Медиация как способ разрешения налоговых споров и налоговое посредничество

Согласно статистическим данным, число выездных проверок, проводимых инспекторами налоговой службы, становится всё меньше и меньше. Если всего каких-то три года тому назад оно исчислялось более чем двадцатью тысячью за один год, то сегодня – лишь девятью. На этом фоне более чем в два раза увеличились суммы доначислений: с пятнадцати миллионов в 2017-ом до более чем тридцати миллионов в 2019-ом году.

Из этих данных можно легко сделать вывод о том, что налоговые проверки стали в разы более «выгодными» для контролирующих органов. Они точно знают, кого нужно проверять для того, чтобы выявить недоимку. И действительно: обнаруживают ещё почти в 99% случаев! Стоит ли говорить о том, что сегодня медиация в налоговых спорах – по сути, одна из немногих возможностей найти оптимальное для налогоплательщика решение? Для её запуска в соответствии с ФЗ 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием медиатора» нужно заключить соглашение и заверить его у нотариуса.

Оно необходимо как гарантия для представителей налоговой инспекции исполнения обязательств налогоплательщиком, а для него оно исключит риск выездной проверки по конфликтным вопросам и периодам. Как уже упоминалось, такой подход особенно актуален в условиях новых способов работы представителей налоговой службы. Они проводят предварительный анализ, направленный на сбор информации о компании и её контрагентах на основании АСК НДС-2. Таким образом, они обнаруживают расхождения по уплате налога на добавленную стоимость и определяют степень налогового риска предприятия.

Если он высок, прибегают к другим мерам налогового отслеживания: проведению осмотров и запросов, а также отправке запросов в банковские учреждения относительно сомнительных операций. В результате составляют комиссионный акт, в котором прописывают предполагаемый объём недоимки по обязательным платежам и сборам в государственный бюджет. Для того чтобы вручить его персонально руководителю компании, его вызывают повесткой в ФНС. После получения он имеет возможность добровольно погасить сумму недоимки или обжаловать это решение в досудебном или судебном порядке.

Дополнительный анализ:  Что такое вертикальный анализ бухгалтерских показателей и вертикальный анализ отчетности

Налоговая медиация предусматривает общение с представителями налоговой службы, направленное на остановку проведения выездной проверки (как тематической, так и комплексной) и начало переговоров. Почему нужно остановить проверку? Потому что в её условиях договариваться о чём бы то ни было уже не получится и придётся заплатить не только обозначенную в акте недоимку, но и штрафные санкции, объём которых составит 40% от суммы недоимки.

Медиативный подход к налоговым спорам

26 июля 2013

Медиация как способ разрешения налоговых споров и налоговое посредничество

2 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 153-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон был подготовлен на основании предложений ФНС России и предусматривает изменение процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования1. Основными концептуальными изменениями, которые вводятся данным законом, являются введение обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров, ускоренная процедура рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов – в течение 15 дней, увеличение срока на подготовку налогоплательщиками апелляционных жалоб с 10 дней до одного месяца с целью увеличения времени на подготовку качественной и мотивированной жалобы.

Таким образом, закон нацелен на решение сразу нескольких задач: ускорение процесса рассмотрения жалоб, общее снижение финансовых и временных затрат заявителя, снижение нагрузок на суды, а также повышение качества работы налоговых органов с одновременным укреплением гарантий налогоплательщиков по защите нарушенных прав.

В связи с тем, что практика использования досудебного урегулирования уже показала свою эффективность, законом вводится досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий и бездействия их должностных лиц.

Одним из основных преимуществ новой процедуры является ее ускоренный характер – ведь налоговым органам отводится 15 дней на рассмотрение жалобы, притом, что в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года. Решения по рассмотренным жалобам также вступают в силу в более короткие сроки. Кроме того, в отличие от судебного процесса, заявителю жалобы не нужно оплачивать государственную пошлину – его жалоба в досудебном порядке рассматривается бесплатно.

Надо отметить, что практика использования досудебного рассмотрения налоговых споров по результатам налоговых проверок, которая уже действует в нашей стране, подтверждает правильность выбранного пути. Так, за четыре года, по словам статс-секретаря-заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, выступившего перед депутатами Госдумы, количество жалоб сократилось на 28%, а количество дел, которые рассматриваются судами, на 52%. Число дел, которые выиграли налоговые органы в суде, увеличилось примерно в полтора раза.

При этом количество поступивших в налоговые органы жалоб, по данным заместителя руководителя ФНС Сергея Аракелова, сокращается в среднем на 10% ежегодно.

А какова судьба жалоб, поданных налогоплательщиками? По словам Елены Суворовой, начальника управления досудебного аудита ФНС, сейчас удовлетворяется примерно 40% жалоб. Динамика здесь выглядит так: в 2009 году удовлетворялись жалобы налогоплательщиков в отношении 13% оспариваемых сумм, в 2010 году – 15%, в 2011 году – 25%. Казалось бы, результат говорит сам за себя.

Но, учитывая недолгий срок действия рассматриваемого порядка, возникают и вопросы при применении новых правил. Одним из дискуссионных пунктов закона является вопрос участия налогоплательщика при рассмотрении в досудебном порядке его жалобы. По мнению ФНС, так как процедура рассмотрения жалобы в целом нацелена на быстрое выяснение обстоятельств, в участии заявителя в рассмотрении жалобы нет необходимости, чтобы не было вероятности затягивания процедуры. Такое право налоговых служб не подтверждено действующей судебной практикой применения действовавшего до сих пор досудебного урегулирования. С другой стороны, право налогоплательщика дать разъяснения, быть услышанным по волнующим его вопросам может быть чрезвычайно важным для процесса урегулирования спора, и это признается большей частью экспертов.

Также, при введении обязательного досудебного порядка урегулирования всех налоговых споров, встал новый вопрос: как, помимо прописывания формальных правил досудебного рассмотрения жалоб, повысить качество взаимодействия должностных лиц и налогоплательщиков?

Ведь, с точки зрения разрешения споров, вынесение решения в пользу одной из сторон далеко не всегда означает исчерпание конфликта, даже наоборот. Зачастую, как признают сами руководители налоговых служб, и должностными лицами, и налогоплательщиками движут определенные эмоциональные, психологические мотивы (например, должностное лицо облечено как властью, так и значительной ответственностью, и признавать свою неправоту ему может быть довольно тяжело). А, как известно, традиционные методы разрешения споров не ориентированы на диалог и не позволяют учитывать эмоциональный аспект, человеческий фактор, наличествующий в любом споре. Вот почему зачастую в спорах, где кажется, что обе спорящие стороны правы, или спорщиков представляют высококлассные юристы, опирающиеся на значительную доказательственную базу, нередко самый разумный выход – договориться. Однако сделать это без посторонней помощи бывает трудно. И именно здесь на помощь участникам спора может прийти медиация.

Да, действительно, на сегодня применение медиации в административных публичных спорах, к которым относятся и налоговые споры, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” не предусмотрено, то есть применение процедуры медиации невозможно. Однако использование принципов медиации при работе с налогоплательщиком со с стороны представителей налоговых органов стало бы одним из значимых факторов, способствующих повышению доверия налогоплательщика не только к налоговой службе , но и к государству в целом. Медиативный подход, разработанный Центром медиации и права, и создающий основу для использования потенциала принципов медиации в условиях повседневной профессиональной деятельности, поможет наиболее эффективно урегулировать налоговые споры, способствуя улучшению представления граждан о налоговой системе в целом. Это тем более важно, если учитывать значимость системы налогообложения для нормального функционирования общества и государства и иметь в виду тот факт, что в российском обществе культура ответственного налогоплательщика пока лишь формируется.

Как налогоплательщики, так и представители налоговых органов, при возникновении спора достаточно часто могут заблуждаться. Человек, приходя в налоговый орган с какой-то претензией, и получив при этом разъяснение (возможно, даже оставшись с тем же результатом, но чувствуя, что его услышали), может осознать, что налоговый орган действительно готов работать с гражданином, чтобы донести до него свою позицию и помочь в будущем предотвратить повторение подобной ситуации. Это само по себе играет огромную роль в разрешении конфликта. Но стоит отметить, что для подобного сценария чрезвычайно важна фигура помощника при разрешении конфликта. Только его профессионализм при разрешении конфликтной ситуации позволит сторонам спора при кажущейся несовместимости интересов самостоятельно прийти к решению. Если работник управления досудебного аудита (а именно они занимаются досудебным рассмотрением жалоб) может вести беседу и взаимодействовать со своим оппонентом, основываясь на принципах медиации, то в таком случае ему, вероятнее всего, удастся сделать так, чтобы обе стороны получили наиболее приемлемый и оптимальный для себя результат. Также целесообразно было бы интегрировать медиативный подход в работу сотрудников налоговых органов на уровне регламентов, описывающих взаимодействие с налогоплательщиками. Ведь любой спор гораздо легче предотвратить в самом начале, не доводя его до эскалации. А налоговая сфера – это по определению сфера потенциальных споров. Вот почему конфликтная компетентность, развитый социальный интеллект – это неотъемлемые элементы профессиональной компетентности сотрудников налоговой системы, работающих в условиях постоянного напряжения и облеченных огромной ответственностью. Умение разрешать и предотвращать споры для них жизненно необходимо, это не только экономит время, но и создает более здоровые условия для повседневной работы, позволяет четко решать поставленные задачи. И потому можно не сомневаться, что способность урегулировать разногласия с помощью медиативного подхода станет залогом повышения эффективности работы налоговой системы в целом.

1 Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу. На “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) был опубликован 3 июля 2013 года, в “Российской газете” – 5 июля 2013 года.

Медиация в налоговых спорах

Подборка наиболее важных документов по запросу Медиация в налоговых спорах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Михаил Мишустин не исключает возможности проведения эксперимента по использованию медиации в области налоговых споров

14 ноября 2011

Михаил Мишустин: “Наша Служба не должна восприниматься как силовая структура, налогоплательщики должны считать нас партнерами”. Медиативные подходы Федеральная налоговая служба сможет уже в ближайшее время применить при организации работы с налогоплательщиками и при досудебном разрешении налоговых споров.

В конце октября 2011 года в Москве прошла IV Международная конференция “Медиация – инвестиция в будущее”, сообщает портал Центр медиации и права (http://www.mediacia.com/m_index.php?PN=17&TID=134). Организаторами конференции выступили “Научно-методический центр медиации и права” и Ассоциация юристов России при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты РФ.

В конференции приняли участие ведущие медиаторы-эксперты из Европы, Канады, США, Китая и других стран. Российскую сторону представляли помощник Президента РФ А.В. Дворкович, советник Президента РФ, сопредседатель Ассоциации юристов России В.Ф. Яковлев, заместитель министра юстиции В.Л. Евтухов, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы РФ В.Н. Плигин, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко.

Со стороны Федеральной налоговой службы в конференции приняли участие руководитель ФНС России М.В. Мишустин, заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов, начальник Управления досудебного аудита ФНС России Е.В. Суворова, начальник Правового управления ФНС России О.В. Овчар.

Участники отметили возрастающую роль, которую играют сегодня альтернативные способы разрешения споров. Россия также идет в ногу со временем: с января нынешнего года вступил в силу Федеральный закон “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, Правительством РФ утверждена Программа профессиональной подготовки медиаторов.

Свою поддержку институту медиации в России выразил помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, широкое распространения медиации позволит значительно снизить нагрузку на суды. Он отметил, что не исключает необходимости введения обязательной процедуры медиации по некоторым категориям споров, однако подчеркнул, что сначала необходимо, чтобы этот институт завоевал доверие общества. Впрочем, его зарубежные коллеги придерживаются другого мнения на этот счет. Так, британский судья в отставке, президент Европейской Ассоциации судей в поддержку медиации сэр Гэвин Лайтман (Sir Gavin Anthony Lightman) считает, что медиация должна быть полностью добровольна.

Председатель комитета по конституционному законодательству Госдумы РФ Владимир Плигин отметил важную роль медиации в развитии института саморегуляции в России. “В российском обществе недостаточно навыков саморегуляции и именно медиация создает для саморегуляции очень важный инструментарий. Поэтому Госдума поддерживает создание Национальной организации медиаторов”, – отметил Плигин.

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сообщил (http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3856115/), что налоговое ведомство не исключает возможности проведения эксперимента по использованию медиации в области налоговых споров.

Выступая с докладом на тему: “Развитие досудебного урегулирования налоговых споров и возможности внедрения медиации”, Михаил Мишустин проанализировал основные этапы развития досудебного разрешения налоговых споров в России с учетом изменения налогового законодательства, а также подвел основные итоги работы Налоговой службы по досудебному разрешению налоговых споров.

Так, за 9 месяцев текущего года, по данным ведомства Михаила Мишустина, количество жалоб налогоплательщиков в налоговые органы снизилось на 10 % с одновременным снижением сумм оспариваемых налогоплательщиками требований по жалобам на 21%. И как результат – снижение нагрузки на судебную систему. Согласно официальным данным ВАС РФ количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15-20%.

Повышение эффективности института досудебного урегулирования налоговых споров сказалось на высоких показателях результативности судебной работы налоговых органов, акцентировал Михаил Мишустин. Так, по данным ФНС России, за 2010 год по суммам налоговые органы выиграли 44% исковых требований, за 9 месяцев 2011 года – 57%, достигнув максимального за последние 3 года значения.

Михаил Мишустин отметил, что к налогоплательщикам постепенно приходит понимание того, что институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений, а это не только положительно складывается на имидже Налоговой службы, но и улучшает инвестиционный климат, вносит правовую определенность при налоговом планировании.

Глава налоговой службы Михаил Мишустин особо подчеркнул значимость и актуальность такого института при разрешении конфликтов, как медиация. ФНС России сотрудничает с налоговыми органами других стран, обменивается опытом и передовыми инструментами и механизмами взаимодействия с налогоплательщиками при урегулировании налоговых споров. В настоящий момент, заявил Михаил Мишустин, налоговой службой готовятся предложения по внесению изменений в законодательство в части регламентации процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Кроме того, Михаил Мишустин отметил готовность Федеральной налоговой службы рассмотреть возможность проведения эксперимента введения медиации при рассмотрении налоговых споров на примере крупнейших налогоплательщиков. Медиативные подходы Федеральная налоговая служба сможет уже в ближайшее время применить при организации работы с налогоплательщиками и при досудебном разрешении налоговых споров, акцентировал Мишустин.

Со своей стороны президент Федеральной палаты адвокатов России Евгений Семеняко заявил, что палата полностью поддерживает идею активного применения медиации. При этом он отметил, что адвокаты были в России одними из первых, кто поддержал идеи медиации и выразил надежду на то, что будет снят существующий сегодня запрет адвокатам на занятие медиацией. По его мнению, медиацию можно сделать обязательной стадией при решении трудовых, наследственных и семейных конфликтов. В качестве еще одного способа стимулирования применения медиации и мирного урегулирования споров сторонами он назвал возвращение госпошлины в случае урегулирования спора миром.

Председатель Арбитражного суда Свердловской области Ирина Решетникова говорила о важности использования медиативных технологий в суде, а также о том, что суды должны стать образцом внедрения культуры примирения: “Нам нужно изменить сам менталитет сторон, научить их осознавать свои истинные интересы. Обычно судья редко пытается узнать истинное желание сторон. И если суд начнет задаваться этим вопросом, если в нем возникнет понимание механизмов медиации, это может в достаточно близкой перспективе изменить мировоззрение спорщиков, обратив их к внесудебным методам разрешения споров”.

Истинные причины конфликта лежат не в юридической плоскости, а в плоскости взаимоотношения людей – это заключение стало лейтмотивом всей конференции. Выступающие единодушно отмечали, что этот способ разрешения споров быстрее, эффективнее и доступнее, чем традиционное судебное разбирательство. Кроме того, он позволяет сторонам прийти к компромиссу и не просто установить правых и виноватых, но и восстановить отношения, предотвращая тем самым новые конфликты. Большое внимание участники конференции уделили не только юридическим, но также психологическому и социальному аспектам медиации.

Кстати, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин уже неоднократно заявлял, что, только построив открытый диалог между госорганами и гражданами, можно добиться высоких результатов в работе.

“Наша Служба не должна восприниматься как силовая структура, налогоплательщики должны считать нас партнерами”, – это заявление Михаила Мишустина было принято на вооружение налоговыми органами всех регионов. В последнее время налоговики проводят активную политику клиентоориентированности в работе: вводятся новые интерактивные сервисы на сайте ФНС России, которые экономят время налогоплательщиков: “Узнай свою задолженность” (http://www.service.nalog.ru/debt/), “Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц” (http://www.service.nalog.ru/lk/), Федеральная информационная адресная система (http://fias.nalog.ru), подача электронных документов на государственную регистрацию (http://www.nalog.ru/el_usl/gosreg_eldocs/). С июля 2011г. на сайте ведомства Михаила Мишустина появилась услуга онлайн-оплаты налоговой задолженности. К настоящему моменту сервис доступен клиентам Сбербанка, КИВИ-банка, Газпромбанка, Промсвязь-банка. И список банков-партнеров постоянно расширяется.

Кроме того, по указанию Мишустина, налоговики проводят регулярные опросы, чтобы повысить качество обслуживания, меняют подходы в работе налоговых органов.

Меняется и отношение налогоплательщиков к налоговикам. Активную работу Михаила Мишустина по созданию более открытого образа налоговой службы отметил президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” С.Р. Борисов. По данным социологического исследования, проведенного организацией, 83% российских предпринимателей позитивно оценивают взаимодействие с Налоговой службой.

Самый большой опыт в применении медиации сегодня накоплен в США, где этот институт начал развиваться еще в 60-е годы XX века как ответ на огромную загруженность судов. Специалист в области семейной медиации из США Джей Фолберг (Jay Folberg) отметил в своем выступлении, что этому способствовал также огромная популярность профессии юриста в стране и рост числа выпускников юрвузов, которым необходимо было найти применение своим знаниям. Кроме того, судебная система не справлялась с огромным числом гражданских исков, особенно учитывая одновременный рост числа уголовных дел в стране.

В итоге, с 1970-х годов, когда в США был принят закон, обязывающий суды информировать стороны о существующих альтернативных способах разрешения споров, в стране сложилась целая новая отрасль, в которой важную роль стали играть примирители, помогающие сторонам обсудить свой конфликт в переговорном процессе и в итоге не доводить его до суда. “Теперь медиация – огромный бизнес. На каждом юридическом факультете существует как минимум 3-4 курса по медиации. И новое поколение юристов получает отличное образование в сфере АРС – поскольку теперь это необходимо, чтобы достойно оказывать услуги своим клиентам”, – рассказал Фолберг. И статистика показывает, что число дел, доходящих до суда, снизилось в США с 11 до 1 % за последние полвека. В значительной степени, как отметил Фолберг, благодаря роли медиаторов.

Британский медиатор-тренер Дэвид Ричбелл (David Richbell) привел в своем выступлении убедительную статистику. По его словам, до 80 % коммерческих споров в Великобритании сегодня решается по взаимному согласию сторон. Не менее впечатляющую статистику привел основатель ведущего пекинского института переговоров Эндрю Ли (Andrew Lee, Китай). Он отметил, что в Китае сегодня работают 5-6 миллионов медиаторов, готовых заниматься любыми спорами. Вместе с тем он признал, что стране предстоит пройти еще долгий путь, найти способы сертификации медиаторов, повысить качество их работы.

Президент GEMME-France, сооснователь GEMME (Европейской Ассоциация судей в поддержку медиации) Беатрис Бреннер (Beatrice Brenneur) отметила, что право – не всегда достаточно гибкий инструмент для разрешения споров. В качестве примеров привела несколько случаев из своей практики, наглядно демонстрирующих, что за многими, казалось бы, неразрешимыми спорами, стоят на самом деле личные конфликты, которые можно разрешить, выяснив истинные интересы и проблемы сторон.

В этом случае можно почти мгновенно достичь взаимопонимания между сторонами. Будь-то спор уволенного работника с работодателем, из-за которого работник долгое время находился в депрессии, поскольку чувствовал себя оскорбленным и не был выслушан другой стороной, или спор двух предприятий, которые из-за конфликта между главными инженерами накануне важного и срочного совместного проекта вдруг разрывают отношения.

Действующий коммерческий судья и медиатор из Хорватии Срждан Шимац (Srjdan Simac), в свою очередь подчеркнул, что медиация является уникальным инструментом, позволяющим нам вновь обрести гуманистический взгляд на жизнь.

“Разногласия, противоречия, конфликты – это неотъемлемая составляющая жизни”, – резюмировала выступления всех участников президент Научно-методического центра медиации и права, председатель подкомиссии Ассоциации юристов России по альтернативному разрешению споров и медиации Цисана Шамликашвили. – Хорошо, когда есть средства, позволяющие не бояться их и уметь без разрушительных последствий выходить из сложных ситуаций. Медиация как раз и является таким средством.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий