- Детский психоанализ. начало.
- Встречи с родителями
- Московское психоаналитическое общество | 26-27 октября 2021 года 8-я ежегодная клиническая и теоретическая конференция мпо
- Московское психоаналитическое общество | как проходит обучение?
- Московское психоаналитическое общество | психоаналитическая помощь
- Проблемы, с которыми столкнулись детские психоаналитики
- С чем обращаются к детскому аналитику?
- Цели детского психоанализа
Детский психоанализ. начало.
“Что? У тебя в анализе маленькие дети? Дети до 6 лет? Возможно ли это? И не опасно ли это для детей?”Это очень даже возможно. Трудно представить, что происходит в ребенке 4-х-5-ти лет. У детей в этот период очень живой ум; этот ранний сексуальный период также является временем интеллектуального расцвета. ….
Первый ребенок, с которым был впервые предпринят этот эксперимент, почти двадцать лет назад, с тех пор вырос в здорового и одаренного молодого человека, который безукоризненно прошел пубертат, несмотря на серьезные психические травмы. Можно надеяться, что не хуже будет обстоять дело и с другими «жертвами» раннего психоанализа.
(З.Фрейд “К вопросу о неврачебном анализе”, 1926)
Открытие З. Фрейдом того, что детский опыт влияет на всю последующую жизнь человека, вызвало живой интерес к эмоциональному развитию ребенка. Многие участники знаменитых встреч по средам в доме Фрейда были в то время молодыми родителями, которые обсуждали друг с другом развитие и сны своих детей.
Предполагается, что знаменитый случай Маленького Ганса начинался именно так. Одной из первых, кто стал применять психоаналитическую теорию к анализу детей стала Гермина Хаг-Хельмут. Впоследствии детский анализ развивали Анна Фрейд и Мелани Кляйн.
Встречи с родителями
Детский психоаналитик работает в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, периодически с ними встречаясь. С детьми более старшего и подросткового возраста эти контакты становятся менее интенсивными.
Родителям помогают лучше понять эмоциональные проблемы ребенка и прервать патологический круг реагирования.
Часто родителям бывает сложно обратиться к детскому психоаналитику, потому что они чувствуют беспомощность, стыд, вину и ощущение неудачи. Эти чувства мешают развитию их контакта с ребенком. Психоаналитик помогает восстановить любящие и взаимно удовлетворяющие отношения между родителями и ребенком.
Московское психоаналитическое общество | 26-27 октября 2021 года 8-я ежегодная клиническая и теоретическая конференция мпо
«Луковица памяти»:
психоаналитические нарративы и биографические факты
26-27 октября 2021 года
Московское
психоаналитическое общество продолжает регулярные клинические и теоретические
конференции, на которых члены общества или специально приглашенные гости —
практикующие психоаналитики — представляют свою работу и обсуждают ее в кругу
заинтересованных специалистов. Основная задача конференций МПО: способствовать
развитию клинической практики и теории психоанализа в диалоге и дискуссиях
психоаналитиков, психоаналитических психотерапевтов и интересующихся
психоанализом специалистов в области охраны психического здоровья. Формат
конференций: тематические панели или индивидуальные доклады. Специальное
внимание уделяется развернутому и детальному обсуждению выступлений докладчиков
участниками конференций. В качестве дополнительной программы предлагаются клинические
семинары — групповые супервизии клинических случаев, которые проводят аналитики
— члены МПО.
Председатель
программного комитета конференции:
Усков
Александр Феликсович
Организационный комитет
конференции:
Корнеева
Ирина Николаевна — председатель
Антонова
Людмила Сергеевна
Борзова Марина
Валентиновна
Грачева
Татьяна Викторовна
Драбкина
Татьяна Семеновна
Зимина
Элина Рафаэлевна
Исакова
Ольга Аскольдовна
Место проведения конференции:
Отель «Марко Поло Пресня»
Конференц-зал«Московский»
Адрес: Спиридоньевский переулок, дом 9, стр 1
Программа конференции
Суббота, 26 октября 2021 года
9:00
— 9:50 Регистрация
9:50
— 10:00 Открытие конференции. Председатель программного комитета конференции Александр
Феликсович УСКОВ, Президент Московского психоаналитического общества Виталий
Александрович ЗИМИН
10:00
— 11:30 Пленарный доклад
«Культура
неудач(спутанная
сексуальность)»
Докладчик
– Анна Григорьевна Шандала (МПО)
Дискутант
– Элина Рафаэлевна Зимина (МПО)
Председатель
– Татьяна Львовна Алавидзе (МПО)
Обсуждение
доклада
11:30
— 12:00
Кофе-пауза
12:00
— 13:30 Продолжение обсуждения
13:30
— 15:00 Перерыв на обед (обед в
ресторане отеля, оплачен)
15:00
— 16:30 Пленарный доклад
«Фактическое
в процессе психоанализа»
Докладчик
— Илья Геннадьевич Боровиков (Немецкая психоаналитическая ассоциация,
Кельн)
Дискутант
— Александр Феликсович Усков (МПО)
Председатель
— Марина Юриковна Арутюнян (МПО)
Обсуждение
доклада
16:30 – 17:00 Кофе-пауза
17:00
— 18:20 Продолжение обсуждения
18:20 — 18:30
Закрытие конференции
18:30
– 19:30 Фуршет
Воскресенье, 27 октября 2021 года
Клинический семинар – дополнительная
программав рамках основной
конференции
11:00
— 13:00 Обсуждение клинических случаев участников
Место
проведения — офисы психоаналитиков, членов МПО
Ведущие
клинических семинаров:
Татьяна
Викторовна Грачева
Виталий
Александрович Зимин
И
Гиль Сон
Майя
Анатольевна Немировская
Александр
Феликсович Усков
Записываясь на клинический семинар, пожалуйста, укажите в порядке убывания имена трех ведущих, к которым вы хотели бы попасть в наибольшей степени. Мы постараемся учесть ваши пожелания.
Информация об оплате
Ранняя регистрация – по
12.10.17 (пятница):
Стоимость
основной конференции: 6000 руб.
Для
кандидатов Международной психоаналитической ассоциации и студентов программ — 5000
руб.
Стоимость
клинического семинара: 1500 руб.
Для
кандидатов МПА и студентов — 1000 руб.
Поздняя регистрация – по 22.10.17(вторник):
Стоимость
основной конференции: 7000 руб.
Для
кандидатов МПА и студентов — 6000 руб.
Стоимость
клинического семинара: 1700 руб.
Для
кандидатов МПА и студентов — 1200 руб.
Количество мест ограничено!
Обращаем внимание:
– для регистрации участия на
конференции и клиническом семинаре Вам необходимо отправить заполненную форму
на электронный адрес: mpsconference2021@yandex.ru
– для окончательной
регистрации необходимо оплатить общую стоимость участия согласно реквизитам,
указанным в регистрационной форме.
Схема проезда
Метро
Пушкинская, Тверская, Чеховская,
Маяковского, Баррикадная – 7-10 мин. пешком.
Как пройти от метро:
Пушкинская – выход к улицам
Большая и Малая Бронная, из стеклянных дверей прямо и вверх по лестнице
направо.
Тверская– из стеклянных дверей прямо и направо вверх по лестнице.
На
улице перед вами будет магазин Benetton, далее
Сбербанк, потом арка. Сворачиваете в арку и идете по Малому Палашевскому пер,
поворачиваете направо и идете по Большому Палашевскому переулку до 1-го
светофора.
После
светофора справа увидите арку с логотипом отеля. Заходите через арку во дворик
парковки, где слева будет вход на конференцию. Сразу у входа раздевалка, далее
оранжевый холл, где происходит регистрация.
Внимание! Участники
конференции заходят в отельчерез ОТДЕЛЬНЫЙ вход с парковки.
Ссылка на карту:
https://yandex.ru/maps/-/CZcIEV94
Московское психоаналитическое общество | как проходит обучение?
Обучение психоанализу не похоже ни на какое другое. Прежде всего, кандидату необходимо начать личный анализ. Обычно действует правило, согласно которому кандидаты получают доступ к семинарам после первого года личного анализа; многие кандидаты поступают учиться, уже имея опыт анализа, и для них семинары доступны сразу же с момента начала нового цикла. Еженедельное посещение семинаров по субботам составляет важную часть учебы: на семинарах изучают теорию и технику психоанализа, учатся критично подходить к общеизвестным истинам и к новым концепциям, помогают кандидатам развивать клиническую практику. Параллельно происходит интенсивное погружение в личный анализ, в мир своих чувств и влечений, знакомство с собственным бессознательным.
После первых двух семестров в кандидатском семинаре кандидат может обращаться в образовательный комитет за разрешением вести своей первый «учебный» случай психоанализа. Чтобы получить это разрешение, он должен пройти интервью с обучающими аналитиками, на котором он представит свой клинический материал. Успешное прохождение этого интервью позволяет кандидату перейти на вторую ступень обучения и работать аналитически с пациентом под регулярной супервизией тренинг-аналитика МПО.
Второй «учебный» случай можно начинать не раньше, чем через год послед начала ведения первого случая, для этого тоже требует прохождение интервью; после прохождения этого интервью кандидат переходит на третью ступень обучения. Если оба «учебных» случая продвигаются успешно, кандидат может обратиться в образовательный комитет с просьбой провести квалификационные испытания, на которых он должен представить комиссии из нескольких тренинг-аналитиков два аналитических случая. Если защита случаев была успешной, кандидат выступает с докладом на расширенном заседании общества, после чего проводится голосование о его вступлении в МПО.
На прохождение всех этапов обучения нужно не менее 5 лет, но в реальности обычно уходит больше времени, поскольку в жизни все идет не так гладко, как на бумаге.
Стандарты обучения, которые предлагает МПО, очень высокие, и это обусловлено тем, что психоаналитическая работа с пациентом предъявляет серьезные требования к эмоциональной зрелости психоаналитика, равно как и к его теоретической подготовке в области психоанализа. Кроме того, общий уровень цивилизованности аналитика, его способность воспринимать и ассимилировать новый опыт, новые точки зрения, находить свое место в огромном пространстве психоаналитических теорий и подходов – все это тоже является предпосылкой и неотъемлемой частью успешного профессионального функционирования. Поэтому мы очень приветствуем знание кандидатами иностранных языков, что позволяет им, во-первых, читать новейшие работы зарубежных коллег, не полагаясь на милость переводчиков и издателей, а во-вторых, посещать международные психоаналитические конференции, где часто предусмотрена специальная программа для кандидатов из всех стран (на английском языке), включающая супервизии и мастер-классы. Это дает возможность не только приобщиться к животрепещущим проблемам современного психоанализа и воочию увидеть «живые легенды» психоанализа (Рона Бриттона, Майкла Фельдмана, Антонино Ферро, Рене Руссийона и др.), но и познакомиться и пообщаться с кандидатами из других обществ, обнаружить точки соприкосновения и завязать дружеские и коллегиальные отношения.
Московское психоаналитическое общество | психоаналитическая помощь

Психическая жизнь человека сложна. Это и разнообразные, всегда конфликтные желания, намерения, влечения, это и быстро меняющиеся чувства и более стабильные настроения, это и ни на секунду не останавливающийся процесс мышления, это и восприятие и память, создающие и подкрепляющие, а иногда и разрушающие чувство реальности, это и сновидения, как особый сплав восприятия, мысли и чувства… и галлюцинации и бред, как проявления патологии психической жизни. Часть этой жизни происходит на сознательном уровне, другая — протекает бессознательно. Самое сложное в жизни, источник наслаждения и причина страдания — человеческие отношения — не существуют без фантазий и ожиданий о другом человеке.
Психоанализ как психотерапевтическая практика имеет дело с пониманием и исследованием сознательных и бессознательных психических процессов и восстановлением нормальных человеческих отношений.
Это понимание, исследование и восстановление возможно благодаря особенным отношениям между психоаналитиком и его пациентом: аналитик находится в состоянии свободного, внимательного и в то же время непредвзятого слушания. Пациент, как правило, лежа на кушетке, размышляет вслух.
Условия аналитической работы дают возможность аналитику уловить содержание бессознательных фантазий пациента и использовать особенный инструмент — психоаналитическую интерпретацию, которая способна запустить процесс внутренних психических изменений. Подробно о психоанализе и методе вы можете прочитать в следующих разделах.
Проблемы, с которыми столкнулись детские психоаналитики
Личность ребенка находится в процессе созревания, многие психические структуры еще не сформированы, ему трудно противостоять давлению импульсов Ид. Взаимодействие с первичными объектами (родителями, сиблингами и т.д.) происходит в настоящем, а не стало частью прошлого.
Можно ли в работе с детьми использовать условия классической психоаналитической техники – кушетку, метод свободных ассоциаций, нейтральность аналитика? Решение проходить психоанализ в большинстве случаев исходит не от ребенка, так как он часто не осознает своих проблем. В работу с ребенком неизбежно включены родители. Как с этим быть?
Мелани Кляйн, в свою очередь, предположила, что свободная игра ребенка играет роль свободных ассоциаций взрослого, и, значит, можно анализировать ребенка так же, как и взрослого, интерпретируя смысл его игры, перенос и бессознательные фантазии. Она считала, что можно анализировать ребенка, начиная с двух лет.
Различия, которые вначале касались техники, затем распространились и на область теории, дав начало двум школам психоанализа – эго-психологии и кляйнианской психоаналитической школе. Дискуссия между ними была чрезвычайно плодотворной и оказала большое влияние на развитие современного психоанализа.
Психоаналитик не только интерпретирует внутренний конфликт и бессознательные фантазии ребенка, но и способствует развитию его психических структур – благодаря пониманию и «контейнированию», помощи в наименовании, модуляции и переработке аффектов. Он становится для ребенка и объектом переноса, и новым «развитийным» объектом.
Детский психоанализ является очень интересной и благодарной практикой. В работе с детьми и подростками изменения происходят гораздо быстрее, чем при работе со взрослыми, поэтому времени на психоанализ детей, как правило, требуется меньше.
С чем обращаются к детскому аналитику?
Часто эмоциональные проблемы ребенка выражаются на поведенческом и соматическом уровне – возникают проблемы в отношениях в детском саду/школе, дома, ребенок начинает плохо успевать или болеть чаще обычного. Ребенок может как осознавать свое страдание и просить о помощи, так и не отдавать себе в нём отчет.
Однако, внимательные родители могут заметить подавленность, страхи, трудности в общении, повышенную тревожность и агрессивность ребенка, или понимать, что ему требуется помощь в преодолении трудной жизненной ситуации (развод родителей, потеря близких и т.д.).
Цели детского психоанализа
Психоаналитик помогает ребенку и родителям сделать понятными их собственные чувства и поведение и восстановить ход нормального развития ребенка. Целью лечения является не только облегчение эмоционального страдания, но и интеграция его личности, развитие внутренних структур регуляции и переработки эмоций.