Налоговые споры и особенности их разрешения и налоговые споры и особенности их разрешения

Содержание
  1. Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России
  2. Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц
  3. Производство в арбитражном суде первой инстанции
  4. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов
  5. Определение категорий и понятий
  6. Критерии и классификация налоговых разногласий
  7. Судебное рассмотрение конфликтов
  8. Досудебный способ урегулирования
  9. Особенности досудебного обжалования
  10. Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов
  11. Буква закона
  12. Налоговые споры и их причины
  13. Виды фискальных споров
  14. Порядок рассмотрения
  15. Что такое досудебное урегулирование?
  16. Плюсы и минусы урегулирования налоговых споров в досудебном порядке
  17. Оспаривание в суде
  18. Данные статистики
  19. Профессиональная помощь адвоката / юриста

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России

Оспаривание нормативных правовых актов ФНС России осуществляется в судебном порядке в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов ФНС России.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (п. 1 ст. 208 КАС РФ).

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Дополнительный анализ:  Экспресс-анализ финансового положения компании

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов ФНС России рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (п. 1 ст. 213 КАС РФ).

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Обращение в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 АПК РФ осуществляется в форме:

  • искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Производство в арбитражном суде первой инстанции

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

  • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;
  • создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ).

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 273 АПК РФ).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено (ст. 276 АПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

46 Курская область

Дата публикации: 26.08.2014

Президентом России подписан Федеральный закон от 21 июля 2014 года №241-ФЗ, который вносит изменения в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. Теперь решение об отказе в государственной  регистрации фирмы или ИП нужно обязательно обжаловать в вышестоящий орган по отношении к тому, кто принял решение, а уже после этого можно обращаться в суд. Жалоба может быть подана в течении 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав через орган, решение которого обжалуется. Решение по жалобе должно быть принято в течении 15 рабочих дней со дня её получения. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, если лицом представлены дополнительные документы или органу, рассматривающему жалобу, требуется получить дополнительную информацию от нижестоящих регистрирующих органов. В случае отмены решения об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган обязан принять новое решение по документам, представленным для регистрации, в течении 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России. При отмене решения о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в аналогичный срок.

Возможность обратиться в налоговый орган с жалобой в электронном видеВ настоящее время на интернет-сайте ФНС России функционирует Интернет-сервис «Обращение граждан в УФНС России».Этот Интернет- сервис является дополнительным средством для обращений пользователей в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и его подведомственные инспекции.С его помощью пользователь может отправить Интернет-обращение на адрес электронной почты любого налогового органа Курской области, поэтому, прежде всего, необходимо выбрать налоговый орган по месту учета (прописки) налогоплательщика.Обращения, в которых не указаны предусмотренные законодательством РФ сведения об авторе: (ФИО, почтовый адрес), к рассмотрению не принимаются. Не подлежат рассмотрению:- не поддающиеся прочтению обращения:- обращения, на которые не может быть дан ответ без разглашения сведений, составляющих государственную, налоговую или иную охраняемую федеральным законом тайну:- обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного липа, а также членов его семьи.- кроме того, не рассматриваются по существу обращения, если для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя.Ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в налоговых органах Курской области, направляется в 30-дневный срок в письменном или электронном виде на почтовый адрес или адрес электронной почты, указанный в обращении.В заполняемой заявителем форме имеется поле «Как направить Вам ответ», которое может принимать одно из следующих значений: «По почте (в бумажном виде)» или «По Е-mail (в электронном виде)». Если в Интернет-обращении выбрано значение «По почте (в бумажном виде)», ответ заявителю направляется почтовой связью.Если будет выбрано значение «По Е-mail (в электронном виде)», ответ заявителю направляется по электронной почте в виде сканированного файла ответа с подписью должностного лица, исходящим номером и датой регистрации.Возможность использования электронной почты повышает оперативность получения ответа заявителем.

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов?

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

Как суды рассматривают налоговые споры?

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Требования налогового
законодательства в России постоянно растут. Позиция фискальных органов по
отношению к налогоплательщикам, по мнению экспертов, становится все более
жесткой.

В такой ситуации участие в налоговых спорах усложняется и требует особого внимания со стороны самих плательщиков и юристов, защищающих их интересы. Налоговые адвокаты адвокатской конторы «Магнат» из Екатеринбурга обладают необходимыми знаниями, профессиональной подготовкой и большим опытом работы в данной сфере. Это дает возможность проводить грамотный анализ, предлагать оптимальную стратегию досудебного урегулирования и защиты в суде.

  • Налоговые споры и их причины
  • Виды фискальных
    споров
  • Порядок
    рассмотрения
  • Что такое
    досудебное урегулирование?
  • Порядок обжалования
  • Оспаривание в суде
  • Профессиональная помощь адвоката / юриста

Буква закона

Под налоговым спорам в
отечественном праве понимается юридический спор, который возникает между
участниками фискальных отношений и государственным органом, относится к
вопросам начисления и уплаты налогов.

Споры данного типа обладают
соответствующими признаками.

  • Они
    вытекают из властных правоотношений, в процессе которых устанавливаются,
    вводятся, взимаются налоги и сборы в стране; и отношений, включающих контроль и
    обжалование действий и правовых актов фискальных служб.
  • В
    них участвует две стороны: орган налогового или таможенного контроля и
    налогоплательщик (физлицо или предприятие) либо другое лицо, обязанное
    исчислять и платить налоги (банки, другие кредитные организации).
  • Участники
    спора неравны в юридическом плане, поскольку одной стороной всегда является
    государственный орган.
  • Такие
    споры решаются в форме, которая строго определена законом: как досудебный или
    судебный конфликт.

Налоговые споры и их причины

Эксперты в области налогового
законодательства полагают, что основная причина возникновения подобных
конфликтов заключается в постоянном развитии фискального права. Появление новых
правовых актов нередко приводит к двусмысленности, неопределенности в вопросах
начисления налогов и сборов. Возникают противоречия между нормами отдельных законодательных
актов.

Результатом становится большое
число обращений компаний и граждан в суды для разрешения разногласий.

Наиболее часто в российской
практике встречаются налоговые споры, связанные

  • с
    незаконностью нормативных документов в этой области;
  • с
    незаконностью актов фискальных служб, а также действия или бездействия
    должностных лиц;
  • о
    взыскании санкций и платежей обязательного характера;
  • о
    возврате из бюджета платежей, которые были взысканы излишне или заплачены
    плательщиками излишне;
  • о
    возмещении убытков, которые были причинены физлицам или организациям в
    результате незаконных решений налоговиков или действий либо бездействий их
    должностных лиц.

Виды фискальных
споров

Конфликты в данной сфере можно
классифицировать по нескольким параметрам.

  • Сторона
    инициатор. Это может быть либо налогоплательщик, либо налоговый или таможенный
    орган, либо другие лица, которые вовлечены в правоотношения фискального
    характера.
  • Предмет
    обжалования. В этом плане принято деление конфликтов на связанные с исполнением
    налоговых обязательств и относящиеся к восстановлению прав, которые были
    нарушены незаконными действиями госструктур.
  • Содержание
    требований: взыскание санкций, недействительность решений фискальных служб,
    возмещение убытков, причиненных незаконные действиями либо бездействиями
    должностного лица.
  • Порядок
    рассмотрения может быть досудебным или судебным.

Порядок
рассмотрения

Как было сказано выше, для споров в
этой области действует строго определенный законодательством порядок
рассмотрения. После того, как первого января 2014 года в силу вступил ФЗ номер
153, которым внесены поправки в первую часть НК РФ, все налоговые споры должны
обязательно проходить стадию досудебного урегулирования.

Согласно поправкам в таком
урегулировании, которые начали действовать со второго июня 2016-го (ФЗ-130),
плательщики могут в большей степени влиять на решения налоговиков, которые
обжалуются. Это привело к сокращению количества обращений плательщиков в суд.

Если же на досудебной стадии
решение не удовлетворяет налогоплательщика, он имеет право обратиться в суд.

Что такое
досудебное урегулирование?

Под досудебным урегулированием
понимается процедура, при которой обращения и жалобы в отношении действий или
бездействий налоговиков рассматриваются в самом ведомстве – сотрудниками
вышестоящих инстанций.

Данный механизм позволяет

  • заявить
    о своем несогласии с результатами фискальных проверок;
  • возразить
    против решения налоговиков, касающегося выявления нарушений законодательства;
  • обжаловать
    решение ФНС, которое вступило или нет в силу;
  • подать
    жалобу на действия или бездействия налоговиков.

Как показывает практика, механизм
урегулирования конфликтов в досудебном порядке эффективен, когда требуется
решить вопрос с приостановкой операций по счетам лица или компании; в
ситуациях, когда налоговики обязывают плательщика заплатить налог, штраф, пени.
Данный способ решения споров помогает решить проблему и во многих других
случаях, когда налогоплательщику необходимо как можно быстрее отреагировать на решения
ФНС.

В результате досудебного
урегулирования налоговый орган может вынести решение

  • отменить
    предыдущее решение, которым доначислен налог и санкции за неуплату налога;
  • отказаться
    привлекать плательщика к ответственности;
  • признать,
    что действия или бездействия фискальной службы были неправомерны, а также
    принять меры, чтобы устранить их последствия.

Последовательность, в которой можно
обжаловать решения налоговиков, описана в статье 139 НК РФ.

  • На
    первом этапе необходимо подготовить документ: жалобу, апелляционную жалобу,
    обращение.
  • Затем
    требуется подать его в фискальный орган, расположенный в месте, где
    зарегистрирован плательщик. Сделать это можно, используя интернет или почту,
    либо лично придя в офис госоргана.
  • При
    желании лицо или компания, подавшие жалобу либо обращение, имеют право принять
    участие в процессе их рассмотрения.
  • После
    того, как налоговый орган вынес решение, налогоплательщик может согласиться с
    ним или обратиться в суд.

Плюсы и минусы
урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Механизм досудебного урегулирования
налоговых споров дает ряд существенных преимуществ. Первое – сравнительно
небольшой срок рассмотрения обращения или жалобы: в статье 140 НК он
определяется в один месяц с момента, как она была получена. Другие жалобы
должны быть рассмотрены в течение пятнадцати рабочих дней. Возможно продление
этого периода руководителем фискального органа, максимум на месяц или 15 дней.

Второй плюс – отсутствие госпошлины
и других расходов для того, кто подает заявление. И третий – при подаче жалобы
или обращения у плательщика есть право приостановки исполнения решений
налоговиков до момента, пока по ним не будет вынесено решение. В этом случае
сам плательщик должен выступить с инициативой и предоставить подтверждение
своего намерения в виде банковской гарантии (НК, статья 138).

Однако существуют и недостатки
данного механизма. К ним относятся невозможность отказа от применения
досудебного урегулирования, временные затраты, невысокий процент решений
фискальной службы в пользу плательщиков.

Оспаривание в суде

Статья 138 НК дает всем гражданам и юрлицам России право обжаловать акты фискальных служб в судах. Вопросы судебного разбирательства таких споров также рассматриваются в других нормативных документах: положениях АПК, законах и подзаконных актах, регулирующих предмет налогового спора. Кроме того, участникам таким конфликтов рекомендуется ориентироваться на правовые позиции, которые излагаются Верховным и Конституционным судами страны в их судебных актах.

В числе причин, по которым
налогоплательщики чаще всего обращаются к помощи суда, эксперты называют
следующие.

  • Акт
    налогового органа или таможенного не отвечает закону или другому акту
    нормативно-правового характера.
  • Фискальные
    инстанции своими действиями нарушили права и интересы плательщиков в их работе.
  • Налоговики
    возложили на лицо или организацию обязанности, противоречащие закону.
  • Фискальные
    службы искусственно создали препоны для нормального ведения бизнеса.

Процесс судебного разбирательства состоит из нескольких этапов.

  • Сначала
    заявителю необходимо получить решение ФНС по итогам досудебного урегулирования
    разногласий.
  • Затем
    требуется подготовить заявление и подать в арбитраж. Сделать это, как указано в
    АПК РФ, можно на протяжении трех месяцев с момента, как заявитель узнал, что
    его права нарушены.
  • Далее
    налогоплательщик или его адвокат как представитель должны принять участие в
    рассмотрении дела в суде. Это в большинстве случаев занимает около трех
    месяцев, но возможно продление срока до полугода.
  • Завершающая
    стадия – вынесение решения судом и его выдача истцу.

Важной особенностью судебного
рассмотрения налоговых споров является обязанность именно фискального органа
доказывать, что его действия были законными. При этом у заявителя есть право
обратиться к судье с ходатайством о приостановке выполнения решения налоговиков
без предоставления банковской гарантии.

При обращении в суд
налогоплательщику приходится понести определенные финансовые затраты: оплатить
судебный сбор и издержки.

В результате разбирательства суд
может отметить решение налоговиков (частично или целиком), признать незаконными
действия или бездействия фискальной службы, обязать налоговый орган предпринять
определенные действия.

Данные статистики

В большинстве случаев в нашей
стране инициаторами налоговых споров становятся фискальные органы. Как
свидетельствует статистика, в России первое место среди налоговых споров
занимают дела, связанные с взысканием обязательных платежей и санкций.

Значительная доля приходится на
конфликты, относящиеся к неуплате налогов контрагентами, местонахождения
которых неизвестно. Довольно много споров связано с дроблением бизнеса и
операциями трансграничного характера.

По данным за 2016-2017 годы требования налоговиков судами были удовлетворены в одной третьей части споров. Только за первую половину 2017 года общий объем претензий в отношении фискальных органов достиг более трех миллиардов рублей. Судами было решено взыскать лишь 230 миллионов.

Профессиональная помощь адвоката / юриста

Помощь специалиста, хорошо
разбирающегося в налоговом праве, будет полезной уже на этапе досудебного
урегулирования спора.

Если же решение фискального органа
на досудебной стадии не принесло плательщику желаемого результата, и он решает
обратиться в суд, важно грамотно подготовиться. По мнению опытных налоговых
адвокатов, самое главное – разработать позицию защиты, которая позволит
получить решение суда в пользу заявителя.

Для этого проводится экспертиза
решения налоговиков, которое предстоит оспаривать. Юристы выясняют, были ли
этим актом реально нарушены права клиента, и какие именно. Это позволяет
понять, насколько высоки шансы успешно урегулировать спор в суде. Далеко не все
конфликты имеют такую перспективу для налогоплательщика.

Участие опытного адвоката конторы
«Магнат» дает возможность на этом этапе

  • определиться,
    стоит ли обращаться в суд: тратить деньги и время;
  • добиться
    запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество клиента до
    вынесения решения судом.

Обращайтесь за консультацией к специалистам конторы «Магнат» по телефону (343) 287-33-75 , чтобы получить квалифицированные ответы на свои вопросы.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий