Какие налоговые споры по порядку составления

Акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в двух порядках: во внесудебном и судебном.

Внесудебный порядок также называют досудебным, так как этот этап обжалования является обязательным перед непосредственным обращением налогоплательщика в суд за защитой своих прав. Однако до суда не всегда может дойти дело. Часто разрешить налоговый спор получается уже в досудебной стадии.

Досудебным порядком урегулирования налоговых споров является подача жалобы в вышестоящий налоговый орган. В этой статье рассмотрим, как урегулировать налоговый спор в досудебном порядке и когда все-таки придется прибегнуть к суду.

Содержание
  1. Преимущества досудебного порядка урегулирования спора
  2. На что можно жаловаться
  3. Порядок обжалования
  4. Апелляционное обжалование
  5. Общий порядок обжалования
  6. Куда подавать жалобу
  7. Этапы досудебного порядка обжалования решений налоговых органов
  8. Как подать жалобу
  9. Итоги рассмотрения жалобы
  10. Когда жалобу оставят без рассмотрения
  11. Заключение
  12. Вопрос-ответ
  13. Что такое досудебное урегулирование споров
  14. Плюсы и минусы для сторон спора
  15. Когда обязательно досудебное разбирательство
  16. Для организаций и ИП
  17. Для физических лиц
  18. Варианты досудебного урегулирования
  19. Претензионный порядок
  20. Переговоры, привлечение медиатора
  21. Изменение условий сделки
  22. Как написать досудебную претензию
  23. Основания для направления
  24. Что указать в документе
  25. Образец претензии
  26. Последствия несоблюдения досудебного порядка разбирательства
  27. Обязательный досудебный порядок налоговых споров
  28. Судебная практика
  29. Особенности налоговых конфликтов
  30. Административный порядок разрешения налогового спора
  31. Досудебное разрешение налоговых споров
  32. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
  33. Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу
  34. Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров
  35. Преимущества досудебного решения налоговых споров
  36. Когда можно обратиться в суд
  37. Этапы судебного урегулирования налоговых споров
  38. Особенности урегулирования налогового спора в суде
  39. Можно ли избежать налоговых споров?
  40. Вопросы и ответы
  41. Досудебное урегулирование спора позволит защитить активы компании
  42. Во сколько обойдется проверка?
Дополнительный анализ:  Заявление, подтверждающее право на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль

Преимущества досудебного порядка урегулирования спора

Не редко на практике бывают такие ситуации, когда, например, налогоплательщик категорически не согласен с решением налогового органа по результатам его проверки. В этом случае у него есть лишь один вариант — обжаловать акт налогового органа в целях защиты своих прав и законных интересов.

Обжалование начинается с досудебной процедуры и в случае, если она не приносит желаемого для налогоплательщика результата, то после спор разрешается уже в суде.

В целях досудебного урегулирования в системе налоговых органов было создано специализирующееся на этом вопросе подразделение. Это подразделение и занимается внутриведомственным рассмотрением налоговых споров.

Работа специального подразделения по урегулированию налоговых споров позволяет государственному органу своевременно и надлежащим образом реагировать на различные нарушения, не допуская вмешательства суда в ход рассмотрения спора.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества досудебного порядка урегулирования споров с налоговыми органами:

  • Жалобы налогоплательщиков рассматриваются в течение 15 дней, в то время как судебное производство со всеми его стадиями может длиться несколько месяцев;
  • Бесплатная подача жалоб для внутриведомственного рассмотрения;
  • Оперативность действия сотрудников ФНС по урегулированию разногласий, так как они напрямую заинтересованы во внесудебном разрешении спора.

На что можно жаловаться

Обжаловать можно любой ненормативный акт, вынесенный налоговым органом, а также действия или бездействие его должностных лиц.

Таким образом можно обжаловать:

  • Отказы в предоставлении налоговых вычетов;
  • Отказы в возврате излишне уплаченных налоговых платежей;
  • Отказы в принятии деклараций;
  • Неправомерное досудебное взыскание налогов;
  • И все остальное, что нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Порядок обжалования

В случае необходимости досудебного урегулирования спора соответствующая жалоба подается в адрес органа ФНС, являющегося вышестоящим по отношении к тому, который спорное решение вынес.

Налоговый кодекс предусматривает две разные процедуры досудебного обжалования.

Апелляционное обжалование

Апелляционный порядок обжалования используется тогда, когда решение, вынесенное налоговым органом, еще не вступило в законную силу, но в виду тех или иных причин налогоплательщик считает, что данное решение нарушает его права и законные интересы.

Апелляционная жалоба может быть подана к рассмотрению до момента вступления соответствующего решения налогового органа в законную силу.

Так, например, решения органов о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца с момента вручения его лицу, в отношении которого данное решение было вынесено.

В случае, если после подачи апелляционной жалобы орган выносит решение, которое все равно не устраивает заявителя, обжаловать его можно в течение следующих трех месяцев.

Какие налоговые споры по порядку составления

Образец апелляционной жалобы

Общий порядок обжалования

Если говорить о решениях, которые в свою законную силу уже вступили, их также можно обжаловать. Вступившие в силу решения обжалуются в общем порядке.

Так, например, подать жалобу на решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности, которое не обжаловалось в апелляционном порядке, можно в течение одного года с даты его вынесения.

Жалобы же на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов можно подавать в течение одного года с момента, когда лицо, чье право нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении.

Досудебная стадия урегулирования спора обязательна

В целях досудебного урегулирования налогового спора необходима подача жалобы. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган по отношении к тому, чье решение, действие или бездействие должностных лиц обжалуется. Обжаловать акт можно в общем или апелляционном порядке. В апелляционном порядке обжалуются решения, не вступившие в законную силу. В общем порядке обжалуются действия или бездействие должностных лиц налогового органа, а также вступившие в законную силу решения. Жалобу можно подать лично, через электронную почту, с помощью Почты России, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или ГосУслуги.

Куда подавать жалобу

Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.

Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:

  • Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
    ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;ИФНС РФ межрайонного уровня.
  • ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
  • ИФНС РФ межрайонного уровня.
  • ФНС России будет вышестоящим органом для:
    Управлений ФНС РФ по субъектам;Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.
  • Управлений ФНС РФ по субъектам;
  • Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
  • Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.

Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.

Этапы досудебного порядка обжалования решений налоговых органов

Процесс рассмотрения жалоб унифицирован и предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации. Выделяются следующие этапы:

  • Подача жалобы заявителем в орган ФНС, вынесший спорное решение;
  • Передача жалобы «первой инстанцией» в вышестоящий орган в трехдневный срок;
  • Вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в принятии;
  • Уведомление сторон о месте, дате и времени рассмотрения спора;
  • Рассмотрение спора;
  • Вынесение решения по рассмотрению спора в досудебном порядке.

Какие налоговые споры по порядку составления

Жалоба в налоговую инспекцию

Как подать жалобу

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.

Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.

Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:

  • Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
  • Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
  • Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
  • Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
  • Требование заявителя;
  • Указание на способ получения ответа на жалобу.

Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.

Итоги рассмотрения жалобы

Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы заявителя выносит одно из следующих решений:

  • Признание действий или бездействия должностного лица неправомерным;
  • Отмена решения налогового органа в части или в полном объеме;
  • Отмена ненормативного акта налогового органа;
  • Оставление жалобы без удовлетворения.

Когда жалобу оставят без рассмотрения

При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:

  • Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
  • Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
  • Если жалоба не была подписана заявителем;
  • Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
  • Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.

Заключение

Даже если вы серьезно намерены обратиться в суд для защиты своих прав при нарушении их налоговыми органами, обязательного досудебного урегулирования не избежать.

Для разрешения спора не всегда необходим суд.

В ряде случаев решить спор удается в досудебном порядке, особенно если делом занимается профессиональный юрист.

Налоговые споры являются одними из самых сложных, так как без специальных знаний и опыта их разрешения что-либо сделать самостоятельно получится едва ли.

В свою очередь, наши юристы, специализирующиеся на налоговых спорах, помогают гражданам разрешить проблему вовсе без их непосредственного участия, будь то разрешение спора в досудебном, либо судебном порядке.

Вопрос-ответ

Если налоговый орган нарушил срок рассмотрения жалобы, может ли заявитель обжаловать решение или бездействие органа в суде?

Если решение по жалобе не выносится налоговым органом в срок, то налогоплательщик имеет право на обращение с заявлением в суд. В таком случае обязательный досудебный порядок считается соблюденным, так как заявитель предпринял попытки по урегулированию спора.

Что будет, если вышестоящий налоговый орган отменит решение нижестоящего?

После отмены решения вышестоящим органом он, в свою очередь, выносит новое, которое вступает в силу в тот же день.

Если же жалоба будет вовсе оставлена без рассмотрения, то в этот день в силу вступит решение, которое ранее было вынесено нижестоящим органом.

Как я узнаю о решении по моей жалобе?

Общий срок на рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалобы заявителя составляет 15 дней. Однако он может продлеваться. Так, по итогам рассмотрения жалобы, орган в течение трех дней с даты принятия решения, сообщает свой ответ заявителю.

Если же в пятнадцатидневный срок жалоба не была рассмотрена по существу и срок рассмотрения продлевается, то налоговый орган направляет уведомление о продлении такого срока в адрес заявителя.

Что делать, если пропущен срок на обжалование решения налогового органа?

Срок на подачу жалобы можно восстановить. Для этого необходимо подать заявление о восстановлении пропущенного срока, указав в нем причины пропуска и приложив подтверждающие эту причину документы. Если причина была уважительной, то срок восстановят, а жалобу примут к рассмотрению.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Любой спор по сделке можно урегулировать в судебном и досудебном порядке. Обращение в суд позволяет получить документ, подтверждающий определенные требования, сумму задолженности, права кредитора.

С ним можно обратиться на принудительное исполнение в ФССП, в банк, другие структуры. Минусами судебной процедуры является ее длительность и значительные расходы для сторон.

Досудебный порядок урегулирования спора может включать подготовку и отправку претензий, обмен документами, переговоры, другие процедуры. Если контрагенты найдут компромисс, они смогут избежать судебных тяжб, сэкономят деньги, сохранят деловые отношения.

В некоторых ситуациях досудебные процедуры являются обязательными в силу закона.

Что такое досудебное урегулирование споров

Это комплекс процедур, решений и действий, которые помогут сторонам разрешить конфликт без подачи исков. Досудебный порядок является обычной практикой по всем видам сделок.

Участвовать в процедурах могут не только контрагенты по договору, но и иные лица — представители, юристы, медиаторы, поручители и т.д. Конечной целью досудебного взаимодействия является попытка уладить конфликт мирным путем, найти компромисс по спорным вопросам.

Досудебное урегулирование спора может включать направление претензий и уведомлений, переговоры и личные встречи

Досудебное урегулирование — это попытка нахождения медиации или компромисса. Оно обязательно в случаях, предусмотренных договором или нормативными актами. Несоблюдение указанных требований повлечет оставление иска без движения.

Порядок урегулирования споров определяется по условиям договора, требованиям законодательства. Предметом досудебного разбирательства может быть:

  • устранение нарушений по обязательствам, возмещение убытков, ущерба или вреда;
  • изменение первоначальных условий сделки путем заключения доп. соглашений, новых договоров;
  • определение сумм и правил выплат за неисполнение обязательств;
  • подготовка документов и доказательства для предстоящей подачи исков.

Досудебный порядок вправе применять как организации, так и предприниматели, а также и физические лица. Если стороной сделки является государственный орган, он тоже может участвовать в досудебных процедурах. Перечень лиц, которые привлекаются для сопровождения процедур, контрагенты определяют на свое усмотрение.

По одной сделке могут неоднократно возникать разные споры. По каждому из них проводится отдельная процедура досудебного урегулирования.

При этом предметом одной претензии может быть сразу несколько нарушений, требований. Нередко у сторон возникают взаимные требования, которые можно снять в ходе переговоров, после обмена документами.

Плюсы и минусы для сторон спора

Законодательство описывает несколько случаев, когда нельзя подать иск в суд до завершения досудебного урегулирования. Несоблюдение процедуры повлечет оставление иска без движения, отказ в возбуждении дела.

Кроме соблюдения нормативных актов, преимущества урегулирования спора до суда могут заключаться в следующем:

  • экономия денег, так как не придется подавать иск (например, не нужно оплачивать госпошлину, услуги юриста и т.д.);
  • сокращение времени на урегулирование спора (дело в суде может длиться месяцами, тогда как переговоры и обмен документами займут намного меньше времени);
  • возможность выбрать различные варианты урегулирования конфликта (при обращении с иском такого выбора не будет, так как решение принимает суд);
  • возможность сохранить нормальные деловые отношения, продолжить сотрудничество.

Добиться указанных преимуществ можно, если обе стороны будут заинтересованы в мирном разрешении конфликта. Если контрагент по сделке отказывается вступать в переговоры, идти на уступки или устранять нарушения, процедура не принесет результата.

Но когда досудебный порядок обязателен по закону, направлять претензию придется даже при отказе второй стороны от взаимодействия.

Отказ идти на уступки и отсутствие взаимопонимания станут препятствием для успешного завершения любой досудебной процедуры. Также минусами внесудебного разбирательства спора может быть:

  • затягивание сроков на возмещение ущерба, устранение нарушений, защиту прав;
  • риски потери денег или имущества, если недобросовестный контрагент использует время на переговоры для вывода активов, совершения иных неправомерных действий;
  • увеличение затрат для восстановления нарушенных интересов (например, если для оформления документов и посредничества привлекался сторонний юрист).

Порядок досудебного урегулирования можно согласовать уже на стадии заключения договора. Это нормальная практика, так как стороны будут заранее знать свои действия и возможные способы защиты.

Когда обязательно досудебное разбирательство

Стороны обязаны пройти досудебное производство, если это изначально указано в договоре.

Например, там можно прописать, что до подачи иска сначала нужно направить претензию и дождаться ответа на нее.

Еще лучше, если в договоре будет указан точный срок и порядок отправки претензий и жалоб, получения ответов на них.

Можно ли считать попыткой досудебного урегулирования спора о возврате долга звонки банка клиенту с требованием вернуть этот долг? Да. Конечно, если они подкреплены записью звонка или же — уведомлением об отправке должнику корреспонденции.

Ниже расскажем о спорах, для которых обязательное досудебное урегулирование предусмотрено законодательством. В этих случаях истец должен приложить к заявлению документы, подтверждающие выполнение обязательных требований закона. Это может быть сама претензия и ответ на нее, доказательства отправки документов.

Для организаций и ИП

Перечень случаев, когда для экономических споров обязательно требуется досудебное урегулирование, указан в ст. 4 АПК РФ, в других нормативных актах. Виды споров с досудебными процедурами в арбитражном процессе:

  • взыскание средств, полученных второй стороной ввиду необоснованного обогащения;
  • дела по административно-публичным правоотношениям;
  • взыскание убытков за испорченный или утраченный груз в процессе оказания транспортных услуг;
  • устранение нарушений по договору аренды с требованием расторгнуть договор;
  • оспаривание кадастровой стоимости для объектов недвижимости, земельных участков.

Если участником спора является налоговый орган, досудебное обжалование нужно пройти при отказе в регистрации предприятия или ИП, при возражениях по акту проверки.

Для физических лиц

В ГПК РФ не содержится точный перечень ситуаций, когда нужно обязательно пройти досудебное урегулирование спора в гражданском процессе.

Но такие требования есть в некоторых других нормативных актах. Например, при защите прав потребителя претензионный порядок всегда строго обязателен. До подачи иска в суд общей юрисдикции нужно направить претензию, дождаться ответа или истечения срока на рассмотрение.

По некоторым видам споров потребителю нужно пройти двухэтапное досудебное урегулирование. Например, это требуется для возмещения вреда и ущерба по ОСАГО, если страховая компания отказывается выплатить компенсацию.

Сначала нужно подать письменную претензию в адрес страховщика. При отказе по претензии необходимо направить обращение финансовому уполномоченному.

Варианты досудебного урегулирования

Формы досудебного разрешения спора могут быть разными. Чаще всего контрагент, чьи интересы нарушены, подает претензию, жалобу, уведомление. По взаимной договоренности могут проводиться переговоры, личные встречи руководителей или представителей компаний.

Законом № 193-ФЗ предусмотрен порядок альтернативной процедуры разрешения споров с участием посредников (медиация).

Претензионный порядок

Претензия — это документ, который описывает какое-либо нарушение по сделке, требования о его устранении. Например, банк может направить претензию по договору на потребительский кредит или по ипотеке, указать в ней расчет суммы задолженности и срок на погашение.

А при нарушении условий договора поставки в претензии можно указать перечень недопоставленных товаров и их стоимость, расчет убытков и неустойки, штрафных санкций.

Для ситуаций, когда стороны обязаны пройти досудебные процедуры, важно подтвердить дату и факт направления претензии. Суд проверит доказательства направления документов. Если истцом не соблюден досудебный порядок, его заявление оставят без движения до устранения недостатков.

Кроме претензий, контрагенты могут обмениваться и другими документами — расчетами по суммам обязательств и долгов, заявлениями, уведомлениями, жалобами. В зависимости от условий договора, делопроизводство может включать направление документов по почте или курьером, через электронные сервисы с подписанием ЭЦП.

Переговоры, привлечение медиатора

Переговоры — это добровольная процедура, которая проводится по договоренности сторон. Это может быть личная встреча представителей сторон, общение через средства видеосвязи и т.д.

По итогам переговоров могут оформляться соглашения, протоколы, акты сверки взаиморасчетов, другие документы.

Взаимные переговоры можно провести для урегулирования спора с участием физического лица.

Например, при возникновении семейных споров родители могут договориться о месте проживания ребенка и порядке общения с ним, суммах алиментов.

При возникновении трудовых споров в переговорах могут принимать участие представители работодателя, инициативная группа работников или один сотрудник, член профсоюза.

В случаях, предусмотренных договором, либо по отдельной договоренности сторон, к разрешению спора можно привлечь посредника — медиатора. Это независимый специалист, который постарается найти взаимоприемлемое решение для обоих участников конфликта. Алгоритм процедуры медиации описан в законе № 193-ФЗ.

Изменение условий сделки

Защита прав предпринимателя или организации может заключаться в изменении первоначальных условий сделки. Это поможет снять спорные вопросы, договориться о дальнейшем сотрудничестве на новых условиях.

Например, стороны могут изменить срок поставки, если продавец не успел передать товар до ранее оговоренной даты. Для изменения условий сделки оформляется дополнительное соглашение или новый договор.

Как написать досудебную претензию

Претензию может подать любой участник сделки. Это может быть продавец или покупатель, подрядчик или заказчик, залогодержатель или залогодатель. Подписать и направить претензию может представитель по доверенности.

Претензия должна выглядеть примерно так (мы в данный момент говорим о самом тексте):

Какие налоговые споры по порядку составления

Основания для направления

Основанием для подготовки и подачи претензии может быть любое нарушение условий сделки. Вот несколько примеров:

  • нарушение сроков поставки, претензии к качеству товара или услуги, просрочка платежа со стороны покупателя;
  • ненадлежащее качество услуги (например, по договору связи или теплоснабжения, ремонта или технического обслуживания, по упругости надувания шариков на детском утреннике, наконец, и т.д.);
  • отказ в возврате денег по займу, кредиту в даты, предусмотренные договором, распиской;
  • несогласие с результатами надзорных проверок со стороны государственных ведомств.

У сторон могут быть взаимные требования друг к другу по одному спору. Например, покупатель подаст претензию по факту нарушения даты передачи товара, а продавец — по пропуску сроков на оплату.

Если рассмотрение взаимных претензий не принесет результат, в суд сможет обратиться любой из участников спора. При этом вторая сторона сможет заявить встречный иск, чтобы рассмотреть все требования в рамках одного дела.

Что указать в документе

Содержание претензии зависит от того, что является предметом спора и сделки. Заявителю нужно указать:

  • информацию о контрагентах по сделке, контактные данные;
  • описание сути сделки и обязательств, условий договора;
  • описание нарушения;
  • ссылки на нормативные акты и условия договора, подтверждающие факт нарушения;
  • требование об устранении нарушения (например, о возврате долга в течение определенного времени);
  • расчет суммы убытков, компенсации вреда или ущерба, неустойки, штрафных санкций;
  • дополнительные условия для урегулирования спора (по мере необходимости);
  • перечень документов, подтверждающих обоснованность претензии;
  • подпись, дата.

Этот нормативный акт предусматривает специальный штраф за отказ добровольно устранить нарушение. Если претензию необоснованно отклонят, либо потребитель вообще не получит ответ, взыскать штраф можно через суд.

Порядок расторжения договора аренды предусматривает направление уведомления. В нем арендодатель укажет требование о прекращении аренды, если вторая сторона не погасит задолженность по договору. Кроме уведомления арендодатель подает претензию за неисполнение денежных обязательств.

Образец претензии

Период времени на рассмотрение претензии можно заранее указать в договоре. Обычно этот срок составляет от 10 до 30 дней.

Также можно указать разумный срок на рассмотрение и исполнение требований в самой претензии.

Если за это время не последует ответ или фактическое удовлетворение претензии, заявитель сможет подать иск в суд.

В некоторых случаях срок на рассмотрение претензий прямо указан в нормативных актах. Например, по спору с грузоперевозчиком этот срок составляет 30 календарных дней.

В спорах о правах потребителей закон содержат разные сроки на замену товара (7 дней), на возврат денег (10 дней), на устранение недостатков (до 45 дней).

Последствия несоблюдения досудебного порядка разбирательства

Если истец обязан соблюсти досудебный порядок, ему нужно приложить подтверждающие документы — претензию, доказательства отправки или вручения. Если от второй стороны получен ответ, его также необходимо направить в суд.

Если договор или закон не предусматривают обязательные досудебные процедуры, доказательства отправки претензии можно не прикладывать.

Тем не менее, если контрагенты добровольно пытались решить конфликт до суда, их переписка может содержать важные нюансы для разбирательства по иску. Лучше прикладывать все документы, имеющие отношение к спору.

Если заявитель не приложил указанные доказательства, судья оставляет иск без движения. В определении истцу предложат представить соответствующий документ, дадут на это разумный срок.

Если не выполнить определение, судья вернет документы без рассмотрения. Обжалование указанного определения имеет смысл, только если суд неправильно оценил представленные доказательства.

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Обязательный досудебный порядок налоговых споров

Обязательный досудебный порядок налоговых споров

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный досудебный порядок налоговых споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Обзор: “Обзор судебной практики в связи с коронавирусом”(КонсультантПлюс, 2021)Не применяется обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в случае оспаривания отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, а также бездействия налоговых органов по заявлению о предоставлении указанной субсидии (вопрос 14 Обзора ВС РФ от 17.02.2021 N 3).

Между физическими, юридическими лицами и государственными органами возникают споры, которые касаются налогов. Как правило, свои интересы приходится отстаивать предпринимателям и коммерческим компаниям. Такие ситуации принято называть налоговыми спорами (НС).

Порядок разрешения налоговых споров регулируется законодательством. Уладить конфликт можно в судебном и досудебном порядке, однако конфликты по поводу начисления налогов связаны для одной из сторон с трудностями. Ведь фактически спор идет между гражданином, организацией и государством.

Особенности налоговых конфликтов

Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.

Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:

  • Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
  • Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
  • Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.

Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:

  • Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
  • Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
  • Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.

Таким образом, инициировать спор могут как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Досудебное разрешение налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это альтернатива судебному разбирательству, призванная в кратчайшие сроки устранить нарушения прав российских налогоплательщиков.

Реагированием на нарушения, а также аудитом допущенных ошибок занимается специально созданное в системе Федеральной налоговой службы РФ подразделение, исключительной обязанностью которого является досудебное разрешение налоговых споров.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта защиты прав физлиц и организаций (статья 137):

  • обжалование действий и/или актов налоговых органов в суде;
  • досудебное решение спорных вопросов.

Важно знать, что федеральный закон РФ от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ определяет, что налогоплательщик может обжаловать действия и/или акты налоговиков в суде, исключительно после рассмотрения его жалобы органами налоговой службы.

Досудебное урегулирование налоговых споров для российских плательщиков налогов имеет ряд преимуществ:

  • процедура абсолютно бесплатна;
  • жалоба рассматривается в кратчайшие сроки;
  • решения исполняются достаточно оперативно.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров можно разделить на несколько этапов:

  • направление заявителем жалобы в налоговую инспекцию, которая является стороной спора;
  • перенаправление обращения из нижестоящего налогового отделения в вышестоящее в трехдневный срок;
  • принятие обращения вышестоящим органом к рассмотрению или отказ в этом заявителю;
  • уведомление всех причастных сторон о времени и дате проведения заседания;
  • запрос налоговиками дополнительных материалов, которые помогут рассмотреть дело по существу, а также самостоятельное предъявление налогоплательщиком дополнительных документальных доказательств нарушения его законных прав;
  • непосредственно само рассмотрение жалобы налоговиками и принятие по ней обоснованного решения;
  • информирование заявителя о принятом решении.

Важно знать, что жалоба подается не позднее одного года с момента, когда физлицу или организации стало известно о нарушении их законных прав и интересов, а апелляция — до вступления акта налогового органа в силу (в течение календарного месяца, начиная с даты вручения постановления налогоплательщику).

Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу

Физлица и организации, считающие, что их права нарушены, составляют и направляют жалобу в региональное отделение налоговой службы (вышестоящий налоговый орган) через местное налоговое отделение, которое является стороной спора.

Если акт о привлечении налогоплательщика к ответственности еще не вступил в силу, заявителем подается апелляционная жалоба. Во всех остальных случаях — жалоба.

Налоговый орган, действия и/или акты которого оспариваются, обязан перенаправить документ со всеми сопутствующими материалами в вышестоящее региональное отделение в течение 3-х дней, после поступления такого обращения. В этот же срок заявителю должно быть направлено окончательное решение налоговой службы.

В обращении обязательно указывается:

  • ФИО физлица-заявителя и его место проживания (соответственно, если заявителем является юрлицо, указывается его название и местонахождение);
  • акт, который оспаривается или суть действия/бездействия налоговиков;
  • название налогового органа, который является стороной спора;
  • основание для подачи жалобы — суть претензии;
  • требования заявителя;
  • способ, которым налогоплательщик хочет получить ответ на свое обращение.

Региональное управление налоговой рассматривает обращение по существу и принимает по нему финальное решение не позднее:

  • календарного месяца, если это апелляция на акт, привлекающий налогоплательщика к ответственности;
  • 15-ти рабочих дней во всех остальных случаях.
  • Налоговый кодекс РФ определяет, что урегулирование налоговых споров заканчивается одним из возможных вариантов (статья 140):
  • налоговое подразделение отказывает в удовлетворении требований заявителю в силу законодательных норм;
  • налоговики признают акт и/или действия должностных лиц неправомерными и подлежащими частичной или полной отмене.

Если налогоплательщик не удовлетворен принятым решением, он может обратиться с исковым заявлением в суд для дальнейшей защиты своих гражданских прав.

Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке. И только если это не получилось, нужно обращаться в суд. В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу. Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Преимущества досудебного решения налоговых споров

Большинство конфликтов, затрагивающих налоговое право, решают в административном порядке. Даже в этом случае не будет лишним проконсультироваться с юристами и поручить им вести дело. Досудебное урегулирование конфликта – оптимальный вариант, обладающий множеством преимуществ:

  • Короткие сроки рассмотрения жалобы. Вышестоящий орган, куда вы можете подать жалобу, будет обязан рассмотреть ваше заявление в течение нескольких дней или недель, тогда как судебная тяжба может длиться годами.
  • Отсутствие государственной пошлины и судебных сборов. Решение вопроса в судебном порядке всегда обходится дороже с финансовой точки зрения. Потому что при обращении в суд нужно сначала заплатить пошлину. Расходы на юридическое представительство в суде выше, чем за консультации и сопровождение в разрешение споров в административном порядке.
  • Простота оформления бумаг. Составить обычную или апелляционную жалобу достаточно просто, тогда как исковое заявление – задача для опытного профессионала. К тому же для суда придется собрать доказательства собственной позиции.

Рассмотрев вашу жалобу, вышестоящий налоговый орган может оставить ее без удовлетворения или вынести решение в вашу пользу. В таком случае вышестоящая инстанция имеет право отменить ненормативный акт или решение. Причем решение налогового органа могут отменить как полностью, так и частично. Также чиновники могут вынести новое решение, признать действия налоговых органов незаконными.

Но вовсе не обязательно конфликт получится урегулировать административным путем. Если решение вышестоящей инстанции вас не устраивает, вы можете составить исковое заявление в арбитражный суд. Его рассмотрят по общим правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Этапы судебного урегулирования налоговых споров

  • Получение письменной копии решения вышестоящей инстанции, в которую вы обращались с жалобой.
  • Составление иска и его подача в арбитражный суд вместе с доказательствами.
  • Рассмотрение дела судом и вынесение решение, выдача его на руки обеим сторонам конфликта.
  • Обращение в апелляционный суд, если результаты не устраивают одну из сторон.

Особенности урегулирования налогового спора в суде

У рассмотрения дела в суде есть существенное преимущество: беспристрастный взгляд на ситуацию и доводы сторон. Вышестоящая инстанция, так или иначе, не нейтральная сторона конфликта, поэтому ее решения могут быть ангажированными. И если это действительно так, обращение в суд повышает шансы налогоплательщика восстановить справедливость.

Но важно понимать и принципы, по которым проходит рассмотрение дел арбитражным судом. По сути, судебный орган будет работать с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. Он изучит спорное решение или акт налоговой инспекции, проверит доказательства. Случается, что вердикт суда при этом полностью противоположен тому, который вынесли налоговые сотрудники.

Перед обращением в суд обязательно стоит проконсультироваться с юристом. Составление иска тоже стоит доверить профессионалу, потому что он должен на 100% соответствовать нормам арбитражного законодательства. Не меньшее внимание следует уделить документам, которые прилагаются к исковому заявлению.

К иску следует приложить бумаги, которые обосновывают вашу позицию, все необходимые доказательства, а также документы, без которых исковому заявлению не дадут хода. Это квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины за рассмотрения дела в арбитражном суде, доверенность или договор, которые подтверждают полномочия юриста по представлению интересов налогоплательщика. К этой же категории принадлежит свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и выписка из реестра со сведениями об истце и ответчике.

При обращении в суд обязательно нужно подтвердить, что вы направили другим участникам дела копию иска. Наконец, к исковому заявлению прилагают бумаги, подтверждающие, что ранее вы пытались решить конфликт в административном порядке.

Можно ли избежать налоговых споров?

Статистика судебной практики показывает, что с каждым годом число инициированных судебных дел по налоговым спорам не снижается. С одной стороны, это связано с позицией налоговых органов взыскивать максимально возможное количество налогов и налоговых задолженностей. С другой стороны, несовершенство механизмов работы ФНС дает основания для подачи иска в суд со стороны частных лиц.

Чтобы снизить риски возникновения налоговых споров, необходимо следовать следующим правилам:

  • Следить за проводимыми хозяйственными операциями с точки зрения будущих налоговых проблем.
  • Содействовать налоговым инспекторам при проведении налоговой проверки.

Вопросы и ответы

Каким способом налогоплательщики могут подать жалобу в ФНС?

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе либо в электронной форме, подписывается заявителем или его представителем. Налогоплательщик может подать документ лично или отправив по почте, а также онлайн на официальном сайте налоговой службы РФ или с помощью портала Госуслуг.

Каким способом налогоплательщик получит ответ по жалобе от ФНС?

Решения по жалобе физлиц и организаций налоговики отправляют заявителю тем же способом, которым обращение поступило к ним, а именно:— на бумажном носителе по почте;— в электронном виде через личные кабинеты портала Госуслуг или официального сайта налоговой службы.

Как заявителю узнать о ходе рассмотрения жалобы?

Для более оперативного взаимодействия фискальных органов с налогоплательщиками создан онлайн-сервис «Узнать о жалобе». С его помощью заявитель, не выходя из дома может узнать следующие сведения о своей жалобе:— входящий номер и дату поступления к налоговикам документа;— финальный срок рассмотрения обращения;— статус документа на текущий момент;— сведения о результатах рассмотрения.

Как заявителю узнать результат рассмотрения жалобы?

Онлайн-сервис «Решения по жалобам» создан налоговиками специально для предоставления информации о результатах рассмотрения обращений налогоплательщиков. В сервисе информация отображается в виде решений налоговой службы в разрезе категорий налогоплательщиков, статей Налогового кодекса, названий налогов, сборов и платежей, а также тем налоговых споров.

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Средняя сумма доначислений по результатам налоговых проверок составляет 32 млн руб. Свою невиновность выгоднее доказать до обращения в суд

В последнее время обозначилась тенденция урегулирования налоговых споров в досудебном порядке – 15% из них не доходят до суда. Так, в 2019 г. суды первой инстанции вынесли на 15,2% меньше решений по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, чем в 2018 г.1

С одной стороны, это связано с более активной позицией налогоплательщиков. Ранее они руководствовались тем, что налоговый орган должен доказать их вину, и были уверены, что суд вынесет решение в их пользу. Теперь же налогоплательщики понимают, что есть шанс доказать свою невиновность до суда. С другой стороны, налоговые органы стали прислушиваться к плательщикам налогов и обращать внимание на судебную практику. Если налоговая инспекция понимает, что ее решение не устоит в суде, то отменяет его, чтобы не формировать положительную арбитражную практику в пользу налогоплательщика по спорному вопросу.

Досудебное урегулирование спора позволит защитить активы компании

На данный момент существует двухуровневая система досудебного урегулирования разногласий с налоговым органом. Первая стадия добровольная: плательщик налогов направляет в налоговый орган возражения по материалам проверки. Уже на этом этапе можно снять часть доначислений. Вторая стадия обязательна для налогоплательщика (за некоторым исключением), так как в случае несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа нельзя. На этом этапе он подает жалобу в вышестоящий налоговый орган, после чего возможна отмена решения нижестоящего налогового органа о доначислении налогов и привлечении к ответственности.

Когда досудебное урегулирование спора является обязательным?И как соблюсти эту процедуру, чтобы при дальнейшем обращении в суд, если конфликт не удалось урегулировать, исковое заявление не было возвращено или оставлено без рассмотрения26 августа 2020

Рассмотрим пример: сотрудники нашей компании приняли участие в одном из недавних налоговых споров. По результатам выездной проверки налоговый орган хотел доначислить налоги, пени и штрафы в размере 56 млн руб. Предприятию было отказано в налоговых вычетах по НДС и учете расходов по налогу на прибыль. Претензии у налогового органа были стандартные: наличие хозяйственных отношений с контрагентами, обладающими признаками компаний-«однодневок», фиктивный документооборот, отсутствие признаков реальности сделок.

Наши специалисты изучили документы, проверили обоснованность акта проверки инспекции, собрали дополнительные доказательства реальности сделок в виде первичных документов, выявили факты оправданности расходов, подготовили письменные возражения. Инспекция изучила документы и возражения, выслушала представителей организации, после чего согласилась с доводами налогоплательщика о необоснованности части предъявленных претензий и отказалась от 75% доначислений – 42 млн руб.

Но налогоплательщик не согласился с частичным снятием обвинений. Поэтому в вышестоящий налоговый орган была направлена апелляционная жалоба, по итогам рассмотрения которой решение налоговой инспекции было отменено полностью. Так компании удалось на досудебной стадии урегулирования спора защитить активы на сумму 56 млн руб.

Во сколько обойдется проверка?

Как указал глава ФНС России Даниил Егоров на своем сентябрьском выступлении, с учетом моратория на проведение проверок в этом году их количество снизилось на 65%2. Вместе с тем согласно утвержденному в январе плану в 2020 г. собираемость налогов и взносов должна составить 98,72%3. И, несмотря на пандемию, план этот никто не отменял.

Средняя сумма доначислений по результатам проверок остается высокой. По итогам 2019 г. в расчете на одну проверку доначисления составили 32 млн руб.4 Можно прогнозировать, что в этом году их средняя сумма останется в этих же пределах.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий