Статья 137 НК РФ предлагает налогоплательщикам два решения в случае если, по их мнению, они столкнулись с нарушением своих прав инспекторами налоговой службы. В зависимости от ситуации само нарушение может быть проявлено незаконными действиями или, напротив, бездействием представителей налоговой, их актами, которые накладывают определённую ответственность на налогоплательщиков, или штрафными санкциями.
Стоит отметить, что важную роль играет соблюдение досудебного порядка в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса. Оно тоже имеет две формы, выбор одной из которых осуществляется согласно двум факторам:
- Вступление акта в силу;
- Особенности решений и действий, подлежащих обжалованию.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса принято выделять целый ряд особенностей налоговых досудебных споров об обжаловании ещё не вступивших в действие актов и других решений, составленных представителями Федеральной налоговой инспекции о привлечении к ответственности лиц. В первом случае законодательство предписывает подачу апелляционной жалобы, во втором – обычную жалобу.
24.01.2020 в здании Межрайонной ИФНС России № 7 по Самарской области проходил семинар по теме:«Процедура досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах перед судебным разбирательством».
Данная статья посвящена рассмотрению проблем досудебного урегулирования налоговых споров. Были проанализированы преимущества, разные варианты урегулирования налоговых споров. Одним из важных моментов является внедрение налогового мониторинга, который сказывается положительно как на налогоплательщиках, компаниях, так и на налоговых органах. В результате снизилось количество жалоб и нагрузка на судебную систему. В настоящее время политика досудебного урегулирования постоянно модернизируется и становится гораздо удобнее.
Обращаем внимание интернет-аудитории, что все акты ненормативного характера, решения, действия (бездействие) могут быть обжалованы любым налогоплательщиком в установленные сроки путем подачи жалобы в письменном виде в вышестоящий налоговый орган. Не следует забывать об обязательности досудебного урегулирования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст.101 НК РФ.
Также разъясняем налогоплательщикам о возможности направления в вышестоящий налоговый орган жалоб и обращений в электронном виде.
Что такое «досудебное урегулирование?»
Досудебное урегулирование налоговых споров — это комплекс предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке именно в целях урегулирования налогового спора. Досудебное урегулирование — это важнейшее средство осуществления принципов законности. Досудебное урегулирование — это прежде всего цивилизованная форма решения налогового конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. Каждое лицо имеет право оспорить и обжаловать акты налоговых органов, документов ненормативного характера. Также действия и бездействие должностных лиц соответствующего налогового органа, если эти соответствующие акты, действия или бездействия нарушают его права. Порядку досудебного урегулирования в НК РФ посвящено две главы 19 и 20, и соответственно, посвящено шесть статей, со ст.137 по ст.142 НК РФ. Акты, действия, бездействие должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган, к вышестоящему должностному лицу (т.е. в Управление ФНС России по Самарской области), так же и в суд, если другое не предусмотрено отдельными нормами НК РФ, на чем мы тоже отдельно остановимся. Таким образом, досудебный порядок, закрепленный НК РФ, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами и согласуется с обязанностью каждого платить налоги и сборы в установленные законом сроки. Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.
Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров:
— сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора, не доводя его до суда.
— дешевый способ урегулирования конфликта, экономия денежных средств, которые при рассмотрении спора арбитражным судом направляются на покрытие судебных расходов (оплата госпошлины, услуг юриста и т.д.). При урегулировании спора в досудебном порядке не уплачивается госпошлина, судебное разбирательство требует значительных финансовых средств.
— оперативность, время, потраченное на досудебное разбирательство гораздо меньше времени, необходимого для рассмотрения дела в суде. Согласно требованиям НК РФ жалоба рассматривается в месячный срок, с учетом продления – срок увеличивается дополнительно на 15 рабочий дней. В судебных инстанциях срок рассмотрения дела более значителен, а обжалование во всех инстанциях (первая, апелляционная, кассационная) увеличивает срок разбирательства и принятия окончательного решения.
— наличие права налогоплательщика на возможность обжалования решения налогового органа в досудебном порядке, т.е. до обращения в суд. Это упрощает процедуру, особенно при успешном решении спора в вышестоящем налоговом органе.
— в случае дальнейшего обращения в суд налогоплательщик может учесть позицию вышестоящего налогового органа и более качественно подготовиться к судебному разбирательству.
— в случае обжалования решения по результатам камеральной или выездной налоговой проверки в апелляционном порядке (т.е. на решение не вступившее в силу) отсутствие мер со стороны налогового органа по взысканию доначисленных сумм.
— истечение срока давности при привлечении к ответственности, урегулирование спора на стадии представления возражений на материалы проверки, т.е. после вручения акта проверки, может послужить поводом для назначения проведения в отношении налогоплательщика мероприятий дополнительного контроля (в течение одного месяца) до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и последствие этому — потеря налоговым органом возможности назначения сумм штрафов. Согласно ст.113 НК РФ срок давности – 3 года со дня совершения налогового правонарушения до дня вынесения решения.
— более длительный срок для обжалования решений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно налогового законодательства данные решения могут быть обжалованы плательщиком в течение одного года со дня вынесения решения.
-возможность урегулирования спора до предъявления налоговых претензий и неблагоприятных последствий, связанных с их взысканием в случае пропуска срока для апелляционного обжалования принятого решения по результатам налоговой проверки (преимущества представления возражений на стадии рассмотрения материалов проверки).
— применение механизма досудебного урегулирования налоговых споров благоприятно сказывается и на работе судебных органов. Сокращение исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что вышестоящие налоговые органы реально исправляют очевидные ошибки нижестоящих инспекций. Это позволяет избежать поступления в суд заведомо бесперспективных дел.
Некоторые налогоплательщики считают, что претензионный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов – бесполезная трата времени и оттягивание реальной защиты нарушенных прав. Позвольте с этим не согласиться.
Во-первых, на время рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом решения налоговиков не вступают в силу (имеются в виду решения по выездным и камеральным проверкам). Соответственно, не производится принудительное взыскание доначисленных сумм.
Во-вторых, ФНС нацеливает региональные управления и территориальные инспекции на качественное рассмотрение конфликтных ситуаций с целью недопущения передачи в суд проигрышных дел. Об этом свидетельствует статистика – примерно 40% жалоб, рассмотренных в административном порядке, удовлетворяются в пользу организаций и физических лиц.
Цели и задачи внесенных поправок в Федеральный закон №153-ФЗ:
Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения
предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.
Целями названного закона являются:
· создание налогоплательщикам благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд;
· снижение нагрузки на судебную систему;
· обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров;
· повышение качества работы налоговых органов.
Подача возражений на акты налоговых проверок:
1. В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными: o В акте налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ), o В акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ)
Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
2. В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ).
При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.
Способы/варианты подачи возражений:
· В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа
· По почте
· Через представителя Загрузить
Обжалование решений по налоговым проверкам:
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п.2 ст.138 НК РФ). Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Виды жалоб на решения по проверкам:
1. Апелляционная жалоба
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. 2. Жалоба
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Каждый вправе обжаловать решения налогового органа по налоговым проверкам, если по его мнению они нарушают его права (ст.137 НК РФ). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган чьё решение обжалуется. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст.139 НК РФ). Решения Федеральной налоговой службы обжалуются в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Обжалование действий/бездействия, ненормативных актов налоговых органов:
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Примеры иных ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов которые могут быть обжалованы:
· отказ в возврате налога;
· решение о приостановлении операций по счетам;
· требование об уплате налога, пени или штрафа;
· решение о взыскании налога;
· отказ в предоставлении налогового вычета;
· и иные.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чьи документы, действия/бездействия обжалуются. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа, вынесшего оспариваемый документ, совершившего оспариваемое действие или допустившего неправомерное бездействие, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган.
При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).
Когда налогоплательщик имеет право обратиться в суд?
В соответствии с частью 4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Не следует забывать про обязательный порядок обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в досудебном порядке. В отношении данных решений налогового органа срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров (Определение ВАС РФ от 29.09.2011 №ВАС-10025/11 по делу №А12-10341/2010).
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии сзаконодательствомоб обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
В текущей редакции Налогового кодекса такое полномочие у налогового органа отсутствует, но необходимо понимать, что в ряде случаев рассмотрение жалобы по существу невозможно. Например, налогоплательщик отозвал жалобу или есть уже обязательный для исполнения судебный акт. Иногда в налоговый орган поступает жалоба от лица, полномочия которого в установленном порядке не подтверждены. Все приведенные примеры свидетельствуют о невозможности рассмотрения жалобы и необходимости оставления ее без рассмотрения. Это было учтено при подготовке законопроекта. При формировании предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс мы каждый случай оставления жалобы без рассмотрения продумывали на предмет, не будет ли это нарушать права налогоплательщиков. Оставленные в законе случаи, действительно, не позволяют налоговому органу рассмотреть жалобу в следующих случаях: отсутствие подтверждения полномочий на подачу жалобы, пропуск срока на подачу того или иного вида жалобы, последующий отзыв жалобы, повторная подача жалобы по тем же основаниям. При этом увеличенный до одного года срок на подачу жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов предоставляет достаточно времени на исправление недостатков ранее поданной ненадлежащим образом жалобы.
Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?
Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
Во избежание конфликтной ситуации, связанной с нарушением прав налогоплательщика, Вы вправе обратиться в налоговый орган за разъяснениями действий инспекции, по телефону «горячей линии» 88002222222.
В заключении хочется поблагодарить интернет-аудиторию за то, что нашли время и прочитали нашу статью.
Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.
Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.
- 1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)
- ПРИМЕР
- 2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа
- 3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика
- 4 этап. Обращение в суд
- «Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
- Что значит – выполнить досудебный порядок урегулирования спора?
- Когда досудебный порядок обязателен?
- По каким ещё спорам обязательно писать претензию (жалобу)
- Обязательный досудебный порядок – не просто формальность
- Как правильно написать претензию?
- Что обязательно должно быть в претензии, чтобы досудебный порядок считался соблюдённым
- Как направить претензию?
- Сохраните доказательства
- Сколько ждать ответ на претензию?
- Налоговые споры и их причины
- Досудебные и судебные споры
- Досудебное разрешение споров
- Налоговые судебные споры
- Можно ли избежать доначислений?
- Консультации по налоговым спорам
1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)
В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.
В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?
Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).
В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
ПРИМЕР
Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.
Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.
Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).
Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).
При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).
2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа
Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).
3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика
Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.
По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).
Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.
4 этап. Обращение в суд
Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.
Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.
ДОСУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
Более полутора лет действует обязательный порядок досудебного обжалования всех налоговых споров. В их перечень входят споры, связанные с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц. О том, как и в какие сроки жаловаться налогоплательщику, пойдет речь в настоящей статье.
Обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых инспекций по камеральным и выездным проверкам действует с 1 января 2009 года. А начиная с 1 января 2014 г., Федеральным законом от 02.07.2013 г. №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (далее по тексту — Закон №153-ФЗ) обязательный досудебный порядок введен и в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов.
На что жалуемся?
Как уже было отмечено, с 1 января 2014 г. для всех налоговых споров стал обязательным досудебный порядок обжалования.
Что представляют собой акты налоговых органов ненормативного характера? Как отмечено в п.48 Постановления Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 г. акт налогового органа ненормативного характера — это документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Однако вышеупомянутое постановление утратило силу в связи с принятием Пленумом ВАС Постановления №57 от 30.07.2013 г., в котором уже не содержится определение данному понятию.
Как правило, на практике чаще всего оспариваются такие решения налоговых органов ненормативного характера как решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговых деклараций, о приостановлении операций по банковским счетам.
Несоблюдение с 1 января 2014 г. досудебного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов (например, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств) является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (Определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).
Таким образом, все жалобы (за исключением имущественных исков) должны пройти досудебную процедуру обжалования.
Несмотря на то, что процедура досудебного урегулирования налоговых споров не затрагивает имущественные требования (например, возврат или зачет излишне уплаченных либо взысканных налогов), наличие судебной практики свидетельствует о том, что налоговые органы и к имущественным искам пытаются применить досудебную процедуру обжалования. Так, по мнению налоговой инспекции, обращение в суд с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины свидетельствует о злоупотреблении налогоплательщиком предоставленными ему правами и в этом случае также обязателен порядок досудебного урегулирования спора. Но, как отметили судьи со ссылкой на п. 65 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», при рассмотрении исков налогоплательщиков, в том числе о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. А вопросы порядка исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должны разрешаться применительно к требованиям п. 3 ст. 79 НК РФ (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2015 г. №А26-4080/2014, Северо-Кавказского округа от 04.08.2014 г. №А32-28683/2012).
Аналогичная ситуация обстоит и с требованием об уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога. В этом случае судьи также отказывают налоговым органам в праве на применение досудебного обращения в ИФНС за выплатой таких сумм. При этом судьями не принимается ссылка налогового органа на п. 2 ст. 138 НК РФ, согласно которому действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС, поскольку в данном случае налогоплательщик заявил не требование о признании незаконными действий (бездействия) ИФНС, связанных с выплатой процентов, а имущественное требование об их взыскании (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2014 г. №А19-3515/2014).
Правила досудебного обжалования
Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением налогового органа (будь то решение по результатам налоговой проверки либо решение о приостановлении операций по банковским счетам), то на первом этапе ему необходимо подать в вышестоящий налоговый орган жалобу (апелляционную жалобу).
Жалобы по итогам решений налоговых проверок разделяются в зависимости от процедуры обжалования на апелляционные и общие жалобы.
Апелляционной жалобой оформляется несогласие налогоплательщика с решением налогового органа, не вступившего в силу (п.9 ст. 101 HК РФ), а жалобой — вступившее в силу решение налогового органа.
Специального бланка для жалобы в вышестоящий налоговый орган нет, а в п.2 ст. 139.2 НК РФ определены лишь реквизиты такой жалобы:
-фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
-наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
-основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-требования лица, подающего жалобу.
Заявитель может воспользоваться образцами жалоб, размещенными на сайте налогового органа (http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/appeal/serve/).
На втором этапе жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговая инспекция, решения (действия или бездействие ее должностных лиц) которой обжалуются, обязана в течение трех рабочих дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).
Таким вышестоящим налоговым органом для МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам является ФНС РФ, для инспекций местного, районного масштаба — УФНС по соответствующему субъекту РФ.
На заключительном этапе по итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган выносит решение, которое вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Сроки обжалования решений налогового органа зависят от того, вступило ли оно в силу или нет. В отношении не вступившего в силу решения налогового органа апелляционная жалоба подается в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В том случае, если срок для подачи жалобы истек, а заявителем не представлены уважительные причины для его восстановления, то судами выносятся решения, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения.
Так, в Определении арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 г. №А76-6840/2015 была рассмотрена ситуация, когда оспариваемое решение вручено заявителю 05.07.2013 г. В апелляционном порядке данное решение не оспаривалось. Срок для подачи жалобы истек 05.07.2014 г., а поскольку судом не установлены уважительные причины и основания для восстановления срока подачи жалобы, то арбитражный суд оставил исковое заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).
Жалоба на иные акты налогового органа (за исключением решений по налоговым проверкам), действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в течение одного года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Эти сроки установлены для инициаторов жалоб — налогоплательщиков.
Сроки рассмотрения жалоб
Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом зависят от их вида. Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматривается в течение одного месяца со дня их получения. При этом срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц, если:
— возникнет необходимость в получении от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы;
— лицо, подавшее жалобу, представило дополнительные документы (абз. 1 п.6 ст.140 НК РФ).
Решения по иным жалобам принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).
Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы должно быть вручено (направлено) заявителю в течение трех дней со дня его принятия (абз. 3 п.6 ст.140 НК РФ). И по результатам рассмотрения жалобы в эти же сроки (в течение трех рабочих дней) заявителю направляется (вручается) решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом (абз. 4 п.6 ст.140 НК РФ).
А жалоба на решение (либо иной акт ненормативного характера), принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.
«Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕТЕНЗИОННЫЙ, ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК
УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ
Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).
Досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела:
— об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ);
— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ);
— о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);
— по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ);
— о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ);
— приказного производства (гл. 29.1 АПК РФ);
— связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (гл. 30 АПК РФ);
— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ),
а также при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52, ст. 53 АПК РФ).
При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству — оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Также см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» и Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020.
Споры с обязательным досудебным порядком
Досудебный порядок урегулирования спора – довольно эффективный способ разрешить конфликт интересов или взыскать долг без суда. В каких случаях досудебное урегулирование обязательно? Как правильно составить претензию или жалобу, чтобы сохранить деловые отношения и получить добровольное исполнение своих требований?
Что значит – выполнить досудебный порядок урегулирования спора?
Выполнить досудебный порядок – значит направить в адрес оппонента письменное обращение с описанием сути претензии, требованиями, расчётом сумм задолженности и компенсаций.
О конкретной форме такого обращения в законе не говорится. В большинстве случаев это досудебная претензия. Иногда – предупреждение, например, когда арендодатель планирует расторгнуть договор аренды (ст. 619 ГК РФ). В спорах с ФНС и другими контрольно-надзорными органами – это жалоба.
Досудебный порядок урегулирования спора может быть также реализован с использованием переговоров, медиации или другой примирительной процедуры, если такой способ указан в договоре как обязательный.
https://youtube.com/watch?v=A8EAgg1QA48%3Fautoplay%3D1%26rel%3D0%26mute%3D1
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
Когда досудебный порядок обязателен?
Досудебный порядок урегулирования спора обязателен, если такое условие есть в вашем договоре, или такая обязанность прямо указана в законах (ч. 5
ст. 4 АПК РФ, п. 3
ст. 132 ГПК РФ, ч. 3
ст. 4 КАС РФ и т. д.).
Нельзя сразу подавать заявление в суд, если для вашего спора предусмотрен обязательный досудебный порядок. Иск вернут или оставят без рассмотрения.
Досудебное взыскание долгов по договорам, другим сделкам или возникшим вследствие неосновательного обогащения всегда предполагает обязательный досудебный порядок.
По каким ещё спорам обязательно писать претензию (жалобу)
- о взыскании обязательных платежей и санкций;
- об обжаловании решений налоговой службы;
- о расторжении, изменении договоров;
- об отказе в государственной регистрации компаний, ИП;
- о выплатах по договору ОСАГО и др.
Здесь есть полный перечень видов споров с обязательным досудебным порядком.
Обязательный досудебный порядок – не просто формальность
- договориться о выгодном для сторон решении;
- сэкономить десятки и даже сотни тысяч рублей на судебных расходах: оплате госпошлины, проведении экспертиз, оценок и т. д.;
- сэкономить время (от 3 месяцев и более);
- сохранить репутацию и здоровые отношения с контрагентами.
Даже если имеется серьёзный конфликт интересов, всегда есть шанс решить проблему без суда, если привлечь независимого медиатора и грамотно составить претензию (жалобу).
Как правильно написать претензию?
Претензия – это письменное обращение, в котором кредитор излагает суть и основания своих требований, указывает срок их удовлетворения и предупреждает должника о возможном обращении в суд в случае своевременного неисполнения этих требований.
Что обязательно должно быть в претензии, чтобы досудебный порядок считался соблюдённым
- Реквизиты, идентифицирующие получателя и отправителя;
- Чёткие недвусмысленные требования и обстоятельства, на которых основаны эти требования. Например «прошу вернуть задолженность по договору купли-продажи № 25 от 25.05.2020 в размере 500 000 рублей»;
- Срок, когда оппонент должен их выполнить. Например: «в 30-дневный срок до 05.05.2021 года»;
- Ссылки на нормы закона. Например: «Так как ваша компания своевременно не оплатила товар, требуем провести оплату товара и процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ».
- Доказательства, которые подтверждают наличие задолженности или другие нарушения: договор, чеки и квитанции об оплате, акты приёма-передачи, заключения экспертиз и оценки, фото, видео, переписка по интернету, заверенная у нотариуса и т. д.;
- Подпись (электронная подпись), дата.
Жалоба составляется аналогично. На сайтах уполномоченных органов есть образцы и формы жалоб, а также информация о том, как и куда направить обращение. Например, на сайте ФНС
здесь.
Как направить претензию?
Способ отправки претензии (жалобы) имеет большое значение. Если обращение направить неправильно, суд сочтёт досудебный порядок несоблюдённым и вернёт иск.
В первую очередь, посмотрите, есть ли в вашем договоре пункт о том, как должна быть направлена досудебная претензия. Если есть, то направьте согласно договору.
Если нет, отправьте ценным письмом с описью и уведомлением (это предпочтительный способ отправки претензии).
Допускается направить претензию по e-mail, но только в том случае, если этот способ подробно и недвусмысленно прописан в вашем договоре, с указанием электронных адресов сторон.
Сохраните доказательства
Сохраните квитанции об отправке, претензию с отметкой о принятии, распечатки электронной переписки, заверенные у нотариуса. Все доказательства нужно будет прикрепить к исковому заявлению, иначе суд оставит иск без движения (ст. 126, 128 АПК РФ) или без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).
Сколько ждать ответ на претензию?
Если в течение срока, который вы указали в претензии, вам не перевели деньги или не выполнили другие требования, обращайтесь в суд.
Срок ожидания перед подачей в суд не может быть меньше, чем указан в вашем договоре, или даётся по закону для досудебного урегулирования по данной категории споров. Если не выдержать положенный срок, то суд вернет иск.
Например, согласно ч. 5 ст.4 АПК РФ, срок на досудебное урегулирование по спорам о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, не может быть меньше 30 календарных дней со дня направления претензии (если иные сроки не установлены законом или договором).
Если не знаете, сколько ждать ответ на претензию, прежде чем подать иск, рекомендуем выждать 30-дневный срок с того дня, когда вы направили претензию.
Ежегодно вносятся десятки изменений в налоговое законодательство РФ. К примеру, за 2019 год их было свыше 30, включая такие ощутимые, как повышение НДС до 20% и ввод особого налогового режима для самозанятых граждан. Отслеживать эти изменения, а также своевременно, безошибочно и в полном объеме подавать отчетность и оплачивать налоги, увы, получается не всегда.
Даже когда бизнесмен уверен, что все сделал правильно, у налоговой на этот счет может быть совершенно иная точка зрения. Так появляются налоговые споры — расхождение в финансовых данных и их трактовке у налогоплательщика и фискального органа.
Как корректно выйти из ситуации и цивилизованно решить возникший налоговый спор? Какие вообще бывают спорные ситуации в сфере налогового учета? Кто и как их инициирует? Разберемся в данной статье.
Налоговые споры и их причины
Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.
Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.
Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.
В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.
В самом общем виде налоговый спор возникает, когда плательщик не согласен с мнением налогового органа относительно выписанного «бремени» — взыскания, штрафа, пени. Зачастую подобные споры возникают в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.
Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.
В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.
К первому виду причин относятся:
- необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
- спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
- приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
- отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.
Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.
Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.
Досудебные и судебные споры
В досудебном урегулировании налогового спора, как правило, заинтересованы обе стороны. Как было сказано выше, для налогового органа статистика по снижению количества судебных обращений служит показателем эффективной работы. А для налогоплательщиков доведение до судебного разбирательства невыгодно с материальной точки зрения: оно оборачивается дополнительными тратами на оплату издержек судопроизводства (по статистике, 70% дел проигрываются). Не избежать и потери времени: рассмотрение может занять до трех месяцев.
Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров существенно снижает нагрузку на саму судебную систему (ежегодно в арбитраж поступают десятки тысяч исков, связанных с применением налогового законодательства). Согласно официальным данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15–20% и более.
Рассмотрим основные принципы досудебного и судебного урегулирования разногласий.
Досудебное разрешение споров
Досудебное разрешение споров имеет две основные формы. Во-первых, это рассмотрение жалоб на действия, бездействие или решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ФНС. Данная процедура имеет самостоятельное правовое регулирование и подчиняется ряду внутренних правил (статья 138 НК РФ). Во-вторых, это процедура завершения налогового спора с привлечением стороны-посредника. Она проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ).
Первый путь предлагает сама фискальная служба. В данном случае жалоба налогоплательщика адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подавать ее следует непосредственно в то налоговое отделение, чьи действия или решения оспариваются. Оттуда она уже будет направлена в вышестоящую инстанцию.
К преимуществам досудебного разрешения спорных налоговых ситуаций через ФНС относятся отсутствие госпошлин, простота подачи жалобы, быстрые сроки рассмотрения и принятия решения по жалобе.
Среди минусов данного способа урегулирования налогового спора — низкий процент решений в пользу налогоплательщиков. В ситуации, когда первичное и повторное обжалование в самом налоговом органе не принесло положительного результата, можно прибегнуть к «плану Б» или сразу обратиться в суд.
Второй вариант (он же «план Б») — обращение за помощью в компанию, которая готова выступить посредником (медиатором) в споре налогового агента и плательщика налогов. Согласно статье 1 Закона № 193-ФЗ, таким образом могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений (главным образом в сфере предпринимательской и других форм экономической деятельности), а также споры на почве трудовых (за исключением коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений. Процедура медиации проводится по взаимному согласию сторон с гарантией конфиденциальности информации и независимости посредника. Сторона-медиатор обязуется быть беспристрастной в рассмотрении фактов налогового спора. В то время как в случае с жалобой, поданной в ФНС, вышестоящий налоговый орган, выносящий решение по жалобе, подобных обязательств на себя не берет.
Процесс альтернативного досудебного разрешения налогового спора включает анализ причин конфликта и имеющейся документации. Далее следуют разработка стратегии примирения сторон, подготовка пакета необходимых документов, продумывание реакций на возможные вопросы и возражения сторон спора. После этого наступает главный этап — переговоры с участниками конфликта и принятие решения, удовлетворяющего все стороны. Наконец, решение фиксируется в виде медиативного соглашения и направляется участникам налогового спора для согласования.
К услугам медиатора можно обратиться как до, так и в ходе судебного процесса, но строго до вынесения судом решения. К другим преимуществам метода относятся поиск приемлемого для всех сторон решения, поддержание деловой этики и сохранение уважительных партнерских отношений между участниками спора.
Единственным минусом является то, что услуга платная. При взаимном согласии расходы могут быть разделены либо оплачены полностью одной из сторон.
Налоговые судебные споры
После безрезультативных досудебных попыток урегулирования налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение ФНС в суде. Порядок подачи и рассмотрения обращения регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ (глава 2, статьи 208–217.1) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (глава 24).
Основанием для заявления налогоплательщика в арбитражный суд могут быть:
- нарушения его прав и законных деловых интересов;
- отказ в предоставлении льгот и возврата излишне уплаченных сборов;
- незаконное наложение налоговых санкций, финансовых ограничений и каких-либо обязанностей на физическое или юридическое лицо, создание иных препятствий для ведения бизнеса или исполнения трудовых обязанностей.
В общем порядке арбитражный суд принимает к рассмотрению заявления в течение трех месяцев со дня, когда заявителя уведомили о нарушении его прав. Такой же период времени отводится суду для рассмотрения дела и вынесения решения. Указанный срок может быть продлен до полугода (например, в связи с особой сложностью дела).
Согласно статье 259 АПК РФ до вступления в силу решение арбитражного суда первой инстанции можно обжаловать в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба подается в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом первой инстанции.
Решение апелляционной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба подается в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.
К преимуществам судебного решения налогового спора можно отнести объективность суда, повышающую шанс налогоплательщика отстоять свою правоту.
Недостатком является расход материальных и временных ресурсов (оплата госпошлины и многомесячное ожидание решения).
В то же время допускается обращение к процедуре медиации или передача ведения дела юристу по налоговым спорам, что обеспечивает компетентную защиту, а также экономию сил и времени заявителя.
Можно ли избежать доначислений?
Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.
Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.
Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.
Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.
Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.
Консультации по налоговым спорам
Основная задача бизнеса — развиваться и приносить прибыль. Но чем успешнее идут дела бизнесмена, тем более пристальный интерес ощущает он со стороны налоговой службы, которая преследует иную цель — пополнение федерального бюджета за счет налоговых отчислений.
Иногда фискальный орган усматривает в действиях налогоплательщика желание сокрыть реальные доходы или неверно отразить их в отчетности. Чтобы отстоять свое честное имя и не переплатить, имеет смысл обратиться к экспертам в области налогового арбитража.
В решении налоговых споров верным союзником может стать аудиторско-консалтинговая компания «КСК групп», уверенно занимающая лидирующие позиции в сфере юридического и налогового сопровождения (по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА»).
«КСК групп» придерживается ROI-подхода и предоставляет клиенту не просто консультирование, а реальное решение задачи с прогнозом результативности. Специалисты компании с высокой степенью достоверности подсчитывают, какую сумму клиент сможет обжаловать, а значит, и сохранить на своих счетах.
Кроме того, юристы «КСК групп» могут выступить медиаторами в налоговом споре и посодействовать взаимовыгодному досудебному примирению между налоговой и налогоплательщиком. За 25 лет работы на рынке юридических и консалтинговых услуг компания накопила огромный практический опыт: авторитет и профессионализм специалистов «КСК групп» оценили уже более 800 крупных организаций, многие из них стали постоянными клиентами.