Что не так с российскими ценами на бензин / Экономика / Независимая газета

Что не так с российскими ценами на бензин / Экономика / Независимая газета Аналитика

Что не так с российскими ценами на бензин

россия, экспорт, бензин, цены

Растущие ценники на заправках продолжают беспокоить чиновников. Фото РИА Новости

РФ снизила объем экспорта бензина за первое полугодие более чем на 25%. А рост внутренних цен в рознице явно не превышает средний уровень инфляции. Тем не менее правительство грозит нефтяным компаниям запретом на экспорт бензина. Чего же добивается от нефтяных компаний Минэнерго и курирующий его вице-премьер Александр Новак? Ответ на этот вопрос должен был проясниться в понедельник на совещании Новака с представителями ведущих нефтяных компаний. 

На момент сдачи номера в печать итоги совещания не прояснились. На встречу пригласили руководителей профильных ведомств, нефтяных компаний и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), а также Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка, в его составе значительная доля частных сетей АЗС).

Нефтяные компании России сократили экспорт бензина в январе–июне 2021 года на 25,4% – до 2,813 млн т, сообщает таможенная служба.

Среди явных проблем нефтяного рынка можно назвать рост оптовых цен и региональные различия в доступе к бензину и дизтопливу. Правда, эти различия объясняются не столько розничными ценами, сколько многократными региональными различиями в зарплатах.

Больше всего бензина на свою зарплату могут купить жители территорий Крайнего Севера и обе российские столицы. Возглавили его, как и ранее, Ямало-Ненецкий автономный округ и Москва, где на среднюю зарплату можно приобрести более 2 тыс. л бензина марки АИ-92 в месяц. Жители Чукотки, Магаданской области и Ненецкого автономного края могут купить более 1,5 тыс. л в месяц. Меньше 600 л бензина марки АИ-92 могут купить жители Тамбовской области, Республики Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии и Дагестана.

Аналитики также указывают на значительный разброс цен на автомобильное топливо в российских регионах: от 42,74 руб. за литр бензина марки АИ-92 в Челябинской области, до 60 руб. за литр на Чукотке. Отметим, на начало августа средняя цена на бензин марки АИ-92 сложилась на уровне 45,72 руб. за литр, АИ-95 – 49,47 руб., АИ-98 – 56,82 руб., на дизельное топливо – 50,35 руб. за литр.

В ряде регионов РФ топливо дорожало с опережением инфляции. Так, выше общероссийского уровня темпы роста были зафиксированы в 35 регионах. Наиболее существенно – более чем на 10% – цены на бензин марки АИ-92 выросли в Республике Тыва, Республике Алтай и Ямало-Ненецком автономном округе, указывают в РИА Новости.

На последней неделе июля цены на топливо росли во всех регионах страны, кроме Дальнего Востока и Сибири, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. Однако в большинстве регионов рост цен не превышал 20 коп. Тем не менее розничные цены на бензин по всей России растут 11-ю неделю подряд, сообщают в организации.

Биржевые индексы цен на бензин марки АИ-92 на прошлой неделе обновили рекордные значения, следовало из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Так, биржевая стоимость Аи-92 составила 57,6 тыс руб за тонну. Стоимость бензина марки Аи-95 понизилась за день на 0,16%, до 58,7 тыс руб за тонну. Стоимость дизельного топлива выросла до 51,4 тыс руб. Стоимость бензина марки Аи-92 по итогам торгов в пятницу составила 56,8 тыс руб за тонну. Бензин АИ-95 составил 58,8 тыс. руб. за тонну. Его рекордная цена 22 июля составила 60 тыс. руб. за тонну. В целом с небольшими остановками стоимость бензинов на СПбМТСБ повышается с середины декабря 2020 года. Общий рост биржевых цен на бензин в 2021 году составил примерно 30%.

Подчеркивается, что ситуация на российском топливном рынке осложняется тем, что многие НПЗ этим летом закрыты на ремонт. Участники рынка говорят о рекордном для страны числе одновременных ремонтов НПЗ.

Дополнительный анализ:  Обзор цен на рожь в 2012-2020 гг.

Интересно, что очередной виток роста цен на топливном рынке произошел на фоне изучения кабмином возможности временного эмбарго на вывоз бензина из России. В частности, в конце июля Минэнерго предложило правительству выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина. Вице-премьер Александр Новак рассказывал, что Минэнерго продолжает рассматривать возможность запрета экспорта бензина, даже несмотря на приостановку роста биржевых цен, поскольку давление на рынок остается.

Глава Минэнего Николай Шульгинов рассказывал, что запрет на экспорт бензина будет вводиться в случае сохранения биржевых цен на рекордных уровнях (см. «НГ» от 23.07.21).

К слову, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщала, что нефтяные компании РФ уже сократили экспорт бензина: в мае 2021 года на 24,9% по сравнению с маем прошлого года – до 235 млн долл. Объемы снизились на 30,6% – до 407,6 тыс. т. В январе–мае 2021 года объем экспорта сократился на 18,8% – до 2,489 млн т (см. «НГ» от 01.08.21).

Шульгинов напоминал также, что на рынке действует демпфирующий механизм. Напомним, благодаря ему производители топлива получают повышенные выплаты для сдерживания цен на внутреннем рынке. Так, если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, государство компенсирует часть этой разницы нефтяникам, чтобы они не повышали цены в России. Если же российские цены оказываются выше экспортных, нефтяные компании передают в государственный бюджет часть средств от сверхприбыли от внутренних продаж. Однако «НГ» уже писала (см. «НГ» от 23.06.21), что, несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках уже в первый месяц лета росли со скоростью около 1% в неделю.

Эксперты считают, что запрет экспорта бензина может увеличить предложение продукта на внутреннем рынке, а также вызовет заметное снижение оптовых цен. «Введение запрета на экспорт автобензина может увеличить предложение продукта на внутреннем рынке на 120 тыс. – 350 тыс. т, или на 4–11% от уровня текущего спроса. В этом случае произойдет очень заметное снижение оптовых цен на продукт – на 6–7 тыс. руб. за тонну, а возможно, и более», – пишут аналитики группы «Петромаркет», добавляя, что падение оптовых цен негативно отразится на маржинальности российских НПЗ.

Если под запрет экспорта, кроме автобензина, попадет еще и нафта, это может привести к сокращению объемов переработки нефти в стране на 35%, или на 8,5 млн тонн в месяц. «Если запрет экспорта коснется не только нафты, но и автобензина ниже 5-го класса, переработке нефти в РФ грозит еще большее сокращение», – резюмируют в «Петромаркете».

Цены на топливо все же растут быстрее инфляции: инфляция составляет 4,5% с начала года, а стоимость бензина за тот же период выросла на 5,4%, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Эксперт считает, что если не предпринять мер, то за весь год рост стоимости бензина может составить уже около 10%. «Кроме того, стоимость топлива значительно влияет на динамику всех цен в стране – через цены на доставку товаров. В разных категориях продуктов питания и товаров первой необходимости вклад стоимости доставки в конечные цены составляет 5–25%. А это значит, что чем больше будут расти цены на бензин и дизель в России, тем больше будет расти инфляция, будут увеличиваться цены в магазинах», – рассуждает Деев.

Запрет экспорта бензина – это одна из крайних мер, которую правительство предпринимало раньше в 2021 году на короткий период, считает главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. «Запрет на экспорт насыщает внутренний рынок топлива и в результате снижаются сначала оптовые цены, а затем и розничные на АЗС. Проблема в другом: в стоимости бензина более 60% – это налоги и акцизы, порядка 10% – прибыль производителя, около 10% – прибыль розничного продавца (АЗС), остальное – себестоимость продукции. Здесь еще важно снижать уровень фискальной нагрузки, чтобы цены пошли вниз», – подчеркивает он.
Полный запрет экспорта бензина не приведет к резкому снижению цен внутри страны, а последствия будет иметь довольно неприятные, отмечает аналитик компании «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов: «Да, в течение нескольких месяцев хранилища будут заполнены топливом, а потом возникнет дефицит самих емкостей для хранения, их аренда станет дороже. Современная система создана так, чтобы был постоянный обмен: наполнение – продажа – новое наполнение. Потребитель практически не заметит изменения цен. Зато бюджет ощутит недопоступление денег от продажи нефти за рубеж». Эксперт считает, что стабилизировать цены внутри страны нужно заранее (пока цены на топливо растут медленней инфляции). «Для этого правительство может снова пересмотреть механизм демпфера либо сохранить экспорт топлива в приемлемом диапазоне», – говорит аналитик.

Дополнительный анализ:  Что такое аналитика форм в Яндекс Метрике и как ее использовать - Академия SEO (СЕО)

Позднее вечером в понедельник ТАСС сообщил, что решение о запрете экспорта бензина, которое в настоящий момент активно обсуждается в правительстве, не было одобрено и принято на совещании нефтяников с вице-премьером Александром Новаком. Как сообщил источник агентства, во время совещания со стороны властей звучали рекомендации компаниям увеличить объем предложения на бирже, в том числе за счет резервов, обеспечить их равномерные и регулярные поставки. Все это может способствовать снижению цен.

Высокий нетбэк

Рекомендации касаются повышения объема продаж топлива в III квартале 2021 года на 1 п.п. Ежедневная реализация нефтепродуктов должна осуществляться через биржу в объемах не менее 12% от объема производства для автомобильного бензина и 8,5% для дизельного топлива.

«Меры по увеличению предложения бензина на бирже должны способствовать сдерживанию цен», — заявил «Известиям» Алексей Калачев, аналитик ФГ «Финам».

Однако, по его словам, основная причина роста цен — высокий netback, а не нехватка топлива. «Посмотрим на данные Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). По данным на пятницу, 13 августа, Аи-92 котировался по 58 456 рублей за тонну, в то время как индекс Netback составлял 70 986 рублей за тонну», — рассказал эксперт.

Управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева пояснила, что экспортный нетбэк — это ценовой ориентир для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний, имеющих возможность отправлять свою продукцию на экспорт. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов.

В конце июля Минэнерго выступило с инициативой запретить экспорт бензина, когда биржевые цены достигли текущих максимумов. Однако правительство не стало вводить запрет на экспорт автомобильного топлива из России для стабилизации биржевых цен.

Поможет ли демпфер

Алексей Калачев считает, что демпфирующий механизм не в полной мере может компенсировать такую разницу между нетбэком и биржевой ценой. Руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова согласна с коллегой. «Демпфер действует в России с 2021 года.

Когда экспортная цена больше биржевой, государство доплачивает компаниям, чтобы они не отправляли на экспорт те объемы бензина, которые могли бы пойти на внутренний рынок. При этом если выплаты уже превысили акциз, то есть с бензина государство ничего не получит», — отметила она.

Сделки вне биржи

«Объем не менее 12% от производства автомобильного бензина и 8,5% дизельного топлива действительно позволяет сформировать рыночную цену на топливо. Но одновременно означает, что 88% сделок пройдут вне биржи», — предостерегает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

По его мнению, если, к примеру, на бирже предложение будет серьезно превышать спрос и биржевые цены уменьшатся, это повлияет и на внебиржевой рынок в сторону уменьшения.

«Но только до того момента, пока спрос с внебиржевого рынка не придет на биржу и не уравновесит цены. В условиях рыночной экономики и возможностям по экспорту бензина за границу цена на бензин внутри РФ стремится сравняться по маржинальности реализации для нефтяных компаний, с экспортной ценой на бензин.

Дополнительный анализ:  Импортозамещение электроники в России сравнили с имитацией: Госэкономика: Экономика:

Снижение цен уже осенью

В итоге после поступления новых объемов предложения на биржу можно будет ждать временного снижения оптовой цены на топливо внутри страны до конца октября, подсчитал для «Известий» Артем Тузов. «Но это временная мера, долгосрочно на цену на бензин влияет курс доллара и цена на нефть, если и доллар к рублю и цена на нефть будут продолжать рост, цена на бензин тоже продолжит рост.

Екатерина Косарева из WMT Consult полагает, что нынешняя ситуация с ценами не сможет долго продолжаться и уже в следующем месяце станет более сбалансированной. «По нашим подсчетам, благодаря демпфирующему механизму, возможному снижению мировых цен на нефть и растущему предложению топлива на бирже цены на бензин удастся сдержать и уже в сентябре мы можем увидеть небольшое снижение стоимости бензина. Наблюдайте внимательно за стелами на заправках», — оптимистично настроена эксперт.

Напомним, что средние потребительские цены на бензин в России со 2 по 8 августа выросли на 12 копеек и составили 48,68 рубля за литр. Средние цены на бензин марки Аи-92 выросли на 10 копеек — до 45,82 рубля за литр. Бензин Аи-95 подорожал на 11 копеек — до 49,58 рубля за литр, а стоимость бензина Аи-98 стала выше на 17 копеек — до 56,99 рубля за литр. Дизельное топливо выросло в цене на 13 копеек — до 50,48 рубля за литр.

Ольга Орлова отметила, что снижение цен на бензин вполне реально. «Но ожидать, что это будет значительное сокращение, точно не нужно. Ситуация на мировом и российском нефтяных рынках не так сильно этому способствует. Мы ожидаем осенью небольшую коррекцию цен», — сказала она.

Ранее заместитель министра Министерства энергетики России Павел Сорокин говорил, что литр бензина в рознице без демпфирующего механизма стоил бы на 15 рублей дороже, чем сейчас. Он заявлял, что демпфер компенсирует почти 20 тыс. рублей на тонну бензина. Всего в России за семь месяцев этого года цены на топливо выросли на 5,24%.

Трейдеры увидели риски роста цен на бензин

Трейдеры и владельцы независимых АЗС опасаются роста оптовых цен на бензин и дизельное топливо из-за двукратного снижения нормы обязательной продажи нефтепродуктов на бирже. Решение принято на фоне резкого падения их производства

Трейдеры и владельцы АЗС увидели риски роста оптовых цен на бензин и дизельное топливо из-за снижения производства на треть и сокращения нормативов его продаж нефтеперерабатывающими компаниями на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Владельцы независимых АЗС закупают более половины топлива на бирже, а теперь после снижения властями биржевых нормативов опасаются его дефицита.

Производство бензина в России в апреле, по данным ЦДУ ТЭК, упало на 33,5% к уровню марта, до 2,28 млн т, а дизельного топлива — на 16,5%, до 5,46 млн т. Поставки на внутренний рынок снизились еще больше: по бензину — на 37,4%, до 1,8 млн т, дизельного топлива — на 23%, до 2,55 млн т.

Одновременно с падением производства Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго 30 апреля подписали совместный приказ о снижении нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже для их производителей. Норматив продажи бензина на период до 30 июня будет снижен с 10 до 5% от объема его производства, дизельного топлива — с 6 до 3%. В ФАС сочли, что временное снижение нормативов продаж позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов.

Документ начал готовиться, когда из-за падения спроса на топливо, вызванного введенным во многих регионах режимом самоизоляции, биржевые цены на него упали. Как подсчитывали эксперты «Аналитика товарных рынков», в результате нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. Так, с 1 по 20 апреля АИ-92 подешевел в европейской части России на 14,1%, до 35,7 тыс. руб. за т на СПбМТСБ, привел расчеты гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий