Импортозамещение электроники в России сравнили с имитацией: Госэкономика: Экономика:

Импортозамещение электроники в России сравнили с имитацией: Госэкономика: Экономика: Аналитика

Что можно было бы сделать иначе?

Итак, за несколько лет импортозамещения Россия делает заметные успехи в некоторых направлениях, в большинстве сфер эти успехи едва заметны, а кое-где проблемы такие, что впору уже сомневаться в целесообразности такой политики. Основная проблема в том, что российские аналоги импортных товаров не могут конкурировать с ними ни по цене, ни по качеству.

Россиянам приходится тратить больше денег на менее качественные продукты – и с точки зрения борьбы с бедностью в стране это выглядит не очень хорошо. Тем временем высокие чиновники говорят, что основная цель импортозамещения – не только насыщение внутреннего рынка, но выход на мировой.

С этим, однако, есть проблемы. Как отмечают эксперты, конкурентоспособность продукции зависит не только от доступности импортных аналогов – все упирается в импортное оборудование, которое эффективнее российского и позволяет экономить. Но чтобы создать с нуля производственную базу, нужно несколько лет – за которые подготовленное оборудование будет уже устаревшим.

Экономисты, чтобы повысить эффективность российского импортозамещения, предлагают сосредоточиться на 4 ключевых направлениях:

  • нормативная база. Программы и дорожные карты социально-экономического развития должны быть максимально подробно расписаны, но главное – не забывать о промежуточном контроле и соответствующих поправках;
  • инфраструктура. Мало разработать и произвести продукцию, ее нужно кому-то продать – и тут может помочь государство. Перспективными направлениями считаются технопарки, кластеры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и не только;
  • финансирование. Здесь все, как всегда – нужны льготные кредиты (многие кредитные программы для малого бизнеса в России не востребованы из-за плохой проработки), а также субсидии, гранты, лизинговые программы;
  • маркетинг. Государство на федеральном и региональном уровнях может приложить больше усилий для продвижения товаров из категории «Сделано в России». Если в 2021-2021 годах на этом делали акцент, то сейчас импортозамещение постепенно уходит из информационного поля.

А еще государство должно признать, что политика импортозамещения в действующей ее версии недостаточно эффективна – но это уже вопрос скорее из сферы политики.

Что было хорошего, а что – не очень?

Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие 6 лет (а если считать от старта программы 2021 года – то 8 лет), то правильнее всего будет выразить их так:

  • российские компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта;
  • дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары (те же известные белорусские креветки);
  • потребители в целом оказались в минусе – из-за продовольственного эмбарго цены на продукты выросли, а российские аналоги все еще не достигли уровня качества оригинальных товаров.

Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей – то это безусловный успех, но с точки зрения потребителей – радоваться пока нечему.

Например, по результатам одного из исследований (за 2021 год) оказалось, что россияне каждый год теряли из-за контрсанкций и неудачной политики импортозамещения по 520 миллиардов рублей в постоянных ценах, а выигрывали от этого лишь 75 миллиардов. Соответственно, чистые потери – 445 миллиардов рублей в год. В переводе на конкретных россиян это около 3 тысяч рублей в год.

В некоторых сегментах политика импортозамещения имела критические проблемы. Например, российские власти запретили ввоз в страну некоторых зарубежных лекарств и медицинского оборудования – мотивировав это тем, что в России этих наименований производится достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос.

Однако потом выяснилось, что тысячи человек (преимущественно детей) страдали от заболевания, помочь с которым может только запрещенный препарат. А запрет на ввоз аппаратов ИВЛ создал в период пандемии фактическую монополию одного российского производителя.

В сфере IT все оказалось еще сложнее. Некоторым государственным учреждениям запретили покупку иностранного ПО и оборудования. Но по факту в России просто не производятся нужные наименования, и в результате госорганы вынуждены закупать псевдороссийское оборудование с переклеенными этикетками и пользоваться российскими платными программами, переделанными из зарубежного свободного ПО.

Как считает Мария Ермилова, если оценивать результаты в комплексе, то все окажется не так однозначно:

Тем не менее, политику импортозамещения никто не отменял, да и основные результаты по ней подводить пока рано. Но какие проблемы в ее реализации стали очевидны уже сейчас?

2020: «ростех» и «росатом» – основные интеграторы импортозамещения промышленного по

В конце июля 2020 года Правительство РФ выбрало «Ростех» и «Росатом» основными интеграторами при импортозамещении промышленного софта. Согласно документу, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным, данное соглашение направлено на «снижение существующего критического уровня зависимости российских организаций от поставок зарубежного промышленного программного обеспечения».

Правительство разработает и утвердит дорожную карту проекта и создаст центр компетенций для реализации проектов. Фи­нан­си­ровать но­вую до­рож­ную кар­ту бу­дут из бюд­же­та федерального ­про­ек­та «Циф­ро­вые тех­но­логии» национального проекта «Циф­ро­вая эко­номи­ка».

К 27 июля 2020 года готовы две дорожные карты — «Квантовые вычисления» («Росатом») и «Квантовые коммуникации» (РЖД). Их направили в президиум Правкомиссии по цифровому развитию на утверждение, сообщил ComNews директор по отраслевым направлениям АНО «Цифровая экономика» Павел Христенко.

По его словам, другие дорожные карты находятся на разных стадиях готовности и проходят согласования. Дорожная карта «Новые производственные технологии» разрабатывается и согласовывается «Росатомом» и «Ростехом», затем будет рассмотрена на рабочей группе «Цифровая промышленность» на площадке «Цифровой экономики», добавил он.

В июле Минпромторг РФ провел совещание по поводу импортозамещения промышленного ПО. По словам президента ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, обсуждалась возможность расширения реестра отечественного ПО за счет новых разделов промышленного ПО и привлечения частных компаний к решению задачи импортозамещения в этой сфере.

2021: денис мантуров: программа импортозамещения потребовала 600 млрд рублей инвестиций с 2021 года

18 апреля 2021 года в Москве состоялось итоговое заседание коллегии Минпромторга России “Об основных результатах деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в 2021 году, целях и задачах на 2021 год”.

Представляя результаты деятельности за истекшие шесть лет, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил, что в первые годы отчетного периода основной акцент был сделан на создании фундаментальных основ для развития индустриального потенциала нашей страны.

Особое внимание было уделено активному вовлечению регионов в решение задач индустриального развития. Для этого созданы условия по формированию в субъектах Федерации разветвленной промышленной инфраструктуры. Более чем в 4 раза в сравнении с 2021 годом увеличено количество региональных индустриальных парков.

Сегодня в стране функционирует 110 таких площадок, на территории которых свои мощности разместили свыше 2,5 тыс. российских и иностранных производителей. “Еще более 3 тыс. компаний выпускают высокотехнологичную продукцию в периметре созданных 45 промышленных технопарков”, – подчеркнул Министр.

По информации Дениса Мантурова, для развития кооперационных связей между предприятиями различных регионов формируются промышленные кластеры – 50 таких образований охватывают уже около 1800 предприятий с общей численностью сотрудников свыше 700 тыс. человек.

“Основным инструментом межрегионального партнерства и выравнивания отраслевых балансов должна стать государственная информационная система “Промышленность”. Несмотря на то, что в пилотном режиме она начала работу только 2 года назад, сейчас в ней аккумулирована практически вся номенклатура высокотехнологичной продукции, которую уже производят или планируют к выпуску наши предприятия”, – рассказал глава Минпромторга России.

Среди наиболее значимых инструментов поддержки отраслей промышленности докладчиком названы Фонд развития промышленности (ФРП) и специальные инвестиционные контракты (СПИК). Совокупный бюджет проектов, реализуемых с применением этих механизмов, перешагнул отметку в полтриллиона рублей.

“Механизм региональных СПИКов позволил привлечь в крупные промышленные проекты около 170 млрд рублей. Что касается малого и среднего бизнеса, то основой для стимулирования их инициатив становятся региональные ФРП – их сформировали уже более половины субъектов Федерации”, – акцентировал внимание участников заседания коллегии Денис Мантуров.

Принятые меры позволили оперативно реализовать задачу ускоренного импортозамещения. Всего с 2021 года в создание российских аналогов иностранной продукции проинвестировано свыше 600 млрд рублей, из них 120 млрд – это государственные средства. По всей стране развернуто около 1200 проектов импортозамещения, треть из которых уже вышла на стадию серийного производства.

Дополнительный анализ:  Ключевые события вторника в РФ и мире - Sber CIB - ИА "Финмаркет"

“Для использования всех резервов внутреннего спроса мы усилили борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции. Формируется система сквозной прослеживаемости товаров на пути от производителя до потребителя. Ключевой инструмент в этой части – маркировка продукции. В ряде отраслей она уже используется, а к 2024 году, по поручению Председателя Правительства, должна быть распространена на все основные товарные группы”, – заявил Министр.

Зачистка от контрафакта ведется параллельно созданию благоприятных условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции. Для этого за шесть лет актуализировано и разработано более 8,5 тысяч национальных стандартов, гармонизированных с международными.

Создана комплексная инфраструктура поддержки экспорта. Она включает 17 различных субсидий, которые уже дали ощутимый результат в виде роста несырьевого неэнергетического экспорта. Увеличение объема внешних поставок происходит во всех без исключения гражданских отраслях российской промышленности.

Оценивая ситуацию с развитием внутренней торговли, глава Минпромторга России сообщил, что этот сектор экономики формирует около 16% ВВП.

“Мы принципиально изменили подход к регулированию этой сферы, пойдя по пути либерализации и максимального высвобождения частной инициативы. Выстроен эффективный диалог между поставщиками и торговыми сетями. Выполнено сопряжение интересов крупного ритейла, мелкой розницы и малых производителей. Все это позволило за шесть лет увеличить количество объектов розницы на 11%, а обеспеченность населения торговыми площадями более чем в 1,5 раза. Изначально мягкое регулирование интернет-торговли позволило наращивать ее опережающими темпами. С 2021 года этот сегмент прибавил свыше 80%, достигнув 1,1 трлн рублей”, – подчеркнул Денис Мантуров.

Минпромторг России продолжит расширять каналы доставки товаров от производителя до потребителя. К настоящему времени подготовлен законопроект, направленный на развитие нестационарной и мобильной торговли, в регионах формируется полноценный стрит-ритейл.

Выступая на заседании коллегии, Вице-премьер Дмитрий Рогозин отдельно остановился на деятельности Министерства в ОПК и авиастроении. В качестве прорывного направления им названа программа по созданию нового российского самолета МС-21.

“За этим самолетом огромное будущее, потому что он является родоначальником целого семейства среднемагистральных самолетов”, – отметил спикер. По словам Вице-премьера, отечественные авиастроители никогда не могли примириться с тем, что российское небо заполнено самолетами американского и европейского производства.

2021: власти утвердили дорожную карту импортозамещения российской промышленности до 2024 года

28 июля 2021 года стало известно о том, что власти утвердили роадмап, согласно которому 60% программ, используемых российскойпромышленностью, к 2024 г. должны быть отечественными. Это касается, в том числе, систем CRM и ERP.

На запрос CNews о целях, которые преследует созданная «дорожная карта», представители Минцифры России сообщили, что к ним относятся «развитие промышленного ПО и стимулирование его внедрения на предприятиях промышленности (вне зависимости от доли государственного участия)».

Представители аппарата российского вице-премьера Дмитрия Чернышенко заявили CNews, что дорожная карта «Новые производственные технологии» «предлагает рынку безболезненный план перехода на отечественное ПО, которое способно заменить зарубежные разработки и сделать предприятие независимым от внешних решений».

«Дорожная карта» нацелена в первую очередь на крупный российский бизнес. В качестве потенциальных потребителей российского промышленного ПО документ называет, помимо прочих, «Алмаз-антей» и «Роскосмос». В списке также есть и оператор «Ростелеком».

По данным «Ведомостей», основная цель утвержденной «дорожной карты» заключается в повышении независимости отечественной промышленности от иностранного программного обеспечения. В документе указано, что к 2024 г. индекс независимости данного сектора от зарубежного софта должен достичь 60%. Для сравнения, по итогам 2020 г. этот показатель находился лишь на уровне 10%.

Данная цель означает, что за оставшиеся два с половиной года отечественные разработчики ПО будут должны обеспечить покрытие 60% потребностей российских промышленных компаний в используемом ими программном обеспечении. Один из источников издания привел в пример российские заводы и фабрики, на которых на июль 2021 года насчитывается около 900 тыс. рабочих мест с российским ПО. По его словам, к 2024 г. их должно быть в пределах 1,35 млн по всей стране.

Представитель «Ростеха» сообщил, что конкурсный отбор проектов по разработке и внедрению российского промышленного софта начнется в 2021 г. С его слов, он будет проходить в рамках Российского фонда развития информационных технологий.

Достижение целей, установленных в подготовленной «дорожной карте», не обойдется без масштабных финансовых вливаний. По информации издания, бюджет всех предусмотренных документом мероприятий находится на отметке 17,7 млрд руб., но лишь 8,7 млрд руб. из этой суммы выделит федеральный бюджет.

Еще 9 млрд руб. предоставят различные внебюджетные источники. Например, авторы «дорожной карты» «Ростех» и «Росатом» выделят 754 млн руб.

Деньги будут выделены под различные нужды, в том числе и на подготовку специалистов по внедрению и эксплуатации российского промышленного ПО. Часть средств, пишут «Ведомости», будет направлена на «создание полигона для тестирования решений, создание распределенной сети испытательных лабораторий верификации, валидации и апробации промышленного программного обеспечения[1].

Аналитики: импортозамещение продуктов питания в россии провалено

Талибы (террористическое движение «Талибан» запрещено в России) находятся в 50 километрах от Кабула, они уже обесточили город, заявил президент работающей в Афганистане итальянской гуманитарной организации Pangea Лука Ло Прести.

Ло Прести сообщил, что в Кабуле остаются 22 сотрудника организации, которые помогают «тысячам местных жителей», в основном женщинам и детям. Поддержка касается медицины, микрокредитования и детского образования, передает РИА «Новости».

«Мы очень волнуемся, потому что талибы находятся в 50 километрах от Кабула. Этим утром они перерезали кабели со светом, город оказался почти в изоляции», – сказал он.

По его словам, работники НПО остаются без возможности подзарядить телефон, поэтому масштабы отключения пока неясны. В данный момент Ло Прести, находящийся в Италии, пытается найти способы обеспечить безопасность своего персонала и понять, как можно будет продолжить работу по поддержке населения.

«Афганистан мы не оставим. Последнее, что мы от них получили утром, перед тем, как телефоны разрядились, что они хотят продолжить работу», – сказал глава Pangea.

Он считает взятие Кабула неминуемым, поскольку наступление «Талибана», по его мнению, «невозможно затормозить».

«Мир прячется за позором военного поражения», – сказал он, добавив, что намерен обсудить с правительством Италии вопрос оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению Афганистана.

Между тем представитель «Талибана» Забиулла Муджахид сообщил, что боевики захватили город Фирузкух – столицу афганской провинции Гор в центральной части Афганистана. Под контроль талибов перешли, в частности, губернаторский дворец, полицейский участок и другие государственные учреждения.

Глава провинциального совета Фазел Хак Эхзан заявил The Associated Press, что боевики вошли в Фирузкух, в городе идут бои.

Официальный представитель Всемирной продовольственной программы ООН Томсон Пири заявил, что ситуация в Афганистане становится все более непредсказуемой и имеет все признаки гуманитарной катастрофы, но худшее еще впереди и «самая большая волна голода быстро приближается».

«Не секрет, что ситуация ухудшилась и становится все более непредсказуемой. Конфликт начал разворачиваться быстрее, чем мы предполагали», – добавил он.

В данный момент, по его словам, каждый третий житель Афганистана не знает, что будет есть завтра, а 2 млн детей необходимо дополнительное питание. При этом после второй волны засухи за год урожай прогнозируется меньше обычного.

В этой связи Программа в два раза увеличила свой план по Афганистану и рассчитывает к декабрю предоставлять продовольственную помощь 9 млн человек. Для этого Программа призывает доноров выделить дополнительно 200 млн долларов.

Ранее стало известно, что США отправляют в Кабул 3 тыс. военных для эвакуации посольства, которое будет сокращено до минимума, ограничившись только «основным дипломатическим присутствием». 

Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заявил, что для оказания помощи в эвакуации на место будут направлены два батальона морской пехоты США и один – из сухопутных сил США. Они прибудут в Афганистан в течение ближайших двух суток. Кроме того, в Кабул направили британский и канадский спецназ, их задача – обеспечить безопасность посольств при возможной эвакуации.

Дополнительный анализ:  Альтернативное питание: рынок и тренды

Американская разведка считает, что с нынешними темпами продвижения «Талибан» уже через месяц захватит Кабул. Такая перспектива заставляет волноваться администрацию президента США Джо Байдена.

Глава МИД России Сергей Лавров констатировал провал миссии США в Афганистане. Он также указал на стремительную деградацию ситуации в республике.

При этом Джо Байден призвал не сравнивать уход США из Афганистана и Вьетнама. Сенатор Алексей Пушков заявил об очевидности поражения США в Афганистане всему миру.

Политолог Дмитрий Дробницкий сравнил в комментарии газете ВЗГЛЯД позорное бегство США из Афганистана с эвакуацией из Сайгона.

Газета ВЗГЛЯД писала о том, как под боком у России создается террористическое государство.

Документы

План перехода на отечественное ПО, в оригинале – «…план мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемых государственной компанией…».

План должен содержать:

  • список организационно-технических мероприятий;
  • сведения о планируемых финансовых ресурсах с указанием сроков, объемов и источников финансирования, необходимых для эффективной реализации;
  • целевые показатели эффективности (в соответствии с таблицей, прилагаемой к приказу);
  • полную инвентаризацию и описание всех программных средств (прикладное ПО, системы, утилиты, драйверы — вообще, всё);
  • характеристики используемого импортного ПО;
  • список замещающего ПО — кандидатов на замещение импортного ПО (личная рекомендация — на каждого импортного выбирать несколько наших, по основным параметрам и характеристикам ПО может подходить на замену, но при внедрении могут вскрыться неприятные тонкости, поэтому иметь план Б всегда хорошо);
  • анализ амортизации железа и возможность его использования с ПО из реестров;
  • требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам/типам программного обеспечения;
  • перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения;
  • функциональная классификация АРМ (автоматизированных рабочих мест);
  • функциональные, технические и эксплуатационные требования к АРМ;
  • оценка требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения;
  • план мероприятий по организации перехода на преимущественное использование отечественного ПО.

Да, кстати, в пункте 22 намекают, что при планировании можете оперировать какими хотите показателями, но приёмка будет только в числовом и процентном выражении.

Закупки по квотам

Закупки иностранной продукции уже ограничены. Государству запрещено покупать некоторые импортные товары (одежду, обувь, мебель, станки, автомобили, локомотивы и проч.). Покупка других иностранных товаров ограничена правилом «третий лишний»: их не допустят до торгов, если в закупке участвует продукция двух российских производителей (канцтовары, удобрения, радиаторы, музыкальные инструменты и проч., так же закупаются лекарства, медизделия). Если товар не входит ни в один из этих списков, то отечественная продукция часто пользуется ценовой преференцией: цена контракта с поставщиком импортного товара будет снижена на 15% по сравнению с предложенной.

Минпромторг разработал и внес в правительство проекты поправок в законы о закупках государства и госкомпаний, которые должны дополнительно поддержать российских производителей, сообщил представитель министерства. Предлагается утвердить перечень продукции, часть которой нужно закупать у них. Еще в ноябре Минпромторг предлагал включить в такой перечень лекарства (антибиотики, для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и проч.) и перевязочные материалы, программное обеспечение и компьютеры, йод, взрывчатку, вагоны и др. Сейчас особенно важно направлять государственные ресурсы на поддержку российских производителей, убежден представитель Минпромторга, а при предоставлении госкомпаниям и госкорпорациям поддержки государство имеет право требовать приоритетной закупки отечественных товаров.

Заместить непросто

Представитель РЖД не стал комментировать возможное введение квот, но рассказал, что в 2021 г. купила российских товаров, работ или услуг на 1,2 трлн руб., или 95,4% от всего заказа. В I квартале 2020 г. – на 838,6 млрд руб., или 98% от всех закупок. «Автодор» пока не ведет подсчет доли российских товаров в закупках, так как госкомпания в основном не закупает продукцию, а заключает договоры на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, пояснил представитель. «Почта России» тоже не ведет статистику российских закупок.

Чтобы поддержать экономику, в первую очередь нужно поддерживать экспорт (план предусматривает к концу 2021 г. рост несырьевого неэнергетического экспорта минимум на 5%), говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Нужно искать источники роста экспорта, а для этого иногда приходится сначала нарастить импорт, например комплектующих, предупреждает Миронов. Он не поддерживает квотирование отечественных закупок, кроме тех, которые нужны для безопасности – лекарства, продукция ОПК, например. Квоты могут привести к монополизации рынка и, как следствие, снижению качества продукции, опасается Миронов.

Импортозамещение электроники в россии сравнили с имитацией

Подготовленный Минпромторгом законопроект, регулирующий импортозамещение в области радиоэлектронной продукции, приведет в случае его принятия только к имитации процесса. Об этом со ссылкой на участников рынка пишет РБК.

Так разработчики отреагировали на идею ввести балльную систему оценки продукции, которая претендует на статус называться российской. Этот статус позволяет участвовать в определенных закупках госорганов, госкомпаний и структур, обеспечивающих оборону и безопасность. В рамках такого подхода предлагается перенести на 2023 год срок обязательного использования отечественных процессоров в технике, которая считается российской.

В дальнейшем компании, в продукции которых используются российские процессоры, будут получать баллы. Дополнительно баллы наберут те, кто тратит на производство и разработку процессоров не менее 250 миллионов рублей.

Глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский указал, что «российской» в результате в период до декабря 2023 года станет техника, изготовлена на основе импортных процессоров и системных плат.

Период имеет критическое значение, так как именно в эти годы должны заключаться крупные соглашения о поставках, начаться основной объем закупок систем хранения данных в рамках «закона Яровой».

По мнению Покровского, крупные компании без собственных разработок смогут показывать отчеты об инвестициях и получать доступ к рынку. Все это девальвирует десятки миллиардов рублей, вложенные разработку и внедрение отечественных процессоров. В свою очередь, гендиректор компании «Промобит» Максим Копосов не исключил, что отдельные производители начнут добавлять в свою продукцию необязательные, с точки зрения функционала, платы. Таким образом, они получат нужные баллы и смогут поставлять продукцию, основанную на иностранных комплектующих, под видом российской.

Комментарии представителя Минпромторга говорят о том, что ведомство не учтет большинство замечаний к законопроекту. По их мнению, балльная система будет стимулировать производителей выпускать все больше электронных комплектующих в России, а в нынешнем состоянии производителям выгодно завышать затраты на использование российских разработок.

Ранее сообщалось, что для российских банков заметно ослабили условия перехода на российский софт, после полугода обсуждений они сумели снять самые жесткие требования. Существенных послаблений хочет для себя и «Газпром». В марте глава компании Алексей Миллер предупредил, что «Газпром» ждут большие проблемы в случае перехода на российское ПО на общих основаниях.

Насколько все получилось?

Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру.

На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.

Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.

Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:

20212021202120212021202120212021202120212020
Мясо крупного рогатого скота (свежее)220190178199185203195205227242248
Свинина (свежая)75581594212321438165519472171241524912788
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы27743028340536103979434044644839487748404768
Изделия колбасные24392486253325022475244524362259228222822361
Рыба живая, свежая или охлажденная11511395139914611168117613419661001954968
Филе рыбное мороженое71,786,294,3108110123141146155163174
Замороженные овощи и фрукты24,538,440,245,345,855,471,762,655,983,7100
Фрукты, ягоды и орехи сушеные3,53,84,110,11212,21115,616,822,224,7
Молоко49444926526753865349544955695390545754255514
Сливки80,683,495,2103115121125133150163188
Творог377383396371387416410486501469491
Масло сливочное210217214225250256251270267269282
Сыры и продукты сырные437432451435499589605464467540566
Продукты кисломолочные23882318243025212520244524922896281927932751

А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).

Дополнительный анализ:  МВФ запретил России тратить накопленные ею резервы на развитие - Статьи - Экономика - Свободная Пресса

Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:

  • импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
  • растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
  • производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
  • производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.

С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.

Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.

На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).

Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:

Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.

С чего начать


В первую очередь мы с командой в

, конечно, внимательно изучаем сам приказ. Признаюсь, мне потребовалось перечитать его N раз для того, чтобы хоть сколько-то разобраться в том, что же хотят от наших заказчиков.

Первыми неявными определениями для меня стали определения импортного ПО, данные в пунктах 4 и 5 приказа. Если упростить, то весь софт, не вошедший в Единый реестр российского ПО и Единый реестр евразийского ПО (дальше буду называть их «реестры»), считается импортным.

Исключением является только ПО, разработанное, произведённое и распространяемое российской компанией, в том числе ПО, разработанное непосредственно по вашему заказу сторонней организацией, или ПО самостоятельной разработки (во всех случаях нужны доказательства, а лучше внесение в один из реестров).

Далее в пунктах 6-8 даются определения офисного ПО и ссылка на таблицу, которая содержит список классов ПО, подлежащих замещению. Не стану приводить её в тексте, дабы не засорять контент. Скажу лишь две вещи.

Во-первых, если вы не смогли определить место ПО в таблице, спросите у регулятора – Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. (Это очень отзывчивые и понимающие люди, готовые помочь разобраться со сложными ситуациями).

Во-вторых, офисный софт делится на две категории. В первой — коэффициент импортозамещения рассчитывается по количеству используемых копий ПО, например, браузер. Вторая относится к информационным системам или подсистемам, и вся ИС, включая клиенты, серверные и клиентские компоненты считается как единица, детально варианты расчёта будут рассмотрены далее в статье.

Коротко о пунктах 9-12. Рекомендуется (на самом деле, это обязательно) планировать всё в соответствии с требованиями приказа, назначить ответственное лицо, занимающее должность, не ниже определённой, изменить свои планы развития и стремиться к импортозамещению, переходить только на ПО, соответствующее пунктам 4-5 приказа.

Пункт 13 — если используете облака, то будьте добры использовать аналоги российского происхождения, но если решили, что российское «не катит», и ваш «иной» облачный продукт соответствует требованиям РФ, то используйте дальше, ответственности не будет.

Пункт 14 — разобраться в предоставленной классификации, на мой взгляд, не способен никто. Куда проще по аналогу из реестров найти свой класс/тип или обратиться к регулятору. Сэкономите время и нервы.

Пункты 15-16 — использовать только ПО, входящее в реестры. Например, если собираетесь использовать «Альт Рабочая станция» или RELS, то всё ПО, входящее в репозиторий, должно быть отдельно включено в реестры. Иначе не считается.

Далее последует подготовка документации в соответствии с рекомендациями приказа. По информации, полученной от регулятора, принимающего результаты работы в рамках рассматриваемого приказа, вся рекомендуемая документация является обязательной к подготовке. Тут много копипасты, но исключительно в благих целях.

Заключение

А в заключение хочу обозначить ключевые выводы, которые нам удалось сделать, поработав с импортозамещением, и показать общий подход, сформированный на фоне завершённых проектов.

  • Импортозамещение — это существенные изменения, большой проект и как к любым изменениям, к нему нужно быть готовым.
  • Подготовка к импортозамещению — не самая простая задача, но предоставленные для её решения инструменты не так уж плохи, если в них разобраться, и я надеюсь, что информация из этой статьи поможет вам в этом. 
  • В зависимости от размеров инфраструктуры и количества уникальных ИС подготовка может занимать от нескольких недель до полугода.
  • Выполнять импортозамещение необходимо итеративно, в противном случае — не избежать потерь.
  • Продолжать использовать импортное ПО возможно, но для этого нужны весомые и объективные причины.
  • Существует масса высококачественных ИТ-продуктов российской разработки, о которых вам может быть неизвестно, но они вполне способны конкурировать с брендовыми зарубежными решениями.
  • Свободное ПО часто оказывается отличной альтернативой использованию известных решений. Их внедрение и поддержка обходятся куда дешевле, чем лицензии зарубежных брендовых ИС.

Подход, пожалуй, не сильно отличается от внедрения любого комплексного решения, но ключевыми этапами здесь будут не только выбор целевых решений, но ещё инвентаризация и классификация ПО в соответствии с требованиями приказа. Причем важен порядок действий:

  1. Инвентаризация пользовательского и системного ПО
  2. Классификация систем и ПО в соответствии с требованиями приказа
  3. Определение списка приоритетных для замещения систем 
  4. Подбор нескольких вариантов замещающего ПО для приоритетных систем
  5. Проработка ТЗ и плана по пилотированию замещения
  6. Пилотное замещение
  7. Оценка эффективности замещения на основании результатов пилота
  8. Проработка ЧТЗ и документации в соответствии с приказом для боевого замещения приоритетных систем
  9. Замещение боевых систем
  10. Подготовка документации в соответствии с требованиями приказа

Спасибо за то, что нашли время для моего текста. Буду рад вопросам комментариях.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий