БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Аналитика

Брикс в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития

БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития

Происходящая сейчас масштабная трансформация глобального хозяйства, обусловленная прежде всего экономическим подъёмом ведущих развивающихся стран, формирует многополярную карту мира с новыми центрами силы – странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Благодаря возросшей промышленной и финансовой мощи эти страны входят в число ключевых игроков на международных рынках товаров, услуг и капиталов, оказывая значительное, а порой и определяющее воздействие на их функционирование. Однако было бы преждевременно говорить, что уже в ближайшие годы представители объединения смогут добиться баланса сил в валютно-кредитных отношениях с США и Евросоюзом, преодолев их многолетнее доминирование в мировых финансах. Достижение такого баланса станет возможным лишь по мере превращения денежных единиц стран БРИКС во влиятельные резервные активы, способные потеснить доллар США и евро в обслуживании мирохозяйственных связей, и создания в них крупных международных финансовых центров, которые могут на равных конкурировать с Лондоном или Нью-Йорком.

Ключевые слова: факторы роста стран БРИКС, международные резервные валюты, валютная политика КНР, перспективы интернационализации юаня, российско-китайские торговые отношения.

BRICS Amid Global Instability: New Challenges and Prospects

Dmitrij Igorevich KONDRATOV,

Institute of Economics RAS

(32,Nakhimovskiy Prospect, Moscow, Russia,117218) – Leading Researcher, E-mail: dmikondratov@yandex.ru

Дмитрий Игоревич КОНДРАТОВ,

Институт экономики РАН

(117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32) – ведущий научный сотрудник, E-mail: dmikondratov@yandex.ru

УДК 339.5(100) 061.1 БРИКС ББК 65.428(0) К-642

DOI: 10.24411/2072-8042-2021-1-74-92

Аннотация

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

Abstract

The current large-scale transformation of the global economy driven primarily by the rise of the leading developing countries facilitates the transition towards a multipolar world order with new centres of power – the BRICS countries (Brazil, Russia, India, China and South Africa). These countries are among the key players in the international markets for goods, services and capital thanks to the increased industrial and financial power, thus enabling them to exert a significant and sometimes decisive influence. However, it would be premature to conclude that the member states could balance power with the United States and the European Union in the international monetary and financial system in the coming years, overcoming their long-term global financial dominance. Such a balance is subject to the national BRICS currencies becoming major reserve assets reducing the roles of the US dollar and euro in the world economy, and to creating large international financial centres that could compete on equal terms with London or New York.

Keywords: growth factors of the BRICS countries, international reserve currencies, China’s monetary policy, prospects for the internationalization of the yuan, Russian-Chinese trade relations.

За последние два десятилетия в расстановке сил в мировом хозяйстве произошли существенные изменения, обусловленные значительным ростом экономической мощи относительно небольшой группы развивающихся государств, которые принято называть странами с формирующимися рынками (СФР). Быстрые темпы прироста ВВП в СФР, как правило, сочетаются с активной трансформацией отраслевой и социальной структуры, что придаёт их развитию высокий динамизм [1]. Благодаря этому в 2000-2020 гг. СФР, по данным компании IHS Markit, смогли заметно укрепить свои позиции на международных рынках товаров, услуг и капиталов, серьёзно потеснив традиционных лидеров – развитые страны (см. рисунок 1). Доля СФР в мировом ВВП1 выросла с 39.1% в 2000 г. до 55.8% в 2020 г.; соответственно, увеличился и их вклад в темпы прироста мирового ВВП с 1.4 процентного пункта (п.п.) в 2001 г. до 2.1 п.п. в 2021 г.

Ключевыми государствами, обеспечивавшими в 2000-2020 гг. 52% (52.4%, включая ЮАР) прирост мирового ВВП, стали Китай, Индия, Россия и Бразилия – четыре крупнейшие страны с формирующимися рынками, входящие вместе с ЮАР в интеграционное объединение БРИКС. Высокие темпы экономического роста, достигавшие в 2000-2020 гг. в КНР в среднем 8.6% в год, в Индии – 5.9%, в России, Бразилии и ЮАР – 1.8-2.7%, позволили им значительно нарастить свои доли в глобальном производстве товаров и услуг, войти в число стран-лидеров по объёму привлекаемых прямых иностранных инвестиций и накопленных международных резервов, существенно улучшить ситуацию в бюджетной и социальной сферах, многократно увеличить масштабы внутреннего финансового рынка. Эти

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

успехи стали следствием проведённых в 2000-е годы в странах БРИКС глубоких институциональных реформ, способствовавших более полному раскрытию потенциала национальных хозяйств, который ранее не использовался по причинам структурного характера – из-за социалистических реформ в Китае, чрезмерного импортозамещения в Бразилии и Индии, политики апартеида в ЮАР.

Рис. 1. Структура мирового ВВП (по ППС в постоянных ценах 2021 г.) Fig.1. World GDP Structure (PPP Constant 2021 Prices)

Источник: IHS Markit (составлено по IHS MARKIT WORLD OVERVIEW: GDP COMPONENTS)

Перечень факторов роста в отдельных странах БРИКС различен [2]. Экономический подъём Китая и Индии базировался прежде всего на поддержании высоких показателей нормы сбережения и накопления, а также привлечении многочисленных и дешёвых трудовых ресурсов в экспортных производствах обрабатывающей промышленности. Бразилия и ЮАР – крупнейшие сырьевые экспортёры. Кроме того, большое значение для хозяйственной конъюнктуры имеют осуществляемые властями этих стран социальные программы, стимулирующие расширение конечного потребления домохозяйств, в том числе беднейших слоёв населения. Россия в 2000-е годы наращивала экспорт топливно-энергетических товаров и использовала потенциал ёмкого внутреннего потребительского рынка. Благодаря росту экономики заметно улучшилось благосостояние населения, по уровню которого наша страна, несмотря на замедление деловой активности в последние годы, опережает другие государства объединения (см. рисунок 2)2.

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

тыс. долл. США

2000 2002 2004 2006 2008 2021 2021 2021 2021 2021 2020

{0)

Россия —•—Китай —о—Индия —о—Бразилия —о—ЮАР

Рис. 2. ВВП (по ППС в постоянных ценах 2021 г.) на душу населения стран БРПКС (Россия = 100)

Fig.2. GDP (PPP in constant 2021 prices) per capita of the BRICS countries (Russia = 100) Источник: IHS Markit (составлено по IHS MARKIT WORLD OVERVIEW: GDP COMPONENTS)

Вопреки достигнутому прогрессу, в экономиках стран БРИКС сохраняются серьёзные дисбалансы, представляющие угрозу для их устойчивого развития. В Китае в силу институциональных факторов валовое накопление основного капитала чрезмерное, хозяйству свойственна ориентация на потребительский спрос, а экспорт товаров и услуг уже не служит опорой для прироста ВВП. Для Индии характерны диспропорции между накоплением и потреблением, которые воспроизводятся во многом из-за сохраняющейся бедности значительной части населения. В Бразилии и ЮАР, напротив, динамика ВВП определяется в первую очередь состоянием внутреннего спроса, тогда как показатели накопления и сбережения в них относительно невелики. В России дефицита сбережений в целом нет, однако имеющиеся финансовые ресурсы недостаточно эффективно работают на инвестирование, вследствие чего экономика сильно зависит от экспорта минеральных продуктов.

Всем странам БРИКС присущ также ряд общих социально-экономических проблем, в число которых входят неразвитость важнейших общественных институтов, большая доля теневого сектора, высокий уровень коррумпированности государственного аппарата, санкции, значительное социальное расслоение, усиливающаяся деградация экологических систем в районах промышленного производства и добычи сырья. Отмеченные трудности серьёзно ухудшают состояние предпринимательского климата в странах БРИКС, отражением чего служат их невысокие позиции в международных рейтингах ведения бизнеса. Так, в рейтинге Doing Business Россия занимает лишь 28 место среди 190 стран, Китай – 31, Индия – 63, ЮАР – 84 и Бразилия – 124.

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

Уязвимые места экономик БРИКС отчётливо проявились в период панде-мии-2020. На начальном этапе некоторые эксперты выражали надежду на “расщепление” экономических циклов в развитой и развивающейся частях мира, полагая, что на фоне рецессии в западных странах СФР смогут сохранить автономную динамику роста и выступить альтернативным локомотивом мирового хозяйства. Однако этого не произошло. В экономиках стран БРИКС в первом и втором кварталах 2020 г. наблюдалось резкое снижение ВВП. И если Китай, по прогнозу IHS, сумеет сохранить положительную динамику ВВП (на уровне 1.5%), то в Индии, ЮАР, Бразилии и России его объём сократится и будет составлять -6.9, -8.9, -7.0 и -6.0% соответственно.

Благодаря крупным антикризисным программам, а также улучшению глобальной конъюнктуры положительная динамика ВВП в странах БРИКС в третьем и четвёртом кварталах (в Китае – во втором) начала восстанавливаться. Но последовавшее после восстановительного роста ужесточение финансовых условий приведёт в 2022-2023 гг. к замедлению темпов роста ВВП. В последние годы точки перелома в процессе прохождения внутрихозяйственных циклов в ведущих странах СФР по-прежнему совпадали с изменением конъюнктуры в развитых странах, что опровергает гипотезу о “расщеплении” их экономических циклов.

Россия вследствие недостаточно диверсифицированной структуры национального производства, в которой непропорционально большую роль играют добыча и экспорт топливно-энергетических ресурсов, оказывается едва ли не самой уязвимой, если оценивать страны БРИКС с точки зрения возможного ухудшения внешней конъюнктуры. Более того, как показывают невысокие темпы прироста ВВП РФ в 2021-2021 гг., накопившиеся в экономике отраслевые и секторальные диспропорции не позволяют стране набрать высокую динамику даже при относительно благоприятной ценовой ситуации на международных рынках сырья. Всё это делает задачу модернизации и структурной перестройки отечественного хозяйства, направленной на обеспечение его устойчивого и сбалансированного развития, как никогда актуальной.

Модернизация потребует определённой корректировки национальной экономической политики. В отличие от других стран БРИКС, в России она сконцентрирована преимущественно на поддержании макроэкономической стабильности. При безусловной важности этой цели в перспективе основные усилия государства следовало бы направить на стимулирование качественных сдвигов в отечественном хозяйстве – наращивание выпуска высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, повышение производительности труда, увеличение доли инвестиций в основной капитал, подъём малого и среднего инновационного бизнеса. Переход к политике модернизации и промышленного развития, в свою очередь, предполагает более активное, последовательное и системное использование государством различных инструментов поддержки приоритетных отраслей и секторов экономики, включая

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

налоговые и таможенные льготы, государственно-частное партнёрство, предоставление кредитов, гарантий и инвестиций через федеральные и региональные институты развития.

Дополнительные возможности для ускорения процессов структурной перестройки экономики РФ открывает её политическое и экономическое сближение с ведущими развивающимися государствами – участниками интеграционного объединения БРИКС. В частности, оно создаёт предпосылки для расширения экспансии отечественного бизнеса на рынки этих стран, особенно в таких сегментах, как энергетика, аграрное производство, металлургия, транспортное и специальное машиностроение, финансово-банковская деятельность. Укрепление торгового и инвестиционного сотрудничества в указанных областях, где Россия обладает определёнными конкурентными преимуществами, будет способствовать формированию новых полюсов роста в отечественной экономике и усилению позиций страны на международных рынках несырьевой продукции.

БРИКС: ОТ МЕЧТЫ К РЕАЛЬНОСТИ

Ещё в 2001 г. эксперты американского инвестиционного банка Goldman Sachs объединили четыре крупнейшие страны с формирующимися рынками – Бразилию, Россию, Индию и Китай – в группу БРИК. В 2006 г. на полях Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (США) состоялась первая встреча стран, входящих в объединение. Её участники выразили намерение продолжать переговоры в ходе международных саммитов. В 2008 г. в Японии главы государств четырёх стран договорились о взаимодействии по актуальным экономическим вопросам.

16 июня 2009 г. на саммите в Екатеринбурге (Россия) главы государств сформулировали цель объединения – развитие активного и последовательного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. С того года встречи лидеров стали носить регулярный характер, постепенно складывалась структура экономического сотрудничества государств, согласовывались интересы стран объединения с остальным миром, прежде всего с Западной Европой и США. После присоединения в 2021 г. пятого участника – ЮАР – содружество обрело новое название – БРИКС. Предполагается, что к 2050 г. при сохранении экономической динамики суммарный ВВП стран БРИКС будет в 2.4 раза больше (или составлять 46.2% мирового ВВП), чем у развитых стран – членов Большой семёрки.

Дополнительный анализ:  Книга "Революция в аналитике. Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитики" - Билл Фрэнкс скачать бесплатно, читать онлайн

Поступательное развитие стран объединения в 2021-2021 гг., сохранение частью из них положительной динамики и во время пандемии побуждают некоторых международных аналитиков, в частности из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рассматривать этот блок как противовес развитым странам с их низкими темпами экономического роста на фоне затянувшейся рецессии.

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

В БРИКС нет секретариата, устава и иных установленных норм. Государства консолидировались для создания модели нового мира, которая позволит им выбрать путь развития [3].

Официальные саммиты БРИКС проходят ежегодно в одной из стран содружества. Соблюдается определённая очерёдность: Бразилия – 2021 г., Россия – 2021 г., Индия – 2021 г., Китай – 2021 г., ЮАР – 2021 г., Бразилия – 2021 г., Россия3 -2020 г. Председателем назначается страна-организатор саммита, она обеспечивает координацию текущей деятельности. Сейчас в рамках БРИКС существует более 20 форматов взаимодействия, в том числе по направлениям энергоэффективность, изменение климата, международные финансовые институты.

В 2021 г. завершился процесс создания пула валютных резервов, предназначенных для использования в чрезвычайных ситуациях, и начал функционировать Новый банк развития БРИКС с акционерным капиталом в 100 млрд долл. США.

Особенность БРИКС состоит в том, что каждый член объединения одновременно является ведущей экономикой на своём континенте или в регионе: Россия – в СНГ, Бразилия – в МЕРКОСУР – общем рынке стран Латинской Америки, ЮАР – в Сообществе развития Юга Африки, Индия – в Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, Китай – в Шанхайской организации сотрудничества. В указанных региональных интеграционных группировках страны, будучи партнёрами БРИКС, могут образовать БРИКС [3].

ФИНАНСОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ

В БРИКС Китай, в первую очередь, интересуют финансово-экономические вопросы. Одной из задач деятельности КНР в объединении является увеличение доли юаня в межгосударственных расчетах и придание ему роли международной валюты, что позволит снизить зависимость стран участниц от доллара США и евро. Государства выступают вместе, стремясь ограничить господствующую роль США в международных отношениях, усилить свою роль в мировом политико-экономическом порядке.

Инвестиционные возможности Поднебесной и потребности в капиталовложениях других членов БРИКС способствуют повышению экономической мощи КНР. Если во времена Дэн Сяопина страна в основном занималась внутренним развитием, то после прихода к власти Синь Цзинпина в 2021 г., нынешнее руководство Китая активизировало внешнеполитическую деятельность. КНР активно присутствует на международной арене и выступает в качестве глобального игрока. В этой связи БРИКС для Китая помогает расширить лидирующие позиции в мировой экономике.

В марте 2021 г. на Шанхайской международной энергетической бирже (Shanghai International Energy Exchange Co. – INE) стартовали торги нефтяными фьючерсами, номинированными в юанях. На подготовку проекта Китай потратил почти чет-

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

верть века. Наиболее активно он продвигался в последние шесть лет. Результат не заставил себя ждать: через несколько месяцев после запуска торгов западные аналитики назвали “шанхайский феномен” самым значительным событием за всю историю развития финансовых рынков. Созданный в рамках программы новый эталонный сорт нефти Shanghai Oil в первый же год стал теснить позиции признанных нефтяных брендов – американский WTI и британский Brent.

Во многом успех Shanghai Oil предопределила организация биржевого дела на Шанхайской международной энергетической бирже, которая считается филиалом Шанхайской биржи фьючерсов (Shanghai Futures Exchange – SHFE). INE была зарегистрирована 6 ноября 2021 г. в Китайской экспериментальной зоне свободной торговли (Шанхай), представляющей собой своеобразный полигон для экономических и социальных реформ. Сейчас в торгах на INE участвуют более 400 китайских и иностранных брокеров. Последние пока присматриваются, проводят тестовые сделки, готовясь в ближайшее время активизировать свою деятельность. Среди 40 международных посредников, получивших аккредитацию, большинство представляют Гонконг и Сингапур. О своём представительстве заявили известные финансовые корпорации J.P. Morgan Securities, GF Financial Markets Limited и Goldman Sachs International. На Шанхайской энергетической бирже ведут торги брокеры крупнейших мировых нефтяных трейдеров Glencore Plc и Trafigura. Стоит заметить, что российские участники на INE пока не регистрировались.

Примечательно, что в Шанхай с Нью-Йоркской товарной биржи (New York Mercantile Exchange – NYMEX) и Международной нефтяной биржи в Лондоне (в 2001 г. сменила название на ICE Futures Europe) перебрались все китайские трейдеры, а также представители добывающих нефтяных компаний КНР (Unipec, China National Petroleum Corp., Zhenhua Oil). Немаловажным событием для успешного ведения торгов стало освобождение трейдеров INE от налогов в течение трёх лет.

Многое было сделано для обеспечения физических поставок. Создана транспортная инфраструктура, позволяющая осуществлять доставку нефти по условиям фьючерсных контрактов, оборудованы восемь пунктов для хранения нефти. Эти меры привели к тому, что Шанхайская международная энергетическая биржа по объёмам торговли нефти опередила биржи в Дубаи, Токио и Сингапуре и вышла на третье место в мире после Нью-Йорка и Лондона.

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

Рис. 3. Импорт и добыча нефти, включая газоконденсатные жидкости, в КНР и США, млн т н.э.

Fig.3. Import and production of oil, including gas condensate liquids, to the PRC and the USA, million t

Примечание: 2020 г. – оценка

Источник: Международное энергетическое агентство, JODI, расчёты автора

С 2021 г. Китай как крупнейший мировой импортёр нефти обошёл США (см. рисунок 3). Учитывая эффект американской сланцевой революции и снижение китайской нефтедобычи в среднесрочной перспективе, КНР будет импортировать значительно больше нефти по сравнению с США.

НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ БРИКС

К перспективным направлениям сотрудничества относятся сферы энергетики и финансов, по которым объединение открывает дополнительные инвестиционные возможности. Важную роль в этом играет Новый банк развития БРИКС. В 2021 г. утверждены первые семь проектов, в том числе по возобновляемым источникам энергии, на сумму, превышающую 1.5 млрд долл. США. Один из них – строительство в Карелии двух гидроэлектростанций – Белопорожской ГЭС-1 и Белопорож-ской ГЭС-2 стоимостью 100 млн долл. и суммарной мощностью 50 МВт, которые входят в Кемский каскад ГЭС. Проект малых гидроэлектростанций стал первым в России, который профинансировал Новый банк развития БРИКС. На строительстве объекта, начавшемся в 2021 г., применяются новейшие технологии, которые увеличивают срок эксплуатации оборудования и КПД станций. При этом большая часть оборудования, включая турбины и электрогенераторы, производится в России. В конце 2021 г. на обеих электростанциях успешно осуществлён пробный запуск гидроагрегатов [3].

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

Банк получил высокие кредитные рейтинги AA от S&P и Fitch, открыв для себя доступ к международному рынку облигаций. В 2021 г. он поддержал установку объектов возобновляемой энергии совокупной генерируемой мощностью 1.5 тыс. МВт. В утверждённой стратегии развития на 2021-2021 гг. указывается, что общий объём одобренных банком кредитов к 2021 г. может составить от 32 до 44 млрд долл.

Распад СССР и крах прежней государственной идеологии поставили перед Россией проблему обретения новой идентичности. Речь идет не только о направленности внутренней трансформации, но и об определении подобающего традициям и возможностям нашей страны места на международной арене. Попытки интеграции путем форсированного вхождения в западное сообщество оказались в целом неудачными, хотя РФ и стала в свое время членом «Большой восьмерки». Причины состояли не столько в действительных расхождениях интересов, сколько в цивилизационных различиях, в восприятии Западом России как «побежденной в холодной войне», из чего следовали попытки навязать ей отвлеченные политико-идеологические схемы, на деле прикрывающие собственные интересы.

На таком фоне взаимодействие с крупными СФР, также идущими по пути реформ и созревшими для того, чтобы играть более весомую роль в мировой политике, значительно расширяет России пространство для маневра. Как отмечалось выше, термин «БРИК», сначала выглядевший как чисто аналитическая конструкция, постепенно стал наполняться практическим содержанием. С 2006 г. начались консультации в многостороннем формате на уровне глав Министерств иностранных дел, а в 2009 г. прошла первая встреча руководителей государств БРИК. С тех пор такие саммиты проводятся ежегодно. Взаимодействие в формате БРИКС привлекательно для России уже тем, что его участники демонстрируют толерантное отношение к особенностям политико-идеологических систем в странах-партнерах. Они делают акцент не на различиях, а на общности интересов, определяемой сходством переживаемых ими моментов в процессе развития. Тем не менее остается открытым вопрос, каким образом Россия может наиболее эффективно использовать сотрудничество в БРИКС для модернизации своей экономики.

Начало многостороннего диалога в рамках БРИКС происходило в период мирового кризиса 2007-2009 гг., и координация усилий стран пятерки вылилась прежде всего в совместные инициативы по реформированию глобальной системы финансового регулирования. По мнению глав государств стран БРИКС, существующая международная валютно-финансовая архитектура устарела. Фактическое доминирование стран Западной Европы и США при принятии решений в Международном валютном фонде и Всемирном банке вошло в противоречие с усилившейся ролью СФР в мировой экономике. Зарождение кризиса именно в США лишний раз засвидетельствовало, насколько проблематична ситуация, когда национальная денежная

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

единиц определенной страны, пусть и самой мощной в экономическом отношении, выступает одновременно в качестве мировой резервной валюты.

По итогам антикризисных саммитов «Большой двадцатки» в Питтсбурге (США) и Сеуле (Республика Корея) странам БРИКС удалось добиться перераспределения квот в свою пользу в уставном капитале МВФ. Совокупная их доля увеличилась на 3,35 п.п. с 11,49% до 14,84%. Кроме того, в апреле 2021 г. было утверждено перераспределение долей голосов при принятии во Всемирном банке, в результате которого наиболее ощутимый выигрыш получили Китай и Индия.

Однако предложения, выдвигаемые в некоторых странах БРИКС, об использовании их валют в качестве резервных, о включении таких валют в корзину СДР (за исключением китайского юаня), или конструировании новой наднациональной валюты, пока не выглядят достаточно обоснованными. Среди государств БРИКС режимы регулирования, близкие к полной конвертируемости национальной денежной единицы, имеют только Бразилия, Россия и ЮАР. Валюты трех государств пока используются как средство международных расчетов в отношениях с соседними государствами. Впрочем, это свойственно и валютам Индии и Китая – стран, где переход к полной конвертируемости рассматривается властями только в качестве перспективной цели, к достижению которой следует двигаться через ряд промежуточных этапов.

Рис. 4. Экспорт КНР, млрд долл. США Рис. 5. Экспорт Бразилии, млрд долл. США Fig.4. Export of China, USD billion Fig. 5. Brazilian exports, USD billion

Источник: Международный валютный фонд (база данных Direction of Trade Statistics)

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

Рис. 6. Экспорт Индии, млрд долл. США Рис. 7. Экспорт ЮАР, млрд долл. США Fig.6. Exports of India, USD billion Fig. 7. Export of South Africa, USD billion

Источник: Международный валютный фонд (база данных Direction of Trade Statistics)

ню.;: зоо.: 200.: iao.:

3015 2021 2JC17 2021 201S

■ Бразшжя ■ Км там ■ Индия иЮАР США иЗвна евро ■ Иные развитые страны ■ И ные страны

____-____™ т_ 449.2 41Э.7

гае.;

_ _

щ

Ш

– –

Рис. 8. Экспорт товаров Российской Федерации, млрд долл. США Fig. 8. Export of goods of the Russian Federation, USD billion

Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации (база данных Таможенная статистика Российской Федерации)

Страны БРИКС уже сделали определенные шаги к использованию национальных валют в расчетах между собой. На саммите в Дели (2021 г., Индия) были подписаны Генеральное соглашение об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах БРИКС и Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов.

В поисках оптимальной модели сотрудничества. Проблема расчетов в национальных валютах станет актуальной в случае резкого роста масштабов торговли и инвестиций внутри БРИКС. Но пока положение дел с этим довольно сложное, причем Россия в многостороннем сотрудничестве в рамках БРИКС выглядит едва ли не слабым звеном. У всех стран объединения совокупные показатели торгов-

1 – 2021

Дополнительный анализ:  TerraLUNA Unity - будущее мира инвестиций

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

ли товарами с развитыми странами значительно превышают объемы их поставок между собой (Рис. 4-Рис. 8). У России по-настоящему крупным выглядит товарооборот только с Китаем (в 2021 г., по данным ФТС России, объем российско-китайской торговли увеличился на 3,0% по сравнению с 2021 г. и составил 111,5 млрд долл. США. В 2021 г. импорт России из КНР вырос на 3,7% г/г до 54,1 млрд долл. США, экспорт товаров – на 2,3% г/г до 57,3 млрд долл. США), но его структура в последние годы складывается для нашей страны крайне неблагоприятно. Доля механических устройств, оборудования и транспортных средств (т.н. инвестиционный экспорт) в поставках РФ в КНР, еще в 2009 г. составляла 6,2%, в 2021 г. снизилась до 4,8%.

Рис. 9. Структура экспорта России в КНР Рис. 10. Структура импорта России из КНР Fig. 9. Structure of Russian exports to the PRC Fig. 10. Structure of Russian imports from China Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации (база данных Таможенная статистика Российской Федерации)

Около 70% российского товарного экспорта в Китай в 2021 г. (см. рисунок 9) приходилось на топливно-энергетические товары (в основном сырая нефть, нефтепродукты и уголь). Велики также поставки древесины, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и продукция химической промышленности. В то же время в структуре российского импорта из КНР в 2021 г. стали (см. рисунок 10) механические устройства, оборудование и транспортные средства (57,0%), текстиль и обувь (10,8%) и продукция химической промышленности (10,2%).

Объемы торговли России с остальными странами БРИКС относительно невелики: в 2021 г. внешнеторговый оборот с Индией составил 11,2 млрд долл. США, Бразилией – 4,6 млрд, ЮАР – 1,1 млрд. Только в поставках в Индию достаточно весома доля инвестиционного экспорта (около 21,3% в 2021 г.), в импорте – меха-

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

нические устройства и оборудование (31,5%) и продукция химической промышленности (30,5%). Из Бразилии и ЮАР импортируются в основном продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (68,7% – из Бразилии, 32,0% – из ЮАР), а экспортируются – продукция химической промышленности (80,4% – в Бразилию, 33,2% – в ЮАР).

Налицо, таким образом, ситуация, когда Россия, будучи наиболее развитой из стран БРИКС, не реализует свои преимущества в отношениях с этими партнерами. Изменить ее и сделать сотрудничество в БРИКС действительно продуктивным, как представляется, можно в том случае, если в самой России будет осуществляться комплексная структурная трансформация. При этом безосновательны надежды на то, что капиталы и технологии стран БРИКС смогут стать более эффективными катализаторами российской модернизации, чем их западные аналоги. Речь должна идти о другом – об использовании сильных сторон самой отечественной экономики. Политика государства призвана стимулировать экспортную и инвестиционную экспансию российских компаний на рынки стран БРИКС, не сводящуюся к наращиванию вывоза и добычи углеводородов и других сырьевых товаров.

Объективно имеющиеся у отечественной экономики конкурентные преимущества, связанные с весомым технологическим потенциалом, накопленными капиталами и достаточно высоким качеством трудовых ресурсов действительно будет легче поначалу использовать на рынках именно развивающихся, а не развитых государств. Реальность такова, что для других стран БРИКС присутствие российских компаний, в том числе государственных, может быть полезным во многих проблемных зонах их собственных экономик. Такое взаимовыгодное сотрудничество может происходить, в частности, в следующих областях:

□ в сфере энергетики возможно согласование интересов крупных экспортеров природных ресурсов (Россия, Бразилия и ЮАР) и импортеров (Китай и Индия). Ради обретения большей автономии от колебания цен на западных рынках страны БРИКС могли бы создать совместную товарно-сырьевые биржу, расширив тем самым пространство деятельности Биржевого альянса БРИКС, ныне ограничивающееся фондовыми площадками;

□ в аграрной сфере для перенаселенных стран (Китай, Индия) остается актуальной проблема продовольственной безопасности. Россия за последние годы стала одним из крупнейших экспортеров зерна и некоторых других сельскохозяйственных угодий, но рынки БРИКС отечественными компаниями пока не осваиваются;

□ в финансовой сфере все государства БРИКС предпринимают усилия по диверсификации структуры собственности в своих банковских системах. Отечественные кредитные институты при поддержке государства могли бы принять активное участие в таких приватизационных программах. Кроме того, уже начавше-

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

87 0

еся между странами БРИКС согласование стандартов регулирования финансовых рынков в перспективе может вылиться в создание ими совестных рейтинговых агентств, способных в своих оценках лучше, чем западные конкуренты, учитывая особенности экономик СФР.

Что же касается возможностей сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, включая авиастроение, судостроение, телекоммуникации, информатику и биотехнологии, то их не стоит переоценивать. В данных областях страны БРИКС, как правило, выступают прямыми конкурентами, поддерживающими свои компании протекционистскими инструментами. Инвестиционное сотрудничество здесь может быть перспективно в лишь определенных нишах, где у нашей страны есть технологические или финансовые преимущества.

Таким образом, сотрудничество в БРИКС будет перспективно для России в том случае, если в ней самой будет проводиться комплексная политика развития, включающая в том числе стимулирование экспансии национальных компаний на зарубежные рынки.

Рис. 11. Товарооборот между КНР и Россией Рис. 12. Импорт нефти КНР Fig. 11. Trade turnover between China and Russia Fig. 12. PRC oil imports

Источник: Главное таможенное управление Китая

2»1£ ;;ic 2-1-■ 2021 ‘ 201 ° 20,8 2:17 2021 201-

— иипортугля —=—Доля РФ в. поставь**угля -3—^аля F4* е -еф-епкду^ое

Рис. 13. Импорт угля КНР Рис. 14. Импорт нефтепродуктов КНР

Fig. 13. Import of coal from the PRC Fig. 14. Import ofpetroleum products of the PRC Источник: Главное таможенное управление Китая

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

2Я1 i 2021 2021 201Е 201S

Иыпорт газа —О— Доля РФ в поставках газа

Рис. 15. Импорт газа КНР, включая СПГ Fig. 15. Import of PRC gas, including LNG Источник: Главное таможенное управление Китая

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В структуре китайского импорта из нашей страны основная доля поставок приходится на топливно-энергетические товары, в основном нефть и уголь. Сотрудничество в рамках БРИКС позволяет КНР удовлетворять растущие потребности в энергоносителях, по импорту которых страна занимает первое место в мире: 778.7 млн т н.э. в 2021 г., или около 13.5% мирового импорта первичных энергоресурсов, в частности, доля Китая в импорте нефти в 2021 г. составила 20.8% и угля – 21%, газа (включая СПГ) – 10,1% и нефтепродуктов – 4,7%. Кроме того, в 2009 г. страны заключили соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере. Россия стала одним из крупнейших поставщиков нефти в Китай. В 2021 г. доля нашей страны в импорте нефти, по данным Главного таможенного управления КНР, составила 15.4% (Саудовской Аравии – 16.5%). За этот период импорт нефти из РФ превысил 77.7 млн т (см. рисунок 12), что на 8.6% выше уровня 2021 г. (данные отличаются от показателей таможенной статистики РФ).

В 2021 г. объём поставок российского угля в Китай достиг 32.2 млн т (Рис. 13), что на 4.9 млн т больше уровня 2021 г., в том числе импорт энергетического угля составил 17.2 млн т ( 2.4 млн т к уровню 2021 г.), коксующегося – 5.4 млн т ( 1.1 млн т), лигнита – 3.1 млн т ( 1.9 млн т) и антрацита – 6.5 млн т (-0.5 млн т).

Объём поставок нефтепродуктов (доля РФ в импорте КНР в 2021 г. составила 3.8%) и газа, включая СПГ (около 2.6%), незначителен (Рис. 14 и Рис. 15). Вместе с тем ожидается, что по мере роста экспорта российского газа по магистральной системе “Сила Сибири” (в 2021 г. – 0.328 млрд м3) доля трубопроводных поставок голубого топлива в КНР будет увеличиваться (см. рисунок 16).

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

89 Q

СП1Т— [ТЭи^Г^-СП*— ртэи^р^-сп

rjrjrjrjrjrjrjrjrjrjrjrjrjrjrjrj ■ Сила Сибири – 1 “Сила Сибири -2

Рис. 16. Прогноз экспорта трубопроводного газа из РФ в КНР

Fig. 16. Forecast of export ofpipeline gas from the Russian Federation to the PRC

Источники: ПАО “Газпром”, расчёты автора

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Примером сотрудничества России и Китая в нефтедобывающей сфере является предприятие «Удмуртнефть», которое с 2006 г. работает под управлением «Роснефти» и китайской нефтехимической корпорации 8торес.

Несмотря на то что история отношений двух стран в эпоху СССР была довольно сложной, в настоящее время сотрудничество между Китаем и Россией находятся на достаточно высоком уровне и продолжают развиваться. Партнерские отношения двух стран фактически являются основным фактором формирования и развития объединения пяти государств, а ведущее место КНР в сфере экономики и влияние РФ в сфере политики укрепляют статус объединения. Поэтому Китай и Россия – одно из самых важных звеньев не только в БРИКС, но и в международной политике.

* * *

Многосторонний диалог в рамках БРИКС начался в период мирового финансового кризиса, и координация усилий стран пятёрки вылилась прежде всего в совместные инициативы по реформированию глобальной системы финансового регулирования. По мнению руководства объединения, существующая международная валютно-финансовая архитектура устарела. Фактическое доминирование США и стран Евросоюза при принятии решений в Международном валютном фонде и Всемирном банке вошло в противоречие с усилившейся ролью БРИКС в мировой экономике и финансах. Финансовый кризис 2007-2009 гг. в США лишний раз показал проблематичность ситуации, когда национальная денежная единица определённой страны, пусть и самой мощной в финансовом отношении, выступает одновременно в качестве мировой резервной валюты.

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

По итогам антикризисных саммитов Большой двадцатки в Питтсбурге (США) и Сеуле (Республика Корея) странам БРИКС удалось добиться перераспределения квот в свою пользу в уставном капитале МВФ. Их совокупная доля увеличилась на 3.35 п.п. с 11.49 до 14.84%. Кроме того, в апреле 2021 г. было утверждено перераспределение долей голосов при принятии решений во Всемирном банке, в результате чего наиболее ощутимый выигрыш получили Китай и Индия.

Однако выдвигаемые некоторыми странами БРИКС предложения об использовании их валют в качестве резервных, о включении таких валют (кроме китайского юаня) в корзину SDR или конструировании новой наднациональной валюты пока не выглядят достаточно обоснованными. Среди государств объединения режимы регулирования, близкие к полной конвертируемости национальной денежной единицы, имеют только Бразилия, Россия и ЮАР. Валюты трёх стран используются как средство международных расчётов в отношениях с соседними государствами. Впрочем, то же можно сказать и о валютах Индии и Китая, где переход к полной конвертируемости рассматривается властями только как перспективная цель, к достижению которой следует двигаться через ряд промежуточных этапов.

Страны БРИКС уже приняли ряд решений по использованию национальных валют в межгосударственных расчётах. На саммите 2021 г. в Дели (Индия) подписаны Генеральное соглашение об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах БРИКС и Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов.

Как показал кризис 2020 г., необходимым условием устойчивого развития выступает последовательное укрепление позиций стран с формирующимися рынками в глобальных финансах, которое обеспечивает ресурсную базу для долгосрочного инновационного роста стран содружества. Это потребует формирования крупных международных финансовых центров в странах БРИКС, ускорение процессов интернационализации национальных валют, создание действенных механизмов государственного регулирования трансграничных финансовых потоков. В частности, государства могли бы стимулировать импорт и экспорт инвестиций по наиболее значимым для стран БРИКС направлениям, предоставляя, главным образом через институты развития, кредиты, гарантии и другие виды финансовой поддержки приоритетным международным проектам и сделкам. Фондирование подобных операций целесообразно проводить преимущественно за счёт средств, привлекаемых институтами развития на внутреннем и внешних рынках капитала путём выпуска долговых ценных бумаг.

1 – 2021

Российский внешнеэкономический вестник

91 Q

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Здесь и далее ВВП по паритету покупательной способности (I II 1С) в постоянных ценах 2021 г.

2 Несмотря на замедление экономической активности в России, реальный ВВП на душу населения РФ (по ППС в ценах 2021 г.) в 2020 г., по оценкам IHS, составил 25,913 тыс. долл. США, что на 28,7% выше, чем в Китае.

Дополнительный анализ:  Анализ рынка земли московской области 2021 | Юрофарт

3 Саммит БРИКС должен был состояться 21-23 июля 2020 г. в Санкт-Петербурге, но из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции, перенесён.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Петров М.В., Плисецкий Д.Е. Трансформация глобальных финансов // МЭ и МО. 2021. № 7. С. 3-22.

2. Трансформация глобальной экономики: роль ведущих развивающихся стран // Вектор, оценки, прогнозы, приоритеты. 2021. № 15. С. 3-68.

3. ТЭК в фокусе стран БРИКС // ТЭК России. 2020. № 8. С. 14-28.

REFERENCES

1. Petrov M., Pliseckij D. (2021). Transformaciya globalnyh finansov [The transformation of global finance]. ME i MO, № 7, pp. 3-22.

2. VTB (2021). Transformaciya globalnoj ekonomiki: rol vedushih razvivayushihsya stran [Transforming the Global Economy: The Role of Leading Developing Countries]. Ekspertno-analiticheskij zhurnal, 2021, June. № 15. р. 3-68.

3. CDU (2020). TEK v fokuse stran BRIKS [Fuel and energy complex in the focus of the BRICS countries]. TEK Rossii, № 8, pp. 14-28.

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

1 – 2021

Иван громский: российский взгляд на страны брикс

В последние пару недель сразу несколько друзей и партнеров обратили мое внимание на необычное обстоятельство: Администрация Президента в качестве памятного подарка к окончанию года председательства России в БРИКС прислала им на память об этом событии пятитомник, посвященный этим странам. Статус издания подчеркивается двухстраничным по объему предисловием Президента Российской Федерации. Книги вышли сразу и на русском, и на английском — рабочем языке БРИКС. Неожиданным стало то, что книги эти оказались не просто «юбилейным коллажем», но реально серьезной страноведческой работой, несмотря на формальный жанр «подарка к торжеству» оказавшейся глубоким и всесторонним взглядом на пять совершенно разных и обладающих самобытными культурами стран. А так как и я стал обладателем пятитомника, получив его в подарок от автора проекта, к тому же — нашего постоянного автора, то предлагаю вниманию читателя наш с ним разговор об этом издании.

БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Андрей Хазин, академик Российской Академии Художеств, профессор и заведующий кафедрой МГУ им. М.В.Ломоносова, автор проекта и руководитель авторского коллектива пятитомника.

— Андрей! Мы будем же «на ты», как обычно? Издание, посвященное БРИКС стало как бы продолжением линейки твоих «страновых» и «регионоведческих» книг. Предыдущие, в особенности посвященные Дальнему Востоку и Крыму, также имея официальную миссию, стали своего рода мини-энциклопедиями по этим частям страны. Что концептуально поменялось при подготовке проекта, посвященного БРИКС?

— Во первых строках хочу выразить благодарность за интерес Полит.ру к нашей работе. В нашем культурном пространстве сейчас очень не хватает научно-популярного и просветительского контента. В этом смысле, Полит.ру — один из форпостов того уходящего мира, который в моем детстве был представлен выдающимися изданиями «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Вокруг света», «Химия и жизнь», а потом и переводным «В мире науки», телепередачами «Очевидное-невероятное», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и, конечно, невероятной по качеству и обилию литературой. Сейчас занятому взрослому человеку или школьнику почти негде найти нужный контент, вы же являетесь своего рода путеводителем — от астрономии до археологии и генетики. Можно получить у вас краткие аннотации, а при интересе — и самому заглянуть поглубже. Это для меня очень ценно!

Наш пятитомник, посвященный странам БРИКС, изначально был предназначен к своей официальной миссии — мы хотели сделать такую книгу, которая стала бы подарком от принимающей стороны членам делегаций. И в этом и есть отличие от других книг, о которых ты сказал. Если те же «Крым» и «Дальний Восток» предназначались гостям на экономическом форуме, то тут и уровень другой, и взгляд с другого угла. Придумав идею, мы обратились в Оргкомитет года председательства России, получили предварительное одобрение идеи, и тогда и сформировали окончательную концепцию.

— Мы — это кто?

— Разговор был в кабинете Президента нашей Академии Зураба Церетели, была Татьяна Кочемасова, наш вице-президент. Конец февраля или начало марта, ожидание весны, разговор о планах на лето (кто б знал!!!). Принес я показать свою с В.Ю. Волдаевой новую книгу, посвященную 100-летию Гохрана. Впервые для нее за много десятков лет отфотографировали предметы из Алмазного фонда, мы как раз это и обсуждали. Вспомнили предстоящие события, в том числе саммит БРИКС (должен был состояться в Петербурге в конце июля). Питер — место возникновения Академии, подумали, что надо бы подарить гостям книгу о русском изобразительном искусстве, сводить в Институт Репина. Вспомнили, что традиционный подарок главам государств и членам делегаций на таких мероприятиях — книги, и мы решили замахнуться на большее.

— Теперь понятно, почему в книгах так много про живопись, скульптуру, книжные иллюстрации и другие «подведомственные» РАХ искусства!

— А это и логично: и изобразительное искусство, и музыка, и архитектура не требуют перевода: смотри, и все поймешь сам! Но мы постарались выдержать академический уровень и по мере возможности охватить все сферы человеческой деятельности. Поэтому в книге о Китае вы увидите авторство и Ильи Сергеевича Смирнова, нашего выдающегося синолога, директора Института восточных исследований и античности НИУ ВШЭ, в книге о ЮАР — Владимира Геннадьевич Шубина, легендарного специалиста по этой стране, и Ирину Олеговну Абрамову, знающую об Африке, по-моему, все, в книге о Бразилии — Людмилу Николаевну Симонову из Института Латинской Америки РАН, об Индии — Екатерину Львовну Комиссарчук, также из Института, возглавляемого И.С.Смирновым, о музыке писала Ирина Анатольевна Никитина, и другие очень знающие люди приняли участие в создании всех томов.

— Что еще концептуально важного для авторов удалось вложить в книги?

— Год председательства России совпал с 75-летием Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Мы поставили перед собой две задачи: доказательно представить решающий вклад нашей страны в Победу, и показать роль стран-партнеров по БРИКС в совместной борьбе. Тут открылось множество поразительных обстоятельств, как, например, то что Мадагаскарская операция союзников смогла быть проведена только потому, что Африку огибали тогда наш ледокол «Микоян» с двумя танкерами сопровождения, шедшими на Дальний Восток, и по приказу из Кремля с этих танкеров было передано 30 тысяч тонн топлива кораблям союзников, которые и осуществили благодаря этому десантную операцию, опередив ненамного японцев, которые по разрешению правительства Виши собирались оборудовать на Мадагаскаре военно-морскую базу и перерезать оба пути из Европы на тихоокеанский театр военных действий. У союзников и войска нашлись, и десантные суда, а топлива не было! А наши в 1942 году оказались там! А потом дошли до Дальнего Востока! Почти никто об этом не знал, а ведь это какой-то нереальный героизм!

Или нашли Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами индийских военнослужащих — за Иран. Фото потрясающее — встреча в августе 41-го в центре Ирана наших и индийских войск. В источнике не было указано личности командира РККА на фото — а это был Толбухин! Индийцы же первые вышли на границу Италии с Югославией, и они, и бразильцы освободили некоторые важнейшие итальянские города! а ЮАСовские военнослужащие принимали участие в нашей Львовско-Сандомирской операции и Северных конвоях, многие награждены нашими медалями. Ну а Китай — это вообще поразительно! Особенно трогательны фото совместных парадов РККА и НОАК в 45-м, сразу после капитуляции японцев, и наших солдат на троне Маньчжоу-Го!

БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

— Ордена, конечно, заметны во всех книгах!

— Ну, это же не только вкусовщина! Понятно, что не могу удержаться и не вставить ордена в любое свое издание. Но тут-то важно другое — в каждой книге рассмотрены национальные символы. А в отличие от гимна, герба и флага, государственные награды — это национальный символ, который связывает отдельного гражданина с нацией, отмечает его служение! Орден — это, в первую очередь, его кавалеры и их подвиги и заслуги!

— Ну и наши люди в странах БРИКС?

— Да, это потрясающий слой культуры! Величайшие писательницы Южной Африки и Бразилии — из Российской империи, крупнейший художник ЮАР — Третчиков — родился у нас, в той же ЮАР знаменитый на весь мир пианист Райкин — двоюродный брат Аркадия Исааковича, родился в Риге. Или прекрасный портрет-граффити Майи Плисецкой на площади её имени в Москве бразильского художника! А выдающиеся серии работ Верещагина из Индии и Китая! Ну а «спаситель миллионов», национальный герой Индии — доктор Хавкин?! Сейчас его подвиг особенно актуален: он создал вакцины от многих страшных болезней, сам привил десятки тысяч человек.

А Нур Инайят Хан, национальная героиня Индии, Франции и Великобритании, одна из четырех в истории дам, награжденных Крестом Георга, дольше всех продержавшаяся радистка Сопротивления во Франции, а до войны — переведенная на десятки языков знаменитая детская писательница? Она родилась в Москве!

— Книга яркая, много иллюстраций, но очень информативная. Много фактологии. Так сейчас редко делают.

— Old school! Старались, как могли. И, конечно, очень помогли спонсоры — и Сбер, и Газпромбанк, и МКБ, и «Росатом». Без них, тем более при текущих обстоятельствах, мы бы не справились. Мне кажется, реально получилось научно-популярное издание. Мы старались. Очень.

Сейчас книги разосланы от имени Оргкомитета года председательства России членам Правительства, Делового Совета БРИКС, в крупные компании, университеты, и т.д. Мне кажется, что они бы не были лишними в школьных библиотеках!

Масп брикс | brics alliance

АНО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ БРИКС»

– это сообщество экспертов и специалистов по установлению и развитию общественных международных связей в различных областях, оптимальному подбору партнеров для продвижения проектов международного формата, согласующихся с общими программами БРИКС.

Международный федеральный уровень компетентности и поддержки – международным гражданским инициативам.

На данной площадке решаются вопросы оценки актуальности проектов, трудоемкости их запуска, способов решения текущих и будущих проблем, прогнозирования – и многие другие. Все это – повод для членства и участия. Все это – повод для поддержки со стороны государственных структур и путь к развитию общества на базе реальных результатов и гражданских инициатив, не ослабляющих, но укрепляющих федеральную власть и созидательное международное сотрудничество.

Одним из ведущих факторов социальной дестабилизации, приводящей к различным негативным и даже деструктивным явлениям во многих государствах – и в особенности в странах, где уровень жизни и образования населения находится ниже критической отметки, – является сегодня возрастающий разрыв между стратегией управления и повседневной жизнью общества.

Разрыв этот, прежде всего, находится в информационном поле: чаще всего те слои населения, которые более всего восприимчивы для деструктивной агитации, не могут сопоставить свой уровень жизни с декларируемыми правительством перспективами развития, не в состоянии найти способ реализовать личные тактические задачи на фоне глобальных государственных стратегических процессов.

При таком положении дел тем, кто заинтересован в дестабилизации общества, несложно трактовать временные трудности переходных периодов, как отсутствие желания правящей администрации проявлять заботу о собственном населении, как недобросовестность чиновников, нечистоплотность финансовой системы и т.п. Все это ведет в результате к спонтанным попыткам исправить положение «снизу» – попыткам, которые при наличии недоброй воли, несложно направить на деструкцию управления, революционный процесс, терроризм.

В сложившейся ситуации есть и недоработки власти: чаще всего в условиях кризисов и усиливающегося внешнего давления у правительств не хватает сил и времени для того, чтобы проводить достаточную разъяснительную работу с населением. В то же время, результативность традиционной работы снижается за счет проблем с недобросовестными исполнителями, необходимостью противопоставлять собственные трактовки (долгосрочные) аргументам оппонентов (базирующихся на конкретных недостатках и ошибках).

Сказанное в полной мере относится как ко внутригосударственным проблемам, так и к проблемам межгосударственных отношений, в которых долгосрочность проектов увеличивается зачастую на порядок, а «короткие результаты» не несут населению достаточной информации о происходящих изменениях. Проблема может и должна решаться за счет создания специальных программ и проектов, экстраполирующих каждый положительный сдвиг в глобальной внутригосударственной и внешней политике на жизнь общества. Особенно важное – принципиальное – значение при этом принимает поддержка гражданских инициатив, реализация которых создает зримую и прочную связь между населением и властью, реализует прочную реальную основу для опоры и строительства глобальных улучшений и инноваций.

Необходимо признать и тот факт, что порой гражданские инициативы несут в себе даже большую эффективность, чем те, которые направлены в общество «сверху». Поддержка позитивных инициатив «снизу» дает и дополнительный положительный эффект, как материальный (создание новых рабочих мест, повышение социальных гарантий и уровня жизни), так и моральный (население – и в особенности молодежь – получают способ реализации собственной социальной активности для достижения роста и прогресса в своем коллективе, регионе, государстве).

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
Сокращение БРИК (BRIC) было впервые предложено аналитиком Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic (Кирпичи для новой экономики). До 2021 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2021 года, по заявлению индийского министра финансов, с этого времени группа стала носить название BRICS.
Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.
Организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского (Россия) экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов и др.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector