Налоговые споры в арбитражном суде

Вечно развивающаяся отрасль права, с противоположной практикой по одним и тем же вопросам в разных регионах России. Все новшества обкатываются на бизнесе путем «выпуска» писем ФНС и Минфина с пояснениями и только спустя годы закрепления сложившейся практики в действующем законодательстве РФ.

  • Что такое Налоговые споры
  • Субъекты правоотношений
  • Наиболее распространенные споры
  • Стадии налогового спора
  • Право на ознакомление материалов проверки
  • Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях:
Содержание
  1. Что такое Налоговые споры
  2. Субъекты правоотношений
  3. Наиболее распространенные споры
  4. Доначисление налогов
  5. Налоговый вычет
  6. Стадии налогового спора
  7. Досудебная стадия
  8. Право на ознакомление материалов проверки
  9. Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки
  10. Право свидетеля на получение протокола допроса
  11. Срок ответа на запрос налоговой, в т. ч повторный
  12. Повторный запрос
  13. Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях
  14. Что такое Арбитражные споры
  15. Какие споры рассматривает арбитражный суд
  16. Место рассмотрения спора
  17. Примеры арбитражных споров
  18. Виды арбитражных споров
  19. Договорные споры
  20. Корпоративные спора
  21. Административные спора
  22. Таможенные споры
  23. Патентные споры
  24. Иные споры
  25. Подготовка к арбитражному процессу
  26. Досудебное урегулирование спора
  27. Что происходит после направления претензии
  28. Подготовка и направление иска в суд
  29. Протоколирование судебного заседания (аудио и видео запись)
  30. Длительность судебного заседания
  31. Этапы рассмотрения споров
  32. Этапы арбитражного разбирательства
  33. Варианты разрешения арбитражных споров
  34. Арбитражное приказное производство (глава 29. 1 АПК РФ)
  35. Упрощенное производство (глава 29 АПК РФ)
  36. Частное определение (глава 21 АПК РФ)
  37. Порядок принятия решения арбитражным судом
  38. Разрешение споров в арбитражном суде
  39. Что такое арбитражно право
  40. Что входит в арбитражное право
  41. Принципы арбитражного права
  42. Процессуальный порядок
  43. Арбитражные суды как орган правосудия
  44. Задачи арбитражных судов
  45. Защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
  46. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  47. Арбитражный процесс
  48. Институты и система
  49. Арбитражно-процессуальная форма (АПФ)
  50. Методы арбитражного права
  51. Перечень источников
  52. Международные договоры РФ
  53. Федеральные конституционные законы и федеральные законы
  54. Кодифицированные акты — кодексы
  55. Блок федеральных подзаконных актов
  56. Правовые позиции Конституционного Суда
  57. Постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам
  58. Акты Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющими судебную практику по отдельным вопросам
  59. Список источников и литературы
Дополнительный анализ:  Анализ технико-экономического обоснования

Что такое Налоговые споры

Данные споры представляют собой последствия взаимодействия организаций с фискальными государственными органами при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В случае разногласий и выявленных нарушений ФНС, спор возможно разрешить только путем судебного урегулирования.

К них относятся вопросы возникающие между плательщиками налогов и официальными инстанциями в ряде ситуаций:

  • неправомерном определение базы исчисления;
  • невозможности вернуть излишне выплаченные суммы.

Из-за частых смен законов, несовершенства законодательной базы претензии контролирующих инстанций могут быть необоснованными. В данном случае опытный специалист может защитить интересы бизнеса, сэкономить значительные суммы, помочь избежать административной и уголовной ответственности.

В данной рубрике мы подобрали ряд ответов на вопросы с которыми сталкивались наши клиенты и партнеры

Работа фискальных органов, как известно, заключается в пополнении государственного бюджета денежными средствами. Для этого они широко применяют предоставленные законом полномочия, причем далеко не всегда правомерно.

Споры с фискальными органами являются одними из самых сложных видов дел, потому что в спорах с государственными органами трудно убедить суд встать на сторону частной компании.

Субъекты правоотношений

Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:

  • таможенные органы;
  • налогоплательщики;
  • организации — налоговые агенты;
  • налоговые органы.

Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а  правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.

Наиболее распространенные споры

  • споры по поводу налогового вычета,
  • о возврате или зачете излишне уплаченных,
  • об уклонении от уплаты и доначислении,
  • о привлечении к налоговой ответственности, наложении штрафов и пеней.

Существует два способа разрешения конфликтов между субъектами хозяйствования и налоговыми организациями:

  • досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
  • рассмотрение спора в арбитражном суде.

Отстоять свои интересы в суде самостоятельно – практически невыполнимая задача для плательщака налогов. Необходимо знать особенности расчета ставок для разных категорий плательщиков налогов, уметь предвидеть возможные действия оппонентов. Адвокат обычно работают сообща, поэтому вероятность успешного результата высока.

Доначисление налогов

В ходе проверки инспекция может установить занижение налоговой базы, создание налогоплательщиком искусственного документооборота, заключение фиктивных договоров и другие правонарушения. Тогда по результатам проверок будут доначислены суммы и наложен штраф. Хуже всего, если инспекция заподозрит уклонение от их уплаты. В этом случае должностным лицам организации грозит уголовная ответственность.

Но предприниматели, обращаясь в суд за защитой свои прав, нередко добиваются отмены неправомерных решений (Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2016 по делу № А21-2994/2015, Постановление арбитражного суда Московского округа от 30.12.2016 по делу № А41-24794/2016). В качестве аргументов можно:

  • говорить о недоказанности фактов, установленных инспекцией по причине недостаточности, недопустимости или неотносимости к делу представленных доказательств,
  • ссылаться на анализ налоговой отчетности контрагента,
  • приводить свои доказательства (договоры, декларации, выписки банка, платежные поручения и т.д.),
  • приводить объяснения должностного лица налогоплательщика, не отразившего в учете поступившую выручку,
  • проводить опросы других лиц по делу.

Налоговый вычет

Согласно п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая может признать выгоду необоснованной при доказанности следующих обстоятельств:

  • невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, складов, транспорта и прочего;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

Так, в одном деле суд установил, что исчисленная к возмещению сумма завышена, поскольку контрагент по сделке не поставлял товар проверяемому налогоплательщику, который фактически напрямую поставлял производитель товара. Относительно другого контрагента суд выяснил, что движение денежных средств имеет транзитный характер. Кроме того, при больших оборотах отчисления на налоги и заработную плату были минимальны. Таким образом, организация имела признаки технической фирмы, а налаженная схема купли-продажи угля работала с целью искусственного увеличения цены на него.

Кроме того, налогоплательщиком был заявлен вычет по договору оказания услуг по сортировке угля.

Однако налоговая представила доказательства отсутствия технической возможности оказать данные услуги, т.к. у организации отсутствовала техника и необходимый персонал.

Суд отказал налогоплательщику в иске о признании недействительными решений инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу № А27-11764/2016).

Стадии налогового спора

Налоговый спор, как правило, начинается с того, что одна из сторон правоотношений выявляет нарушение ее прав или неисполнение обязанностей другим участником отношений. Иными словами, должен иметь место юридический факт, с которого и начинается процесс спора.

Досудебная стадия

Потерпевшая сторона предъявляет свои претензии второму участнику конфликта и ждет ответа на возражения. Начинается так называемая досудебная стадия, суть которой заключается в том, что сторонам дается возможность разрешения всех противоречий до обращения в суд.

На этой стадии потерпевшая сторона направляет исковое заявление в суд — арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от характера правоотношений. К заявлению в этом случае необходимо приложить все доказательства и процессуальные документы, которые указаны законодателем в качестве обязательных. Стадия заканчивается вынесением решения суда, в котором спорный вопрос решается.

В подобных спорах с налоговой важным фактором является высокая квалификация юриста по налоговым спорам. В нашей компании услуги специалиста по налогам постоянно востребованы и имеют высокий показатель успешного ведения дел данного направления.

Право на ознакомление материалов проверки

Налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и допмероприятий до момента их рассмотрения в органе ФНС. Это поправка была принята для того, чтобы налоговые инспекторы больше не могли знакомить налогоплательщиков с документами по проверке непосредственно в день рассмотрения ее материалов.

В результате этого у налогоплательщиков нет возможности подготовить свои возражения и аргументы на доказательства налоговиков, заблаговременно до их рассмотрения. Теперь такое время у налогоплательщиков будет, в том числе для исследования всех материалов детально. Новый порядок также распространяется на все налоговые проверки, завершенные после 3 сентября 2018 года.

Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки

С 3 сентября 2018 года налоговики должны будут оформлять дополнения к акту налоговой проверки в отношении каждого дополнительного мероприятия налогового контроля:

  • запроса документов;
  • допроса свидетелей;
  • проведения экспертиз.

Налогоплательщик должен будет получить такое дополнение к акту в течение 5 рабочих дней со дня его оформления. К документу должны быть приложены копии всех материалов, полученных по результату контрольных мероприятий. В течение 15 рабочих дней налогоплательщик сможет представить в орган ФНС свои возражения на дополнение к этому акту.

Право свидетеля на получение протокола допроса

С 3 сентября 2018 года Налоговики должны вручать копию протокола допроса свидетелю. До сих пор сотрудники ФНС России не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола допроса, в том числе при условии просьбы об этом с его стороны. И адвокат не поможет. В НК РФ прописано, — копию протокола будут выдавать обязательно. Это очень нужный документ, ведь с его помощью можно подготовиться к разрешению разногласий с налоговой инспекцией, в том числе и в суде.

Срок ответа на запрос налоговой, в т. ч повторный

Для представления документов и информации по конкретной сделке в орган ФНС у бухгалтеров дано по закону не 5 рабочих дней, а 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования ФНС России. Об отсутствии требуемых документов и информации необходимо известить налоговиков в тот же срок.

Повторный запрос

Если документы запрашиваются повторно, то у вас есть право их не предоставлять, а сообщить проверяющим, что запрашиваемые документы (информацию) уже один раз подавали.

Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении нужно будет указать, куда были направлены запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым их направили.

Привлечь юриста по налоговому праву целесообразно в следующих ситуациях

  • существует решение о привлечении налогоплательщика к какому-либо виду ответственности;
  • необходимо оспорить размер наложенных санкций;
  • наблюдается бездействие инспекции по поводу необходимости вернуть излишне выплаченные суммы.

В рамках комплексных услуг мы выполняем следующие мероприятия:

  • даем консультации;
  • готовим обжалования уведомлений, решений налоговых органов;
  • осуществляем обжалование актов проверок, наложения штрафных санкций;
  • сопровождаем интересы клиентов в ходе проведения проверок;
  • обеспечиваем защиту от необоснованного уголовного преследования.

За период своей деятельности мы наработали прочные партнерские отношения с представителями контролирующих органов. Свой авторитет мы используем для того, чтобы изменить мнение налоговой инспекции о нашем клиенте в лучшую сторону, но разрешаем конфликты исключительно в рамках правового поля.

Обратившись вюридический кабинет Андрея Суворова, вы получите надежную и правомерную защиту в самых сложных конфликтах с контролирующими органами.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Налоговые споры в арбитражном суде

Налоговые споры в арбитражном суде

Что такое Арбитражные споры

Арбитражные споры — это финансово-хозяйственные споры вытекающие из предпринимательских отношений разрешаемые в арбитражных судах, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности предприятий, индивидуальных предпринимателей, как между собой, так и при взаимодействии с государственными органами (например, налоговыми или таможенными).

  • Судебное рассмотрение данных споров регламентирует арбитражное процессуальное право представленное арбитражно-процессуальным кодексом (АПК РФ), постановлениями пленумов Верховного суда РФ и судебной арбитражной практикой.
  • Выбор в какой суда подавать иск происходит на основании законодательной или договорной подсудности.
  • Суды принимают к расмотрению исковые требования при условии соблюдения сроков исковой давности по арбитражным спорам.
  • Физлица могут быть участниками судебных споров в арбитражных судах в ограниченных случаях: в силу закона (к примеру при банкротстве граждан) и по корпоративным спорам (к примеру оспаривание решения исполнительного органа или стоимости действительной доли).

Какие споры рассматривает арбитражный суд

В данных спорах рассматриваются исключительно предпренимательские споры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, муниципальных и федеральных органов и субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Место рассмотрения спора

Любой арбитражный спор рассматривается арбитражным судом по договорной или законодательной подсудности, к примеру арбитраж Москвы для организаций зарегистрированных в Москве и арбитраж области для областных компаний.

Примеры арбитражных споров

Все виды финансово-хозяйственные споров связаны с неисполнением обязательств и по возмещению причиненного ущерба. К примеру:

  • Не исполнение обязательств по поставке оплаченного товара.
  • Отказ в передачи оплаченного товара.
  • Срыв сроков поставки авансированного товара по договору.
  • Возмещение причиненного ущерба в связи с нарушением сроков исполения контракта.

Виды арбитражных споров

Налоговое законодательство на 30% регламентируется внутренними инструкциями ФНС, судебная практика в некоторых случаях противоречит сама себе, особенно по делам касающимся госимущества и связанных с ним налогов.

Никто не застрахован, особенно средний и крупный бизнес, именно за их счет выполняется план по сбору налогов и штрафов. С 2017 года сильно начали «трясти» и малый бизнес, особенно в части заработной платы и налоговых льгот. Подробнее о наших услугах в материале налоговые споры.

Договорные споры

Крупнейший пласт судебных спором юридических лиц, это споры связанные с нарушением прав по заключенным договорам. В 99,9% случаев, нарушения и непонимание закладываются в момент подписания договоров, что в случае спора приводит к различному понимание сторонами отдельных пунктов и целых абзацев подписанного соглашения.

В связи с переходом на МСФО становится актуальным вопрос управления рисками, а именно переход права собственности на товар или услугу при различных обстоятельствах, подробнее об услугах фирмы по разрешению данных вопросам в материале договорные споры.

Корпоративные спора

Практика показывает 3 основные причины данных споров:

  • когда один работает, а другой ждет;
  • когда кто-то осознано хочет обмануть своего партнера и присвоить его долю себе;
  • вопросы наследования бизнеса.

Варианты этих причин могут быть различные, а вот методы достижения могут носить и уголовный характер. Подробнее о различных схемах и судебной практики по их разрешению читайте в корпоративные споры.

Административные спора

Даже самое успешное и выгодно взаимодействие с властью приводят к разногласиям и судебным спорам. Но даже не взаимодействуя можно получить постановление о выявленном нарушении или исправлении и приведении чего бы-то либо в соответствии с постоянно меняющемся законодательством. С 2016 года КоАП внесены изменения об увеличении штрафных санкций, и можно за небольшое нарушение получить штраф по 500 тыс. руб. Подробнее о данных спорах и способах их разрешения, в нашей статье: Административные споры.

Таможенные споры

Внешнеторговая деятельность рентабельный бизнес, но взаимодействие с таможенной службой, не стыковки в документах, нарушения срока взимания и оплаты пошлин приводят к «зависанию» товара на таможенном складе, и последствиям в виде новых штрафов за не исполнение контрактов и дополнительных затрат на хранение. Подробнее об это и не только в материале таможенные споры.

Патентные споры

Данные споры стали актуальны с развитием телевидения и интернета, ввиду огромного числа уникальных технических разработок и всех видов контента.

Вопрос регистрации и правильного оформления основное в разрешении данных спорах, подробнее в нашем блоке патентные споры.

Иные споры

Как показывает практика, данные споры характеризуются многогранностью и определенной сложностью. Поскольку споры в арбитражах нередко идут на миллионы рублей, сам процесс требует серьезного отношения и профессиональных навыков ведения дела. В связи с этим коммерсантам полезно вооружиться информацией об особенностях арбитражного судопроизводства и подготовки к судебному разбирательству.

Подготовка к арбитражному процессу

Налоговые споры в арбитражном суде

Представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных действий, направленных на обеспечение правильного, своевременного и положительного рассмотрения дела в суде.

Досудебное урегулирование спора

Прежде чем обратиться в арбитражный суд, будущий истец должен воспользоваться правом и соблюсти порядок досудебного урегулирования, заблаговременно составить досудебную претензию и направить ее своему оппоненту или соблюсти иной договорной обязательный досудебный порядок урегулирования разногласий (ст. 126 АПК РФ). Невыполнение этого требования закона повлечет возврат искового заявления (ст. 148 АПК РФ). Если же вы получили претензию, то вам необходимо подготовить ответ на досудебную претензию.

Что происходит после направления претензии

  • Если в течение 30 дней после направления претензии стороны не пришли к взаимному соглашению, тогда уже дело передаётся в суд.
  • Если истец проигнорировал требование об обязательном досудебном урегулировании, его иск либо возвратят, либо оставят без рассмотрения.

Подготовка и направление иска в суд

Изучение судебной практики поможет выработать позицию и оценить шансы на выигрыш в суде. Если вы решили обратиться в арбитражный суд и хотите его выиграть, составление искового заявления, ознакомление с делом и подготовку отзыва на него лучше всего переложить на плечи опытного арбитражного юриста, который определит в какой арбитражный суд подавать иск, сформирует неуязвимую судебную позицию, правильно подготовит и составит документы и соберет иную нужную для суда информацию, а так же обеспечит исполнение решения суда и соблюдение сроков исковой давности.

Если в исковом заявлении суд обнаружит формальные недостатки, оно будет оставлено без движения (ст. 128 АПК РФ), а это, в свою очередь, задержит сроки разрешения ситуации. Общий срок исправления ошибок в иске определяется судом но не более 30 календарных дней, при этом общие сроки принятия иск арбитражным судом остается неизменным.

Протоколирование судебного заседания (аудио и видео запись)

В ходе судебного заседания осуществляется протоколирование судебного заседания и аудио запись, также этим правом обладают и участники сторон. Для получения данного права необходимо обратиться с ходатайством к суду о проведение видео, аудио и фотосъемки.

Длительность судебного заседания

Арбитражные суды составляя свое расписание предоставляют на каждое дело максимум 15 минут, практика показывает, что только ожидание составляет порядка 40 минут. Само заседание может длиться и 20 и 30 и 40 минут, далее суд назначает дату нового заседания или объявляет перерыв.

Этапы рассмотрения споров

Судебное разбирательство проводится в строгой последовательности, предусмотренной АПК РФ, и включает 3 стадии:

  • подготовительную часть;
  • рассмотрение дела по существу (исследование доказательств и судебные прения);
  • постановление и объявление решения.

Этапы арбитражного разбирательства

  • Суд первой инстанции.
  • Суд апелляционной инстанции.
  • Суд кассационной инстанции.
  • Верховный суд РФ.

Варианты разрешения арбитражных споров

Арбитражно-процессуальный кодекс позволяет в упрощенной форме судиться по спорам удовлетворяющим следующие требования:

Арбитражное приказное производство (глава 29. 1 АПК РФ)

Глава 29.1 АПК РФ позволяет при обращении в арбитражный суд в соответствии  со статьей 229,1 получать судебный приказ вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя не превышающим 400 000 (четыреста тысяч) рублей, а также в иных случаях.

Госпошлина при подаче заявления о выдаче судебного приказа составит 50% госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера (пп. 4.1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Упрощенное производство (глава 29 АПК РФ)

Если сумма долга не превышает 800 000 (восемьсот тысяч) руб от юридических лиц и 400 000 (четыреста тысяч) руб от индивидуального предпринимателя, то возможно применение упрощенного производства. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 2 (двух) месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Верховный суд указал на недопустимость рассмотрения спора в порядке упрощенного производства, если в деле нет доказательств того, что ответчик получил копию определения суда о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела. Если же таких доказательств нет, судья не может применять упрощенный порядок и должен вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Частное определение (глава 21 АПК РФ)

Арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных АПК РФ, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.

Протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. В случае, если дело рассматривается в коллегиальном составе, судьи совещаются по вопросам, связанным с вынесением такого определения, на месте, в зале судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В протокольном определении должны быть указаны вопрос, по которому выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по результатам рассмотрения вопроса.

Порядок принятия решения арбитражным судом

Суд принимает решение, основываясь в основном на представленных сторонами спора доказательствах (ст. 168 АПК РФ). Поэтому второе главное условие успешного ведения дела

подкрепление позиции надежными доказательствами, в первую очередь, письменными (ст.ст. 64, 75 АПК РФ). Самыми важными документами являются договоры, сопровождающие их и подтверждающие исполнение документы (акты приема-передачи, акты сверки и т.д.).

Суд также примет переписку сторон, в том числе по электронной почте, если можно достоверно установить отправителя и адресата. Результаты экспертизы особенно востребованы в спорах, возникающих из договоров строительного подряда. Все представленные доказательства должны иметь непосредственное отношение к установлению обстоятельств судом по делу (статья 67 АПК РФ). При этом отсутствие необходимых документов или неверное их оформление, незафиксированность исполнения обязательств существенно затрудняют ход дела.

Завершающей ступенью ведения процесса можно назвать умение выступать в суде:

  • уверенно и не смущаясь,
  • говорить и задавать каверзные вопросы оппоненту,
  • давать правильные ответы судье и противной стороне.

Поражение в споре можно потерпеть по объективным причинам (например, из-за судебной ошибки или неблагоприятного стечения обстоятельств) или по вине самого участника процесса. Недобросовестное поведение, как в досудебный период (например, уклонение от принятия должного исполнения), так и в период судебного разбирательства (например, намеренное затягивание процесса) чревато различными негативными последствиями, включая проигрыш.

Проиграть можно также из-за неправильно подобранных доказательств или их отсутствия, безграмотно составленных документов, неспособности убедительно выступить в процессе и по другим подобным причинам. И наоборот, юридическая грамотность, хорошая подготовка к борьбе, психологический напор и решительность большей частью приводят к победе над противником.

Разрешение споров в арбитражном суде

Решение споров в арбитражном суде очень эффективный, но все же крайний способ выяснения взаимоотношений. Лучше всего постараться урегулировать проблемы мирными способами, которые минимизируют потери сторон и обеспечат сохранение партнерских отношений.

Такая возможность есть на любой стадии спора: от момента возникновения конфликта до исполнительного производства.

Обращение в суд, как правило, это единственная возможность разрешить сложившуюся ситуацию и доказать свою правоту. Задаваясь вопросом как разрешить судебный спор, вы можете обратиться к нам за услугой: арбитражный адвокат, при этом обратите внимание на отзывы наших клиентов и судебную практику.

Налоговые споры в арбитражном суде

  • Что такое арбитражно право
  • Арбитражные суды как орган правосудия
  • Методы арбитражного права
  • Источники арбитражного процессуального права
  • Список источников и литературы

Что такое арбитражно право

Арбитражное право – это определенная система установленных юридических норм, которая позволяет должным образом регулировать всю государственную деятельность суда, а также всех заинтересованных субъектов, которые существуют на территории Российской Федерации.

Важно, что данная деятельность связана с проведением правосудия по тем делам, которые отнесены к системе арбитражного суда.

Арбитражные суды по отношению к судам общей юрисдикции являются специальными, так как осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения экономических споров, возникающих между организациями (юридическими лицами) и гражданами-предпринимателями, руководствуясь при этом арбитражно-процессуальными нормами права.

Что входит в арбитражное право

Арбитражно-процессуальное право это система юридических норм, регулирующих деятельность суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к их ведению, а именно арбитражные споры.

При рассмотрении споров учитываются:

  • международнае отношения по договорам внешнеэкономической деятельности;
  • Конституции РФ (глава 7);
  • ФКЗ о судебной системе;
  • ФКЗ об арбитраже;
  • о международном коммерческом арбитраже.

На что дает ответы:

  • что разрешается в процессе;
  • кто может являться участником;
  • каким способо осуществляется доказывание;
  • как различные инстанций принимают решения;
  • каковы полномочия и обязанности участников спора (например, предоставлять копии документов по иску всем заинтересованным лицам или устанавливать относимость и допустимость доказательств);
  • существует ли возможность мирно урегулировать конфликт предпринимателей;
  • возможно ли оспаривать судебные акты и как это сделать.

Таким образом, предмет арбитражного процессуального права представляет собой в большей степени неюридическое, объективное понятие, поскольку лежит вне плоскости права, как совокупность системы действий и отношений, складывающихся в связи с осуществлением этой деятельности.

Принципы арбитражного права

В принципах арбитражного процессуального права (далее АПП) концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению арбитражными судами экономических и иных подведомственных им споров.

Правовой продход всегда находит конкретное закрепление в нормах права. Принципы АПП выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде норм, где есть гарантия реализации на практике общих предписаний. Без таких норм принципы превращаются в призывы, лозунги. Поскольку принципы АПП осуществляются в судебном производстве, постольку они являются не только принципами права, но одновременно и подходами арбитражной судебной деятельности.

Анализ действующего законодательства, а именно Конституции РФ, Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и других, позволяет утверждать, что для определения системы принципов арбитражного процесса можно применить общепринятую классификацию принципов. Основанием такой классификации принято считать предмет регулирования.

По этому основанию все принципы, действующие в судебном процессе, можно разделить на две группы:

  • организационно-функциональные принципы — определяющие устройство и функционирование арбитражных судов;
  • функциональные — определяющие деятельность суда и его участников при рассмотрении и разрешении дел.

Особое место среди принципов АПП занимает общеправовой (межотраслевой) принцип законности, характерный для любой отрасли права. В АПП этот принцип имеет свою специфику нормативного закрепления, содержание и систему гарантий его осуществления.

  • Назначаемости судей. Судьи арбитражных судов назначаются и их полномочия не ограничиваются каким-либо сроком. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента назначает на должность заместителей ВС РФ и других судей. Все судьи экономических судов субъектов Российский Федерации назначаются Президентом, однако в любом случае должно быть получено согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.
  • Сочетания единоличного и коллегиального состава арбитражного суда при рассмотрении дела. Однако надо учитывать, что по решению председателя соответствующего арбитражного суда любое дело в арбитражном суде первой инстанции может быть рассмотрено коллегиально. Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматриваются только коллегиальным составом арбитражного суда. Вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов.
  • Независимости судей арбитражных судов является одним из ключевых. В ч. 1 ст. 5 АПК РФ записано, что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда подчиняются только Конституции и федеральным законам. Независимость судей и подчинение их только закону при осуществлении правосудия — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие для правильного применения и вынесения судебных постановлений. Она означает, что судьи при рассмотрении и разрешении спора никому, кроме закона, подчиняться не должны. осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение влечет за собой установленную ответственность (ч. 1 ст. 5 АПК РФ).

Процессуальный порядок

Процессуальный порядок осуществления судебной власти арбитражными судами определяется АПК РФ и другими федеральными законами, который происходит по правилам арбитражного судопроизводства.

Арбитражные суды как орган правосудия

Согласно ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Разрешение экономических споров и рассмотрение иных дел происходят по процессуальным правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах: АПК РФ, ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), ФЗ от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и др.

Из сказанного следует вывод о существовании производства рассмотрения и разрешения дела в арбитражном суде, в рамках которого реализуются предусмотренные в Конституции гражданское и административное судопроизводство.

Задачи арбитражных судов

Основными задачами судов при рассмотрении споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

  • Справедливое разбирательство основано на принципах независимости судей арбитражей, на гласности разбирательства. Она обеспечивается также правом лиц, участвующих в деле, заявлять отводы судье, арбитражному заседателю, помощнику, секретарю заседания, эксперту, переводчику. Основания для отвода предусмотрены ст. ст. 21 — 23 АПК.
  • Публичное разбирательство означает рассмотрение дела в открытом заседании в присутствии посторонних лиц, не имеющих отношения к делу. Актуальное значение имеет рассмотрение дела в установленный АПК срок. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 127 АПК вопрос о принятии искового заявления решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения о назначении дела к разбирательству, если АПК не установлен иной срок. Разбирательство дела в установленный законом срок является одним из условий честного разбирательства.
  • Независимость судей при осуществлении правосудия как условие справедливого разбирательства гарантируется Конституцией и другими федеральными законами, в том числе Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  • Условиями формирования уважительного отношения к закону и суду являются объективное публичное разбирательство дел в установленные сроки в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права.
  • Рассмотрение и разрешение экономических споров арбитражными судами происходят в порядке, установленном нормами законодательства, регулирующего порядок судопроизводства в арбитражных судах, или арбитражного процесса. Другими словами, это есть установленная законом форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей.

Арбитражный процесс

Предметом регулирования норм АПП, таким образом, является сам арбитражный процесс. Вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих арбитражный процесс, в юридической литературе является дискуссионным.

Если судопроизводство ведут по правилам искового производства, можно выделить следующие стадии:

  • предъявление иска и возбуждение производства по делу,
  • подготовка к разбирательству,
  • судебное разбирательство в первой инстанции,
  • последовательный пересмотр спора в вышестоящих судах,
  • пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение постановлений и решений.

По мнению одних авторов, арбитражный процесс является подотраслью гражданского процессуального права. Однако эта точка зрения не получила в науке широкой поддержки. Подавляющее большинство авторов считают арбитражное процессуальное право самостоятельной отраслью законотворчества.

Институты и система

АПП имеет свои институты, свою систему, состоящую из общей и особенной частей. В них закреплены и отражены особенности арбитражного процесса, характерные для данной отрасли права. Нормы, регулирующие и не регулируют отношения, возникающие в связи с правоприменительной деятельностью судов общей юрисдикции, а нормы, регулирующие деятельность судов общей юрисдикции, не распространяются на арбитраж.

Арбитражно-процессуальная форма (АПФ)

Форма, в которой происходит деятельность по защите права, именуется процессуальной формой. Процессуальная форма выступает в качестве механизма достижения законности в правоприменительной деятельности арбитражных судов.

  • законодательной урегулированностью;
  • императивностью правовых норм;
  • обязательностью участия в качестве одного из субъектов арбитражного суда;
  • предопределенностью процессуальных действий нормами права;
  • правовым характером действий.

Понятие арбитражного процесса в теории и в практике отождествляется с понятием судопроизводства. Как уже было отмечено, это есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражного суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела. Таким образом, здесь речь идет о судопроизводстве в арбитражных судах.

Методы арбитражного права

Необходимо понимать, что для АПП определены некоторые методы, которые позволяют системе активно развиваться и быть примененной в необходимых ситуациях. Такие ситуации могут быть урегулированы не только частным, но и государственным правом при поддержке общественных отношений.

Для методов арбитражного права характерны определенные императивные начала, которые способны проявится в следующих позициях:

  • Установленные процессуальные нормы, способные обеспечивать главенствующие положения российского арбитражного суда в виде органа системы судебной власти.
  • В качестве юридических фактов, которые являются основой арбитражного права на территории Российской Федерации. Кроме того, именно на этом этапе сформированы правильные процессуальные действия.
  • Арбитражное право обеспечивает судебным организациям надлежащий уровень контроля, например, при помощи решения Арбитражногооргана.
  • Современно судопроизводство, прежде всего, основывается на процессуальном порядке при помощи осуществляемого правосудия.

Существуют также и диспозитивные начала установленного метода арбитражного процессуального права, как и императивные методы, они основываются на следующих позициях:

  • Равенство всех сторон – участников того самого арбитражного процесса. Речь здесь также идет о правах и интересах, которые предоставлены с целью своей непосредственной защиты.
  • Свобода использования прав. Это происходит в результате осуществления или не осуществления возникших и имеющихся процессуальных прав.
  • Система гарантий установленных прав. Такая система существует при помощи субъектов арбитражного процесса с обязательной защитой интересов истца.

Источниками АПП являются те формы, в которых внешне закрепляются и функционируют соответствующие правовые нормы.

Одним из подтверждений существования самостоятельной отрасли права, как правило, является наличие системы нормативных кодифицированных актов, регулирующих однородные общественные отношения. Этому условию полностью отвечает АПП, нормы которого облечены в форму системы федеральных законов.

В ч. 1 ст. 13 АПК РФ приведен перечень нормативных правовых актов, на основании которых арбитражный суд рассматривает дела.

При этом законодатель в данном перечне использует, по существу, две классификации, известные в правовой науке. Здесь представлена,

  • во-первых, классификация закона по юридической силе (основная классификация): нормативные правовые акты расположены в порядке убывания юридической силы;
  • во-вторых, они сгруппированы по уровням их принятия: международный, федеральный, региональный, местный.

Наряду с отмеченными классификациями нормативных актов в правовой науке и практике используется и классификация по такому основанию, как характер этих норм. Здесь можно выделить две группы: акты процессуального и материального законодательства. Арбитражные суды при рассмотрении дел применяют и те и другие акты.

Стоит признать, что данная классификация в известной мере носит условный характер.

Так, встречаются акты, применяемые арбитражными судами, которые носят смешанный характер, включающие в себя одновременно и процессуальные, и материальные правовые нормы. К таким актам можно отнести, например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующий как материальные, так и процессуальные отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством).

Перечень источников

В которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее значение для арбитражного процесса. Конституция определяет, кем осуществляется правосудие, в том числе определено, что экономическое правосудие осуществляется арбитражными органами; порядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в системе властных государственных органов РФ; основные подходы правосудия (ст. 19, 20, 47, 50, 51, 118, 123, 128). Конституция гарантирует судебную защиту прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46).

Международные договоры РФ

Согласно ч. 3 ст. 3 АПК если международным договором установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются правила международного договора. Как указано в ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы

Которые являются основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов. К ним относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (закреплена система Российской Федерации, основное назначение и их задачи) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных огранов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов).

Кодифицированные акты — кодексы

Которые в целом можно охарактеризовать как системообразующие акты в соответствующих отраслях законодательства. К таким актам, в частности, относятся: ГК РФ, НК РФ, КоАП и др. Специфика этих актов состоит в том, что законодатель устанавливает приоритет норм, содержащихся в этих актах, над предписаниями других федеральных законов. При этом рассматриваемые акты по своей природе являются федеральными законами. Однако Конституция РФ формально не выделяет подобные акты (кодексы) среди прочих федеральных законов. Более того, в юридической литературе высказано мнение о том, что положения кодексов, в частности ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, устанавливающие приоритет норм этих актов над нормами иных федеральных законов, не могут быть применены, как противоречащие положениям ст. 76 Конституции РФ.

Блок федеральных подзаконных актов

К ним относятся (в порядке убывания юридической силы): нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

  • Согласно ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории и которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Необходимо обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 13 АПК РФ речь идет лишь о нормативных актах Президента. В то же время среди актов Президента (указов и распоряжений) можно выделить и акты ненормативного характера. Ненормативными являются в основном распоряжения, но такой характер может быть и у отдельных указов Президента.
  • Правительство в соответствии со ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ. Как и в случае с актами Президента, ч. 1 ст. 13 АПК РФ указывает на акты Правительства, которые имеют нормативный характер. Согласно ст. 23 ФКЗ 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, в то же время акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
  • Наряду с нормативными правовыми актами Президента и Правительства арбитражные суды рассматривают дела и на основании нормативных актов федеральных министерств и ведомств. Эти акты также следует отличать от соответствующих актов ненормативного характера. Например, это Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 27 февраля 2008 г. N 104 «Об утверждении Порядка организации работы Федерального агентства по атомной энергии в делах о банкротстве и в процедурах банкротства стратегических предприятий и организаций», письмо Минфина РФ от 3 сентября 2008 г. N 08-04-14/2252 «О необходимости уплаты государственной пошлины публично-правовыми образованиями при обжаловании актов арбитражных судов» и другие акты.

Правовые позиции Конституционного Суда

Эти правовые позиции Конституционного Суда занимают особое место среди источников отечественногозаконодательства. При анализе правовых позиций Конституционного Суда РФ в юридической литературе справедливо указывается на то, что Конституционный орган осуществляет правотворческую деятельность особого рода, его правовые позиции обладают нормативной силой и являются преюдициальными для судов. В некоторых случаях отдельные акты Конституционного Суда РФ приравниваются, по существу, к нормативным правовым актам.

Постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам

Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не должны противоречить обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства. Таким образом, по своей правовой силе обычай вторичен по отношению к действующему законодательству.

Арбитражный суд применяет не только положения отечественного законодательства, но и в установленных случаях нормы иностранного закона. По смыслу ч. 5 ст. 13 АПК РФ применение норм иностранного права возможно в трех случаях. Во-первых, это допускается в соответствии с международным договором Российской Федерации. Во-вторых, в соответствии с федеральным законом. В-третьих, в соответствии с соглашением сторон, которое заключено на основании международного договора Российской Федерации и (или) федерального закона.

Акты Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющими судебную практику по отдельным вопросам

Данные акты формально не названы в ст. 13 АПК РФ, поскольку отечественная доктрина обычно не относит эти акты к источникам права и называет их «дополнительным и вспомогательным элементом нормативно-правового регулирования». Указанный производный характер праворазъясняющих актов Высшего Арбитражного Суда по отношению к нормативным правовым актам усматривается и в содержании ч. 4 ст. 170 АПК РФ, определяющей содержание мотивировочной части решения арбитража. Если нормативные правовые акты, которыми руководствовался орган при принятии решения, должны быть обязательно указаны в отмеченной части решения арбитражного суда, то ссылки на постановления Пленума ВАС по вопросам практики могут содержаться (но могут и не содержаться) в данной части решения. Производный характер разъяснений ВАС по отношению к нормам закона видится и в том, что соответствующее разъяснение не может изменять или отменять нормы закона. При утрате законом своей силы соответствующее судебное разъяснение также фактически перестает применяться, пусть даже и без формальной отмены.

Список источников и литературы

  • Арбитражный процеcc. Учебное пособие В.В. Яркова и С.Л. Дегтярева.
  • Арбитражный процеcc. Учебник Д.Х. Валеев и М.Ю. Челышев.
  • Арбитражный процеcc. Практикум А.Ф. Воронов, С.В. Моисеев и В.М. Шерстюк.

Поделиться с друзьями

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий