К вопросу об изменении функциональной роли акцизов в России – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

К вопросу об изменении функциональной роли акцизов в России – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Аналитика

“колбасный акциз” – быть или не быть?

Обнародованная информация относительно предложения членов экспертного совета при правительстве РФ ввести “акциз” на продукты переработки красного мяса имела в российских СМИ и блогосфере эффект разорвавшейся бомбы. Эксперты посчитали, что за каждый килограмм сосисок, колбасы и бекона должен быть уплачен специальный налог – порядка 160 рублей. Предложение было включено в отзыв на программу “Укрепление общественного здоровья”, которая входит в национальный проект “Демография”.

По мнению авторов идеи, введения акциза на продуты переработки красного мяса позволит снизить налоговую нагрузку (например, отменить НДС) на такие здоровые продукты, как свежие овощи и фрукты, орехи, оливковое масло и цельнозерновые мучные изделия. Ну и само собой – снизить потребление колбасы и сосисок, к здоровой пище не относящихся.

За сутки по предложению не прошелся только ленивый. Так, раскритиковали его, по информации “Интерфакса”, в Минсельхозе, сославшись на то, что требования безопасности пищевых продуктов установлены техрегламентами ЕАЭС и соответствуют международные нормам, поэтому такого рода новшества можно внедрять только после проведения серьезного научного исследования.

Сначала в СМИ пошли слухи о том, что идея с “колбасным акцизом” понравилась руководству Минздрава, однако данную информацию опровергла глава ведомства Вероника Скворцова. Министр отметила, что по данным Всемирной организации здравоохранения, колбасные продукты действительно вредны.

Однако она также подчеркнула, что жители России колбасу любят и стоит она относительно недорого, поэтому проблема является весьма непростой. Исходя из этого, Вероника Скворцова пока что ограничилась только рекомендациями не злоупотреблять продукцией переработки красного мяса.

Борьба с контрафактом опаснее самого контрафакта

«Меры для борьбы с контрафактной продукцией являются своевременными и необходимыми, поскольку пока еще, несмотря на усилия правительства и реализацию программы маркировки, доля контрафакта в обороте легальной продукции остается высокой, – отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. – Так, по данным ФТС, за весь 2021 год в РФ было выявлено более 7,6 млн единиц такой продукции, а за три квартала 2020 г. – еще 8,2 млн единиц. И это без учета того, что часть контрафакта осталась в тени».

Больше всего контрафакта среди продукции пищевой и легкой промышленности, фармацевтических препаратов, табачной продукции, обуви, парфюмерии, фототоваров, шин и покрышек, шуб. Аналитики Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) ожидают, что доля контрафактных табачных изделий вскоре может вырасти в четыре с лишним раза (с текущих 7% до 30%) из-за повышения акцизов с этого года на 20%, открытия границ, а также снижения покупательной способности населения в связи с пандемией COVID-19. В этом случае прямые потери экономики от неуплаченных акцизов и НДС в 2022 г. составят 282–339 млрд руб., что примерно в 5 раз выше, чем в прошлом году.

«Главный поставщик нелегальных сигарет – страны ЕАЭС, где не было резкого повышения акцизов, что сделало более дешевую, чем российская, продукцию еще привлекательнее, – указывает Бишенов. – Например, в Белоруссии средняя стоимость местных брендов находится на уровне 40 руб., поэтому ожидать сильной просадки серого рынка можно только при внедрении жестких мер контроля, маркировки, внедрения предельной допустимой розничной цены за пачку и ужесточения административных мер вплоть до реальных сроков».

При этом, по его мнению, уже введенные в действие меры по борьбе с нелегальным завозом дали неплохие результаты. «Учитывая, что в последние годы на большую часть товаров была введена обязательная маркировка, некоторые позиции стали демонстрировать рекордный взлет официальных продаж – например, продажи обуви и шуб увеличились в 3 и 10 раз соответственно», – говорит эксперт. Аналитики НАФИ также отмечают, что на табачном рынке доля контрафакта в минувшем году снизилась вдвое благодаря усилению работы правоохранительных и надзорных органов, ограничениям в связи с пандемией, а также полномасштабному запуску системы маркировки.

Однако многие эксперты считают, что российское правительство озаботилось этой проблемой не вовремя: меры по искоренению контрафакта ложатся дополнительной нагрузкой на плечи ослабленного пандемией бизнеса, а выигрывают от них в основном зарубежные производители. «На мой взгляд, в России не так много брендов, продукцию которых важно защищать. Поэтому по факту мы делаем все, чтобы отстаивать интересы иностранных производителей», – считает председатель регионального отделения Партии роста в Мурманской области, совладелец МПЗ «Аскона» Николай Пальченко. По его мнению, малому и среднему бизнесу эта «защита» не нужна, для них это лишние затраты. «Очевидно, что многочисленные системы мониторинга имеют совсем другую цель: контролировать заработки реального сектора экономики и препятствовать теневому обороту», – уверен он.

«Контрафакта всегда становится больше, когда страна испытывает экономические трудности», – констатирует руководитель московского регионального отделения Партии роста, председатель совета директоров АО «Совфрахт» Дмитрий Пурим. Он считает, что защищать надо прежде всего отечественный бизнес – производителей товаров народного потребления: обуви, одежды, мебели, а не зарубежные табачные бренды. «Вот кому нужна защита, и не только от контрафакта, но и от недобросовестной ценовой конкуренции продукции китайского происхождения», – указывает он.

При этом Пурим уверен, что меры, принимаемые правительством Мишустина, «точно покажут свою эффективность», потому что опираются не на усиление полицейских мер, а на высокотехнологичные решения, основанные на системном подходе. «Сначала приведут законодательную базу в норму, а потом введут чипирование всей продукции, что резко снизит возможности для злоупотреблений, – отмечает эксперт. – Потому что акцизные марки подделываются очень легко: производят их за границей на том же оборудовании, что закупает российский «Гознак».

К вопросу об изменении функциональной роли акцизов в россии

Налоги и налогообложение

Правильная ссылка на статью:

Тихонова А.В. — К вопросу об изменении функциональной роли акцизов в России // Налоги и налогообложение. – 2021. – № 11. DOI: 10.7256/2454-065X.2021.11.31440 URL: https;//nbpublish.com’library_read_article.php?id=31440

К вопросу об изменении функциональной роли акцизов в России

Тихонова Анна Витальевна

кандидат экономических наук

доцент, Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; доцент, кафедра статистики и эконометрики,

РГАУ-МСХА им. К.А Тимирязева

109456, Россия, г. Москва, ул. 4-Й вешнякоский, 4, каб. 305 И samozvanka_89@bk.ru

Статья из рубрики “Федеральные налоги и сборы с организаций”

Аннотация.

Статья посвящена анализу трансформации функциональной роли акцизов в современных экономических реалиях в России. Функциям косвенных налогов традиционно отводят значительное внимание в научных следованиях, что связано с их многогранностью. В части, автором проанализированы фискальная, регулирующая, контрольная и экологическая функции акцизов с позиции степени их реализации в действующей российской практике. Особое внимание автором уделено смещению к реализации стимулирующей функции акцизов, как неотъемлемому элементу государственного регулирования нефтеперерабатывающей отрасли. В работе применялись общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, сбор, обобщение и анализ данных, синтез, дедукция и индукция. Научная новизна исследования заключается в том, что автором представлена эволюционная динамика функциональной роли акцизов, проявляющаяся в изменении и дополнении элементов налога. Проведенный анализ показал, что в условиях международной интеграции и гармонизации ставок в рамках ЕАЭС потенциальные возможности фискальной составляющей акцизов значительно снижены. В заключении автором предложены векторы развития акцизов как элементов обложения роскоши.

Ключевые слова: акцизы, фискальная функция, налоговые вычеты, регулирующая функция, налоговый контроль, экологический налог, роскошь, ЕАЭС, налоговые ставки, трансформация

DOI:

10.7256/2454-065X.2021.11.31440

Дата направления в редакцию:

21-11-2021

Дата рецензирования:

22-11-2021

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2021 года.

Налоги являются одним из наиболее эффективных и стабильных источников доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в чем проявляется реализация их фискального механизма. Немало важную роль в налоговых доходах играют акцизы, занимающие 4 место после НДПИ, НДС и НДФЛ Анализируя функции акцизов как формы налоговых платежей в России, стоит отметить, что в отличие от ряда зарубежных стран, где они являются существенным элементом обложения роскоши, в отечественной практике, главным образом, проявляются их фискальная и регулирующая функции. Хотя, справедливости ради заметим, что в некоторых аспектах российский акциз проявляет себя как налог на роскошь, в частности, при налогообложении легковых автомобилей и мотоциклов мощностью свыше 150 лошадиных сил.

Более детальное рассмотрение роли акцизов позволило определить, что в реализации механизма их применения проявляются следующие функции: фискальная, регулирующая, контрольная, экологическая. Проанализируем тенденции изменчивости приоритетных функций акцизов в современной России в условиях глобализации, международной интеграции и налоговой гармонизации.

Фискальная функция акцизов. В отношении акцизного налогообложения наиболее четко прослеживается тенденция к усилению регулирующей роли при одновременном сохранении фискальной составляющей. Главным образом, это проявляется по таким подакцизным товарам (далее ПАТ) как алкогольная, спиртосодержащая, табачная продукция, а также нефтепродукты.

Роль акцизов в регулировании оборота алкогольной и табачной продукции существенно возросла за счет изменения ставок на данные ПАТ, а также усиления автоматизации процесса торговли в рассматриваемой области (за счет введения Единой государственной автоматизированной системы). Причем, первое во многом связано также с усилившимися процессами глобализации (формированием единого рынка ЕАЭС) и необходимостью гармонизации ставок косвенных налогов.

Дополнительный анализ:  Macroaxis Stock Advisor - 2021

Целесообразность детального рассмотрения ставок акцизов в странах ЕАЭС обосновывается также и тем обстоятельством, что они оказывают существенное влияние на ценовую политику производителей стран-участниц, а потому играют важную роль в регулировании соответствующих рынков в рамках единого экономического пространства. На рисунке 1 приведены данные о налоговых ставках акцизов по ряду подакцизных товаров в странах ЕАЭС. С целью обеспечения сопоставимости данных ставки акцизов на соответствующие виды приведены в рублевый эквивалент по курсу национальной валюты к российскому рублю на 20.03.2021.

Алкогольная продукция

•Россия – крепостью свыше

9%: 523 руб. за литр БЭС;

•Беларусь – крепостью свыше 7%; 432.79руб. за литр БЭС;

‘Армения – водка; 55*№ от стоимости без НДС, по не менее 74,15 руб. за 1 литр;

■Казахстан – алкогольная продукция (кронеконьяка, бренди. вин): 440,57 руб. за литрВЭС4

■К^гнзня – водка: 281,66 руб. за 1 литр

Сигареты с фильтром

•Россия – 1 890 руб, за 1 ООО штук – 14,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 568 руб. за 1 000 штук:

‘Беларусь – от638,39 до 1 929,05руб. за 1000 штук (н зависимости от розничной стоимости пачки и по группам сигарет);

• Армения – 15% от максимальной розничной цены табачной продукция, но не менее 1 128,39руб. за I 000 штук;

•Казачстан – 2 125,09 руб. за 1000 штук:

•Киргизия – 1 408,29 руб. за 1 000штук

Автомобильный ос1пнн (не соответствующий 5 классу)

•Россия -13 100руб. за 1 тонну;

•Беларусь -13 41Т ,50руб. за I то1Я!у;

•Армения – 5 392,5бруб. за 1 то!П1у:

•Казакстан – не установлена; – К ир п пия -4 6!*4,29руб,

Рисунок 1 – Ставки акцизов на основные виды подакцизных товаров

Источник: составлено автором по данным Налоговых кодексов стран-участниц ЕАЭС.

В первую очередь отметим, что комплексный анализ национального налогового законодательства стран ЕАЭС показал, что номенклатура подакцизных товаров не соответствует единому стандарту.

Проведенный анализ по 3 позициям, отраженным на рисунке 1, показал принципиальные различии в подходах к установлению налоговых ставок странами-членами ЕАЭС. В частности, по ставкам на алкогольную продукцию в 3 государствах из 5 (кроме Армении и Киргизии) твердая ставка установлена в расчете на 1 литр безводного этилового спирта. Более того, в Армении действует не твердая, а адвалорная ставка, что существенно влияет на сопоставимость акцизной нагрузки на схожие виды алкогольной продукции, а, следовательно, и на рыночный оборот. На настоящий момент сохраняется отличие в формах установленных налоговых ставок и по табачной продукции. Важно отметить, что в части гармонизации размера ставок акцизов за последние 2 года удалось достичь существенных результатов. Так, аналогичный анализ ставок на основные ПАТ по данным 2021 года давал следующие результаты: в Российской Федерации ставки в 3, а по некоторым позициям в 10 раз превышали аналогичные в других странах ЕЭАС (в

особенности в Беларуси)

Мероприятия по унификации акцизного налогообложения продолжаются и по настоящее время. Находится на согласовании проект соглашения о налоговой политике в области акцизов на алкогольную продукцию, подготовленный Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). В соответствии с ним унификация предполагает поэтапное увеличение ставок акцизов до уровня российских, что представляет собой весьма существенную проблему для других участников Сообщества. Согласно проектам принятых ЕЭК соглашений стран – участниц ЕАЭС, к 2022 году все они должны прийти к усредненному значению акцизов, при этом для каждой страны будет определен разрешенный диапазон отклонений фактических ставок акцизов от усредненных:

1) для Республики Армения и Кыргызской Республики – не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону;

2) для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону

Таким образом, установление целевых ставок акцизов в размере 35 евро (2554,3 руб.) для табачной продукции и 9 евро (656,82 руб.) для алкогольной продукции ограничивает фискальную роль акцизов: это фактически лишает возможности значительного повышения ставок на территории Российской Федерации. Для других же стран это представляет серьезное препятствие, тормозящее экономический рост рынков алкогольной и табачной продукции, несмотря на предусмотренные Проектом отклонения.

Налоговая политика в отношении ставок на табачную продукцию определялась планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2021 – 2021 годах, а также Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (таблица 1)

Таблица 1 – Динамика ставок на табачную продукцию, 2007-19 гг.

2008 2009 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021

Сигареты с с )ильтром

Минимальная ставка (руб./1000 шт.) 142 177 250 360 510 730 1 040 1 330 1 680 1 930 2 123

Адвалорная ставка, % 5,5 6 6,5 7 7,5 8 8,5 11 12 13 14,5

Специфическая ставка (руб./1000 шт.) 120 150 205 280 390 550 800 960 1 250 1 420 1562

Сигареты без фильтра

Минимальная ставка (руб./1000 шт.) 72 93 155 310 510 730 1 040 1 330 1 680 1 930 2 123

Адвалорная с та в ка , % 5,5 6 6,5 6,5 7,5 8 8,5 11 12 13 14,5

Специфическая ставка (руб./1000 шт.) 55 72 125 250 390 550 800 960 1 250 1 420 15862

С 2008 года по 2021 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром была увеличена более чем в 18 раз, специфическая ставка в 16 раз, а адвалорная ставка -на 9 процентных пунктов. Начиная с 2021 года, установлены единые ставки акциза на сигареты без фильтра и на сигареты с фильтром. Такая политика позволила увеличить доходы, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации от акцизов на табачную продукцию, с учетом импорта, в 1,8 раза – с 314 млрд. руб. в 2021 году до 564 млрд. руб. в 2021 году (таблица 2).

Таблица 2 – Объем поступлений от акцизов по отдельным видам подакцизной продукции, тыс. руб.

Вид подакцизной продукции Год 2021г. к 2021 г., %

2021 2021 2021 2021 2021

Этиловый спирт 714 752 857 930 866 121

Спиртосодержащая 19 102 132 123 121 643

1 Vyj и щи /П продукция X -У X £- X

Алкогольная продукция 156463 140156 178308 211770 205646 131

Пиво 142310 130227 148272 150159 151933 107

Табачная продукция 314012 379106 466952 573254 564353 180

Легковые автомобили и мо тоциклы 16846 11315 9434 10218 21777 129

Дизельное топливо 39163 102065 154617 219468 229957 587

Моторные масла 882 2765 2351 2228 2132 242

Прямогонный бензин -12005 -13127 -22794 -42506 -50869 424

Автомобильный бензин 67090 202180 318239 354926 337408 503

Прочие ПАТ 284882 66469 37513 40701 29838 10

Общая сумма поступлений по акцизам 1010376 1020908 1293879 1521270 1493163 148

Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации 12606342 13720353 14482900 17343400 21328500 169

Доля акцизов в общей сумме налоговых доходов, % 8,01 7,44 8,93 8,77 7,00 -1,01

Источник: составлено авторами на основании данных ФНС России.

Представленные в таблице 3 данные свидетельствуют об увеличении сумм поступивших в бюджет акцизов на 48% (или 483 млрд руб.), что безусловно говорит об их значимой фискальной роли. Тем не менее, совокупная доля акцизов в налоговых доходов с течением времени снижена на 1,01 процентных пункта. Усиление фискальной роли акцизов может быть также охарактеризовано через изменение перечня ПАТ, в частности в качестве ПАТ с недавнего времени облагаются бензол, параксилол, ортоксилол, нефтяное сырье (последнее – с 01.01.2021). Данные товары, наряду с прямогонным бензином в силу его низкой стойкости, как правило, используются только в качестве сырья, а не в качестве автомобильного топлива. Вместе с тем, существенные объемы потребления данных ПАТ позволяют значительно увеличить фискальные возможности акцизов, что, на наш взгляд, является еще одним из подтверждений усиления фискальной функции акцизов. Дополнительным аргументом в данном отношении является изменение правил исчисления и уплаты авансовых платежей акцизов по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Новый порядок фактически предполагает, что производители указанных П АТ обязаны оплатить акцизы еще до момента производства самих ПАТ, что полностью нацелено на реализацию фискальной функции.

Регулирующая функция акцизов.

В связи с тем, что потенциал использования фискальной роли акцизов несколько ограничен требованиями, накладываемыми в рамках членства России в ЕАЭС, в последние 5 лет прослеживается тенденция к усилению регулирующей роли акцизов при одновременном сохранении фискальной составляющей. Главным образом, это проявляется по таким подакцизным товарам (далее П АТ) как алкогольная, спиртосодержащая, табачная продукция, а также нефтепродукты.

Наиболее ярко проявление регулирующей функции акцизов отражается на примере нефтепродуктов. Во-первых, акцизы на нефтепродукты послужили основным элементом трансформации налоговой нагрузки в нефтяной отрасли (так называемый «налоговый маневр»). Ранее было отмечено, что усиление фискальной функции акцизов осуществляется за счет расширения перечня ПАТ (с 01.01.2021 – бензол, ортоксилол, параксилол, авиационный керосин, природный газ). Однако указанные изменения были произведены также в целях реализации первого этапа большого налогового манёвра в нефтяной отрасли, состоящего в перераспределении налоговой нагрузки на экспортируемые нефтепродукты (за счет снижения экспортных пошлин) и оборачивающиеся внутри России (за счет роста ставок НДПИ и акцизов). Кроме того, реализация регулирующей функции акцизов в отношении рассматриваемых нефтепродуктов предполагала и стимулирующей характер, в случае если такие ПАТ используются для производства продукции нефтехимии. Например, нефтяное сырье введено в перечень ПАТ для поддержания российских нефтеперерабатывающих заводов в условиях убыточности производства и высоких цен на углеводородное сырьё, так как для них помимо обложения акцизами законодательством предусмотрены обратные налоговые вычеты.

Объективно говоря, с 2021 года понимание налоговых вычетов по акцизам существенно изменилось было предусмотрено их использование с увеличением кратно коэффициенту для нефтехимической отрасли и профильных потребителей авиационного керосина. На 2021 календарный год установлены следующие повышающие коэффициенты: бензол, ортоксилол и параксилол – 3,4; прямогонный бензин – 1,7; авиационный керосин – 2,08; средние дистилляты – 2. Введение повышающих коэффициентов обусловливалось налоговым маневром в нефтяной отрасли, существенно увеличившим нагрузку за счет роста НДПИ. Таким образом, в регулирующей функции акцизов наиболее ярко стало проявляться стимулирующее направление, а к самой роли акцизов добавились следующие:

Дополнительный анализ:  Тройка-Диалог | Организации | RUCOMPROMAT

– предоставление точечной «налоговой субсидии»;

– нивелирование влияния акцизов на отдельных участников рыночного оборота.

Из общей суммы поступлений по акцизам на все ПАТ акцизы на алкогольную, спиртосодержащую продукцию составляют около 24%, динамика поступлений акцизов по данным видам ПАТ позволяет оценить выполнение регулирующей их функции.

Развитие рынка алкогольной и табачной продукции в Российской Федерации имеет двоякое значение: с одной стороны, оно положительно влияет на экономику тем, что развивая производство П АТ, создаются новые рабочие места для граждан, увеличиваются ВВП и доходы бюджета. С другой же стороны, есть и отрицательные факторы, заключающиеся в ухудшении социального состояния общества, причинении вреда здоровью человека, снижению продолжительности жизни, росту смертности и т.п. Таким образом, общественная безопасность и здоровье, общественная мораль, защита окружающей среды – все это, на первый взгляд, является обоснованием для увеличения

акцизной нагрузки Проанализируем изменение ставок в период в 2007 по 2021 годы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика ставок акцизов на отдельные виды алкогольной продукции

Примечание: по основной оси – вина натуральные (руб. за 1 литр); вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (руб. за 1 литр); пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% включительно (руб. за 1 литр); по вспомогательной оси – алкогольная продукция крепостью свыше 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции); алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции).

За 11 лет ставки на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% увеличились в 3 раза, ниже 9% – в 3,8 раза; вина натуральные – в 7,5 раз; вина игристые – в 72 раза; пиво -в 8 раз. При этом отметим, что в 2021 году было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукцию; а начиная с 2021 – 2021 гг. законодательством предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товары алкогольной группы, однако не такими высокими темпами, как до 2021 года.

В соответствии с действующей концепцией государственного регулирования увеличение ставок акцизов должно было послужить одним из факторов сокращения потребления табачной продукции. По этой же причине были увеличены ставки акцизов на

алкогольную и спиртосодержащую продукцию [6]. Динамика совокупных поступлений акцизов на указанные ПАТ (в 2021 году по сравнению с 2021 годом) отрицательная, наблюдается снижение поступлений акцизов по алкогольной продукции на 6,12 млрд руб., по табачной – 8,9 млрд руб. При наличии твердых ставок по данным ПАТ это косвенно говорит о сокращении объемов их реализации. Однако потребление алкогольной и табачной продукции, несмотря на рост ставок и падение налоговых доходов от акцизов, так же продолжает расти, что говорит о развитии теневого рынка алкогольной и табачной продукции (таблица 4). Из-за распространения незаконного оборота алкогольной продукции в бюджет Российской Федерации недопоступает около 30-50 млрд руб. ежегодно

Таблица 3 – Продажа алкогольных напитков населению в Российской Федерации

2000 2005 2021 2021 2021 2021 2021

Алкогольные напитки

В абсолютном алкоголе:

всего, млн. дкл 117,5 133,2 127,6 99,2 96,8 86,5 91,5

на душу населения, л 8,0 9,3 8,9 6,8 6,6 5,9 6,2

В натипяпьнпм

выражении, млн. дкл: 814,0 1206,7 1303,6 1145,7 1106,3 975,0 1051,1

водка и ликероводочные изделия 214,6 203,5 157,8 97,2 96,6 81,1 83,3

коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) 4,1 6,8 11,1 10,6 10,3 10,5 11,5

винодельческая продукция (без вин шампанских и игристых) 52,4 84,9 103,4 86,9 84,9 91,9 95,4

из нее вино – – – 53,6 51,9 50,8 52,1

шампанские и игристые вина 18,3 19,4 27,3 23,6 22,0 16,9 16,9

Пиво и напитки пивные 524,6 892,1 1004,0 873,8 840,6 723,8 791,9

Источник: составлено автором по данным Росстата.

Потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт снизилось с 2000 года на 22,5% с 8 до 6,2 литра в 2021 году. Однако анализ структуры потребляемого алкоголя говорит о том, что в натуральном выражении рост совокупного потребления алкогольных напитков составил 29%, в первую очередь, за счет увеличения продажи пива в 1,5 раза. Во многом это обусловлено его относительно невысокой стоимостью и соответственно доступностью (по сравнению с крепкими алкогольными напитками), а также тем фактом, что пиво не попадает под автоматизированный контроль через систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система).

Одним из проявлений регулирующей функции акцизов является функция налогообложения роскоши, которая в настоящий момент в Российской Федерации реализована слабо (только в рамках обложения легковых автомобилей и мотоциклов). Вместе с тем мировая практика показывает, что акцизами облагаются абсолютно разнообразные предметы роскоши: меховые изделия, ювелирные изделия, предметы

антиквариата, одежда, сумки и т.п. Важно отметить и тот факт, что установление акцизов на роскошь приводит к росту цен на товары, неэластичные по цене, не сокращая спрос, в силу наличия специфического контингента покупателей. Таким образом, рост ставок не приведет и к снижению оборота данных товаров для бизнеса, при этом существенно не затронув финансовые интересы покупателей – физических лиц. В связи с чем полагаем, что развитие акцизов как средства обложения роскоши является одним из перспективных направлений развития косвенного налогообложения.

Контрольная функция акцизов. ЕГАИС действует с 1 января 2021 года в соответствии с Федеральным Законом № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ», который гласит, что все организации и индивидуальные предприниматели, занятые производством и оборотом алкогольной продукции, в том числе и розничной продажей, в период 2021-2021 годы в обязательном порядке должны были подключиться к ЕГАИС. Принцип работы системы предполагает отслеживание движения каждой бутылки алкогольной продукции путем сканирования ее через штрих-код, указанный на маркировке. При этом не требуется учет в ЕГАИС следующих видов алкоголя: пиво и пивные напитки, сидр, медовуха и пуаре. Таким образом, с помощью ЕГАИС решить проблему незаконного производства алкоголя не удалось в связи с тем, что она осуществляет контроль лишь за оборотом легальной продукции. Тем не менее, параллельное усиление контрольной функции акцизов, наряду с регулирующей и фискальной, является одной из современных тенденций акцизного налогообложения.

Экологическая функция акцизов. Экологическая функция традиционно проявляется в ограничении спроса на продукцию, использование которой наносит вред окружающей среде, за счет роста цен для конечных потребителей. На данный момент можно считать налог экологическим, если присутствует его тесная связь с объектом, причиняющим прямой или косвенный физический ущерб окружающему миру. Главным образом, экологическая роль акцизов в России сконцентрирована в налогообложении автомобильного бензина. Акцизы стимулируют предпринимательскую активность, заставляя предприятия повышать эффективность ведения бизнеса. Иными словами, рост налоговой ставки приводит к росту налоговой базы. Вместе с тем рост ставок акцизов на топливо ограничивается возможностями потребителей. Принимая во внимание тот факт, что в развитых странах концепции обложения акцизами топлива и транспортный налог едины, а в России нет (так как в налогообложении транспортных средств преобладает

имущественный аспект [9]), а также учитывая низкую покупательную способность населения, полагаем, что дальнейшее увеличение акцизов на автомобильный бензин нецелесообразно. В отличие от Н ДП И, акциз, как и любой косвенный налог, уплачивается за счет конечных потребителей, значительная доля которых на внутреннем

российском рынке представлена физическими лицами ПШ. в конечном итоге, увеличение ставок приводит к росту цен на проезд в общественном транспорте, удорожанию топлива для низкорентабельного сельского хозяйства (при одновременной отмене субсидий на

компенсацию затрат на горюче-смазочные материалы а также удорожанию всех

товаров и услуг, в которых так или иначе задействована логистика.

Выводы. Проведенный анализ показал, что в условиях глобализации, международной интеграции и налоговой гармонизации функциональная роль акцизов трансформируется от чисто фискальной направленности к развитию регулирующей и контрольной составляющей. В данном аспекте необходимо особо выделить стимулирующее направление, которое, на наш взгляд, в современной налоговой системе может быть сформулировано в виде самостоятельной функции акцизов. Вместе с тем, недостаточно ярко проявляется экологическая роль акцизов, что вполне обосновано существенной ролью налога на добычу полезных ископаемых и низкой покупательной способностью населения. Полагаем, что эффективным направлением развития акцизов может стать их более яркое использование в качестве элемента обложения роскоши, о чем свидетельствует богатый зарубежный опыт, а также возможность сглаживания

социальных диспропорций Библиография

1. Тихонова А.В. Юденко Д.А. Гармонизация акцизного налогообложения в странах ЕАЭС // Актуальные проблемы налоговой политики: Х Международная научно-практическая конференция молодых налоговедов (Минск-Москва-Екатеринбург-Иркутск-Владивосток, апрель 2021 г.): сб. статей / Высшая школа экономики и менеджмента, Уральск. Федерал. Ун-т. . – 2021. – С. 334-338.

2. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 28.11.2021 № 184 “Проекты соглашений о налоговой политике в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств ЕАЭС”

3. Федеральный закон “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” от 23.02.2021 N 15-ФЗ (последняя редакция)

4. Шелкунов А.Д., Милютина Е.А. Изменение природы налоговых вычетов по акцизам // Налоговед. – 2021. – № 2. – С. 66-73.

5. Грачев М.С. Фискальная и социальная роль акцизов в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2021. – № 1. – С. 81-90.

Дополнительный анализ:  Прямые иностранные инвестиции: какую пользу дает привлечение зарубежных инвесторов в проект

6. Уразаева И.А., Баймурзина Л.И. Акциз как фактор, сдерживающий потребление алкогольной продукции в российской федерации // Экономика и социум. – 2021. -№ 3 (3). – С. 396-399.

7. https://tass.ru/ (Информационное телеграфное агентство России)

8. Кульжабаева М.Т. Концепция налога на роскошь: зарубежный опыт, внутренняя ситуация и альтернативы // Статистика, учет и аудит. 2021. Т. 1. № 68. С. 171-177.

9. Гатауллин Т.М. Налог с продаж бензина как альтернатива транспортному налогу // Вестник транспорта. – 2021. – № 11. – С. 38-40.

10. Амосов А.И. Почему нельзя повышать акцизы на бензин // Страховое дело. – 2021. – № 3 (276). – С. 8-13.

11. Пинская М.Р. Налоговые инструменты институционализации импортозамещения в сельском хозяйстве // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2021. – № 5 (27). – С. 72-79.

12. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Зарубежный опыт и российская практика решения проблем социального равновесия в обществе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1. С. 99-105

Об акцизах | фнс россии | 77 город москва

Федеральная налоговая служба по вопросу расчета ставки акциза на средние дистилляты за январь 2021 года сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 193 НК РФ ставка акциза на средние дистилляты (АСДЛ) с 1 апреля 2020 года определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

АСДЛ = (АДТ 750) – ДДТ x КДТ_КОМП,

где АДТ – ставка акциза, установленная для налогового периода в отношении дизельного топлива;

ДДТ, КДТ_КОМП – величины, определяемые в порядке, установленном пунктом 27 статьи 200 НК РФ, с учетом особенностей, установленных указанным пунктом.

С 01.01.2021 пункт 9.1 статьи 193 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому для целей пункта 9.1 статьи 193 НК РФ применяется значение ДДТ, определенное для второго месяца, предшествующего месяцу налогового периода (месяцу ввоза средних дистиллятов). При этом, если значение ДДТ, определенное в порядке, установленном пунктом 27 статьи 200 НК РФ, окажется больше нуля, для целей данного пункта значение ДДТ принимается равным нулю. Рассчитанная ставка акциза на средние дистилляты (АСДЛ) округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей главы 22 «Акцизы» НК РФ твердой (специфической) ставкой.

Так, согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 193 НК РФ налоговая ставка на дизельное топливо за январь 2021 года (АДТ) составляет – 9 188 руб. за тонну.

На основании пункта 27 статьи 200 НК РФ КДТ_КОМП принимается равным 0,65 – начиная с 1 января 2020 года, а ДДТ рассчитывается по формуле: ДДТ = ЦДТэксп – ЦДТвр.

Показатель ЦДТэксп рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном данным пунктом, и публикуются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет» до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода, и составляет за ноябрь 2020 года 41 242 руб.

ЦДТвр – условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным  48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно.

Следовательно, ДДТ = 41 242 руб. – 48 300 руб. = – 7 058 руб. (за ноябрь 2020 года).

Таким образом, налоговая ставка на средние дистилляты за налоговый период январь 2021 года составила:

АСДЛ = (9 188 руб. 750) – (- 7 058 руб.) х 0,65 = 9 938 руб. 4 587,7 руб. = 14 525,7 руб., с учетом округления АСДЛ = 14 526 руб.

Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Письмо федеральной налоговой службы от 7 февраля 2020 г. № сд-4-3/1984@ “об акцизах”

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков по вопросам получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (далее – Свидетельство), а также порядка исчисления акцизов в соответствии с главой 22 “Акцизы” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), сообщает следующее.

На основании статьи 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются, в том числе организации. При этом организации признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом в соответствии с главой 22 “Акцизы” НК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 179.2 НК РФ Свидетельство, выдается организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости (спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно, разливаемой в емкости не более 100 мл, или спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разливаемой в емкости не более 100 мл, или спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разливаемой в емкости не более 3 мл), в качестве сырья для производства которой используется этиловый спирт, – свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости.

Из положений статьи 179.2 НК РФ следует, что выдача налоговыми органами Свидетельства производится не в обязательном, а в заявительном порядке.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром признается этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты, предусмотренные законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта (далее – этиловый спирт).

При этом, объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ признается операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости не отнесена к подакцизным товарам.

Из статьи 193 НК РФ следует, что этиловый спирт, реализуемый организациям (покупателям), имеющим Свидетельство, облагается (у производителя – продавца) по налоговой ставке акциза 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

При этом, реализация этилового спирта организациям (покупателям), не имеющим Свидетельство, облагается (у производителя – продавца) по налоговой ставке акциза 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре (статья 193 НК РФ).

Одновременно, подпунктом 20.1 пункта 1 статьи 182 НК РФ установлено, что объектом налогообложения акцизами признается операция по получению (оприходованию) этилового спирта организацией, имеющей Свидетельство. Для целей главы 22 “Акцизы” НК РФ получением этилового спирта признается приобретение этилового спирта в собственность.

На основании статьи 193 НК РФ этиловый спирт полученный (оприходованный) организациями (покупателями), имеющими Свидетельство, облагается по налоговой ставке акциза 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

При этом следует отметить, что операция по получению (оприходованию) этилового спирта организацией, не имеющей Свидетельство, в статье 182 НК РФ не указана, следовательно, не является объектом налогообложения акцизами.

Из пункта 11 статьи 200 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при совершении, в частности, операции, предусмотренной подпунктом 20.1 пункта 1 статьи 182 НК РФ, налогоплательщиком, имеющим Свидетельство, в случае использования полученного (оприходованного) этилового спирта для производства товаров, указанных в таком Свидетельстве и (или) документах, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 4.5 статьи 179.2 НК РФ, при представлении документов в соответствии с пунктом 11 статьи 201 НК РФ.

В этой связи право на вычет сумм акциза, указанный в пункте 11 статьи 200 НК РФ, возникает у налогоплательщика при совершении операции, предусмотренной подпунктом 20.1 пункта 1 статьи 182 НК РФ при наличии Свидетельства.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Суммы акциза, начисленные при покупке этилового спирта, подлежат вычетам.

Для этого нужно иметь Свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, и использовать спирт для производства установленных товаров. В частности, это могут быть товары, указанные в свидетельстве.

Разбираемся с акцизами при производстве спиртовых дезинфицирующих салфеток

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2021 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@analitik-expert.ru.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector