Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

Ежегодно вносятся десятки изменений в налоговое законодательство РФ. К примеру, за 2019 год их было свыше 30, включая такие ощутимые, как повышение НДС до 20% и ввод особого налогового режима для самозанятых граждан. Отслеживать эти изменения, а также своевременно, безошибочно и в полном объеме подавать отчетность и оплачивать налоги, увы, получается не всегда.

Даже когда бизнесмен уверен, что все сделал правильно, у налоговой на этот счет может быть совершенно иная точка зрения. Так появляются налоговые споры — расхождение в финансовых данных и их трактовке у налогоплательщика и фискального органа.

Как корректно выйти из ситуации и цивилизованно решить возникший налоговый спор? Какие вообще бывают спорные ситуации в сфере налогового учета? Кто и как их инициирует? Разберемся в данной статье.

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

По разногласиям, возникшим в вопросах уплаты налогов, в России можно инициировать спор в суде. Законодательной базой для этого служит Кодекс административного судопроизводства (глава 21). Не следует бояться доказывать в споре свою правоту, даже если ответчиком будет налоговая служба.

Грамотно составить претензию, иск или другой документ, который сослужит вам хорошую службу в доказательстве правильности ваших действий, будет сложно. Суды с налоговой требуют тщательной подготовки и досконального знания закона. Поэтому лучше всего обратиться к юристам.

На нашем сервисе можно заказать услугу у профессионалов — сертифицированных юристов. При этом вы сами выберете специалиста и укажете размер оплаты, которую сможете потратить на столь важное дело. Деньги поступят исполнителю только после оказания услуги. Кроме того, вам не придется тратить много времени на поиски профессионала — просто опишите свою проблему и дождитесь предложений.

Между физическими, юридическими лицами и государственными органами возникают споры, которые касаются налогов. Как правило, свои интересы приходится отстаивать предпринимателям и коммерческим компаниям. Такие ситуации принято называть налоговыми спорами (НС).

Дополнительный анализ:  Литературный обзор: "Литобзор на частушки: научные открытия и достижения.", Любовь

Порядок разрешения налоговых споров регулируется законодательством. Уладить конфликт можно в судебном и досудебном порядке, однако конфликты по поводу начисления налогов связаны для одной из сторон с трудностями. Ведь фактически спор идет между гражданином, организацией и государством.

Содержание
  1. Налоговые споры и их причины
  2. Из каких этапов состоит порядок урегулирования налоговых споров?
  3. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
  4. Судебное урегулирование налоговых споров
  5. Как разрешить налоговый спор в интересах вашего бизнеса?
  6. Виды арбитражных налоговых споров
  7. Порядок разрешения арбитражных налоговых споров
  8. Подача искового заявления в суд
  9. Особенности урегулирования налогового спора в суде
  10. Административный порядок разрешения налогового спора
  11. Можно ли избежать доначислений?
  12. Консультации по налоговым спорам
  13. Что сделать перед подачей иска в суд
  14. Этапы судебного урегулирования налоговых споров
  15. Что еще нужно знать о налоговых спорах в суде
  16. Когда возникают налоговые споры
  17. Досудебные и судебные споры
  18. Досудебное разрешение споров
  19. Преимущества досудебного решения налоговых споров
  20. Когда можно обратиться в суд
  21. Вопросы и ответы
  22. Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров
  23. Можно ли избежать налоговых споров?
  24. Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу
  25. Особенности налоговых конфликтов
  26. Налоговые судебные споры
  27. Досудебное разрешение налоговых споров

Налоговые споры и их причины

Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.

Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.

Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.

В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.

В самом общем виде налоговый спор возникает, когда плательщик не согласен с мнением налогового органа относительно выписанного «бремени» — взыскания, штрафа, пени. Зачастую подобные споры возникают в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.

В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.

К первому виду причин относятся:

  • необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
  • спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
  • приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
  • отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.

Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.

Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

С налоговыми спорами могут столкнуться любые компании, даже те, которые исправно платят налоги и ведут необходимый учет. Потому всем необходимо знать, как происходит разрешение налоговых споров, из каких этапов состоит урегулирование, чтобы правильно действовать в ситуации, когда это может понадобиться. В данной статье мы поговорим о том, в каком порядке урегулируются споры с налоговиками, с чего стоит начинать и что ожидает бизнес на каждом из этапов урегулирования конфликта.

Из каких этапов состоит порядок урегулирования налоговых споров?

Налоговые споры относятся к категории арбитражных, а значит, на них распространяются многие правила, имеющие отношение к такого вида конфликтам. Среди прочего, это распространяется и на порядок их разрешения. Законодательство предусматривает как минимум два основных этапа – первым обязательно должен быть досудебный (он же претензионный) этап, и только после него идет этап обращения в суд. Такого порядка действий должны придерживаться все, кто хочет урегулировать возникший налоговый спор. Ниже мы расскажем о каждом из этапов более подробно.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Если у вас возник налоговый спор, начинать его урегулирование следует именно с досудебного этапа. В случае конфликта с налоговиками этот этап включает в себя подготовку и подачу жалобы в ФНС. Итак, если вы не довольны решением налоговиков, штрафом, бездействием или чем-то еще, порядок действий следующий:

  • подготовка аргументов для обжалования – для того чтобы рассчитывать на удовлетворение жалобы, необходимо, чтобы были явные нарушения со стороны налоговиков, ошибки, превышение полномочий и т. д. Чтобы подготовить аргументационную базу, изучается постановление налоговиков или другие документы, которые обжалуются, собираются конкретные факты нарушений или подтверждение того, что сотрудники ФНС допустили ошибки. Важно, чтобы аргументы были правильно оформлены, иначе они могу не иметь законной силы при обжаловании;
  • составление жалобы – когда аргументация подготовлена, составляется текст жалобы. В нем вначале указывается, какие именно действия или бездействие налоговиков оспариваются компанией, приводятся примеры выявленных нарушений, а также подается аргументация – почему то или иное решение налоговиков должно быть отменено. Также обязательно в жалобе должны быть требования – то, чего хочет добиться заявитель во время ее рассмотрения. К жалобе прилагаются собранные ранее доказательства и аргументы;
  • подача жалобы на рассмотрение – если обжалуется решение местного отделения ФНС, адресатом жалобы будет руководитель этого отделения. Если же жалоба подается повторно или обжалуется постановление, утвержденное руководителем, жалоба подается в вышестоящую структуру – к примеру, областное отделение ФНС. В любом случае, адресат указывается в шапке жалобы, а документы передаются в местное ФНС;
  • принятие решения по жалобе – в установленное законодательством время обращение должны рассмотреть, проанализировать изложенные в нем факты, после чего принять решение – стоит ли удовлетворять жалобу или нет. Заявитель в любом случае получит письменный ответ – либо с подтверждением удовлетворения жалобы, либо с отказом и мотивацией такого решения.

Досудебные налоговые споры требуют грамотной юридической поддержки, потому рекомендуется обратиться за помощью к профильному юристу.

Судебное урегулирование налоговых споров

Если жалоба не дала ожидаемого результата, и спор урегулировать не удалось, следует переходить к следующему этапу урегулирования – судебному. Как упоминалось выше, он возможен только после отказа в удовлетворении жалобы. Судебное урегулирование налоговых споров включает в себя такие этапы:

  • подготовка иска и сопроводительных материалов – очень важно грамотно составить исковое заявление, указав в нем предысторию спора, позицию истца, аргументы, почему иск должен быть удовлетворен, а также предоставить подтверждение соблюдения претензионного порядка разрешения спора (к примеру, копию жалобы и ответа на нее). Вместе с иском готовятся документы, которые могли бы выступать аргументами в суде и подтверждать заявленную позицию;
  • подача иска в суд – рассмотрением подобных споров занимается арбитражный суд, и именно в такой суд по месту регистрации компании следует обращаться. Если же речь идет об апелляционном исковом заявлении, оно подается в вышестоящую судебную инстанцию. Подавать иск можно как непосредственно в канцелярию суда, так и воспользовавшись услугами курьера, почтой или любым другим удобным способом;
  • участие в судебном процессе – во время слушаний необходимо донести до суда свою позицию и убедить его в том, что она верна. В этом случае суд примет решение в вашу пользу, и неправомерные действия налоговиков будут отменены. Если же суд первой инстанции откажет в удовлетворении требований, можно подать апелляцию или кассацию.

Как разрешить налоговый спор в интересах вашего бизнеса?

Налоговые споры очень распространены, и с ними может столкнуться каждый. Разрешение налоговых споров включает в себя два основных этапа – досудебный и судебный, каждый из которых имеет свои особенности. Чтобы повысить шансы на успешное урегулирование, необходимо заручиться поддержкой грамотного юриста по налоговым вопросам.

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

Налоговые споры рано или поздно случаются у большинства компаний, и далеко не все удаётся разрешить в досудебном порядке с помощью переговоров и жалоб. Значительная часть споров с налоговой доходит до суда, и в этом случае урегулирование конфликтной ситуации становится более сложной задачей: необходимо убедить арбитражный суд в своей правоте, а также в нарушениях со стороны ФНС. Для неподготовленного человека это может стать практически непреодолимым препятствием. В данной статье мы расскажем о том, какие бывают арбитражные налоговые споры, чем они отличаются между собой, а также как разрешать налоговые споры в арбитражном суде в пользу компании.

Виды арбитражных налоговых споров

Хотя все споры с налоговой инспекцией относятся к арбитражным, среди них принято выделять несколько видов таких споров, а именно:

  • обжалование действий налоговиков во время проверки – значительная часть нарушений, фиксируемых со стороны налоговой, совершается во время проверок, как выездных, так и камеральных. Наиболее распространенные нарушения касаются самой процедуры проведения проверок – задержка сроков проведения проверки без должных оснований, затребование документов или сведений, не имеющих отношения к сути проверки или отчетному периоду, присутствие во время проверки сторонних лиц, не указанных в постановлении, отсутствие самого постановления о проведении проверки и т. д. Если такой конфликт не удалось уладить в претензионном порядке, налогоплательщик имеет право обращаться в арбитражный суд;
  • необоснованные штрафы, налоговые доначисления, блокировка счетов – как известно, налоговики имеют право накладывать штрафы на компании, если выявят те или иные налоговые нарушения с их стороны. Однако нередко санкции накладываются непропорционально выявленным нарушениям или вообще без оснований (скажем, вследствие ошибки налогового инспектора). При этом строгость санкций может быть очень серьезной, включая крупные денежные взыскания и даже блокировку счетов предприятия, что ведет к остановке практически всех видов деятельности. Если бизнес сталкивается с такими ситуациями, и жалобы не дали должного эффекта, можно обратиться за помощью в арбитражный суд;
  • бездействие налоговиков при возврате НДС или других налогов – чтобы получить налоговый вычет, компания должна соблюсти определенные условия и заявить сумму к вычету в декларации за очередной период. Но даже если все условия соблюдены, нередко налогоплательщик сталкивается с тем, что получает отказ в возврате налога либо же заявка рассматривается очень долго без какого-либо однозначного ответа по ней. В этом случае, чтобы добиться справедливости и всё-таки получить полагающийся налоговый вычет, компания может обратиться в арбитражный суд и добиваться положительного решения уже там;
  • компенсация ущерба, причиненного действиями сотрудников ФНС – если действия или бездействие налоговой инспекции привели к ущербу для компании (например, она была вынуждена приостановить деятельность на время, был потерян важный контракт, пришлось закупать новое оборудование взамен изъятого и т. д.), это дает бизнесу право добиваться компенсации понесенного ущерба. Конечно, рассчитывать на добровольное возмещение со стороны налоговиков не приходится, но через арбитражный суд взыскать ущерб хотя бы частично вполне реально.

Подведомственность налоговых споров арбитражным судам закреплена законодательно, что означает, что любой спор между налогоплательщиком и налоговой, вне зависимости от категории, к которой он относится, может быть разрешён через суд, но только в том случае, если соблюден претензионный порядок урегулирования конфликтной ситуации.

Порядок разрешения арбитражных налоговых споров

Чтобы рассчитывать на успех в урегулировании конфликта с ФНС, необходимо соблюдать процедуру разрешения налоговых споров в арбитражных судах. Эта последовательность включает в себя следующие этапы:

  • подготовка оснований и аргументов для оспаривания – чтобы иметь шансы на выигрыш в суде, понадобятся конкретные факты нарушений со стороны налоговой или неисполнения ее работникам своих обязанностей. В зависимости от характера и особенностей спора, такими аргументами могут выступать документы, показания свидетелей, результаты экспертиз и т. д. Конечно, также понадобится сам акт или другой документ, который обжалуется (если он есть), а также подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, к примеру, поданная ранее в ФНС жалоба. Поскольку к подаваемым в суд документам могут выдвигаться различные требования, лучше уточнить их у профессионального юриста;
  • рассмотрение иска по сути и вынесение решения – после того как иск подан и назначена дата его рассмотрения, суд знакомится с материалами дела, аргументами сторон в споре, и выносит свой вердикт. Если аргументация истца была убедительной, скорее всего, судебное решение будет в его пользу. В случае же отказа можно попытаться оспорить решение суда в апелляционном порядке.

При разрешении налогового спора в арбитражном суде не обойтись без хорошей правовой поддержки. Она нужна на всех этапах – от подготовки аргументов для иска до рассмотрения дела по сути и вынесения решения. Потому для того чтобы склонить чашу весов в свою сторону, рекомендуется заручиться поддержкой грамотного юриста по арбитражным спорам, который возьмет на себя основную работу по подготовке к судебному рассмотрению и будет представлять интересы компании в суде.

Налоговые споры возникают часто, и некоторые из них доходят до арбитражного суда, так как уладить их в мирном русле не удается. При подготовке к судебным тяжбам необходимо соблюдать всю установленную законом процедуру, а если вы хотите выйти из конфликтной ситуации победителей, обязательно заручитесь поддержкой профильного юриста.

Подача искового заявления в суд

Как и в любом другом деле, исковое заявление составляется индивидуально в каждом конкретном случае. Дело может касаться несправедливого назначения пени, возврата налога, отказа в предоставлении льгот и прочих вопросов. Пункты, изложенные в иске, должны быть подкреплены пунктами закона.

Однако любое заявление в суд должно содержать следующую информацию:

  • полное наименование судебного органа (с его адресом);
  • точные данные фигуранта, подающего иск (ФИО с расшифровкой, наименование компании, адрес, номер телефона);
  • суть вопроса и описание обстоятельств, в которых были нарушены права;
  • разъяснение нарушений с указанием пунктов закона;
  • требование о возмещении ущерба (морального, материального) к ответчику;
  • перечень документов, приложенных к иску;
  • дату и подпись.

Истец, пострадавший в результате действий налоговой инспекции, имеет право в споре требовать приостановления этих действий. Например, он может ходатайствовать о том, чтобы решение, вынесенное ФНС о незаконном штрафе, было приостановлено. Так всегда и происходит.

Документы, приложенные к заявлению, нужно пронумеровать. Это будут не оригиналы, а копии, заверенные вашей подписью с расшифровкой и словами «Копия верна». Всего экземпляров заявления должно быть столько, сколько в деле участников. Например, если акт о проверке, составленный налоговой инспекцией, касается не только вас, но и вашего партнера по бизнесу, то иска для спора нужно уже четыре: для вас, партнера, налоговой и суда.

К заявлению должны быть приложены: копия решения ИФНС, копия претензии к ней, доказательства отправки претензии, квитанция об оплате государственной пошлины. Кроме этих, могут быть и другие документы — в каждом конкретном случае разные. Если иск составляет ИП или организация, нужна также выписка из Росреестра с номером налогоплательщика и другими данными.

Особенности урегулирования налогового спора в суде

У рассмотрения дела в суде есть существенное преимущество: беспристрастный взгляд на ситуацию и доводы сторон. Вышестоящая инстанция, так или иначе, не нейтральная сторона конфликта, поэтому ее решения могут быть ангажированными. И если это действительно так, обращение в суд повышает шансы налогоплательщика восстановить справедливость.

Но важно понимать и принципы, по которым проходит рассмотрение дел арбитражным судом. По сути, судебный орган будет работать с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. Он изучит спорное решение или акт налоговой инспекции, проверит доказательства. Случается, что вердикт суда при этом полностью противоположен тому, который вынесли налоговые сотрудники.

Перед обращением в суд обязательно стоит проконсультироваться с юристом. Составление иска тоже стоит доверить профессионалу, потому что он должен на 100% соответствовать нормам арбитражного законодательства. Не меньшее внимание следует уделить документам, которые прилагаются к исковому заявлению.

К иску следует приложить бумаги, которые обосновывают вашу позицию, все необходимые доказательства, а также документы, без которых исковому заявлению не дадут хода. Это квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины за рассмотрения дела в арбитражном суде, доверенность или договор, которые подтверждают полномочия юриста по представлению интересов налогоплательщика. К этой же категории принадлежит свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и выписка из реестра со сведениями об истце и ответчике.

При обращении в суд обязательно нужно подтвердить, что вы направили другим участникам дела копию иска. Наконец, к исковому заявлению прилагают бумаги, подтверждающие, что ранее вы пытались решить конфликт в административном порядке.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Можно ли избежать доначислений?

Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.

Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.

Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.

Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.

Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.

Консультации по налоговым спорам

Основная задача бизнеса — развиваться и приносить прибыль. Но чем успешнее идут дела бизнесмена, тем более пристальный интерес ощущает он со стороны налоговой службы, которая преследует иную цель — пополнение федерального бюджета за счет налоговых отчислений.

Иногда фискальный орган усматривает в действиях налогоплательщика желание сокрыть реальные доходы или неверно отразить их в отчетности. Чтобы отстоять свое честное имя и не переплатить, имеет смысл обратиться к экспертам в области налогового арбитража.

В решении налоговых споров верным союзником может стать аудиторско-консалтинговая компания «КСК групп», уверенно занимающая лидирующие позиции в сфере юридического и налогового сопровождения (по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА»).

«КСК групп» придерживается ROI-подхода и предоставляет клиенту не просто консультирование, а реальное решение задачи с прогнозом результативности. Специалисты компании с высокой степенью достоверности подсчитывают, какую сумму клиент сможет обжаловать, а значит, и сохранить на своих счетах.

Кроме того, юристы «КСК групп» могут выступить медиаторами в налоговом споре и посодействовать взаимовыгодному досудебному примирению между налоговой и налогоплательщиком. За 25 лет работы на рынке юридических и консалтинговых услуг компания накопила огромный практический опыт: авторитет и профессионализм специалистов «КСК групп» оценили уже более 800 крупных организаций, многие из них стали постоянными клиентами.

Что сделать перед подачей иска в суд

Иск по административному делу против налоговой вправе подать граждане, в отношении которых применен нормативный акт и которые считают эту меру несправедливой. Но первым действием до начала спора должна стать подача претензии в отделение налоговой инспекции. Без попытки решить дело мирным путем выиграть его в судебном споре вряд ли получится.

В претензии должно быть указано следующее:

  • полное наименование и адрес отделения ИФНС, которое, по вашему мнению, нарушило ваши права;
  • номер и название нарушенного закона;
  • информация о человеке (организации), который подает претензию (ФИО, адрес, статус и пр.);
  • основания для подачи претензии (описание случая, действий);
  • ваши требования (каких результатов вы добиваетесь);
  • способ получения ответа (по почте, по интернету, в личном кабинете пользователя на сайте службы);
  • дата и подпись.

Обязательно нужно указать ссылки на законодательство — номер статьи, пункт, правильное название закона, на основании которого вы действуете. В этом вопросе неоценимую помощь могут оказать юристы — ведь вы сами, как бы ответственно ни подходили к делу, всех нюансов все равно не знаете.

В течение месяца налоговая инспекция должна дать официальный ответ. Но если его нет или он вас не устроил, идите к своему юристу и пишите исковое заявление. Если вы обращаетесь как физическое лицо, нужно идти в суд общей юрисдикции, если предприниматель (компания) — в арбитражный.

Отправка иска в личном кабинете будет зафиксирована на сайте. Если же иск подается в письменном виде, нужно два экземпляра — секретарь должен поставить штамп с исходящим номером на второй.

Если посылаете по почте, вложите эти два экземпляра в конверт, отправьте заказным письмом и обязательно сохраните чек. Вдруг письмо не дойдет до адресата (такое тоже бывает) — у вас останется доказательство того, что иск был отправлен.

Этапы судебного урегулирования налоговых споров

  • Получение письменной копии решения вышестоящей инстанции, в которую вы обращались с жалобой.
  • Составление иска и его подача в арбитражный суд вместе с доказательствами.
  • Рассмотрение дела судом и вынесение решение, выдача его на руки обеим сторонам конфликта.
  • Обращение в апелляционный суд, если результаты не устраивают одну из сторон.

Что еще нужно знать о налоговых спорах в суде

Заявление для законного спора о признании нормативного акта налоговой недействительным можно подать в течение всего времени действия этого акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ). Вопросы о признании недействительными нормативных правовых актов в спорах и действий сотрудников налоговой инспекции изложены в главе 24 АПК РФ.

Судебное производство возбуждают на основе заявления истца. После арбитражного суда первой инстанции решение может быть обжаловано в течение одного месяца в суде апелляционной инстанции. Далее судебные споры будут идти в порядке, предусмотренном законом: кассационная жалоба, пересмотр дела в порядке надзора в Верховном Суде.

Административные дела по пересмотру нормативных актов ведут только лица, имеющие юридическое образование — то есть не сами граждане, а их представители, в соответствии со статьей 55 КАС РФ. О том, как составить иск и с чего начинать при подаче в суд на налоговую, можно почитать в еще одной нашей статье.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов

Порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

Когда возникают налоговые споры

В налоговой инспекции тоже работают люди, которые могут ошибаться — поэтому не всегда их решение оказывается правильным, и это можно доказать в судебном споре. Иногда возникает ситуация, в которой человека или организацию наказывают незаконно. Тогда составленные правовые акты и решения будут недействительны.

Гражданин (организация) может в споре опровергнуть решение налоговой инспекции, если ее действие (бездействие):

  • не отвечают требованиям закона или других нормативных актов и приводят к нарушению экономических и предпринимательских прав;
  • возлагают на фигуранта обязанности на незаконных основаниях;
  • ограничивают или препятствуют осуществлению предпринимательской, экономической деятельности.

Физическое или юридическое лицо вправе написать исковое заявление и подать в суд для защиты своих прав и интересов. Если оно сможет доказать свою правоту в процессе спора, то правовые акты, решения и действия будут признаны недействительными.

Например, акты проверок, где налоговая нашла нарушения, могут превратиться в документы, доказывающие правоту истца. Согласно статье 138 НК РФ, акты налоговых органов и должностных лиц можно обжаловать как в вышестоящем налоговом органе, так и в судебном споре.

Срок подачи заявления — три месяца с того момента, когда гражданин или организация узнали о том, что их права и законные интересы нарушены налоговой инспекцией. Суд должен рассмотреть дело опять-таки в течение трех месяцев со дня поступления иска в судебный орган.

В этот срок включено время на подготовку к разбирательству, в некоторых случаях его могут продлить — например, при споре по делу повышенной сложности или при ходатайстве самого судьи. Срок подачи иска могут продлить по уважительным причинам, а также восстановить (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Досудебные и судебные споры

В досудебном урегулировании налогового спора, как правило, заинтересованы обе стороны. Как было сказано выше, для налогового органа статистика по снижению количества судебных обращений служит показателем эффективной работы. А для налогоплательщиков доведение до судебного разбирательства невыгодно с материальной точки зрения: оно оборачивается дополнительными тратами на оплату издержек судопроизводства (по статистике, 70% дел проигрываются). Не избежать и потери времени: рассмотрение может занять до трех месяцев.

Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров существенно снижает нагрузку на саму судебную систему (ежегодно в арбитраж поступают десятки тысяч исков, связанных с применением налогового законодательства). Согласно официальным данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15–20% и более.

Рассмотрим основные принципы досудебного и судебного урегулирования разногласий.

Досудебное разрешение споров

Досудебное разрешение споров имеет две основные формы. Во-первых, это рассмотрение жалоб на действия, бездействие или решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ФНС. Данная процедура имеет самостоятельное правовое регулирование и подчиняется ряду внутренних правил (статья 138 НК РФ). Во-вторых, это процедура завершения налогового спора с привлечением стороны-посредника. Она проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ).

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

Первый путь предлагает сама фискальная служба. В данном случае жалоба налогоплательщика адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подавать ее следует непосредственно в то налоговое отделение, чьи действия или решения оспариваются. Оттуда она уже будет направлена в вышестоящую инстанцию.

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

К преимуществам досудебного разрешения спорных налоговых ситуаций через ФНС относятся отсутствие госпошлин, простота подачи жалобы, быстрые сроки рассмотрения и принятия решения по жалобе.

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

Среди минусов данного способа урегулирования налогового спора — низкий процент решений в пользу налогоплательщиков. В ситуации, когда первичное и повторное обжалование в самом налоговом органе не принесло положительного результата, можно прибегнуть к «плану Б» или сразу обратиться в суд.

Второй вариант (он же «план Б») — обращение за помощью в компанию, которая готова выступить посредником (медиатором) в споре налогового агента и плательщика налогов. Согласно статье 1 Закона № 193-ФЗ, таким образом могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений (главным образом в сфере предпринимательской и других форм экономической деятельности), а также споры на почве трудовых (за исключением коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений. Процедура медиации проводится по взаимному согласию сторон с гарантией конфиденциальности информации и независимости посредника. Сторона-медиатор обязуется быть беспристрастной в рассмотрении фактов налогового спора. В то время как в случае с жалобой, поданной в ФНС, вышестоящий налоговый орган, выносящий решение по жалобе, подобных обязательств на себя не берет.

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

Процесс альтернативного досудебного разрешения налогового спора включает анализ причин конфликта и имеющейся документации. Далее следуют разработка стратегии примирения сторон, подготовка пакета необходимых документов, продумывание реакций на возможные вопросы и возражения сторон спора. После этого наступает главный этап — переговоры с участниками конфликта и принятие решения, удовлетворяющего все стороны. Наконец, решение фиксируется в виде медиативного соглашения и направляется участникам налогового спора для согласования.

К услугам медиатора можно обратиться как до, так и в ходе судебного процесса, но строго до вынесения судом решения. К другим преимуществам метода относятся поиск приемлемого для всех сторон решения, поддержание деловой этики и сохранение уважительных партнерских отношений между участниками спора.

Единственным минусом является то, что услуга платная. При взаимном согласии расходы могут быть разделены либо оплачены полностью одной из сторон.

Преимущества досудебного решения налоговых споров

Большинство конфликтов, затрагивающих налоговое право, решают в административном порядке. Даже в этом случае не будет лишним проконсультироваться с юристами и поручить им вести дело. Досудебное урегулирование конфликта – оптимальный вариант, обладающий множеством преимуществ:

  • Короткие сроки рассмотрения жалобы. Вышестоящий орган, куда вы можете подать жалобу, будет обязан рассмотреть ваше заявление в течение нескольких дней или недель, тогда как судебная тяжба может длиться годами.
  • Отсутствие государственной пошлины и судебных сборов. Решение вопроса в судебном порядке всегда обходится дороже с финансовой точки зрения. Потому что при обращении в суд нужно сначала заплатить пошлину. Расходы на юридическое представительство в суде выше, чем за консультации и сопровождение в разрешение споров в административном порядке.
  • Простота оформления бумаг. Составить обычную или апелляционную жалобу достаточно просто, тогда как исковое заявление – задача для опытного профессионала. К тому же для суда придется собрать доказательства собственной позиции.

Рассмотрев вашу жалобу, вышестоящий налоговый орган может оставить ее без удовлетворения или вынести решение в вашу пользу. В таком случае вышестоящая инстанция имеет право отменить ненормативный акт или решение. Причем решение налогового органа могут отменить как полностью, так и частично. Также чиновники могут вынести новое решение, признать действия налоговых органов незаконными.

Но вовсе не обязательно конфликт получится урегулировать административным путем. Если решение вышестоящей инстанции вас не устраивает, вы можете составить исковое заявление в арбитражный суд. Его рассмотрят по общим правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров можно разделить на несколько этапов:

  • направление заявителем жалобы в налоговую инспекцию, которая является стороной спора;
  • перенаправление обращения из нижестоящего налогового отделения в вышестоящее в трехдневный срок;
  • принятие обращения вышестоящим органом к рассмотрению или отказ в этом заявителю;
  • уведомление всех причастных сторон о времени и дате проведения заседания;
  • запрос налоговиками дополнительных материалов, которые помогут рассмотреть дело по существу, а также самостоятельное предъявление налогоплательщиком дополнительных документальных доказательств нарушения его законных прав;
  • непосредственно само рассмотрение жалобы налоговиками и принятие по ней обоснованного решения;
  • информирование заявителя о принятом решении.

Важно знать, что жалоба подается не позднее одного года с момента, когда физлицу или организации стало известно о нарушении их законных прав и интересов, а апелляция — до вступления акта налогового органа в силу (в течение календарного месяца, начиная с даты вручения постановления налогоплательщику).

Вопросы и ответы

Каким способом налогоплательщики могут подать жалобу в ФНС?

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе либо в электронной форме, подписывается заявителем или его представителем. Налогоплательщик может подать документ лично или отправив по почте, а также онлайн на официальном сайте налоговой службы РФ или с помощью портала Госуслуг.

Каким способом налогоплательщик получит ответ по жалобе от ФНС?

Решения по жалобе физлиц и организаций налоговики отправляют заявителю тем же способом, которым обращение поступило к ним, а именно:— на бумажном носителе по почте;— в электронном виде через личные кабинеты портала Госуслуг или официального сайта налоговой службы.

Как заявителю узнать о ходе рассмотрения жалобы?

Для более оперативного взаимодействия фискальных органов с налогоплательщиками создан онлайн-сервис «Узнать о жалобе». С его помощью заявитель, не выходя из дома может узнать следующие сведения о своей жалобе:— входящий номер и дату поступления к налоговикам документа;— финальный срок рассмотрения обращения;— статус документа на текущий момент;— сведения о результатах рассмотрения.

Как заявителю узнать результат рассмотрения жалобы?

Онлайн-сервис «Решения по жалобам» создан налоговиками специально для предоставления информации о результатах рассмотрения обращений налогоплательщиков. В сервисе информация отображается в виде решений налоговой службы в разрезе категорий налогоплательщиков, статей Налогового кодекса, названий налогов, сборов и платежей, а также тем налоговых споров.

Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке. И только если это не получилось, нужно обращаться в суд. В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу. Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Можно ли избежать налоговых споров?

Статистика судебной практики показывает, что с каждым годом число инициированных судебных дел по налоговым спорам не снижается. С одной стороны, это связано с позицией налоговых органов взыскивать максимально возможное количество налогов и налоговых задолженностей. С другой стороны, несовершенство механизмов работы ФНС дает основания для подачи иска в суд со стороны частных лиц.

Чтобы снизить риски возникновения налоговых споров, необходимо следовать следующим правилам:

  • Следить за проводимыми хозяйственными операциями с точки зрения будущих налоговых проблем.
  • Содействовать налоговым инспекторам при проведении налоговой проверки.

Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу

Физлица и организации, считающие, что их права нарушены, составляют и направляют жалобу в региональное отделение налоговой службы (вышестоящий налоговый орган) через местное налоговое отделение, которое является стороной спора.

Если акт о привлечении налогоплательщика к ответственности еще не вступил в силу, заявителем подается апелляционная жалоба. Во всех остальных случаях — жалоба.

Налоговый орган, действия и/или акты которого оспариваются, обязан перенаправить документ со всеми сопутствующими материалами в вышестоящее региональное отделение в течение 3-х дней, после поступления такого обращения. В этот же срок заявителю должно быть направлено окончательное решение налоговой службы.

В обращении обязательно указывается:

  • ФИО физлица-заявителя и его место проживания (соответственно, если заявителем является юрлицо, указывается его название и местонахождение);
  • акт, который оспаривается или суть действия/бездействия налоговиков;
  • название налогового органа, который является стороной спора;
  • основание для подачи жалобы — суть претензии;
  • требования заявителя;
  • способ, которым налогоплательщик хочет получить ответ на свое обращение.

Региональное управление налоговой рассматривает обращение по существу и принимает по нему финальное решение не позднее:

  • календарного месяца, если это апелляция на акт, привлекающий налогоплательщика к ответственности;
  • 15-ти рабочих дней во всех остальных случаях.
  • Налоговый кодекс РФ определяет, что урегулирование налоговых споров заканчивается одним из возможных вариантов (статья 140):
  • налоговое подразделение отказывает в удовлетворении требований заявителю в силу законодательных норм;
  • налоговики признают акт и/или действия должностных лиц неправомерными и подлежащими частичной или полной отмене.

Если налогоплательщик не удовлетворен принятым решением, он может обратиться с исковым заявлением в суд для дальнейшей защиты своих гражданских прав.

Особенности налоговых конфликтов

Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.

Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:

  • Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
  • Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
  • Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.

Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:

  • Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
  • Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
  • Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.

Таким образом, инициировать спор могут как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Налоговые судебные споры

После безрезультативных досудебных попыток урегулирования налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение ФНС в суде. Порядок подачи и рассмотрения обращения регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ (глава 2, статьи 208–217.1) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (глава 24).

Досудебное урегулирование налоговых споров. Порядок авторизации. Особенности процедуры. В каких случаях следует

Основанием для заявления налогоплательщика в арбитражный суд могут быть:

  • нарушения его прав и законных деловых интересов;
  • отказ в предоставлении льгот и возврата излишне уплаченных сборов;
  • незаконное наложение налоговых санкций, финансовых ограничений и каких-либо обязанностей на физическое или юридическое лицо, создание иных препятствий для ведения бизнеса или исполнения трудовых обязанностей.

В общем порядке арбитражный суд принимает к рассмотрению заявления в течение трех месяцев со дня, когда заявителя уведомили о нарушении его прав. Такой же период времени отводится суду для рассмотрения дела и вынесения решения. Указанный срок может быть продлен до полугода (например, в связи с особой сложностью дела).

Согласно статье 259 АПК РФ до вступления в силу решение арбитражного суда первой инстанции можно обжаловать в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба подается в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом первой инстанции.

Решение апелляционной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба подается в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.

К преимуществам судебного решения налогового спора можно отнести объективность суда, повышающую шанс налогоплательщика отстоять свою правоту.

Недостатком является расход материальных и временных ресурсов (оплата госпошлины и многомесячное ожидание решения).

В то же время допускается обращение к процедуре медиации или передача ведения дела юристу по налоговым спорам, что обеспечивает компетентную защиту, а также экономию сил и времени заявителя.

Досудебное разрешение налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это альтернатива судебному разбирательству, призванная в кратчайшие сроки устранить нарушения прав российских налогоплательщиков.

Реагированием на нарушения, а также аудитом допущенных ошибок занимается специально созданное в системе Федеральной налоговой службы РФ подразделение, исключительной обязанностью которого является досудебное разрешение налоговых споров.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта защиты прав физлиц и организаций (статья 137):

  • обжалование действий и/или актов налоговых органов в суде;
  • досудебное решение спорных вопросов.

Важно знать, что федеральный закон РФ от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ определяет, что налогоплательщик может обжаловать действия и/или акты налоговиков в суде, исключительно после рассмотрения его жалобы органами налоговой службы.

Досудебное урегулирование налоговых споров для российских плательщиков налогов имеет ряд преимуществ:

  • процедура абсолютно бесплатна;
  • жалоба рассматривается в кратчайшие сроки;
  • решения исполняются достаточно оперативно.
Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий