Постановление Пленума ВС от 22.06.2021 года № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»
В целях единообразного применения положений о досудебном порядке урегулирования споров Верховный суд дал ряд разъяснений, отметим некоторые из них:
- досудебное урегулирование споров — это деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемая ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения в госорганы. Медиация обязательна при наличии соглашения о применении данной процедуры и в течение оговоренного для нее срока (п.1 Постановления);
- досудебная претензия обязательна по спорам об ОСАГО, о заключении договора в обязательном порядке, о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, о нарушении исключительных прав, о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, об изменении и расторжении договора, о прекращении договора пожизненного содержания с иждивением, о расторжении договоров: постоянной и пожизненной ренты, аренды, перевозки груза или пассажира, банковского счета (полный список п.2-3 Постановления);
- Понятие налогового спора
- Досудебное урегулирование налоговых споров
- Судебные налоговые споры
- Процедура досудебного урегулирования налоговых споров
- Досудебный порядок урегулирования спора
- Рассмотрение жалобы по существу
- Итоги
- НК РФ установлены дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).
- Акт налоговой проверки — не приговор
- Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки
- Как осуществляется рассмотрение акта налоговой проверки
- В каких случаях будут дополнительные мероприятия налогового контроля
- Вынесение решения по результатам налоговой проверки
- Как обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе
- Как происходит рассмотрение жалобы вышестоящим органом?
- В какое время и каким образом обжаловать решение в суде
- Главные правила защиты от налоговых претензий
Понятие налогового спора
Налоговые споры между инспекцией и налогоплательщиком выделяют в отдельную особую категорию. Отметим основные квалифицирующие характерные черты налогового спора:
- предметом разбирательства всегда выступают права или обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с исчислением и уплатой им налогов, сборов;
- участниками выступают налоговый орган (или в отдельных случаях таможенный орган) и налогоплательщик (юр. лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);
- налоговые споры рассматриваются с соблюдением строго определенных законом требований (как на досудебной, так и на судебной стадии). Это правило обусловлено неравным положением участников спора (частное лицо выступает против государственного органа).
С учетом вышеизложенного, налоговый спор — это столкновение противоречащих друг другу точек зрения налогового органа (таможенного органа) и налогоплательщика на исчисление и уплату налогов и сборов в конкретной ситуации, рассматриваемое строго в соответствии требованиями закона.
Теоретики налогового права классифицируют налоговые споры следующим образом:
- по субъектному составу споры делят на те, которые инициировал налогоплательщик и которые возникли по инициативе налогового органа. Налогоплательщик инициирует спор, если нарушены его права при реализации налоговых правоотношений или ему вменены излишние обязанности. Налоговый орган начинает спор, чтобы побудить налогоплательщика выполнить свои налоговые обязательства, тем самым защищая интересы бюджета;
- по основаниям возникновения выделяют споры, направленные на признание неправомерными ненормативных правовых актов (решений) налогового органа, или признание незаконными действий налогового органа (как правило, преследующих цель взыскать налог или штрафные санкции), или оспаривание бездействия инспекции (например, невозмещение налога, невынесение решения в установленный срок). Инспекция инициирует спор в большинстве случаев тогда, когда выявлено невыполнение налогоплательщиком надлежащим образом и в срок своих обязательств по уплате налога в бюджет;
- исходя из стадии рассмотрения, выделяют досудебные споры и судебные споры.
В современном мире от налогового спора не застрахован ни один бизнес. При этом официальная статистика показывает, что в 80% судебных споров побеждают налоговые органы. Причиной этого является как «пробюджетный» настрой судебной системы, так и улучшение качества проводимых налоговиками контрольных мероприятий, изменение подхода к функционированию механизма досудебного урегулирования споров в сторону более внимательного рассмотрения поступивших жалоб.
Кроме того, в настоящее время фискальные органы стремятся к сокращению количества выездных проверок и одновременно к повышению их эффективности с точки зрения поступлений в бюджет. Также значительное внимание уделяется досудебной стадии урегулирования спора с целью снижения количества дел, переходящих на стадию судебного разбирательства.
Как отметила ФНС России, за 1-ое полугодие 2018 года на 6,9% по сравнению с 2017 годом сократилось количество решений, принятых судами по искам налогоплательщиков, по тем спорам, которые прошли через досудебное урегулирование.
Налогоплательщику также следует учитывать указанные тенденции в своей деятельности. Во-первых, внимательно анализировать каждую хозяйственную операцию с позиции потенциальных налоговых рисков. Во-вторых, при проведении контрольных мероприятий грамотно взаимодействовать с инспекцией, помогая ей установить добросовестность вашего бизнеса и корректность налогового учета. В-третьих, если налоговый спор всё же возник, грамотно отстаивать свои интересы на досудебной стадии урегулирования спора.
На каждой стадии предотвратить налоговый спор, снизить риск предъявления претензий, построить эффективную стратегию преодоления разногласий помогут налоговые юристы «Правовест Аудит». Ниже рассмотрим порядок рассмотрения споров, предусмотренный законодательством.
Досудебное урегулирование налоговых споров
Под досудебным урегулированием споров понимается установленный законом порядок обжалования налогоплательщиком решений, действий, бездействия инспекции в вышестоящий налоговый орган и последующее принятие и рассмотрение поступивших жалоб.
В настоящее время прохождение этапа досудебного урегулирования споров является обязательным условием для дальнейшего отстаивания своих прав в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Досудебное урегулирование споров регламентируется главой 19 НК РФ. Осуществляется оно посредством подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган. Основанием для подачи жалобы выступают решения, действия, бездействие налогового органа, которые нарушают права налогоплательщика.
Налоговый кодекс устанавливает два формата обжалования, исходя из факта вступления решения инспекции в силу и предмета оспаривания:
- апелляционная жалоба подается на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Апелляционное обжалование может быть произведено до того момента, как обжалуемое решение вступит в силу, т.е. в месячный срок со дня получения его налогоплательщиком;
- просто жалоба подается при оспаривании остальных решений, действий и бездействия инспекции, в том числе решений о привлечении к ответственности/отказе в привлечении к ответственности, вступивших в законную силу. Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. Как правило, этот момент определяется датой получения налогоплательщиком неправомерного решения или датой совершения инспекцией действия, нарушающего налоговое законодательство, или с даты наступления срока для выполнения инспекцией предусмотренных законом обязанностей (при обжаловании бездействия);
- Для жалобы/апелляционной жалобы предусмотрена обязательная письменная форма.
Налогоплательщик может подписать её сам или передать эти полномочия представителю. Основные требования к жалобе определены ст. 139.2 НК РФ. Вместе с жалобой налогоплательщик также может представить дополнительные документы. Жалоба предназначена для рассмотрения вышестоящим налоговым органом (чаще всего это Управление ФНС России по региону).
Вместе с тем закон предусматривает, что направить её нужно в ту инспекцию, которая вынесла спорное решение, совершила незаконное действие или допустила неправомерное бездействие. Получив жалобу, инспекция в течение трех дней передает её, а также все документы по спору в вышестоящий налоговый орган.
НК РФ определяет право вышестоящего налогового органа вынести одно из следующих решений по итогам рассмотрения жалобы:
- отказать в удовлетворении требований жалобы;
- удовлетворить требования налогоплательщика и отменить решение налогового органа (полностью или частично); признать незаконными действия, бездействие инспекции.
Вышестоящий орган также вправе самостоятельно вынести решение по существу спора.
Не следует преуменьшать важность досудебного урегулирования споров при отстаивании налогоплательщиком своих прав. Эта стадия является обязательным этапом защиты прав налогоплательщика, без которого невозможно дальнейшее обращение в суд. Кроме того, досудебное урегулирование споров — далеко не формальная процедура.
ФНС России стремится уменьшить количество споров, доходящих до суда, а также снизить процент отмены решений налоговых органов на стадии судебного обжалования. Поэтому вышестоящий налоговый орган ответственно и скрупулезно подходит к изучению жалоб, и если налогоплательщик сможет представить убедительные доводы в пользу своей позиции, может признать неправомерным действие или бездействие инспекции. Налоговые юристы «Правовест Аудит» применяют все возможности механизма досудебного урегулирования спора, отстаивая интересы своих клиентов.
Разрешение спора на досудебной стадии привлекательно своей оперативностью. Налоговым кодексом установлен месячный срок, в течение которого должна быть рассмотрена жалоба на решение о привлечении к ответственности. Срок отсчитывается с даты получения жалобы вышестоящим органом. Указанный срок может быть увеличен, но не более чем на один месяц (иными словами, максимальный срок, в который должно быть вынесено решение по жалобе не может быть больше, чем два месяца).
Жалобы по остальным категориям споров должны быть рассмотрены в течение 15 дней (этот срок вышестоящий налоговый орган также может увеличить не более чем на 15 дней).
Кроме того, чтобы обратиться с жалобой/апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик не должен платить государственную пошлину или же повторно собирать комплект документов, уже имеющихся у инспекции.
Отметим, что иногда сам факт подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган приводит к самостоятельному устранению инспекцией допущенных нарушений (наиболее актуально это для ситуаций, когда обжалуется бездействие налогового органа).
Помочь грамотно подготовить жалобу, тем самым увеличив шансы на положительное разрешение спора без суда, вам помогут юристы. Обратившись к юристам «Правовест Аудит», вы передадите урегулирование своего спора в надёжные руки.
Судебные налоговые споры
Судебный налоговый спор представляет собой процесс обращения налогоплательщика, чьи права нарушены, в суд с заявлением о признании незаконным решения, действия или бездействия налогового органа, и последующее рассмотрение этого обращения.
Право налогоплательщика на обращение в суд обусловлено обязательным соблюдением досудебного порядка обжалования.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ закреплен трехмесячный срок для обращения в суд. Срок исчисляется со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права. Для налоговых споров эта дата в большинстве случаев определяется днем получения решения вышестоящего налогового органа, вынесенного в порядке досудебного обжалования. Требования к форме и содержанию заявления в суд и прилагаемым документам закреплены в статье 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Перед тем как обратиться в суд, налогоплательщик должен оплатить государственную пошлину, представить мотивированную позицию и полный комплект документов в подтверждение своих доводов. Налоговые юристы «Правовест Аудит» прошли многолетнюю судебную практику и в своей работе учитывают все нюансы и подводные камни рассмотрения споров в судах.
Как правило, налоговые споры проходят три стадии рассмотрения в суде:
А) рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев поступившее заявление, суд может удовлетворить требование налогоплательщика полностью или частично или же отказать в удовлетворении требования (также полностью или в части). Эта стадия очень важна, поскольку именно здесь формируется «каркас» дела. Именно в первую инстанцию заявитель должен представить полный комплект доказательств, подтверждающих его позицию. На следующих стадиях рассмотрения судебных споров передать в дело дополнительные документы будет затруднительно.
Если решение суда первой инстанции не обжалуется проигравшей стороной (что на практике случается очень редко), то оно вступает в силу через месяц;
Б) рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы.
С апелляционной жалобой обращается сторона, которая недовольна решением суда первой инстанции (такой стороной может быть как налогоплательщик, так и инспекция).
Для подачи апелляционной жалобы Арбитражным процессуальным кодексом РФ предполагается месячный срок, который исчисляется с даты изготовления в полном объеме решения суда первой инстанции.
Рассмотрев жалобу, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт в виде постановления, которым либо оставляет решение суда первой инстанции без изменения, либо отменяет его полностью или частично. Важно отметить, что вынесение постановления судом апелляционной инстанции определяет момент вступления решения по делу в законную силу;
В) рассмотрение дела в суде кассационной инстанции на основании кассационной жалобы.
Кассационная жалоба подается стороной, недовольной решением суда первой инстанции и/или постановлением суда апелляционной инстанции, в течение двух месяцев с даты вступления спорного решения/постановления в законную силу.
Суд кассационной инстанции выносит постановление, которым либо оставляет решение/постановление без изменения, либо отменяет его полностью или частично. Суд кассационной инстанции также вправе вернуть дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, если придет к пониманию, что обстоятельства, необходимые для вынесения обоснованного решения по существу спора, были исследованы недостаточно.
Судебное рассмотрение споров — финальная и ответственная стадия, где налогоплательщик может защитить свои права. В отличие от налогового органа, суд беспристрастен и независим, благодаря чему объективно оценивает доводы сторон. Однако, чтобы выиграть спор, налогоплательщик должен максимально полно и убедительно разъяснить суду свою позицию, представив доказательства в подтверждение своих доводов. При этом судебный спор может продлиться достаточно долго, он требует значительно больших затрат ресурсов и времени, чем досудебное урегулирование спора.
Всё это время остается открытым вопрос, по которому у налогоплательщика и инспекции возникли разногласия (за налогоплательщиком числится задолженность и пр.). Все эти обстоятельства обуславливают преимущества разрешения спора на досудебной стадии.
Обращение к налоговым юристам «Правовест Аудит» увеличит ваши шансы на положительное разрешение налогового спора. При этом чем раньше вы привлечете налогового юриста, тем полнее вы обезопасите себя от негативных последствий возникшего спора. Наши налоговые юристы помогут вам во взаимодействии с инспекцией, полностью возьмут на себя досудебное и судебное урегулирование спора.
Высокая квалификация налоговых юристов «Правовест Аудит» и их обширная судебная практика — залог того, что ваши законные интересы окажутся в надежных руках.
Досудебные налоговые споры составляют существенную часть всех споров, связанных с обжалованием действий или актов должностных лиц органов ФНС. Досудебный порядок рассмотрения споров имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил. Рассмотрим, как это происходит, в нашей статье.
Процедура досудебного урегулирования налоговых споров
Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).
Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.
Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.
При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:
- Вступление ненормативного акта в законную силу.
- Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.
Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.
Досудебный порядок урегулирования спора
Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:
Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
- вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
- уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
- предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
- запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
- непосредственное рассмотрение;
- вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
- вручение письменного решения заявителю.
Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.
Рассмотрение жалобы по существу
Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.
Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).
Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:
- об отказе в удовлетворении требований заявителя;
- о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
- о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
- об изменении или отмене решения органа в определенной части.
Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Итоги
Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.
Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.
В юридической компании АНО «Глобус», которая специализируется на защите прав граждан и организаций в экономической сфере, проанализированы нормы законодательства, касающиеся досудебного урегулирвоания налоговых споров.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ.
На этапе досудебного обжалования лицо, чьи права были нарушены, подает письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган. А вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и материалы по ней и принимает соответствующее решение. Уплата государственной пошлины за рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалоб не предусмотрена.
В АНО «Глобус» напоминают, что Минфин России не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц. Поэтому возникающие разногласия между налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и налоговыми органами в Минфине России не рассматриваются.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В судебном порядке также могут быть обжалованы:
— акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб). Обжаловать их можно в вышестоящий налоговый орган (ФНС России) и (или) в судебном порядке (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ);
— акты ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц. обжалуются только в судебном порядке (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Как правило, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц обжалуются после их вступления в силу или совершения. При этом по общему правилу подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случаев, установленных в п. 5 ст. 138 НК РФ.
Особый порядок обжалования предусмотрен для решений о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налоговых правонарушений, принятых по результатам налоговых проверок в порядке ст. 101 НК РФ (за исключением решений, вынесенных ФНС России). Такие решения могут быть обжалованы налогоплательщиком либо до их вступления в силу (путем подачи апелляционной жалобы), либо после вступления в силу (путем подачи жалобы).
В случае подачи апелляционной жалобы оспариваемое решение вступает в силу после принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения по ней. Поэтому подача апелляционной жалобы предоставляет налогоплательщику возможность отсрочить исполнение обжалуемого решения.
Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (п.п. 1 и 2 ст. 139 НК РФ).
Подача жалобы (апелляционной жалобы) должна осуществляться с соблюдением установленных сроков и требований к ее форме и содержанию (ст.ст. 139, 139.1, 139.2 НК РФ). В ином случае жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена вышестоящим налоговым органом без рассмотрения. Исчерпывающий перечень оснований для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения вышестоящим налоговым органом приведен в ст. 139.3 НК РФ.
Факт подачи жалобы (не апелляционной) обязывает налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган. Если нарушения устранены, то жалоба может быть оставлена вышестоящей инстанцией без рассмотрения. Соответствующе положения установлены в п. 1.1 ст. 139 , пп. 5 п. 1 и п. 4 ст. 139.3 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей с 2 июня 2016 года).
Как пояснили в АНО «Глобус», при этом необходимо учитывать, что решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения не является свидетельством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, поскольку жалоба (апелляционная жалоба) не рассматривается по существу. В то же время оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с соответствующей жалобой, за исключением случаев, установленных в п. 3 ст. 139.3 НК РФ. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ).
Податель жалобы (апелляционной жалобы) в течение всего срока с момента ее подачи и вплоть до принятия по ней решения вправе:
— представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако такие документы рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если будут представлены пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п.п. 1, 4 ст. 140 НК РФ);
— отозвать жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает ее подателя права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).
Рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) со всеми полученными документами и вынести решение по ней вышестоящий налоговый орган обязан в порядке и сроки, установленные в ст. 140 НК РФ. Рассмотрение осуществляется без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением предусмотренных в п. 2 ст. 140 НК РФ случаев.
Перечень решений, принимаемых по жалобе, приведен в п. 3 ст. 140 НК РФ. Принятое по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) решение вышестоящего налогового органа вручается или направляется ее подателю (п. 6 ст. 140 НК РФ).
В случае несогласия с принятым вышестоящим налоговым органом решением податель жалобы (апелляционной жалобы) может обжаловать его в ФНС России и (или) в судебном порядке (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
НК РФ установлены дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Таким образом, право на обращение в суд по налоговым спорам податель жалобы (апелляционной жалобы) получает (п. п. 2, 3 ст. 138 НК РФ):
— со дня, когда ему стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе,
— или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ.
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
- 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Viber, Telegram,Signal)
- 800-101-55-04 (Бесплатный звонок по России)
Акт налоговой проверки — не приговор
Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):
- если камеральная проверка выявила нарушения;
- при любой выездной проверке (ВНП).
Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).
Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:
- по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
- по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.
Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.
Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.
К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.
Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.
Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки
Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.
В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.
Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).
Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.
Как осуществляется рассмотрение акта налоговой проверки
Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы предоставить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).
В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.
Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):
- личное присутствие;
- отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.
Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица итоговое решение по материалам). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектором допущено неправильное применение закона. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.
Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.
В конце рассмотрения практически никогда не объявляется «вердикт», поэтому не стоит требовать выдачи решения сразу.
В каких случаях будут дополнительные мероприятия налогового контроля
В ситуации, когда в результате первичного рассмотрения материалов налоговой проверки представители инспекции посчитают, что нужны еще доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть налоговое правонарушения могут быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. Об этом принимается специальное решение, в котором оговариваются виды мероприятий: истребование документов (кстати, не только у налогоплательщика), допросы свидетелей, экспертизы. Срок проведения не может быть более месяца (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Важно понимать, что целью этих действий может быть только сбор дополнительных доказательств по обнаруженным правонарушениям. Но никак не поиск доказательств, выявляющих иные, ранее не оговоренные правонарушения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если указанные мероприятия проводились, то не позднее 15 дней с момента, когда они закончились, налоговая должна оформить дополнение к акту налоговой проверки. Оно должно содержать информацию о мероприятиях, которые прошли + какие дополнительные доказательства удалось обнаружить (абз. 2 п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Оформленный документ и свежие доказательства требуют вручения/направления налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней со дня, в котором были составлены дополнения. После чего у субъекта хозяйствования будет еще 15 рабочих дней для передачи своих возражений с учетом новых фактов (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Когда указанный период закончится, будет повторное рассмотрение материалов налоговой проверки. Налогоплательщик должен быть извещен об этом обязательно.
Вынесение решения по результатам налоговой проверки
Решение выносится начальником инспекции/его замом, когда оканчивается рассмотрение материалов проверки (с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля или без таковых). Его суть: привлечение/ отказ в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Причем непривлечение означает, что не будет санкций (штрафов), т.к., например, истекли сроки давности (ст. 113 НК РФ). Но недоимки, которую выявила проверка, избежать не удастся.
Срок вручения субъекту хозяйствования вынесенного решения — 5 рабочих дней.
Что будет после вынесения решения? Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу и приобретает обязывающий характер для налогоплательщика в том случае, когда:
- не подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы — 1 месяц после того, как решение было получено субъектом хозяйствования);
- жалоба была направлена, однако ее не удовлетворили в полном объеме или частично. Если частичное удовлетворение имело место, то решение обращается к исполнению частично: то, что не было отменено.
При этом, даже если налогоплательщик жаловался только на часть решения, это «тормозит» исполнение всего решения (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Это значит, взыскать доначисленное налоговый орган сможет только после того, как будет принято решение по «частичной» апелляционной жалобе.
Однако осложнить (а нередко и парализовать) текущую деятельность налогоплательщика налоговая может и до того, как выйдет срок на обжалование решения. Это обусловлено возможностью принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества соответствующего субъекта хозяйствования без согласия налогового органа. Запрет применяется последовательно к:
- недвижимому имуществу (даже если оно не задействовано в производстве продукции (работ, услуг));
- транспортным средствам, ценным бумагам, предметам дизайна служебных помещений;
- другому имуществу (кроме готовой продукции, сырья и материалов);
- готовой продукции, сырья и материалов.
Также могут быть приостановлены операции по счетам в банках. Но это крайняя мера, допустимая только если совокупная стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета менее общей суммы доначислений. Приостановлением можно «обеспечить» возникающую разницу.
Возможность применить обеспечительные меры увязана с достаточными основаниями у налогового органа полагать, что без указанных мер исполнить в будущем решение и (или) взыскать недоимку/пеню/штраф может быть, как минимум, затруднительно. Как видим, законодательство оперирует оценочным суждением в части обоснованности обеспечительных мер. Это существенно увеличивает количество споров, связанных с досудебным обжалованием и судебным оспариванием обеспечительных мер (соответствующих решений, которыми вводятся меры). Даже можно говорить об отдельной категории соответствующих споров.
Как обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе
Глава 19 НК определяет процедуру обжалования решения налоговой инспекции, которое стало итогом выездной или камеральной налоговой проверки. Важно: до того, как оспаривать решение в суде, нужно пройти досудебный порядок — обжалование в вышестоящем налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Подача апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение осуществляется не позднее одного месяца, начинающего течь после того, как решение было вручено. Правомерна и другая «временная отметка», с которой начинает течь срок на подготовку и направление апелляционной жалобы: шестой (рабочий) день после отправки решения заказным письмом (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
В апелляционной жалобе должны быть указаны:
- наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН и адрес места нахождения (жительства);
- дата и номер обжалуемого решения;
- наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (могут быть повторены и дополнены доводы возражений по акту налоговой проверки);
- требования лица, подающего жалобу (об отмене обжалуемого решения полностью или в части);
- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).
Обратите внимание, что даже если субъект хозяйствования затрудняется обосновать неправомерность принятого налоговой решения (не сформулирует все фактически имеющиеся доводы), то в дальнейшем количество использованных аргументов можно увеличить. Не будет иметь значение факт отсутствия соответствующих доводов при первичном (досудебном) обжаловании (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Апелляционная жалоба, хотя и адресуется вышестоящему налоговому органу, фактически отправляется в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Далее не позднее 3-х рабочих дней фактический адресат передает жалобу (вместе с материалами налоговой проверки) выше.
Как происходит рассмотрение жалобы вышестоящим органом?
Обычно решение по апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган принимает в течение одного месяца после ее получения. При этом участие отправителя жалобы в рассмотрении не требуется (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 140 НК РФ). Но могут быть и другие ситуации.
С 17 марта 2021 года действует правило, согласно которому жалобы могут быть дополнены документами, свидетельствующими о верности использованных аргументов. Причем по ходатайству налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган рассмотрение апелляционной жалобы можно приостанавливать полностью или частично на срок до полугода (п. 1 ст. 140 НК РФ). Принять решение по ходатайству (удовлетворить или отказать в удовлетворении) уполномоченный орган должен в течение 5 рабочих дней. Затем эта информация должна быть доведена до заявителя не позднее 3-х дней, исчисляемых после принятия решения по ходатайству.
Если ходатайство было удовлетворено, то уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца после получения документов, которые послужили причиной приостановления процесса.
Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен на месяц. Это допускается если для рассмотрения жалобы требуется какая-либо документация/сведения от нижестоящих налоговых органов. Также продление сроков может быть и в ситуации, когда субъектом хозяйствования представлялись дополнительные документы к жалобе. Если срок рассмотрения жалобы пролонгировался, об этом обязательно нужно известить налогоплательщика в течение 3-х рабочих дней.
Еще одной правовой новеллой, действующей с весны 2021 года, является правило, позволяющее вышестоящему налоговому органу привлечь к процессу рассмотрения жалобы самого налогоплательщика, если это поможет получить от него необходимые пояснения относительно имеющихся в деле противоречий и несоответствий (абз. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ). В такой ситуации отправитель жалобы информируется, когда и где будет рассматриваться жалоба. При этом личное участие налогоплательщика в процессе необязательно. Можно организовать использование видео-конференц-связи.
Варианты результата рассмотрения апелляционной жалобы (решения):
- об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.
Последнее случается тогда, когда по итогам работы с жалобой вышестоящий налоговый орган выявляет, что были нарушены существенные нормы процесса рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, эти нарушения повлекли ситуацию, когда налогоплательщик не имел возможности возразить против заключений инспекции, аргументировать свою позицию, в т.ч. путем представления каких-либо документов. При указанных обстоятельствах вышестоящий налоговый орган осуществляет отмену соответствующего решения, но рассматривает указанные материалы и принимает, учитывая их, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Важно понимать, что вышестоящий налоговый орган не имеет права определять налоговые обязательства отправителя жалобы в более крупном размере, чем это сделала нижестоящая инспекция. Однако он может внести дополнения или изменение в правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, использованное нижестоящим налоговым органом. Кроме того, допускается исправление арифметических ошибок и опечаток (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Отправитель жалобы должен быть извещен о результатах ее рассмотрения (получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы), в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения по жалобе.
В какое время и каким образом обжаловать решение в суде
Субъекты хозяйствования правомочны оспаривать законность решения налоговой инспекции в арбитражном суде. Это можно сделать не позднее 3-х месяцев, исчисляемых со дня получения решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если вдруг решение по каким-то причинам не принято, то срок на судебное оспаривание начинает течь, когда закончится срок на принятие решения (с учетом всех возможных его продлений и приостановлений) (п. 3 ст. 138 НК РФ).
В заявлении, которое готовится для того, чтобы признать решение налоговой инспекции недействительным должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда, в который подается заявление (арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое решение);
- наименование (Ф.И.О.) заявителя;
- адрес места нахождения (жительства) заявителя;
- дата и место рождения заявителя — индивидуального предпринимателя и место его государственной регистрации в этом качестве;
- номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;
- наименование и адрес места нахождения налогового органа, который принял оспариваемое решение;
- название, номер и дата оспариваемого решения;
- факты, на которых основаны требования, и доказательства в подтверждение указанных фактов;
- права и интересы, предоставленные законом, которые, с позиции заявителя нарушаются оспариваемым решением;
- акты законодательства, которые, как считает заявитель, не соблюдаются в оспариваемом решении;
- информация об обжаловании оспариваемого решения в вышестоящем налоговом органе;
- требование заявителя признать решение недействительным;
- список документов, которые прилагаются к заявлению.
К заявлению в судебную инстанцию нужно приложить:
- копия решения налоговой, которое оспаривается;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (300 руб. — ИП, 3 тыс. руб. — для компаний);
- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (копия);
- апелляционная жалоба на оспариваемое решение (копия);
- решение вышестоящего налогового органа по итогам рассмотрения апелляционной жалобы (при наличии) (копия);
- документы, которые подтверждают, что в налоговую инспекцию отправлены копии заявления в суд (об этом свидетельствуют квитанция из почты и опись вложения);
- подтверждающие направление в адрес налоговой инспекции копии заявления в суд (почтовая квитанция, опись вложения);
- документ, который подтверждает правомочность подписывать заявление в суд (это может быть выписка из ЕГРЮЛ или доверенность — в зависимости от того, кто подписал заявление;
- документы (копии), которые аргументируют доводы и требования, указанные в заявлении.
Заявление и приложения к нему в письменной форме направляются в канцелярию арбитражного суда. Альтернативой служит направление заявления в электронном варианте. В последнем случае требуется следовать порядку, утвержденному Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 № 252.
Надлежаще поданное заявление принимается арбитражным судом к своему производству, о чем выносится соответствующее определение, в котором зачастую сразу же видно день и время предварительного судебного заседания. Его цель — подготовить дело к судебному разбирательству. На этой стадии судебного процесса субъекту хозяйствования важно направить в материалы судебного дела доказательства правильности примененного им налогообложения и ошибочности мнения налоговой инспекции. Также рекомендуется при необходимости заявить суду ходатайства об истребовании у налогового органа документов, имеющих отношение к спору, если их представление налогоплательщику не было обеспечено в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
К судебному разбирательству, основанному на обвинении в совершении сделок с «техническими компаниями» или в необоснованном «дроблении бизнеса», по ходатайству заявителя нередко привлекаются третьи лица — контрагенты налогоплательщика и хозяйствующие субъекты, признаваемые налоговым органом подконтрольными налогоплательщику.
Стандартный срок рассмотрения судом дел об оспаривании решений налоговых органов — 3 месяца. Но возможно его продление до 6 месяцев (ч. 1 ст. 200 НК РФ).
Неудовлетворительный для субъекта хозяйствования результат разбирательства в суде первой инстанции не предопределяет исход обжалования решения суда в апелляционной и кассационных инстанциях, но существенно понижает его шансы на успех.
Главные правила защиты от налоговых претензий
Готовьтесь к затяжной борьбе. Налоговые органы легко идут на нарушение процедурных сроков во избежание формального нарушения прав налогоплательщиков на представление своих возражений против предъявляемых претензий, а также в целях получения дополнительных доказательств совершения налогоплательщиками правонарушений.
Проверяйте расчеты инспекции и содержание документальных доказательств, положенных в основу акта налоговой проверки и решения. Нередко обнаруживаются ошибки, приводящие к завышению исчисленных сумм недоимки, пени и штрафа; «грешат» инспектора и тем, что искажают факты.
Если убеждены в своей невиновности, содействуйте налоговому органу в установлении действительной картины. Не скрывайте информацию, которая может послужить уменьшению «цены» налоговых претензий уже на ранних стадиях спора.
По возможности не уклоняйтесь от участия лично или через представителя в процедурах урегулирования спора. Живой контакт с должностными лицами налогового органа или с судьей помогает лучше понять их отношение к выдвинутым обвинениям и соответственно этому корректировать свою линию защиты.
Поручите ведение спора налоговым юристам как можно раньше. Их опыт представления интересов налогоплательщиков в налоговых органах и в судах, а также знание актуальной правоприменительной практики позволят рационально подойти к решению возникшей проблемы. Контроль со стороны налоговых юристов за соблюдением всех процедур урегулирования спора и совершение ими необходимых процессуальных действий не допустят непоправимых ошибок. Профессионально подготовленные процессуальные документы и юридически грамотное донесение позиции налогоплательщика часто оказывают положительный эффект, позволяющий привлечь внимание налогового органа или суда даже к самому, казалось бы, безнадежному для налогоплательщика делу.