Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.
- Что такое двойное налогообложение
- Можно ли избежать доначислений при вызове в ИФНС
- Аргументы, которые чаще всего приводят сотрудники ИФНС
- У налогоплательщика НДС, получившего от ФНС уведомление о разрыве, есть два варианта действий
- Если вас вызвали на комиссию либо вы получили уведомление о разрывах, нужно быть готовым к тому, что налоговый орган будет добиваться предоставления документов и информации по сделкам. Поэтому лучше заранее подготовиться к проверке таких сделок и, как минимум, предпринять следующие действия
- Применение льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения
- Правовые основания для применения льготы
- Документальное подтверждение
- Сертификат о налоговом резидентстве /справка
- Иные документы
- Требования к форме документов для применения налоговой льготы
- Избежание двойного налогообложения на УкраинеПравить
- СсылкиПравить
- Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза
- Защита от двойного налогообложения в отношении недвижимостиПравить
Что такое двойное налогообложение
Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.
Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.
В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.
С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:
- позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
- касаются налогов на доход, имущество и капитал;
- распространяются на всех предпринимателей и компании.
Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.
Международные сделки подвержены риску двойного налогообложения. Но есть механизм, развитие которого в России поможет его избежать. Эксперты Kept рассказывают, как он работает даже в условиях разделения стран на дружественные и недружественные
Взаимосогласительная процедура (ВСП) — это процедура разрешения споров о налогообложении доходов, прибыли и имущества лица при применении соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) между Россией и иностранным государством. Основная цель процедуры — это устранение двойного налогообложения при разрешении любых трудностей, возникающих при толковании и применении СИДН.
ВСП в том числе применяются по вопросам трансфертного ценообразования (ТЦО), когда вследствие доначисления налогов из-за корректировки цены в рамках трансграничных сделок в одной из юрисдикций возникает двойное налогообложение дохода контрагента по таким сделкам в другой юрисдикции.
Согласно статистическому обзору ОЭСР за 2021 год, более половины всех взаимосогласительных процедур в мире приходится именно на процедуры по вопросам ТЦО.
Безусловным лидером по их количеству на протяжении нескольких лет является Германия. По данным за 2021 год, она добилась лучшей динамики в разрешении споров с применением ВСП: 90 споров по вопросам ТЦО закрыты в одностороннем порядке или в порядке полного согласия с государством-партнером по СИДН. При этом в России общее количество ВСП пока крайне малочисленно, а по ТЦО имеются лишь единичные случаи.
Избежание двойного налогообложения
Международное налоговое планирование и оптимизация для компаний и физических лиц
Более 20 лет практики в сфере международного права
Более 100 международных партнеров по всему миру
Входим в ТОП-50 отраслевого рейтинга по налоговым спорам
Науменко Лариса Сергеевна
Черменин Евгений Павлович
Ёрш Александра Владимировна
Сидоров Дмитрий Александрович
Кисенков Павел Алексеевич
Топлакалцян Седа Артаковна
Передков Иван Геннадьевич
Бражников Владимир Сергеевич
Прокопенко Максим Михайлович
Костина Марина Алексеевна
Никифоров Анатолий Михайлович
Голикова Ольга Александровна
Золотухин Михаил Сергеевич
Бахрушин Андрей Альфредович
Каплаухова Юлия Андреевна
Петрова Дарья Владимировна
Андреева Дарья Всеволодовна
Резникова Дарья Алексеевна
Манойлов Андрей Вадимович
Воронцова Ирина Евгеньевна
Закарьяева Зухра Шамильимамовна
Краснова Татьяна Владиславовна
Григоренко Илья Владимирович
Ваганова Валентина Алексеевна
Пономарев Павел Андреевич
Риски двойного налогообложения возникают случаях:
- когда российская компания выплачивает дивиденды иностранным гражданам
- когда российская компания приобретает товары, заказывает услуги или работы у зарубежных партнеров
- когда создается новое предприятие через объединение российских и зарубежных активов и др.
Вопросы налогообложения в международных отношениях отличаются особой сложностью. При этом двойное налогообложение не единственная проблема, с которой можно столкнуться.
Допущенные налоговые нарушения могут повлечь серьезные санкции для налогоплательщика или налогового агента. Опытный юрист поможет устранить риски, разработает эффективные решения по оптимизации налогообложения и поможет их реализовать.
Результатом ошибок при исчислении налогов может стать как их неудержание, так и излишне удержанная сумма. Что делать, если налоговый агент удержал с нерезидента излишние налоги?
С конца 2020 года налоговые инспекции гораздо чаще назначают проверки, если сравнивать с прежними периодами. Этому есть объяснение: ФНС обработала и проанализировала данные, полученные в рамках международного автообмена информацией
В связи с выплатой иностранным компаниям некоторых видов доходов у российских организаций появляется обязанность налогового агента, который должен исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет
Как применение MLI отразится на положении российского бизнеса?
Вы узнаете:
— как определить налоговый статус лица (налоговое резидентство)
— с каких доходов имеется обязанность удержать налог
— анализ условий международных договоров при налогообложении
Смотрите другие ролики в разделе Видео
Помогли урегулировать спор в судебном порядке.
Помогли до обращения в суд, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, снять с компании претензии налогового органа.
Зарегистрировали дочернюю структуру китайской компании в Санкт-Петербурге с минимальным количеством документов и бюрократических процедур.
Спасибо! Ваше сообщение получено
На фотографии мы отмечаем 20-летие. Если вы цените надёжные компании с многолетней историей — это про нас
Офисы в Москве и Санкт-Петербурге
Мы оказываем услуги по всей России: можем прилететь в любой регион, а что-то решим дистанционно
В нашей команде более 30 юристов
У нас слаженный коллектив, который работает как единый механизм и успешно защищает интересы клиентов
Получить коммерческое предложение по налоговому праву
Можно ли избежать доначислений при вызове в ИФНС
В статье рассмотрим, что делать, если от ИФНС получено уведомление о разрыве по НДС, с чем идти на комиссию и рабочую группу, что нужно делать, чтобы избежать доначислений
В настоящее время выявление налоговых разрывов по НДС происходит автоматически. «Разрыв» возникает, когда заявлен вычет по счету-фактуре, который контрагент не отразил в своей декларации, либо такая декларация не была сдана контрагентом. «Разрыв» по НДС может возникнуть и тогда, когда при заполнении декларации неверно указали ИНН контрагента либо код вида операции.
При возникновении разрыва по НДС, налоговики принимают меры к выявлению выгодоприобретателя. Потенциальному выгодоприобретателю налоговики могут направить уведомление о необходимости явиться на комиссию, или требование налогоплательщику о даче пояснений по налоговому разрыву.
Если вы получили такое уведомление или требование, значит налоговики считают, что именно ваша компания получила необоснованную налоговую выгоду от схемы по неполной уплате НДС.
Аргументы, которые чаще всего приводят сотрудники ИФНС
— налоговая отчетность контрагентов представлена с минимальными суммами или в ней отражены верные суммы налогов, которые не были уплачены в бюджет;
— у контрагента отсутствуют сотрудники, основные средства, производственные мощности, складские помещении или транспорт, необходимые для выполнения заявленных операций;
— у контрагента нет общехозяйственных расходов: платежей за аренду, коммунальные услуги и др.
— движение денежных средств у поставщика носит транзитный характер;
— руководитель контрагента отрицает совершение сделок и свое участие в управлении компании;
— юридический адрес контрагента (любого звена) является адресом массовой регистрации, а ее учредитель и директор являются собственником и руководителем большого количества компаний;
— подозрительная компания исключена из ЕГРЮЛ по решению налогового органа;
— выявлена согласованность действий участников схемы, направленных на минимизацию налоговых обязательств;
— прослеживается взаимозависимость между налогоплательщиком и контрагентами звеньев различного уровня.
Ранее компаниям было достаточно заявить, что закон не предусматривает ответственность за действия третьих лиц. Суды учитывали этот довод налогоплательщика, если доказательств сговора и взаимозависимости не было, признавали, что претензии сотрудников налогового органа ничем не обоснованы. На данный момент произошли изменения, таких аргументов уже недостаточно.
С введением в действие ст. 54.1 НК РФ ключевым моментом стала не только реальность сделок, но и ее исполнение именно заявленным контрагентом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налоговых обязательств в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения.
В связи с этим сейчас сотрудники налогового органа нацелены на выявление умышленных искажений по НДС. Например, это может быть отражение налогоплательщиком заведомо недостоверной информации о сделках или об объектах налогообложения.
У налогоплательщика НДС, получившего от ФНС уведомление о разрыве, есть два варианта действий
— доказывать, что операции с контрагентом были реальны, налоговая выгода обоснована, и вычеты, которые были заявлены по НДС, правомерны;
— заплатить налог и пени, сдать уточненную декларацию, исключив из нее проблемный НДС-вычет. В результате компания не получает налоговую выгоду по спорным операциям, а инспекторы снимают свои претензии к ней (по крайней мере, так происходит на данный момент).
Если Вы решили доказывать правомерность заявленных вычетов по НДС, то нужно быть готовым к тому, что будет вызов на рабочую комиссию. Стоит помнить, что на комиссиях всегда угрожают выездной проверкой.
Для того чтобы избежать проверки, необходимо убедить налоговый орган в том, что ваша компания не является выгодоприобретателем во взаимоотношениях с проблемным контрагентом. Для этого нужно подробно обосновать налоговому органу, что налогоплательщиком была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента, и спорный контрагент исполнил свои обязательства в полном объеме. Нелишним будет обосновать, что в открытых источниках также отсутствует негативная информация о контрагенте, и даже наоборот есть доказательства активного осуществления финансово-хозяйственной деятельности (например, контрагент был участником судебных процессов, имеет допуски СРО и т.п.).
Если вас вызвали на комиссию либо вы получили уведомление о разрывах, нужно быть готовым к тому, что налоговый орган будет добиваться предоставления документов и информации по сделкам. Поэтому лучше заранее подготовиться к проверке таких сделок и, как минимум, предпринять следующие действия
1) Подготовить первичные документы по взаимоотношениям со спорным контрагентом.
Перед представлением документов в налоговый орган, стоит проверить наличие и корректность первичной документации. На данном этапе также следует определить круг лиц, которые участвовали как при заключении, так и при реализации сделки
2) Подготовить документы по должной осмотрительности при выборе контрагента.
Необходимо собрать документы, полученные у контрагента до заключения контракта, и подтверждающие сами факты встреч (звонки и переписки) как до сделки, так и во время её реализации, а также любую информацию, которая будет свидетельствовать о наличии деловой репутации у контрагента. К примеру, если у контрагента в период заключения договора существовал работающий сайт, а теперь он не работает, то можно заверить нотариально страницы с сервиса web.archive.org.
3) Нотариально удостоверить допрос генерального директора и иных сотрудников контрагента.
Протоколы допросов генерального директора и иных сотрудников контрагента смогут подтвердить реальность ведения контрагентом деятельности с налогоплательщиком, прояснят условия ведения деятельности и расскажут об имеющихся у контрагента ресурсах.
4) Провести нотариальные допросы своих сотрудников, принимающих товары/услуги у контрагента и осуществляющих подбор контрагента, или, как минимум, получить от своих сотрудников докладные записки с описанием конкретных обстоятельств сотрудничества со спорным контрагентом.
Такие документы могут помочь установить обстоятельства, связанные с выбором данного контрагента и ходом исполнения им своих обязательств по договору.
Следует помнить, что, если ваша позиция будет неубедительной, а сумма разрывов очень большая, то есть риск проведения выездной налоговой проверки. Чтобы не допустить этого, лучше на самом раннем этапе обратиться за профессиональной помощью.
В ЦПО групп есть штат юристов в области налогового права, которые разберутся в Вашей ситуации, предоставят правовое сопровождение и помогут избежать налоговых последствий для Вашей компании.
Применение льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения
Налогоплательщикам, имеющим деловые связи за рубежом, в вопросах налогообложения помогут Соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако наличие такого Соглашения ещё не является основанием освобождения от оплаты налогов в Российской Федерации. Налогоплательщик должен знать условия применения Соглашений об избежании двойного налогообложения. Это поможет налогоплательщику не ограничивать себя в географии работы.
При налогообложении доходов от международных транзакций, в случае, если доход выплачивает резидент одной страны, а получает его резидент другой страны, могут применяться Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее-Соглашение), заключенные между этими странами.
Цель такого Соглашения — исключить двойную уплату налога компаниями и физическими лицами по одному виду дохода: на территории своей страны и одновременно на территории страны-партнера по Соглашению. На практике указанная цель достигается путем освобождения налогоплательщика от обязанности уплачивать налог на доход. В некоторых случаях такая обязанность у лица остается, но применяется пониженная налоговая ставка.
Однако воспользоваться преимуществом налогоплательщик сможет лишь в случае выполнения всех требований, в том числе формальных, которые выдвигает его государство для применения освобождений и льгот, предусмотренных Соглашением.
Важно понимать, что несоблюдение таких требований может привести не только к невозможности воспользоваться налоговыми послаблениями, но и к санкциям со стороны налоговых органов.
Правовые основания для применения льготы
В отношениях между РФ и рядом иностранных государств действуют Соглашения, нормы которых имеют большую юридическую силу по отношению к НК РФ (ст. 7 НК РФ). Налоговый агент вправе применять положения такого международного договора при налогообложении доходов.
Налоговым агентом в рассматриваемых правоотношениях выступает российская компания. Согласно п. 2 ст. 311 НК РФ, при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются из налогооблагаемой базы.
Если налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты его перечисления представлено подтверждение резидентства (с 01.01.2017 и подтверждение фактического права получать доход) и в отношении такого дохода Соглашением предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, это является основанием освободить доход от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам (п. 1 ст. 312 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в установленные сроки подает в инспекцию информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных Соглашениями, несёт налоговый агент.
Таким образом, для правомерного применения льготы необходимо доказать резидентство иностранной организации, её права на фактическое получение и право собственности на полученные денежные средства. Поскольку налоговый агент указывает такие суммы в расходах по налогу на прибыль, необходимо обосновать не только документально, но и физически законность и реальность операций.
Документальное подтверждение
Ответственность за получение всех документов в обоснование применения налоговой льготы возлагается на российскую организацию. К таким документам относятся:
Сертификат о налоговом резидентстве /справка
Согласно п.1 ст. 312 НК РФ для применения положений международных договоров иностранный контрагент должен представить подтверждение того, что он имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет Соглашение.
НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций. Для подтверждения могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме.
Такие справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации, если они:
заверены компетентным органом иностранного государства;
составлены на иностранном языке. Налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;
в выдаваемом документе указывается конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание иностранной организации. Данный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.
Указанная справка также имеет и альтернативное наименование – сертификат налогового резидентства. Главная функция этого документа – официальное подтверждение того, что конкретное лицо является резидентом того или иного государства в смысле налогового законодательства.
Важно отметить: если на дату выплаты доходов налоговый агент не располагал подтверждением резидентства иностранной организации, но воспользовался льготами или пониженными ставками, предусмотренными Соглашением, его действия могут быть признаны неправомерным. Налог в таком случае могут доначислить исходя из стандартных ставок.
Если в сертификате резидентства проставлен период, в отношении которого подтверждается местопребывание, то такой документ распространяет свое действие на доходы, выплаченные в указанный промежуток времени. Если период не указан, то справка действует в течение календарного года с момента выдачи.
Иные документы
В практике часто встречаются арбитражные споры по факту неправильного применения налоговых льгот, предусмотренных Соглашениями. Поэтому российским организациям рекомендуется не ограничиваться сертификатом о налоговом резидентстве, а собрать более полный пакет документов, а именно:
учредительную документацию (устав, учредительный договор);
выписку из торгового реестра (ежегодную);
сертификаты об инкорпорации, т.е. свидетельства о государственной регистрации;
налоговую декларацию либо официальное уведомление за подписью аудитора (бухгалтера) об оплате налогов в иностранном государстве после получения денежных средств.
Переписка и все запросы должны быть официальными. Необходимо иметь подтверждение направления запросов и писем, позволяющее установить, что в письме, действительно, содержится переписка, обращение либо запрос (опись вложения). Данная процедура необходима с целью избежания риска неполучения запрашиваемой информации от иностранной организации.
Дополнительно рекомендуется совершить следующие действия:
направить запрос в Минюст России для получения уведомления об отсутствии постоянных представительств иностранной организации в России;
запросить копии документов о месте нахождения офиса иностранной компании (договор аренды, документы о подтверждении права собственности);
запросить письмо с приложением документов, подтверждающих статус фактического получателя доходов либо заключить дополнительное соглашение, в котором иностранная компания заверяет и гарантирует свой статус и права, реальность своей деятельности и отсутствие её «технического» характера (кондуит).
С 01.01.2017 необходимо получать от иностранной организации подтверждение фактического права получать доход во избежание технического характера денежной операции. Иностранное лицо должно быть бенефициарным собственником. Для признания этого статуса необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем.
Самостоятельность принятия решений директорами иностранных компаний, а также наличие полномочий по распоряжению доходами.
Осуществление иностранной компанией предпринимательских функций.
Наличие признаков ведения деятельности.
Получение иностранной компанией экономической выгоды от дохода и его использование в предпринимательской деятельности.
Несение иностранной компанией коммерческих рисков в отношении своих активов.
Запрос письма с приложением документов о статусе фактического получателя доходов, или заключение дополнительного соглашения помогут подтвердить наличие у иностранного контрагента вышеуказанных признаков.
Требования к форме документов для применения налоговой льготы
Налоговый орган может потребовать перевод документов на русский язык (п. 2 ст. 312 НК РФ). Но это не обязательное требование, как и нотариальный перевод.
С указанной позицией не согласился Минфин России в своем Письме от 21 апреля 2016 г. № 03-08-РЗ/23009. Позднее, в Письме от 26 июля 2016 г. № 03-08-13/43631 Минфин России отметил, что принятие сертификатов резидентства без апостиля представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции.
Таким образом, по вопросу апостилирования/легализации документации государственные органы РФ высказывают разные позиции. Во избежание споров с налоговыми органами мы рекомендуем документы апостилировать, а перевод — заверять нотариально.
0. Предисловие и постановка проблемы
Одним из мероприятий в перечне поручений по итогам обращения Президента от 28 марта № Пр-586 (в связи с коронавирусной инфекцией) указано прекращение действия международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (далее – Договор о налогообложении), в случае недостижения договоренности об установлении 15-процентной ставки доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ. 1 апреля Правительство РФ запросило уполномоченные органы Республики Кипр на изменение Договора о налогообложении, аналогичные уведомления были посланы Мальте и Люксембургу Министерством финансов РФ.
В связи с этим автор настоящего поста попытался оценить правовые последствия прекращения Договоров о налогообложении, с точки зрения международного права.
1. Односторонний выход является правомерным
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее – Соглашение Россия-Кипр) (1998) является двусторонним международным договором, а значит к нему применяются положения Венской конвенции о праве международных договоров (1969) (далее – Венской конвенции). огласно ст. 39 Венской конвенции международный договор может быть изменен по соглашению между участниками. В этой связи обращения уполномоченных органов РФ к уполномоченным органам других государств с целью обоюдного согласования изменений является правомерным. Более того, согласно ст. 31 Соглашения Россия-Кипр «любое Договаривающееся Государство может прекратить действие Соглашения, направив по дипломатическим каналам другому Договаривающемуся Государству письменное уведомление о прекращении действия в любое время после истечения 5 лет с даты вступления в силу настоящего Соглашения». Учитывая, что 5-летний срок уже прошел, поскольку оно вступило в силу 5 декабря 1998 года, Российская Федерация, обладает правом одностороннего выхода. При этом, в случае отказа со стороны другой стороны, Соглашение Россия-Кипр прекратит свое действие не ранее 1 января 2021 года.
В Конвенции между Правительством РФ и Правительством Мальты «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (2013), а также Соглашении между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (1993) содержится аналогичное положение, посвященное возможности одностороннего выхода из договора.
2. Односторонний выход и заполнение лакун
Следует отметить, что помимо, непосредственно, статьи, посвященной устранению двойного налогообложения, утратят силы положения, посвященные обмену информации, помощи в сборе налогов и т.д.. Это противоречит тренду все большего сотрудничества между юрисдикциями, закладываемому ОЭСР.
Отмена Договора о налогообложении повлечет возникновение лакун в правовом регулировании между государствами-сторонами, поскольку этот инструмент, до сих пор, является ведущим (первичным) в международном финансовом регулировании. Соответственно, возникает вопрос относительно иного восполняющего правового регулирования, которое позволит уменьшить риски.
2.1. Многостороння конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения
Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Конвенция ) (2016) была принята Российской Федерацией (вступил в силу 01.10.2019) и Республикой Кипр (вступит в силу 01.01.2021). Более того, были сделаны уведомления (п/п. а п. 1 ст. 2 (. Согласно взаимосвязанным ст.ст. 1, 2 Конвенции она изменяет все налоговые соглашения, т.е. Договоры о налогообложении. Другими словами, с ее помощью осуществляется имплементация положений, которые согласуется с шагами 2, 6, 7, 14 Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (. Однако Конвенция не восполнит отсутствие Договоров о налогообложении. Другими словами, Российская Федерация утратит возможности устранить гибридные механизмы или риск злоупотребления, обеспечить большую транспарентность в отношении Республики Кипр. А ведь механизмы, предусмотренные BEPS, способны закрыть вопрос с 15% ставкой (при их реализации).
2.2. Типовые (модельные) конвенции
Нельзя не отметить, что существуют Типовая конвенция Организации Объединенных Наций «Об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами» (далее — Типовая конвенция ООН) и Модельная налоговая конвенция ОЭСР (далее – Модельная конвенция ОЭСР). Эти две модели (прим.: ООН и ОЭСР) положены в основу большинства современных Договоров о налогообложении.
Типовая конвенция ООН не является обязательной и направлена на формирование единой практики в сфере двойного налогообложения. В предисловии сказано, что она «призвана облегчить переговоры, толкование и практическое применение двусторонних налоговых договоров». Модельная конвенция ОЭСР также предусматривает стандартные (типизированные) положения, многие из которых воспринимаются государствами в качестве ориентира, к примеру, Российской Федерацией.
Юридическая природа указанных конвенций является аналогичной, и предполагается, что ее положения должны быть имплементированы в национальное законодательство, для того чтобы быть применены. К примеру, действующие российские Договоры о налогообложение основаны на Модельной конвенции ОЭСР, однако вне соглашений об избежании двойного налогообложения она не может быть применена, т.е. напрямую регулировать отношения Российской Федерации и Республики Кипр в этой сфере.
2.3. Страсбургская конвенция
Договоры о налогообложении включают положения об обмене информацией, к примеру, ст. 26 Соглашение Россия-Кипр. Положения об обмене информацией – это определяющая глобального тренда, направленного на увеличение транспарентности (прозрачности).
Обмен информацией регулируется не только Договорами о налогообложении, но и другими соглашениями. В частности, Российская Федерация и Республика Кипр являются государствами-участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (1988) (далее – Страсбургская конвенция), раздел , которой регулирует обмен информацией. Причем следует отметить, что ст.ст. 5-7 устанавливают следующие виды: по запросу, автоматический, инициативный. Наибольший интерес среди них вызывает автоматический обмен информации — передача информации по всем налоговым резидентам с некоторой периодичностью – которая уже осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Кипр. Это стало возможным, в том числе, потому, что оба государства приняли Многостороннее соглашение уполномоченных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.
Помимо этого, Страсбургская конвенция, в частности, Раздел , посвященный помощи во взыскании, восполняет регулирование о помощи в сборе налогов, которое предусмотрено, к примеру, ст. 27 Соглашения Россия- Кипр.
3. Дополнительные риски
3.1. Следует отметить, что в отношении многих шагов, к примеру, шаг 5 или вредная налоговая практика, шаг 6 или предотвращение злоупотребление налоговым соглашением, шаг 14 или процедура взаимного соглашения (Mutual Agreement Procedure) в отношении Республики Кипра у ОЭСР не содержится информации, что имплицитно предполагает дополнительные риски, которые примет на себя Российская Федерация, взамен того, чтобы обновить Соглашение Россия-Кипр с помощью Конвенции
3.2. В последнее время ОЭСР говорит о проблемах налогообложения, возникших из-за эпидемии, в отношении трансграничной занятости. Буквально, в начале апреля, Секретариат ОЭСР предложил методические рекомендации по этому вопросу. Несмотря на то, что Договор о налогообложении, сам по себе, не разрешает все возможные сложности, описанные Секретариатом ОЭСР, тем не менее, отсутствие регулирования, предусмотренного им, способно увеличить количество вопросов, касающихся трансграничной занятости.
3.3. Отсутствие Договора о налогообложении будет приводить к ситуации двойного налогообложения. Учитывая шаг 2 BEPSнейтрализация воздействия гибридных механизмов), направленные на устранение ситуации двойного не налогообложения, прекращение соглашения будет серьезным откатом назад, поскольку всегда существует вероятность того, что государства по-разному регулируют понятие резидентства по какой-либо причине (различное количество дней пребывания, нестыковки в концепции налогообложения, нестыковки в понимании источника).
3.4. Существуют «черный» и «серый» списки юрисдикции, к примеру, уже упоминавшиеся Республика Кипр и Мальта были представлены среди 38 юрисдикций, принявших на себя обязательства ОЭСР по повышению прозрачности и налаживанию эффективного обмена информацией по налоговым вопросам. Речь идет о том, что государства, которые включаются в подобные листы оцениваются как более «рисковые», поскольку они не исполняют обязательства, либо исполняют их ненадлежащим образом, тем самым, не обеспечивая надлежащий уровень, прежде всего, прозрачности. Нельзя не отметить, что низконалоговые юрисдикции, которые, как правило, включаются в эти списки, провели «законодательную волну» за последние полтора года, улучшив таким образом соблюдение правил и стандартов ОЭСР. Однако, теоретически, возможна ситуация, при которой выход из Договора о налогообложении повлечет отсутствие регулирования с государством, которое не обеспечивает надлежащий уровень прозрачности (прим.: частично соответствуют) или нарушает требование преобладания содержания над формой.
4.1. Российская Федерация вправе совершить односторонний выход из Договоров о налогообложении, однако их прекращение состоится не раньше 2021 года;
Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – обмен информацией, документами, помощь во взыскании и иное административное сотрудничество – можно заменить с помощью Конвенции , Страсбургской конвенции и иных инструментов;
Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – дифференцированные уровни ставок, устранение противоречий между законодательствами разных государств, к примеру, определение «резиденции» — не может быть восполнена существующим международным инструментарием;
ыход Российской Федерации из Договором о налогообложении негативным образом скажется на объеме инвестиций;
4.5. направленная на обновление Договоров о налогообложении, не может быть применена вне последних. Положения, предусмотренные Конвенцией , помогли бы закрыть вопрос с 15% ставкой (прим.: Конвенция применяется в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые он распространяется, — не ранее 01.01.2021).
Таким образом, выход из Договоров о налогообложении представляется опрометчивым решением в текущих условиях.
Избежание двойного налогообложения на УкраинеПравить
Резиденты Украины, имея дело с контрагентами из других стран, должны помнить о возможности оптимизации налоговой нагрузки с помощью механизма избежания двойного налогообложения. Для реализации этого механизма достаточно получить справку от компетентного органа, которую даже не во всех случаях необходимо легализировать. Аналогичная ситуация и с доходами нерезидентов, полученными из Украины.
Применения международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, который подтверждает статус налогового резидента. Основанием для освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является предоставление нерезидентом лицу (налоговому агенту), которое выплачивает ему доходы, справки (или её нотариально заверенной копии), которая подтверждает, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.
СсылкиПравить
Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.
В тексте соглашения с Великобританией отмечено, что оно распространяется на три вида налога, в частности на подоходный в Великобритании, он же налог на прибыль в России
Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.
Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:
- иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
- американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
- компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.
Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2022 года; проверки требуют 5 правок.
Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения.
Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).
У каждого государства при конструировании системы налогов существует два принципиальных подхода: либо облагать налогами все мировые доходы своих резидентов (принцип резидентности), либо взимать налоги по месту осуществления экономических операций (принцип территориальности).
Если бы все страны мира договорились и стали использовать один из этих двух подходов, основываясь на одних и тех же критериях определения источников дохода и места деятельности, проблем бы не возникало. Но так как в разных странах различаются уровень развития и тяжесть налогообложения, большинство государств пользуется и тем и другим принципами одновременно. Это приводит к международному двойному налогообложению — взиманию сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, возникающему вследствие коллизии налогового законодательства двух и более стран.
Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза
Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:
- налоговая декларация другой страны;
- банковская платежка;
- выписка со счета о том, что деньги заплачены.
Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.
Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.
- Зарубежная недвижимость, 2011, с. 62.
- Офшоры в глобальной экономике: мировой опыт и российские реалии
- НДФЛ с нерезидентов РФ в 2017 году — nalog-nalog.ru. nalog-nalog.ru. Дата обращения: 24 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- Минфин внедрит механизм решения споров с налоговиками за рубежом. РБК. Дата обращения: 25 марта 2019. Архивировано 25 марта 2019 года.
- Приказ Государственной налоговой инспекции Украины N 173 от 12.04.2002″. Дата обращения: 4 июля 2013. Архивировано 12 сентября 2013 года.
- Избежание двойного налогообложения, зачем платить больше?». Дата обращения: 4 июля 2013. Архивировано 9 августа 2013 года.
Защита от двойного налогообложения в отношении недвижимостиПравить
Договоры об избежании двойного налогообложения представляют собой международные межправительственные соглашения, призванные не допустить неограниченное налогообложение одного и того же дохода в нескольких государствах. Договоры, как правило, заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между разными странами.
При этом надо понимать, что подобные договоры распространяются на ограниченный круг лиц (резидентов договаривающихся сторон) и действуют в отношении чётко определённых видов налогов. На компании, работающие в офшорном секторе или пользующиеся льготными налоговыми режимами, действие договоров об устранении двойного налогообложения обычно не распространяется. Воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения можно только в отношении так называемых «прямых» налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правила обложения «косвенными» налогами (например НДС) договоры не регулируют.
В России достаточно много собственников недвижимости, которые:
- являются иностранными гражданами, постоянно проживающими за пределами России;
- граждане России, которые уехали за рубеж на ПМЖ и постоянно проживают за границей;
- являются иностранными гражданами (бывшие граждане России и сменившие фамилию).
Все эти лица по законам РФ являются налоговыми нерезидентами.
При этом на налоговых нерезидентов не распространяются правила:
- о налоговых льготах, предусмотренных пунктом 17 статьи 217 Налогового кодекса (правило об освобождении от уплаты НДФЛ с дохода, полученного от продажи недвижимости, которая находилась в собственности налогоплательщика — продавца три года (пять лет) и более);
- об имущественных вычетах при продаже имущества и покупке жилой недвижимости, предусмотренных статьёй 220 НК.
Надо учитывать и то, что доходы, полученные иностранцем (нерезидентом или резидентом) в России, являются также объектом налогообложения и в стране его проживания, т.е. налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз по законам РФ, во второй — по законам страны проживания иностранца (где, как правило, уплачивается налог на всемирный доход).
Правовое регулирование осуществляется в соответствии со статьёй 232 НК РФ: «Устранение двойного налогообложения».