенности, при этом инициатором процедуры выступил он сам.

До вынесения приговора Ш. находился под подпиской о невыезде. По информации ИТАР-ТАСС, Ш. был взят под стражу в зале суда.

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «РБК»

СООБЩАЕТ

ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН ТРЕБУЕТ ОСВОБОДИТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ ОТ СНИЛС И ИНН1

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал защитить права православных христиан, которые не хотят пользоваться электронными документами — такими, как ИНН или СНИЛС. С этим заявлением он выступил на заседании Общественного совета Роструда, которое прошло в г. Москве.

Чаплин признался, что он сам не имеет ИНН, однако законным образом получает зарплату и отчитывается перед налоговыми органами. «Люди, у которых нет ИНН, могут жить и вступать в гражданские отношения и без него. Отсутствие электронного документа у человека не может являться основанием для нарушения его трудовых прав», — заметил представитель РПЦ.

По его словам, «Союз православных юристов» собрал уже более 10 тыс. фактов нарушений конституционных прав граждан, связанных с отказом от использования электронных документов.

РПЦ настаивает на внесении изменений во все социально значимые законы страны и предлагает исключить из них положения об обязательности наличия у человека СНИЛС и других цифровых идентификаторов личности. Также православные христиане требуют закрепить в федеральном законодательстве положения об обеспечении прав граждан, не имеющих СНИЛС, на пенсионное обеспечение, выплату пособий, оказание медпомощи, распоряжение собственностью, трудоустройство. Кроме того, в РПЦ предлагают утвердить новый традиционный бланк паспорта без личных кодов и других средств автоматической идентификации личности.

2. Ситуационная комната

Данная деловая игра рассчитана на четыре — шесть часов.

Коллектив слушателей разбивается на несколько ситуационных комнат в составе шесть — восемь человек. Каждая из ситуационных комнат получает от преподавателя конкретную ситуацию для анализа (разрабатываются отдельно на основе актуальных проблем внутренней и внешней политики). Ситуационные комнаты получают необходимое (одинаковое) время для анализа ситуации и оформления его результатов. В заключительной части игры представители от каждой ситуационной комнаты докладывают результаты проведенного анализа. Преподаватель с участием всех участников игры подводит итог: отмечает положительные стороны и ошибки проведенной работы, оценивает, какая из ситуационных комнат лучше других справилась с заданием.

Ситуационные центры: что это такое[9]

Основное назначение ситуационных центров — это обеспечение эффективной консолидации, целенаправленного использования и развития организационных возможностей общества на основе широкого применения новейших информационно-аналитических методов и технологий как для оперативного управления крупными географическими областями, так и для их организационного строительства и развития.

Ситуационно-аналитический центр состоит из следующих четырех основных подсистем:

  • 1) аппаратно-программная среда общего назначения;
  • 2) подсистема методического обеспечения;
  • 3) комплекс средств специального обеспечения;
  • 4) объединенная подсистема баз данных и знаний.

Интеллектуальным ядром ситуационно-аналитического центра

является комплекс взаимосвязанных моделей, основными из которых выступают:

динамическая модель социально-технического или природного образования, решающего задачу собственного выживания и развития в окружающей его социальной и природной среде, способного не только адаптироваться к требованиям внешней среды, но и целенаправленно воздействовать на нее. При функционировании модели учитываются не только технические аспекты объектов управления, но и их особенности;

индикаторные модели критериального пространства, с которым взаимодействуют через свои входные и выходные информационные потоки все остальные модели ситуационного центра;

модели выявления проблемных ситуаций, раннего предупреждения и разработки мероприятий по их парированию и ликвидации негативных последствий;

информационные модели объектов управления на основе интерактивных баз знаний, которые представляются в ориентированном на руководителя виде и позволяют моделировать ситуацию, вырабатывать и представлять варианты оперативных решений и протоколов их разработки, осуществлять доведение принятых документов до руководителей и исполнителей, участвующих в решении конкретной проблемы, а также осуществлять текущий контроль за ходом выполнения программ;

система искусственного интеллекта для поддержки принятия долгосрочных и оперативных решений различных уровней на основе многосторонней стратегической компьютерной информации как средства поиска оптимального решения для всех заинтересованных сторон в соответствии с имеющимися у них ресурсами, возможностями и складывающимися условиями;

модель гибкого социально-экономического мониторинга, способного адаптироваться к динамике развития проблемной ситуации;

модель управления психической и физической активностью населения, способная оперативно представлять поведение людей в зависимости от сложившейся ситуации, с учетом их психофизиологических особенностей.

Из истории развития ситуационных центров1

Первый ситуационный центр для руководителей государства был создан под руководством Э. С. Бира в конце 1970-х гг. В настоящий момент в мире существует около 300 ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. Так, Президента США обслуживают четыре центра, несколько десятков центров существует в Европе, например, в Норвегии их 10. Один из самых технически оснащенных ситуационных центров находится в распоряжении Правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных, экономических и политических проблем.

В России одним из первых прообразов ситуационных центров стал созданный в 1986 г. оперативный штаб по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. На основе отработанных в нем решений был создан ситуационный центр руководства Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям.

Еще один ситуационный центр был создан в 1994 г. в Совете Безопасности при Президенте РФ. Он довольно успешно функционирует по сей день. Этот центр позволяет осуществлять мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая, таким образом, вырабатывать как оперативные, так и стратегические решения.

В феврале 1996 г. был введен в строй ситуационный центр в резиденции Президента РФ. Это довольно сложный программно-мультимедийный комплекс: три экрана размером 1,5 х 2 м, более 10 рабочих станций (студий нелинейного монтажа, графических станций, компьютеров для подготовки презентаций), мощный сервер, который хранит огромные объемы информации, а также набор различных инструментальных средств, позволяющих обрабатывать информацию и представлять ее Президенту РФ. При анализе ситуации Президентом РФ материал оперативно дополняется новыми данными, компьютер обрабатывает информацию и визуализирует на экране результаты моделирования. На их основе вырабатываются решения, которые доводятся до исполнителей средствами того же ситуационного центра.

Подробная информация о структуре и об организации деятельности наиболее значимых ситуационных центров носит закрытый или служебный характер. Однако некоторые материалы на эту тему можно найти в открытой печати[10].

3. Ситуационный анализ

Ситуационный анализ — разновидность структурированной дискуссии, направленной на анализ и прогнозирование развития острых внутриполитических и международно-правовых ситуаций. В качестве деловой игры ситуационный анализ имеет множество вариантов, различающихся по количеству участников, глубине проработки темы, времени работы экспертов, форме представления результата и т. д.

Процедура ситуационного анализа подразделяется на два этапа — подготовительный и рабочий.

На подготовительном этапе создается группа экспертов — участников игры; на основе структурирования проблемы формируется сценарий (порядок обсуждения) темы; создается редакционная группа для подведения итогов ситуационного анализа (написания, если потребуется, итогового документа — заключения, коммюнике); эксперты — участники игры знакомятся с проблемой (желательно, чтобы к этому моменту они уже имели на руках сценарный план ситуационного анализа — список вопросов и порядок их обсуждения); по каждому вопросу сценария назначается эксперт, который должен сделать «микродоклад» (не более 10 мин).

Рабочий этап ситуационного анализа начинается с разъяснения руководителем игры конкретной цели обсуждения, структуры и содержания сценария, регламента, прав и обязанностей экспертов, принципа анонимности высказываемых точек зрения. Эксперты делают доклады по закрепленным за ними вопросам, которые критически обсуждаются другими участниками (не более одного выступления по две минуты). Руководитель игры направляет дискуссию, не позволяя застревать на промежуточных вопросах и уходить от темы. Редакционная группа (к ней присоединяются наиболее активные участники ситуационного анализа) подводит итоги игры, при необходимости готовит итоговый доклад. Структура доклада в своей основе обычно соответствует структуре сценария, однако может быть расширена и обогащена за счет вопросов, всплывших в ходе дискуссии. Позиции участников отражаются в итоговом докладе в анонимной форме.

Примерные темы для ситуационного анализа

Переход России на болонскую систему.

Развитие международных молодежных движений.

Перспективы политической оппозиции в России.

Возвращение Крыма в состав России: международно-правовой аспект.

Перспективы развития отношений России и Украины.

Примерный регламент ситуационного анализа

Этап

Игра на 12 ч

Игра на 6 дней

1. Общая оценка ситуации. Является ли данная ситуация типичной, рядовой, особенной, чрезвычайной и т. д.? Общая оценка ее значимости: нормальная, угрожающая, опасная и т. п.

Два часа

Один день

2. Генезис ситуации. Причины возникновения данной ситуации. Пересечением каких «причинных цепочек» она порождена? Является ли данная ситуация необходимой, закономерной или случайной? В случае необходимости история вопроса изучается более глубоко: анализируются отдаленные причины возникновения ситуации, условия и предпосылки ее появления и др.

Три часа

Один день

3. Структура ситуации. Одна из возможных схем обсуждения: участники (их особенности и значение в данной ситуации); объекты (то, по поводу чего сложилась данная ситуация); отношения (наиболее существенные отношения между субъектами по поводу объекта данной ситуации)

Два часа

Один день

4. Динамика ситуации. Одна из возможных схем обсуждения: актуальное состояние ситуации и перспективы ее развития; факторы, определяющие динамику ситуации, оценка их значимости; прецеденты аналогичных ситуаций, их применимость к данной ситуации; возможные варианты развития ситуации и оценка их вероятности

Три часа

Два дня

5. Выводы и рекомендации по возможным действиям в данной ситуации с учетом вероятных сценариев ее развития

Два часа

Один день

6. Оформление итоговой аналитической записки или аналитического доклада

За рамками регламента

За рамками регламента

Пример ситуационного анализа

В ноябре 2003 г. в МГИМО (У) было организовано две сессии ситуационного анализа под руководством академика Е. М. Примакова[11]. В качестве экспертов выступили студенты магистратуры МГИМО (У). В ситуационных анализах принял участие ректор МГИМО (У), член- корреспондент РАН А. В. Торкунов.

Ситуационный анализ был проведен по оригинальной, многократно апробированной и показавшей свою эффективность методике, основы которой были созданы Е. М. Примаковым и его коллегами в 1970-е гг. во время работы в ИМЭМО.

Во время проведения мастер-класса Е. М. Примаков взял на себя основную долю работы, сделав ситуационный анализ обучающим. Но и магистрантам пришлось немало поработать, чтобы за короткий период разобраться в новых для них и весьма сложных проблемах. Как обычно бывает в реальной практической деятельности, эксперты-магистранты сами определяли, какие именно документы, факты, материалы использовать для анализа, как построить выступление и т. д. Перед началом ситуационного анализа они проводили интервью с экспертами внутри и вне Университета, имеющими различные точки зрения, что помогало сориентироваться в проблеме. Но подготовка каждого вопроса полностью оставалась за конкретным магистрантом, рабочая группа писала проект итогового текста, который потом обсуждали и уточняли все участники.

Надо признать, что не все магистранты смогли активно участвовать в этой работе. Для некоторых планка оказалась слишком высокой. В этом случае они сами выходили из группы. К счастью, таких оказалось меньшинство. В результате магистранты мастер-класса Е. М. Примакова получили ни с чем не сравнимые навыки анализа международной ситуации, а также навыки работы с итоговым текстом, в котором не только выверяется каждое слово, подыскиваются наиболее точные выражения, но и внимательно расставляются все знаки препинания.

Результаты ситуационных анализов опубликованы в трех номерах журнала «Россия в глобальной политике». На них можно встретить ссылки в научных изданиях, учитываются они и в практической сфере. Однако представляется, что результаты мастер-классов, проведенных Е. М. Примаковым, крайне важны не только с точки зрения полученных аналитических результатов, но и с методической и педагогической точек зрения.

Рекомендуемая литература по технологии ситуационных комнат

Колесников А. Плотина замедленного действия // Коммерсантъ. 2009. 18 авг.

Райков А. Ситуационная комната для поддержки корпоративных решений // Открытые системы. 2004. № 11(23).

Ракитов А. И., Бондяев Д. А., Романов И. Б. и др. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / отв. ред. А. И. Ракитов. М., 2009. С. 175—178.

Научно-практическая конференция «Ситуационные центры — решения и проблемы. Взгляд экспертов». 30—31 октября 2002 г. Тезисы выступлений. М., 2003.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector