Налоговые споры в Нидерландах и денонсация налогового соглашения с Российской Федерацией

Налоговые споры в Нидерландах и денонсация налогового соглашения с Российской Федерацией

19 мая российский парламент окончательно утвердил решение о денонсации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Нидерландами и РФ (далее — Соглашение), которое теперь ждет подписания президентом. В случае направления российской стороной уведомления о денонсации соглашения в срок до 30 июня 2021 года его действие прекратится с 1 января 2022 года, указано в документе.

С одной стороны, ожидающееся прекращение Соглашения – не лучшая новость и очередной шаг к ухудшению инвестиционного климата в РФ. С другой – изменения едва ли затронут подавляющее число россиян, живущих в Нидерландах, а для бизнеса по-прежнему будут открыты адекватные способы контроля за налоговой нагрузкой. В частности, голландское национальное законодательство само по себе позволяет в ряде случаев избегать двойного налогообложения и без наличия соглашений об избежании двойного налогообложения. Ниже мы рассмотрим основные последствия денонсации Соглашения.

Последствия для россиян — резидентов Нидерландов

Основные вопросы, с которыми сталкиваются физические лица в контексте международного налогообложения, — это налогообложение доходов от работы, дивидендов от бизнеса и недвижимости в собственности. Ниже рассмотрены основные ситуации налогообложения с учетом отсутствия Соглашения.

Дополнительный анализ:  Анализ курсовой бухгалтерской отчетности

Недвижимость в РФ

Налоговые споры в Нидерландах и денонсация налогового соглашения с Российской Федерацией

Если вы являетесь владельцем недвижимого имущества в России, Нидерланды в одностороннем порядке предоставят снижение налога в Box 3, и вы будете освобождены от уплаты налога на свой дом или квартиру в России. Право на освобождение от уплаты налога на недвижимость за рубежом в Нидерландах не зависит от того, нужно ли платить подоходный налог за границей или от размера этого налога.

Доход от долгосрочной аренды недвижимости в Нидерландах не подлежит налогообложению в Box 1, поскольку он не может быть приравнен к доходу от работы. Доход от пассивной аренды, накапливаемый на счетах, раз в год декларируется в Box 3. Мы подробно освещали этот вопрос на нашем вебинаре по Box 3, первая часть которого прошла 19 мая.

Доход от продажи недвижимости в РФ также не будет облагаться налогом в Нидерландах. Это снова не зависит от наличия Соглашения и факта уплаты налога в другой стране. Средства, полученные от продажи недвижимого имущества, впоследствии станут налогооблагаемыми в Box 3 в качестве сбережений по общим правилам голландского налогообложения.

Доход от работы, полученный в/из России

Если в стране происхождения дохода взимается налог, Нидерланды могут предоставить (частичное) освобождение от налога на иностранный доход. Размер этого освобождения рассчитывается исходя из соотношения иностранного дохода и дохода, полученного в Нидерландах. Фактически оплата налога не проверяется, а размер уплаченных в другой стране налогов не влияет на размер освобождения в Нидерландах. Заранее просчитать точный размер освобождения исходя из конкретных вводных данных можно, обратившись к нашим налоговым консультантам.

Дивиденды, полученные от российской компании

Налоговые споры в Нидерландах и денонсация налогового соглашения с Российской Федерацией

При отсутствии соглашений об избежании двойного налогообложения Нидерланды принимают в зачет иностранный налог на дивиденды только в случае, если он уплачен в одной из развивающихся стран из закрытого перечня. Россия в данный момент в их число не входит. Таким образом, при выплате дивидендов резиденту Нидерландов российская компания обязана удержать налог на дивиденды нерезиденту в размере 15%, далее в Нидерландах дивиденды должны быть задекларированы в Box 2 по ставке 26,9 % (на 2021), кроме случаев, когда вы используете освобождение от декларирования Box в силу 30% рулинга.

Для того, чтобы подобная переплата не происходила, необходимо соответственно адаптировать структуру владения. Свяжитесь с нами для получения информации о конкретных опциях или индивидуального анализа вашей ситуации.

Таким образом, в налогообложении физических лиц прекращение Соглашения изменит в большей степени порядок налогообложения дивидендов. Это не отменяет возможностей комфортного налогового структурирования и после денонсации. Для остальных объектов налогообложения у резидентов Нидерландов расторжение Соглашения не влечет критичных изменений.

Последствия расторжения Соглашения для юридических лиц

Денонсация соглашения способна изменить расклад в налоговых механиках при выплате дивидендов, процентов по займам и роялти (доходов от авторских прав и лицензий). Именно эти виды платежей наиболее распространены при выборе Нидерландов в качестве юрисдикции для компаний с пассивным доходом и холдингов. Рассмотрим ниже несколько возможных сценариев:

1. Выплата дивидендов из РФ в Нидерланды.

Российская компания удерживает налог на дивиденды в адрес нерезидентной компании в размере 15% от общей суммы дивидендов. В Нидерландах полученные дивиденды налогом на прибыль компании не облагаются.

2. Выплата дивидендов из Нидерландов в РФ.

При выплате в Нидерландах необходимо удержать 15% налога, в России дивиденды дополнительно не облагаются налогом на прибыль при соблюдении определенных условий, предусмотренных законодательством РФ.

3. Выплата роялти и/или процентов по договорам займа из РФ в Нидерланды облагается 20% налогом.

В Нидерландах полученный доход не освобождается от налогообложения налогом на прибыль.

4.Выплата роялти  и процентов из Нидерландов в Российскую Федерацию.

Россия не входит в список низконалоговых или не сотрудничающих юрисдикций, поэтому Нидерланды при выплате роялти или процентов не будут удерживать налог у источника (“withholding tax”). В России полученные доходы будут облагаться налогом на прибыль.

Выводы

В новых условиях необходимо позаботиться о заблаговременной оценке того, как денонсация Соглашения повлияет на ваш бизнес и активы. В ряде случаев может потребоваться определенная адаптация структуры или логики движения средств.

Одним из универсальных решений может быть релокация операционной и холдинговой компании в одну юрисдикцию (Нидерланды), что значительно упрощает управление бизнесом и соответствует современным тенденциям к упрощению корпоративных структур. Параллельно может быть решен вопрос смены налогового резидентства бенефициаров на нидерландское и перевод активов в Европу.

Очевидно, что для каждой ситуации необходим индивидуальный план, который в полной мере учтет специфику бизнес-процессов и стратегию собственника. Мы открыты для анализа ваших личных и предпринимательских налоговых последствий и поиска подходящих решений. Наряду с налогами и корпоративным правом в нашу компетенцию входят вопросы релокации бизнеса и эмиграции в Нидерланды.

Если у вас остались какие-либо вопросы, заполните контактную форму ниже, мы с радостью вам поможем!

Авторы статьи: Сергей Граф и Ольга Лукашева — юристы Nalog.nl

06 декабря 2020, 23:01 /

Эксклюзивно по подписке

Нидерланды отказались последовать примеру Кипра

Россия денонсирует соглашение об избежании двойного налогообложения с Нидерландами

Налоговые споры в Нидерландах и денонсация налогового соглашения с Российской Федерацией

Амстердам не пошел навстречу Москве в вопросах налогообложения / Анна Ратафьева / Ведомости

Министерство финансов объявило о начале разработки федерального законопроекта для денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. «Минфин России провел несколько раундов переговоров с минфином Королевства Нидерландов по внесению изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения между странами в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, – говорится в сообщении российского министерства. – Минфин предложил нидерландской стороне условия, аналогичные тем, которые были уже согласованы с Кипром, Люксембургом и Мальтой, однако переговоры не увенчались успехом».

Как отмечает Минфин, существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке в 2–3%, тогда как соответствующая ставка в России в разы выше: например, для юридических лиц – 15% по дивидендам и 20% по процентам. В результате в 2017 г. в Нидерланды в виде выплат процентов и дивидендов было выведено 457 млрд руб., в 2018 – более 412 млрд руб., а в 2019-м – более 339 млрд руб.

Напомним, 25 марта в ходе обращения к россиянам в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, президент Владимир Путин поручил повысить налоги для прибыли и процентов, выплачиваемых за рубеж, до уровня ставок, которые работают внутри страны. Если какая-то из стран будет против таких изменений, президент заявил о необходимости разрыва таких соглашений. С целью выполнения поручения президента Минфин инициировал пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с Кипром, Нидерландами, Мальтой и Люксембургом. Всем этим странам были направлены предложения российской стороны по повышению налогов на дивиденды и проценты до 15%.

Кипр вначале отказался от таких условий, и российский Минфин заявил о разрыве СОИДН.

После чего Никосия пересмотрела свою позицию, соглашение было пересмотрено, а новые условия согласованы. Последующие переговоры с Мальтой и Люксембургом проходили не столь оживленно, и соглашения были достигнуты на условиях, аналогичных кипрским.

Однако эксперты указывают, что в переговорной позиции России с Нидерландами есть существенные отличия: старт разрыва соглашения с Кипром был устным, тогда как в отношении Голландии начата разработка федерального закона. «Данный документ может не дойти до стадии рассмотрения Госдумой, – предупреждает заместитель руководителя практики «Международное право и налоги» «Лемчик, Крупский и партнеры» Антон Тарунтаев. – Камнем преткновения может стать оценка регулирующего воздействия, так как финансовые выгоды РФ от денонсации СОИДН с Нидерландами не очевидны».

«Голландия гораздо менее чувствительна к возможным последствиям денонсации СОИДН, и такая угроза будет не очень весома в отношении голландской экономики, которая лишь в полтора раза меньше российской», – уточняет партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов.

Риски для России от разрыва СОИДН с Нидерландами достаточно высоки. «Например, российские налоговые органы не смогут воспользоваться механизмом обмена информацией, предусмотренным соглашением, – отмечает партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова. – Этот механизм очень широко используется российскими налоговыми органами в рамках проверок российских налогоплательщиков. Также российские компании, инвестирующие за рубеж через холдинги в Нидерландах, будут подлежать более высокому налогообложению при распределении дивидендов из Нидерландов в Россию (ставка увеличится до 15% на дивиденды) и проч. Многие российские компании, привлекавшие финансирование в нидерландских банках, столкнутся с более высокими налогами при выплате процентов (20% против 0% сейчас), что ляжет дополнительным бременем на российских заемщиков».

Сейчас Нидерланды являются второй после Кипра юрисдикцией по количеству компаний, получающих дивиденды и проценты от российских организаций. «По данным базы СПАРК, в 2019 г. не менее 1250 российских компаний имели в составе своих акционеров голландские юридические лица», – подсчитал Тарунтаев.

Пострадать могут и российские компании с госучастием. «Разрыв СОИДН с Нидерландами может негативно сказаться на крупных российских группах, в том числе с государственным участием, – предупреждает партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. – Как правило, эта страна используется для создания субхолдингов для инвестирования в иностранные активы. Сегодня при распределении дивидендов от таких компаний в РФ применяется освобождение от налога на доходы у источника выплаты, но обязательным условием для его применения в Нидерландах является наличие СОИДН со страной получателя дохода. После денонсации налогового соглашения освобождение больше не будет применяться. Это значит, что дивиденды будут облагаться 15%-ным налогом в Нидерландах. Для бизнеса это станет дополнительной нагрузкой, причем налоги будут уплачиваться в голландский бюджет, не в российский».

В итоге разрыв СОИДН увеличит для российских компаний стоимость получения голландского финансирования и технологий на 20%, предупреждает Вахитов. «Это приведет к кардинальному повышению налогового бремени безотносительно к тому, насколько нидерландские компании в действительности осуществляют декларируемый функционал – холдинга, финансовой компании или центра экспертиз по разработке и развитию нематериальных активов группы», – предупреждает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев.

Эксперты уверены, что в Минфине тоже полностью осознают возможные негативные последствия от денонсации СОИДН с Нидерландами, поэтому рекомендуют всем заинтересованным лицам дождаться дальнейшего развития событий. «Даже если соглашение будет отменено, это произойдет только с 2022 г., так как текст договора об избежании двойного налогообложения требует шестимесячного уведомления, да и в самой карточке законопроекта указано, что работа над ним продлится до весны 2021 г.», – успокаивает партнер практики международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов.

В 2020 году Апелляционный суд Гааги, отменив решение первой инстанции, оставил в силе решение Гаагского арбитража от 2014 года, в котором Российской Федерации было предписано выплатить компенсацию в размере около $50 млрд трем бывшим крупным акционерам нефтяной компании ЮКОС, напоминает пресс-служба Верховного суда Нидерландов.

Слушания в Верховном суде состоялись 5 февраля 2021 года. Защита российской стороны утверждала, что страна не может считаться связанной арбитражной оговоркой, содержащейся в Договоре к Энергетической Хартии (ДЭХ), в условиях, когда этот международный договор не был ратифицирован, сообщил тогда Минюст.

В этом сюжетеСуд отменил решение о выплате Россией более $50 млрд по делу ЮКОСа5 ноября, 13:19

Адвокаты настаивали, что российский парламент должен был ратифицировать юрисдикцию международного арбитража на отношения между российским государством и инвесторами, что прямо подразумевает ДЭХ. А временное применение в этом случае положений об арбитраже противоречит как нормам международного права, так и базовому принципу разделения властей.

Один из ключевых экспертов, который формулировал правовую позицию России в части юрисдикции, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов считает, что Верховный суд несправедливо не учел довод о юрисдикции. «В любом случае, на мой взгляд, то, что Верховный суд поддержал содержательную часть жалобы и направил дело на новое рассмотрение, — это здорово», — отметил Белов.

Один из основных аргументов, который как раз был поддержан судьями, состоял также в том, что «инвестиции» истцов были осуществлены в результате противоправных действий в ходе приватизации ЮКОСа и последующего вывода акций и денег через подставные компании в офшорных юрисдикциях. А это противоречит публичному порядку Нидерландов и Европейского Союза, а также международным договорам в сфере борьбы с коррупцией и легализацией преступных доходов. ДЭХ не может защищать «инвестиции», которые фактически являлись выводом денег из Российской Федерации для целей отмывания и ухода от налогов, а компании-пустышки истцов не могут расцениваться как иностранные инвесторы.

Как отметил в заключительном выступлении в то время заместитель министра юстиции РФ, представитель при ЕСПЧ Михаил Гальперин, бенефициары истцов дважды недобросовестно обогатились за счет активов ЮКОСа: первый раз — когда с помощью взяток и мошенничества приобрели ее за бесценок в середине 1990-х, второй раз — когда в начале 2000-х вывели из нее миллиарды долларов с помощью офшорных схем, налоговых и корпоративных манипуляций.

«Теперь они хотят сделать это в третий раз, требуя от вас подтвердить правомерность взыскания беспрецедентной суммы в $57 млрд из российского бюджета, лишив государство необходимых средств на выплату социальных пособий, поддержку здравоохранения, защиту окружающей среды и на исполнение других публичных обязательств государства перед 140 миллионами граждан России», — подчеркнул Гальперин.

Чиновник также напомнил, что Европейский суд по правам человека в 2011 году единогласно подтвердил, что компания ЮКОС не была подвергнута дискриминации и политическому преследованию, а российские власти не злоупотребляли своими полномочиями и никогда не использовали их для того, чтобы уничтожить компанию и захватить ее активы. ЕСПЧ также признал, что как раз менеджмент ЮКОСа использовал незаконные схемы ухода от налогов.

Наконец, российский представитель подчеркнул, что истцы злоупотребили правом на обращение в международный арбитраж и нидерландские суды, поскольку это де-факто внутрироссийский налоговый спор между российскими предпринимателями Ходорковским, Невзлиным и другими, действовавшими через офшорные компании, и российскими налоговыми органами. По словам Гальперина, истцы все эти годы фальсифицировали доказательства и сознательно вводили арбитраж и нидерландских судей в заблуждение.

В результате Верховный суд Нидерландов принял во внимание основной аргумент российской стороны о мошеннических действиях акционеров ЮКОСа в арбитражной процедуре и признал, что апелляционной суд незаконно не вынес по этому поводу решение по существу.

Россия ведет переговоры с Нидерландами об изменении Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашение). Переговоры эти не могут похвастаться большими успехами. С одной стороны, очевидно, что нидерландская сторона не готова принимать российскую позицию, основанную на протоколах к соглашениям с Кипром, Люксембургом и Мальтой. С другой стороны, у России нет какой-либо альтернативы подходу в этих протоколах. Такая диспозиция заводит переговоры в тупик, а вслед за ними – и бизнес двух стран. Попытка Минфина России ободрить диалог подготовкой законодательной почвы для денонсации Соглашения большого влияния на ход таких переговоров вряд ли окажет: сторонам остро требуется найти в планируемых изменениях общие интересы. Есть ли они и к каким поворотам в изменениях готовиться бизнесу?

Почему Нидерланды?

Изменение Соглашения – результат выступления президента Российской Федерации В.В. Путина 25 марта 2020 г., в котором было сказано:

  • о необходимости повысить налогообложение дивидендов;
  • о борьбе с транзитным характером вывода такого дивидендного дохода.

Правительству было поручено сначала определить страны, через которые таким «транзитом» проходит наибольшее количество денежных средств.

Несколько стран были выбраны сразу – это Кипр, Мальта и Люксембург. Их общее соответствие поставленным задачам понятно, транзитный характер движения инвестиций через эти страны – достаточно распространенное явление, особенно если мы возьмем для примера Кипр. Другое дело Нидерланды – голландская юрисдикция при всем ее «холдинговом» характере не может быть прямо отнесена к числу транзитных. Даже недавнее исследование МВФ подтвердило, что эта страна является одной из лидеров реальных прямых инвестиций. Это подтверждает и статистика Банка России: колебания притока и оттока капитала в отношениях с Нидерландами почти отсутствуют, данная страна все время в плюсе, то есть ее инвестиции перекрывают отток денежных средств из России. По Люксембургу и Кипру картина за последние пару лет прямо противоположная.

Что же это означает? Как следует из сообщений Минфина России и выступления вице-премьера правительства Алексея Оверчука, Россия в первую очередь анализирует строку выбытия капитала, а не общий платежный баланс с соответствующей страной. Тем самым не проводится анализ эффективности прямых инвестиций бизнеса из другой страны (в данном случае, Нидерландов), а значит, Россия де факто не хочет выхода капитала из страны здесь и сейчас, независимо от влияния этого фактора на будущие инвестиции.

Это в том числе объясняет потенциальное появление в перечне стран Швейцарии, с которой, правда, пока переговоры не начаты.

Почему позиция России непонятна?

Неясность позиции России объясняется ее двойственностью. Защищается цель сохранения капитала внутри страны, но в то же время выбираются лица, которые в исключительном порядке могут применять пониженные ставки, как будто только они могут гарантировать не использовать выведенные из России доходы в транзитных целях.

В такой двойственной позиции каждая из сторон противоречит другой и мешает стране-партнеру (в данном случае, Нидерландам) правильно реагировать и предлагать взаимовыгодные решения.

Предложенные Россией в протоколах исключения по своей сути – упрощенные ограничения по применению льгот. Соответствующая категория также есть в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция), которая ратифицирована Российской Федерацией и начала действие в отношении ряда соглашений с 1 января 2021 года.

Но в Многосторонней конвенции категории получателей, заслуживающие быть в списке исключений, иные – они гораздо шире и, что главное, везде есть существенная связь между получателем дохода с льготным налогообложением и государством его резидентства (стороны Соглашения). То есть порядок формирования лиц-исключений имеет стройную логику и базируется на плане BEPS, разработанном ОЭСР.

Например, активный частный бизнес, соответствующий всем благим целям льготных ставок в Соглашении, с точки зрения BEPS находится в протоколах в необоснованной оппозиции, так же, как и специализированные частные дочерние структуры, через которые, как правило, строится весь международный бизнес крупных публичных корпораций.

Этим объясняется отсутствие прогресса в переговорах: стороны пытаются решить разные задачи.

Чего ожидать дальше?

Насколько можно судить по комментариям Минфина России и его представителей, позиция России о минимальном применении пониженных ставок в измененных соглашениях принципиальна. Да и логика сохранения капитала в экономике страны это подтверждает. Поэтому ожидать принципиального изменения позиции в изменениях Соглашения с Нидерландами не приходится.

Процесс Минфин намерен разорвать налоговое соглашение с Нидерландами

В свою очередь, денонсация Соглашения и двойное обложение налогом всех трансграничных операций между двумя странами более вероятны. Пока Нидерланды не готовы принимать первоначальную позицию России. Для прогресса потребуются какие-то корректировки. Если их не будет, то по риторике понятно, что Россия готова проявить принципиальность и разорвать Соглашение. Хотя хочется верить, что в правительстве РФ этого не хотят и понимают, насколько это невыгодный шаг для экономики.

Наконец, подписание протокола с определенными корректировками, чтобы в корне не отойти от уже подписанной с тремя странами позиции, возможно, самый желанный и, хочется верить, вероятный исход переговоров. Например, возможно было бы расширить положения о публичных компаниях за счет включения в их состав компаний с котирующимися депозитарными расписками, а также рассмотреть вопрос включения в состав исключений частных компаний, входящих в крупные международные группы и являющихся дочерними, полностью подконтрольными публичным компаниям, присутствующим на бирже.

Предложенные варианты развития событий носят исключительно прогнозный характер, а как будет на самом деле, мы узнаем уже скоро. В любом случае 2021 год Россия и Нидерланды проживут по старым правилам.

Тема налогов непроста даже у себя на родине, а что уж говорить об иммиграции и жизни в другой стране, где все законодательство, в том числе и налоговое, дается на принятом в ней государственном языке. Иногда таких языков бывает два или три, но ситуацию это, как правило, не меняет – даже тогда актуальную информацию найти не так-то просто, а понять и разобраться с присущими налогообложению нюансами – так это уж совсем «книга за семью печатями». Не переживайте – мы прочтем ее вместе!

Именно поэтому в данной статье мы собрали для вас основные сведения о налогах в Нидерландах с объяснениями и примерами. Поехали!

Немного о подходах к классификации налогов

Подойти к классификации налогов можно по-разному. Например, их можно разделить на тех, кто их платит: физические лица (particulieren), индивидуальные предприниматели (EMZ/ZZP’s) или юридические лица (BV, NV enz). Или сгруппировать их исходя из того, кто эти налоги начисляет: налоговая служба (общегосударственные налоги) или ваш муниципалитет (местные налоги).

Мы в этой статье будем придерживаться второго принципа категоризации, не забывая упомянуть, для кого эти налоги актуальны.

Кроме того, мы в данной статье не будем конкретизировать – это налог (belasting) или сбор (heffing) или расходы (lasten), а будем все данные категории именовать налогами.

Согласно еще одной классификации налоги делятся на постоянные, которые необходимо оплачивать с установленной периодичностью, например, налоги на заработную плату или налог на добавленную стоимость, и на налоги, которые вы платите одноразово, например, налог на покупку автомобиля или недвижимости.

Некоторые налоги привязаны к субъекту (конкретному человеку), например, подоходный налог (его должны платить все работающие резиденты Нидерландов), а есть налоги, которые платятся при определенном условии. Так, налог на машину платится только в том случае, если у вас есть машина, налог на собаку платится, если у вас есть собака и если ваш муниципалитет этот налог собирает.

Какие существуют налоги в Нидерландах?

В Нидерландах, также как и во многих других странах, первоочередное упоминание о налогах и налогообложении дается в статье 104 Конституции – Основном Законе (De Grondwet, art. 104: Belastingen).

И, как мы уже упоминали, налоги может взимать непосредственно налоговая служба Нидерландов (Belastingdienst) или же муниципалитеты (gemeenten). При этом, для первого типа налогов государством установлено буквально все: конкретные ставки и правила их уплаты. Это определено как Основным Законом, так и отдельными Законами, касающимися каждого общегосударственного налога, текст которых можно найти по ссылке.

Налоги же местного значения могут отличаться в разных муниципалитетах. Это происходит потому, что в Законе оговорено лишь наличие самого налога, но не его конкретные ставки или тарифы.

Налоги, взимаемые налоговой службой Нидерландов (rijksbelastingen)

К общегосударственным налогам, которые находятся в ведении Belastingdienst, относятся, в первую очередь:

  • подоходный налог (inkomstenbelasting),
  • налог на прибыль (vennotschapsbelasting),
  • налог на добавленную стоимость – НДС (omzetbelasting/belasting toegevoegde waarde — btw),
  • налоги на заработную плату (loonbelasting/loonheffingen),
  • налог на дивиденды (dividendbelasting),
  • акцизы (accijns),
  • налог на дороги/транспортный налог (motorrijtuigenbelasting — mrb),
  • и еще несколько небольших налогов.

Ставки этих налогов установлены одинаковые для всех и, в случае применимости к вам данного налога, начисление и уплата его обязательна. Так, если у вас есть доход, то вы платите подоходный налог, если есть продажи, то вы платите НДС и так далее.

Принимает законы об общегосударственных налогах Министерство финансов Нидерландов (Ministerie van Financiën). Взимаются эти налоги, как уже говорилось, налоговой службой (Belastingdienst), которая также следит за тем, чтобы налогоплательщики знали о своих налоговых обязательствах. Например, она рассылает знаменитые «синие конверты» с напоминанием об обязательной подаче годовой налоговой декларации.

Общегосударственные налоги состоят из прямых и косвенных. К прямым налогам относятся налоги, которые вы платите сами, например, подоходный налог, налог на дивиденды или наследство. Косвенные налоги, как правило, включены в стоимость товаров или услуг, тем самым увеличивая их себестоимость. К таким налогам можно отнести, например, НДС или акцизы.

Больше о каждом из общегосударственных налогов можно прочесть, пройдя по ссылке.

Налоги, взимаемые муниципалитетом (gemeentelijke belastingen)

Это — налоги местного значения, к которым относятся (обратите внимание, что в каждом муниципалитете какие-то из перечисленных ниже налогов могут отсутствовать, а какие-то могут быть добавлены – для уточнения данных советуем вам обратиться непосредственно на сайт вашей gemeente):

  • налог на недвижимость (onroerendezaakbelasting — OZB),
  • налоги на обустройство территории: —  на вывоз мусора (afvalstoffenheffing) —  на канализацию (rioolheffing) —  на стрижку газонов на общественной территории муниципалитета и т.п.
  • налог на собак (hondenbelasting),
  • туристический налог (toeristenbelasting),
  • налог на рекламу (reclamebelasting),
  • налог на поддержание всех каналов в чистоте и порядке (waterschapbelasting/waterschaplasten) и т.д.

Местные налоги взимаются ежегодно муниципалитетом, в котором вы проживаете. Они поступают в бюджет муниципалитета, и он их сам распределяет.

Причина существования этих налогов проста – ведь все мы пользуемся общими/коммунальные объектами, такими как улица, канализация, служба уборки мусора или уличное освещение. И, естественно, за все эти объекты нужно платить, и жители вносят часть на их поддержание (как правило – 1/3), остальную же сумму доплачивает правительство Нидерландов.

Где-то налоги выше, но возможно поэтому там и чище.

Например, налог на собак. На эти деньги устанавливаются урны (иногда еще и ящички с пакетиками), куда можно выбросить то, что вы убрали после своей собаки. Чистят такие урны на эти же деньги. Ну а если в вашем муниципалитете налог не взимается, то в данном случае вся уборка происходит на деньги муниципалитета. Более подробно общую информацию о данном налоге можно посмотреть здесь (кстати, это практически единственный из местных налогов, о котором идет упоминание на сайте налоговой службы)

Сюда же можно отнести и такой важный и специфичный именно для Нидерландов налог как waterschapbelasting, сумма которого варьируется от муниципалитета к муниципалитету. Он был введен довольно давно в связи с тем, что в стране регулярно происходили наводнения. Тогда же было решено, что все должны позаботиться об общей безопасности. И, действительно, после 1953 года, когда было последнее серьезное наводнение, больше это не повторялось, хотя Нидерланды и продолжает находиться ниже уровня моря. Так что деньги налогоплательщиков явно тратятся с пользой для общества. Этот налог платит как собственник жилья, так и каждый реально проживающий по этому адресу (то есть, зарегистрированный там) человек.

Другие местные налоги, с которыми вам точно придется столкнуться — это налоги на вывоз мусора и на канализацию. Они начисляются муниципалитетом и рассчитываются в зависимости от количества прописанных в доме людей.

Когда и как платить разные виды налогов?

Сначала остановимся на основных общегосударственных налогах.

Подоходный налог платится раз в год после подачи налоговой декларации только физическими лицами и индивидуальными предпринимателями (их годовая декларация состоит из двух частей – предпринимательской и личной). Подать декларацию необходимо до 30 апреля года, следующего за отчетным (например, за 2021 год нужно будет отчитаться до 30.04.2022 года). После этого налоговая служба обрабатывает полученную информацию и, как правило, в течение следующих 3-х месяцев вам приходят два решения – предварительное (voorlopige aanslag) и окончательное (definitieve aanslag). После того, как окончательное решение пришло, у вас есть 6 недель, чтобы заплатить налог –срок его оплаты всегда указан в решении налоговой службы. Также подоходный налог можно платить авансом (частями или единоразово в течение текущего года) в случае, если вы предполагаете, что сумма налога к оплате по концу года будет достаточно большой. Это делается через подачу авансового отчета – вы можете сделать это самостоятельно, пройдя по ссылке, или можете попросить нас вам в этом помочь, оставив заявку на сайте или позвонив.

Если вам сложно сразу заплатить всю сумму налога, получившуюся по результатам годовой налоговой декларации, то возможно запросить у налоговой отсрочку данного платежа. На 4 месяца ее дают практически всегда. Если же вы хотите получить отсрочку на более длительный срок, то вам необходимо будет доказать налоговой службе реальные сложности в выплате вами налога за 4 месяца. В случае возникшей у вас необходимости в запросе такой отсрочки, компания Nalog.nl с удовольствием поможет вам в этом.

Налог на прибыль платят только юридические лица, например, BV или NV. Оплачивается он один раз в год, и также, как и подоходный налог, его можно платить авансом. Сроки подачи декларации и оплаты налога примерно такие же, как и для подоходного налога, только в случае налога на прибыль подать декларацию надо до 1 июня года, следующего за отчетным. Отсрочка платежа также возможна.

НДС начисляет и платит только бизнес (индивидуальные предприниматели и юридические лица). Стандартный период отчетности – квартал. Но, исходя из различных критериев и конкретных случаев, налоговая служба может установить ежемесячный или ежегодный срок отчетности по данному налогу, либо можно запросить освобождение от НДС на основании осуществления определенных видов деятельности или воспользовавшись правилом KOR (kleineondernemersregeling) Оплачивается результат по отчету НДС в течение месяца после окончание отчетного периода (например, оплатить налог за 3-й квартал (июль-сентябрь) необходимо до 31 октября).

Налоги на зарплату (туда же входит и все социальное страхование) ежемесячно удерживаются работодателем из заработной платы своих работников. Но нужно понимать, что в течение календарного года эти суммы удерживаются и оплачиваются авансово, окончательный же расчет этих налогов происходит при заполнении годовой налоговой декларации физического лица.

Налог на дороги – это налог для тех, у кого есть (т.е. на кого зарегистрировано) автотранспортное средство (легковой или грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл и т.п.). Начисляется он раз в квартал исходя из: вида используемого топлива, веса и типа транспортного средства и провинции, в которой зарегистрирован владелец. Оплачивать его можно также раз в квартал или ежемесячно, предварительно уведомив об этом налоговую службу. Этот налог можно рассчитать, пройдя по ссылке. Больше о транспортном налоге и его разновидностях можно прочесть здесь.

А вот налоги местного значения начисляются и приходят в начале года, где-то в феврале, после того как муниципалитет пересчитает количество прописанных людей и утвердит стоимость (WOZ-waarde) дома/апартаментов на конец отчетного года. Эта стоимость определяется ежегодно, исходя из требований Закона об оценке недвижимого имущества (Wet waardering onroerende zaken — WOZ) . Посмотреть WOZ—waarde каждого жилого дома в Нидерландах можно здесь

Показатель WOZ—waarde очень важен для многих видов налогов. Например, исходя из него рассчитывается налог на недвижимость. Но вы оплачиваете данный налог только в том случае, если вы являетесь собственником жилья (купили или взяли его в ипотеку), а не его арендатором.

Местные налоги можно платить, разделив начисленную сумму на две части и заплатив первую часть в марте, а вторую — в конце апреля. Кроме того, можно подать запрос на ежемесячную оплату, что возможно при условии автоматического списания платежей с вашего банковского счета. И это может быть очень удобно, так как вы не платите большую сумму сразу, а оплачиваете небольшие взносы раз в месяц. Такой способ оплаты будет автоматически продлен и на следующий год, и далее до тех пор, пока вы не подадите отдельный запрос на остановку таких автоматических списаний.

И, возможно, кому-то будет крайне необходима следующая информация — большинство налогов муниципалитета можно не платить, если вы совсем стеснены в средствах. Это называется освобождение от уплаты (kwijtschelding), получить которое можно, обратившись непосредственно в свой муниципалитет. Больше об этом можно прочесть, пройдя по ссылке.

Более подробно остановимся на оплате налога на собак. Его сумму можно посмотреть на сайте своего муниципалитета, и там же узнать на какое количество собак, имеющихся у одного владельца, он распространяется. Да, этот налог вы платить обязаны, но муниципалитет, конечно же, не ходит по дворам и не считает собак, а он, как правило, запрашивает информацию у ветеринаров. И – небольшой лайфхак от Nalog.nl — если вы завели собаку в конце года и не успели зарегистрировать ее у ветеринара, то за этот год налог можно не платить, а начинать его оплачивать только со следующего.

И, в заключение обзора по местным налогам можно сказать, что пока муниципалитет не прислал вам письмо о том, что вы должны что-то платить, то можно и не платить — штрафов за это нет. Муниципалитет может только доначислить налог за прошлый год. Это может быть важно для тех, кто недавно приехал/переехал и не знал о каком-то виде местных налогов, существующем в данном муниципалитете.

Немного о других видах налогов

Налоги на ввоз товаров/налоги на импорт (belastingen bij invoer) состоят из импортных пошлин ((invoerrechten), НДС и акцизов. Пошлины на ввоз берет таможня, и список товаров, подпадающих под пошлину довольно большой. Важно быть внимательным, когда вы покупаете что-то из-за границы Нидерландов — может так случиться, что вы купите недорогой товар на Aliexpress или на Amazon, но потом придется заплатить больше за ввоз.

Подробнее об этом читайте здесь , здесь и здесь

Обращаем ваше внимание, что все указанные выше ссылки по налогам на ввоз товаров даны по информации, размещенной там в текущий момент времени. Так, в настоящее время посылки стоимостью до 22 евро в Нидерландах освобождены от НДС на импорт. Однако, это освобождение истечет 1 июля 2021 года, и с этого момента весь импорт товаров, независимо от их стоимости, будет облагаться импортным НДС Евросоюза.

Кроме уже упомянутых в данной статье налогов существуют, например, некоторые небольшие налоги, которые уже включены в стоимость услуг, например, налоги на самолеты, страховки и т.п. Иными словами, их уже включили в цену реализации фирмы, которые нам эти услуги продают, и потому мы о них даже не задумываемся. Так, например, бензин в Нидерландах дороже чем в Германии, потому что здесь выше акциз и т.п.

Подытоживая обзор, мы хотим вам напомнить – здесь не рассматривались абсолютно все налоги Нидерландов, и данный материал является не учебным, а познавательным для широкого круга читателей. Однако, мы планируем в дальнейшем останавливаться на каком-то отдельном налоге или группе налогов более подробно, особенно если это будет связано с изменениями в методах их исчисления, сроках уплаты или с какими-либо другими нововведениями.

Чтобы определить, какой именно налог вам пришел, посмотрите сначала, кто прислал вам данное письмо – налоговая или муниципалитет. Если письмо пришло от налоговой, то справа вверху всегда пишется вид/название налога, о котором идет речь. Если это, например, motorrijtuigenbelasting, то это имеет отношение к автомобилю, и тогда обязательно смотрите на госномер (kenteken) машины, указанный в пришедшем письме — ваша ли это вообще машина и т.п.

Кроме налогов иногда приходят штрафы, и в этом случае тоже важно смотреть, кто их прислал.

Поэтому, прежде чем паниковать:

  • Проверьте, что это письмо действительно вам.
  • Посмотрите, что это за сорт/вид налогов или штрафов.
  • И только потом можете впадать в панику, но все-таки лучшим выходом из ситуации будет найти грамотного консультанта и доверить дело ему.

Если же вы считаете, что налог или штраф начислен вам несправедливо, или вы просто не можете понять, что это — обращайтесь к нам. Nalog.nl — ваш бухгалтер в Нидерландах, и мы поможем разобраться с налогами и штрафами и, при необходимости, оспорить.

А для того, чтобы мы смогли вам помочь, обязательно сфотографируйте письмо целиком со всех сторон — и в этом случае мы сможем рассказать вам, что же вам пришло и что с этим делать.

Мы всегда с вами – звоните, пишите, приезжайте!

Минфин предложил смягчить удар от разрыва налогового соглашения с Нидерландами

Свои предложения ведомство направило в правительство

Налоговые споры в Нидерландах и денонсация налогового соглашения с Российской Федерацией

Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин предложил правительству способ смягчить последствия разрыва соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами для бизнеса. Свои предложения ведомство направило в правительство. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь – заместитель министра финансов Алексей Сазанов, передал корреспондент «Ведомостей».

«Все-таки для инвесторов, которые уже вложились в эти бизнесы, розничных инвесторов не должно происходить ухудшение условий. Мы готовы были на уровне российского налогового законодательства какие-то для них преференции сохранить. Но только для тех, кто исторически там находился с большой долей розничных инвесторов по аналогии с теми условиями, которые мы предусматривали при пересмотре соглашений с Кипром, Мальтой, Люксембургом», – сказал Сазанов.

Конкретное решение пока не принято. «Мы свои предложения направили, ждем реакции. Окончательное решение за правительством и администрацией президента», – добавил Сазанов.

Бизнес предлагал ранее предусмотреть 5%-ную ставку налога на дивиденды в пользу голландских публичных компаний.

На данном этапе заключать с Нидерландами новое налоговое соглашение после разрыва Минфин не планирует, уточнил Сазанов. «Мы направили Голландии вопросы, на каких условиях они готовы пойти на пересмотр СИДН. Позиция Минфина РФ об установлении ставки в 15% налога у источника в отношении процентов и дивидендов – с отдельными исключениям для публичных компаний с большой долей розничных инвесторов – остается неизменной и принципиальной», — резюмировал Сазанов. По его словам, Нидерланды пока не ответили.

В мае Россия разорвала налоговое соглашение с Нидерландами после отказа страны повысить ставки налога на дивиденды и проценты. Чтобы смягчить последствия от разрыва соглашения с Нидерландами, российский бизнес просил закрепить льготы в национальном законодательстве.

Предложение внести в НК поправки, предусматривающие льготы для международных компаний, аналогичные условиям кипрского соглашения, обсуждалось в Российском союзе промышленников и предпринимателей на заседании комитета по налоговой политике.

«Мы своих не бросим», – сообщал Сазанов журналистам, отвечая на вопрос, как защитить российский бизнес в Нидерландах. Замминистра добавил, что ряд условий, которые предусмотрены международным соглашением, можно было бы включить в НК.

Россия удалось договориться о повышении налогов с Кипром, Люксембургом и Мальтой. Стороны согласовали рост базовой ставки налога на дивиденды и проценты до 15%. Предусматриваются исключения, при которых ставка налога составит 5%.

В целом Минфин ожидает получить от пересмотра СИДН порядка 150 млрд руб. дополнительных доходов в год.

Правительство и Минфин заявляли о проработке возможности также пересмотреть налоговые соглашения со Щвейцарией, Сингапуром и Гонконгом.

В Нидерландах зарегистрированы головные компании «Яндекса», «Связного», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток») и других крупных представителей российского бизнеса.

Налоговый режим Нидерландов – один из тех факторов, ради которых международные бизнесмены, инвесторы и владельцы активов выбирают голландскую юрисдикцию для регистрации холдингов, венчурных и специальных проектных компаний (SPV) и в целом местом дислокации своего бизнеса в Европе. Для корректного корпоративного структурирования и рационального международного налогового планирования с использованием Нидерландов необходимо учитывать специфику и тренды голландского налогового законодательства.

Мы помогаем нашим клиентам принимать решения посредством проведения консультаций по налогам в Нидерландах на русском, английском и еще 10 языках и с учетом накопленного нами практического опыта по проектам во всех распространенных сферах бизнеса, от международной торговли до инновационных IT-разработок.

Чем может быть полезен налоговый юрист по голландскому праву для вас?

Фискалисты Nalog.nl сопроводят следующие задачи:

  • моделирование личных налоговых вопросов с применением нидерландской юрисдикции;
  • своевременное выявление, анализ и управление налоговыми рисками при реализации бизнес-проектов, в том числе инвестиционных;
  • анализ документации на предмет наличия налоговых нарушений;
  • предоставление юридических заключений на предмет законности применения тех или иных налоговых схем, в том числе с использованием методов международного налогового планирования;
  • подготовка и сопровождение налоговых проверок;
  • досудебное урегулирование налоговых споров;
  • регистрация плательщиком НДС (VAT/BTW) в Нидерландах;
  • обжалование решений голландских налоговых органов (Belastingdienst);
  • оптимизация коммерческих процессов деятельности компаний, как на внутреннем, так и на международном уровне;
  • юридическая поддержка по всем вопросам налогообложения.

Наиболее частые темы консультаций

Среди наиболее частых тематик налоговых консультаций по законодательству Нидерландов, проводимых нами, выделяются следующие основные темы:

  • налог на доход в Нидерландах, он же личный подоходный налог физических лиц – голландских резидентов;
  • заполнение и подача частных налоговых деклараций в Нидерландах;
  • налоги предпринимателей в Нидерландах, право на налоговые вычеты для самозанятых (ZZP/eenmanszaak) – такие как вычет за самостоятельность, налоговый вычет для начинающих бизнес, освобождение части дохода от налога маленьких и средних предприятий;
  • корпоративный налог на прибыль в Нидерландах (Dutch corporate income tax, он же VPB), ставки налога на прибыль BV в 2020, 2021, 2022 году, с учетом последних изменений законодательства Нидерландов;
  • налог на дивиденды от BV и других голландских компаний;
  • избежание двойного налогообложения по налогу на прибыль, налогу на дивиденды для нерезидентов Нидерландов;
  • налог у источника в Нидерландах (Dutch withholding tax);
  • условия соглашений Нидерландов об избежании двойного налогообложения с Россией, Украиной, Казахстаном, Кипром и другими актуальными юрисдикциями;
  • моделирование различных ситуаций по налогообложению НДС (VAT) при операциях внутри Нидерландов, в рамках Европейского Союза, за пределами ЕС.

Почему важно консультироваться с реальными практиками рынка

Специалисты по налоговому праву регулярно проводят мониторинг изменений и анализируют тренды налогового законодательства Нидерландов, тем самым обеспечивая актуальный взгляд на задачу клиента как с точки зрения существующего регулирования, так и в перспективе обозримого горизонта планирования.

Являясь практиками рынка, мы располагаем опытом сопровождения проектов по широкому кругу актуальных задач. Обращайтесь к нам за консультациями по налогам частных лиц, налогам юридических лиц в Нидерландах, налогу на дивиденды от голландских компаний, налогам у источника и в целом налоговым последствиям международных сделок и структур.

Своевременное привлечение специалиста помогает защитить финансы клиента, выбрав наиболее эффективную модель налогообложения, и предупредить расходы и трудозатраты на оспаривание решений голландской налоговой (Belastingdienst). Наши юристы обеспечивают соответствие бизнес-процессов клиента действующим требованиям налогового законодательства и судебной практики Нидерландов, проводят налоговый due diligence во избежание проблем в будущем и в целях применения рациональных способов ведения бизнеса.

Оцените статью
Аналитик-эксперт