- Причины налоговых споров
- Как проходит процедура досудебного урегулирования налоговых споров?
- С какими проблемами можно столкнуться в ходе досудебного урегулирования налоговых споров?
- Перспективы досудебного урегулирования споров
- Виды налоговых споров
- Налоговые судебные споры
- Что понимают под термином «налоговые споры»?
- Досудебное урегулирование налоговых споров
Причины налоговых споров
Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.
- незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
- незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
- взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
- возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
- возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.
Досудебные способы урегулирования спора Претензионный порядок урегулирования спора
Досудебный порядок урегулирования спора — — предшествующая судебному разбирательству процедура урегулирования конфликта между сторонами, осуществляемая преимущественно самими сторонами. Цель: урегулировать конфликт самостоятельно во избежание затратной для сторон и длительной судебной процедуры
Виды досудебного порядка урегулирования спора: Переговоры Претензионный порядок (п. 2 ст. 148 АПК РФ)
Претензионный порядок Добровольный (факультативный) Обязательный В силу законаВ силу договора
Добровольный (факультативный) претензионный порядок: В случаях, когда обязательность соблюдения претензионного порядка для сторон не предусмотрена ни законом, ни договором; Применяется на усмотрение сторон, желающих избежать судебной процедуры Порядок соблюдения – аналогичен обязательному претензионному порядку Его несоблюдение не препятствует обращению в суд, а соблюдение может не подтверждаться истцом при обращении в суд
Обязательный претензионный порядок: — обязателен для сторон в силу специального указания на то в федеральном законе и (или) в договоре А) В случае прямого указания в ФЗ: — норма ФЗ должна быть сформулирована четко и определенно:
ч. 2 ст. 452 ГК РФ «Порядок изменения и расторжения договора»: «Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок».
ст. 797 ГК «Претензии и иски по перевозкам грузов»: 1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. 2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Б) В силу указания в договоре: — заключенный между сторонами договор должен содержать четко определенную запись об установлении такого порядка Например: «Все споры, возникающие из настоящего договора, разрешаются сторонами в претензионном порядке, а при недостижении соглашения – в арбитражном суде»
Порядок соблюдения претензионного порядка: — соблюдается путем направления другой стороне(ам) конфликта ПРЕТЕНЗИИ Законодательные требования к форме и содержанию претензии – отсутствуют. Из сложившейся практики: всегда ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ: Стороны конфликта, их место нахождения либо жительства; Суть конфликта: из какого договора он возник, какое право нарушено, какая обязанность неисполнена; Какие суммы/имущество истребуются; На основании чего истребуются (ссылка на закон, договор);
Содержание претензии: Срок, в течение которого должен быть дан ответ; Указание на то, что в случае неполучения ответа и неисполнения требования, сторона «будет вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав с последующим возложением на ответчика судебных расходов»
При подаче искового заявления: На соблюдение претензионного порядка истец указывает в исковом заявлении и прилагает документы, подтверждающие такое соблюдение: — копию претензии и почтовую квитанцию о направлении претензии ответчику либо почтовое уведомление о вручении; — копию претензии с отметкой о ее получении ответчиком
Последствия несоблюдения обязательного претензионного порядка: Является основанием для оставления искового заявления без движения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ), а при неустранении недостатков – для возвращения искового заявления (ст. 129 АПК) ( ст. 135 ГПК РФ – это основание для возвращения искового заявления)
Исключение: «3-и лица, заявляющие самостоятельные требования, не несут обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено ФЗ или договором» (ст. 50 АПК РФ)
Значение досудебного порядка урегулирования спора: дает сторонам возможность самостоятельно, без длительной и затратной судебной процедуры урегулировать возникший конфликт, сохранить партнерские деловые отношения
Досудебный порядок примирительные процедуры Досудебный порядок – используется сторонами ДО обращения в суд Примирительные процедуры – всегда при уже возбужденном процессе, их результаты, как правило, подлежат утверждению судом
Налоговые споры – это то, с чем сталкивается рано или поздно любой бизнес. Несправедливо доначисленные налоги, необоснованный штраф или нарушения во время проведения проверки– все это может стать причиной конфликта с ФНС. Для решения возникшего спора применяется два способа – досудебный и обращение в арбитражный суд. В данной статье мы поговорим про первый из них: куда обращаться, как повысить свои шансы на положительное решение по делу, обязательно ли досудебное урегулирование, а также каковы перспективы досудебного урегулирования налоговых споров.
Как проходит процедура досудебного урегулирования налоговых споров?
Процесс досудебного урегулирования налоговых конфликтов прописан в законодательстве (в частности, в Налоговом кодексе) и состоит из таких этапов:
- изучение требований налоговой и формирование дальнейшего плана действий – вначале нужно ознакомиться с тем, что от вас требует ФНС, проверить законность требований (например, штраф или доначисление налогов далеко не всегда имеют законные основания), после чего спланировать, что и как дальше делать. На этом этапе рекомендуется привлечь к разрешению спора налогового юриста, который окажет важные консультации и подскажет оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации;
- подготовка обоснований для жалобы – обжаловать решение налоговой имеет смысл только в том случае, если есть достаточные основания для этого. В качестве таких оснований может выступать нарушение порядка проведения проверки, ошибки в расчетах налогов, неправильно оформленные документы, превышение сотрудниками ФНС своих должностных полномочий, привлечение неквалифицированных экспертов и т. д. Все основания должны быть тщательно задокументированы, к ним желательно прикрепить ссылки на нормы законы, которые были нарушены;
- подача жалобы на рассмотрение – обычно документы об оспаривании решения налоговой подаются в то же отделение ФНС, которое его и вынесло. Исключение составляют ситуации, когда жалоба подается повторно, после отказа в удовлетворении – в этом случае адресатом является вышестоящая инстанция – региональное отделение ФНС. Подать жалобу можно по почте заказным письмом, по интернету через кабинет налогоплательщика или передать лично;
- получение решения по жалобе – в течение установленного законом срока (обычно речь идет о 10 днях, реже – до 30 дней) заявитель получает от налоговой письменный ответ. В нем указывается решение комиссии по обжалованию, стоит ли удовлетворять требования или нет. В случае отказа указывается конкретные причины, почему было принято такое решение.
Важно отметить, что без обращения в ФНС с жалобой невозможно подать иск в суд – норма об обязательном досудебном урегулировании налоговых споров действует для всех субъектов предпринимательской деятельности.
С какими проблемами можно столкнуться в ходе досудебного урегулирования налоговых споров?
Досудебное решение споров не всегда проходит легко, иногда можно столкнуться со сложностями и проблемами. Они мешают быстрому и эффективному урегулированию конфликта, и нужно быть готовым к тому, что придётся столкнуться с некоторыми из них и знать, как действовать в подобных ситуациях.
Вот наиболее распространенные проблемы досудебного урегулирования налоговых споров:
- жалобу не приняли к рассмотрению – отказ в рассмотрении жалобы встречается очень часто. Справедливости ради, нужно отметить, что зачастую вина за это лежит на заявителе: пропущены сроки обжалования, текст жалобы не соответствует требуемому, не поданы необходимые документы и т. д. Однако бывает и так, что все требования соблюдены, но ФНС все равно отказывает в рассмотрении по формальным поводам. В таких ситуациях можно обращаться с жалобой повторно, устранив недочёты, или же обратиться в вышестоящую инстанцию;
- жалобу рассмотрели поверхностно и вернули «отписку» – к сожалению, такие ситуации также не редкость, особенно когда речь идет о рассмотрении жалоб на действия/бездействие сотрудников того же органа, где и обжалуется решение. Это и понятно, ведь если жалобу удовлетворить, придётся признать, что сотрудники отделения ФНС допустили в своей работе ошибки и нарушения, а значит, придется наказать своих подчиненных. Потому заявитель получает отписку, что нарушений не было обнаружено. Выход из ситуации – подача жалобы в вышестоящий орган или обращение в арбитражный суд;
Перспективы досудебного урегулирования споров
При грамотном подходе к обжалованию досудебное урегулирование налогового спора может быть очень эффективным. В случае, если жалоба будет удовлетворена, конфликт на этом исчерпывается, ведь устраняется его причина. Но случаи, когда требования заявителя удовлетворяются в полном объеме, достаточно редкие. Намного чаще можно встретить ситуацию, когда налоговая хоть и идет навстречу, но удовлетворяет лишь часть требований, которые касаются явных нарушений. Например, если оспаривается наложенный штраф, апелляция может его не отменить полностью, как того хотел налогоплательщик, а лишь уменьшить сумму.
Иногда такой компромисс устраивает заявителя, и конфликт на этом исчерпывается. Если же решение комиссии по обжалованию не устраивает, можно обращаться с исковым заявлением в арбитражный суд: после получения ответа на жалобу снимаются все ограничения на судебное обжалование. В любом случае, досудебный порядок урегулирования споров с налоговой – это достаточно эффективный и действенный способ по устранению конфликтных ситуаций.
Если вас по каким-либо причинам не устраивает решение или постановление налоговой, вы имеете право его обжаловать. Один из способов урегулирования конфликта – подача жалобы на действия налоговой. Досудебное урегулирование – это не только требование законодательства перед обращением в суд, но и само по себе достаточное эффективное средство решения споров. Однако нужно помнить, что добиться успеха можно лишь в том случае, если заручиться поддержкой грамотного адвоката по налоговым вопросам.
Арбитражные дела по корпоративным спорам
Юридическое сопровождение в арбитражном суде
Взыскание задолженности по договору займа
Защита интересов в арбитражном суде
B E I T E N B U R K H A R D T I n t e r n a t i o n a l L a w F i r m Технологии досудебного урегулирования коммерческих споров Конференция «Актуальные вопросы законодательства в 2009 году» Елена Сапегина Санкт-Петербург, 26 февраля 2009 года
2 Общая характеристика досудебного урегулирования споров Способы досудебного урегулирования споров Правовые аспекты досудебного урегулирования споров О фирме Контакты Содержание
4 Досудебное урегулирование споров – самостоятельное решение сторонами спорных ситуаций без участия в судебных процедурах Не исключают последующего обращения в суд (за некоторыми исключениями) Обязательный и необязательный порядок досудебного урегулирования споров Обязательный – устанавливается законом или договором и обязателен перед обращением в суд Необязательный – способ и порядок разрешения спора выбирается сторонами по взаимному соглашению Возможно сочетание нескольких способов досудебного урегулирования споров Проведение досудебного урегулирования целесообразно, когда стороны заинтересованы в сохранении деловых / партнерских отношений в будущем Общая характеристика досудебного урегулирования споров
7 Письменная процедура урегулирования спора между его сторонами Более формализованный способ разрешения возникших споров Предполагает (1) предъявление требования одной стороной спора и (2) получение ответа на нее от другой стороны спора в установленные сроки Результатом урегулирования спора путем направления претензии являются: Получение ответа от стороны, которой адресована претензия: — об удовлетворении претензии или — об отказе в удовлетворении претензии Неполучение ответа в течение установленного срока Претензионный порядок (1)
8 В соглашении сторон об урегулировании споров в претензионном порядке важно предусмотреть следующие основные условия: Прямое указание на необходимость разрешения споров в претензионном порядке Срок подачи претензии Срок рассмотрения претензии и направления ответа Также рекомендуется указать: Споры, к которым применим претензионный порядок Содержание претензии и ответа на нее, требования к форме прилагаемых документов Требования к порядку направления претензии и ответа на нее Претензионный порядок (2)
9 Наиболее типичные ошибки при составлении претензии: Отсутствие ссылки на договор, в рамках которого предъявляется претензия Отсутствие указания на обстоятельства, которые явились основанием для направления претензии, или подтверждающих документов Отсутствие в претензии четко сформулированного требования Претензия подписана неуполномоченным лицом Не зафиксирован факт направления претензии Претензионный порядок (3)
10 Урегулирование спора на основе переговоров сторон с участием независимого посредника (примирителя) В соглашении о примирительной процедуре рекомендуется предусматривать: Требования к посреднику (примирителю), порядок его избрания / назначения Сроки и место проведения процедуры Порядок начала и завершения процедуры Распределение расходов между сторонами либо делать ссылку на согласительный регламент / правила организации, оказывающей примирительные услуги Результатом примирительной процедуры могут быть: Мировое соглашение сторон Отказ от дальнейшего проведения процедуры по инициативе стороны или посредника (примирителя) Примирительная процедура (медиация)
11 Переговоры с участием посредника (facilitated negotiation или facilitation) Примирение (conciliation) Независимое разрешение спора (adjudication) Независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела (neutral expert fact finding) Мини-процесс (mini-trial) Комиссии по рассмотрению споров (dispute review boards) Иные способы Иные способы досудебного урегулирования споров
13 Общее указание в договоре на необходимость досудебного разрешения споров между его сторонами, как правило, не признается соглашением сторон об установлении обязательного досудебного порядка урегулирования споров Процессуальные последствия нарушения обязательного досудебного порядка разрешения спора: Спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда только после соблюдения досудебного порядка решения спора В случае несоблюдения такой процедуры арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения, а затем либо возвращает без рассмотрения Отнесение судебных расходов на лицо, нарушившее досудебный порядок урегулирования спора (независимо от результатов рассмотрения дела) Признание претензии или иные действия по признанию долга в рамках досудебного урегулирования могут быть основанием перерыва срока исковой давности, после чего течение срока исковой давности начинается заново Правовые аспекты досудебного урегулирования споров
15 Цифры в скобках отражают число юристов в каждом из офисов Санкт-Петербург (12) Москва (37) Пекин (6) Варшава (27) Брюссель (6) Шанхай (7) Киев (33) Гонконг (5) Берлин (43) Дюссельдорф (27) Франкфурт (50) Нюрнберг (20) Мюнхен (50) Байтен Буркхардт
16 Рабочие группы 5 рабочих групп оказывают своим клиентам комплексное юридическое консультирование. Специалисты рабочих групп тесно сотрудничают с коллегами из других офисов фирмы как на региональном, так и на международном уровнях. НЕДВИЖИМОСТЬ КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ГОСЗАКУПКИ ИТ / ИС / МЕДИА Байтен Буркхардт
17 Практика БАЙТЕН БУРКХАРДТ в России включает в себя офисы в Москве (с 1992 г.) и Санкт-Петербурге (с 1996 г.) Основными направлениями деятельности БАЙТЕН БУРКХАРДТ в России являются: корпоративное и коммерческое право; M&A; сделки с недвижимостью; законодательство в сфере информационных технологий и масс-медиа; законодательство в сфере интеллектуальной собственности; трудовое и административное право; банковское и финансовое право; налоговое законодательство. Российская практика
18 Офис БАЙТЕН БУРКХАРДТ в Санкт-Петербурге был основан в 1996 году для оказания услуг в рамках Северо-Западного региона РФ, имеющего особое значение как с географической, так и с экономической точек зрения Специалисты офиса имеют опыт реализации как международных, так и региональных инвестиционных проектов (преимущественно проекты в области недвижимости и промышленные проекты / greenfield & brownfield) К основным направлениям деятельности офиса относятся: — корпоративное и коммерческое право; — промышленные инвестиции и инвестиции в сфере недвижимости; — сделки M&A; — налоговое право; — финансовое право; — трудовое право. Байтен Буркхардт в Санкт-Петербурге
19 На протяжении последних лет Байтен Буркхардт ежегодно публикует серии аналитических материалов, посвященных обзору основных юридических вопросов, касающихся условий инвестирования в российскую экономику Материалы представлены в виде брошюр и статей / аналитических обзоров Актуальные версии указанных материалов в электронном виде доступны по адресу: Публикации
20 Перечень брошюр, подготовленных специалистами фирмы, включает в себя: Инвестиции в России (выпуск: , 2008 гг.) Инвестиции в недвижимость в России (выпуск: , 2008 гг.) Трудовое право в России (выпуск: 2005, гг.) Инвестиционный климат Санкт-Петербурга (выпуск 2008, 2009гг.) Инвестиции в различные республики и области Северо-Западного региона России (выпуск: гг.) Публикации
22 Контакты ул. Парадная д.7, Санкт-Петербург, Россия Тел: , Факс: Елена Сапегина Юрист
Благодарю за внимание!
Виды налоговых споров
Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:
- стороне-инициатору;
- предмету обжалования;
- содержанию требований;
- порядку рассмотрения.
В зависимости от инициатора спора выделяют:
- споры от имени налогоплательщиков;
- споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
- споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.
По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц.
По стадиям рассмотрения все споры делятся на:
- досудебные;
- судебные.
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ ВЫБОР ГРАМОТНОГО И СОВРЕМЕННОГО
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Инспекция федеральной налоговой службы
по Дзержинскому району г. Оренбурга
доводит до сведения налогоплательщиков :
Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть
подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или
должно было узнать о нарушении своих прав.
Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в
порядке статьи 101 Кодекса, может быть подана до дня
вступления в силу обжалуемого решения.
В случае пропуска по уважительной причине срока
подачи жалобы, этот срок может быть восстановлен
вышестоящим налоговым органом.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в
вышестоящий налоговый орган через налоговый орган,
акты ненормативного характера, действия или бездействие
должностных лиц которого обжалуются.
Ненормативные акты инспекции, а также действия и
бездействие ее должностных лиц могут быть обжалованы
только в вышестоящем налоговом органе.
Обращаем внимание, что досудебное урегулирование
налоговых споров является важным и эффективным
механизмом, позволяющим в досудебном порядке, c
объективной и всесторонней оценкой всех обстоятельств
дела, бесплатно, в короткие сроки, цивилизованным
способом разрешить возникшую спорную ситуацию.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга
Телефон:(3532) 75-97-70; Телефакс:(3532) 75-05-61;
www.nalog.ru
Налоговые судебные споры
Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:
- положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
- правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
- законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.
В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.
Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:
несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.
Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:
- получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
- составление заявления;
- подача его в арбитражный суд;
- участие в судебном рассмотрении дела;
- получение на руки решения суда по предмету спора.
Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.
Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:
- отмена полностью или частично решения налогового органа;
- признание действия иди бездействия незаконным;
- возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.
По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.
Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.
Порядок исключения индивидуального
предпринимателя из ЕГРИП по решению налогового
органа
— Принятие регистрирующим органом предварительного решения
при наличии оснований
— Опубликование данного решения в течение 3 дней с момента
его принятия в журнале «Вестник государственной регистрации»
(электронная версия www.vestnik-gosreg.ru, печатное издание)
Исключение ИП из ЕГРИП путем внесения соответствующей
записи при отсутствии заявлений кредиторов и иных лиц, чьи
права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением
недействующего индивидуального предпринимателя, ИЛИ
непринятие решения об исключении
3
Что понимают под термином «налоговые споры»?
Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):
Характером спорного правоотношения
Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
Юридическим неравенством участников
Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.
Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).
Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.
Досудебное урегулирование налоговых споров
Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.
Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
- Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).
С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:
- выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
- заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
- обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- обжаловать действия и бездействие налоговых органов.
Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.
Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:
- Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
- Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
- Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
- Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.
Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:
отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.
Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.
Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.
Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.
Основания для исключения индивидуального
предпринимателя из ЕГРИП по решению налогового
органа
истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или
индивидуальный предприниматель в течение последних 15
месяцев не представлял документы отчетности сведения о
расчетах, предусмотренные законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах;
индивидуальный
предприниматель
имеет
недоимку
и
задолженность в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
2
Досудебное урегулирование споров: исключение
недействующих индивидуальных предпринимателей
Начальник отдела досудебного
урегулирования налоговых споров
Управления ФНС России по Республике Карелия
Т.А.Тишина
Спасибо за внимание!