Как развивалась моя карьера и почему я решила уйти
Несколько раз я оставалась и. о. начальника нашего отдела, когда та уходила в отпуск. Поэтому когда столичное начальство решило создать на заводе новое подразделение, вопрос, кого рекомендовать в руководители, не стоял. Так я возглавила проектный офис с зарплатой примерно в 3 раза выше, чем у среднестатистического специалиста нашего предприятия.
Основной обязанностью моего подразделения была оптимизация бизнес-процессов на заводе. Работать было сложно. Во-первых, среди руководства предприятия меня никто не знал и помогать мне хоть как-то никто совершенно не хотел.
Во-вторых, задачи всегда ставились очень размыто, а наказания за их неисполнение были вполне конкретными. В-третьих, требования высказывались не нашим местным руководством, а столичным, которое, сидя в Москве, слабо представляло, что действительно нужно менять на предприятиях в регионах.
Прожив в таком состоянии еще два года, я поняла, что если не сменю сферу деятельности, то имею все шансы стать постоянным клиентом психолога или даже психиатра. И в октябре 2020 года я поняла, что пришло время все поменять, пока система не затянула меня навеки. К слову, родные это решение только поддержали, потому что устали видеть меня в таком состоянии каждый день.
Первым делом я подумала про копирайтинг. Писать я любила и начала с того, что написала контент-план и все посты на месяц для инстаграм-аккаунта мастера ногтевого сервиса. Это была моя мастер, и я сама предложила посотрудничать на бесплатных условиях — и ей хорошо, и я потренируюсь.
После этого я взяла заказ на подготовку текстов для сайта танцевальной студии. Справилась тоже неплохо, но поняла, что постоянно искать вот так заказы значит не иметь стабильности. А в вакансиях на «Хедхантере» авторам текстов обещали платить не больше 30 тысяч рублей в месяц, что было в разы ниже моей зарплаты руководителя. Профессия копирайтера меня не устраивала.
Почему именно ит
Сферой ИТ я интересовалась еще будучи подростком, но ребенок в семье директора завода и директора школы не имел никаких шансов поступить куда-то, кроме педагогического или политехнического вуза. По этой причине за плечами у меня был экономический факультет политеха, что для ИТ означает максимум «уверенный пользователь Microsoft Word».
Меня же информационные технологии привлекали сразу по нескольким причинам: удаленная работа, интересные проекты, большие перспективы, хороший доход, молодой коллектив, новые тренды в технологиях, иностранные заказчики, знаменитые работодатели.
Теперь, уже работая в сфере ИТ, я могу согласиться, что порог входа сюда действительно ниже, но чтобы стать хорошим специалистом, все равно придется разбираться в коде.
Чтобы определиться, что из этого мне больше по душе, первым делом я пересмотрела множество интервью с представителями этих профессий, в которых они рассказывали в том числе о необходимых навыках для успешной работы: о так называемых hard skills — технических навыках, а также soft skills — личных качествах.
Наиболее полезным в этом плане ютуб-блогером оказался «АйТиБорода». Он приглашает на интервью разных ИТ-специалистов и расспрашивает их о том, что нужно делать, чтобы стать «тру айтишником». Например, я смотрела его интервью:
После этих видео я уже имела представление о каждой профессии и понимала, с каких книг стоит начинать самостоятельное обучение. А еще примерно представляла, сколько времени понадобится, чтобы освоить нужные навыки.
Пересмотрев гигабайты видео, я решила, что мне наиболее близка профессия бизнес-аналитика. Этот специалист играет одну из ключевых ролей в ИТ-проектах: его задача — определить, какой продукт необходим заказчику, чтобы решить проблему.
Поясню на примере. Представим, что в ИТ-компанию обращается владелец продуктового магазина. Клиент хочет сделать на своем сайте систему онлайн-заказов и организовать доставку. Задача аналитика — понять, какая проблема на самом деле стоит перед заказчиком, и выяснить: может быть, на самом деле боль клиента можно решить другим, более эффективным способом.
Плохой аналитик пойдет сразу формулировать требования для системы онлайн-заказов. Хороший — сначала спросит, для чего она вообще понадобилась. Быть может, заказчика на самом деле беспокоят очереди в магазине и окажется, что проще и выгоднее установить кассы самообслуживания.
Конечно, может быть, проблему клиента действительно решит система доставки, но задача аналитика — проверить, какое решение будет лучшим, а уже потом готовить требования для команды разработки. Чем лучше аналитик сделает свою работу, тем больше шансов, что заказчик решит свою проблему и останется доволен.
Помимо канала «АйТиБорода», я смотрела и другие видео, который мне выдавал поиск «Ютуба» по запросу «бизнес-анализ». Вот что могу посоветовать:
1 Базовые компетенции
Что входит в базовые компетенции? Это ряд вещей, которым вы должны научиться еще до того, как вы начнете шагать в область бизнес-анализа. Они позволят ваши мысли облечь в определенную форму. Это достаточно несложные вещи, но основные, которым отдельно вас учить никто не будет. Подразумевается, что у вас это должно быть.
a. Деловая этика
Во-первых, общая деловая этика, навыки общения по телефону, навыки письменной корреспонденции. А именно, такие задачи как: как правильно написать письмо (начать с приветствия, в конце поставить завершающую фразу, побуждающую клиента к действию, и подпись), как нужно общаться с клиентом по телефону.
Это, естественно, должно быть известно вам заранее. Почему я об этом говорю — лично видела ситуации, когда аналитики приходили на проект и письма выглядели так: «Не можете ли вы прислать нам актуальную документацию по проекту?» Ни «здравствуйте», ни «до свидания». Это просто не красиво. Это базовый навык, который у вас должен быть и о котором даже говорить не надо.
b. Навыки работы в интернете
Следующий навык — умение работать в интернете, работать с инстант-мессенджерами (Skype, например, очень популярен в настоящее время). За счет них вы сокращаете дистанцию и клиент может к вам обратиться онлайн. В Skype можно формировать групповые обсуждения, всю команду подключать к общению с клиентом и тогда вопросы по проекту решаются быстрее. Также следует знать, что такое демонстрация экрана, как пересылать файлы и т.д.
c. Совместная работа
Следующий блок — это умение совместной работы. Вам помогут знания таких инструментов, как Google Drive Goggle Drive — доступный, бесплатный инструмент, через который возможно обмениваться документами с клиентом и командой разработки. Если у вас в компании не установлен инструмент совместной работы, это самый простой выбор, чтобы давать доступ клиентам к документам.
И что еще важно — вы можете одновременно и совместно работать над одним и тем же документом. Мы используем такую технику — открываем вместе с клиентом документ с требованиями и обсуждаем, что и в каком порядке должно быть реализовано. Вы изменяете у себя в документе приоритеты и клиент через пару секунд видит это у себя на экране.
d. Онлайн-конференции
В этой же группе — инструменты для онлайн-конференций. Очень полезно, когда аналитик не просто пересылает клиенту документы, а демонстрирует, в частности, промежуточные версии работоспособности системы, показывает прототипы. Для этого вам понадобится некая площадка.
Конечно, есть вариант, что вы приезжаете к клиенту, если он находится в той же стране и городе. Но часто мы работаем с западными заказчиками или удаленными командами. Среди этих инструментов онлайн-конференций — GoTo Meeting и GoTo Webinar (это из одной серии), WebEx и другие. Причем они могут пригодятся не только для презентации результатов, но и для сбора требований.
e. Wiki-хранилище
Может быть полезен еще такой инструмент, как MediaWiki. Это онлайн-библиотека, наподобие всем известной Wikipedia, которую вы можете локально развернуть для своего клиента и всей команды силами своего администратора. В ней можно вести документацию и что хорошо, что не нужно сохранять файлы на хранилище для отслеживания версий, пересылать коллегам, вы не сможете забыть файл — всегда доступен актуальный контент. Например, руководство пользователя или спецификации можно писать в MediaWiki.
f. Скорость чтения и печати
Еще один блок базовых компетенций hard-навыков — это скорочтение и скоропечатание (хотя могут быть споры, можно ли это отнести к soft-skills).Аналитику нужно обрабатывать много информации: с одной стороны, много читать (изучать и осмысливать), а с другой, много писать (фиксировать результаты), поэтому вам будет крайне полезно в вашей профессиональной карьере, если вы натренируете эти 2 навыка.
Например, можете сравнить — средний навык печати это 100 символов в минуту, я печатаю со скоростью 400 символов в минуту. Если все понятно, что писать в документе и нужно только словами зафиксировать договоренности, написать протокол договоренности с клиентом, то можете себе представить — у меня это занимает в 4 раза меньше времени, нежели среднестатистическому специалисту. Соответственно, повышая у себя этот навык, вы делаете себя более эффективным и экономите время на своих проектах.
g. Офисные инструменты
Также в рамках базовых навыков хотелось бы отметить еще ряд инструментов, такие как офисные инструменты (Word, Excel, PowerPoint и Visio), которые позволяют качественно и наглядно представлять результаты вашей работы. Если вы умеете открыть документ Word и умеете печатать там текст, но не умеете настраивать стили заголовков и таблиц, оформить примечания, использовать шаблоны и свойства документа.
Или можете открыть документ Excel и знаете, что из себя представляет электронная таблица, но не владеете формулами, макросами, условным форматированием, то, поверьте, вам еще есть, куда копать в рамках данных инструментов. Просто в целях интересах можете открыть справку о программе или какой-нибудь тест по данной программе, и узнаете многое, что, оказывается, вы до этого не знали. Соответственно, здесь всегда есть простор для развития.
h. Визуализация
Следующий инструмент — это MindManager. Тоже достаточно полезная программа, которая относится к базовым навыкам и позволяет в виде диаграммы связей (mindmap) структурировать информацию.
i. Графические редакторы
Аналитикам также могут быть полезны и графические редакторы — не только сложный Photoshop, но и, например, классический Paint. Есть еще более мощная программа — SNAGIT — рекомендую.
j. Мультимедиа-редакторы
Конечно, для презентаций можно пользоваться PowerPoint, но в современной среде достаточно популярным становится инструмент Prezi. В нем презентации получаются интереснее и интерактивнее. Плюс, если вы овладеете созданием видео-роликов, в частности, программой Camtasia Studio, позволяющий записывать видео-ряд демонстрации работы приложений, то это будет полезно в плане того, что клиент не всегда может уделить вам время сейчас, но вы можете предоставить ему видео-файл, и клиент с большей вероятностью его посмотрит, чем если станет самостоятельно кликать на кнопки системы.
Как проходит онлайн-обучение дата-аналитике
Я учился на 11 онлайн-курсах по дата-аналитике. Один из них проходил напрямую у создателя — Высшей школы бизнес-информатики. Остальные нашел на образовательных платформах «Курсера», «Стэпик», «Скиллбокс», «Дата-кэмп» и «Яндекс-практикум».
На всех платформах я выбирал отдельные курсы. Только на «Дата-кэмпе» оплатил сразу годовую подписку и мог проходить по ней любые курсы.
Кто преподавал. Курс в Высшей школе бизнеса вели преподаватели самой школы, а в «Яндекс-практикуме» — аналитики «Яндекса». На других платформах курсы создали преподаватели университетов, колледжей и бизнес-школ и сотрудники крупных успешных компаний.
«Скиллбокс» сам набирает команду преподавателей. На курсе «Профессия Data Scientist: анализ данных» лекции читали сотрудники «Рамблера», «Профи-ру», Сбера и самого «Скиллбокса».
Формат занятий. Курсы включали в себя теорию в виде лекций — текстовых или в формате видео. И практику — тесты и домашние задания. Смотреть лекции и сдавать тесты я мог в любое время, хоть ночью. Главное — успевать все делать в пределах модуля. На «Яндекс-практикуме» модуль длился 2 недели, на остальных платформах — неделю.
За тесты мне начисляли баллы. Потом из них складывалась итоговая оценка. В основном тесты проверяли преподаватели, только на Data Science Professional Certificate на «Курсере» это делали такие же студенты, как и я. Мне это не понравилось.
Качество. Некоторые курсы были очень качественно сделанными, с хорошим планом занятий и интересными практическими заданиями. Например, на «Курсере» мне понравился курс «Основы программирования на Python». Другие курсы были непродуманными: они не казались цельными, потому что из раза в раз менялся формат лекций. Таким был курс «Профессия Data Scientist: анализ данных» на «Скиллбоксе».
Сертификаты. Если я проходил обучение до конца, то получал электронный сертификат. В нем было мое имя, название курса и итоговая оценка. Потом я прикрепил все сертификаты к резюме.
Я оценю полезность каждого курса по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 — совсем бесполезно, а 10 — очень полезно, интересно и применимо в новой работе.
Как успешно пройти сертификацию
Разберем на примере самой сложной сертификации — CBAP.
Сначала нужно зарегистрироваться на сайте IIBA и подать заявку. В самой анкете указать:
- Уровень образования.
- Данные о профессиональном развитии. Для CBAP, к примеру, нужно подтвердить минимум 35 часов обучения бизнес-анализу за последние четыре года. Набрать их можно на курсах: очных (Luxoft Training) или виртуальных (Udemy, Watermark Learning). Также можно посетить обучающие мероприятия или конференции, которые проводят местные отделения IIBA.
- Сведения о практической работе в областях знаний бизнес-анализа. К примеру в случае CBAP за последние десять лет нужно отработать 7 500 часов, где в 4 областях из 6 будет как минимум по 900 часов практики. Внимательно отнеситесь к выбору активностей из предложенного списка, сверяя их с перечнем из BABoK.
- Отзывы: указать адрес электронной почты и номер телефона двух руководителей, которые смогут дать вам оценку. После этого они получат e-mail со ссылкой на опрос. Как только эти люди ответят на вопросы, контакты будут подтверждены.
Далее необходимо оплатить рассмотрение/проверку заявки ($125 за CBAP). При соблюдении всех требований вы получите электронное письмо о том, что заявка одобрена либо вас выбрали для аудита (кандидаты отбираются случайным образом). При одобрении в письме будет указана инструкция по оплате экзаменационного сбора.
После оплаты экзамена ($325 — для членов Ассоциации или $450, если не состоите в IIBA) вы получаете идентификатор (Eligibility ID). Вводите его на сайте тестового центра (например, Prometric), выбираете дату экзамена и регистрируетесь. Желательно сделать это минимум за месяц до сдачи, создав себе запас времени на подготовку. Ознакомиться с основными требованиями к экзамену и примерными вопросами можно на сайте IIBA.
При подготовке, во-первых, нужно внимательно изучить BABoK Guide (версия 3.0). Постарайтесь сразу запоминать, а еще лучше конспектировать основные моменты, чтобы осознать и систематизировать ее содержание. Обратите особое внимание на 50 техник для бизнес-аналитика. В книге они изложены четко и доступно. Поделюсь своими тезисами, которые готовила к сдаче экзамена.
Во-вторых, потренироваться на примерных тестах (например, Watermark Learning) и посмотреть вебинары по сертификации.
И еще очень важна ваша внутренняя мотивация, безграничная поддержка родных и тренировки по концентрации. Они помогут не растеряться на экзамене и ответить на более чем 100 вопросов на английском языке, основная часть из которых представлена в виде объемных бизнес-кейсов.
Для сдачи экзамена можно отправиться и в специализированный экзаменационный центр PSI. А перед этим ознакомьтесь с правилами — от времени прибытия до проверки и процесса регистрации, если вы вдруг не сделали этого заранее. Но сейчас все экзамены IIBA можно сдать онлайн под дистанционным контролем.
После успешной сдачи экзамена IIBA выдает вам цифровой сертификат.
Как я искала работу
Еще в январе 2021 года я задалась вопросом, куда пойду работать, когда почувствую в себе силы пройти собеседования. Чтобы оценить варианты трудоустройства, пошла на «Хедхантер». Сначала искала вакансии только в своем городе, но почитав описания к ним, поняла, что можно не ограничивать себя каким-то одним регионом.
Искала в основном организации, где есть вакансии аналитиков уровня стажеров и джуниоров. Зарплату в объявлениях почти никогда не указывали, но я не рассчитывала на сумму больше 30 000 Р на этапе стажировки, основываясь на отзывах знакомых.
Я выбрала несколько крупных компаний, где требовались начинающие аналитики, и зашла на их официальные сайты. В двух из них не просто брали специалистов из других сфер, а периодически открывали набор на бесплатное онлайн-обучение с последующим трудоустройством.
Первая компания — крупный банк. Чтобы подать заявку на обучение, требовалось пройти тест на знание языка программирования баз данных SQL, заполнить анкету-резюме и выполнить задания на логику. И если с двумя последними пунктами проблем не возникло, то SQL на тот момент для меня были просто тремя английскими буквами.
Впрочем, и эту проблему я решила. Что касается самого теста на знание SQL, то какие там были вопросы, уже не помню, но помню, что они оказались несложными. Я воспользовалась Гуглом, нашла ликбез по базам данных и прошла его за один вечер. Мне пришлось пройти три-четыре урока из этого мини-курса, чтобы решить пять из семи задач в тесте.
Отправляя заявку, я особенно ни на что не надеялась. Тем более что у банка не было офиса в Воронеже, а в вакансии писали, что предпочтение отдадут кандидатам из городов присутствия. Но попытка так или иначе была полезна. Во-первых, я, пусть и поверхностно, изучила SQL. Во-вторых, лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном.
К тому же все это время я продолжала ходить на ненавистную работу и не упускала даже призрачных возможностей все поменять. Забегая вперед, могу сказать, что на собеседование в банк меня так и не пригласили.
Во втором задании требовалось решить несколько сложных логических задач вроде «расшифруйте такой-то шифр, если такой-то знак означает то-то».
С видео я справилась за один день: при помощи онлайн-переводчика написала и вызубрила текст для видео на английском и записала ролик на фронталку телефона. Задачки решила за 25 минут, благо с логикой у меня никогда проблем не было.
Заявку подала 27 января, а уже 5 февраля пришел ответ, что я зачислена в группу для онлайн-обучения. Конкурс был небольшой: из 120 претендентов приняли в школу бизнес-анализа компании около 40 человек.
Моя работа сейчас
Я официально вышла на новую работу 15 июня 2021 года. К моменту написания статьи я уже успешно прошла стажировку и работаю джуниор бизнес-аналитиком. Первые три месяца, пока шла стажировка, работала в офисе: это было обязательно. Потом перешла на удаленку, но за мной сохранили рабочее место, и я могу им пользоваться в любое удобное время.
Сейчас я работаю одновременно в двух проектах от заказчиков из Англии. Первому клиенту мы помогаем разрабатывать обучающую платформу, для другого делаем один гаджет. Подробно рассказывать о проектах нам запрещено. В целом могу сказать, что до сих пор ни разу не пожалела о том, что перешла в эту компанию, а мои близкие меня очень поддерживают и поражаются упорству, с которым я шла к этой цели.
Что касается зарплаты, то на текущий момент я получаю примерно в 2,5 раза меньше, чем на прошлом месте работы, но все равно моя зарплата выше средней по городу. К тому же в перспективе в ИТ можно достаточно быстро выйти на уровень шестизначной зарплаты.
У компании, в которой я теперь работаю, великолепный офис в центре города с оборудованными местами для отдыха, современной техникой и хорошей мебелью. Коллектив, как и во всей ИТ-сфере, молодой и дружный. Я с первого дня обзавелась знакомыми на новой работе, с которыми мы общаемся теперь и в нерабочее время.
Свое обучение я продолжаю уже на внутреннем портале компании, где есть много бесплатных курсов по всем специализациям. Помимо этого, продолжаю изучать английский в группе, но уже бесплатно — тоже от компании.
Всего на смену профессии мне потребовалось 5,5 месяца — все произошло с января по июнь 2021 года. Общие затраты на переобучение составили 35 134 Р: из них 30 600 Р я потратила на курсы английского, 3600 Р на репетитора перед собеседованием и 934 Р на книгу по бизнес-анализу.
Подводя итог, могу сказать, что сейчас для перехода в ИТ действительно существует масса возможностей и совсем необязательно отдавать большие деньги за платные курсы.
Чем занимаются бизнес-аналитики
Согласно основному своду знаний по бизнес-анализу BABoK Guide, бизнес-анализ — это практика создания условий для проведения изменений на предприятии путем выявления потребностей и разработки рекомендации решений, которые принесут пользу заинтересованным лицам.
Исходя из этого определения, можно сказать, что бизнес-аналитик занимается:
- выявлением проблем и возможностей в бизнесе,
- планированием бизнес-анализа,
- управлением требованиями и изменениями,
- обеспечением изменений в организации,
- аналитическим обеспечением разработки стратегии.
На уровне предприятия и стратегии бизнес-аналитик помогает компании сформулировать потребности, разработать решения, которые будут полезны, и провести необходимые изменения. При этом он умеет правильно донести информацию всем заинтересованным лицам (стейкхолдерам).
Спрос на бизнес-анализ как навык остается высоким как в мире, так и в России. Например, количество запросов по фразе «бизнес-аналитик» в «Яндексе» в июле 2021 года на 80% больше по отношению к июлю 2020.
Бизнес-анализом занимаются: бизнес-консультанты (стратегические аналитики), ИТ-аналитики, владельцы продуктов (product owners), менеджеры продуктов (product manager), product-аналитики, аналитики по бизнес-процессам и т.п.
Бизнес-аналитику необходимо структурировать разнородную информацию, собранную с заинтересованных лиц. Важно определять, какие бизнес-процессы стоят за задачей, и совместно с разработчиками прорабатывать варианты для их автоматизации. Это требует постоянного изучения новых направлений.
Например, для построения ИТ-решений в финансовых организациях было необходимо разобраться в бухгалтерском учете, ведении международных валютных контрактов и других направлениях. Занимаясь Business Intelligence и аналитикой бизнес-данных в e-сommerce, я изучила технические навыки — SQL, построение моделей данных, настройка аналитических систем, предиктивная аналитика.
Ну и наконец, в должности проектного менеджера получила больше возможностей общаться с представителями клиентов и предлагать решения бизнес-задач без привязки к ИТ. Безусловный плюс профессии бизнес-аналитика заключается в постоянном изучении чего-то нового.