Мобильные продукты О развитии услуг по доставке продуктов: Деловой климат: Экономика:

Мобильные продукты О развитии услуг по доставке продуктов: Деловой климат: Экономика: Аналитика

«для бизнеса это время экспериментов». что происходит на российском рынке доставки еды и продуктов –

Доставка готовой еды в России бьёт рекорды: по итогам 2021 года рынок может превысить 170 млрд рублей и занять почти 9% в обороте общественного питания страны. Растущее направление привлекает крупные компании, даёт плодородную почву перспективным стартапам — и всё это круто замешано на мировой технологической революции. Мы пообщались с экспертами и участниками рынка деливери и рассказываем, что сегодня происходит с доставкой еды и продуктов в России.

Рынок растёт

Рынок доставки готовой еды в России мощно растёт: по свежей
оценке РБК, в 2021 году он покажет рекордную динамику — 25,3% к результатам
2021-го — и достигнет 170 млрд рублей. Бессменный лидер — «Додо пицца» с
многолетними темпами роста более 100% (так, в 2021 выручка компании выросла на
116,2%, в 2021 — ещё на 115%, почти до 12,4 млрд рублей); за ней пытаются
угнаться ещё две пиццерии (Domino’s Pizza, 4,6 млрд рублей и Papa John’s, 1,8
млрд рублей), а также два главных агрегатора доставки — Delivery Club (1,9 млрд
рублей, в компании ждут роста выручки в два раза по итогам 2021 года) и
«Яндекс.Еда» (806 млн рублей). При этом для трёх лидирующих пиццерий доставка —
только часть бизнеса, для агрегаторов же — его основа. По прогнозу аналитиков
РБК, в 2021 году деливери займёт чуть больше 10% в обороте общественного
питания России против 8,9% годом ранее.

Схожими темпами развивается доставка еды и сопутствующих
товаров из супермаркетов: по оценке директора
по стратегии и электронной коммерции сети «Перекрёсток» Леонида Довладбегяна
,
в ближайшие три-четыре года на FMCG придётся уже около 5% рынка онлайн-ритейла
в стране. Быстрее всего растёт именно food-сегмент: за 2021 год доставка
продуктов прибавила 40-50%. «Этот рынок ждёт большое будущее, большие
перспективы, и инвестиции туда совершенно обоснованы», — уверен Довладбегян.
Причём различия в специфике рынков всё больше стираются — доставка и готовой
еды, и продуктов из магазинов сейчас максимально чувствительна к общекультурным
сдвигам в сознании потребителей и к развитию технологий.

Бум доставки еды участники рынка связывают с несколькими
причинами. Первая — изменение пользовательского поведения. «Основным драйвером
роста рынка мы считаем процесс culture shift (англ. «культурный сдвиг» —
прим. analitik-expert.ru)
— изменение поведения потребителей, в результате
которого доставка становится для них ежедневным способом экономии времени», —
рассказали analitik-expert.ru в Delivery Club. Компания иллюстрирует это данными о
смене структуры заказов: по словам директора
по маркетингу Delivery Club Олега Хаустова
, благодаря culture shift
сглаживаются пики числа заказов в течение дня и недели.

«Если говорить о традиционном распределении заказов по дням
недели, то пик приходится на пятницу и субботу. Если о распределении по времени
суток, то на периоды с 12:00 до 14:00 и с 18:00 до 20:00. Изменение, которое мы
наблюдаем из года в год, заключается в сглаживании этих пиков. В результате
вышеупомянутого culture shift границы использования доставки потребителями
становятся шире, а частота использования растет – они вполне могут заказать в
офис завтрак, а в выходные — семейный обед», — объясняет Хаустов. Кроме того,
в компании обратили внимание на рост заказов домашних блюд — что, по мнению
Delivery Club, может свидетельствовать, что доставка еды становится такой же
ежедневной потребностью пользователей, как, например, вызов такси.

Ещё один фактор роста рынка — активность крупных
агрегаторов. «Первая волна роста обязана в первую очередь агрегаторам, которые
влили баснословные деньги в маркетинг, и сервис стал массовым. Остальные игроки
подтянулись уже на сформированный рынок — и сейчас мы находимся в моменте,
когда это направление начали воспринимать всерьез все», — объясняет управляющий партнёр фудтех-интегратора
«Фудгуру Диджитал» и сервиса «Смартомато» Максим Мягкий
.

Дополнительный анализ:  ГУП "ГУИОН" - ИНН 7840335245 - Финансовый анализ

Похожую картину описывает основатель сервиса доставки Broniboy Иван Труфанов: «В рынок доставки инвестируются большие средства, которые расходуются на маркетинг. Всё больше и больше клиентов узнают о доступности услуги и начинают пользоваться. Также доставка становится более доступной за счет роста количества сервисов, которые предоставляют эту услугу», — утверждает он.

Мобильные продукты О развитии услуг по доставке продуктов: Деловой климат: Экономика:

Темпы захвата рынка агрегаторами хорошо видны на примере
Delivery Club. По данным компании, только с начала 2021 года сервис начал
работать в 20 новых городах, а всего доставка агрегатора доступна уже в 120
городах России. Удвоилось за год и число установок мобильного приложения
сервиса, а количество заказов в месяц выросло с двух до трёх миллионов всего за
полгода. 

Впрочем, по мнению Труфанова, за бурный рост агрегаторы
платят нестабильностью экономики. «На рынке есть одна проблема: ни один из
агрегаторов не может стабильно показывать прибыль. Это вызвано тем, что сейчас
идет гонка по объемам заказов, которая приводит к тому, что эти бизнесы
убыточны. Например, при среднем чеке в 800 рублей и комиссии 30% агрегатор
зарабатывает с заказа 240 рублей, из них около 220 рублей — зарплата курьера с
учетом налогов. На оставшиеся 20 рублей приходится делать маркетинг,
поддерживать разработку и прочие процессы», — рассуждает предприниматель. Ещё
одной проблемой он называет увлечение скидками для клиентов, а возможным
решением проблем — введение повсеместно платной доставки.

С другой стороны, активные действия агрегаторов рождают
критику на рынке. Так, рестораторы жалуются на условия сотрудничества, которые
навязывают монопольные деливери-компании — в частности, общепит не устраивают
высокие проценты с заказов, размытие ответственности перед клиентом (например,
в ситуации, когда курьер агрегатора, на которого компания-партнёр не имеет
влияния, доставляет заказ в неприемлемом для клиента виде) и сложности с
налогами. Агрегаторы, в свою очередь, уверены, что дают ресторанам новые
возможности.

«Мы считаем, что доставка — это в первую очередь возможность
для ресторанного бизнеса. Возможность загрузить кухню в плохую погоду,
расширить клиентскую базу, накормить тех потребителей, которые не проходят мимо
ресторана, но живут в зоне его покрытия при доставке и так далее. Что касается
ответственности перед клиентом, то у нас работает круглосуточная служба
поддержки, сотрудники которой отвечают на сообщения не только по телефону, но и
во всех популярных социальных сетях и мессенджерах, а также внутри самого
приложения. Немногие рестораны могут позволить себе подобную систему поддержки,
даже если они имеют собственных курьеров», — прокомментировали критику в
Delivery Club.

«Если говорить о заслугах агрегаторов, то, прежде всего, они рынок популяризовали. А еще снизили для игроков порог входа и дают возможность с легкостью попробовать себя в качестве участника рынка. В качестве же ”злых корпораций”-монополистов агрегаторы влияют [на рынок] так же, как и любые “злые корпорации”-монополисты — формируют зависимость», — уверен Мягкий, который занимается разработкой ПО для развития собственной доставки ресторанов. «Мы со своим продуктом наоборот, в “лагере сопротивления” — предоставляем инструменты, чтобы быть независимыми и при этом эффективными. От небольших проектов до масштабных сетей — например, «Бургер Кинг», для которых мы развернули инфраструктуру для точек по всей России, успешно развивает собственную доставку», — говорит он.

Быстрее всех

Одна из главных задач игроков на бурно растущем рынке
деливери — во всех смыслах обогнать конкурентов. На ускорение доставки брошены
серьёзные силы: гонку пытаются выиграть как технологически, так и инфраструктурно
— но победное решение лежит в объединении подходов.

«Чем меньше заявленное время доставки — тем тяжелее оно
дается. Чтобы превратить заявленное время доставки 60 минут в 45, нужно просто
с умом перестроить процессы. Чтобы сделать из 45 минут 30 — нужна очень
грамотная инфраструктура и тончайшая настройка процессов. Заявлять меньше 30
минут — уже задача уровня НИИ», — говорит Мягкий. В самом деле, большинство
крупных игроков сейчас не рискуют обещать клиентам приготовить и доставить еду
быстрее чем за полчаса. Когда готовить не нужно, скорости бывают выше: так,
сервис доставки продуктов и хозтоваров «Яндекс.Лавка» привозит заказ за 15
минут — но лишь в жёстко ограниченных зонах Москвы (при этом более классические
онлайн-магазины «Перекрёстка» и «Утконоса» предлагают доставку продуктов только
в течение дня или на следующий день). Сервис развивается в плотной связке с
«Яндекс.Едой» и покрывает всего несколько районов, о выходе в регионы речи пока
не идёт.

Дополнительный анализ:  Китай нападёт на Россию в любом случае: Единственный способ спастись назвал эксперт

С помощью технологий компании пытаются оптимизировать
внутренние процессы и алгоритмизировать работу курьеров — от распределения
заказов до построения маршрутов и прогнозирования загрузки. Здесь активно
используются машинное обучение и искусственный интеллект. Так, Delivery Club
хвастается свежезапущенной системой прогнозирования спроса и распределения
заказов, работающей на основе ИИ: система учитывает погоду, событийную повестку
и исторические данные о спросе.

Похожий пример с зарубежного рынка приводит директор по развитию технологической
компании First Line Software Владимир Литошенко
: «Бразильский стартап в
области доставки готовой еды iFood придерживается принципа mobile first: акцент
на мобильном приложении, десктопная версия — вторична. Через приложение они
также оптимизируют свои процессы. Например, с помощью алгоритмов искусственного
интеллекта формируют маршруты курьеров — программа учитывает загруженность
дорог, много других факторов и предлагает список адресов уже в том порядке, в
котором заказы можно будет доставить быстрее всего. Без участия человека
система вычисляет идеальный вариант логистики, чтобы курьеры успели больше
развести, а рестораны — заработать».

Логистически деливери пытаются ускорить, уменьшая радиусы доставки. Один из главных трендов здесь — рост числа дарк китченов (ресторанов без зала, работающих только на доставку). Вслед за первопроходцами-энтузиастами (например, московскими проектами «Кухня на районе», «ВкусЛаб», «Много лосося» и другими) сегментом заинтересовались крупные игроки: в этом формате уже экспериментируют «Макдональдс», «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Благодаря относительно низкому порогу входа дарк китчены оказались популярны в регионах — в крупных городах появляются локальные проекты, навязывающие конкуренцию местным ресторанам и федеральным агрегаторам. Суть формата — именно в гиперлокальности: «тёмные кухни» обслуживают конкретные, как правило, относительно небольшие районы города, за счёт чего выигрывают в скорости доставки у традиционных ресторанов.

4 декабря состоится наше первое совместное мероприятие с analitik-expert.ru – для технологических компаний и ритейла. Узнать подробности>>

«Этот формат точно может работать, но это точно не таблетка
от всех проблем ресторанов. Мне кажется, что перспективно направление дарк
китченов для уже состоявшихся брендов. Например, есть ресторан в центре,
который привлекает трафик, а в спальном районе небольшая закрытая кухня,
которая готовит те же блюда и по тем же рецептам, чем расширяет зону доставки
для бренда», — рассуждает Иван Труфанов. По его мнению, вокруг дарк китченов
сейчас «слишком много шумихи». «Нужно понимать, что сэкономленные на “дорогой
аренде” средства придется перераспределить на онлайн-рекламу, которая далеко не
всегда дешевле», — напоминает эксперт.

Лидеры рынка — три сети пиццерий — могут позволить себе
сокращать радиус доставки, просто открывая больше ресторанов. При этом
показателен кейс «Додо
пиццы»
: компания пыталась ускорить доставку кучей разных способов, в том
числе насыщая город пиццериями — но после анализа решила проблему более жёстким
контролем за координацией курьеров и пиццерий.

Взрывной рост деливери — однозначно заслуга технологий. Так,
в том же Delivery Club в августе 2021 года 92% заказов сделали со смартфонов, а
«Додо пицца» вообще позиционирует себя как IT-компания и вкладывает огромные
ресурсы в развитие внутренних технологий, автоматизацию и оптимизацию
процессов. Собеседники analitik-expert.ru уверены, что без доступных технологий
соответствующего уровня нынешний рынок доставки просто не смог бы существовать.

Дополнительный анализ:  Кудрину намекнули на его собственную вину за экономические проблемы РФ - ИА REGNUM

Что будет дальше?

Все собеседники analitik-expert.ru уверены, что рост рынка деливери
в ближайшие годы сохранится и, вероятно, усилится. Так, Мягкий прогнозирует,
что рынок доставки готовой еды только в Москве скоро превысит 130 млрд рублей в
год. «Происходят громкие сделки — покупки, продажи проектов, слияния. Крупные
бренды запускают собственную инфраструктуру для этого направления. Начали
проводиться отраслевые мероприятия. Чувствуется повышенный интерес инвесторов»,
— перечисляет он признаки ключевых изменений сегмента.

При этом эксперты и участники рынка в целом осторожно
оценивают влияние деливери на традиционный фуд-ритейл и ресторанный бизнес.
Так, Мягкий уверен, что развитие доставки приводит к оттоку денег из
фуд-ритейла, что вынуждает компании «”переобуваться на новые технологии
работы”, чтобы в определённый момент не обнаружить себя в прошлом». Труфанов, в
свою очередь, не видит существенной трансформации рынка, поскольку, по его
мнению, доставка только дополняет модель поведения клиентов, но не меняет её;
также он ссылается на происходящий «культурный сдвиг» и прогнозирует изменение
пользовательского поведения в крупных городах России уже через 3-4 года по примеру
Китая.

Масштабнее высказывается Литошенко: он рассуждает о доставке
в контексте концепции «умных городов». «Сервисы доставки дополняют концепцию
умных городов, которые можно еще назвать удобными городами, то есть
учитывающими потребности различных категорий жителей, гостей, туристов.
Внедряется много всего интересного: центр, общественные пространства, парки,
музеи — везде строятся локальные цифровые среды, которые в будущем объединятся
в умную инфраструктуру цифрового мегаполиса».

Главные проблемы развития доставки — не слишком быстрое
изменение пользовательского поведения россиян и высокий порог входа для
компаний, которые не могут вложиться в технологии и инфраструктуру, уверены
собеседники analitik-expert.ru.

«Люди опасаются низкого качества сервиса и самих продуктов.
У российских потребителей еще не выработалась привычка заказывать еду онлайн. У
нас в стране хорошо развита розничная торговля, достаточно много магазинов
шаговой доступности, и это тоже является сдерживающим фактором. С другой
стороны, перспективы складываются хорошие. Мы видим, что людям уже надоело
ездить в гипермаркеты, они не хотят тратить на это время и выбирают доставку»,
— говорит Довладбегян о доставке еды из магазинов.

В Delivery Club настроены оптимистичнее — в компании
утверждают, что не видят факторов, мешающих развитию рынка. «Уже сейчас мы
наблюдаем изменение модели поведения жителей крупнейших региональных столиц и в
ближайшие два года прогнозируем существенное увеличение вклада регионов в
общий рост российского рынка доставки», — добавляет представитель агрегатора.
«Направления доставки (если вынести за скобки производство) для некоего
усредненного игрока — это, во-первых, платформа, во-вторых, маркетинг, в
третьих, наращивание объемов. Платформа, здесь, как видите, в самом начале. И
без эффективной айти-платформы создать безубыточное направление не получится»,
— в свою очередь, с точки зрения IT-специалиста рассуждает Мягкий.

«Рынок доставки продолжит развиваться. Для бизнеса это время экспериментов. Появляются новые и новые стартапы, нестандартные подходы и модели с разной степенью жизнеспособности. Выиграют те из них, что хорошо продуманы, реализованы, будут способны быстро масштабироваться и активно работать как с b2c-сегментом, так и с b2b», — уверен Владимир Литошенко. Расти точно есть куда: мировой фудтех-рынок в 2021 году достиг $324 млрд — и Россия на нём пока ещё один из самых молодых и перспективных игроков.

Алексей Максимук | analitik-expert.ru

4 декабря состоится наше первое совместное мероприятие с analitik-expert.ru – для технологических компаний и ритейла. Узнать подробности. И подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector