В отношениях налоговой службы и народа, в том числе бизнеса, всё сложно. Никто никому не доверяет и не планирует идти на уступки. Государству нужны деньги, и ФНС собирает налоги. Бизнесу и народу тоже нужны деньги, поэтому они не платят налоги. Всё логично, закономерно и так было всегда, ещё во времена Древнего Египта. Но вот пришёл новый глава ФНС Егоров и сказал, что никто не понимает истинные цели налоговой и тем самым мешает её работе.
Главное — доверительные отношения
Миссия налоговой — создать бизнесу комфортные условия работы, чтобы он сам захотел платить налоги, чтобы было удобно платить налоги. Ранее, во время назначения на должность, Егоров говорил о создании доверительных отношений между государством и бизнесом.
Очень долго представление о том, что наша задача — собрать как можно больше налогов, деформировало нашу работу, приводило к тому, что мы искали способы как можно больше доначислить, что мешало нам оценить, как делать сервисы, чтобы люди платили сами
Глава ФНС считает, что налоговая должна в работе и качестве своих услуг ориентироваться не на государственные структуры, а на известные компании, которые оказывают свои услуги как в электронном, так и не электронном виде. Это он считает логичным и справедливым, ведь люди платят деньги и должны за это получать качественную услугу. Здесь прослеживается курс, начатый Мишустиным на посту главы ФНС, — цифровизация.
Государство не забывает о бизнесе
Справедливости ради отметим, что шаги навстречу бизнесу делаются. Налоговая пытается упростить процесс уплаты налогов. Например, в этом году ИП на УСН, которые принимают онлайн-кассы, будут освобождены от сдачи отчётности.
В следующем году на сайте появится калькулятор для подбора оптимального налогового режима, что связано с отменой ЕНВД.
Для физлиц будет создан единый реестр на базе ЗАГС, который объединит информацию из 12 ведомств. Это упростит процедуру получения государственной поддержки — не придётся собирать справки.
Однако бизнес просит не этого, не освобождение от отчётности и создание электронных баз данных, а ослабление налогового гнёта и помощь в развитии со стороны государства.
Где-то мы это слышали
Слова Егорова не звучат чем-то новым. Ранее в интервью ТАСС Владимир Путин тоже высказался о задачах ФНС. По его мнению, их задаче не ходить с дубиной выколачивать деньги, а облегчить положение налогоплательщиков.
Президент считает, что надо не просто «выдрать деньги» с человека, а организовать процесс работы и взаимодействие так, чтобы всем было комфортно друг с другом работать.
Но деньги всё-таки собрали
Что бы ни говорил глава ФНС, судя по его отчёту, сборы от налогов составили 76% бюджета. Темпы сбора налогов опережают темпы роста экономики.
Всего налоговая служба за 2019 год собрала 22,7 трлн рублей. Из них 12,6 трлн ушли в федеральный бюджет.
Бизнес тоже относится к подобным заявлениям с недоверием, ведь им поднимают НДС, вводят новые акцизы, поднимают портовые и таможенные сборы. Попытался уклониться или оптимизировать — вычислят и доначислят. В 90% случаев доначисления ведут к банкротству. Компании просят поменять принцип взаимодействия, идти на диалог.
О балансе во взаимодействии власти и бизнеса как-то высказался Дмитрий Медведев:
Государство должно собирать столько налогов, чтобы бизнес не разбежался по другим странам
Егоров развил эту мысль — вывести из тени и поставить в такие условия, что платить станет удобнее, чем не платить.
I. МИССИЯ ФНС РОССИИ
Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
II. ПОЛИТИКА ФНС РОССИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА НА 2019-2021 ГОДЫ
ФНС России, стремясь быть передовым федеральным органом власти и обеспечивая реализацию миссии ФНС России, берет обязательство реализовать следующую политику в области качества на 2019-2021 годы (далее — Политика):
1. НАЛОГИ — ПРОСТО И УДОБНО — исполнение налоговых обязательств без лишних затрат и усилий, как часть повседневной деятельности налогоплательщиков;
2. СЕРВИС ОНЛАЙН — расширение дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками, как при оказании услуг, так и при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
3. ЧИСТЫЕ ДАННЫЕ — качество данных, встраивая цифровые технологии в деятельность ФНС России, в том числе через долгосрочные партнерские отношения с поставщиками и заказчиками данных, используемых в деятельности ФНС России;
4. ЗНАНИЕ И ОТКРЫТОСТЬ — поддержка стремления сотрудников ФНС России к повышению квалификации и участию в совершенствовании процессов деятельности ФНС России, а также организация информирования налогоплательщиков.
Целями Политики являются:
■ комплексное решение жизненных ситуаций налогоплательщиков;
■ функционирующая система управления данными ФНС России;
■ функционирующая единая платформа оценки качества взаимодействия ФНС России.
Для реализации Политики руководство ФНС России берет на себя обязательства:
■ управление системой менеджмента качества деятельности ФНС России через представителя руководства по качеству;
■ обеспечение ресурсами реализации Политики и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества деятельности ФНС России.