Исполнение решения суда по налоговому спору и взыскание излишне взысканного НДС с налоговых органов

Обеспечительные меры по делам об оспаривании ненормативных актов налогового органа

О том, что получив решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по результатам выездной, камеральной проверки и требование об уплате налога, крайне целесообразно инициировать процесс оспаривания соответствующих актов, на сегодняшний момент проинформированы все налогоплательщики. При этом зачастую заявители вполне осознают, что программа-максимум в споре — даже не признать ненормативный акт налогового органа недействительным, а получить обеспечительные меры, позволяющие добиться законным путем отсрочки уплаты крупных сумм налогов и пени. Практика показывает, что подготовка ходатайства о применении обеспечительных мер с использованием привычных шаблонов не всегда приводит к желаемому результату.

В соответствии с п. 1 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры представляют собой временные меры, направленные на обеспечение иска или защиту имущественных интересов заявителя.

С момента принятия нового Арбитражного процессуального кодекса РФ в 2002 г. оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов отдельно регулируется главой 24 Кодекса. В частности, в указанной главе появилась новая для процессуального законодательства норма о возможности приостановления действия оспариваемого акта, решения по ходатайству заявителя (п. 3 ст. 199 АПК РФ).

Видимо, до того, как Пленум ВАС РФ выскажется по данному вопросу, решение о подаче ходатайства по п. 3 ст. 199 АПК РФ должно приниматься юристами в зависимости от практики, сложившейся в налоговом составе суда, где будет рассматриваться заявление о признании ненормативного правового акта недействительным. Иными словами если есть твердая уверенность, что определение о приостановлении действия ненормативного акта по п. 3 ст. 199 АПК РФ будет получено оперативно или же оперативность не является задачей подачи ходатайства, норма главы 24 АПК РФ может успешно использоваться заявителем.

Дополнительный анализ:  О возникающих налоговых спорах и особенностях разрешения налоговых споров

До того, как ВАС РФ сформулировал свою позицию по данному вопросу, решение о подаче ходатайства по п. 3 ст. 199 АПК РФ принималось юристами в зависимости от практики, стожившейся в налоговом составе суда, где рассматривалось заявление о признании ненормативного правового акта недействительным. Если была твердая уверенность, что определение о приостановлении действия ненормативного акта по п. 3 ст. 199 АПК РФ будет получено оперативно или же оперативность не являлась задачей подачи ходатайства, норма главы 24 АПК РФ использовалась заявителем.

В недавно принятом Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» была наконец высказана окончательная позиция высшего судебного органа: «необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска».

С одной стороны, относительно процессуального порядка применения п. 3 ст. 199 АПК РФ споры теперь прекращены, однако с другой стороны, позиция ВАС РФ определяет и более жесткие требования к определению и ходатайству о приостановлении действия ненормативного акта (они должны быть мотивированными), допускает право суда требовать предоставления встречного обеспечения заявителем ходатайства.

Самое же главное, что ВАС РФ разъяснил: под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается запрет исполнения тех мероприятий, которые предусмотрены данным актам. Представляется, что в ходатайстве заявитель теперь должен предельно четко обосновать, какие мероприятия предусматриваются обжалуемым актом, в чем возможный ущерб для заявителя и/или в чем угроза невозможности исполнения будущего судебного акта в результате исполнения этих мероприятий. Наиболее же простым и, казалось бы, самым надежным способом защиты интересов заявителя является одновременное с подачей заявления в суд о признании недействительным ненормативного акта налогового органа обращение к суду с просьбой о наложении в качестве обеспечительной меры запрета налоговым органам осуществить взыскание сумм налога и пени на основании акта налогового органа посредством принятия решения о взыскании, направления инкассовых поручений на списание указанной суммы с банковских счетов, вынесения постановления о взыскании налога на счет имущества (пп. 2 п. 1 ст. 91 АПК РФ).

Дополнительный анализ:  Способы анализа финансовой отчетности предприятия

Однако неожиданно в некоторых судах, а то и просто у отдельных судей налогового состава конкретного суда стали появляться определения об отказе в применении обеспечительных мер из-за отсутствия документа, на основании которого денежные суммы списываются в бесспорном порядке. В решении же о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику всего-навсего предлагается уплатить сумму налога добровольно.

При этом в обоснование своей позиции суды ссылаются на п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 г. № 13 «О применении АП К РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции», толкуя его, как указание на допустимость запрета ответчику списывать денежные средства истца только в случаях, когда подается исковое заявление о признании недействительным акта, на основании которого списываются денежные средства.

То есть суды в этом случае подталкивают заявителя к тому, что использовать нужно пп. 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ («приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке»). Применительно к ситуации с взысканием налога в качестве документов, на основании которых производится бесспорное взыскание, будут выступать, во-первых, решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента — организации на счетах в банках, во-вторых, инкассовые поручения.

С одной стороны, с такой позицией можно согласиться, так как на основании решения о привлечении к налоговой ответственности денежные суммы действительно не взыскиваются. Однако полагаем все-таки, что смысл обеспечительных мер предельно ясно указан в п. 2 ст. 90 АПК РФ: обеспечительные меры допускаются, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях отвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Следовательно, поводом для применения судом обеспечительной меры является потенциальная опасность невозможности исполнения судебного решения.

Исходя из такого понимания обеспечительных мер, совершено необоснованно дожидаться начала реального взыскания. Более того, выжидательная позиция может привести именно к причинению ущерба в случае списания денежных средств (ведь получить обеспечение можно и не успеть). АПК РФ не содержит и каких-либо предписаний о целесообразности применения той или иной меры обеспечения — решать заявителю.

При этом формулировка пп. 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ предполагает, что документ, на основании которого осуществляется бесспорное взыскание, будет оспариваться, а это может означать необходимость расширения предмета иска после получения подобных документов. Примечательно, что и в применении пп. 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ нет единообразия: более лояльные суды полагают, что можно именно приостановить взыскание на основании решения о привлечении к налоговой ответственности налогового правонарушителя. Возможно, это не совсем верно с точки зрения теории (как уже указывалось, решение о привлечении к налоговой ответственности уж точно не является документом, на основании которого взыскание осуществляется в бесспорном порядке), однако в общем-то выгодно заявителю.

Если суд занимает наиболее жесткую позицию и ожидает именно документа, на основании которого осуществляется взыскание, то заявитель может попасть в сложную ситуацию. Ведь если решение о взыскании налога, принимаемое в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, будет вынесено в установленный законодательством срок (60 дней с момента истечения срока добровольной уплаты налога) и в форме, не противоречащей Приказу МНС РФ от 29.08.2002 г. № БГ-3-29/465, у налогоплательщика может не оказаться достаточных оснований для его оспаривания до тех пор, пока не будут признаны недействительными акты, на основании которых производится взыскание (то есть решение о привлечении к налоговой ответственности и требование об уплате налога).

После истечения срока на добровольную уплату налога налоговый орган вправе осуществить взыскание в бесспорном порядке путем направления в банк инкассовых поручений на списание денежных средств со счетов налогоплательщика.

Инкассовые поручения направляются в банк одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Пунктом 12.7 Положения о безналичных расчетах от 03.10.2002 г. № 2-П предусмотрена обязанность банка исполнить поступившее инкассовое поручение при наличии денежных средств на счете, то есть в тот же банковский день.

При этом в п. 3 ст. 46 НК РФ выделяется только обязательное доведение до сведения налогоплательщика в 5-дневный срок решения о подобном взыскании, но не устанавливается какой-либо срок, позволяющий приостановить взыскание (как путем оспаривания решения о взыскании, так и путем добровольной уплаты).

Кроме того, до издания Приказа МНС РФ от 29.08.2002 г. № БГ-3-29/465, которым была введена форма решения о взыскании, налоговые органы в соответствии со ст. 46 НК РФ осуществляли взыскание без вынесения подобного решения в виде отдельного документа (путем направления инкассовых поручений).

В настоящее время в решении о взыскании в соответствии с формой, утвержденной приказом МНС РФ, указывается, что срок уплаты налога истек, в связи с чем производится взыскание налога, а также пени в пределах сумм, указанных в требовании, за счет денежных средств на счетах в банках, а также содержится указание только о доведении до сведения налогоплательщика в 5-дневный срок упомянутого выше решения, но не о том, что решение будет исполняться по истечении 5 дней или иного срока.

Следовательно, учитывая одновременное вынесение решения о взыскании инкассовых поручений, отсутствие срока для реакции налогоплательщика на вынесенное решение о взыскании, процессуальную сложность оспаривания подобных документов, защитить интересы налогоплательщика путем приостановления взыскания по таким документам сложно. Однако до получения подобных документов налогоплательщик не может быть лишен возможности обратиться с заявлением в суд о применении обес­печительных мер.

В этой связи для защиты интересов налогоплательщика от не­обоснованного причинения значительного ущерба, а также для обеспечения исполнения судебного акта в случае удовлетворения требований заявителя как раз и может быть использована обеспе­чительная мера, предусмотренная пп. 2 п. 1 ст. 91 АПК РФ, а имен­но «запрещение ответчику и другим лицам совершать определен­ные действия, касающиеся предмета спора».

На возможность применения такой обеспечительной меры прямо указано в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой На­логового кодекса РФ», которым установлена правомерность за­прета налоговому органу производить взыскание оспариваемых сумм при заявлении иска о признании недействительным требо­вания налогового органа о взыскании недоимок и пеней.

Помимо Постановления Пленума ВАС РФ, в сложившейся практике арбитражных судов также широко используется вынесение определения об обеспечении иска в виде запрещения налоговому органу совершать действия, направленные на исполнение своего решения до вступления решения суда в за­конную силу (пп. 2 п. 1 ст. 91 АПК РФ 2002 г., пп. 2 п. 1 ст. 76 АПК РФ 1995 г.).

Вынесение налоговым органом решения о взыскании, направ­ление инкассовых поручений в банки, а в случае недостатка денеж­ных средств на счетах — вынесение постановления о взыскании за счет иного имущества налогоплательщика непосредственно связано с предметом спора (оспаривание ненормативных правовых актов, послуживших основанием такого взыскания). Кроме того, вынесение налоговым органом указанных актов, а следовательно, списание денежных средств со счетов в банках будет производиться на основании оспариваемых актов.

Таким образом, запрет на осуществление налоговым органом побочных действий в части оспариваемых сумм представляется вполне обоснованной мерой.

Тем не менее, если вышеприведенные доводы не возымели должного действия на суд заявитель остался с определением об отказе в применении обеспечительных мер, обжаловать такое определение в апелляционном порядке чаше всего нецелесообразно в связи с длительными временными затратами на обжалование, особенно учитывая возможную скорость списания налогов и пени со счетов. Получается, что в такой ситуации оптимально «ускорить» в налоговом органе вынесение решения об обращении взыскания на денежные средства, дополнить предмет иска требованием о признании недействительным решения о взыскании за счет денежных средств (особо оговорив, что основания заявления не меняются, следовательно, ст. 49 АПК РФ соблюдается) и добиться приостановления взыскания уже по этому основанию (пп. 5 п. ст. 91 АПК РФ).

В отношении обеспечительных мер в налоговых спорах остается еще один вопрос: если стадия взыскания за счет денеж­ных средств налоговым органом безуспешно пройдена в силу отсутствия денег на счетах, уже вынесено решение о взыскании налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика и, более того, уже возбуждено в соответствии с законодательством испол­нительное производство по такому решению — возможно ли приостановить исполнительное производство в рамках обеспечи­тельных мер? Несмотря на то, что на первый взгляд, исполнительное производство тесно связано с предметом судебного спора (собственно, так оно и есть), положения п. 1 ст. 327 АПК РФ предусматривают возможность его приостановления только по исполнительным листам, выданным арбитражным судом. Следо­вательно, в удовлетворении подобного требования (приостановление исполнительного производства), вероятнее всего, будет отказано за неподведомственностью.

В то же время, получив определение о приостановлении взыскания по решению о взыскании налогов и сборов за счет имущества (используя пп. 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ, при этом дополнять предмет иска или нет — заявитель решает в зависимости от пози­ции суда), налогоплательщик имеет полное право рассчитывать на обязательное приостановление исполнительного производства, руководствуясь п. 6 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве» («вынесение постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом»).

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: обла­дая полной информацией о практике применения обеспечительных мер налоговым составом суда, где будет рассматриваться спор, заявитель сумеет наиболее эффективно защитить свои интересы. Самым общим «рецептом» является, безусловно, запрет в адрес налогового органа на совершение любых действий, которые могут привести к взысканию налога, в рамках пп. 2 п. 1 ст. 91 АПК РФ. Если получить определение о применении обеспечительных мер в такой редакции не удается, необходимо готовить ходатайства, уже встраиваясь в понимание конкретным судьей мер обеспечения по налоговым спорам.

Сложность взыскания причитающихся налогоплательщику сумм с налоговых органов заключается в особенном статусе должника, в связи с чем необходимо соблюдение определенного порядка исполнения данных судебных актов.Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном разд. 7 АПК РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Согласно ч. 2 ст. 318 ГК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В соответствии с ч. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Куда предъявлять исполнительный лист?

Как мы видим, исполнительный лист может быть выдан взыскателю на руки или по его ходатайству направлен арбитражным судом для исполнения. В случае, когда должник – налоговый орган, обращение взыскания происходит на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Возникает вопрос: куда судом или самим налогоплательщиком направляется исполнительный лист с целью взыскания с налогового органа?

Федеральный закон №229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Письме Федерального Казначейства РФ от 10.06.2010 №42-7.4-05/9.3-366 указывается, что порядок исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений установлен ст. 242.1 и 242.3 – 242.5 БК РФ. Иного порядка исполнения таких судебных актов бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В то же время п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 142.4 и п. 12 ст. 242.5 БК РФ установлено, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом №229-ФЗ.

Таким образом, исполнительный лист может быть предъявлен взыскателем либо в федеральную службу судебных приставов (УФССП) для выявления наличия у должника открытых счетов в ЦБ РФ или в иной кредитной организации и возможности обращения взыскания на данные счета, либо в порядке гл. 24.1 БК РФ в соответствующий финансовый орган.

Порядок исполнения судебных актов ССП и банками.

Статьей 21 Федерального закона №229-ФЗ установлен общий срок предъявления исполнительных документов к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

При восстановлении судом пропущенного срока исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока. Федеральными законами могут быть установлены и иные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 7 Федерального закона №229-ФЗ требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав – исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, полученного из суда, или заявления взыскателя, подписываемого последним. К данному заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия взыскателя. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту нахождения налогового органа.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу – исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав – исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ поступил в службу судебных приставов впервые, должнику устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства.

Статьей 36 Федерального закона №229-ФЗ установлен общий срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, равный двум месяцам.

В процессе исполнения названных требований судебный пристав – исполнитель вправе совершать действия, предусмотренные ст. 64, 69 Федерального закона №229-ФЗ, в том числе запрашивать информацию об открытых должнику счетах в ЦБ РФ или иных кредитных учреждениях, а также накладывать арест на денежные средства, находящиеся на этих счетах.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона №229-ФЗ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава – исполнителя без представления расчетных документов в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом – исполнителем.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава – исполнителя путем перечисления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

В течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов денежные средства в первую очередь перечисляются должнику по указанным реквизитам (ст. 110 Федерального закона №229-ФЗ).

Если взыскателю известны счета налогового органа, открытые в ЦБ РФ или в ином кредитном учреждении, то должник может в порядке ст. 8. Федерального закона №229-ФЗ направить исполнительный лист непосредственно в данный банк.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства, наименование, ИНН налогоплательщика или код иностранной организации, ОГРН, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица.

Порядок приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями непосредственно в банки, в которых открыты банковские счета должников, определен в Положении о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденном Банком России 10.04.2006 №285-П.

В соответствии с п. 7 ст. 70 Федерального закона №229-ФЗ в случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.

Не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.

Согласно п. 10 ст. 70 Федерального закона №229-ФЗ банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа после перечисления денежных средств в полном объеме, по заявлению взыскателя или постановлению судебного пристава – исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Порядок исполнения судебных актов финансовым органом.

ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу, направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены:

  • надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан;
  • заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально заверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

При направлении дубликата исполнительного листа подлежит направлению также надлежащим образом заверенная судом копия определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Исполнительный лист, поступивший на исполнение, может быть возвращен взыскателю при непредставлении каких-либо из указанных выше документов или несоответствии их установленным требованиям, нарушении установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению, а также в случае представления взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:

  • представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
  • представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
  • невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 242.1 БК РФ).

В ст. 242.3, 242.4 и 242.5 БК РФ описан порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта РФ и средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений соответственно.

Согласно положениям указанных статей исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в соответствующий финансовый орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета налогового органа (должника), по месту открытия ему как получателю средств соответствующего бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов данного бюджета.

Финансовый орган, в который поступил исполнительный лист, не позднее пяти рабочих дней после его получения направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя или возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями при наличии оснований для возврата.

При наличии оснований для возврата финансовый орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в свой финансовый орган информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с указанными документами представляет в финансовый орган информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в финансовый орган.

Данный орган государственной власти в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в финансовый орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ обязан представить в финансовый орган платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа.

При неисполнении должником вышеназванных требований, а также при неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в финансовый орган названный финансовый орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в финансовый орган документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в финансовый орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

При поступлении в финансовый орган заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения. В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с данного государственного органа, направляется в финансовый орган по месту открытия государственному органу лицевого счета как получателю средств соответствующего бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ.

Финансовый орган при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

Данный орган также ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Обжалование действий (бездействия) госорганов при исполнении судебных актов.

Нередки и случаи неисполнения требований исполнительных документов службой судебных приставов, кредитными учреждениями и финансовыми органами. Налогоплательщик может обжаловать их действия (бездействия) и обязать их устранить допущенные нарушения в описанном ниже порядке.

Согласно ст. 122, 123 Федерального закона №229-ФЗ постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом – исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Также в соответствии со ст. 128 Федерального закона №229-ФЗ и ст. 329 АПК РФ постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа в отношении должника – налогового органа могут быть оспорены в арбитражном суде.

В соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов – исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

Данные дела рассматриваются на основании заявления заинтересованного лица (взыскателя). Судебная практика по таким делам в большинстве случаев положительная.

Так, например, Постановлением ФАС УО от 09.11.2009 №Ф09-8509/09-С2 и Определением ВАС РФ от 28.04.2010 №ВАС-2172/10 суды признали незаконными действия судебного пристава – исполнителя по снятию ареста с денежных средств федерального казенного предприятия. Суды пришли к данному выводу, так как законодательство не устанавливает ограничений на арест и списание денежных средств с расчетных счетов предприятий, открытых в банке.

Решением АС МО от 10.08.2010 №А41-229841/10 было признано незаконным бездействие отдела судебных приставов, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в отношении должника – налогового органа.

Также в судебной практике имеются случаи взыскания убытков с кредитных организаций за неисполнение требований, содержащихся в исполнительных документах. В Постановлении ФАС ВСО от 14.02.2011 №А74-2490/2010 суд указал, что Сбербанк нарушил требования ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», не прекратив расходные операции по счету должника, в связи с чем с банка были взысканы убытки, причиненные взыскателю.

В соответствии с п. 5 ст. 242.1 БК РФ действие (бездействие) финансовых органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном гл. 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий также могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примерами из судебной практики при признании незаконными действий (бездействия) финансовых органов могут служить постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 №9647/10, ФАС СЗО от 25.04.2011 №А56-48559/2010, ФАС СКО от 04.04.2011 №А63-5096/2010, ФАС УО от 24.11.2010 №Ф09-9645/10-С1.

В заключение добавим, что налогоплательщик с целью взыскания с налогового органа излишне уплаченной суммы НДС на основании вступившего в законную силу решения получает исполнительный лист. В случае, когда налогоплательщику известно, что у налогового органа открыты счета в ЦБ РФ или иных кредитных учреждениях, исполнительный лист можно предъявлять в ССП или соответствующий банк (кредитную организацию). Исполнительный лист ССП может быть предъявлен и при отсутствии сведений о счетах налогового органа; в этом случае ССП обязана выявить указанные счета и при их наличии обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на данных счетах. В случае отсутствия указанных счетов ССП возвратит указанный документ взыскателю с указанием причины возврата.

В таком случае налогоплательщик может предъявить исполнительный лист в финансовый орган должника, в котором последнему открыты лицевые счета, не предъявляя его в ССП. Порядок исполнения судебного акта придется выбирать самому взыскателю, руководствуясь личными соображениями. Но риск отказа в исполнении существует и в первом, и во втором случае, поэтому налогоплательщик должен быть готов защищать свои права и обжаловать незаконные действия (бездействие) соответствующих государственных органов.

руководитель юридического департамента КГ «Аюдар» 

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий